Главная |
страница 1
Городская выставка – ярмарка «Программы. Технологии. Методики.» Методическая разработка занятия кружка «Колокола веков: молитва в звуках». Работу выполнила: Уемлянина Галина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №59 Архангельск 2011 Классный час в 8 «А» классе «Колокола веков: молитва в звуках» Цель: воспитание у учащихся потребности в изучении и сохранении сокровищ нашей страны, культуры русского Севера, умения слушать колокольные звоны. Задачи: 1) углубить, расширить знания о литье колоколов, о роли колоколов на Руси, развитии колокольного звона; 2) формирование у учащихся потребности выражать свои эмоции, переживания через стихи; 3) воспитание у учащихся познавательного интереса к изучению колокольного звона, любви к родному краю, гордости за достижения северян в истории колокольных звонов. Ход -Вступительное слово учителя: Эпиграфом к нашему классному часу станут слова Д.C.Лихачева Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. -Колокола… На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые перезвоны» указывали дорогу заблудившемуся путнику, вещали набатом о грозящем бедствии. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. «Рожь чище звона», «голос чище звона», «cлава что звон», - так говорили о том, что достойно было высшей оценки и похвалы. Колокольный звон и сами колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Колокола и колокольчики, отлитые в России, считались лучшими в мире. А создавали их наши лучшие мастера. Готовясь к классному часу, что нового вы нового узнали из истории колоколов в России? 1 ученик: В 1530 году Иван Афанасьев вылил для Новгородской земли колокол, какого раньше там не бывало, звон его, по словам летописца, уподоблялся “страшной трубе гласящей.” Андрей Чохов отлил колокол «Реут» в 32 тонны 700 килограммов. В 1918 году Яков Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 килограммов. Cуществует такая легенда. Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв. Колокольня взлетела вверх, а затем …опустилась на прежнее место, целая и невредимая. 2 ученик: И наконец, 25 ноября 1735 года закончено литье Царь-колокола, весом в 201 тонну 924 килограмма. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном своим Михаилом. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров. Царь – колокол не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу. 3 ученик: По числу колоколов Россия удерживает первенство перед всеми странами земли. В Москве их около 1700. Колокольня Ивана Великого имеет 37 колоколов. 4 ученик: Колокольные мастера в древнерусском государстве числились за Пушечным двором. Отливка колокола считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек. Чтение стихов. Вот уж форма затвердела, обожженная огнем. Веселей, друзья, за дело- Выльем, колокол! Начнем! Пусть горячий пот По лицу течет. Труд наш, если Бог поможет, Славу мастера умножит! -Рассказ ученика о секретах плавки колокола. Фото колокола. Мультимедийная презентация о колоколах России. Стихи учащихся. Боже, радость нам какая! Вот по милости творца, Колокол стоит сверкая От ушка и до венца. Зорькой золотой Блещет шлем литой. И в гербе горит реченье, Славя новое творенье. Ну-ка, дружно за канаты, Вознесем его в простор, В царство звуков, под богатый Голубых небес шатер! Взяли! Разом! В ход! Тронулся! Идет! Пусть раздастся громче, шире Первый звон его о Мире! Учитель : к единству, дружбе, благостыне, пусть он людей зовет отныне. И в мире то исполнит он, чему он нами посвящен. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь. 1 ученик: По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили 2 колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны, и в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит». Учитель: Рядом с нашей школой стоит церковь в честь Ксении Петербуржской. Мы слышим с вами колокольные звоны, они заставляют нас задуматься о нас с вами, о нашей жизни, о нашей истории. - Сейчас мы с вами послушаем колокольный звон в записи. Услышав колокольный звон, напишите, какие чувства испытали вы? С чем можно сравнить звуки, рожденные металлом? Звучит колокольный звон. Учащиеся дают письменный ответ на поставленный вопрос. Отрывки из ответов учащихся: …звуки точно пели, трепетали и веселились; …звуки смеялись и плакали; …звуки дружно играли и неслись вверх …мне захотелось прижаться к маме; …мне тоже захотелось взяться за руки с друзьями и обнять большое дерево; …мне захотелось побегать по лужайке под проливным дождем. Группа учащихся провела среди учащихся нашей школы и жителей района опрос. Респондентам предлагался вопрос: Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите колокольный звон? Вот некоторые из ответов (представлены на слайдах) …на душе становится легко и спокойно; …сразу хочется помолчать; …вся жизнь с самого детства проходит перед глазами; …как будто и внутри меня что-то начинает петь; …появляется желание сделать что-то хорошее; …ощущаю, что я не одинок в этом мире. К нашему классному часу Юля и Арина подготовили презентацию о мастере колокольного звона - Иване Данилове. (Презентация называется «Жил среди нас человек сродни былинным героям)». Вам будет задание: выполнить иллюстрации к жизни и деятельности Ивана Данилова дома. -К следующему классному часу подготовьте материал о колоколах, колокольном звоне, используя произведения писателей А.А. Ахматовой, Н.В.Гоголя, И. А.Бунина, В.Г.Короленко, А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.Ю.Тютчева , М.И.Цветаевой и других писателей. Обобщающее слово учителя: Говорят: Икона-молитва в красках, Храм-молитва в камне, Колокол- молитва в звуке. Остановитесь на минуту и прислушайтесь С вами говорит колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе… (Звучит колокольный звон вначале тихий, потом громкий, потом торжественный…) К классному часу подготовлена выставка книг о колоколах. Смотрите также:
Городская выставка ярмарка Программы. Технологии. Методики
56.5kb.
На прошлой неделе в Забайкалье стартовала «Ярмарка здоровья», организатором которой уже не в первый раз выступает Читинская городская благотворительная общественная организация «Ротари-клуб-Чита»
14.47kb.
Интервью с Полем Шеметовым "Ответственная архитектура"
51.17kb.
Российский этап программы пройдет 13-14 апреля 2012 года в Информационно-аналитическом центре Департамента образования города Москвы
8.21kb.
Основным мероприятием станет выставка, демонстрирующая современное состояние и тенденции развития регионов стран Северо-Восточной Азии
18.42kb.
Тематическая книжная выставка в библиотеке мбоу «сош №3» оформлена тематическая книжная выставка «Красною кистью рябина зажглась»
14.12kb.
Технологии
117.04kb.
График проведения выставочно-ярмарочных мероприятий в Республике Узбекистан в 2013 году
25.82kb.
«Городская поликлиника №5»
77.81kb.
График приёма специалистами муз городская стоматологическая поликлиника г
31.46kb.
Техника компьютерные технологии [Шрифт
104.13kb.
Завтра откроется vi-й Международный Конгресс-выставка «Global Education – Образование без границ»
22.01kb.
|