Главная страница 1

Г.Я.Орлова, учитель истории Мари-

Куптинской средней образовательной школы

Мари-Турекского района, организатор и

руководитель школьного краеведческого

музея.
Связующее звено поколений

(Этнография в школьном музее)
В последние годы в связи с ростом национального самосознания населяющих народов России все больше повышается интерес к вопросам традиционной и современной культуры, быта, обрядов и обычаев, которыми занимается наука этнография (этнология)

Стремление познать историческое прошлое народа, его корни и истоки, своеобразный хозяйственно- культурный уклад жизни, культурно-бытовые взаимоотношения с соседними районами, изменение и развитие традиции в разные периоды под воздействием природно-экологических, социально- экономических других факторов характерно сегодня не только для специалистов, но и широкой общественности,, учащихся школ. В нашей многонациональной республике более очевидной становится теоретическая и практическая значимость этнографической науки. Исторический опыт показывает необходимость знания особенностей образа жизни, культуры и быта народов, ибо незнание, игнорирование их может способствовать межнациональному отчуждению и противостоянию. По словам видного советского этнографа, профессора Ленинградского университета Р. И. Итса, «такое знание, которое само по себе способно породить чувства сопереживания, соучастия в жизни соседей, не может прийти само, а должно быть получено как в семье, так и в системе образования».

Этнография в нашей стране долгое время считалось академической наукой. Ныне общепризнана в качестве актуальной задача изучения, популяризации и пропаганды этнографических знаний в стране и республике.

В Республике Марий Эл проживают представители многих национальностей. Интересна и богата история и культура коренных народов. Но многое, к сожалению, сегодня утрачено безвозмездно. И пока еще живы старожилы, необходимо продолжать сбор этнографических материалов, описывать историю родного края, составить полное представление о традиционной культуре и быте народов, населяющих наш край.

Именно в этом направлении работает наш школьный краеведческий музей «Исток». Поисково-исследовательская работа учащихся, учителей, местных жителей дает свои плоды. Отделы «Археология и палеонтология», «Нумизматика и бонистика», «Этнография», стенды «Школьный музей -«Исток», «А годы летят...» (из истории школы), «Они достойны восхищения» (о знаменитых людях), «Физкультура и спорт», «Пусть помнит мир спасенный», «Деревенька колхозная…» (из истории колхоза «Рассвет») дают представление о самобытности Мари-Куптинской стороны. Важно, что при раскрытии материала

учитывается связующее звено местного материала с историей страны и связь поколений.



img300
Этнографический отдел в школьном краеведческом музее.
Отдел этнографии в музее сложился в результате следующих методов исследования:

1. Эмпирического (опрос, запись, зарисовки, сборы вещей, коллекции, фотосъёмка).

2. Сравнения, анализа и обобщения.

3. Изучения собранных материалов с привлечением других материалов (архивных, музейных, опубликованных).

Этнографические экспозиции разделены на следующие отделы:

1. Марийская национальная одежда.

2. Орудия труда.

3. Предметы быта.

Цель работы этнографического отдела – раскрыть культуру и быт народов, населяющих республику Марий Эл, посредством изучения и освоения народных традиций.

Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:

- Изучение и анализ материальной и духовной культуры народов, населяющих нашу республику.

- Изучение местных промыслов и ремесел.

- Раскрытие творческого потенциала личности учащихся через уникальную природу этнографии.

- Формирование информационной базы этнообразовательного процесса в системе образования.

- Изучение и развитие культурных традиций населения, проживающих в республике.

Основные формы деятельности этнографического отдела:

- Организация и проведение этнографических экспедиций.

- Формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов.

- Изучение литературных источников, документов, материалов местных краеведческих музеев.

- Проведение экскурсий, экспедиций по родному краю с целью сбора информации и материала для этнографических коллекций.

- Подготовка и проведение этнографических праздников и обрядов.

- Возрождение работы местных промыслов и традиционных ремесел.

- Проведение мастер – классов.

- Популяризация и пропаганда этнографического (краеведческого) материала через СМИ.

Этнографический отдел нашего музея является широким полем для исследовательских и проектных работ учащихся по темам:

- «Орудия труда у марийцев.

- «Марийский народный костюм»,

- «Марийская народная резьба»,

- «Марийская вышивка»,

- «Марийская крестьянская кухня»,

- «Марийское жилище»,

- « Марийские обряды» (родильные, свадебные, похоронно – поминальные),

- «Народные праздники, игры и развлечения»,

- «Головной убор замужних женщин – шымакш».

Учащиеся под руководством учителя изучают формы и явления в историческом развитии, рассматривая их состояние в различные хронологические периоды, стремясь выявить время их появления, происшедшие изменения, современное состояние и прогнозируя будущее. В поисках объяснений их динамики они учитывают влияние различных факторов – экологических (изменение природной среды), социально – экономических (развитие производства, изменение социальной структуры, экономические реформы), политических (войны, революционные события, смена власти), этнических (заимствование отдельных фор и элементов быта и культуры соседних народов). Не менее важным в этнографических исследованиях является привлечение данных смежных наук – истории (письменные и архивные источники), археологии (вещи и фрагменты из раскопок), языкознания и топонимики (терминология, названия населенных пунктов, угодий, рек, озер и т.п.), фольклора (культурно бытовые детали, сохранившиеся в различных жанрах устного народного творчества).

Отрадно, что и местные жители вкладывают в работу музея свою настойчивость, любовь, интерес и время. Клавдией Яковлевной Орловой был передан ткацкий станок. Его восстановили и привели в рабочее состояние Лидия Яковлевна Степанова, Ирина Николаевна Степанова, Елена Дмитриевна Орлова. Они мастерицы, шьют марийские костюмы, вышивают. Поражает их удивительная тяга к красоте украшения, воплощения мечты человека в прекрасное. В это дело они вкладывают не только свой труд, но и свои мечты, надежды и радость. Не было ни одного периода в истории нашего края, когда не существовало бы искусство украшения. Человек украшал свои жилища, свою одежду, свою утварь, ибо стремление сделать ничем не примечательный предмет необыкновенным было свойственно ему с давних лет.


img302

Рабочий момент восстановления

ткацкого станка в школьном

краеведческом музее. Фото

автора. 2007.

Частая гостья музея Раисия Николаевна Апасова. Проводимый ею мастер-класс «Прическа к головному убору замужних женщин - шымакш» учащиеся школы помнят и сейчас. Скажите, кто из учащихся или взрослых умеют делать прическу к этому головному убору? Наши ученики! Альбина Ягодарова (7 класс), Настя Васильева (7 класс), Екатерина Ухова (8 класс) полностью овладели этим искусством. Они демонстрировали эту прическу на республиканских и районных семинарах «Формирование толерантного сознания школьников через краеведение» для учителей истории, краеведов и руководителей школьных музеев (2006, 2007г.г.). Вот что рассказывает Альбина: «Прическу к головному убору замужних женщин научила делать моя бабушка Рая. Она родилась в деревне Олоры Параньгинского района, а сейчас живет в Мари-Купте. Сама бабушка не носила шымакш, но носили его мои прабабушки Елизавета Матвеевна Леонтьева и Анна Егоровна Апасова. Я свою бабушку спрашивала, почему молодым девушкам с первого дня замужества ставили шымакш? Шымакш должен был оберегать женщин от нечистой силы, он использовался как оберег. Мои прабабушки не показывались на людях без этого головного убора». Екатерина продолжает: «Прикосновение к традициям народа помогает сохранить нашу богатую историю. Бережное отношение к ним обогащает и нас молодых людей».



img301

Мастер – класс «Прическа к головному

убору замужних женщин – шымакш».

Фото автора. 2006.


Приводимые факты являются убедительным свидетельством возрастающего интереса поколений к этнографии (и вообще к краеведению), что способствует преодолению этнографической неграмотности. Очевидно, изучение особенностей культуры и быта, традиции и обычаев своего и других народов является важным средством пополнения интеллектуального багажа знаний, способствует воспитанию уважительного отношения, чувства дружбы и интернационализма в многонациональных коллективах и в обществе в целом.



Смотрите также:
Этнография в нашей стране долгое время считалось академической наукой. Ныне общепризнана в качестве актуальной задача изучения, популяризации и пропаганды этнографических знаний в стране и республике
62.28kb.
Г. П. Бунин М. Б. Плущевский А. В. Плотников Стандартизация как научно-техническая деятельность и перспективы становления ее как науки: взгляд на проблемы и пути их решения в нашей стране закон
752.14kb.
Не менее ситуацию с инновациями в стране большинство экспертов оценивает весьма критически. Доля России на мировом на рынке высокотехнологичной продукции не соответствует высоким инновационным амбициям нашей страны
89.32kb.
Картина на фоне предрекания террористических угроз
31.2kb.
Судьба человека в 30-е годы 20 века в нашей стране
169.4kb.
В настоящее время в нашей стране активно реализуется реформа системы образования, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты
432.95kb.
Кроме того, проблема аг в нашей стране привлекает пристальное внимание не только терапевтов, кардиологов, но и педиатров
120.35kb.
На основании этнографических материалов, собранных во время экспедиций, были изучены традиции, бытовая и моральная культура, древние формы правления, семейные взаимоотношения и др
156.4kb.
Кара-Мурза С. Г
1933.67kb.
Лента Мёбиуса по-британски
70.64kb.
В чесму поступили копии уникальных архивных документов
41.94kb.
Многие люди в нашей стране бояться термина эстетическая хирургия, тем не менее, хорошо выглядеть хочется каждому. Но ведь далеко не всего можно достичь с помощью диеты, здорового образа жизни и занятий спортом
20.54kb.