Структура основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс
|
Наименование циклов, разделов, модулей,
требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
|
Обязательная часть циклов ОПОП
|
4482
|
2988
|
|
|
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
|
930
|
620
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
|
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы
философии
|
ОК 1 - 10
|
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
|
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1 - 10
|
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
|
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 10
ПК 3.3
|
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
|
|
238
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 1 - 10
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.2
|
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
476
|
238
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 10
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный цикл
|
198
|
132
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления
|
|
|
ЕН.01. Математика
|
ОК 2 - 4
ОК 6
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.7
|
уметь:
использовать изученные пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности;
осуществлять поиск специализированной информации в сети Интернет;
работать с электронной почтой, информацией, представленной в специализированных базах данных;
знать:
электронный документооборот и основы электронного предоставления информации, способы работы в глобальной сети
|
|
|
ЕН.02. Информатика
|
ОК 4 - 6
ОК 9
ПК 1.7
|
уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности
|
|
|
ЕН.03.
Информационные технологии в профессиональной деятельности
|
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 9
ПК 3.1 - 3.3
|
П.00
|
Профессиональный цикл
|
3354
|
2236
|
|
|
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
816
|
544
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
определять положение и размер изображения графическим и аналитическим методами, измерять оптические параметры линз;
рассчитывать параметры корригирующих линз;
знать:
основные понятия и законы геометрической оптики, кардинальные элементы идеальной оптической системы;
свойства различных оптических деталей, схемы сферических линз
|
|
|
ОП.01. Геометрическая оптика
|
ОК 1
ОК 5
ПК 1.1 - 1.4
|
уметь:
применять знания физиологической оптики в профессиональной деятельности;
знать:
устройство и работу глаза как оптического прибора и приемника световой энергии
|
|
|
ОП.02. Основы физиологической оптики
|
ОК 1
ОК 2
ОК 8 - 10
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.6
|
уметь:
применять анатомическую и физиологическую терминологию;
знать:
анатомию и физиологию органа зрения;
строение и функции головного мозга, нервной, дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной систем и опорно-двигательного аппарата
|
|
|
ОП.03. Анатомия и физиология человека
|
ОК 1
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ПК 1.1
|
уметь:
читать чертежи и схемы по специальности;
знать:
способы графического представления технических объектов;
единую систему конструкторской документации
|
|
|
ОП.04. Основы технического черчения
|
ОК 1
ОК 4 - 5
ОК 9
ПК 1.2
ПК 1.4 - 1.5
|
уметь:
производить расчет хода действительного, параксиального и нулевого лучей;
производить габаритный расчет оптических систем;
знать:
основные типы оптических систем и принципы построения оптических схем
|
|
|
ОП.05. Теория и расчет оптических систем
|
ОК 1
ОК 5
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.4
|
уметь:
определять величину поля зрения неподвижного глаза, размер слепого пятна;
исследовать влияние на величину поля зрения очковых линз;
определять остроту зрения при различных условиях;
определять величину фузионных резервов глаз;
исследовать темновую адаптацию, цветовое зрение;
определять вид и степень аметропии глаза;
знать:
сущность различных видов аметропии, астигматизма, пресбиопии, косоглазия, гетерофории, анизометропии, анизейконии, амблиопии, принципы их оптической коррекции;
принципиальные основы контактной коррекции;
условия рациональной работы глаза
|
|
|
ОП.06. Принципы оптической коррекции зрения
|
ОК 1
ОК 2
ОК 8
ОК 9
ПК 2.1
ПК 3.1 - 3.4
|
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
знать:
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
основные принципы построения экономической системы организации;
общую организацию производственного и технологического процессов;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда
|
|
|
ОП.07. Экономика организации
|
ОК 1-9
ПК 1.7
ПК 3.2 - 3.4
|
уметь:
правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
пользоваться современной офтальмологической терминологией;
знать:
основы грамматики, необходимые для построения офтальмологической и фармацевтической терминологии
|
|
|
ОП.08. Основы латинского языка с медицинской терминологией
|
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 8
ПК 1.1
ПК 1.7
ПК 2.3
ПК 5.1 - 5.3
|
знать:
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия, правила хранения;
побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам
|
|
|
ОП.09. Фармакотерапия в офтальмологии
|
ОК 1 - 4
ОК 8
ПК 5.1 - 5.3
|
уметь:
оценивать и составлять документы при приеме и увольнении с работы;
знать:
общие принципы и систему управления персоналом;
кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;
анализ кадрового потенциала организации
|
|
|
ОП.10. Управление персоналом
|
ОК 1 - 3
ОК 6 - 8
ПК 3.3 - 3.4
|
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
|
68
|
ОП.11. Безопасность
жизнедеятельности
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.7 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.2
ПК 5.1 - 5.3
|
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
2538
|
1692
|
|
|
ПМ.01
|
Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления и ремонта средств коррекции зрения;
уметь:
провести контроль средств коррекции зрения и средств сложной коррекции зрения;
определять тип и вид покрытия на очковых линзах;
измерять параметры роговицы на офтальмо-диагностической аппаратуре;
контролировать параметры контактных линз;
знать:
современные виды очковых линз и оправ (материалы, покрытия, конструкции) и их изготовление;
состав и принципы работы на автоматических линиях для изготовления очковых линз в организациях «Оптика»;
технологический процесс изготовления и контроля контактных линз;
принципы ортокератологической коррекции зрения;
область применения, способы изготовления и контроля средств сложной коррекции зрения
|
|
|
МДК.01.01.
Современные технологии изготовления очковых линз и оправ
МДК.01.02. Технология изготовления контактных линз
МДК.01.03.
Современные технологии изготовления очков и средств сложной коррекции зрения
|
ОК 1 - 6
ОК 8
ОК 9
ПК 1.2 - 1.5
|
ПМ.02
|
Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исследования базовых зрительных функций;
подбора средств коррекции зрения;
уметь:
применять и подготавливать офтальмодиагностические приборы для исследования зрительных функций;
выявлять основные симптомы заболеваний органа зрения;
проводить коррекцию всех видов аметропии;
диагностировать нарушения аккомодации и бинокулярного зрения;
знать:
назначение, устройство и принципы работы на основных отечественных и зарубежных офтальмодиагностических приборах
|
|
|
МДК.02.01. Офтальмодиагностические приборы
МДК.02.02.
Клиническая офтальмология и офтальмологическая диагностика
|
ОК 1
ОК 3
ОК 5 - 7
ОК 9
ОК 10
ПК 2.1 - 2.3
|
ПМ.03
|
Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в маркетинговой деятельности организации;
проведение консультаций по вопросам современной оптической моды;
уметь:
планировать маркетинг фирмы;
использовать эффективные коммуникации в профессиональной деятельности;
знать:
состояние рынка очковых линз, оправ, контактных линз;
рынок потребителей, методики исследования поведения потребителей и спроса на товары и услуги;
позиционирование товара, услуг и фирмы;
правовые основы профессиональной деятельности;
сравнительные характеристики очковых и контактных линз различных производителей;
коллекции очковых оправ
|
|
|
МДК.03.01. Маркетинг оптического салона
МДК.03.02.
Коммуникации с потребителями средств коррекции зрения
МДК.03.03.
Современный рынок средств коррекции зрения
|
ОК 1 - 5
ОК 8
ОК 9
ПК 3.1 - 3.4
|
ПМ.04
|
Подбор средств коррекции зрения
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выбора вида коррекции;
подбора средств коррекции зрения различной сложности;
уметь:
подбирать средства коррекции зрения различной сложности;
обращаться с различными видами контактных линз;
знать:
возрастные изменения рефракции и аккомодации, принципы коррекции;
основы детской оптометрии;
показания и противопоказания к назначению контактных линз и основные осложнения при ношении контактных линз
|
|
|
МДК.04.01. Подбор средств коррекции зрения
|
ОК 1 - 4
ОК 6
ОК 7
ОК 9
ПК 4.1 - 4.2
|
ПМ.05
|
Диагностика аномалий рефракций и исследование базовых зрительных функций
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выявления основных признаков проявления наиболее распространенных заболеваний и повреждений органа зрения;
уметь:
проводить диагностическое обследование пациентов при подборе средств коррекции зрения с использованием современной офтальмодиагностической аппаратуры
знать:
оснащение кабинета оптометрии;
современные методы исследования зрительных функций, рефракции и аккомодации глаза;
современные офтальмодиагностические приборы, методику работы на них и анализ результатов исследований
|
|
|
МДК.05.01. Глазные болезни и их диагностика
МДК.05.02.
Современные офтальмодиагностические приборы
|
ОК 1 - 4
ОК 8
ОК 9
ПК 5.1 - 5.3
|
ПМ.06
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
|
1944
|
1296
|
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП
|
6426
|
4284
|
|
|
УП.00
|
Учебная практика
|
29 нед.
|
1044
|
|
ОК 1 - 10
ПК 1.1 - 1.7
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.2
ПК 5.1 - 5.3
|
ПП.00
|
Производственная практика
(по профилю специальности)
|
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|
|
|
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
|
|
|
ГИА.00
|
Государственная (итоговая) аттестация
|
6 нед.
|
|
|
|
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
4 нед.
|
|
|
|
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
2 нед.
|
|
|
|
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
119 нед.
|
Учебная практика
|
29 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
7 нед.
|
Государственная (итоговая) аттестация
|
6 нед.
|
Каникулярное время
|
34 нед.
|
Итого
|
199 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей)
по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности
на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым
в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный
на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением
в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования
к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею
со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать
в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях) который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы
в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать
в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов
в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8–11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулярное время
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе
в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы
2.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики
по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями
в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится
с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
____________
2 Пункт 1 статьи 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616).
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональными модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания
в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ
к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем
из 3
наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями
и доступ к современным профессиональным базам данных
и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения3.
_________
3 Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания
с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
математики;
информатики;
геометрической оптики;
основ физиологической оптики;
анатомии и физиологии человека;
основ технического черчения;
теории и расчета оптических систем;
экономики организации;
принципов оптической коррекции зрения;
маркетинга оптического салона;
основ латинского языка с медицинской терминологией;
фармакотерапии в офтальмологии;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
технологий изготовления очковых линз и оправ;
технологий изготовления контактных линз;
технологий изготовления очков и средств сложной коррекции зрения;
офтальмодиагностических приборов;
клинической офтальмологии и диагностики;
основ технического черчения;
расчета оптических систем.
Мастерские:
технологии изготовления и ремонта очков.
Спортивный комплекс:
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения
основнОЙ профессиональнОЙ образовательнОЙ
программЫ
8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев
от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная
(итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.
Приложение к ФГОС СПО
по специальности 060606 Медицинская оптика
ПЕРЕЧЕНЬ
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
|
Наименование профессий рабочих,
должностей служащих
|
1
|
2
|
18216
|
Сборщик очков
|
ФГОС СПО - 03