Главная страница 1



Игры, игровые упражнения

для знакомства с органами артикуляции.

Игра «Сказочка - указочка».
Во время игры читайте стишок и показывайте вместе с ребенком верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Не устала ты пока,


Покажи, моя рука:

Это — правая щека,


Это — левая щека.

Ты сильна, а не слаба,


Здравствуй, верхняя губа!

Здравствуй, нижняя губа,


Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта —


В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,


Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,


Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —


Робко прячется язык.

А вокруг-то — целый ряд


Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,


Впереди — зубов оправа.

Нёбо вместо потолка


Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,


Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:


Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —


Всё про ротик знаю я!

По материалам “Логопедические упражнения” Т.А. Воробьёва

























Сказка для знакомства с органами артикуляции.

Сказка "О Веселом Язычке": (М.Г.Генинг и Н.А.Герман).


"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать.

(Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить нёбо ЯЗЫКОМ).




Занимательный материал к артикуляционным упражнениям.

Сказка о Весёлом Язычке.

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.



Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

Сказка о Веселом Язычке.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки)

С ними худые – кожа да кости (втягиваем щёки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы

(широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево внутри и снаружи

(соответствующие движения языком)

С нижними зубками тоже мы дружим

(повторение движений за нижними зубами)

Губы сожмём мы, и рот прополощем

(поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух)



И самоваром пыхтим, что есть мочи

(одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы)

Блюдца поставим – положат блины нам

(широкий язык лежит на нижней губе)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык)

Блинчик жуём, завернём и прикусим

(жуём распластанный язык потом прикусываем его, завернув его за нижние зубы)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

(облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз)

Чашки поставим, чтоб чаю налили

(широкий язык загибаем кверху «чашечкой»)

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх)

Чаю попили – никто не обижен

(«чашечка» двигается вперёд-назад)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем

(кончиком языка облизываем губы по кругу)

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой

(кончик языка за нижними губами, двигаем язык вперёд-назад)

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем

(узкий язык вытянут вперёд)

Бабушка швы на машинке строчила

(узкий язык двигается вперёд-назад)

И на зигзаг её переключила

(узкий язык двигается влево - вправо)

Петли иголкой она обметала

(кончик языка описывает круг за губами)

Пуговки круглые пришивала

(кончик язык упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот)

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели.

(широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы)

После качелей мы в прятки играли

(широкий язык убирается за верхнюю губу)

Прятались на чердаке и в подвале

(широкий язык – под нижнюю губу)

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком)

Звонкие вязнут на глине подковки. (цоканье на верхней губе)

Вот замедляет лошадка шажочки,

(медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)

Вот на опушке мы видим грибочки

(присасываем язык к нёбу и открываем рот)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»

(широкий язык двигается вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)

Рекомендуемая тематическая литература, которая сделает ваши занятия интереснее, веселее.


  1. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва. “Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.”“Литера”,2004.

  2. Н.В. Новоторцева”Рабочие тетради по развитию речи на звуки...”.”Академия развития»,1996.

  3. . Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт,2007.

  4. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"
    Издательство: АСТ ,2009.


  5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..."Издательство: Каро”,2006.

  6. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.

  7. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".
    Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., Издательство "Гном”, 2005.




Смотрите также:
Игры, игровые упражнения для знакомства с органами артикуляции. Игра «Сказочка указочка»
80.24kb.
Миксеры игры (упражнения) для поднятия настроения, снятия психологического барьера, знакомства
85.2kb.
Вопросы по Методам оптимизации
10.1kb.
Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельскому лицею
51.24kb.
Прекрасное развлечение для всей семьи
22.54kb.
Физические упражнения и лечебная физкультура при аллергии
113.44kb.
Создание игровых макетов дома
33.85kb.
В качестве основы (формы) здесь используется достаточно известная игра «Зэп… Зип… Боб…». Суть этой игры заключается в следующем: Участники игры встают в один круг
28.68kb.
Развивающие двигательные комплексы: упражнения, выполняемые стоя
125.64kb.
Игры оформляется книжная выставка, продумывается музыкальное сопровождение, видеоряд, призы победителям
82.36kb.
Игра на гитаре, простые приемы игры пальцевым стилем. Добавляем пальцы правой руки: Вступление Описание
63.87kb.
Прием «игра как воображение» в современных рекламных коммуникациях
95.23kb.