Главная |
страница 1
КРЕПЛЕНИЕ ПАЛУБНЫХ ГРУЗОВВиды палубных грузовВсе палубные грузы могут быть подразделены на следующие группы:
По характеру крепления и укладки палубные грузы можно подразделить на массовые грузы (лес, пробковая кора, трубы, бочки и т.п.), т.е. грузы, занимающие навалом всю площадь палубы или её значительную часть, и технические грузы (плавсредства, паровозы, вагоны, машины, котлы, цистерны, контейнеры и прочие грузы, требующие крепления каждого места в отдельности). Силы, действующие на палубные грузы при перевозке их морем. Во время перевозки грузов морем на верхней палубе морских судов они могут находиться под действием следующих сил: а) собственного веса; б) трения, возникающего между грузом и палубой или подстилочным материалом; в) инерции, возникающей при нахождении судна на взволнованной поверхности моря; г) давления ветра; д) ударов волн; е) плавучести, возникающей при попадании волн на палубу; ж) распора, возникающего у катучих грузов (бревна или бочки) при их укладке бок о бок; з) натяжения найтовов, которыми крепится груз к палубе. Бортовая качка. W1y =W ● cos Ξ – создает опрокидывающий момент; W1z=W ● sin Ξ - давление на палубу вызывает силу трения, препятствующую скольжению груза по палубе; Килевая качка. W2x=W ● sin Ψ - создает опрокидывающий момент; W2z=W ● cos Ψ – давление на палубу вызывает силу трения, препятствующую скольжению груза по палубе. Все виды качки – явление периодическое, вызывающее появление инерционных сил, достигающих иногда большого значения. Из трех видов качки только вертикальная вызывает незначительные инерционные силы, которыми обычно пренебрегают. Инерционные силы при бортовой и килевой качке не учитывать нельзя. Все части судна, а также предметы, которые находятся на судне, в том числе и палубные грузы, испытывают воздействие инерционных сил. Обычно отдельно определяют инерционные силы от бортовой и отдельно - от килевой. Бортовая и килевая качка достигают своего максимального значения при равенстве периода свободных колебаний судна и периода волн. Причиной бортовой качки является, с одной стороны, восстанавливающий момент M=DhsinΞ, а с другой – вращающий момент инерционных сил, равный угловому ускорению, умноженному на момент инерции массы тела относительно оси вращения. Следовательно, для случая бортовой качки имеем уравнение: Период свободных колебаний судна: Отсюда получаем: Угловое ускорение переводим в линейное умножением его на величину плеча от ЦТ судна до ЦТ груза. Аналогично решается вопрос с определением величины углового и линейного ускорения при килевой качке: Величины ускорений вследствие движения судна и его частей по орбитальным орбитам радиусом: r=h/2 равным половине высоты волны. Линейное ускорение a=V2/r. V=2πr/τ. a=4π2r/τ2. Расчет крепления палубного груза в соответствии с рекомендациями ИМО В приложении 13 «Методы оценки эффективности устройств крепления нестандартных грузов» Кодекса безопасной практики размещения и крепления груза ИМО определен следующий порядок расчета сил, действующих на груз. Расчет внешних сил, действующих на груз в продольном, поперечном и вертикальном направлениях, производится по формуле: F(x,y,z) = ma(x,y,z) + Fw(x,y) + Fs(x,y) где: F(x,y,z) – продольные, поперечные и вертикальные силы; m - масса груза; а(x,y,z) - продольное, поперечное и вертикальное ускорение (см. таблицу); Fw(x,y) - продольная и поперечная сила ветрового давления: Рвет= 1.5 Sп [кН] где Sп - площадь парусности груза (соответственно поперечная и продольная). Fs(x,y) - продольная и поперечная сила удара волн. где S(x,y) - площадь заливания поверхности, соответственно перпендикулярная осям х и у. р = 7,4 кН при высоте заливания 0,6 м; р = 19,6 кН при высоте заливания 1,2 м. В диапазоне высот заливания от 0.6 до 1.2 м величина р определяется линейной интерполяцией.
Приведенные величины поперечных ускорений включают составляющие сил тяжести, килевой качки и подъёма судна на волне, параллельно палубе. Приведенные величины вертикальных ускорений не включают составляющую статического веса. Основные данные ускорений рассматриваются применительно к следующим условиям эксплуатации:
Для судов, длина которых отличается от 100м и скорость которых отличается от 15 узлов, величины ускорений корректируются коэффициентом, приведенным в таблице 6. Таблица 6. Коэффициенты корректуры ускорений в зависимости от длины (L) и скорости (V) судна.
Дополнительно для судов, соотношение B/GM у которых менее 13, величины поперечных ускорений исправляются коэффициентом, приведенным в таблице 7. Таблица 7. Коэффициенты корректуры при B/GM<13.
Усилия, возникающие в найтовых при бортовой качке (Fн). Под действием опрокидывающих моментов: Рис.6.Схема действия сил на палубный груз. где: hк – расстояние по вертикали от палубы до верхней точки крепления найтова; b - ширина ящика; hg- расстояние по вертикали от палубы до середины ящика; hп- половина высоты площади парусности; hз – половина высоты заливания. Условно можно принять hп=hз=hg=половине высоты ящика. Py-силы инерции и тяжести по оси У (Py=ma(y)); Pz- силы инерции и тяжести по оси Z (Pz=ma(z)); P'y-поперечная сила ветрового давления (Fw(y)); P"y-поперечная сила удара волн (Fs(y)). Составляем уравнение моментов относительно точки N: Откуда находим: Составляем уравнения сил: где N - реакция опоры (палубы), f - коэффициент трения скольжения. Подставляя во второе третье и четвертое уравнения, получим: Коэффициент f принимается равным: 0,15 (сталь-сталь); 0,5 (сталь -дерево) Откуда находим: Из полученных значений Fн выбирается большее, которое и принимается за усилие, возникающее в найтовых при бортовой качке. Усилия, возникающие в найтовых при килевой качке. Учитывая небольшую, по сравнению с бортовой, амплитуду килевой качки, уравнения опрокидывающих моментов можно не составлять. Составляется только уравнения сил, смещающих груз аналогично бортовой качке, откуда определяется усилие, возникающее в найтовых: где - угол между продольным найтовым и палубой. Расчет крепления груза. Поперечные и продольные найтовы для крепления груза выбираются в соответствии с ГОСТ 7679-69 по разрывному усилию Fраз, которое определяется: Fраз = Fн k, где k - коэффициент запаса прочности. Для крепления палубного груза: k=3; груза в трюмах - k = 2,5. Если для крепления используется несколько найтовых (n), то они выбираются по Fраз = Fн k / n. Дополнительная нагрузка на палубу при обтяжке найтовых принимается равной 10-12% от суммарного разрывного усилия всех найтовых. Канаты для найтовов выбираются из таблицы: Канаты двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х30 [0+15+15]+7 о.с. (Выдержки из ГОСТ 3083-80)
Смотрите также:
Крепление палубных грузов
145.36kb.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
2578.19kb.
…сразу с порога хорошо просматривается знакомый, профиль Bf-109
28.67kb.
Кроссворд по предмету "железнодорожному транспорту" на тему "Вагоны"
17.72kb.
1. по своему характеру представляющие опасность для сотрудников перевозчика и других грузов
50.78kb.
Динамика Российско – Кыргызстанских отношений. От центра-периферии к односторонней зависимости?1
262.98kb.
Технологическая подготовка производства новых космических аппаратов и систем, технологическое сопровождение действующего производства космических аппаратов и систем
1089.61kb.
Исследования перспективных конвейерных установок и загрузочных устройств для транспортирования крупнокусковых грузов
1927.32kb.
Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (кпгв)
339.63kb.
Аргументы, подтверждающие целесообразность создания подводного монорельсового пути
56.44kb.
Должностная инструкция водителя транспортного средства, выполняющего перевозку опасных грузов, и транспортно-сопроводительная документация при перевозке ог
79.9kb.
|