Главная |
страница 1
Элективный курс «Художественное плетение из лозы».
Итого: 35 часов. Календарно-тематический план элективного курса «Основы корзиноплетения».
Итого: 35 часов. Пояснительная записка Данная программа является действенной формой подготовки учащихся по освоению профессии корзиноплетения. Она составлена так, чтобы ученик освоил технологию плетения изделия, с соблюдением технических условий и стандартов на готовую продукцию. В процессе теоретического обучения приобретаются знания, необходимые для профессии по плетению корзин. Во время практической работы учащихся приобретают навыки и умения по плетению, а также приобретается первоначальный профессиональный опыт. К работе допускаются только учащиеся прошедшие первичный инструктаж по технике безопасности. Курс рассчитан на 35 часов .Его изучение будет способствовать формированию профессиональной направленности личности учащихся. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний по корзиноплетению и на отработку приемов и способов плетения. Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы корзиноплетения» составлена на основе учебного плана и программы для подготовки рабочих по плетению корзин. Основная цель программы:
Задачи:
Курс расчитан на 35 учебных часов.Его изучение будет способствовать формированию профессиональной направленности личности учащихся.Во время обучения ученик знакомится с технологией плетения изделия ,с техническими условиями и стандартом на готовую продукцию. Литература для учителя 1. Учебный план и программы для подготовки рабочих на производстве по профессии «Плетельщик корзин» в лесном хозяйстве. М 1989 г. 2. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов М. Просвещение. 1992 г. 3.А.А.Бескодаров. Художественное плетение из ивового прута. «Лесная промышленность» 1985 г. 4. Ф.Ф.Трапезников. Плетение из ивового прута и бересты. М.!992. 5. Ф.К.Федотов. Волшебный мир дерева. М. Просвещение. 1990 г. 6. В.П. Литвинов. Основы лесоводства. М. Просвещение. 1996. г. 1. А.А.Бескодаров. Художественное плетение из ивового прута. «Лесная промышленность» 1985 г. 2. Ф.Ф.Трапезников. Плетение из ивового прута и бересты. М.!992. 3. Ф.К.Федотов. Волшебный мир дерева. М. Просвещение. 1990 г. 4. В.Т.Таболин. Плетение из лозы. М.Просвещение. 2002 г. Элективный курс «Основы корзиноплетения» Тема 1. Вводное занятие – 2 часа. Ознакомление с программой обучения, структурой курса. Общие сведения о рациональном использовании лесных ресурсов. Основные древесные породы, виды ивовых культур. Экскурсия в цех корзиноплетения. Тема 2. Основы корзиночных изделий – 4 часа. Инструменты и приемы плетения. Подготовка прутьев к плетению. Виды и технология плетения донышек. Тема 3. Изготовление круглого донышка – 4 часа. Освоение технологии плетения круглого донышка на тренажере и с применением ивовых прутьев. Тема 4. Изготовление овального донышка – 4 часа. Ознакомление с особенностями плетения. Правильный подбор материала для донных стоек. Тема 5. Установка и оплетение стояков – 4 часа. Ознакомление с видами плетения. Простое плетение, плетение в шахматку. Освоение прямого плетения на тренажере. Освоение технологии плетения донышка и стенок изделия. Научить навыкам плетения с уплотнением стенок при помощи диска. Приобретение навыков по плетению на тренажере нижней и верхней кромок. Особенности плетения кромки в четыре пары прутьев. Тема 8. Оплетение ручки – 2 часа. Подбор и установка прутьев для обвивания основы в зависимости от толщины ручки. Оформление заплётки ручки и креплен6ие в бортик. Тема 9. Окончательная обработка изделия – 4 часа. По завершению плетения изделия срезаются особо длинные заструги. Проверяется плотность и равномерность плетения, и качество выполненной работы. Элективный курс «Художественное плетение из лозы» Общие сведения о рациональном использовании лесных ресурсов, основные древесные породы. Экскурсия в цех корзиноплетения. Тема 2. Ивовые кружева – 2 часа. Знакомство с видами плетеного узора. Организация рабочего места плетельщика. Инструменты, приспособления, вспомогательные и отделочные материалы. Тема 3. Виды плетений – 3 часа. Ознакомление с отдельными видами плетения. Простым, послойным, шахматным. Освоение приемов послойного плетения на тренажере. Плетение, с просветами используемое при работе с особо нарядными изделиями. Основные виды ажурного плетения: прямое, крестиком, ромбиком. Отработка приемов простого плетения ажура. Виды простого бордюра : овальный, углом. Отработка приемов загибки бордюра. Освоение приемов плетения бордюра из одного- двух прутиков. Изучение технологии и техники изготовления панно. Плетение основы изделия, плетение бордюра. Предупреждение брака в работе. Экскурсия в цех корзиноплетения с целью ознакомления массового выпуска товаров народного потребления. Тема 7. Окончательная обработка изделия – 2 часа. Анализ и исправления обнаруженных ошибок и дефектов. Чистовая отделка изделий. Тема 8. Обработка бересты – 2 часа. Ознакомление с ассортиментом комбинированных изделий из бересты и прута. Заготовка берестяных пластов поваленных деревьев. Экскурсия в местный краеведческий музей. Тема 9. Подготовка бересты для плетения – 1 час. Освоение приемов нарезания берестяных лент и способов хранения. Тема 10. Плетение полотна из лент – 2 часа. Основные способы плетения полотна: прямое и наклонное. Плетение основания: плотность плетения. Отработка приемов плетения из лент согласно схемы. Определение формы ободка с целью сохранения формы изделия. Изготовления обруча, ручек из ивового прута. Повторение плетения полотна. Тема 12. Плетение изделий – 4 часа. Ознакомление с основными видами комбинированного плетения. Закрепление знаний, умений, навыков по плетению с соблюдением технических условий и стандартов на готовую продукцию. Экскурсия на выставку плетеных изделий на местное предприятие. Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся обучавшихся по данной программе. Должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся обучавшихся по данной программе. Должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе учебного плана и программы для подготовки учащихся по плетению корзин. В процессе теоретического обучения учащимися приобретается знания необходимые для профессии по плетению корзин. Во время практических и самостоятельных работ учащимися постепенно осваиваются приемы, и способы изготовления отдельных видов корзин в сочетании с другими материалами, а также приобретается первоначальный профессиональный опыт. Основная цель программы:
Задачи:
Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся обучавшихся по данной программе. Должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 1 . Введение - 2 часа Ознакомление с содержанием курса «Основы швейного дела. Правила техники безопасности, организация рабочего места. Демонстрация изделий художественных ремесел. Тема 2 . Элементы материаловедения - 4 часа Классификация текстильных волокон, полотняное переплетение, лицевая и изнаночная стороны ткани. Изготовление образца полотняного переплетения. Тема 3 . Ручные работы – 4 часа Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками. Ручные стежки и строчки. Изготовление образцов ручных строчек. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Инструменты ,приспособления , шаблоны для раскрашивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой. Изготовления декоративной салфетки. Значение аппликации в старинной народной вышивке. Аппликация из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и недосыпающихся тканей. Зарисовка аппликаций из журналов. Выполнение аппликации из ткани. Тема 6 . Ручная вышивка – 11 часов Традиции края в вышивке, вязании, плетении. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего села. Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Экскурсия в местный краеведческий музей с целью ознакомления с вышитыми изделиями народов Поволжья. Тема 7 . Окончательная отделка изделия – 2 часа Знакомство с правилами стирки и влажно – тепловой обработки изделий после вышивки. Пояснительная записка Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Содержание программы направлено на изучение основ по материаловедению и рукоделию. Здесь включены разделы, изучающие теоретические сведения, практические работы. Основной формой обучения является учебно – практическая деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта своего села и народов России.
М., изд. Дрофа ,2007 год. 2 . Т. И.Еременко , Иголка – волшебница ,М.,Просвещение ,1988 г. 3. Г. И. Перевертень , Самоделки из текстильных материалов , М. Просвещение, 1990 г. 4 . И.А. Сасова, технология 5 класс ,М., Вентана – Граф , 2007 г. 5 . И. А. Сасова. технология 6 класс М. , Вентана – Граф , 2007 г. 6. В.Д.Симоненко. Технология 5 класс М., Вентана – Граф , 2007 г. Календарно-тематический план факультативного курса «Основы швейного дела»
Итого: 35 часов. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лубяны Кукморского муниципального района Республики Татарстан Согласовано: Утверждено: на заседании УМО на заседании экспертной комиссии учителей технологии Протокол № ___ от «___» ___________2009 г Протокол № ___ от «___» ________2009 г. Председатель экспертной группы: Руководитель УМО Руководитель УМО __________________ Л.С.Камалова. ___________________ А.Р.Садикова. Согласовано: Утверждено: на заседании УМО на заседании экспертной комиссии учителей технологии Протокол № ___ от «___» ___________2009 г Протокол № ___ от «___» ________2009 г. Председатель экспертной группы: Руководитель УМО Руководитель УМО __________________ Л.С.Камалова. ___________________ А.Р.Садикова. Согласовано: Утверждено: на заседании экспертной комиссии Руководитель методического Протокол № ___ от «___» ________2009 г. Совета: ________ Гайнанова Р. Председатель экспертной группы: ___________ «Основы швейного дела» для учащихся 5 класса (1 час в неделю, всего 35 часов) Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № 1 от 29.08.09. Галимуллина Г.Г. учитель технологии с. Лубяны 2009 г. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лубяны Кукморского муниципального района Республики Татарстан Согласовано: Утверждено: на заседании экспертной комиссии Руководитель методического Протокол № ___ от «___» ________2009 г. Совета: ________ Гайнанова Р.М. Председатель экспертной группы: ___________ Элективный курс для учащихся 11 класса «Культура речи» (Стилистика. Синтаксис простого и сложного предложения) (1 час в неделю, всего 35 часов) Составитель: учитель русского языка и литературы Р.В.Зайцева Рассмотрено на заседании методического совета (протокол № 1 от 29.08.09) Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лубяны Кукморского муниципального района Республики Татарстан Согласовано: Утверждено: на заседании экспертной комиссии Руководитель методического Протокол № ___ от «___» ________2009 г. Совета: ________ Гайнанова Р.М. Председатель экспертной группы: ___________ Элективный курс для учащихся 10 класса «Русская речь» (Стилистика. Деловая речь) (1 час в неделю, всего 35 часов) 2 Составитель: учитель русского языка и литературы Р.В.Зайцева Рассмотрено на заседании методического совета (протокол № 1 от 29.08.09) Приложение Основные виды плетения 1.Прямое (простое) плетение Очищенный прут вставляют комельком между двумя любыми стоячками и оплетают стоячки , пропуская его поочередно то спереди , то сзади до конца. Проверяется правильность сращивания концов прута . Тонкий конец прута сращивают с толстым. Стенки изделия получаются ровными. 2.Послойное (косое) плетение в два прута К каждому стоячку подставляют еще по одному прутику и поочередно заплетают их. Первый прут заводят за стоячок , направляя его под углом к донышку и оплетают поочередно стоячки : соседний спереди , следующий сзади и конец выводят наружу. Плетение вторым прутиком начинают с левой стороны стоячка , при этом также поочередно оплетают соседний стоячок спереди и следующий сзади , а конец выводят наружу .Продолжают в такой последовательности заплетать остальные прутья , пока не замкнется круг. Проверяется очередность оплетания стоячков. 3.Веревочка в ажурном плетении При плетении узких полосок на стенках изделий. Вставляется два прутика за любые два стояка.Первым прктиком обводят снаружи снизу первый стоячок , а второй прут с внутренней стороны и выводят прутик наружу. Чередуя прутики , по окончанию вставляют новый. Проверяется последовательность перевитья прутиков. Приложение Самостоятельное плетение кашпо по модели Кашпо- декоративная вазочка для цветов, делают её по модели, т.е. оплетают непосредственно сам горшочек. Просветы в ажуре могут быть прямыми, ромбиком , крестиком. Применение цветного и белого материала придаёт изделию особую привлекательность. Для работы потребуется: круглое донышко из фанеры диаметром 100-1500 мм, толщиной 6 мм, в плоскости которого просверливают 26 отверстий диаметром 3,5-4 мм , а в радиальном направлении (с торца) 26 отверстий диаметром 2,5-3 мм, с донышком диаметром 80-90 мм, диаметр верха – 140 мм, 26 стоячков для стенок длинной 300-3500 мм, толщиной 3-3,5 мм; тонкие мягкие и цветные прутья для плетения верёвочек; нож, шило, дрель, лобзик, бокорезы, бечёвка, клей, лак. Если горшочек другого размера, соответственно изменяют диаметр фанерного донышка, количество отверстий в любом случае должно быть четным. Например , в фанерном донышке диаметром 90 мм просверливают 22 отверстия диаметром 3,5 мм в плоскости основания и 22 отверстия диаметром 2-2,5 мм в радиальном направлении; высота горшка шаблона 11 мм, диаметр донышка 77 мм , диаметр верха 120 мм. Вставляют 26 стоячков. Для придания изделию правильной формы ставят горшочек на донышко , прутья собирают в пучок и завязывают вичёвкой. Расстояние между стоячками должно быть 4-5 мм . Для их крепления проплетают три верёвочки – первую и тритию в три в среднею (цветную ) в 2 прутика. Прутья обрезают с внутренней стороны изделия. Уплотняют плетение шилом с загнутым стержнем. Плетение верхней части кашпо. Особое внимание обращают на положение стоячков: расстояние между ними должно быт одинаковым, просветы продольными . На высоте 80 мм проплетают одну верёвочку в три прутика (работу начинают с тонких концов, которые закрепляют ещё одним рябом веревочки) в два и белую в 3 прутика. Ровность плетения проверяют по верхнему бортику горшочка. Затем концы стоячков, не вынимая горшочка, замачивают и плетут четвёртую кромку. Плетение кромки на донышке. Тонкие стоячки вставляют в радиальные торцевые отверстия в фанерном донышке и заплетают кромку в три пары прутиков. Кашпо сушат, не вынимая горшочка. После сушки обрезают концы так, чтобы они прилегали к стоячкам внутри кашпо, и покрывают изделия лаком. Настенное украшение Для плетение потребуются: круглое донышко диаметром 120 мм из крестовины 3х3(у основания должно быть 12 концов);6 палочек длиной 150мм диаметром 4мм для крестовины;24 стоячка длиной 550 диаметром 4мм для основания :24 прута длиной 450мм диаметром 4мм и 48 цветных прутиков длиной 450 мм диаметров 4мм для бордюра ; мелкий материал средней толщины для основания ; цветные прутья для веревочек ; фанерный круг диаметром 250-260 мм для придания плоскости изделию; нож, шило, бокорезы, груз, клей, лак .Тонкая проволока или бечевка. Плетение основания .Начинают работу с тонких концов веревочкой в два прутика и выплетают основание диаметром 120 мм . Затем обрезают концы, подставляют к каждом палочке по два стоячка длиной 550 мм и продолжают заплетать веревочкой в два прутика. Для чего стоячки разводят по одному, чтоб получилось 24 конца. В середине основания проплетают цветным материалом два ряда веревочкой в два прутика. Далее работу ведут белыми прутьями до нужного диаметра (290 мм). Теперь к каждой палочке подставляют с левой стороны по два цветных , а с правой –по два белых стоячка и закрепляют их цветным материалом веревочкой в три прутика. Для удобства плетения на основание кладут фанерный круг и придавливают грузом. Плетения заканчивается ажуром из 2 прутьев, загибают через 2 стоячка. Перечень знаний и умений , формируемых у учащихся 6 класса Учащиеся должны знать : Положительное и отрицательное воздействие человека на экологию; Способы получения , хранения и использование информации; Общие сведения о значении минеральных солей Общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря; Правила варки крупяных каш; Виды и кулинарные свойства крахмала; Общие сведения о процессах , происходящих при солении, квашении овощей , технологию засолки огурцов и томатов , грибов и зелени; Значение композиции в интерьере , роль освещения в интерьере , санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений; Основы семейного уюта; Способы получения натуральных волокон; Принцип действия , назначение и устройство регуляторов швейной машины ; Композицию , ритм , орнамент; Эксплуатационные , гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью , ткани и отделке , применяемой при изготовлении юбки , основные конструкции юбок , правила снятия мерок , их условные обозначения; Назначение , конструкцию , условные обозначения и технологию выполнения следующих швов : настрочный с открытым срезом , обтачной в раскол , обтачной в кант , вподгибку с открытым обметанным срезом ; Основные требования по уходу за одеждой и обувью ; Санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами , требования к прическе. Учащиеся должны уметь : -осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани; -работать с бытовыми электроприборами , моющими и чистящими химическим средствами , мыть посуду , применяя моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды ; -определять качества рыбы , проводить первичную обработку рыбы ; -проводить первичную обработку круп , бобовых и макарон ; -готовить ужин , сервировать стол к ужину ; -проводить первичную обработку и засолку огурцов , томатов; -выполнять эскиз интерьера детской комнаты; -регулировать качество машинной строчки , чистить и смазывать швейную машину; -строить симметричный узор , определять размер и место узора на изделии , подбирать нитки по цвету , тональности , выполнять счетные швы; -подбирать ткань для изготовления юбки ,читать и строить чертеж юбки , подготавливать выкройку к раскрою; -выполнять на швейной машине следующие швы : настрочный с открытым срезом , обтачной в кант ; -готовить ткань к раскрою; -ремонтировать одежду , чистить одежду из шелка и шерсти; -способы ухода за обувью Перечень знаний и умений , формируемых у учащихся 7 класса -о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства , ядохимикатов -о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании; -общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты , о пищевых отравлениях ,о профилактике инфекций ; -виды домашней птицы и ее кулинарное употребление , виды тепловой обработки ,способы определения готовности кулинарных блюд; способы приготвления пресного теста -требования к качеству и оформлению готовых блюд; -способы консервирования фруктов и ягод; -основные свойства искусственных волокон и тканей из них; -виды соединения деталей в узлах механизмов и машин , назначение и принцип получения зигзагообразной строчки; -виды женского легкого платья и бельевых изделий , эксплуатационные , гигиенические и эстетические требования к швейным изделиям ;правила измерения фигуры человека , условные обозначения для мерок и построения чертежа основы -назначение , конструкцию , технологию выполнения швов: запошивочного , двойного ,накладного с закрытыми срезами ; -экономную раскладку выкройки на ткани , технологическую последовательность к раскрою ткани , правила подготовки и проведения примерки, требования к качеству готового изделия -возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров , условные обозначения ; -роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние их на микроклимат в помещении; -общие сведения из истории костюма , прически , косметики -единство стиля костюма , прически ,косметики , интерьера Учащиеся должны уметь : -оказывать первую помощь при пищевых отравлениях ; -определять качество мяса; -приготавливать пресное тесто для пельменей и защипывать края пельменей , вареников ; -проводить первичную обработку фруктов и ягод ; -общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод ,о сохранении в процессе варки в них витаминов ; -выращивать комнатные цветы и размещать их ; -подготавливать материалы к вязанию , подбирать крючок ; -применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях; -определять виды соединения деталей в узлах механизмов и машин , -работать с журналом мод , читать и строить чертеж , снимать и записывать мерки , моделировать выбранные фасоны платья; -выполнять машинные швы :двойной , запошивочный , накладной с закрытыми срезами; -выполнять раскрой ткани , заготавливать косые обтачки, проводить примерку и исправлять недочеты , оценивать качество готового изделия ; -правила нанесения и снятия масок ,косметические материалы , Единство стиля костюма , прически , косметики , интерьера Основное содержание программы 7 класс Вводное занятие ( 2 часа) Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ,ядохимикатами , пестицидами , их влияние на качество пищевых продуктов.Производство экологически чистых продуктов. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов ( 50 часов ) Элементы материаловедения (2 часа) Основные теоретические сведения : химические волокна , технология производства и свойства искусственных волокон, зависимость свойств ткани от вида переплетения. Практическая работа : изучение свойств тканей из искусственных волокон Объект труда : образцы тканей Элементы машиноведения (4 часа) Основные теоретические сведения : виды соединения деталей в узлах механизмов и машин ,назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Практическая работа : применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий ,разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Объект труда : челнок швейной машины , образцы обработки срезов зигзагообразной строчкой Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом ( 6 часов ) Основные теоретические сведения : виды женского легкого платья , особенности моделирования плечевых изделий. Практическая работа : снятие мерок и запись результатов измерений ,построение чертежа основы ночной сорочки , эскизная разработка модели швейного изделия , моделирование изделия выбранного фасона , подготовка выкройки к раскрою. Объект труда : таблица с результатами измерений своей фигуры ,чертеж изделия , выкройка. Технология изготовления ( 14 часов ) Основные теоретические сведения : способы обработки проймы ,горловины : обработка плечевых срезов тесьмой. Практическая работа : раскладка выкройки на ткани и раскрой ,обработка деталей кроя , скалывание и сметывание деталей кроя , обработка выреза горловины подкройной обтачкой , проведение примерки , выявление и исправление недочетов , стачивание деталей и выполнение отделочных работ , контроль и качество готового изделия . Объект труда : платье , халат , ночная сорочка Творческие проектные работы ( 6 часов ) Основные теоретические сведения : этапы выполнения проекта , Тематика , оценка проектов . Практическая работа : разработка и защита проекта « Ночная сорочка» , «Халат» . Рукоделие .Художественные ремесла .(10 часов ) Вязание крючком Основные теоретические сведения : краткие сведения из истории рукоделия ; изделия связанные крючком , их место в современной моде , условные обозначения , раппорт узора и его запись. Практическая работа : работа с журналами мод ,зарисовка современных и старинных узоров , орнаментов ,определение количества петель и ниток.набор петель крючком , изготовление обрзцов вязания крючком. Объект труда : образцы вязания , рисунки орнаментов. Технология ведения дома (6 часов ) Эстетика и экология жилища ( 4 часа) Основные теоретические сведения : характеристика основных элементов систем энерго – и теплоснабжения , водопровода и канализации в сельских домах ; правила их эксплуатации ; понятие об экологии жилища ; микроклимат в доме ; современные приборы и устройства для поддержания температурного режима , влажности , состояния воздушной среды , уровня шума ; роль освещения в интерьере. Практическая работа : подбор и посадка декоративных комнатных растений ; выполнение эскиза интерьера детской комнаты. Объект труда : декоративное панно ,подушки , шторы , комнатные растения . Гигиена девушки .Косметика. Основные теоретические сведения : общие сведения из истории костюма , прически , косметики.Повседневная и праздничная одежда .Косметические материалы. Практическая работа : подбор костюма , прически , косметики в зависимости от возраста. Кулинария (10 часов ) Физиология питания (2 часа) Основные теоретические сведения : понятие о микроорганизмах , полезное и вредное воздействие их на пищевые продукты , источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека , первая помощь при пищевых отравлениях. Практическая работа : определение доброкачественности продуктов органолептическим способом , определение срока годности консервов по маркировке на банке. Технология приготовления пищи ( 8 часов ) Основные теоретические сведения : сахар , его роль в кулинарии и питании человека; исходные продукты , желирующие и ароматические вещества , используемые для приготовления сладких блюд и десерта. Практическая работа : приготовление желе и муссов ,приготовление пудингов , шарлоток , приготвление компота из свежих и сушены фруктов и ягод Основные теоретические сведения : значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья , повидла джема ; способы определения готовности ; условия и сроки хранения. Практическая работа :нарезка и бланшировка плодов перед варкой ,определение количества сахароа Объект труда : варенье из яблок Изделия из дрожжевого , песочного , бисквитного теста Основные теоретические сведения : виды теста , рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей ,виды начинок . Практическая работа : выполнение эскиза художественного оформления праздничных пирогов и тортов . Вариант объектов труда : праздничный пирог , торт. Пельмени и вареники Основные теоретические сведения : состав теста для пельменей и вареников , способы его приготовления , правила варки. Практическая работа : первичная обработка муки , приготовление теста и начинки, определение времени варки , оформление готовых блюд и подача их к столу Объект труда 6 пельмени , вареники. - формирование эстетического вкуса учащихся , понимание роли изобразительного искусства в современной жизни; - формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту ; - воспитанию , вооружению знаниями и умениями , необходимыми для активной жизненной позиции ; - формированию творческой личности; - учиться анализировать произведения искусства , проявлять самостоятельность мышления . 5 класс первый год основной школы , посвящен изучению группы декоративных искусств , в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл , связь с фольклором , с национальными и народными корнями искусства. Цели и задачи предмета - формирование художественный знаний , умений и навыков ; - развитие художественно-творческой личности ; - овладение основными средствами художественного языка ; - формирование практических умений , навыков ( обращение с различными художественно графическими материалами ) Общая характеристика учебного процесса В методике обучения декоративно-прикладного искусства в жизни человека используются такие методы : общедидактические ( лекция , рассказ , работа с книгой , репродукции , картины ).При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся носит творческий характер. При обучении изобразительному искусству большое значение имеет практическая работа , где учащиеся учатся владеть художественным материалом , правильно организовывать свое рабочее место. Формирование художественных знаний , умений и навыков Учащиеся должны знать : -истоки и специфику образного языка декоративно прикладного искусства ; -особенности уникального крестьянского искусства (традиционность ,связь с природой ,коллективное начало ,множественность вариантов –варьирование традиционных образов .мотивов , сюжетов ); -несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь : -пользовать приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель ,Хохлома и т. д .) -различать по материалу , технике выполнения современные виды декоративно -прикладного искусства Пояснительная записка Обучение учащихся по программе «Изобразительное искусство в жизни человека» имеет главную цель – развитие интереса к внутреннему миру человека , способствовать углубляться в себя как основа развития способности сопереживать и понимать других людей , осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. В изучении программы выделено 35 часов в год , из расчета 1 час в неделю , содержание программы предусматривает изучение программы по следующим направлениям : -виды изобразительного искусства и основы образного языка ; -мир наших вещей , натюрморт; -вглядываясь в человека , портрет ; -человек и пространство в изобразительном искусстве Цели и задачи предмета : - овладение начальным опытом самостоятельной творческой деятельностью ; -формирование первичных навыков изображения предметного мира , начальных навыков изображения пространств на плоскости и пространственных построений. - развитие первичных навыков художественного восприятия различных видов жанра искусства. Общая характеристика учебного процесса В методике обучения изобразительному искусству в жизни человека используются такие методы как рассказ , беседа ,работа с произведениями художников.Усвоение знаний учащимися , выработка умений , воспитание и развитие творческой личности осуществляется в различных формах обучения. При обучению изобразительному искусству учащиеся приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусств : живопись , графика , дизайн , декоративно –прикладное и народное искусство. Формирование художественных знаний , умений , навыков Учащиеся должны знать : - о месте и значении изобразительного искусства в культуре В жизни общества и жизни человека ; -основные виды и жанры изобразительного искусства ; иметь представление об основных этапах развития портрета , пейзажа и натюрморта в истории искусства ; -основные средства художественной выразительности в искусств : линия , пятно , тон , цвет , форма , перспектива -пользоваться красками , несколькими графическими материалами , овладеть первичными навыками лепки ; -видеть конструктивную форму предмета , владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов : знать общие правила построения головы человека ; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы ; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения при изображении с натуры , по представлению и по памяти . Пояснительная записка В изучении программы выделено 35 часов в год , из расчета 1 час в неделю , содержание программы предусматривает изучение программы по следующим направлениям : -изображение фигуры человека и образ человека ; -поэзия повседневности ; -великие темы жизни ; -реальность жизни и художественный образ Цели и задачи предмета : - овладение начальным опытом самостоятельной творческой деятельностью ; -формирование первичных навыков изображения предметного мира , начальных навыков изображения пространств на плоскости и пространственных построений. - развитие первичных навыков художественного восприятия различных видов жанра искусства. - формирование основы грамотности художественного изображения ( рисунок , живопись ) . В методике обучения изобразительному искусству в жизни человека используются такие методы как рассказ , беседа ,работа с произведениями художников .Усвоение знаний учащимися , выработка умений , воспитание и развитие творческой личности осуществляется в различных формах обучения. При обучению изобразительному искусству учащиеся приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусств : живопись , графика , дизайн , декоративно –прикладное и народное искусство. Формирование художественных знаний , умений и Навыков : Учащиеся должны знать : -о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира , а следовательно , и способов его изображения ; -о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах ( бытовом и историческом жанрах , мифологической и библейских темах в искусстве ) ; -о композиции как целостности и образном строе произведения , о композиционном построении произведения , о роли формата , о выразительном значении размера произведения , о соотношении целого и детали ; - о поэтической красоте повседневности ; -о роли художественных иллюстраций ; Учащиеся должны уметь : -научиться владеть материалами живописи , графики , на доступном уровне ; -развивать навыки наблюдательности , способствовать образного видения окружающей ежедневной жизни , формирующие чуткость и активность восприятия реальности ; -получать навыки соотнесения собственных переживаний с контектами художественной культуры . Основное содержание программы 5 класс Древние корни народного искусства ( 8 часов ) Тема 1 . Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного ( крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки , конь , птица , древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире , как память народа . Задание : работа над декоративной композицией на теиму древних образов в резьбе и росписи по дереву , орнаментах народной вышивки. Объект труда : примеры древних образов в надомной резьбе и росписи по дереву. Тема 2. Декор русской избы Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище . Отражение картины мира в образном строе избы. Задание : работа над украшением избы (наличники , причелина , лобовая доска ) солярными знаками , растительными мотивами , геометрическими элементами . Объект труда : элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России. Тема 3 . Внутренний мир русской избы . Устройство внутреннего пространства крестьянского дома , его символика ( потолок – небо , пол – земля , окна – очи , свет ) Задание : индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему « В русской избе» Объект труда : примеры интерьера крестьянского жилища . Тема 3 .Конструкция , декор предметов народного быта и труда Русские прялки , деревянная фигурная посуда , предметы труда. Задание : украшение орнаментальной росписью рисунки предметов быта . Тема 5 . Образы и мотивы в орнаментах русской народной Вышивки . Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов , их устойчивости и вариативности .Особенности орнаментальных построений в вышивках их на полотенце . Задание : выполнение эскиза узора вышивки в традиции народных мастеров . Объект труда : образцы народной вышивки . Тема 6 . Народный праздничный костюм Народный художественный костюм – целостный образ .Форма и декор женских головных уборов . Задание : выполнение эскиза народного праздничного костюма Объект труда : татарский народный костюм , татарский народный орнамент . Тема 7 . Народные праздничные обряды Календарные праздники – это способ участия человека , связанного с землей в событиях природы , это коллективное ощущение целостности мира . Обрядные действия народного праздника , их мисволическое значение . Задание : праздник плуга , праздник урожая . Связь времен в народном искусстве (8 часов ) Тема 1 . Древние образы в современных народных игрушках Живучесть древних образов ( коня , птицы , бабы ) в современных народных игрушках , их сказочный реализм . Задание : создание игрушки ( импровизация формы ) и украшение ее декоративной росписью . Объект труда : русская матрешка , таблицы с примерами основных элементов росписи народной игрушки. Тема 2 . Искусство Гжели , Истоки и современное развитие промысла. Из истории развития гжельской керамики , слияние промысла с художественной промышленностью . Разнообразие и скульптурность посудных форм , единство формы и декора. Задание : вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью для данного промысла. Тема 3 . Искусство Городца , истоки и современное развитие . Из истории развития городецкой росписи .Птица и конь – главные герои росписи .Основные приемы росписи . Задание : выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы , коня , растительных элементов . Тема 4 .Искусство Хохломы .Истоки и современное развитие . Из истории художественного промысла .Разнообразие форм и вариантов построения цветочного узора . Задание : выполнение фрагментов росписи матрешки . Объект труда : росписные игрушки Тема 5 . Роль народных художественных промыслов в современной жизни . Промыслы как искусство художественного сувенира .Место произведений промыслов в современном быту и интерьере . Задание : выполнение по выбору одного из видов искусства Зрительный ряд : таблицы с изображением изделий и фрагментов росписи , подлинные образцы изделий . Тема 1 . Зачем людям украшения . Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества , регламентации норм жизни его членов , в различии людей по социальной принадлежности» Задание : выполнение по выбору рисунка татарского народного украшения . Зрительный ряд : образцы подлинных украшений татарских женщин . Тема 2 . Декор и положение в обществе . Символика украшений Древнего Египта ,их связь с мировоззрением .Отличие одежды высших и низших сословий общества . Задание : выполнение эскиза браслетов , ожерелий , алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта . Зрительный ряд : образцы декоративного искусства Древнего Египта ( слайды , репродукции ) , таблицы с изображением древнеегипетской символики . Одежда , костюм не только служат практическим целям , они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений , т . е . его роли .Декоративное искусство Древнего Китая – строгая регламентация одежды людей разных сословий . Задание : оформление панно на тему сказки Ш . Перро «Золушка» - выбор композиции , передача стилевого единства декора одежды , предметов интерьера . Зрительный ряд : слайды , репродукции картин , фотографии с изображением зданий , предметов быта , одежды , относящихся к определенной эпохе . Тема 4 . О чем рассказывают гербы и эмблемы . Декоративность , орнаментальность , изобразительная условность искусства геральдики .Символы и эмблемы в современном обществе , значение их элементов . Задание : создание собственного герба или герба семьи , своей школы , класса объединения с использованием декоративно – символического языка геральдики . Зрительный ряд : изображение средневековых гербов , изобразительный материал с примерами современных эмблем . Тема 5 . Роль декоративного искусства в жизни человека и общества . Рассмотрение костюмов и определение их владельцев на картинах , увидеть неточности , которые допустил художник при изображении костюмов . Декоративное искусство в современном мире (7 часов) Тема 1 . Современное выставочное искусство . Многообразие материалов и техники современного декоративно – прикладного искусства . Новое понимание красоты современными мастерами декоративно – прикладного искусства .Роль выразительных средств (форма , цвет , фактура В построении декоративной композиции в конкретном материале . Задание : разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских ( татарских ) народных сказок . Зрительный ряд : произведения современного декоративного искусства .фотографии с изображением декоративных панно. Тема 2 . Ты сам – мастер декоративно –прикладного искусства . Создание декоративной работы в материале . Технология работы с выбранным материалом (плетение , керамический рельеф , папье –маше ,расписные доски ) Задание : работа по выбранному материалу. Зрительный ряд : работы мастеров по плетению , по росписи . Основное содержание программы 6 класс Изобразительное искусство в жизни человека (8 часов) . Виды изобразительного искусства и основы образного языка . Тема 1 . Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Беседа об искусстве и его видах .Общие основы и разное назначение в жизни людей . Зрительный ряд : произведения разных видов пластический искусств , демонстрирующие их разность. Тема 2 .Рисунок – основа изобразительного творчества Рисунок – основа мастерства художника .Виды рисунка .Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Задание : зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски , колючки ,зонтичные растения ) Зрительный ряд : рисунки разных видов ,учебный рисунок . Тема 3 .Линия и ее выразительные возможности . Выразительные свойства линии , виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения . Задание : выполнение (по представлению) линейных рисунков трав , которые колышет ветер (линейный ритм , линейные узоры травяных соцветий , разнообразные в характере линии – тонких , широких , корявых , волнистых , стремительных ) Зрительный ряд : разные виды линейных рисунков . Тема 4 . Пятно как средства выражения .Композиция как ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве .Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта .Тон и тональные отношения : темное – светлое . Задание :изображение различных осенних состояний в природе ( ветер , тучи , дождь , яркое солнце , туман ) Зрительный ряд : графические рисунки художников Тема 5 . Цвет . Основы цветоведения . Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета .Изучение свойств цвета . Задание : фантазийное изображение сказочных царств . Зрительный ряд : таблицы и наглядные пособия по цветоведению . Тема 6 . Цвет в произведениях живописи . Понятие «локальный цвет , тон , колорит , гармония цвета» Выразительность мазка .Выражение в живописи эмоциональных состояний :радость ,грусть ,нежность. Задание : изображение осеннего букета с разными настроениями :грустный , торжественный и т.д. Зрительный ряд : произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием Тема 7 . Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения ,Связь объема с окружающим пространством и освещением. Задание : объемные изображения животных в разных материалах (пластилин , глина , мятая бумага , природные материала) Зрительный ряд : рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра – работы В.Ватагина ,рисунки животных. Тема 8 . Основы языка изображения . Беседа .Обобщение материала : виды изобразительного искусства , художественные материалы и их выразительные возможности. Зрительный ряд : примеры произведений изобразительного искусства в графике , живописи , скульптуре . Мир наших вещей .Натюрморт. (8 часов) Тема 1.Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа .Во все времена человек создавал изображения окружающего мира .Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека .Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят ,передавая из поколения в поколение ? Тема 2 .Изображение предметного мира –натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства .О чем рассказывают изображения вещей .Плоскостное изображение и его место в истории искусства . Задание : работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов – кухонная утварь . Зрительный ряд : изображение предметов , характеризирующих действия человека в искусстве древности ,изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима . Тема 3 . Понятие форм .Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире . Понятие форм . Плоские геометрические тела , которые можно увидеть в основе всего многообразия форм . Задание : изображение плоских форм предметов Зрительный ряд : предметы созданные человеком , и природные формы для анализа конструкции . Тема 4 .Изображение объема на плоскости и линейная перспектива . Плоскость и объем . Изображение как окно в мир . Правила объемного изображения геометрических тел .Понятие ракурса . Задание : изображение конструкций из нескольких геометрических тел . Зрительный ряд : геометрические тела из гипса , бумаги , дерева , наглядные пособия . Тема 5 , Освещение . Свет и тень . Освещение как средство выявления объема предметов . Источники освещения . Понятия « свет , блик , полутень , собственная тень , рефлекс , падающая тень» . Задание : изображение геометрических тел с боковым освещением . Зрительный ряд : освещение боковым светом геометрические тела , натюрморт из простых предметов с боковым освещением .наглядные таблицы и пособия . Тема 6 : Натюрморт в графике . Графическое изображение натюрмортов , Композиция и образный строй в натюрморте : ритм пятен , пропорций , движение и покой , случайность и порядок . Задание : изображение натюрморт Зрительный ряд : изображения в печатной графике Тема 7 . Цвет в натюрморте . Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей . Собственный цвет предметов ( локальный ) И цвет в живописи ( обусловленный ). Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника . Задание : работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии : праздничный , грустный . Зрительный ряд : А. Матисс . Красные рыбки . Тема 8 . Выразительные возможности натюрморта Итоговая беседа .Предметный мир в изобразительном искусстве . Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника , его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе . Задание : работа над натюрмортом Зрительный ряд : произведения художников . Тема 1 .Образ человека - главная тема искусства Беседа .Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека , его внутреннего мира . Задание : работа над рисунком Зрительный ряд : примеры древнеегипетского портретного изображения . Тема 2 . Конструкция головы человека и ее пропорции Закономерности в конструкции головы человека .Большая цельная форма головы и ее части .Пропорции лица человека , средняя линия и симметрия лица .Величины и формы глаз , носа , расположение и форма рта . Задание : работа над рисунком Зрительный ряд : наглядные пособия и таблицы и фотографии различных лиц . Тема 3 . Изображение головы человека в пространстве Повороты и ракурсы головы ,соотношение лицевой и черепной частей головы , соотношение головы и шеи. Задание : объемное конструктивное изображение головы Зрительный ряд : наглядные пособия и методические таблицы ; учебный академический рисунок гипсовой головы . Тема 4 .Графический портретный рисунок и выразительность образа человека . Образ человека в графическом портрете .Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства . Задание : рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника . Зрительный ряд : графические портреты художников . Тема 5 .Портрет в скульптуре Человек – основной предмет изображения с скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства . Задание : работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером . Зрительный ряд : скульптурный портрет в Древнем Риме Тема 6 . Сатирические образы человека Правда жизни и язык искусства ,Художественное преувеличение ,Сатирические образы в искусстве . Задание : изображение сатирических образов литературных героев . Зрительный ряд : сатирические образы и рисунки художников . Тема 7 . Образные возможности освещения в портрете Изменения образа человека при различном освещении . Свет направленный ,снизу ,изображение против света Задание : наблюдения и наброски пятном с изображением головы в различном освещении . Зрительный ряд : работы художников ,фотографии головы в разном освещении . Тема 8 . Портрет в живописи . Роль и место жипописного портрета в истории искусства . Задание : аналитические зарисовки композиций портретов известных художников Зрительный ряд : портреты Рафаэля , Тициана . И .Крамской .Неизвестная Тема 9 . Роль цвета в портрете . Цветовое решение образа в портрете .Цвет и тон , Цвет и освещение . Задание : работа над автопортретом или портрета близкого человека (члена семьи , друга) Тема 10 . Великие портретисты . Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образах . Личность художника и его эпоха . Зрительный ряд : произведения нескольких зарубежных и русских велики художников –портретистов . Человек и пространство в изобразительном искусстве(7 часов ) Тема 1 . Жанры в изобразительном искусстве . Беседа . Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобр.искусстве .Портрет , натюрморт , пейзаж , тематическая картина Зрительный ряд : примеры по каждому жанру. Тема 2 . Изображение пространства. Беседа о видах перспектив в изобраз. Искусстве .Вид перспективы как средство выражений ,вызванное определенными задачами. Движение фигур в пространстве ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие глубины. Зрительный ряд : примере древнегреческой вазописи ,византийская мозаика и древнерусская иконопись Тема 3 . Правила линейной и воздушной перспективы . Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства . Плоскость картины.Точка зрения. Горизонт и его высота. Задание : изображение уходящей вдаль дороги . Зрительный ряд : таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы . Тема 4 . Пейзаж – большой мир . Организация изображаемого пространства. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж.Высота горизонта в картине и его образный смысл . Задание : работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир» Зрительный ряд : работы художников. Тема 5 .Пейзаж –настроение. Природа и художник Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника.Многообразие форм и красок окружающего мира.Красота разных состояний в природе :утро, вечер, сумрак, полдень . Задание : создание пейзажа – настроения Зрительный ряд : работы художников Тема 6 . Городской пейзаж . Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Задание : создание графической композиции «Мой город» Зрительный ряд : городской пейзаж в русском искусстве Тема 7 . Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Беседа. Обощение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства.Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Понимание искусства – труд души. Зрительный ряд : произведения живописи , графики, скульптуры , портреты ,пейзажи, натюрморты разных народов и эпох. Основное содержание программы 7 класс Изображение фигуры человека и образ человека ( 8 часов) Тема 1. Изображение фигуры человека в истории искусства. Образ человека стоит в центре искусства , но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры .Овладение первичными навыками избражения фигуры. Тема 2 . Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах Египта , Ассирии ,Индии. Задание : аналитические зарисовки изображения фигуры человека Зрительный ряд : античные изображения человека в росписи ваз и в скульптуре. Тема 2 . Пропорции и строение фигуры человека Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения человека. Задание : зарисовки схем фигуры человека Зрительный ряд : учебные пособия и таблицы Тема 3 . Лепка фигуры человека Изображение фигуры человека в истории скульптуры.Пластика и выразительность фигуры человека. Задание : лепка фигуры человека в движении. Зрительный ряд : скульптурные работы Тема 5 . Набросок фигуры человека с натуры Набросок как вид рисунка , особенности и виды набросков. Образная выразительность фигуры ; форма и складки на фигуре человека. Задание : наброски с натуры одетой фигуры человека Зрительный ряд : зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве. Тема 6 .Понимание красоты человека в европейской и русском искусстве. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике.Беседа о восприятии произведений искусства. Зрительный ряд : примеры произведений изобразительного искусства. Поэзия повседневности ( 8 часов) Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов Задание : изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. Зрительный ряд : фрагменты древнегреческих фризовых росписей , сюжеты древнегреческий вазописи. Тема 2 . Тематическая картина.Бытовой и исиорические жанры. Понятие «жанр» в системе изобразительного искусства. Жанры в живописи , графике , скульптуре. Бытовой , исторический , мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. Беседа о восприятии произведений искусства. Зрительный ряд : сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля . Тема 3 . Сюжет и содержание в картине . Понятие сюжета , темы и содержание в произведениях изобразительного искусства . Разница между сюжетом и содержанием. Задание : работа над композицией с простым , доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни. Зрительный ряд : по нескольку прозведений с похожим сюжетом разных авторов : А.Пластов .Ужин трактористов Тема 4 .Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия .Интерес к человеку К окружающим людям – необходимое качества деятельности художника. Задание : 1.жизнь моей семьи
Тема 5 .Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, его значение в представлении народа о самом себе. Задание : создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом. Зрительный ряд : Б. Кустодиев «Российские типажи» Литературный ряд : литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте. Тема 6 .Празник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа ,национального характера. Праздник – это игра , танцы , песни , неожиданные ситуации , карнавал , маскарад . т.е . превращение обычного в необычное. Задание : создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работ) Зрительный ряд : произведения К. Сомова , М.Врубеля Великие темы жизни -12 часов Тема 1 . Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох Живопись монументальная и станковая. Монументальная роспись – фрески. Фрески в эпоху Возрождения . Мозаика Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Зрительный ряд : примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо ; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса ; исторические произведения Э. Делакруа , Ф. Гоий. Тема 2. Тематическая картина в русском искусстве ХХ в. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Беседа о великих русских живописцах Х1Х столетия. Зрительный ряд : К.Брюллов Последний день Помпеи. И. Крамской . Христос в пустыне. Н. Ге. Библейский цикл картин. Тема 3. Процесс работы над тематической картиной. Понятие темы , сюжета и содержания. Этапы картины : эскизы – поиски композиции , рисунки , зарисовки , этюды – сбор натурного материала ; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Беседа. Зрительный ряд : выбор темы из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовок необходимых деталей (из книг и альбомов); костюмов ,предметной и архитектурной среды Тема 4. Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Задание : создание композиции на библейские темы : « святое семейство» , «Рождество» Зрительный ряд : 1) иконы «Владимирская богоматерь) И.Крамской Христос в пустыне. Тема 5. Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.Памятники великим деятелям искусства. Мемориалы .Государственные символы Задание : создание проекта памятника , посвященного выбранному историческому событию или историческому герою. Зрительный ряд : Э. –М. Фальконе. Медный всадник , В. Мухина Рабочий и кохозница. Тема 6. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Множество направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство светлов мечты и печали (М. Шагал , П. Пикассо). Монументальная живопись Мексики. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Беседа и дискуссия о современном искусстве. Задание : плакат на тему : «Защитим экологию села» Реальность жизни и художественный образ- 7 часов Тема 1. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Видимая сторона реальной , зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации Задание : выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый для иллюстрирования материал. Построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить Зрительный ряд : иллюстрации Кукрыниксов ,Н. Куприянова и других отечественных художников. Смотрите также:
Элективный курс «Художественное плетение из лозы»
617.97kb.
Элективный курс «Трансплантология»
20.81kb.
Программа элективного курса
83.07kb.
Элективный курс по химии «Химия в быту» ( 17 ч)
60.48kb.
В. В. Силяев Элективный курс «Я выбираю жизнь» Энгельс 2010 программа
1169.22kb.
Элективный курс «Введение в современную политику» в системе подготовки старшеклассников к егэ по обществознанию
598.6kb.
Элективный курс «Понятие функции в математике и функциональной зависимости величин в физике»
658.67kb.
Средний возраст лозы: 17 лет 50%; 6-11 лет 33%
32.23kb.
Программа дисциплины «Медиамаркетинг»
418.39kb.
Познакомить с поздним творчеством А. Алексина, выявить идейно-художественное своеобразие творчества писателя на примере анализа рассказа
289.06kb.
Программа лекционного курса
61.26kb.
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании
102.25kb.
|