Главная страница 1

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.
(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?
3. Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.
4. Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.
5. Согласно Конституции РФ Государственная Дума может вынести решение о недоверии Правительству, которое также может отправить в отставку Президент РФ. В свою очередь, Правительство РФ исполняет государственный бюджет, в том числе, обеспечивает деятельность Президента и его администрации, Государственной Думы и других органов государственной власти. Какую систему иллюстрирует данная ситуация? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
6. Существует мнение, что в федеративном государстве разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Первой организацией потребителей был Потребительский Совет Норвегии – всеобщая организация потребителей Норвегии, которая занимается решением юридических и экономических вопросов, проводит работу, ориентированную на продукты и услуги.

Основная задача Нидерландского союза потребителей – обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.

Договор о создании ЕЭС (1957 г.) практически не содержал положений, которые прямо касались бы защиты прав потребителей. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты. В 1973 г. был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС начала проводиться с момента принятия в 1975 г. первой программы действий по защите прав потребителей.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей: право на безопасность товара; право на информацию; право на выбор товара; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.
(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Назовите первые две европейские организации потребителей и укажите, какую задачу решала каждая организация.
3. Почему потребитель является «наиболее слабой стороной в отношениях с предпринимателями»? Дайте два собственных объяснения.
4. Предположите, почему помимо национальных организаций потребителей необходима единая европейская политика защиты прав потребителей. Выскажите три предположения.
5. Гражданка А. решила приобрести холодильник и обратилась за консультацией к продавцу крупного магазина. Продавец рассказал ей о характеристиках холодильников различных фирм, а в Интернете она прочла отзывы потребителей о заинтересовавших ее моделях. Наконец, холодильник был приобретен. Назовите любые два права потребителей, которые реализовала гражданка А. Кратко поясните свой выбор.
6. Одним из признанных Генеральной Ассамблеей ООН прав потребителей является право на потребительское образование. Нужны ли, на ваш взгляд, специальные обучающие программы для потребителей? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.

Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с другими видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации деятельности.



<�…>в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности.

Ведущей для психического развития личности подростка оказывается общественно-полезная деятельность<...> В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развернута. Основная психологическая потребность подростка – овладение формами общения – выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать свое общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирование у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, то есть предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста – выработкой жизненных планов, поиском средств их реализации.

Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается ее воздействие на психическое развитие растущего человека. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребенок выполняет какую-то деятельность, и не ее чисто внешняя организация, а такое задание деятельности, которое способствует формированию необходимых для данного возраста личностных качеств.
(Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какой тип деятельности автор называет ведущим? Почему необходимо выделять и изучать ведущие типы деятельности для каждого периода детства?
3. Назовите ведущий тип деятельности: а) младшего школьника; б) подростка; в) старшего школьника. Чем, по вашему мнению, объясняется изменение ведущего типа деятельности школьника?
4. В чем, по мнению автора, заключается основная задача старшего школьного возраста? Приведите три примера влияния этой задачи на учебную деятельность.
5. Петр учится в 8 классе. Его родители расстроены по поводу того, что он стал меньше интересоваться учебой, зато больше внимания стал уделять общению с друзьями и знакомыми. Родители обратились за советом к школьному психологу. Как, по вашему мнению, школьный психолог объяснил родителям Петра эту ситуацию? Приведите фрагмент текста, помогающий в объяснении.
6. В обществе бытует мнение, что ведущий тип деятельности во многом определяется личностными характеристиками человека. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, если сообразуются с реалиями современных ему общественных отношений.

Нравственные нормы имеют общие черты. Они поддерживаются силой общественного мнения, то есть непосредственным поощрением и одобрением со стороны ближайшего окружения или, наоборот, резким осуждением тех, кто отступает от этих норм в своем поведении. В этом проявляется отличие морали от политики и права, где главным основанием для выбора того или иного пути является сила (или слабость) государства; от научного сознания, которое опирается на логические доказательства. Аргументация морали опирается на значение нравственных требований и необходимость следовать им<�…>

Юноши и девушки, взрослые люди испытывают, как правило, напряжение, растерянность, тревогу, чувствуя, что они могут перейти некую незримую черту. Так дает о себе знать внутренний голос нравственного сознания — то, что принято называть совестью. Человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания. Он может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т.д.

Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания<�…>

Смысл нравственной регуляции отношений людей в обществе состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и поддерживать известный уровень гармоничности во взаимодействии и взаимопонимании между людьми.

Мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям. В то же время, мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам.
(Ю.И. Аверьянов)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. При каком условии, по мнению автора, моральные нормы наиболее эффективно воздействуют на поведение человека? Какое отличие морали от политики и права указывает автор?
3. Как, по мнению автора, происходит принятие человеком нравственного решения? Укажите основные этапы.
4. Автор характеризует роль морали в жизни человека и общества. Приведите любые две авторские характеристики и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
5. А. получил сведения о том, что его коллега К. использует свое служебное положение в корыстных целях. Увидев, что после его предупреждения поведение коллеги не изменилось, А. разгласил эти сведения, и коллега вынужден был уволиться. Часть сотрудников одобрила поступок А., часть – осудила. Объясните поступок А. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.
6. Существует мнение, что моральные нормы лишают человека свободы выбора. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Психическое и физиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни.

А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают полноправными участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом отношении они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс их вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.
(Адаптировано по тексту А.И. Кравченко)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бесправие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.
3. О каких ошибках, совершаемых тинэйджерами в силу противоречивости их положения в обществе, говорится в тексте? Укажите с опорой на текст любые две ошибки. Приведите любую из ошибок, совершаемых тинэйджерами, из числа не указанных в тексте.
4. В чем заключается, по мнению автора, исходное противоречие положения тинэйджеров? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два примера, иллюстрирующие дееспособность тинэйджеров.
5. Алеше – 14 лет. Чтобы доказать старшим ребятам, что он не «маменькин сынок», Алеша угнал машину соседа. Выскажите суждение о причинах подобного поведения. Найдите в тексте цитату, которая объясняет подобные факты.
6. В тексте приведено мнение, что многие подростки считают статус школьника «невзрослым». Выскажите свое отношение к этому мнению. Назовите, опираясь на знание курса и социальный опыт, любые два последствия ухода подростков из школы.
Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.

Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.

Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях – в определенное время и в определенном месте, по поводу определенных вопросов и для определенных людей.

Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.


(Адаптировано по ст. Дж.Дж. Стура)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.
3. Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное вам из курса определение демократии.
4. Опираясь на знания курса, назовите две характерные черты демократического пути принятия решения и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.
5. В одной из неформальных молодежных групп установлен жесткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить бойкот и т.д. Как вы думаете, является ли подобная организация демократической? Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.
6. Автор подчеркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Сформулируйте два аргумента в обоснование этого вывода.

Общественное производство тесно связано с понятием «разделение труда». Разделение труда — это такая организация производства, при которой каждый работник выполняет определенную операцию или производит какой-либо продукт. Причина этого явления заключается в необходимости более успешного выполнения разных работ, а также в различных условиях трудовой деятельности.

Еще в глубокой древности люди поняли, что разделение труда — важнейшее условие увеличения его производительности и экономии времени. Первым примером общественного разделения труда было отделение земледелия от скотоводства и ремесла от земледелия. В XX веке выделились и обособились такие крупные сферы деятельности, например, как научное производство и кредитно- финансовая сфера. В XXI веке наверняка произойдет выделение и других сфер.

Сегодня картина разделения труда в обществе несравнимо сложнее, чем в прежние века. На первый взгляд, разделение труда только разъединяет производителей. На самом деле, именно оно и объединяет их, усиливая взаимосвязи и взаимодействие товаропроизводителей.


(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое определение разделения труда приводит автор? Как он определяет причины его возникновения? (Укажите две причины.)
3. Какие четыре примера разделения труда приведены в тексте?
4. На трех конкретных примерах покажите значение разделения труда в современном мире. (В каждом случае приведите пример и обязательно покажите значение разделения труда.)
5. Имея не слишком плодородные для выращивания зерновых культур почвы, жители Новгородской республики с XII века стали специализироваться на возделывании льна, производстве холстов и полотна. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
6. Автор считает, что разделение труда формирует взаимосвязи между производителями. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения), подтверждающие этот вывод.

Обычай — эта самая древняя форма права. Она формировалась напротяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так.

Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют.

Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.



В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. На основе текста приведите любые три характеристики обычая как самой древней формы права.
3. Какие причины формирования правовых обычаев указывает автор? Приведите на основании текста две причины.
4. Приведите три конкретных примера современных правовых обычаев с опорой на текст и знание курса.
5. Сотрудник крупной фирмы по секрету рассказал своему другу о подготовке руководством фирмы серьезного контракта. Информация попала в прессу. Это в определенной мере снизило эффект неожиданности от заключения этого контракта, на который рассчитывало руководство фирмы. Какие нормы нарушил сотрудник? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
6. По мнению автора, «нет смысла оформлять в нормативно- правовых актах все подробности поведения людей». Выскажите свое отношение к мнению автора. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Смотрите также:
Ение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства
151.95kb.
Методические рекомендации органам исполнительной власти города Москвы по организации защиты конфиденциальной информации и персональных данных
3697.7kb.
Программа учебного курса по выбору для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки бакалавр, специалист
147.82kb.
Пенсия не наказание, работающий человек не может быть нищим
33.49kb.
Комитет «Гражданское содействие»
77.97kb.
Список работников ниу вшэ
27.6kb.
В российском праве одним из первых свидетельств особого правового отношения к информации личного характера в отечественных памятниках является дозволение не уличать себя самого, содержащееся в ст
177.22kb.
Участники областного родительского собрания, обращаясь к широкой общественности, к органам представительной и исполнительной власти г
55.82kb.
Юрий Лужков, конечно же, не ожидал, что в один миг от него отвернутся многие, в особенности чиновники, чьи блестящие карьеры как в исполнительной, так и в законодательной власти состоялись исключительно при его поддержке
767.24kb.
Одним из важнейших направлений астрономии в течение последнего времени является обработка астрономических изображений, т е. оп­ределение средней освещенности в зависимости от координат изобра­жения
35.35kb.
Федеральных органов исполнительной власти
55.62kb.
Федеральных органов исполнительной власти
55.62kb.