Главная страница 1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
(конец XIX - XX в.в.)


Цель задачи курса:

Изучить процесс формирования национально-государственного становления в Центральной Азии и в Таджикистане.

1.Выделить исторические этапы формирования национального строительства

2.Проанализировать исторический процесс становления государственности в странах Центральной Азии

3.Провести сопоставительный анализ национально-государственного формирования в странах Центральной Азии методом проецирования исторических периодов
Методы преподавания:


  • Лекции

  • Семинары

  • Дискуссии

  • Эссе, письменные работы

  • Работа в малых группах


Требования к студентам:

  • Студенты обязаны регулярно посещать лекционные занятия

  • Своевременно выполнять письменные задания, вести конспекты по темам, которые являются базовыми в курсе.

  • Студенты должны овладеть навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, умением работать с каталогом, написанием рефератов и других видов научных работ.


Контроль результатов обучения

Система оценивания:

• контрольные работы 10 баллов

• активность на занятиях 10 баллов

• индивидуальная презентация 10 баллов

• исследовательская работа 20 баллов

• промежуточный тест 20 баллов

• посещение 10 баллов

• экзамен 20 баллов

Итого: 100 баллов
Курс включает следующие виды и методы контроля:

текущий, рубежный и итоговый контроль, который будет осуществляться в виде тематических контрольных работ. Для студентов является обязательной активность в процессе аудиторного занятия, которая оценивается на основе качества выступления.


Цель и задачи спецкурса:

Данный спецкурс «Политическая история и национального строительства в Центральной Азии (конец XIX-XX в.в.)», разработан для студентов исторического факультета. Курс предназначен для студентов специализирующихся на изучении Отечественной истории. Предлагаемый курс является проблемным, актуальным и аналитическим. В нем основное место отведено роли и месту центральноазиатского региона в исторических судьбах Евразии, в политической системе, особенно подчеркивается такие процессы как нация и нациестроительство в имперском пространстве.

Основной целью преподавания спецкурса является формирование у студентов навыков критического и аналитического мышления, обучение их умению определять концептуальную основу разных теорий, анализировать предлагаемые материалы, правильно высказывать свою точку зрения. Задача состоит в том, что более широко раскрыть студенческой аудитории те страницы, которые до сих пор слабо освещены в науке. А также объяснить сущность разных методов и методологий (мусульманской, западной, советской и постсоветской).

В процессе изучения студенты должны получить представление о принципиальных моментах геополитического, экономического положения в фокусе колониализма, а также роли внешнего фактора в возникновении и развитии национальных концепций.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания спецкурса освещаются следующие вопросы и решаются задачи:


  • -геополитическое место центральноазиатского региона на политической сцене колониальных держав.

  • - от независимости к зависимости (период русской колонизации);

  • - возникновения и развития как историческая тенденция новых идейных направлений – пантюркизм и панисламизм, их идейно-политическая сущность;

  • - возникновения дискурса по вопросу «миллат»;

  • - октябрьский переворот (смена царской империи советской империей);

  • - принятие «Декларации прав народов России» (1917);

  • - возникновения политико-религиозных движений и их концепции о государственном устройстве;

  • - принятие воззвания «Обращение к мусульманам России и Востока» или новая концепция колонизации;

  • - историческая реалия или необходимость проведения национально-территориального разделения Средней Азии (кем, для чего и в чьих интересах было осуществлено данный политический акт);

  • - политическая сущность независимости 1924 г.;

  • - политическая сущность 1929 г.;

  • - политическая сущность 1991 г.

  • - на основе ретроспективного взгляда и сравнительного анализа, через призму истории вынести научно-теоретические выводы.


Содержание курса:

  • 1.Введение

  • 2.Политическая история Центральной Азии во второй половине XIXв.

  • 3. Административно-политическое положение Казахстана и Средней Азии в 60-90-е годы XIXв.

  • 4.Возникновение просветительских, политических и религиозных движений в Центральной Азии

  • 5.Принятие Декларации прав народов России

  • 6.Обращение к мусульманам России и Востока

  • 7.Туркестан: вопрос о колониальном статусе

  • 8.Национальное размежевание в 1924 г.

  • 9.Этнополитическая ситуация в Средней Азии в 1920-е годы

  • 10.Национальное размежевание (1929г.)

  • 11. Политическая жизнь республики в 30-90 гг. (ХХ века)

  • 12.«Парад суверенитетов», образование новых независимых государств.

  • 13. Центральная Азия на пути независимости

  • 14. Образ региона в российском обществе


ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Во введение ознакомить студентов целью и задачей данного спецкурса. Проводя обзорную ознакомительную лекцию объяснить студентам основные моменты, данного исторического периода, актуальность и значимость этих проблем. Основные концепции и тенденции этого периода.


ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX (4 часа)

Политический строй и политическая конъюнктура среднеазиатских государств: Бухарский эмират, Кокандское и Хивинские ханства. Внешняя политика среднеазиатских государств (обзор отношений русско-среднеазиатских государств). Этнический состав и этнополитическое положение в среднеазиатских государств. Появление первых заграничных эмиссаров (английских и российских) и начало геополитических и геостратегических интригов. Борьба за новых союзников в Средней Азии. Усиление англо-российского соперничество. Русско-китайское соперничество. Начало и ход русской военной экспансии. Образование Туркестанского генерал-губернаторства и начало этнонациональной розни в Средней Азии. Новая делимитация и демаркация или два первых этапов территориального размежевания в Средней Азии (1865-1867, 1895-1896). Начало колониальной национальной политики (перепись населения в 1898 г.). Внедрение российской административно-политической системы в Казахстане во второй четверти XIX века. Отмена института ханской власти в Среднем жузе и устав о сибирских казахах 1822 г. Развитие военной колонизации. Казачьи войска в Казахстане во второй четверти XIX века. Внедрение новой системы административно-территориального устройства. Создание местных органов исполнительной власти империи.


ТЕМА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ В 60-90-Е ГОДЫ XIX ВЕКА

Военно-политические мотивы и подготовка реформы 1867-1868 гг. Восстание казахов в Уральской, Тургайской областях в 1868-1869 гг. и на Мангышлаке в 1870 г. Аграрная политика самодержавия. Правительственный курс на массовую земледельческую колонизацию. Административно-территориальное устройство и административно-политические реформы 60-90-х годов XIX века в Казахстане и Средней Азии. Положение об управлении Туркестанским краем 1886 г. и степными областями 1891 г. Усиление военного присутствия в регионе. Новации в правовой системе Казахстана и Средней Азии во второй половине XIX века.


ТЕМА 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (4 часа)

Возникновения политико-просветительских движений в Средней Азии как главный продукт колониальной национальной политики. Цель и задачи просветительского движения «Джадидизм». Возникновение и развитие дискурса «миллат». Пантюркизм по вопросу «миллат», пантюркизм по вопросу «государство» и «государственное устройство» или – первый этап борьбы за национальную и государственную независимость. Панисламизм как релегиозно-политическое движение. Иранский фактор в Панисламизме. Турецкий пантюркизм и российский пантюркизм. Борьба двух платформ за усиления сферы влияния. Журнал «Айкап», газета «Казах», их роль в просветительской деятельности и в становлении политического самосознания казахского народа. Участие тюрко-мусульманских политических деятелей в работе Государственной Думы России (1906-1917 гг.)


ТЕМА 5. ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ

(2 часа)

Октябрьский политический переворот и начало новой эпохи национального строительства. Большевистский вариант государственного устройства (автономия, федерация, конфедерация, республика). Значение Декларации прав народов России (15 ноября 1917 г.) в усилении национального строительства. Возникновение новых религиозно-политических платформ с альтернативными концепциями о государственном устройстве – «Шурои Исломия», «Уламо», «Алаш Орда». Кокандское Автономия или второй этап создания самостоятельного независимого государство. Казахский автономизм и Россия в 1917-1919 гг.


ТЕМА 6. ОБРАШЕНИЕ К МУСУЛЬМАНАМ РОССИИ И ВОСТОКА

(2 часа)

Усиления противостояния русского и турецкого пантюркизма. Роль большевистской национальной политики в усилении национального вопроса. Обращение к мусульманам России и Востока как основная политико-религиозная доктрина большевиков. Принятие специальных законов по культам и усиления религиозной борьбы. Большевики и Алаш: от политики компромисса к противостоянию


ТЕМА 7. ТУРКЕСТАН: ВОПРОС О КОЛОНИАЛЬНОМ СТАТУСЕ (4 часа)

Новая власть – новая форма колонизации. Образования Туркестанской АССР (май 1918 г.) или новое государственное устройства в форме власти Советов. Усиление политической борьбы в Туркестане или третий этап борьбы за национально-государственную независимость. Красный террор. Политика «военного коммунизма» в Степном крае и Туркестане. Возникновение идеи территориального размежевания Средней Азии.


ТЕМА 8. НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ В 1924 г. (4 часа)

Усиление большевистской национальной политики. Ленинская идея национального размежевания в Средней Азии. Деятельность Турккомисии и Среазбюро. Разногласия по вопросу нацразмежевания. Проведение искусственного территориального размежевания в Средней Азии (1924 г.). Образование новых государства в Средней Азии. Политическое, территориальное и этническое последствие нацразмежевания или начало этнического противостояния в Средней Азии. Государственное преобразование. Конституция СССР и её роль в решение национального вопроса (1924 г.).



ТЕМА 9. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СРЕДНЕЙ АЗИИ В 1920-е ГОДЫ. (2 часа)

Начало территориальных притязаний в новообразованных республиках. Усиление национального самосознания и самоопределения. Возникновения новых требований к делимитации и демаркации между Таджикистаном и Узбекистаном. Красный поезд. Народное волнение в Ходжентском округе.


ТЕМА 10. НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ (1929 г.) (2 часа)

Подготовка и проведения нового размежевания или искусственное создание национальных государств в Средней Азии. Новые разногласия по вопросу размежевания. Государственное преобразование. Принятие первой конституции Таджикистана и ее сущность (1929). Начало новой эры зависимости.



ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК В 1930-90 гг. (ХХ века) (4 часа)

Новая власть – новое государственное устройство. Сущность независимости. Государственное преобразование. Четвертый этап борьбы националистов за независимость (30 годы) и их крах. Подавление властью политических выходов. Культурная революция – новый метод борьбы против националистов и религиозного духовенства. Репрессии – окончательное подавление национальных идей о независимости. Политическая жизнь в системе новой империи. Перестройка – новый луч в усиление самосознания и самоопределения.


ТЕМА 12. «ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ» - ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВА (2 часа)

Политический кризис и крушения Советской империи. Усиление идей самосознания и самоопределения. Политическая ситуация в республиках Средней Азии в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Декабрьские события в Алма-Ате 1986 г. Накал политической ситуации в республиках или – пятый и последний этап борьбы за национальную независимость. Крушение политики горбачевской перестройки.


ТЕМА 13. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НА ПУТИ НЕЗАВИСИМОСТИ (2 часа)

Принятие Декларации независимости Таджикистана (24 август 1990 г.). Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 г. Объявления независимости Таджикистаном (9 сентябрь 1991 г.). Провозглашение о независимости республики Казахстан 16 декабря 1991 г. Признание суверенитета мусульманских республик бывшего СССР со стороны международного сообщества. Таджикистан – как объект в новой системе международных отношений. Трагедия и боль таджикского народа – или становления государственности ценой гражданской войны. Современная геополитическая ситуация в Центральной Азии. Внутри- и внешнеполитический курс стран Центральной Азии: общее и особенности.


Тема 14. ОБРАЗ РЕГИОНА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (2 часа)

Образ региона до его включения в состав Российской империи. Кочевой мир в глазах российского общества в XVIII – начале XIX вв. Мифы о Востоке в первой половине XIX в. («азиатская роскошь» и «азиатская бедность», «восточное красноречие», «восточная мудрость»).

Образ региона в период установления российского господства. Образ Туркестана в период установления российского господства. Центральноазиатский цикл художника В.В. Верещагина.

Особенности российского ориентализма.

Образ и стереотипы региона как политические инструменты. Россия – Центральной Азии (цивилизаторская миссия империи). Центральная Азия – России (образ региона в период его экономического освоения). Конструирование образа и стереотипов региона имперской властью и их влияние на общественное мнение.
Список литературы:

Абдурахимова Н.А., Рустамова Г.К. Колониальная система власти в Туркестане во второй половине XIX – первой четверти ХХ вв. Ташкент, 1999.


Ахмеджанов Г.А. Российская империя в Центральной Азии (История и историография колониальной политики царизма в Туркестане). Ташкент, 1995.


Абылхожин Ж.Б. очерки социально-экономической истории Казахстана в ХХ веке. А., 1997

Новейшая история Казахстана (1917-1939 гг.). Хрестоматия. Составители: Каражанов К.С., Такенов А.С. А., 1999

История Казахстана. Т.3. А., 2000

Аманжолова Д.А. Россия и Казахский автономизм. М., 1994

Халфин Н.А. Присоединение Средней Азии к России (60-90-е годы XIX в.). М., 1965.

Абашин С.Н. Национализмы в Средней Азии. М., 2007.

Ферганская долина. Этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: Наука, 2004.

Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана / Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. М., 1963.

Очерки по истории государственности Узбекистана /Отв. ред. Д.А. Алимова и Э.В. Ртвеладзе. Ташкент, 2001.

История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие / Абусеитова М.Х. и др. – Алматы, 2001.

История Таджикского народа: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. акад. Негматова Н.Н. – Душанбе, 2006.

История Таджикского народа /Под ред. акад. Масова Р. – Душанбе, 2004.

Масов Р.М. История топорного разделения. – Душанбе, 1991.

Масов Р.М. Таджики: вытеснение и ассимиляция. – Душанбе, 2003.

Зиёев Х. Туркистонда Россия тажовузи ва хукмронлигига карши кураш. – Тошкент, 1998.

Россия в исторических судьбах таджикского народа / Отв. Ред. Масов Р.М. – Душанбе: Шарки озод, 1998.

Бабаджанов Б.М., Муминов А.К., Кюгельген А. Диспуты мусульманских религиозных авторитетов в Центральной Азии в XX веке. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007.

Мустафа Чокай-Оглы. Туркестан под властью Советов. – Алматы, 1992.

Сафаров Георгий. Колониальная революция (Опыт Туркестан). – Алматы: Жалын, 1996.

Бочагов А. Алаш-Орда /Краткий исторический очерк о национально-буржуазном движении в Казахстане периода 1917-1919гг. – Алматы, 1996.

Хайдаров Г., Иномов М. Трагедия и боль таджикского народа. – Душанбе, 1996.

Мамадалиев И. Нужно-ли было проводить национально-территориальное размежевание в Средней Азии /Материалы конференции. – Худжанд, 1994.

Мамадалиев И. На пути к независимости: как это было / Материалы конференции. – Душанбе, 2001.

Сопленков С.В. Дорога в Арзрум: российская общественная мысль о Востоке (первая половина XIX века). М., 2000. С. 5-79, 141-181;


Батунский М.А. Россия и ислам. Т.2, 3. М., 2003;

Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999.



Центральная Азия в составе Российской империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2008.

Сибирь в составе Российской империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.



Смотрите также:
Изучить процесс формирования национально-государственного становления в Центральной Азии и в Таджикистане
108.66kb.
Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец. С конца XIX в
341.97kb.
Наркококнтроль
479.81kb.
Программа развития ООН
77.99kb.
Проблема борьбы с уйгурским сепаратизмом в суар: международный контекст
124.84kb.
Тематический план факультатива
47.6kb.
Информация о деятельности Информационно-аналитичеком центре «Евразия» (иац)
15.46kb.
Военная организация и вооружение кыргызов
135.67kb.
Что такое насвай кайф от куриного помета
50.63kb.
Военная экспансия гуннов в центральной Азии
36.52kb.
Б., Моисеев А. С. Постановка проблемы
132.76kb.
16 декабря т г. заместитель министра начальник управления по труду и кадровой политики министерства И. Р
23.14kb.