Главная страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

о. Грегор Приходко

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

В КАЗАХСТАНЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ

В СРЕДНИЕ ВЕКА




© КАРАГАНДА 2000


СОДЕРЖАНИЕ



ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Древние корни христианства Казахстана 4

и Средней Азии. 4

Возникновение несторианства. Епископ Несторий 6

Первые христианские миссии на территории Казахстана 7

и Средней Азии. 7

Распространение несториан. 7

Миссии Северного Китая. 9

Закат Несторианской Церкви. 9

КАТОЛИЧЕСКИЕ МИССИИ XIII И XIV ВЕКА НА ВОСТОКЕ 10

Предпосылки католических миссий на Востоке. 11

Роль нищенствующих орденов. 12

Открытие монголов. 13

Чингисхан. 14

Начинания. «Cum hora undecima» - миссионерская булла. 14

Скорбь Иннокентия IV-го 15

и Тринадцатый Вселенский Собор в Лионе. 15

Иоанн де План Карпино. Знакомство с Востоком. 16

Миссионерское путешествие францисканца 18

Гийома де Рубрука (1253-1255г.). 18

Правление Хана Хубилая (1260-1295). Путешествие венецианских купцов 20

Маффео и Николо Поло (1261-1269) по Монгольской Империи. 20

Папа Николай III и первые попытки организации церковных 22

структур на территории Казахстана и Средней Азии. 22

Миссионеры-дипломаты. 23

Эпопея Иоанна да Монтекорвино. Апостол Азии. 24

Католичество в Онгутском царстве. 25

Деятельность брата Иоанна в Ханбалыке. 26

Организация Ханбалыкской Архиепархии. 26

Епископы-миссионеры. Развитие миссионерского епископата. 27

Папа Иоанн (1316-1334) XXII и апогей средневековых миссий. 28

Орден святого Доминика. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 34

ТАБЛИЦА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ХРИСТИАНСТВА В КАЗАХСТАНЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ 34

II 34

III 34


Ришару Бургундскому,

Епископу Алмалыкскому

посвящается.



« История Церкви –

это живой путевой журнал странствия,

не кончающегося никогда »

(Иоанн Павел II, Папа Римский)


ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время возрастает неподдельный интерес к истории Казахстана, что открывает для нас множество непрочитанных доныне страниц из истории нашего государства, которые наполнены порой весьма заметными и любопытными событиями.

Установление дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Ватиканом, и особенно заключение Международного Соглашения о взаимном сотрудничестве1, позволяют осуществлять взаимный обмен историческим и культурным достоянием, что, в свою очередь, предоставляет нам прекрасную возможность заполнить некоторые пробелы, как в истории Католической Церкви, так и в истории Республики Казахстан.

Много новой информации, проливающей свет на исторические события почти тысячелетней давности, приносит изучение ряда документов, содержащих дипломатическую переписку Римских Пап Средневековья с Великими Ханами, а также другими правителями государств, существовавших на территории нынешнего Казахстана и Средней Азии.

Основными источниками, использованными автором при составлении настоящего очерка, являются Департаментные Архивы Авиньона, где хранятся документы папской Курии, относящиеся именно к тому времени, когда папы нашли пристанище в Авиньоне, и когда дипломатические отношения между Святым Престолом и Востоком достигли своего апогея, что свидетельствовало о значении латинских миссий на территории Казахстана и Средней Азии.

Вторым ценным источником являются Секретные Архивы Ватикана, доступ к которым был любезно предоставлен автору Кардиналом-Архивистом Святого Престола - Серджио Пагано.

Изучение документов и письменных памятников второй половины Средневековья помогает нам понять, что Католическая Церковь, в 1991 году получившая свободу и большие перспективы для своего дальнейшего развития, равно как и новую возможность продолжить свой вклад в культурное и духовное развитие Казахстана,2 не является чужеродной реальностью, принесенной извне на казахстанскую землю. Церковь лишь продолжает и обновляет те культурные и духовные отношения, которые развивались и процветали еще в Средние Века.

Основная часть настоящей работы представляет своеобразный комментарий тех событий, о которых трактуют средневековые папские документы. Копиями большинства из них обладает Высшая Епархиальная Духовная Семинария города Караганды.



Древние корни христианства Казахстана

и Средней Азии.

Прежде, чем говорить о ранних средневековых миссиях несториан или католических миссиях позднего средневековья в Средней Азии 13-14-го веков, необходимо упомянуть о древних корнях среднеазиатского христианства.

По свидетельству средневекового историка Беруни Абу-Райхана3, первые христиане появляются в начале III-го века в Мерве, столице древней Маргианы, являвшейся центром северного Хорасана.4 Современные археологические данные констатируют возможное появление первых христианских построек в западной части Мерва уже в конце 2-го века по Р.Х. В пригороде Мерва также располагались церковные культовые постройки, которые датируются III-IV вв.5

К III веку христианство достигает Согда и Бактрии. Политические и религиозные настроения в странах Сасанидов (Иране) второй половины III века также явились толчком для продвижения христиан вглубь Средней Азии. Причиной этого передвижения послужили гонения, предпринятые зороастрийским жрецом Картиром против всех иноверцев. В числе гонимых были и христиане. Обострение зороастрийских преследований приходится на период царствования Варахраана II (276-293). По приходе к власти царя Нарса (293-302) атмосфера по отношению к инаковерующим становится более терпимой.

В 334 г. положение христиан в Мерве значительно укрепляется, поскольку происходит образование епископской кафедры. Появление епархиальной структуры свидетельствует не только о возможном большом количестве христиан, но и о совершенно новом этапе в жизни мервской Церкви, так как именно епископ являлся средоточием, главой и гарантом жизнедеятельности христианской общины. Епископ имел всю полноту священной и пастырской власти в своей епархии, которая, как церковная организация, во II-III вв. не являлась территориальной, но общинно-административной.6 Некрополь Мерва, где христианские захоронения велись с III по VI в., также является важным свидетелем довольно активной по тем временам жизнедеятельности общины. Нам стоит только вспомнить, какое огромное значение имели места христианских погребений для древней Церкви (например, римские катакомбы): поскольку бренные останки усопших верных, бывшие при жизни храмом Духа Святого, окружались особым почитанием.

Пришедшее на смену мученичеству монашество, зачастую являвшееся единственной миссионерской силой, также оставляет следы своего пребывания на среднеазиатских просторах. Там же, в Мерве, в конце IV - начале V в. мы находим мельхитский монастырь, постройку необычной для подобного сооружения овальной формы (северо-восточный угол Гяур-Калы). Основной христианской символикой на археологических находках того времени являются в основном кресты. Особым разнообразием отличаются несторианские распятия VI - VII вв. Еще одним, более специфичным для Средней Азии христианским символом, является лев, представляющий Христа, как «Льва из колена Иудина» (см. Откровение от Иоанна, 5, 57). Известно, что распространение льва как христианского символа связано с особым почитанием св. евангелиста Марка в среднеазиатских регионах. Например, среди литургических текстов несториан, особое место занимает знаменитая древняя анафора свв. Аддая и Мари (Фаддея и Марка), евхаристическая молитва периода ранее IV в., которую, по преданию, ввели Апостолы, прибыв на Восток из Иерусалима. Несториане (даже та их часть, которые воссоединились с Римской Церковью в 1552 году, т.е. халдейские христиане), используют ее в богослужении, правда в несколько измененном виде и по сей день. Один из кереитских ханов, принявший крещение в 1009 г. от несториан, принимает имя Маргуз, то есть Марк.

Начало V в. знаменуется в истории Мерва основанием целой епископской митрополии с храмами и монастырями. К этому периоду и относится образование несторианства, представители которого и явились наиболее ревностными сподвижниками христианских миссий, несшими веру во имя Христово в самые отдаленные и неизведанные глубины Средней Азии, Монголии, Северного Китая и Цейлона. Каковы были причины, побуждающие столь ревностное продвижение на Восток? Несомненно, одна из них крылась в самом факте появления несторианства как церковного образования. Поэтому стоит сказать несколько слов об истории его возникновения.



следующая страница >>
Смотрите также:
История христианства в казахстане и средней азии в средние века
620.78kb.
История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв ред. Н. А. Крашенинникова и др. 3 изд., перераб и доп. М.: Норма: ниц инфра-М, 2014 720 с.: 60x90 1/16
29.43kb.
Римские папы и казахстан
127.91kb.
Хусто л. Гонсалес история христианства
5597.66kb.
Снесарев А. Е. Введение в военную географию. Письма из Индии и Средней Азии. – М.: Центриздат, 2006. – 512 с
30.74kb.
Средние века. 6 класс (Итоговое тестирование)
25.62kb.
Урок №65 ( по учебному плану) Тема: «Эпоха великих географических открытий». Форма урока: изучение нового материала
63.38kb.
Реформа органов исполнения наказания в россии в конце XIX начале XX века
315.07kb.
египет тринадцатого века н. Э. Рамзес II и троянская война
86.29kb.
Хакасы. Историко-этнический очерк
119.73kb.
«Marie ai num, si sui de France 8», вот все, что рассказала о себе поэтесса и что нам достоверно известно о ней. Однако это фраза вызвала целый ряд вопросов
40.83kb.
Перед нами научное исследование доктора философских наук, профессора Национального Университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека Акназара Курбанмамадова «Эстетические взгляды Абулькасима Фирдавси»
2198.7kb.