Главная страница 1страница 2

Планы семинарских занятий

1 семестр
ВВОДНЫЙ СЕМИНАР (2 ЧАСА)

  1. Предмет и метод истории отечественного государства и права, его место среди юридических дисциплин.

  2. Периодизация, историография курса.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Исаев. И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1996.

  2. История государства и права России. Учебник. / Под ред.

Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.
ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

В IX XI ВВ.

Задачи семинара: Изучение текста Краткой и Пространной редакций Русской Правды как юридических источников; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Древней Руси; усвоение особенностей юридического языка и юридической техники Древней Руси; обоснование оценки Русской Правды как памятника частного права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).
План семинара:

1.Проблема происхождения Древнерусского государства и государственный строй Киевской Руси.

2. Русская Правда как памятник права: происхождение, основные редакции, место в истории русского права.

3. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение.

4. Гражданское право: система договоров и наследование.

5. Уголовное право: преступления и наказания, понятия и виды.

6. Процессуальное право: органы правосудия, форма процесса, следственные действия, доказательства.
По первому вопросу возможна дискуссия, в ходе которой следует выяснить:

- является ли само по себе происхождение названия страны решающим для оценки генезиса ее государственности?

-сыграли ли варяги какую-то роль в становлении государственности у восточных славян. Если да, то какую?

-почему вопрос о том, как и кем было создано русское государство впервые приобрел политическую остроту при преемниках Петра I, а затем в первой половине XIX, позднее же – в советской и немецкой историографии 30-х годов XX в.?

Аргументировано изложите альтернативные точки зрения исследователей по второму и третьему вопросам дискуссии. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте ее.

Методические указания

Готовясь к данному семинарскому занятию, студент, анализируя первый вопрос, должен четко представлять причины появления государства и права феодального типа и возникновения их у разных народов.

Известны два пути становления феодализма и, соответственно, феодального государства и права непосредственно при разложении первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий строй и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли, например, германцы и славяне. Второй путь – формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого строя, превращение рабовладельческого общества в феодальное, а рабовладельческое государство и право. Этот путь характерен, например, для Византии. Следует обратить внимание на такие общие признаки государства, как замена родовых отношений делением по территориальному и имущественному признакам, отделение публичной власти от народа, введение налогов и поборов, которые характерны для образующейся государственности всех народов (в том числе славяне).

Готовя второй вопрос, необходимо уделить внимание изучению экономических и социальных предпосылок возникновения Русской Правды. Анализ этих предпосылок должен показать, что целью феодального государства и права было, в итоге закрепление классового господства феодалов над крестьянами и их эксплуатация.

Феодальное государство и право складывались при упорном и длительном сопротивлении масс не зависимого сельского населения, а также горожан, протестовавших против обременительной военной службы, непосильных налогов и поборов, непомерно высоких процентов за долги, неправосудного взимания штрафов и т.д. А это, в свою очередь, приводило к восстаниям. Классовая борьба мешала установлению более тяжелых форм зависимости, в основном это нашло отражение в Русской правде.

Рассматривая последующие вопросы, нужно обратить внимание на уровень развития раннефеодального права, которое также знает деление на такие отрасли, как право земельной собственности, семейное и наследственное право, включающее различные виды договоров, мены, купли-продажи, личного найма.

Следует обратить особое внимание на способы становления права собственности; субъекты и объекты права собственности, виды феодальной земельной собственности и категории земельных собственников, а также причины и способы усиленной защиты феодальной собственности на землю.

Готовясь к пятому вопросу, студент должен в первую очередь выяснить, как трактовалось понятие «преступление». При тщательном изучении текста РП необходимо выяснить общую теорию уголовного права, состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), виды преступлений, а также то, какую цель преследовало наказание. Необходимо найти статьи, подтверждающие, что главным принципом феодального права было право – привилегия.

При изучении шестого вопроса необходимо обратить внимание на такие характерные черты раннефеодального процесса, как состязательность, равность и активность сторон, на которые возлагалась обязанность представлять доказательства, на пассивность суда, нерасчлененность процесса от стадии. Однако надо иметь в виду, что хотя в судебном производстве стороны были равноправные, наказания налагались в зависимости от социальной принадлежности виновного и потерпевшего. Нужно изучить виды доказательств. Важно знать, что исполнение судебных и политических функций становится правом привилегий феодалов, а в дальнейшем оно было передано в руки представителей феодальной администрации.

Усвоив общий смысл раннефеодального права и текстов Русской Правды, необходимо решить задачи с обязательным обоснованием ответов и ссылками на нормы РП.


Ситуационное задание №1

Исследователи различают следующие основные формы возникновения государства:



  • афинская – классическая (общественное разделение труда и рост его производительности, возникновение семьи, частной собственности и раскол общества на антагонистические классы; государство появляется в виде полисов);

  • римская (вышеуказанные причины, а также борьба плебеев против патрициев);

  • древнегерманская (государство возникло в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами чужих территорий – государств);

  • азиатская (географические условия, создание ирригационных сооружений, требовавших мощного административного аппарата, стало основной причиной государственного строительства).

Как Вы думаете, какая из данных форм может быть использована для анализа образования Древнерусского государства – Киевской Руси?

Какой комплекс объективных и субъективных факторов, на Ваш взгляд, обусловил образование Древнерусского государства?



Можно ли на примере образования Киевской Руси говорить о какой-либо одной форме возникновения государства?
Задачи.


  1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае, вор, забравшись в клеть с товарами был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней; во втором – смерд. Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате споров из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам?

  2. Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Российское законодательство X – XX веков.Т1. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрист, 1984.-309 с.

  2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. М.: Проспект, 1998.-329 с.

  3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 1998.-420 с.

  4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций.- М.: Юрист, 1996.-446 с.

  5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с.

  6. История отечественного государства и права. Учебник. Ч.1 / Под ред. О.Н. Чистякова. – М.: БЕК, 1997.-456 с.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. IX – XVI вв.- М.: Изд-во «Книжная палата», 1991.-442 с.

  2. Владимирский – Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов–на Дону: Феникс, 1995.-620 с.

  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.-320 с.

  4. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть и пошла русская земля? / История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX вв. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.-380 с.

  5. Зимин А.А. Правда Русская. – М.: Древнехранилище, 1999.-424 с.

  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т I. Лекция 9. – М.: Мысль, 1998.-226 с.

  7. Ловмянский Х. Русь и норманны. – М.: Наука, 1988.-120 с.

  8. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. - Л.: Изд-во ЛГУ,1978.-250 с.

  9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М.: Наука, 1982.-320 с.

  10. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. – М.: Юрист, 1988.-120 с.

  11. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально- экономической истории. – Л.: Наука, 1980.-240 с.

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ ПЕРИОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XII XIV ВВ.

Задачи семинара: Изучение текста Псковской Судной грамоты как юридического источника; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Псковской феодальной республики; выявление эволюции юридического языка и юридической техники древнерусских судебников (сравнительная характеристика Русской Правды и Псковской Судной грамоты); повторение учебного материала, усвоенного на лекциях.

План семинара:

  1. Государственный и общественный строй княжеств периода политической раздробленности.

  2. Владимиро-Суздальское и Галицко - Волынское княжества. Развитие княжеской власти и институтов права.

  3. Государственное устройство и должностные лица Новгорода и Пскова.

  4. Псковская и Новгородская судные грамоты:

а) развитие гражданского права (вещное, обязательственное, наследственное право);

б) развитие уголовного права (понятие и виды преступлений, виды и цель наказаний);

в) процессуальное право (органы правосудия, форма и содержание процесса).
Методические указания

Раскрывая первый и второй вопросы, следует указать что период раздробленности – закономерный результат генезиса феодального строя и выделить особенности этого процесса на Руси, развитие княжеской власти и институтов права в крупнейших в этот период княжествах: Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском.

Раскрывая третий вопрос, следует указать, что причины образования республиканского строя в Новгороде и Пскове необходимо искать в особенностях их общественно-экономического развития, в истории их политических отношений с Киевским государством.

Характеризуя государственную систему высших органов власти и управления Новгородской и Псковской феодальных республик полезно проследить падение роли вече по мере феодализации, усиление роли осподы, четко определить место князя в ряду высших органов власти республики.

Основное внимание следует уделить четвертому вопросу. Начать его рассмотрение следует с происхождения Псковской и Новгородских судных грамот. Необходимо проследить отражение в них основных норм, научиться сравнивать нормы ПСГ с НСГ с соответствующими нормами Русской Правды, объяснить появление во Пскове более высокого уровня правового регулирования.
Ситуационное задание № 2

Заполните таблицу:




Вопросы для

сравнения

Раннефеодальное княжество

Боярская аристократическая республика

Высший орган власти









Система центральных органов управления, порядок их формирования и компетенция







Основные должностные лица, порядок их назначения или избрания и компетенция.







Судебная система







Система местного управления и самоуправления






ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Российское законодательство X – XX вв. Т I. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрист, 1984.-309 с.

  2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 1988.-380 с.

  3. Исаев И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  4. История отечественного государства и права. Учеб. Ч.1 / Под ред О.Н. Чистякова. – М.: БЕК, 1997.456с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. – Л.: Наука, 1986.-125 с.

  2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. – М.: Прогресс, 1986.-250 с.

  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992.-320 с.

  4. Кучкин К.Д. Русь под игом. Как это было. – М.: Прогресс, 1991.-180 с.

  5. Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота. – М.: Юрист, 1980.-157 с.

  6. Мартышин О.В. Вольный Новгород. – М.: Мысль, 1992.-252 с.

  7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества. – М.: Наука, 1982.-320 с.

  8. Янин В.Л. Новгородские посадники. – М.: Мысль, 1962.-280 с.


ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА

В XIV – СЕРЕДИНЕ XVI ВВ.

Задачи семинара: Изучение текста Судебника 1497 года (т. н. Великокняжеского) как первого крупного общерусского закона; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Судебника; их оценка по сравнению с изученными ранее текстами Русской Правды и Псковской Судной грамоты; выявление эволюции юридического языка и юридической техники общерусского Судебника; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).
План семинара:

  1. Предпосылки и особенности складывания государственного строя Московской Руси.

  2. Характеристика Судебника 1497 г. и его место в истории русского права.

  3. Правовое положение крестьян и холопов.

  4. Преступление и наказание (понятие преступления, формы вины, система преступлений, виды и цели наказаний).

  5. Суд и процесс (органы правосудия, формы процесса, доказательства).


Методические указания

При раскрытии первого вопроса следует остановиться на предпосылках образования централизованного государства, роли Москвы в объединении русских княжеств в единое государство, его общественном строе (феодалы, городское население), разрядах крестьян, развитии процесса закрепощения, положении холопов и кабальных людей. Далее необходимо рассмотреть государственный строй: усиление власти Великого князя, функции высших органов власти и управления Боярской думы, дворцово - вотчинной системы управления и самоуправления, системы кормлений и военного устройства.

Рассматривая второй вопрос, необходимо выяснить причины кодификации русского права в конце XV века. Нужно доказать, что кодификация, создание Судебника 1497 г. были необходимым следствием процесса объединения всех русских земель в централизованное государство, следствием и его непременным условием.

Упоминая об источниках Судебника, следует рассказать о предшествующих ему памятниках русского права. Анализ последующих вопросов следует начинать с описания основных институтов права по Судебнику: характеристики его статей, определявших правовое отношение классов в Русском централизованном государстве, особенно феодально-зависимого крестьянства.

Исследуя 4-й и 5-й вопросы необходимо найти общее и особенное в Судебнике с предыдущим правовым законодательством и тем самым показать процесс его развития.
Ситуационное задание № 3

Сделайте правильный выбор:



Местничество – это:

а) закрепление за представителями одного рода определенной должности (места);

б) занятие человеком определенной должности (места) по занятости;

в) право занятия определенной должности (места) по наследству.

Поясните, когда появилось местничество на Руси? Как Вы думаете, какие причины привели к возникновению и сохранению в течение длительного времени системы местничества?
Ситуационное задание № 4

Внимательно изучив ст. 9 Судебника 1497 г., поясните все понятия и термины, которые используются в нем:

«А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью»

Почему этот законодательный акт регламентирует именно такие нормы?

О каких основных изменениях в уголовном праве в этот период по сравнению с периодом Киевской Руси на основании данного извлечения из законодательного акта можно говорить?
Задачи.

1.В начале XVI в. на суд наместника были доставлены 2 преступника. Первый был уличен в краже дороносицы из церкви, а второй - в краже холста из купеческой лавки. Какое решение должен вынести суд в отношении каждого преступника?



2.Житель города Коломны Иван Машков нанялся в работники к купцу Щелканову на хозяйский харч и 3 руб. сроком на год. По истечении 6 месяцев Машков решил уйти и потребовал половину годового жалования. Получив отказ, он подал на Щелканова в суд. Какое решение должен вынести суд по данному иску?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Российское законодательство X – XX вв. Т 2 – М.: Юрист, 1985.-290 с.

  2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие./ Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-329 с.

  3. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с.

  4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Альшиц Д.И. Начало самодержавия в России. – М.: Изд-во МГУ, 1992.-370 с.

  2. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов – на - Дону: Изд-во «Феникс», 1995.-620 с.

  3. Кобрин Б.В. Власть и собственность в средневековой России ( XV – XVI). – М.: Наука, 1985.-218 с.

  4. Козлов В.В. Грани российской государственности. М.: Прогресс, 1992.-420 с.

  5. Колычева Е.И. Холопство и крестьянство (конец XV – XVI вв.). – М.: Наука, 1971.-250 с.

  6. Развитие русского права в XV – первой половине XVIIIвв. / Сб. статей под ред. Чибиряева С.А. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

  7. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства. – М.: Изд-во МГУ, 1969.-360 с.

  8. Тихомиров М.Н. Российское государство в XV – XVII вв. – М.: Наука, 1973.-620 с.

  9. Штамм С.И. Судебник 1497 г. – М.: Прогресс, 1955.-378 с.



ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

(СЕР. XVI XVIII ВВ.)

Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текста Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года как юридического источника; реконструкция основных институтов материального и процессуального права середины XVII в.; определение источников Соборного Уложения; усвоение особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в середине XVII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки Соборного Уложения как кодекса феодального права; проведение рубежного контроля (тестирование).
План семинара:

  1. Государственная форма и политическая сущность сословно-представительной монархии. Власть царя. Боярская дума. Земские соборы. Местное управление.

  2. Реформы середины XVI в.: административная, губная и др.

  3. Происхождение Соборного Уложения и его место в истории русского права.

  4. Социальная структура и правовое положение населения: феодалы, духовенство, крестьяне, посадские люди, хлопоты.

  5. Формы феодального землевладения (поместья, вотчины); порядок владения, отчуждения, наследования.

  6. Государственное право по Соборному Уложению (институты и полномочия власти).

  7. Вещное право, система договоров, семейно-наследственное право.

  8. Уголовное право (преступление и наказание: понятие преступления, формы вины и ответственности, виды преступлений, цели наказаний).

  9. Процессуальное право по Соборному Уложению: органы судоустройства и судопроизводства; состязательный процесс и его содержание, положение участников; розыскной процесс от возбуждения дела до обжалования.

  10. Доказательства в состязательном и розыскном процессе.


Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо определить внутриэкономические, внутриполитические и внешнеполитические причины, обусловившие создание сословно-представительной монархии в России, рассмотреть появление сословно-представительной формы правления как итог централизации государства. Для более полного и точного определения сущности сословно-представительной монархии, содержания ее основных функций надо показать ее социальную базу, сложные взаимоотношения между классами и сословиями. Следует рассказать о компетенции центральных органов власти, найти место каждого из них в механизме власти в сословно-представительной монархии.

Изучая второй вопрос, нужно охарактеризовать систему приказов, обратив внимание на усиление и их организации и деятельности бюрократических методов управления.

В центре проблем местного управления должна стоять судебная и земская реформа середины XVI века. Здесь надо обосновать необходимость отказа от системы кормлений и замены ее органами губного и земского управления, раскрыть черты их сходства и различия, их сущность как учреждений сословного представительства.

При подготовке третьего вопроса студент должен уяснить причину появления Соборного Уложения 1649, сравнить его с предыдущими сборниками законов, выделив общее и особенное в общих чертах.

Анализируя четвертый вопрос, необходимо познакомиться с соответствующими статьями Соборного Уложения, чтобы составить характеристику правового положения различных групп населения, особо выделив произошедшие изменения в этом положении.

Ответы на 5-7 пункты плана требует тщательного изучения Соборного Уложения 1649г. Характеризуя изменения в формах феодального землевладения, порядка владения, отчуждения, наследования, необходимо произошедшие изменения обосновать с обязательной ссылкой на соответствующие статьи нормативного акта. Это касается также вещного права, семейно-наследственного права, права государственного. При ответе на восьмой вопрос следует исходить из того, что уголовного права России XVII в. проходило в условиях разного обострения классовой борьбы, поэтому уголовное законодательство принимало все более карательный характер. Этот процесс нашел свое воплощение в Соборном Уложении. Дальнейшее развитие получило понятие «преступление». Дать классификацию преступлений со СУ 1649г.

Затем опираясь на нормы Соборного Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений.

Готовя 9-й и 10-й вопросы, следует найти в Соборном Уложении статьи, подтверждающие, что при том, что несмотря на ответственность за уголовное всех членов феодального общества, в этом нормативном сборнике сохранен основной принцип феодального права – права привилегий. Особенно четко это появилось в степени наказаний за уголовные преступления. Важно выделить новые цели наказания, которые не были узаконены прежде.

Далее нужно найти ответ на вопрос кому по Уложению 1649г. в политическом и уголовном судопроизводстве принадлежала активная роль, выделить новые стадии розыскного процесса и с чем это связано. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательной силой в розыскном процессе обладало признание вины подсудимого и с этим связано узаконение пыток. Далее надо проанализировать другие виды доказательств – поличное, вещественные доказательства, повальный обыск и т.д.


Ситуационное задание № 5

Сделайте правильный выбор и обоснуйте его:



сословный строй в России – это результат:

а) политики государства по закреплению в законодательном порядке правового положения человека;

б) исторического развития экономических отношений в обществе;

в) стихийного формирования сословий, положение которых было закреплено законом и передавалось по наследству.

Как Вы думаете, отличался ли процесс формирования сословий в России от аналогичного процесса в странах Западной Европы? Если «да» – то почему?
Ситуационное задание № 6

Сделайте подборку статей из II и III глав Соборного Уложения 1649 г., регламентирующих правовой статус Царя. Систематизируйте их и изложите в краткой форме, сформулировав основные положения, которые определяют правовой статус Царя.

Прокомментируйте каждое из положений, пояснив, какое значение имела данная норма права для формирования сословно-представительной монархии в России.

Как Вы думаете, в чем заключается сходство и отличие монарха в периоды Древнерусского государства, Русского централизованного государства и Сословно-представительной монархии?


Задачи

  1. Стрелец одного из московских полков Семен Жегов, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: «какое жалованье, такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!» по указке кабатчика стрелец был схвачен приставами и брошен в застенок приказа Тайных дел. Как будут квалифицированы действия Семена Жегова (по СУ 1649г.)? Какое наказание ожидает стрельца?

  2. Посадский человек Кирьян Стрехов занял под 20% годовых у купца Скорина 15 р. Заемная кабала (договор займа) была оформлена с соблюдением всех формальностей на 3 летний срок. По истечении срока, ссылаясь на отсутствие необходимой суммы, Стрехов попросил отложить выплату. Купец Скорин отказал в отсрочке и обратился в суд с иском. Какое решение вынесет суд по данному иску? Какой порядок исполнения решения суда предусматривает в этом случае Соборное Уложение?

  3. Помещичий крестьянин Савва Лыков в 1656г. вместе со своей семьей сбежал в село, которое принадлежало монастырю. Там его дочь вышла замуж и родила сына. Через 5 лет беглецы были обнаружены и помещик обратился в суд с иском о возвращении беглецов. Какое решение должен вынести суд на основании Соборного Уложения?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Отечественное законодательство XI – XX веков. Ч.1. Пособие для семинаров. / Под ред. О.П. Чистякова. – М.: Юрист, 1999.-832 с.

  2. Российское законодательство X – XX веков. Т.3. – М.: Юрист, 1985.-216 с.

  3. Хрестоматия по отечественной истории и праву X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

  4. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.-687 с.

  5. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  6. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова, - М.: Проспект, 1998.-544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Буганов В.И. Россия в XVII столетии. – М.: Прогресс, 1989.-216 с.

  2. Владимирский–Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-639 с.

  3. Головатенко А. Два кризиса российской государственности. Опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. - № 2.- С. 96-102.

  4. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. – М.: Высшая школа, 1972.-424 с.

  5. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й половине XVII века. – М.: Наука, 1962.-280 с.

  6. Маньков А.Г Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-320 с.

  7. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. Становление и развитие русского права. М.: Изд-во МГУ, 1990.-480 с.

  8. Цатирова М.К. Русское семейное право XVI – XVIII веков. – М.: Юрист, 1991.-346 с.

2 семестр

ТЕМА 5-6. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА

Задачи семинара: Изучение экономических, социальных и политических предпосылок возникновения абсолютной монархии в России, его характерные особенности; правовое положение основных разрядов российского населения; развитие и реформирование органов центрального и местного управления; наиболее важных фрагментов текстов Артикула Воинского и Краткого изображения процессов и судебных тяжб как юридических источников; реконструкция основных институтов материального и процессуального права первой четверти XVIII в.; выявление терминологических достижений, особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в первой четверти XVIII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки данных памятников как первых отраслевых кодексов в истории российского законодательства.

5а. План семинара:

1. Особенности российского абсолютизма. Статус и власть императора.

2. Состав и правовое положение населения (шляхетство, духовенство, городское население, крестьяне).

3. Источники и особенности права первой четверти XVIII в.

4. Изменения в регулировании имущественных отношений. Развитие права собственности, обязательственные отношения наследование.

5. Воинский устав и воинские артикулы. Общая характеристика.

6. Изменения в уголовном праве по воинским артикулам. Развитие норм общего характера. Понятие преступления. Формирование системы преступлений и наказаний.

7. Суд и процесс в первой половине XVIII в.: укрепление розыскных начал в судебном процессе по Указу 1697 г. и Краткому изображению процессов или судебных тяжеб. Указ «О форме суда»: основные принципы и значение.



5б. План семинара:

1. Принципы правовой системы в Наказе Екатерины II 1766 г.

2. Местное управление. Учреждение для управления губерний Все-российской империи 1775 г.

3. Дворянское самоуправление. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г.

4. Городское самоуправление. Грамота на права и выгоды городов Российской империи 1785 г.

5. Сословный характер судебной системы и судопроизводства.


Методические указания

Начиная подготовку, следует дать общую характеристику становления и развития абсолютизма в России: показать причины его возникновения, хронологические рамки и основные этапы, назвать закономерности и особенности российского абсолютизма, сравнить его с абсолютизмом стран Западной Европы. Далее надо подчеркнуть, что при абсолютизме сохраняется сословность социальной структуры как характерная черта феодализма. Однако борьба феодально-крепостнической системы с тенденциями буржуазного развития значительно усложняла классово сословные отношения, постепенно разрушала сословную замкнутость позднефеодального общества в России.

На основе самостоятельного анализа Указа 1714г. о единонаследии, Табели о рангах 1722г., жалованных грамот Екатерины II (см.5 вопрос, его можно осветить в начале семинара, чтобы сохранить логику характеристики изменений в структуре российского общества в XVIII веке), других правовых актов, что даст возможность глубже понять существо процесса юридического оформления консолидации различных слоев господствующего класса и усиления эксплуатации крестьян как светскими и духовными феодалами, так и самим государством.

Затем необходимо проследить направление эволюции общественного строя, связанное с разложением феодализма и развитием буржуазных отношений: деформация старых классов и сословий, появление социальных слоев и групп, углубляющейся дифференциации крестьянства, начало формирования новых классов – буржуазии и пролетариата. Как на это реагировало законодательство и какое отражение нашли эти процессы в предпринятом реформировании центрального и местного управления (это уже первый вопрос, а также 4-й и 5-й).

При этом необходимо проанализировать порядок формирования, компетенцию, структуру высших органов власти, рассмотреть организацию и деятельность созданных в изучаемый период органов гласного и негласного надзора за государственным аппаратом. Следует раскрыть реформы местного управления, обращая внимание на раскрытие дворянского характера преобразований.

Рассказывая о реформе армии (второй вопрос), надо раскрыть ее содержание, приведшее к новому порядку формирования армии. Созданию разветвленной системы полицейских органов и судов, всеохватывающей налоговой системы должно быть уделено особое внимание.

Ссылкой на соответствующие статьи Воинского артикула и др. документов показать классовый, феодальный характер, объяснить, почему из кодекса военно-уголовного и уголовно-процессуального права он стал кодексом общегражданским, служил утверждению и укреплению абсолютизма.

Ситуационное задание № 6

Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:

«Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своё имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле».

Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа?

Раскройте его основные положения.

Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?



Ситуационное задание № 7

Сделайте правильный выбор и поясните его:


«Система, при которой каждая социальная группа имела право на существование постольку, поскольку несла определенные обязательства перед государством – это:

а) крепостное право;

б) абсолютная монархия;

в) сословный строй».

Когда и в каких законодательных актах были закреплены данные правовые институты?

Ситуационное задание № 8

По мнению ряда исследователей, феодальное право – это возведенная в закон воля класса феодалов или народа (свободных граждан), поддерживаемая и охраняемая государством. Его основные характеристики:

а) закрепление частной собственности на орудия труда и средства производства;

б) личная зависимость крестьян от феодала и прикрепление их к земле феодальной собственности;

в) «кулачное право» (право сильного, богатого);

г) «партикулярное право» (не представляло из себя единой системы);

д) значительное влияние канонического права;

е) сословное право (право – привилегия);

ж) крайняя жестокость при наказании правонарушений;

з) источниками служили обычаи, религиозные нормы, преобразованные нормы рабовладельческого права.

Как Вы думаете, какие признаки феодального права получили наиболее яркое осуществление в правовой системе России XVIII века? В чем своеобразие российской правовой системы XVIII в.?

Конкретизируйте каждое из сформулированных положений нормами российского права XVIII века. В каких законодательных актах эти нормы были регламентированы?



Задачи

  1. Помещик Скворцов, имевший двоих сыновей от разных жен, свое недвижемое имущество ( 3 деревни с 600 крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему сыну выделил 2000 рублей и драгоценности его матери. После смерти отца младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимого и недвижимого имущества от 23 марта 1714г.?

  2. В 1720 г. двое солдат артиллерийской команды были схвачены караулом при попытке вооруженного грабежа. Какое решение должен вынести суд?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Российское законодательство X – XX веков. Тт. 4-5. – М.:Юрист, 1986 – 1987 гг.-836 с.

  2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

  3. Хрестоматия по истории России с древнейших времен и до наших дней. Учебное пособие / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М.: Проспект, 1999.-542 с.

  4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов Е.В. Петр I: Рождение империи // История Отечества. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М.: Политиздат, 1991.-420 с.

  2. Багер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. – М.: Политиздат, 1985.-295 с.

  3. Развитие русского права XVII – второй половины XVIII вв. – М.: Юрист, 1992.-280 с.

  4. Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII – конец XVIII вв.). – Киев: Громада, 1989.-312 с.

ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

Задачи семинара

Изучение наиболее важных фрагментов текста первого гражданского уголовного кодекса в истории российского законодательства; реконструкция основных институтов Общей части уголовного материального права и их оценка; выявление особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации уголовно-правового материала во второй четверти XIX в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях;


1. История систематизации российского законодательства.

2. М. М. Сперанский и «План государственных преобразований». Роль Сперанского в развитии права.

3. Полное собрание законов Российской империи, общая характеристика.

4. Свод законов Российской империи. Принципы построения,

структура, характеристика основных разделов:

а) основные государственные законы;

б) законы о состояниях;

в) законы гражданские;

г) законы уголовные.

ТЕМА 8. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г.

Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текстов документов крестьянской реформы 1861 года; изучение изменения гражданской правосубъектности бывших крепостных крестьян; выявление новых принципов и форм земельных правоотношений крестьян и землевладельцев; изучение новой организации управления крестьянами; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях.

План семинара:


  1. Общая характеристика реформы, ее место среди либеральных реформ XIX в., ее значение.

  2. Правовой статус временнообязанных крестьян.

  3. Уставные грамоты и выкупная операция.

  4. Поземельное, сословное устройства и общинно - волостное самоуправление крестьян по Положениям 1861 г.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо остановиться на анализе общего кризиса феодально-крепостнического строя, обострении классовой борьбы и революционной ситуации 1859 – 1861 г.г., на предпосылках Великих реформ 60-70-х г.г. XIX в., на их общей характеристике.

Далее целесообразно проанализировать причины отмены крепостного права в России, подготовку и проведение крестьянской реформы 1861 г., ее содержание, и сущность и значение. Характеристику 2-го, 3-го, 4-го вопросов выстраивать необходимо с привлечением соответствующих реформе нормативных актах (см. хрестоматию).

Ситуационное задание № 9

Сделайте правильный выбор.

Волостной сход имел права:

а) избирать волостного старшину без согласования с губернатором;

б) решать хозяйственные вопросы без согласования с помещиком;

в) избирать волостной суд;

г) определять размер земельного надела, передаваемого в пользование крестьянину.

А какие полномочия входили в компетенцию волостного схода?

Каков был порядок формирования схода и порядок его деятельности?
Задачи


  1. В 1785 г. крестьяне с.Кудинова Московской губернии подали в суд иск на скотовладельца Бронштейненко. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подвергались потраве. Общий ущерб по оценке земской управы составил 500 руб. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 25 руб. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян?

  2. В 1882 г. крестьяне с. Кудинова обратились к московскому генерал-губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранных сельским сходом старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Российское законодательство X – XX вв.Т.7. – М.: Юрист, 1989.-280 с.

  2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 г. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

  3. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Прогресс, 1998.-329 с.

  4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  5. История государства и права России. Учебник. / Под ред. А.Н. Чибиряева. – М.: Прогресс, 2002.-456 с.

  6. Рогов В.А. История государства и права России. Учебник. – М.: Юрист, 1995.-315 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: Наука, 1968.-215 с.

  2. Сафроненко К.А. Аграрное законодательство в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). – М.: Прогресс, 1981.-370 с.

ТЕМА 9. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г.

Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текстов судебных уставов 1864 года; реконструкция основных институтов судебной системы, созданной реформой 1864 года; изучение и оценка института мировой юстиции; выявление новых принципов и институтов гражданского и уголовного судопроизводства по судебным уставам 1864 года; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование).

План семинара:


  1. Общие принципы реформы.

  2. «Учреждение судебных установлений» (система судебных органов).

  3. «Устав уголовного судопроизводства». Подсудность по гражданским и уголовным делам.

  4. Развитие процесса и процессуального права. Прокуратура, следствие, адвокатура, суд присяжных, судебные приставы.


Методические указания

Освещение первого вопроса следует начать с освещения основных черт судоустройства и судопроизводства в России накануне реформ, а затем перейти к анализу причин подготовки Судебной реформы, определить принципы, положенные в ее основу, сказать о взаимодействии судебной, крестьянской и других реформ, проведенных в России в 60-е г.г. XIX в. Затем надо охарактеризовать систему судов мировой и окружной юстиции, основные изменения в каждой из этих систем, порядок их формирования, компетенцию. Далее необходимо на основе «Устава уголовного судопроизводства» обосновать подсудность по гражданским и уголовным делам.

Рассматривая четвертый пункт плана, следует специально выделить вопрос о суде присяжных заседателей, непременно связав это с современным состоянием данной реформы судов. Далее необходимо рассказать об организации прокуратуры и адвокатуры, о функциях этих органов.
Задачи


  1. В 1872 г. в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению отставного капитана С.Горячего в убийстве своей любовницы. Присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт. Однако судьи единогласно признали, что решением присяжных осужден невиновный. Как следует поступить в данном случае?

  2. В 1898 г. помощник присяжного поверенного Н.Иванов, находящийся под гласным надзором полиции, был лишен права участвовать в выборах городской думы. Правомерны ли действия властей в отношении Н.Иванова?


Ситуационное задание № 10

Сделайте правильный выбор.

Мировые судьи имели право рассматривать только те дела, по которым были возможны следующие решения (приговоры):

а) выговор;

б) денежный штраф;

в) арест до 3-х месяцев;

г) тюремное заключение до 1 года;

д) административная ссылка.

Каков был порядок назначения (избрания) мировых судей?

Как Вы думаете, почему институт мировых судей вновь приобрел актуальность в наше время?


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Российское законодательство X – XX вв. Т.8. – М.: Юрист, 1991.-250 с.

  2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

  3. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-329 с.

  4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. Т.1. V – начало XX вв.. – М.: Норма, 2003.-732 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов: Юридическая мысль, 1969.-240 с.

  2. Воробейникова Т.У., Дубровина А.Б. Преобразование административно – полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX в. – Киев: Громада, 1973.-216 с.

  3. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа в России. – Воронеж: Прогресс, 1989.-342 с.

ТЕМА 10. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – начала XX века
План семинара:


    1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года

- Общее понятие преступления и проступка (ст. 4, 96 и др.).

- Состав преступления (ст. 5, 8, 13, 142, 174 и др.);

- Система преступлений. Критерии систематизации и виды преступлений.

- Система наказаний.

- Наказания уголовные и исправительные (гл. II отд. 1).

- Социальный критерий наказания (ст. 19 и др.).

- Возмещение ущерба, причиненного преступлением (гл. IIотд. 2).

- Обстоятельства, исключающие ответственность (ст. 98–109).

2. Развитие уголовного права во второй половине XIX века.

3. Уголовное право 1903 года.

а/ общая характеристика Уложения 1903 года;

б/характеристика преступного деяния;

в/ системы и виды преступлений;

г/ система и виды наказаний.


Методические указания

Причины разработки «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»(1845 г.). роль правовых норм Соборного Уложения 1649 года и Воинского Артикула 1716 года как источников права до принятия «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» в 1845 г. Дайте характеристику Уложения о наказаниях 1845 г. как Кодекса феодально-крепостнического государства. В чем проявились черты буржуазного права?

Характеристика уголовно-правовых понятий и категорий общей части уголовного права. Преступления и проступок. Отличия. Система и виды преступлений. В чем проявилось усложнение системы и видов наказаний. Деление наказание на уголовные и исправительные. Их характеристика.

Понятие крайней необходимости и необходимой обороны. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Соучастие, покушение. Виды доказательств. Формальная система оценки доказательств (собственное признание, пытка – отмена её в 1801 году и фактическое применение). Предварительное следствие: генеральное и специальное (как отличительный признак инквизиционного процесса).

Дайте характеристику источников уголовного права во второй половине XIX века. Покажите какое влияние на содержание уголовного права оказали Великие реформы Александра II. Как изменилось «Уложение 1845 года»?
ТЕМА 11. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX –нач. ХХ вв.
Цель занятия

Целью занятия является изучение содержания наиболее важных либерально-демократических реформ второй половины XIX века, которые стали важным шагом на пути превращения феодального общества и монархии и буржуазные.


План семинара:


    1. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений.

    2. Вещное право (понятие, владение и собственность, ограничения права собственности по закону, способы приобретения и прекращения права собственности по закону, общая собственность, сервитуты, чиншевое и залоговое право).

    3. Обязательственное право (понятие, субъекты и объекты обязательств, изменение лиц в обязательствах, обеспечение и прекращение обязательства, виды договоров).

    4. Семейное право (условия заключения и расторжение брака, личные и имущественные отношения в семье, опека и попечительство)

    5. Наследственное право (наследование по завещанию и по закону, принятие и утверждение в правах наследования).


Методические рекомендации.

Покажите влияние отмены крепостного права на расширение сферы применения гражданского права. Дайте характеристику субъектов и объектов гражданско-правовых отношений.

Проанализируйте влияние развития промышленности и торговли на их правовое регулирование. Последствия изменений в социальной структуре Российской империи на развитие гражданского права во второй половине XIX века.

Дальнейшее развитие вещного права в российском законодательстве в условиях развития буржуазных отношений. Разберитесь в понятиях «собственность» и «владение». Каковы способы приобретения и прекращения права собственности по закону.

Развитие уголовного права во второй половине XIX века. Чиншевое право, его особенности. Особенности земельных правоотношений. Движимое и недвижимое имущество.
Задачи:

1. Летом 1878 г. жителю г. Вятки Кружилину было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. Кружилин подал жалобу губернатору на действие городской управы. В ней он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, в Вятке проживает с декабря 1877 г. и с марта 1878 г. владеет на праве собственности двумя доходными домами. Какое


решение должен принять губернатор на основании Городового положения от 16 июня 1870 г.?

2. Владелец солеварен в Усольском уезде назначил своего управляющего поверенным на выборах в уездное земское собрание. Однако по требованию уездного предводителя дворянства управляющий был вычеркнут из списка избирателей. Свое требование он обосновал тем, что владелец солеварен не проживает в Усольском уезде и, следовательно, не имеет права


выставлять вместо себя уполномоченного. Правомерны ли действия предводителя дворянства?

3. Земским собранием Сарапульского уезда Казанской губернии в числе мировых судей был избран чиновник уездной оценочной комиссии Поляков. Однако губернатор запретил ему выполнение обязанностей мирового судьи на том основании, что последний не имеет высшего образования. Правомерны ли действия губернатора, если остальным требованиям Поляков отвечает? Какой порядок разрешения разногласий между губернатором и земским собранием предусмотрен законом (Учреждение судебных установлений)?

4. В 1875 г. крестьяне села Березовка Осинского уезда подали в суд иск на скотовладельца Мендубаева. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подверглись потраве. Общий ущерб по оценке уездной земской управы составил 500 рублей. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 70 рублей. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян?

5. Участковый мировой судья г. Саратова принял к своему производству уголовное дело о хищении 275 рублей из средств губернского крестьянского присутствия. Это преступление было совершено делопроизводителем данного присутствия. Правомерно ли поступил мировой судья?

6. В 1896 г. крестьяне с. Воробьи Кунгурского уезда обратились к пермскому губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранного старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?

7. В местности, объявленной на положении усиленной охраны, губернатор запретил проведение любых общественных собраний. Руководствуясь данным решением, полицмейстер одного из уездных городов разогнал собрание общества трезвости. Председатель и члены правления этого общества были оштрафованы на 25 рублей каждый. Лектор, прибывший из Москвы по приглашению общества, в принудительном порядке был выслан за


пределы губернии. Правомерны ли действия полицмейстера, если собрание проводилось с разрешения городского головы?

8. В 1872 г. в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению приказчика Попова в убийстве своей любовницы. Мнение присяжных разделилось поровну. Какой вердикт- должен быть вынесен в этом случае? Какое решение должен принять судья, если присяжные заседатели вынесут оправдательный вердикт, а судья убежден в правоте стороны обвинения? Какое решение должен принять судья, если присяжные вынесут обвинительный вердикт, а судья будет уверен в невиновности подсудимого?


ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ В 1905 – 1907г. (4 ЧАСА)
(подготовить к деловой игре)

Задачи семинара: Изучение законодательства по истории Государственной Думы Российской империи; изучение порядка формирования и работы Государственной Думы; изучение законотворческой деятельности Государственной Думы.

План семинара:

    1. Реформы высших органов власти. Дискуссии в историко-юридической литературе о последствиях этих реформ для государственного строя Российской империи:

а/ Создание Государственной Думы. Её статус;

б/ Реформа Государственного Совета. Его компетенция;

в/ Реформа Совета Министров.


    1. Аграрное законодательство.

    2. Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года. Общая характеристика.

    3. Изменения в правовом статусе подданных.

    4. Избирательное право.

    5. Третьеиюньский переворот. Его сущность и последствия.

Методические указания

Изучение первого вопроса следует начать с характеристики правового и фактического положения дворянства (поместного и беспоместного), буржуазии (9мелкой, средней и крупной), рабочего класса (квалифицированного и неквалифицированного), крестьянства (всех слоев до и после аграрной реформы П.А.Столыпина).В заключении второго вопроса необходимо сделать вывод о том, что фактическое и правовое положение разных социальных групп населения не совпадало, так как Россия вступила в стадию бурного индустриального роста, а правовая регламентация общественного строя оставалась по сути феодальной. В этой связи необходимо охарактеризовать события 9 января 1905 г. и последующие за ними, и как результат – выход, в свет Манифеста 17 октября 1905 г.

При рассмотрении второго и третьего вопросов следует обратить внимание на характеристику основных государственных законов в редакции 1906 г.; реформу государственного Совета и новое положение о Совете министров, по которому исполнительная власть становилась автономной от главы государства (двуглавой). Основное внимание следует уделить анализу опыта российского парламентаризма. Изучение Государственной Думы должно быть исключительно в историко-правовом аспекте. Следует иметь в виду, что причины учреждения Государственной Думы неразрывно связаны с характером демократической революции 1905-1907 г.г. в России, с реальной угрозой существованию царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую царизм широко использовал для борьбы с революцией.

Правильное представление о порядке формирования Государственной Думы можно составить лишь при тщательном анализе избирательных законов в Думу. Изучить их рекомендуется по следующему плану:



  1. классы, пользовавшиеся правом избирать;

  2. лица и классы, лишенные избирательного права и основания лишения их избирательных прав;

  3. норма представительства от классов, пользовавшихся избирательным правом;

  4. порядок выборов в Государственную Думу.

Следует выявить антидемократическую сущность этих законов, показать нарастание реакционных положений в Законе от 3 июля 1907 г., по сравнению с законом от 11 декабря 1905 г.; сравнить классовый и партийный состав Думы четырех созывов. При описании компетенции Государственной Думы надо показать, как царизм постоянно ограничивал ее, стремясь полностью подчинить своему влиянию.

Изучая четвертый вопрос следует осветить роль Государственной Думы в эволюции самодержавия, далее подробно рассмотреть такое сложное явление, как третьеиюньская монархия в России, так как Дума была его ограничной составной частью.
Задачи:


  1. Съезд уполномоченных от рабочих избрал в числе выборщиков И. Колыхалова. Однако городской голова, председательствовавший на съезде, потребовал признать избрание И. Колыхалова недействительным. Свое требование он мотивировал тем, что к моменту окончания баллотировки из охранного отделения поступили сведения причастности И. Колыханова к экспроприации денежных средств лесопромышленной конторы боевиками партии эсеров. Правомерны ли действия городского головы?

  2. Статья 33 Указа «Учреждение государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. гласила: « Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону Правительствующему Сенату, с запросами о таких последовавших действиях сторон подведомственных им лиц, какие представляются незакономерными». Означало ли содержание данной статьи, что Государственная Дума обладала полномочиями контроля за деятельностью отдельных министерств в пределах своей компетенции?


Ситуационное задание № 11

Манифест 17 октября 1905 г. («Манифест об усовершенствовании государственного порядка» или «Манифест свобод») сводился к трем обещаниям:

а) даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций;

б) не откладывая выборы в Думу, обеспечить участие в них трех слоев населения, которые согласно указу от 6 августа 1905 г., были лишены права голоса; новый законодательный орган должен был впоследствии разработать принцип всеобщих выборов;

в) ввести за непременное правило, чтобы ни один закон не мог войти в силу без согласия Думы, дабы избранники народа смогли на деле участвовать в контроле за законностью действий государя.

Поясните, какие законодательные акты были приняты для осуществления данных обещаний? Насколько полно они, на Ваш взгляд, отражали содержание Манифеста 17 октября 1905 г.?

Как Вы думаете, какие обещания и почему Николай II не осуществил?
Ситуационное задание № 12

В оценке характера государственного строя России в думский период существуют различные точки зрения. Среди них такие:



А. «Россия осталась абсолютной монархией. Государственная дума – это безвластное учреждение в системе государственных органов».

Б. «Россия думского периода – это полицейское государство».

В. «Россия – это парламентарная монархия со специфической ролью русского самодержавия».

Приведите аргументы «за» и «против» каждой из данных оценок.

Как Вы думаете, какая из точек зрения более правомерна. Почему?

Как бы вы оценили характер государственного строя России в этот период?



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Российское законодательство X – XX вв. Т. 9. – М.: Юрист, 1994.-309 с.

  2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X век – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998.-372 с.

  3. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-329 с.

  4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.

  5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. Т.1. V – начало XX вв.. – М.: Норма, 2003.-732 с.

  1. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России. XIX – XX вв. Учебное пособие. / Под ред. Е.И. Дулимова. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2000.-477 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственный строй Российской империи накануне крушения. – М.: Издательство МГУ, 1995.-340 с.

  2. Давыдович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. Классовая сущность и эволюция, - М.: Наука, 1975.-416 с.

  3. Демин В.А. Государственная дума В России. (1906 – 1917). – М.: Проспект, 1996.-372 с.

  4. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной думе и в Государственном совете 1906 – 1911гг. «Нам нужна великая Россия…». – М.: Молодая гвардия, 1991г.-380 с.




следующая страница >>
Смотрите также:
Литература исаев. И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. М.: Юрист, 1996
638.33kb.
Литература по курсу История государства и права зарубежных стран Аннерс Э. История европейского права. М., 1994
148.25kb.
История государства и права России
1095.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
5377.6kb.
Программа по дисциплине «теория государства и права» Методологические основы научного понимания государства и права
203.25kb.
Казаков О. Ю. курс 1 семестр Основная литература
47.95kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» в 2012-2013 уч
38.15kb.
Реформа органов исполнения наказания в россии в конце XIX начале XX века
315.07kb.
Курс лекций. М., Ооо "Новая правовая культура"
7517.55kb.
История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986. Гл. 11-12. Сергеев В. С. История древней Греции. Изд. 3-е. М., 1963. Гл. 10-11. Дополнительная литература
286.73kb.
Аффект в праве
286.31kb.
Программа курса «теория государства и права»
131.26kb.