Главная страница 1страница 2страница 3



Приложение


Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «____»__________2009 г. №____





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 060606 Медицинская оптика
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060606 Медицинская оптика всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ – образовательное учреждение;

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
по специальности;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1



Образовательная база приема

Наименование квалификации

базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Медицинский оптик

2 года 10 месяцев




на базе основного общего образования

3 года 10 месяцев1


3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.

Таблица 2



Образовательная база приема

Наименование квалификации

углубленной

подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной

подготовки при очной форме

получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Оптик-оптометрист

3 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

4 года 10 месяцев1

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования – не более чем


на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования – не более чем


на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.


IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение нуждающихся средствами оптической коррекции зрения в специализированных организациях, учреждениях здравоохранения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

средства оптической коррекции зрения в соответствии


с потребностями пациента;

комплектующие изделия, вспомогательные материалы;

оборудование и приборы, используемые при проведении соответствующих работ;

первичные трудовые коллективы.


4.3. Медицинский оптик готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):

4.3.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.

4.3.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

4.3.3. Участие в коммунникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
4.4. Оптик-оптометрист готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):

4.4.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.

4.4.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

4.4.3. Участие в коммунникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

4.4.4. Подбор средств коррекции зрения.

4.4.5. Диагностика аномалий рефракции и исследование базовых зрительных функций.

4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕзультатам ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ
5.1. Медицинский оптик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий


в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


5.2. Медицинский оптик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

5.2.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.

ПК 1.1. Владеть правилами и методикой прописей рецептов на очки, принципами подбора очковых линз и оправ с параметрами, соответствующими рецепту.

ПК 1.2. Проводить основные и вспомогательные операции
по обработке поверхностей всех типов очковых линз, нанесению покрытий и окраске линз.

ПК 1.3. Изготавливать все виды корригирующих средств


на современном технологическом оборудовании, проводить ремонт очков и оправ.

ПК 1.4. Контролировать качество выпускаемой продукции


в соответствии с требованиями действующих стандартов.

ПК 1.5. Эксплуатировать технологическое оборудование


для изготовления и ремонта всех видов корригирующих средств.

ПК 1.6. Обеспечивать и контролировать технику безопасности, охрану труда и противопожарную безопасность на рабочем месте.

ПК 1.7. Оформлять необходимую документацию в электронном и письменном видах.

5.2.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

ПК 2.1. Проводить консультации по вопросам режима зрения


для населения.

ПК 2.2. Оказывать консультативную помощь пациенту при подборе и реализации средств коррекции зрения с точки зрения технических, технологических и медицинских аспектов.

ПК 2.3. Оказывать помощь офтальмологу и оптику-оптометристу при исследовании зрительных функций и подборе средств коррекции зрения, в том числе с помощью современной офтальмодиагностической аппаратуры.

5.2.3. Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

ПК 3.1. Проводить консультации по вопросам современной оптической моды, формирования и коррекции визуального имиджа


с помощью корригирующих и солнцезащитных очков.

ПК 3.2. Участвовать в маркетинговой деятельности организации.

ПК 3.3. Урегулировать и разрешать конфликтные ситуации
в профессиональной деятельности.

ПК 3.4. Организовывать и оценивать эффективность работы организаций по изготовлению средств коррекции зрения, составлять бизнес-план, знать основы логистики.



5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Оптик-оптометрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения


в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


5.4. Оптик-оптометрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

5.4.1. Изготовление, контроль и ремонт средств коррекции зрения.

ПК 1.1. Владеть правилами и методикой прописей рецептов на очки, принципами подбора очковых линз и оправ с параметрами, соответствующими рецепту.

ПК 1.2. Проводить основные и вспомогательные операции
по обработке поверхностей всех типов очковых линз, нанесению покрытий и окраске линз.

ПК 1.3. Изготавливать все виды корригирующих средств на современном технологическом оборудовании, проводить ремонт очков и оправ.

ПК 1.4. Контролировать качество выпускаемой продукции
в соответствии с требованиями действующих стандартов.

ПК 1.5. Эксплуатировать технологическое оборудование


для изготовления и ремонта всех видов корригирующих средств.

ПК 1.6. Обеспечивать и контролировать технику безопасности, охрану труда и пожарную безопасность на рабочем месте.

ПК 1.7. Оформлять необходимую документацию в электронном и письменном видах.

5.4.2. Участие в консультативной деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

ПК 2.1. Проводить консультации по вопросам режима зрения


для населения.

ПК 2.2. Оказывать консультативную помощь пациенту при подборе и реализации средств коррекции зрения, с точки зрения технических, технологических и медицинских аспектов.

ПК 2.3. Оказывать помощь офтальмологу при исследовании зрительных функций и подборе средств коррекции зрения, в том числе
с помощью современной офтальмодиагностической аппаратуры.

5.4.3. Участие в коммуникационно-маркетинговой деятельности при подборе и реализации средств коррекции зрения.

ПК 3.1. Проводить консультации по вопросам современной оптической моды, формирования и коррекции визуального имиджа


с помощью корригирующих и солнцезащитных очков.

ПК 3.2. Участвовать в маркетинговой деятельности организации.

ПК 3.3. Урегулировать и разрешать конфликтные ситуации
в профессиональной деятельности.

ПК 3.4. Организовывать и оценивать эффективность работы организаций по изготовлению средств коррекции зрения, составлять бизнес-план, знать основы логистики.



5.4.4. Подбор средств коррекции зрения.

ПК 4.1. Подбирать средства коррекции зрения.

ПК 4.2. Индивидуально консультировать по правилам пользования и уходу за средствами коррекции зрения.

5.4.5. Диагностика аномалий рефракции и исследование базовых зрительных функций.

ПК 5.1. Исследовать зрительные функции пациента


с использованием современной офтальмодиагностической аппаратуры.

ПК 5.2. Выявлять основные признаки заболеваний органа зрения.

ПК 5.3. Оказывать неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и повреждениях органа зрения.

5.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).



6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки – «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов.


Структура основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 3



Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования

к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций




Обязательная часть циклов ОПОП

3240

2160







ОГСЭ.00


Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

660

440







В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;



знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий








ОГСЭ.01. Основы философии


ОК 1 - 10


уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения









ОГСЭ.02. История


ОК 1 - 10


уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;



знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности






172

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1 - 10

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 3.1 - 3.3

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;



знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни


344

172

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 10

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный цикл

142

94







В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;



знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления








ЕН.01. Математика


ОК 2 - 4

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.7


уметь:

использовать изученные пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности;

осуществлять поиск специализированной информации в сети Интернет, работать с электронной почтой, информацией, представленной в специализированных базах данных;

знать:

электронный документооборот и основы электронного предоставления информации;

способы работы в сети Интернет








ЕН.02. Информатика

ОК 4 - 6

ОК 9

ПК 1.7


П.00

Профессиональный цикл

2438

1626







ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

618

412







В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:



следующая страница >>
Смотрите также:
Федеральный государственный образовательный стандарт
591.7kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)
65.68kb.
Образовательный стандарт по специальности бизнес информатика содержит требования: к уровню подготовки
72.54kb.
Государственный стандарт союза сср
59.46kb.
Государственный образовательный
345.64kb.
Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Центральный федеральный округ
7630.01kb.
Государственный стандарт союза сср
541.32kb.
Государственный стандарт союза сср заклепки с плоской головкой
230.42kb.
Государственный стандарт союза сср трубы стальные бесшовные горячедеформированные
404.61kb.
Государственный стандарт союза сср оборудование сливо-наливное для горючих и легковоспламеняющихся жидкостей стояк сливо-наливной одиночный с ручным насосом
90.33kb.
Центральный федеральный округ
12.84kb.
1. Настоящий стандарт устанавливает основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из сталей, а также сплавов на железоникелевой и никелевой основах, выполняемых ручной и дуговой сваркой
998.55kb.