Главная |
страница 1страница 2
ТЕМА 12. Деловая игра «ВЫБОРЫ В I ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ»ЦЕЛЬ: Отработать навыки анализа правовых актов. УЧАСТНИКИ: Группа делится на "юристов", "политиков", "членов избирательной комиссии", "избирателей". ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Домашнее задание) Изучить литературу из списка. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯI. Доклады "юристов". 5 докладчиков рассказывают о порядке выборов в Думу и избирательную часть Госсовета, о полномочиях императора, Думы, Госсовета. Для этого они анализируют официальные акты царской власти с августа 1905 г. по февраль 1906 г.: II. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков. III. Доклады 7 "политиков" от каждой партиии на "предвыборном митинге". IV. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков. V. Свободная дискуссия. VI. Проведение "выборов". После "тайного голосования", подсчета голосов "председатель" избирательной комиссии сообщает их итоги, а затем сравнивает % голосов, поданных за разные партии студентами, с действительными итогами выборов в 1906 г. VII. Краткие речи "политиков" по итогам выборов. VIII. Итоговые доклады 6-го "юриста" и 8-го "политика". . ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯВступительное слово тьютора -10 мин Доклады "юристов" -35 мин Вопросы и ответы -20 мин Доклады "политиков" -35 мин Вопросы и ответы -15 мин Свободная дискуссия -20 мин "Выборы" -15 мин Итоговые речи "политиков" -10 мин Итоговые доклады -10 мин Подведение итогов тьютором -20 мин Литература: 1. Абрамов А.В. и др. История России конца XIX - начала XX в.в. Тесты Кн. 2. М., 1993. 2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969. 3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права Ростов-на-Дону 1995. 4. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994. 5. Жарова М.Н., Мишина И.А. История Отечества. М., 1992. 6. Зырянов П.Н. История России XIX в. М, 1994. *7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996. С. 189-190 192-234,236-237, 239-265. *8. Кулешов С.В. и др. Наше Отечество Ч. 1. М., 1991. С. 239. 9. Николаевский Б.Н. История одного предателя. М., 1991. *10. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков М 1995. С. 83, 100. 11. Савинков Б.В. Воспоминания. М., 1990. 12. Сашонко В.Н. Кони в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Ленинград, 1991. *13. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992. С. 24, 31. 14. Учебники дореволюционной России по истории. Составитель Естеферова Т.В. М., 1993. 15. Чулков Г.И. Императоры. М., 1991. 16. Щеголев П.Е. Последний рейс Николая II. М., 1991. Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержками из которых сформирован файл материалов для изучения.
Составить сравнительную таблицу анализируемых правовых актов (письменно).
Составить письменно таблицу, выражающую отношение "их" партий к перечисленным правовым актам (одобряет или отвергает партия данный документ, подвергает уничтожающей критике или критике конструктивной - в надежде на внесение в него поправок).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Домашнее задание) Изучить литературу из списка на стр. 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯI. Доклады "юристов". 5 докладчиков рассказывают о порядке выборов в Думу и избирательную часть Госсовета, о полномочиях императора, Думы, Госсовета. Для этого они анализируют официальные акты царской власти с августа 1905 г. по февраль 1906 г.: II. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков. III. Доклады 7 "политиков" на "предвыборном митинге". IV. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков. V. Свободная дискуссия. VI. Проведение "выборов". После "тайного голосования", подсчета голосов "председатель" избирательной комиссии сообщает их итоги, а затем сравнивает % голосов, поданных за разные партии студентами, с действительными итогами выборов в 1906 г. VII. Краткие речи "политиков" по итогам выборов. VIII. Итоговые доклады 6-го "юриста" и 8-го "политика". ТЕМА 13. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Задачи семинара: Изучение предпосылок возникновения Советского государства и юридического закрепления победы революции; особенностей советского государственного строя; создания новой формы государственного единства; развития советского государства и права в годы гражданской войны и военной интервенции; текстов первых нормативных правовых актов Советского государства; выявление источников советского права, особенностей формы права; изучение особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в первые годы советской власти; оценка идеологических особенностей раннего советского законодательства; оценка преобразования формы правления; реконструкция основных государственно-правовых институтов по Конституции РСФСР 1918 года; реконструкция правового положения российских граждан; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара: 1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления. 2. Конституция РСФСР 1918 г. Высшие и местные органы власти и управления по Конституции. 3. Создание основ советского права. 4. Создание новой судебной системы. Чрезвычайные органы власти в 1917 – 1918 гг. Таблица дает структуру подготовки и ответов на вопросы семинара. Ситуационное задание № 8 Заполните таблицу, в которой были бы видны начальные этапы формирования советской судебной системы. Укажите основное содержание каждого этапа.
Поясните какие черты были характерны для советской судебной системы на ее начальном этапе? Ситуационное задание № 9 В основу советской государственности в противовес «буржуазному» принципу разделения властей была положена концепция соединения в Советах всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако сама жизнь заставила большевиков перейти к формированию различных специальных органов. Назовите эти органы власти. Укажите их функции и полномочия, а также в каких взаимоотношениях они находились с Советами? Считаете ли Вы, что избирательное право по Конституции было дискриминационным? Какие это имело последствия? Попробуйте доказать или опровергнуть это аргументировано.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 14. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА (2 ЧАСА) Задачи семинара: оценка преобразования формы правления; реконструкция основных государственно-правовых институтов по Конституции РСФСР 1918 года; реконструкция правового положения российских граждан; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара:
Методические указания Готовя вопросы семинара, в частности, первый и второй, особое внимание уделите Советам всех уровней, их месту и роли в жизни страны, принципу их организации и компетенции, как их определяла Конституция РСФСР 1918 г. Сделайте анализ советского избирательного права по Конституции 1918г. Сравните его с дореволюционным. В основу советской государственности в противовес «буржуазному» принципу разделения властей была положена концепция соединения в Советах всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако сама жизнь заставила большевиков перейти к формированию различных специальных органов. Назовите эти органы власти. Укажите их функции и полномочия, а также в каких взаимоотношениях они находились с Советами? Считаете ли Вы, что избирательное право по Конституции было дискриминационным? Какие это имело последствия? Попробуйте доказать или опровергнуть это аргументировано. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 15. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВА В 1918 – 1929 ГГ. Задачи семинара: Изучение первых советских кодификаций гражданского и уголовного права; выявление целей и особенностей второго этапа кодификации советского права; определение источников советского права и особенностей формы права; изучение основных институтов материального гражданского и уголовного права; изучение особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование). План семинара:
Методические указания Готовя вопросы семинарского занятия, необходимо раскрыть причины кодификации (введение НЭП) освещая причины кодификации, необходимо подчеркнуть, что НЭП был вынужденной мерой. Коммунистический террор зашел в тупик и допущение элементов рыночных отношений поставило вопрос об отказе от беспредела в правовой и революционной законности и минимальном правовом регулировании государственной и общественной жизни. Надо показать, как была решена задача подготовки и принятия кодексов советского права, отметить значение кодексов РСФСР для кодификации права в других республиках. Характеризуя кодексы, необходимо привлечь тексты этих сборников законов для освещения их основных положений и институтов. В заключение следует охарактеризовать значение кодификации самого начала советского периода в истории России для развития права, показать значительный шаг назад (в феодальное право) советских кодексов по сравнению с дореволюционным. Ситуационное задание № 15 В период гражданской войны был расширен круг органов (не предусмотренных Конституцией), принимающих законодательные акты: Президиум ВЦИК, малый СНК, Совет Обороны, Реввоенсовет Республики. Как Вы думаете, какие негативные последствия порождала множественность органов? Подтвердите это конкретными примерами.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 16. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. Задачи семинара: изучение текста Конституции; рассмотрение истории ее разработки и принятия; выявление особенностей юридической техники и приемов систематизации правового материала; реконструкция основных государственно-правовых институтов по Конституции; определение правового положения советских граждан; оценка идеологических особенностей Конституции; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара:
Методические указания Рекомендуется начать подготовку семинара с истории образования СССР в декабре 1922г., сделав акцент на том, что объединение советских республик с самого начала носило федеративную форму. Следует раскрыть суть сталинского плана автономизации и дать ему оценку. Раскрыть основы Конституции 1924 г., привлекая текст Основного закона. Излагая далее третий вопрос, раскройте принципы и права республик, проанализируйте систему органов власти и управления (можно изобразить ее графически и прокомментировать ее). Характеризуя систему выборов (пятый вопрос плана), выделите изменения по сравнению с Конституцией 1918г. Ситуационное задание № 16 Сделайте правильный выбор: к лету 1922 г. в конфедерацию республик единого советского типа вошли: а) Украина, б) Белоруссия, в) Армения, г) Грузия, д) Азербайджан, е) Латвия, ж) Литва, з) Эстония, и) Польша, к) Финляндия. Какой строй был установлен на бывших территориях Российской империи, которые не вошли в конфедерацию? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 17. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА Задачи семинара: Изучение Советского государства в период становления и утверждения тоталитарного политического режима (1921–1941 гг.); первых советских кодификаций гражданского и уголовного права; выявление целей и особенностей второго этапа кодификации советского права; определение источников советского права и особенностей формы права; изучение основных институтов материального гражданского и уголовного права; изучение особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала; повторение учебного материала, усвоенного. На лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование),повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара: 1. Развитие советского государства и права в период с 1921 по 1924 гг. 1.1. Экономические, социальные и политические причины перехода от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Содержание НЭПа. 1.2. Военная реформа1922 г. 1.3. Перестройка государственного аппарата. 2. Развитие и кодификация норм советского права в РСФСР. 2.1. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Гражданские права. Право собственности. Обязательственное право. Наследственное право. 2.2. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. 2.3. Кодекс законов о труде (КЗОТ) РСФСР 1922 г. 2.4. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. 2.5. Лесной кодекс РСФСР 1923 г. 2.6. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Действие норм уголовного права в пространстве. Понятие преступления, виды преступлений. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. 2.7. Судебная система. «Положение о судоустройстве РСФСР» (1922 г.). 2.8. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. 3. Образование СССР. 3.1. Разработка и принятие первой Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения. 3.2. Государственный строй Союза СССР. 3.3. Конституция РСФСР 1925 г. Статус РСФСР, ее автономных республик и областей. Система высших органов власти РСФСР. 3.4. Административно-территориальная реформа в РСФСР и СССР. 4. Развитие и кодификация норм советского права в СССР. 4.1. Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик от 15 декабря 1928 г. 4.2. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Положение о государственных преступлениях и Положение о воинских преступлениях 1927 г. 4.3. Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1924 г. 5. Советское государство и право в 1929–1941 гг. 5.1. Свертывание НЭПа. Перестройка государственного руководства экономикой и социально-культурным строительством. 5.2. Разработка и принятие Конституции 1936 г. Конституционные основы СССР. 5.3. Правовое положение гражданин СССР. 5.4. Реорганизация государственного аппарата в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. 5.5. Судебные и правоохранительные органы ССССР по Конституции. 6. Развитие права в СССР в 1929–1941 гг. 6.1. Усиление гражданской правовой защиты социалистической собственности. 6.2. Кредитная и налоговая реформа 1930–31 гг. 6.3. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. 6.4. Закон об измене Родине от 8 июля 1934 г. Законы от 1 декабря 1934 г. и 14 октября 1937 г. об особом порядке рассмотрения дел по политическим преступлениям. Нарастание массовых репрессий. 6.5. Закон о судоустройстве СССР и союзных республик 1938 г. 6.6. Централизация прокурорского надзора. Создание Прокуратуры СССР (1933 г.). Методические указания Готовя данное семинарское занятие, необходимо изучить и проанализировать предложенные документы, найти подтверждения в их текстах тому, что они практически санкционионировали сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного, уголовного права. Затем следует выполнить предложенное ситуационное задание . Ситуационное задание № 17 В 30-е годы доктрина «социалистической законности»исходила из нормативистского представления о праве. Какими фактами Вы можете подтвердить сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного, уголовного права?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 18. КОНСТИТУЦИЯ 1936 ГОДА Задачи семинара: Изучение текста второй союзной Конституции; рассмотрение истории ее разработки и принятия; выявление особенностей юридической техники и приемов систематизации правового материала; реконструкция основных государственноправовых институтов по Конституции; определение правового положения советских граждан; оценка идеологических особенностей Конституции; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара:
Методические указания Рекомендуется начать подготовку к семинару с краткой характеристики экономических, социальных изменений, которые произошли в стране с 1924 по 1936 г.г., а также в сфере национально-государственного строительства, в структуре и системе органов государственного управления. Далее, раскрывая вопрос плана, покажите как эти изменения нашли свое отражение в Конституции 1936г., выделяя при этом общее и особенное с Конституцией 1924г. и другими законодательными актами советского государства конца 20-х – середины 30-х годов. Укажите основные черты общественной системы СССР в 30-е годы (заполните таблицу):
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 19. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 Г. Задачи семинара: Изучение основного содержания и значения Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1961 года; изучение текста последней Конституции СССР; рассмотрение истории ее разработки и принятия; выявление особенностей юридической техники и приемов систематизации правового материала; реконструкция основных государственноправовых институтов по Конституции; определение правового положения советских граждан; оценка идеологических особенностей Конституции; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара:
Методические указания Подготовку к семинару следует начать с краткой характеристики периода нашей истории, называемым «развитым социализмом», «периодом застоя», выделив при этом суть концепции развитого социализма по преамбуле Конституции 1977 г., а также суть «эпохи застоя» через борьбу двух экономических тенденций, которые воплощали, с одной стороны, А.Н.Косыгина, а с другой – Л.И.Брежнев и М.Н.Суслов. Раскрывая последующие вопросы плана, необходимо показать, что отличительной особенностью Конституции СССР 1977г. было сохранение преемственности по отношению к ранее существующим Конституциям СССР. Вместе с тем надо обозначить и объяснить существенные отличия ее от предыдущих и абсолютно новые моменты. Сделайте акценты на этом новом. В преамбуле Конституции отмечалась необходимость закрепить определенные изменения в социалистической государственности, а именно: перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. В СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором на основе сближения всех классов сложилась новая историческая общность – советский народ. Какие факты последующей истории развития СССР свидетельствуют об ошибочности такого вывода?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 20. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. Задачи семинара: Изучение необходимости принятия Конституции Российской Федерации; рассмотрение конституционных проектов и истории принятия Конституции; выявление историкоправового значения действующей Конституции в конституционной истории России (на основании изученного ранее материала); проведение рубежного контроля (тестирование). План семинара:
Методические указания Начинать подготовку следует с характеристики социально-экономического развития Российской Федерации после распада СССР, сделав акцент на роли государства в курсе экономических реформ на разных этапах их проведения, а в политическом развитии – на конституционное оформление российской государственности. Раскрывая содержание второго и третьего вопросов, обозначьте актуальность проблемы определения объема полномочий исполнительной власти и восстановления баланса между исполнительной и законодательными властями, определите в этой структуре место и роль власти судебной. При подготовке четвертого вопроса сравните права и обязанности граждан государства «Россия. Российская Федерация» с правами и обязанностями граждан СССР. Какие произошли изменения и какое отношение они получили в Конституции РФ 1993г.? Изучая пятый вопрос, сформулируйте, используя текст Конституции, понятие «правовое государство» и выделите по источнику же принципы правового государства . В заключение попытайтесь, опираясь на факты, дать современную оценку действующей Конституции. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
<< предыдущая страница Смотрите также:
Литература исаев. И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. М.: Юрист, 1996
638.33kb.
Литература по курсу История государства и права зарубежных стран Аннерс Э. История европейского права. М., 1994
148.25kb.
История государства и права России
1095.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
5377.6kb.
Программа по дисциплине «теория государства и права» Методологические основы научного понимания государства и права
203.25kb.
Казаков О. Ю. курс 1 семестр Основная литература
47.95kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» в 2012-2013 уч
38.15kb.
Реформа органов исполнения наказания в россии в конце XIX начале XX века
315.07kb.
Курс лекций. М., Ооо "Новая правовая культура"
7517.55kb.
История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986. Гл. 11-12. Сергеев В. С. История древней Греции. Изд. 3-е. М., 1963. Гл. 10-11. Дополнительная литература
286.73kb.
Аффект в праве
286.31kb.
Программа курса «теория государства и права»
131.26kb.
|