Главная |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
А. В. КОЗЛОВ Ле низ дат • 1986 75.717.5 К59 Составитель А. М. Кондратов „ _4202000000—215 М171(03)-8б" 86 © Лениэдаг, 1986 Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, кулачным боем, лыжным спортом и бегом, потому что оно тесно связано с трудом, бытом и военной деятельностью людей. Оно начало развиваться в глубокой древности и высшего развития достигло в тех районах земли, где имелось большое количество морей, рек, озер. Известно, что лучшими пловцами среди первобытных народов были жители Южной и Центральной Европы, Австралии, Южной Америки, островов Тихого океана. О распространении плавания среди мужчин, главным образом среди воинов, а также и среди женщин, свидетельствуют рисунки на стенах храмов, вазах, ювелирных изделиях древних Вавилона, Египта, Ассирии. На рисунках изображены люди, выполняющие движения, похожие на движения плавания саженками, брассом и дельфином. Наибольшего развития плавание достигло.во втором и первом тысячелетиях до нашей эры в Древней Греции и Риме. Характерно, что там считали недостаточно культурным человека, который не умел ни плавать, ни читать. Плавание входило в программы ежегодных древнегреческих празднеств в Гермионе и Истмийских игр. Начиная с 1330 года до нашей эры на Коринфском перешейке в честь бога морей Посейдона раз в два года проводились соревнования по плаванию. Лучшими пловцами Греции считались жители островов Делос, Левкал и города Анфедона. При палестрах (местах для занятий гимнастикой) сооружались искусственные бассейны для плавания. Несмотря на широкое распространение плавания в Древней Греции, оно все же не имело там определенного места в системе физического воспитания, а служило лишь средством развлечения, гигиены и военного дела. В Римской империи плавание было широко распространено среди различных слоев населения. Оно использовалось как средство военной подготовки взрослых людей, как средство закаливания и врачевания, как прикладной и гигие- нический навык. Из литературных источников известно, что плавание входило в программы массовых зрелищ в виде пантомим, хороводов в воде, водного балета, в которых участвовали юноши и девушки. В Римской империи плавание включалось в систему физического воспитания детей. Есть сведения, что обучением римлян занимались рабы или вольноотпущенные. В Римской империи строились открытые и закрытые плавательные купальни. Они сооружались при термах (горячих банях). Известно, что при термах Каракаллы размеры купальни составляли 56x23 м, а при Диоклетианских термах—100X50 м. Археологические раскопки показывают, что при термах строились залы для философских бесед, помещения для отдыха. Интерьер этих сооружений отличался богатым убранством. Термы посещались семьями, в них назначались деловые встречи, и они являлись как бы общественными клубами. В эпоху раннего средневековья, после падения Римской империи (476 г.), культура Западной Европы пришла в упадок. Под гнетом духовенства, проповедовавшего бодрость духа и немощность плоти, физические упражнения запрещались. Занимающихся плаванием в школах били розгами. Только в романских и германских странах Западной Европы, и то далеко не повсеместно, плавание входило в систему физического воспитания военного дворянства и лишь на первой ступени воспитания юношей, то есть до достижения ими 14:летнего возраста. Подчиняясь религиозным канонам средневековья, запрещающим открывать тело и-совершать «омовение», человечество дорого платило за это. Эпидемии тифа, холеры, чумы, оспы периодически захлестывали Западную Европу, унося тысячи жизней. Несколько позднее гуманисты Руссо, Рабле и другие просветители эпохи раннего Возрождения пропагандировали плавание как полезный и жизненно необходимый навык. Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искусными пловцами. В эпической литературе, в летописных преданиях указывается, что отличительным качеством славянских воинов было умение смело действовать в воде, плавать, нырять. По словам византийского военачальника Маврикия (VI в. и. э.), «славяне способны переправляться через реки потому, что они больше и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде. Славяне, со свойст- венной им смекалкой, с целью обмануть противника ложатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды. Это они могут выдержать долгое время так, что совершенно нельзя догадаться об их присутствии». С успехом использовали плавание восточные славяне в походах князя Олега в 967 году на Византию и в сражениях с половцами на берегах Каяла в период царствования князя Игоря Святославича (1151—1202 гг.). В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин описывает осаду города Брянска Лжедмитрием II (1608 г.): «Русские воины бросились вплавь через реку на помощь осажденным, они плыли, разгребая лед, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью». Широкое распространение плавания среди славянского населения нашло свое отражение в религиозных обрядах «купания», «омовения», ныряния за крестом в прорубь в крещенский праздник 6 января. Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от русских моряков требовалось полное освоение «вольного моря», в том числе умение отлично плавать и долго держаться на воде. Начиная с 1688 года в учения войск начали включать форсирование водных преград. С 1719 года обучение плаванию было введено в программу учебных дисциплин сначала в Морской академии, а затем и в- других военных училищах. Особенно большое внимание плаванию как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки. В историю войн России вошел подвиг офицера Павла Концова, который в 1770 году совершил проплыв с гибнувшего фрегата. Почти 28 километров до берега он преодолел за 12 часов. Чрезвычайно большое значение купанию как фактору укрепления здоровья придавал В. И. Ленин. В 1897 году, находясь в ссылке, в одном из писем М. А. и М. И. Ульяновым он пишет: «В гигиеническом отношении я устроился здесь вряд ли хуже, чем вы в Шпице: тоже купаюсь (иногда по два раза в день) з Енисее, гуляю, охочусь». Бонч-Бруевич, будучи на отдыхе с Владимиром Ильичей в июне 1917 года в Финляндии, вспоминает: «Нередко, по большей части с Марией Ильиничной, а иногда и со всей нашей компанией, он ходил гулять к большому озеру, на берегу которого любил подолгу просижн- 4 5 вать. Несколько раз я ходил с ним купаться, и так как Владимир Ильич был замечательный пловец, то мне бывало жутко смотреть на него: уплывет далеко-далеко и там где-то ляжет и качается на волнах... Я знал и предупреждал его, что в озере есть холодные течения, что оно вулканического происхождения и потому крайне глубокое, что в нем есть водоворот, омуты, что, наконец, в нем тонет много людей и что поэтому надо быть осторожным и не заплывать далеко... Куда там!
Играет с водой и двигается, и ныряет, точно он всю жизнь только и делал, что плавал и был на воде. Вдруг опять его нет! Ждешь, ждешь... Нет и нет! И опять плывет еще дальше, голова чуть виднеется... потом сразу "перевернулся и зачесал саженками, да какими! Сильными, огромными... <...> Меня встречают и спрашивают: — Кто это с вами вчера купался?.. Ну и пловец!.. <...> Развитие спортивного плавания в России относится ко второй половине XIX века. Первые соревнования были проведены в Петербурге в саперных бригадах воинских частей. К соревнованиям допускались пловцы, способные выполнять ряд сложных спортивных и прикладных нормативов. В 90-х годах XIX века Петербург становится центром спортивного плавания среди гражданского населения, России. Там создаются кружки «любителей плавания». В 1908 году по инициативе доктора В. Н. Пескова в России начала работать первая школа плавания. В дачной местности, в поселке Шувалово вблизи Петербурга, был сооружен 25-метровый бассейн с вышкой для прыжков в воду и трибунами для зрителей. Школа готовила спортсменов и специалистов « Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания о Ленине, Изд. 2-е. М., Наука, 1969, с. 99—101, по обучению и подготовке пловцов к соревнованиям. К 1914 году здесь уже занималось около 500 человек. В эти же годы по инициативе любителей плавания были созданы общества в Москве, Риге, Киеве, Баку, Таллине, Харькове и других городах России. В 1912 году команда русских пловцов приняла участие в Олимпийских играх в Стокгольме. Выступление их оказалось неудачным, они заняли последнее место. Низкий уровень спортивных результатов объясняется тем, что, несмотря на большую популярность плавания в стране, широким слоям населения недоступно было участие в любительских обществах. В первые годы Советской власти, отбивая натиск белогвардейцев и иностранных интервентов, Советское правительство принимает решение о введении всевобуча, где было учтено огромное военно-прикладное значение плавания. Всевобуч многое сделал для развития плавания в стране. Создание в дальнейшем Московского, Ленинградского институтов физической культуры и спортивных обществ способствовало развитию плавания в крупных городах. Одним из главных центров спортивного плавания в стране продолжал оставаться Петроград, в котором сохранились опытные кадры — выпускники шуваловской школы. С переходом страны на мирные условия развития этим видом спорта начинают заниматься почти во всех крупных городах. Однако уровень подготовки пловцов Москвы и Ленинграда до 30-х годов оставался недосягаемым для других городов Советского государства. Причинами этого было отсутствие зимних плавательных бассейнов, недостаток квалифицированных преподавательских кадров, низкое качество специальной литературы. С введением комплекса ГТО в 1931 году плавание стало не только более доступным, но и обязательным для физкультурников, вовлеченных в подготовку к сдаче норм. Плаванием начали заниматься все без исключения: дети, молодежь, взрослое население. Это не замедлило сказаться на росте спортивных результатов. Перед началом Великой Отечественной войны советские пловцы С. Бойченко и Л. Мешков в способе баттерфляй превышали мировые достижения, а в десятке сильнейших кролистов-спринтеров мира были два советских пловца — В. Ушаков и Л. Мешков. После Великой Отечественной войны, с увеличением сети плавательных бассейнов и ростом массовости, спортивное плавание стало неуклонно развиваться, 6 ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ Под техникой движения в любом виде спорта понимаются наиболее рациональные двигательные действия, способствующие достижению максимального спортивного результата. В плавании только в соревнованиях вольным стилем техника движений не ограничена правилами. При плавании на спине, брассом или дельфином максимальная скорость может быть достигнута лишь при заданных формах движений. Техника любого способа плавания тесно связана с гидромеханическими свойствами воды. Она также зависит от развитости таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, способность ощущать давление воды при гребковых движениях. Например, траектория движения кисти во время гребка у юного пловца заметно отличается от опытного спортсмена с развитой силой. В отличие от плотных сред вода обладает текучестью. Ее молекулы легко перемещаются относительно друг друга при воздействии внешних условий. Смещения отдельных молекул обусловлены силами трения, возникающими между ними. Как известно, это явление называется вязкостью жидкости. При повышении температуры вязкость жидкости уменьшается. Вязкость воды увеличивается, если в ней растворены какие-либо вещества. Так, в морской воде, включающей в себя неорганические элементы, вязкость заметно выше, чем в пресной воде. Поэтому при плавании в морской воде пловец способен делать более сильный гребок, чем в пресной. Любое тело, погруженное в воду, испытывает гидростатическое давление. Силы гидростатического давления воды направлены перпендикулярно к любой части тела и повышаются с увеличением глубины погружения. При погружении в воду на 1 м давление воды возрастает на 0,1 кг/см2. Согласно закону Архимеда на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости. Объем жидкости, вы- тесненной телом, имеет центр тяжести, который называется центром давления или центром выталкивающих сил. Если вес тела больше веса вытесненной им воды, то тело имеет отрицательную плавучесть и погружается на дно. Если же вес вытесненной телом воды больше веса тела, то тело плавает по поверхности и в этом случае имеет положительную плавучесть. Если же вес вытесненной телом воды равен весу тела, то оно может находиться в неподвижном положении на любой глубине. Такая плавучесть называется нулевой или нейтральной. Практически нулевой плавучести не бывает, так как нет абсолютного равенства между весом тела и весом вытесненной им воды. Плавучесть любого тела зависит от его удельного веса и удельного веса воды. Разные ткани человеческого тела имеют и различный удельный вес. Наибольший удельный вес, равный 1,7—1,9 г/см3, имеет костная ткань. Несколько меньше удельный вес мышечной ткани—1,04—1,08 г/смь. Наиболее легкая в теле человека — жировая ткань. Ее удельный вес равен 0,92—0,94 г/см3. В суммарном выражении все ткани человеческого тела имеют удельный вес, равный или несколько больший 1 г/см3. Удельный вес человеческого тела зависит от глубины вдоха. При полном вдохе, по усредненным данным, он может быть равным 0,98 г/см3. Тело, погруженное в воду, находится в неподвижном положении только в том случае, если выталкивающая сила равна силе тяжести и центры выталкивающих сил и сил тяжести находятся на одной вертикали. У человека центр тяжести и центр выталкивающих сил в большинстве случаев не совпадают. Это связано с тем, что разные части тела имеют разный удельный вес. Ноги, состоящие в основном из более тяжелых костной и мышечной тканей, имеют больший удельный вес, чем туловище и руки. Центр тяжести тела человека при положении рук вдоль тела располагается в поясничной части, а центр выталкивающих сил воды на 8—10 сгл смещен в сторону головы. В случае, когда между этими разнонаправленными силами имеется какое-либо расстояние, возникает момент вращения и ноги погружаются вниз. Вращение будет продолжаться до тех пор, пока сила тяжести и выталкивающая сила не займут место на одной вертикали. Месторасположение центров может меняться в зависимости от позы человека. Если человек лежит на поверхности с вытянутыми за головой руками, то центр тяжести и центр выталкивающих сил, перемещаясь, могут выйти на одну вертикаль. Тело человека в этом случае будет находиться в устойчивом положении. Люди, имеющие средне- 9 или слаборазвитую костную и мышечную ткань ног, способны в таком положении без движения лежать на поверхности воды. Известно, что любое тело при движении в жидкости сообщает ускорение прилегающим к нему ее слоям, инерция которых создает лобовое или общее сопротивление. Величина этого сопротивления зависит от скорости тела, его формы и условий его обтекания струями жидкости. Наибольшее лобовое сопротивление возникает при движении тела с плоской поверхностью, расположенной перпендикулярно движению. При движении пластины ребром сопротивление будет значительно меньше, так как уменьшится масса жидкости, движущаяся перед телом. Лобовое сопротивление можно уменьшить, улучшив условия обтекания. Наиболее обтекаемо тело каплевидной формы. Лобовое сопротивление включает в себя сопротивление трения, вихревое (турбулентное) и волновое сопротивление. Сила сопротивления движению тела в воде равна сумме всех видов сопротивления, и оно равно потере телом кинетической энергии на единицу пути движения. Точный теоретический расчет общего сопротивления является чрезвычайно сложным и громоздким, а количество различных переменных величин и математических уравнений^ очень велико. Например, опытным путем с достаточной для практических целей точностью определено, что общее сопротивление тел на скорости 5—6 м/с пропорционально квадрату их скорости движения. Приблизительная формула сопротивления человеческого тела жидкости имеет следующий вид: где Сх — коэффициент лобового сопротивления, зависящий от формы тела, качества поверхности и количества выступающих частей подводной части тела; Р — плотность среды, в которой движется тело; v — скорость движения тела; S — миделевое сечение. Для тел, имеющих так называемую в гидромеханике неправильную форму, S определяется как площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную движению. Из-за сложности определения Сх и S формула общего сопротивления для расчетов не применяется, но она показывает влияние ее составляющих на величину сопротивления воды. Спортивное плавание относится к циклическим видам спорта. Цикл движений пловца рассматривается относи- тельно одной или обеих рук. Так, если в кроле на груди началом цикла считать начало гребка правой руки, то он будет включать гребок и подготовительное движение этой руки и закончится моментом окончания входа ее в воду. За это время другая рука так же совершает полный цикл движения, но из другого исходного положения, а ноги, в зависимости от способа согласования, два, четыре или шесть ударных движений. В цикле движений скорость тела пловца меняет свои значения. Она уменьшается при выполнении подготовительных движений и возрастает в наиболее эффективной части гребковых движений. В связи с этим у пловцов имеют место положительные и отрицательные ускорения. Разница между максимальными и минимальными значениями скорости в цикле движений в разных способах плавания различна. Наибольшие различия наблюдаются в способе брасс, наименьшие — в кроле на груди. Любое тело, находящееся в воде, испытывает действие движущих сил и сил гидродинамического сопротивления. При горизонтальном расположении тела равнодействующая движущих сил и равнодействующая сил гидродинамического сопротивления располагаются на одной горизонтальной линии. При плавании спортивными способами положение тела по отношению к горизонтали меняется. Угол между осью тела и поверхностью воды называется углом атаки. Он является положительным, если голова и плечи находятся выше ног, и отрицательным, если голова и плечи ниже ног. В первом случае появляется дополнительная подъемная гидродинамическая сила, во втором — топящая. Топящая гидродинамическая сила всегда отрицательно сказывается на скорости плавания. Сила тяги возникает в результате выполнения гребковых движений конечностями. Перемещаясь в воде, конечности встречают сопротивление воды. Оно зависит от скорости перемещения их гребущих поверхностей, коэффициента обтекания их жидкостью, миделевого сечения и скорости движения. Чем больше эти показатели, тем выше сила сопротивления: Величина силы тяги рук пловца может достигать 25—30 кг, ног (например, в кроле на груди) — 10—15 кг. В первой части гребкового движения гребковая сила может быть расчленена на две составляющие — подъемную силу и силу тяги, в последней части гребка составляющими будут топящая и сила тяги. Определение величины и направления составляющих гребковой силы производится графически по кинограммам, по правилу параллелограмма разложения сил. 10 И Технику работы рук и ног делят на отдельные элементы. Это помогает лучше анализировать отдельные части движений, выявлять недостатки технической подготовленности и эффективнее решать задачи совершенствования двигательного навыка. В движениях рук различают гребко-вые, или рабочие, и подготовительные движения. В каждом способе гребок условно делится на три части. Первая называется захватом или наплывом — в зависимости от того, как она выполняется. В этой части рука подготавливается к гребку и начинает развивать давление на воду. Вторая часть, разгоняющая тело, называется подтягиванием, и третья, заключительная,— отталкиванием. В любом способе плавания активные движения выполняет и туловище. В зависимости от способа оно может поворачиваться вокруг продольной или поперечной оси. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ Приступать к обучению необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет4 навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде. В группу наименее подготовленных включаются те люди, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению. Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии Ю—15 м, в четвертую группу включаются люди, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25 м. Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются мужчины и женщины, девочки и мальчики. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6—7 лет, 8—10 лет, 11 — 14 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше про- водить индивидуальные занятия. При групповой форме организации обучения детей дошкольного возраста могут успешно решаться отдельные, частные задачи, например обучение упрощенным движениям ногами в кроле на спине, руками в кроле на груди и дельфине. Начинать обучение людей, которых можно отнести к первой, второй и третьей группам подготовленности, рекомендуется с так называемых подготовительных упражнений по освоению с водой. Эти упражнения знакомят занимающихся со свойствами воды, прививают навыки погружения, всплывания, лежания на воде, скольжения и дыхания в воду. Упражнениями по ознакомлению со свойствами воды будут движения под водой прямыми или согнутыми в локтях руками наружу и вовнутрь, вниз и вверх. Движения руками надо выполнять ладонью вперед или ребром ладони. Возникающее при этом разное сопротивление воды создает у занимающегося представление, что при определенном положении кисти о воду можно опираться, от нее можно отталкиваться. В группу упражнений по освоению с водой рекомендуется включать приседания до касания подбородком воды, выпрыгивания толчком ото дна, ходьбу по дну бассейна с подгребающими движениями рук, помогающими удерживать тело в вертикальном положении. Ознакомив занимающихся со свойствами воды оказывать сопротивление движению, приступают к изучению движений на погружение тела под воду. Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью. Поэтому ведущему занятие нельзя спешить. Человек должен, в первую очередь, поверить в то, что при погружении головы'вода не попадет в нос, уши, не проникнет в рот, что для этого необходимо лишь держать голову вертикально и выполнять погружение медленно, равномерно опускаясь под воду и также поднимаясь вверх. При обучении погружению необходимо придерживаться следующих правил. При погружении под воду тело должно сохранять вертикальное положение, при этом голову нельзя наклонять лицом вниз. Это правило особенно важно соблюдать при обучении в морской воде, когда опускание грудью вниз приводит лишь к отрыву ног ото дна. Обучение погружению надо проводить без плавательных очков. При опускании под воду глаза должны быть приоткрыты. Если занимающийся будет широко открывать глаза, то под верхнее веко могут попадать ресницы и вызы- 12 13 вать при этом боль. Кроме того, при широко открытых глазах в соприкосновение с водой входит значительная поверхность роговицы глаза, что иногда вызывает ее раздражение, а при длительном контакте — появление тумана в глазах, быстро проходящего после окончания занятия. В начале изучения погружения нельзя допускать, чтобы занимающийся зажимал в воде нос рукой, а после выхода из воды вытирал лицо руками и тер глаза. Волосы должны быть убраны под шапочку. Они особенно мешают в то время, когда пловец поднимает голову из воды. Вода, стекающая с них, нередко при последующем вдохе попадает в нос или в рот. Неприбранные волосы, особенно если они длинные, заставляют выполнять лишние движения руками, чтобы снять их с лица. В последующих упражнениях, когда руки будут заняты плавательными движениями, волосы станут заметно задерживать освоение двигательного навыка. Если занимающийся выполняет погружение в резиновой шапочке, то необходимо следить за тем, чтобы шапочка не закрывала уши. При закрытых ушах вода тонкими струями просачивается под резину и проникает в наружный слуховой проход, вызывая неприятные ощущения похолодания, щекотания и потерю остроты слуха. Иногда при этом серное вещество наружного слухового прохода набухае*т и потеря остроты, слуха сохраняется некоторое время после окончания занятий. В случае, если у занимающегося имеется боязнь погружения, осваивать его надо по частям. Вначале необходимо научить погружаться до подбородка, затем до носа, бровей, и только после этого можно давать задание на полное погружение. Упражнение на погружение можно считать изученным, лишь когда занимающийся выполняет его без напряжения. Показатель этого — расслабленные мышцы лица, способность приоткрывать глаза в воде и видеть под водой предметы или их контуры, возможность задержаться под водой хотя бы на несколько секунд. После изучения погружения следует переходить к обучению выдохам в воду. Среди специалистов по плаванию существует единодушное мнение, что освоение дыхания в воду является наиболее важным элементом процесса обучения технике спортивных способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласования в любом способе плавания. В различных учебниках и методических пособиях рекомендуется осваивать ды- хание после изучения таких подготовительных упражнений, как всплывание, лежание и скольжение. Автор этих строк, опираясь на свой опыт, предлагает начинать изучение дыхания сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с упражнениями на всплывание, лежание и скольжение. Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода. Вода, попадая в дыхательные пути, вызывает рефлекторный спазм голосовой щели с кратковременной непроизвольной задержкой дыхания. Проникновение воды в нос, если ее температура ниже 20°, вызывает болевые ощущения в районе лобных пазух и гайморовых полостей. Неправильные приемы обучения дыханию с сопутствующими неприятными ощущениями приводят к отказу от выполнения упражнений и часто являются причиной прекращения занятий плаванием. Для того чтобы избежать этих ошибок, необходимо придерживаться определенных правил. Изучение дыхания следует начинать с самых простых упражнений. Вначале, опустившись в воду до линии рта, надо выполнять выдох на воду, как дуют на блюдце с горячим чаем. Губы при этом немного вытянуты вперед, напряжены, и щель между ними такого размера, который обеспечивает необходимую скорость воздушного потока, способного препятствовать попаданию воды в рот. При погружении головы до линии носа и выполнении выдоха через рот необходимо стремиться к тому, чтобы выдох всегда был равномерным, глубоким и непрерывным. Заканчиваться он должен после того, когда рот окажется на поверхности воды. Рис. 1 При погружении головы до линии бровей или при полном погружении головы выдох в воде необходимо начинать через рот, а заканчивать его через нос (рис. 1, а). При этом очень важно, чтобы окончание выдоха приходилось в тот момент, когда нос появляется над поверхностью воды. 14 15 Последующие упражнения на дыхание следует выполнять с наклоном головы лицом вниз при вертикальном положении туловища (рис. 1, б). Такой вариант дыхания будет применяться в дальнейшем при изучении движений ног в кроле на груди, брассе и дельфине, а также при изучении движений рук в способах брасс и дельфин. Выдох при положении головы лицом вниз осваивается несколько сложнее, так как вода легче попадает в полость носа. Поэтому, в отличие-от предыдущего упражнения, занимающемуся необходимо научиться регулировать направление потока выдыхаемого воздуха, увеличивая его, при необходимости, в сторону носоглотки. Следует заметить, что не все занимающиеся могут успешно справляться с этой задачей. Педагогу необходимо специально обращать внимание на этот элемент действий. Наиболее сложным для выполнения является вариант выдоха в воду с приподнятым вверх лицом (рис. 1, в). Такое положение головы свойственно для плавания и для скольжения под водой на спине. При выдохе в воду с лицом, приподнятым вверх, вода беспрепятственно заливает носовую полость. Поэтому при таком положении головы выдох необходимо делать только через нос. Научиться выдыхать через нос с приподнятым лицом непросто, для этого требуется умение создать достаточно сильный поток воздуха, чтобы не допустить попадания в него воды. Выдохи с приподнятым лицом рекомендуется делать при небольшом погружении в воду, так как при глубоком погружении длительность упражнения увеличивается и воздуха в легких может оказаться недостаточно для создания воздушного потока, препятствующего проникновению воды. Методические рекомендации к упражнениям, применяемым для изучения выдохов в воду, можно свести к двум основным правилам: выдох в воде должен быть непрерывным; он должен заканчиваться над водой через нос. При соблюдении этих правил обучение дыханию проходит быстро и, что самое главное, навык дыхания является устойчивым. Это создает благоприятную основу для изучения спортивных способов плавания. Следующими подготовительными упражнениями является всплывание. Как только обучающийся убедится, что он безо всяких усилий может подниматься к поверхности воды, у него исчезает страх и появляется уверенность, что можно научиться плавать по поверхности воды. Наиболее распространенным упражнением на всплывание является «поплавок», или, как его еще называют, «бочонок». Сделав предварительно глубокий вдох, занимающийся приседает на дно и плотно группируется, прижимая колени и подбородок к груди. В таком положении, не выдыхая воздух, необходимо остаться некоторое время. Тело при полном вдохе приобретает положительную плавучесть и стремится вверх, к поверхности воды. Достигнув поверхности, оно после нескольких покачиваний занимает неподвижное положение. Несмотря на кажущуюся легкость, это упражнение удается освоить не сразу из-за покачивающего движения тела головой вниз-вверх. Преждевременное выпрямление из положения группировки возникает в тот момент, когда голова опускается вниз. Чтобы помочь занимающемуся, преподаватель или партнер по обучению в момент окончания всплывания должен остановить покачивание. Надо иметь в виду, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает. Естественно,, это упражнение им выполнять не следует. .После изучения всплывания можно переходить к выполнению лежания в воде. Упражнение на лежание тоже устраняет чувство водобоязни. Оно выполняется из исходного положения стоя на дне руки вверху. Вначале изучается лежание на спине, затем — на груди. Из указанного исходного положения занимающийся, прогибаясь, ложится на спину, а затем, сгибая ноги в тазобедренных и коленных су-става£, поднимает их до уровня воды и выпрямляет. Устойчивое положение при лежании считается достигнутым «©гда? когда туловище лежит на поверхности воды и ноги щмю^ружаются вниз. Легко выполняют это упражнение дети", Женщины и люди пожилого возраста. Лежание на груди выполняется после всплывания из положения «поплавок». Когда спина занимающегося покажется из воды, ему необходимо медленно выпрямить ноги и руки вдоль поверхности воды. При этом голова должна находиться в воде. Лежание на спине и на груди необходимо выполнять на максимальном выдохе, так как при этом тело приобретает наибольшую положительную плавучесть, что создает благоприятные условия для появления устойчивого положения. Если при лежании ноги погружаются вниз, то ими надо выполнять медленные движения в стороны. Очень важно, чтобы таз занимающегося был у самой поверхности воды. Если не удается лечь на воду в вытянутом положении, ведущему занятие или партнеру надо помочь, поднимая поясницу лежащего ладонью руки. Скольжение — последнее упражнение из группы подготовительных упражнений по освоению с водой. Скольже- 16 2 ЗвК № 426 17 ние создает у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком ото дна с предварительно наклоненным туловищем с вытянутыми вверх руками (рис. 2, а). Такое же движение выполняется а б Рис. 2 и на спине, но из положения прогнувшись (рис. 2, б). При скольжении на груди необходимо, чтобы голова была между рук или ниже рук, а на спине — между рук или выше рук. Ноги после толчка ото дна должны быть прямыми, носки вытянутыми. При таком положении тело испытывает наименьшее встречное сопротивление воды и на большее расстояние продвигается вперед. При скольжении действие подъемных сил препятствует опусканию ног вниз, и у занимающегося создается представление о возможности передвижения в горизонтальном положении. Подготовительные упражнения на освоение с водой по своему характеру статичны и при недостаточной температуре воды или воздуха должны чередоваться с динамичными. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми ногами сидя на бортике, лежа в воде на груди или на спине. Такие движения напоминают упражнения для изучения техники ног кролем, но они не несут задачи обучения, а главным образом преследуют цель повышения эмоциональности занятий и согревания. После того как будут проделаны подготовительные упражнения по освоению с водой, надо перейти к изучению спортивных способов плавания. Но прежде чем изучать движения какого-либо способа, необходимо определить задачи, которые должны решаться в процессе обучения. Таких задач может быть несколько. При обучении детей младшего школьного возраста перед педагогом стоят, по крайней мере, две задачи, Вначале надо научить их пере- 18 двигаться по поверхности воды, а затем в процессе обучения выявить талантливых ребят для рекомендации в детскую спортивную школу. Таких детей в первую очередь обучают так называемым базовым способам плавания: кролем на спине и кролем на груди. При обучении детей среднего и старшего школьного возраста, включая обучение взрослых вплоть до 40—45 лет, главной задачей будет являться подготовка к сдаче норм комплекса ГТО. Основным способом плавания при подготовке к сдаче норм комплекса ГТО является кроль на груди. Обучать людей, профессия которых связана с работой на плавательных средствах, следует таким прикладным способам плавания, как брасс, способ на боку, брасс на спине. С помощью этих способов легче переправляться вплавь в одежде, транспортировать в одежде какие-либо предметы, плыть на дальние расстояния. Людей, возрастная группа которых не требует выполнения временных нормативов, следует обучать таким способам, структура движений которых сходна с двигательным навыком, которым они уже владеют. КРОЛЬ НА ГРУДИ Кроль на груди — самый быстрый способ передвижения человека в воде. При хорошо освоенных движениях кролем можно переплывать большие расстояния и не ощущать усталости в мышцах. Ритмичное дыхание создает благоприятные условия для достаточного насыщения крови кислородом. Кроль на груди как спортивный способ плавания сформировался в начале нашего века. В 1898 году в австралийском городе Бранте Алек Викхем на соревнованиях проплыл стоярдовую дистанцию с высокой для того времени скоростью. Его *руки выполняли попеременные гребки и проносились над водой, согнутые в локтях. Ноги работали вертикально, тело лежало на воде плоско, с высоко поднятой головой. Один из известных тогда тренеров по плаванию Джордж Фармер воскликнул: «Смотрите на этого ползущего ребенка!» По-английски «ползти» звучит «кроул». Считается, что с этих пор и появилось название этого способа. Стиль Алека Викхема начал быстро распространяться в Австралии. В 1902 году австралиец Дик Кэвилл уже демонстрировал кроль в Европе. Однако стиль Кэвилла имел 19 отличительную особенность: он делал по воде два удара ногами при сильном разгибании коленей. Каждый удар согласовывался с началом гребка противоположной руки. Стиль Кэвилла стал называться в Европе австралийским кролем. На Олимпийских играх в 1904 году американец Чарлз Даниэльз выиграл дистанцию 40 ярдов, применив австралийский кроль, но с-малой амплитудой движений ног. Заметный вклад в развитие кроля внес американец, уроженец Гавайских островов Д. Ю. Каханомоку. В Стокгольме в 1912 году он победил на стоярдовой дистанции с высоким для того времени результатом — 1.03,4 с. Особенностью стиля Каханомоку была работа ног, отличавшаяся мягкими, быстрыми движениями, с небольшими сгибаниями в коленных суставах. Такая работа ног обеспечивала равномерное продвижение тела вперед. Применяя этот же стиль, Дюк Каханомоку одержал победу на стоярдовой дистанции и на Олимпиаде 1920 года. На этой же Олимпиаде австралиец Н. Росс, победитель на дистанциях 400 и 1500 ярдов, продемонстрировал новый вариант австралийского кроля. Его голова, опущенная в воду в момент выполнения вдоха, поворачивалась вместе с туловищем, ноги выполняли ножницеобразные движения. Он первым применил многоударный вариант согласования движений рук и ног, при котором на два гребка руками выполнялось шесть ударов ногами. В 1922 году американец Джони Вейсмюллер показал технику кроля, близкую современной. Этот. выдающийся пловец преодолевал дистанцию 100 м с феноменальным результатом для того времени — 57,4 с. Он был победителем Олимпийских игр 1924 и 1928 годов, установив мировые рекорды на дистанциях от 100 до 800 м. Джони Вейсмюллер был известен и как киноактер, снимавшийся в 30-х годах в многосерийном фильме «Тарзан». Его атлетическое телосложение, отличная физическая подготовка позволили создать образ юноши, способного ловко передвигаться по ветвям деревьев и, что самое удивительное, плавать быстрее нильских крокодилов. «Натуральные съемки с крокодилами,— говорил Вейсмюллер в одном из своих интервью,— были самыми опасными, так как никто точно не знал максимальной скорости их передвижения в воде». Долго не сходил с экранов мирового кино фильм «Тарзан». Он сыграл большую роль в популяризации спортивного плавания среди населения планеты. Трагично сложилась судьба известного пловца. Вынужденный эмигрировать в Мексику, он скончался там в нищете и бедности. Благодаря высокой скорости передвижения кроль на груди стал наиболее распространенным способом плавания. В соревнованиях вольным стилем кролем плавают дистанции 100, 200, 400, 800 и 1500 м. Кроме того, этим способом плавают в эстафетах 4x100 и 4X200 м. Он входит в комплексное плавание на 200 и 400 м и в комбинированную эстафету 4x100 м. Кролем плавают сверхдлинные дистанции и при сдаче норм комплекса ГТО. В современном кроле тело находится у поверхности воды, причем плечи располагаются несколько выше, чем таз. При таком положении туловища появляется так называемый угол атаки, способствующий возникновению подъем-них сил, уменьшающий миделевое сечение пловца, его гидродинамическое сопротивление. Угол атаки определяется как угол между продольной осью тела и горизонталью. В кроле на груди он может быть равным 3—5°. На спринтерских дистанциях угол больше, чем на длинных дистанциях. Положение головы в кроле естественное, она располагается в плоскости туловища. Туловище при выполнении греб-ковых движений не только движется вперед. Грудная часть его совершает повороты вокруг продольной оси на 23—25° в одну и в другую сторону. Повороты грудной части туловища создают благоприятные биомеханические условия для выполнения гребка руками. Работа ног при этом способе плавания, несмотря на кажущуюся простоту, является сложной кинематической цепью последовательно связанных между собой движений бедра, голени и стопы. Доказательством этого могут служить примеры, когда люди, освоившие технику движений ногами, способны передвигаться легко, свободно и практически не уставая. И наоборот, неправильные движения вызывают быстрое утомление мышц бедра, голени при малом или отсутствующем движении тела вперед. Движения ног в кроле на груди совершаются попеременно в вертикальной плоскости (рис. 3). Когда одна нога делает удар, другая начинает подготовительное движение. Ударное движение (его еще называют гребковым) производится вниз, а подготовительное — вверх. Анализ кинематики движения ног'надо начинать из исходного положения, когда закончился удар. В этом положении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и находятся под определенным углом к туловищу пловца. Подготовительное движение состоит из двух фаз. В первой фазе движение совершается прямой ногой по достижению ею горизонтального положения. В этот момент мышцы бедра расслаблены и работают главным образом яго- следующая страница >> Смотрите также:
Из истории развития плавания
1337.96kb.
Вопросы по всеобщей истории для государственного полидисциплинарного экзамена по истории для специальностей 032600 История
960.07kb.
8. Наиболее выдающимся экономистом эпохи буржуазной революции в Англии был Уильям Петти (1623 1687). Наиболее известными являются "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Политическая арифметика"
312.26kb.
Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века
190.99kb.
“Обеспечение навигационной безопасности плавания”
88.29kb.
Дунайской Комиссии на период с 29 мая 2009 г до 74-й сессии
141.47kb.
Программа международной научной конференции, посвященной 175-летию учреждения кафедр истории и литературы
243.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
308.31kb.
Малайзия, Сингапур, Бруней в Новое время
149.93kb.
О проекте «Матрица программ развития», разработанном Аналитической службой Аппарата Российского Союза ректоров «Матрица программ развития»
145.94kb.
Иванова Лилия Фатыховна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культурологии и архивоведения
128.86kb.
1. Характеристики навигационной безопасности условий плавания на мелководье
46.37kb.
|