Главная |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 28страница 29
Раздел I. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природеТема 1. Естествознание в системе науки и культурыОсновные понятия: специфика науки; отличительные признаки научного познания; наука как особый вид человеческой деятельности; наука как система дисциплинарных знаний; эмпирический и теоретический уровни научного исследования и организации знания; теория; функции научной теории: описание, объяснение и предсказание; эмпирический базис; метатеоретические основания науки; подсистемы науки; естествознание; физические научные знания; химические знания; биологические знания; геологические и географические знания; космологические знания; социально-гуманитарные исследования или обществознание; технические науки; технознание; дифференциация и интеграция; проблемная ориентация; междисциплинарная наука; фундаментальная наука; прикладная наука. На протяжении всей своей истории люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира: обыденный, мифологический, религиозный, художественный, философский, научный и др. Одним из важнейших способов познания, безусловно, является наука. Сегодня для нас совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры цивилизованного общества. До сих пор сотни народов, племён (этносов), сохранивших первобытный образ жизни, обходятся без науки. Она свойственна лишь тем народам, которые достигли относительно высокого экономического, политического и интеллектуального уровня цивилизационного развития. С возникновением науки в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания и деятельности. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки как особого способа познания действительности. Проблема начала науки в истории культуры представлена в литературе с двух основных точек зрения. В соответствии с одной из них наука возникла в Древней Греции практически одновременно с философией – в VI–V веках до н.э. В этот период происходит освобождение сознания от плена мифологического мышления, в результате чего появляются философия и наука – познание развивалось «от мифа к логосу». Основанием для такого взгляда является факт развития в Древней Греции эпохи эллинизма (IV–I в. до н.э.) и ряда отраслей научного знания: математических, биологических, медицинских, астрономических знаний. Особое значение имели математические познания греков. Древняя Греция создала образцы математического знания, неизвестные ни предшествующим эпохам, ни другим цивилизациям. Это, прежде всего, труды Эвклида (около 330–277 гг. до н.э.) и Архимеда (287–212гг. до н.э.). Эвклид и Архимед первыми представили образцы строгой математической теории, в которой стремились выявить математические закономерности. Математика здесь впервые стала строиться как теоретическая наука, а не как лишь средство практического измерения. В области естествознания грекам не удалось создать ни одной строгой научной теории, здесь их знания представляли собой лишь более или менее систематизированные результаты непосредственных наблюдений. Открытая ими математика не нашла широкого применения для объяснения природных закономерностей. На этот факт отсутствия в Древней Греции строгих естественнонаучных теорий обращает внимание другая концепция возникновения науки, которой придерживаются большинство историков науки. Согласно этой концепции наука, зародившись в Древней Греции в трудах Аристотеля, Архимеда, Эвклида, длительное время находилась в зачаточном состоянии, которое называют протонаука или преднаука. В этот период накапливались разрозненные элементы научного знания, но отсутствовала их системность и свойственная науке предметная специализация. К тому же научные знания в этом их состоянии были доступны немногим. Ситуация изменилась в ХVI–ХVII веках. Именно в Новое время в Европе возникает наука в собственном ее понимании, и научные знания становятся широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриальной цивилизации без науки невозможно. Это эпоха, когда появляются работы И.Кеплера (1571–1630), Г.Галилея (1564–1642), Х.Гюйгенса (1629–1695), И.Ньютона (1643–1727). Рождение науки связано с возникновением экспериментально-математического, точного естествознания, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными, проводит рассуждения посредством мысленного эксперимента. Возникают естественнонаучные теории сначала в механике, а затем в различных областях физики. Эти теории не являются только лишь систематизацией опыта и наблюдений. Они строятся на введении особых понятий абстрактно-теоретического характера. Поэтому они связаны с математическим моделированием. Возникает вопрос: почему в европейской культуре ведущее место заняла наука Современные философы, в частности Бертран Рассел, видят причину этого в двух великих интеллектуальных изобретениях: 1) изобретение дедуктивного метода древними греками (Эвклид); 2) изобретение экспериментального метода в эпоху позднего Возрождения (Галилей). Именно дедуктивный метод (а тем самым и математика), а также эксперимент позволили создать классическую науку – экспериментально-математическое естествознание. Возникновение экспериментально-математического естествознания на основе механики и физики знаменовало собой рождение знания особого типа. С ним стали связывать специфику научного знания вообще. Экспериментально-математическое естествознание надолго определило идеал научности как совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от ненаучного, каковы критерии научности знания. В современной методологии науки выделяют отличительные признаки научного познания:
Цель науки – поиск истины, получение нового объективно-истинного, достоверного знания о мире, выходящего за рамки существующего опыта и практики, опережающего и прогнозирующего характера. Таким образом, исходя из вышеизложенных представлений о сущности и роли науки в культуре и обществе, (что называется социокультурным статусом науки), – мы можем дать ее более точное определение. Традиционно наука рассматривается с трех сторон: как особый вид человеческой деятельности, как система дисциплинарных знаний и как социальный институт. Как вид деятельности – это познавательная деятельность, направленная на получение нового объективно-истинного знания и осуществляемая в форме специализированного научного исследования. Результаты этой деятельности фиксируются в форме научных представлений, понятий, теорий, научной картины мира. Как система знаний наука своей целью ставит постижение истины и открытие объективных законов. Результаты получения нового знания сводятся в систему на основании определенных принципов. Разрозненные сведения не являются научными. Как социальный институт наука обеспечивает накопление знаний и их распространение для использования его на практике (материальное производство, духовное творчество и т.д.). Для этого имеются научные институты, научные школы, лаборатории, система подготовки научных кадров и т.д. Наука – это форма культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о мире, а также процесс получения этих знаний и различные формы, механизмы их применения в практической жизни людей. Наука понимается как динамическая система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специализированной познавательной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества. Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного и обоснованного знания о мире. Современная наука – сложная развивающаяся система, включающая многообразие различных форм знания, методов и уровней научного исследования имеет внутри себя определенную структуру. В науковедении и методологии науки принято различать два основных уровня научного исследования и организации знания – эмпирический и теоретический. Они отличаются по предмету, по средствам, методам и по результатам исследования. В русском языке слово «эмпирия» означает «опыт», соответственно эмпирическое познание – это опытно-практическое познание. Здесь идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях, широко проводятся наблюдения, сравнения, измерения, описания, ставятся различные эксперименты, образуются и вводятся в научный обиход новые понятия, проводится первичная систематизация знаний в форме таблиц, схем, перечней, графиков и даже формулируются эмпирические закономерности-зависимости как непосредственное обобщение устойчивой повторяемости наблюдаемых фактов (например, законы Кеплера в астрономии, закон Бойля в химии). А теоретическое познание (слово «теория» означает «рассматриваю», «исследую») направлено на исследование причин и существенных, более глубоких связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Основная цель теоретического исследования – создание теории. В строгом смысле слова теория – это органически целостная непротиворечивая система логических высказываний, раскрывающая в обобщенной форме существенные свойства и закономерные связи объектов исследования, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Теория включает в себя определение понятий, принципы, математические формулы, схемы, графики и т.п., образованные для объяснения и установления причин природных, технических и социальных явлений. Наука возникает тогда, когда теоретическое знание начинает управлять эмпирическими процедурами. Основные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание. Описательная функция теории дает возможность изложить данные наблюдений и экспериментов – научные факты – на языке данной науки, осуществляя при этом их первичную интерпретацию (истолкование). Объяснительная функция позволяет осмыслить полученные факты в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории демонстрирует ее способность к дальним и точным прогнозам на основе открытых законов и существенных связей. Современная наука характеризуется тем, что в целом она выступает как теоретическая система знаний, включающая в качестве своих компонентов: эмпирический базис – систему научных фактов и абстрактно-теоретические построения, которые соответственно формируются на эмпирическом и теоретическом уровнях научного исследования. Развитие науки предполагает непрерывное взаимодействие опыта и теории. Вместе с тем целью научного познания является не накопление опытных данных, а теоретическое объяснение различных явлений, событий и фактов. Поэтому уровень развития науки определяется не столько количеством и качеством добытых эмпирических данных, сколько количеством и качеством выдвинутых и достаточно обоснованных теорий, концепций. Современное естествознание, накопив значительный эмпирический материал, во многих областях (химии, биологии, космологии) испытывает потребность в новых фундаментальных теориях для их объяснения. Предметом эмпирического исследования являются фрагменты реальных предметов, процессов. Тогда как теоретический уровень исследований имеет дело не с материальными предметами, а с идеализированными, абстрактными моделями целого класса объектов. Основой эмпирического познания является непосредственное, практическое взаимодействие исследователя с объектом в форме наблюдений и экспериментов. На теоретическом уровне, где имеют дело с абстрактными моделями, возможны лишь мысленные эксперименты. Результатом эмпирического исследования являются простые причинные и необходимые связи. На теоретическом уровне познаются существенные и закономерные связи. Структура научного знания не исчерпывается эмпирическим и теоретическим уровнями – она включает также и особый слой сверхтеоретического знания – метатеоретические основания науки, куда входят три главных составляющих блока оснований науки: 1) идеалы и нормы научного исследования, 2) научная картина мира и 3) философские основания (идеи и принципы). Эти основания обеспечивают целостность научного знания и предметной области науки, определяют стратегию научного поиска, а также во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного знания. Социокультурная среда всегда служила источником идей, образов, ассоциаций. Тем слоем в динамике научного поиска, который осуществляет взаимосвязь его «внутренних» и «внешних» факторов, являющихся метатеоретическими основаниями науки. С одной стороны, основания науки непосредственно обусловлены характером исследуемых объектов, конкретными фактами, моделями и теориями, с другой – формируются целым комплексом мировоззренческих, ценностных и прочих факторов, опосредуя их влияние на конкретные методы эмпирического и теоретического исследования. Чрезвычайно существенно, что именно перестройка оснований науки создает точки «бифуркаций», в которых определяется направление развития науки, и в них культура как бы отбирает те, которые в наибольшей степени соответствуют ценностным и мировоззренческим установкам эпохи. Научная картина мира, складывающаяся в результате синтеза научных идей и принципов своей эпохи, равно как идеалы и нормы науки, действуют как своего рода «предпосылочное» знание, ориентирующее ученых в разработке научных методов и теорий, в их обосновании. Проникая в научное мышление данной эпохи и приобретая характер естественных и привычных представлений и эталонов познавательной деятельности, они получают соответствующее философское обоснование. Философские идеи и принципы (такие как принцип познаваемости мира, принцип причинности, принцип материальности мира, принцип развития и др.) буквально пронизывают идеалы и нормы, а также и НКМ, являясь важнейшим каналом их связи и взаимодействия. На каждом этапе развития науки в ней складываются определенные эталоны научного описания и объяснения, доказательства и обоснования знания и т.д. Эти нормы и идеалы определяются и общим содержанием эпохи, доминантами культуры, а также лидирующими в этот период науками. Так средневековая наука всецело подчинялась задачам раскрытия божественного замысла Творца, зашифрованного в символических записях «книги природы». В ХVII–ХVIII веках эталонами научного исследования становятся принципы и нормы механики, которые переносятся на самые различные области природы и даже на общественные явления. Важно обратить внимание на то, что эти основания науки, оказывая столь существенное воздействие на ее развитие, производят его неявным, имплицитным образом. В реальной научной практике они, как правило, нигде не фиксируются специально, порой даже не осознаются, а тем более не выделяются и не различаются исследователем. Принятие определенных оснований науки и оперирование ими происходит на уровне своеобразного стиля мышления, в котором они находят определенное интегрированное выражение, зависящее от индивидуальных особенностей мышления ученого. Стиль научного мышления – это устойчивое единство идеалов, норм и принципов научного познания, принятый в научной среде способ постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов, регулирующий вхождение новых идей в науку, формирующий соответствующий тип исследователя. Стиль мышления науки органично связан с общим стилем мышления и мировоззрением эпохи как обобщенным образом всей ее культуры. Через стиль мышления идет усвоение в научной деятельности ведущих навыков практического опыта и «здравого смысла» эпохи. Процесс смены стилей мышления происходит как результат изменений в самом образе жизни, как неотъемлемая сторона формирования нового типа культуры. Современную науку называют «большой наукой» по сравнению с наукой ХIХ века. Это характеризует ее и по количеству учёных (свыше 5 млн человек), и по объему мировой научной информации, которая удваивается каждые 10-15 лет, и по финансовым затратам (развитые страны тратят на науку свыше 5 % валового национального дохода). Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. Наука охватывает сейчас около 15 тысяч дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Дисциплинарная дифференциация науки связана со специализацией научного познания. Эта тенденция выражает сущностную черту науки – стремление к глубокому познанию. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на отдельные классификационные типы, поскольку резкой грани между ними нет и ряд наук занимает промежуточное положение. В классификации научных дисциплин традиционно выделяются три основных сферы научного знания (подсистемы науки) – естествознание, социально-гуманитарные (общественные) и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом взаимосвязанных научных дисциплин, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной. Все подсистемы научного познания взаимосвязаны между собой, не существуют обособленно, грань между ними подвижна, пронизана связующими методами и формами знания. К таким связующим звеньям относятся междисциплинарные науки: философия, математика, механика, термодинамика, общая теория систем, кибернетика, синергетика и др. Особо следует сказать о месте математики. Споры вокруг статуса математики продолжаются до сих пор. Часто математику причисляют к естествознанию, в силу их извечной связи. Однако в современной науке происходит математизация самых различных наук, в том числе и гуманитарных (математическая логика, математическая лингвистика и пр.). Математика представляет собой относительно самостоятельную междисциплинарную науку, включающую фундаментальную и прикладную математику, имеющих общенаучный статус. Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание», – поэтому обозначает в самом широком смысле знание о природе. В настоящее время под естествознанием понимается «точное естествознание» как совокупность всех наук, изучающих природу на основе строгих экспериментальных исследований и характеризующихся развитой теоретической формой и математическим аппаратом. В широком смысле слова природа как понимается весь существующий мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как синоним понятий Вселенная, Универсум и охватывает все сущее. В более узком смысле понятие «природа» соотносится с понятием «общество» и выражает весь материальный мир за исключением общества. Объектом исследования в естествознании является природа как совокупность естественных условий существования человека и общества. Природа как то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек и без чего невозможно его существование. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Естествознание выступает как теоретическое отношение человека к природному миру, как наука о человеке в природе. Образы природы в истории человеческой культуры наполнялись различными смыслами, обусловленными содержанием культурно-исторических эпох. В античной культуре природа понимается как совершенный, упорядоченный космос («макрокосм»), противоположный хаосу, но единый с человеком как «микрокосмом», в котором отражены законы природы-макрокосмоса. Человек мыслится как символ и эхо Вселенной- природы, он стремится жить в согласии и гармонии с ней. В эпоху Средневековья природа – результат божественного творения, нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой от бога. Не слияние с природой, а возвышение над ней и стремление обуздать природное начало в человеке становится основным принципом средневековой культуры. Эпоха Возрождения трактует природу как источник радости и эстетического наслаждения, возрождая античный идеал толкования природы как воплощения гармонии и единения человека с ней. В этот период (в конце ХVI в.) начинается становление научного естествознания, первой научной картины природы в трудах Н.Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера, Г. Галилея. В Новое время, в эпоху становления промышленного капитала природа начинает рассматриваться как объект активного деятельностного освоения и экспериментирования. Формируется установка на покорение природы человеком, господство над ней путем развития науки и техники, посредством ее «испытания». Тогда и появилось понятие «естествоиспытатель». Природа окончательно утрачивает священный характер и становится объектом технологической эксплуатации, что выразил И. Тургенев словами своего персонажа Базарова: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Такое понимание природы как поля «силового» приложения человека, как объекта преобразования и покорения стало доминирующим в рамках западноевропейской техногенной цивилизации вплоть до конца ХХ века. Но уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Э. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что к ХХ веку единство и взаимозависимость природы и человека достигли нового качественного уровня. Теперь человек должен разумно управлять ходом природных процессов на основе научного знания, рационального взаимодействия с природой. В рамках традиционных восточных цивилизаций (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Вавилон) с древности сложилось противоположное западному, силовому иное отношение к природе. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно взаимосвязаны друг с другом. Знаменитый китайский принцип «у-вэй», что означает «недеяние», или «не навреди», как следование естественному порядку мира, положен в основу восточного отношения к природе, не признающего силового вмешательства в естественный ход природных процессов и ориентирующего человека на личное самоусовершенствование, поиск гармонии с природой. На современном этапе развития западной цивилизации и науки все более осознается необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целостного организма, отношение к которому следует строить не с позиций силы, господства и монолога, а с позиций сотрудничества, коэволюции – совместного и согласованного развития – и открытого диалога с ней. Ибо человек и общество – это органическая часть природы, которая не может существовать и развиваться вне ее. Тела, их движение, превращения и формы проявления на различных уровнях являются объектом физических научных знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают все другие знания. Химические элементы, их свойства, превращения и соединения отражаются химическими знаниями. Они имеют много точек соприкосновения с физическими знаниями, на основе чего возникает целый ряд смежных дисциплин – физическая химия, химическая физика и др. Земля как планета является предметом изучения геологических и географических знаний. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др. Одним из наиболее древних, но в то же время самым современным направлением в науке являются космологические знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения космических объектов. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Из всей совокупности наук гуманитарные науки ориентированы на интересы человека, который выступает для них в качестве меры всех вещей. Человек и его мыслительные способности изучаются психологией – наукой о человеческом сознании; логикой – наукой о законах и формах познающего мышления. К гуманитарным относятся также: история, языкознание, литературоведение, философия, культурология и т.п. Особенности и различия между естественными и гуманитарными науками обусловлены самой спецификой объектов их изучения. В природе, как объекте естествознания, действуют слепые, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественнонаучное познание нередко противопоставляют гуманитарному познанию. Поскольку естествознание как наука и методы его исследования сформировались раньше (в ХVII в.), чем в гуманитарных науках (ХIХв.), то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарное познание. Так, основоположник позитивизма и позитивной социологии французский философ Огюст Конт (1798–1857) считал, что необходимо создать науку об обществе, основанную подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах. Социологию он рассматривал как «социальную физику», в которой вместо атомов фигурируют человеческие индивидуумы. Целью «социальной физики» является открытие неизменных законов социального прогресса, аналогичных ньютоновскому закону всемирного тяготения в физике. Подобная позиция сведения социальных процессов к физическим получила название «физикализма». Неудачи этой редукции, или сведения социальных законов к физическим позитивисты объясняли недостаточной теоретической зрелостью социальных наук. Аналогичную попытку применить методы и законы естествознания к анализу социальных процессов предпринял и английский представитель позитивизма Герберт Спенсер (1820–1903), но уже с позиций биологизаторского подхода. Исходя из законов теории эволюции он подчеркивал сходство в принципах организации общества и биологического организма, что легло в основу его органической теории общества, которая переносит на социум законы развития отдельного организма. Такие попытки вызывали естественное сопротивление и критику со стороны специалистов-гуманитариев и зачастую приводили к полному отрицанию значимости методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, лингвисты, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают все шире и успешнее применять методы и принципы, рожденные естествознанием, (такие как системно-структурный подход, идеи и методы кибернетики, теории информатики и синергетики) в своих исследованиях. Анализ особенностей гуманитарного и естественнонаучного познания, интенсивно проводившийся со второй половины ХIХ и на протяжении всего ХХ века выявил, что наиболее отчетливо различие между ними выражается в характере использования основных познавательных процедур и функций науки: объяснения, понимания и предсказания явлений. Теория познания различает структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен объект, например, каков состав и взаимосвязь элементарных частиц в атоме; функциональные объяснения, отвечающие на вопрос, как действует и функционирует объект (например, животное, человек или государство); причинные объяснения, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление или его изменение. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. В естествознании первоначально преобладали причинные объяснения на основе простейших эмпирических законов механики (например, причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила). С дальнейшим развитием науки стало очевидным, что причинные законы составляют лишь часть обширного класса научных законов. Объяснения с помощью законов в настоящее время называют номологическими (от греч. «номос» – закон). В отличие от объяснений посредством эмпирических обобщений, объяснения, опирающиеся на законы и теории науки, характеризуются наибольшей надежностью. Номологические объяснения больше характерны для естествознания, которое стремится установить, прежде всего, общие законы явлений и подвести под них единичные эмпирические знания. Поэтому познание природы является преимущественно генерализирующим или обобщающим. В целом ряде гуманитарных наук, например, в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию, поэтому причинные объяснения оказываются часто неадекватными в гуманитарной области. Познание социальных, гуманитарных явлений больше требует индивидуализирующего подхода, связанного с постижением, пониманием внутренних установок, мотивов деятельности и скрытых смыслов, ценностей, определяющих поступки людей. Поэтому для гуманитаристики характерен ценностный подход, ибо в любой ситуации человек поступает в соответствии с определенной системой ценностей. Но вместе с тем науки об обществе отражают объективные законы-тенденции социальных процессов и пользуются ими для объяснения социально-исторических событий и деятельности индивидов. Понимание – это способ истолкования или интерпретации явлений и событий гуманитарной культуры, выявление смыслов и значений различной информации, знаний. Такой метод часто называют герменевтическим (от греч. «херменеутикос» – истолковывающий, разъясняющий), по имени древнегреческого бога Гермеса, который согласно легенде служил посредником между людьми и богами Олимпа. Поскольку смертные люди не понимали божественный язык, то Гермес выступал как переводчик и истолкователь воли богов. В гуманитарной методологии различают понимание психологическое и теоретическое. К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций и т.п. Здесь понимание достигается путем эмпатии, т.е. воплощения, вчувствования, проникновения в духовный мир другого человека. Теоретическое понимание основывается, прежде всего, на интерпретации, или истолковании, определенных фактов, событий и процессов. Суть интерпретации в гуманитарном познании состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей, в выявлении смысла и значения информации. Можно ли говорить о понимании природы? Ведь в самих явлениях природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов и смыслов. Однако для исследования природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых интерпретируем эти явления. А это означает, что мы достигаем определенного понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности, но такое понимание все же ближе к естественнонаучному объяснению. В целом понимание представляет собой более сложный, длительный, противоречивый и многоступенчатый процесс, чем объяснение. Различие между ними состоит в том, что объяснение сводится к логическому выводу, а понимание – к интерпретации. Объяснение позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, поскольку логическая структура объяснения и предсказания в общем сходна. Наука, согласно мнению французского философа ХХ века М.Фуко, локализуется в поле производства определенного знания, не любого, и подчиняющегося нормам связности (системности), проверки и практической эффективности (М. Фуко. Археология знаний. – Киев, 1996). Главные критерии научности знания – непротиворечивость (системная целостность), подтверждаемость и эффективность. При этом специфика естествознания в том, что здесь важнейшее значение придается критерию подтверждаемости теории эмпирическими фактами на основе гипотетико-дедуктивного метода посредством понятий. Ученый, стремясь к пониманию и объяснению эмпирических фактов, вынужден предлагать гипотетическое (предположительное) знание – гипотезы. Исходя из гипотез делают выводы, которые сопоставляют с эмпирическими данными. Если эти выводы подтверждаются, то теория считается научно состоятельной. Такой гипотетико-дедуктивный метод характерен именно для естествознания. Здесь выводы дедуцируются из общих законов и должны проходить проверку на подтверждаемость. В гуманитарных науках выделяют три главных научных основания: ценности, прагматический метод и критерий эффективности. Ценности позволяют проинтерпретировать поступки людей, ибо любой поступок всегда имеет ценностное содержание, выяснение последнего и позволяет понять смысл поступка (будь то подвиг разведчика или подлость мошенника). В отличие от естествознания гуманитаристика оперирует не понятиями, а ценностями. Здесь познавательное отношение неотделимо от ценностного, объективное знание – от субъективно пристрастных оценок. Поскольку в любой ситуации человек поступает в соотвествии со своими ценностями (предпочтениями), его поступки дедуцируются из знания их ценностей и конкретных ситуаций. Поэтому научный метод гуманитарных дисциплин называется прагматическим методом (от греч. «pragma» –действие, дело). Если гипотетико-дедуктивный метод – это, по сути, понятийно-дедуктивный способ анализа природных явлений, то прагматический метод – это ценностно-дедуктивный способ интерпретации поступков людей и событий. В обоих методах используется дедукция как переход от общего к частному. Третьим научным основанием гуманитаристики является критерий эффективности, поскольку гуманитарные теории концепции невозможно проверить, подтвердить фактами подобно естественнонаучным. Опыт социальной жизни, осваиваемый людьми в соответствии с их ценностными предпочтениями, позволяет сопоставлять гуманитарные знания и теории на предмет их социальной эффективности. Гуманитарные науки должны учить человека и общество искусству жизни в ценностном мире (подробнее об этом см.: Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С.11-23). Третье направление научного познания – технические науки, технознание. Под техникой обычно понимают совокупность искусственно созданных материальных средств и орудий практической деятельности. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления, добычи, хранения и переработки вещества, энергии, информации и т.д. Техника составляет важнейший элемент производительных сил. Техника – это искусственно созданная «вторая природа», и представляет собой преобразованную «первую природу», поэтому продолжает «жить» по ее законам в специфической форме. Техника выступает как материализованное естественнонаучное знание. Поэтому технознание ближе всего к естественнонаучному, и, чтобы провести границу между ними, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, в понятиях естествознания отражается природа как таковая, в то время как технознание делает акцент на том, что может служить эффективному производству техники. Во-вторых, если в понятиях естествознания природные процессы воспроизводятся в «чистом», незамутненном посторонними привнесениями виде, то в понятиях технических наук они берутся с известными приближениями к условиям их проявления и использования в реальных материалах и конструкциях. Поэтому понятия технознания менее абстрактны и идеализированы. В-третьих, понятия техники относительно быстро меняют свое содержание, поскольку непосредственно связаны с общественной практикой. В-четвертых, так как техническое знание ориентировано на задачи предметно-практической деятельности, то оно излагается в неразрывной связи с приемами технологического применения. Эти три сферы науки должны рассматриваться как части единого целого (подсистемы), взаимосвязанные между собой, граница между которыми лишь относительна. Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое взаимодействие процессов дифференциации и интеграции: освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знаний постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку – с вовлечением в процесс познания новых объектов и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы. Проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований. Между отдельными дисциплинами устанавливаются разнообразные связи: концептуальные, методологические, предметные, функциональные и др. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрестке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др. Сегодня существует такое явление как «междисциплинарная наука»: физическая химия, биофизика, биохимия и др. К междисциплинарным наукам относятся также математика, кибернетика, общая теория систем (ОТС) и синергетика. Принципы, понятия и методы этих наук используются и в естественных, и в гуманитарных, и в технических науках. Между естествознанием и обществознанием также происходит обмен методами и принципами. Важной формой интеграции является создание и развитие единой научной картины мира, которая включает идеи, общие для природы, человека и общества (картина глобального эволюционизма). В ХХ столетии произошло важное разделение науки на фундаментальную и прикладную в зависимости от направленности и непосредственного отношения к практике. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических, производственных, технических проблем. Эта связь выявляет практический потенциал науки и открывает канал устойчивого влияния теоретических исследований на производство. В ХХ веке наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, а производство, техника и технология всё больше становятся реальным воплощением научных знаний. Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В естествознании также существуют фундаментальные и прикладные науки. Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными, решаются они в рамках прикладного естествознания. Проблемы, возникающие внутри самой науки, – фундаментальными. Не следует слово «фундаментальный» смешивать непременно со словом «важный», «большой». Прикладное исследование может иметь очень большое значение и для самой науки, в то время как фундаментальное – не применимо. Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой – науковедение. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной. Контрольные вопросы к теме №1
<< предыдущая страница следующая страница >> Смотрите также:
Г. И. Касперович Основы современного естествознания Учебное пособие
5157.17kb.
"Основы современного естествознания"
128.65kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве: учебное пособие
6500.91kb.
Учебное пособие кемерово 2003 введение
1964.98kb.
Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., допол
3488.22kb.
Т. А. Даценко основы философии рабочая тетрадь учебное пособие
825.99kb.
Учебное пособие по программе предпрофильной подготовки
328.04kb.
Популярная медицинская лексика: Учебное пособие для студентов отделения Лечебное Дело, Сестринское Дело по английскому языку /
312.29kb.
Методическое пособие по дисциплине «Основы права»
1294.89kb.
Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю. Н. Голубчиков. М.: Инфра-м, 2015. 364 с.: 60x90 1/16.
58.76kb.
Учебное пособие / А. А. Караванов. М.: Вузовский учебник: ниц инфра-М, 2012. 176 с.: 60x90 1/16.
96.32kb.
Учебное пособие Москва: вгик, 2003. 106 с
1207.58kb.
|