Главная |
страница 1страница 2
Планы семинарских занятий1 семестр ВВОДНЫЙ СЕМИНАР (2 ЧАСА)
ЛИТЕРАТУРА
Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998. ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ В IX – XI ВВ. Задачи семинара: Изучение текста Краткой и Пространной редакций Русской Правды как юридических источников; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Древней Руси; усвоение особенностей юридического языка и юридической техники Древней Руси; обоснование оценки Русской Правды как памятника частного права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование). План семинара: 1.Проблема происхождения Древнерусского государства и государственный строй Киевской Руси. 2. Русская Правда как памятник права: происхождение, основные редакции, место в истории русского права. 3. Категории населения по Русской Правде и их правовое положение. 4. Гражданское право: система договоров и наследование. 5. Уголовное право: преступления и наказания, понятия и виды. 6. Процессуальное право: органы правосудия, форма процесса, следственные действия, доказательства. - является ли само по себе происхождение названия страны решающим для оценки генезиса ее государственности? -сыграли ли варяги какую-то роль в становлении государственности у восточных славян. Если да, то какую? -почему вопрос о том, как и кем было создано русское государство впервые приобрел политическую остроту при преемниках Петра I, а затем в первой половине XIX, позднее же – в советской и немецкой историографии 30-х годов XX в.? Аргументировано изложите альтернативные точки зрения исследователей по второму и третьему вопросам дискуссии. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте ее. Готовясь к данному семинарскому занятию, студент, анализируя первый вопрос, должен четко представлять причины появления государства и права феодального типа и возникновения их у разных народов. Известны два пути становления феодализма и, соответственно, феодального государства и права непосредственно при разложении первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий строй и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли, например, германцы и славяне. Второй путь – формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого строя, превращение рабовладельческого общества в феодальное, а рабовладельческое государство и право. Этот путь характерен, например, для Византии. Следует обратить внимание на такие общие признаки государства, как замена родовых отношений делением по территориальному и имущественному признакам, отделение публичной власти от народа, введение налогов и поборов, которые характерны для образующейся государственности всех народов (в том числе славяне). Готовя второй вопрос, необходимо уделить внимание изучению экономических и социальных предпосылок возникновения Русской Правды. Анализ этих предпосылок должен показать, что целью феодального государства и права было, в итоге закрепление классового господства феодалов над крестьянами и их эксплуатация. Феодальное государство и право складывались при упорном и длительном сопротивлении масс не зависимого сельского населения, а также горожан, протестовавших против обременительной военной службы, непосильных налогов и поборов, непомерно высоких процентов за долги, неправосудного взимания штрафов и т.д. А это, в свою очередь, приводило к восстаниям. Классовая борьба мешала установлению более тяжелых форм зависимости, в основном это нашло отражение в Русской правде. Рассматривая последующие вопросы, нужно обратить внимание на уровень развития раннефеодального права, которое также знает деление на такие отрасли, как право земельной собственности, семейное и наследственное право, включающее различные виды договоров, мены, купли-продажи, личного найма. Следует обратить особое внимание на способы становления права собственности; субъекты и объекты права собственности, виды феодальной земельной собственности и категории земельных собственников, а также причины и способы усиленной защиты феодальной собственности на землю. Готовясь к пятому вопросу, студент должен в первую очередь выяснить, как трактовалось понятие «преступление». При тщательном изучении текста РП необходимо выяснить общую теорию уголовного права, состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), виды преступлений, а также то, какую цель преследовало наказание. Необходимо найти статьи, подтверждающие, что главным принципом феодального права было право – привилегия. При изучении шестого вопроса необходимо обратить внимание на такие характерные черты раннефеодального процесса, как состязательность, равность и активность сторон, на которые возлагалась обязанность представлять доказательства, на пассивность суда, нерасчлененность процесса от стадии. Однако надо иметь в виду, что хотя в судебном производстве стороны были равноправные, наказания налагались в зависимости от социальной принадлежности виновного и потерпевшего. Нужно изучить виды доказательств. Важно знать, что исполнение судебных и политических функций становится правом привилегий феодалов, а в дальнейшем оно было передано в руки представителей феодальной администрации. Усвоив общий смысл раннефеодального права и текстов Русской Правды, необходимо решить задачи с обязательным обоснованием ответов и ссылками на нормы РП. Ситуационное задание №1 Исследователи различают следующие основные формы возникновения государства:
Как Вы думаете, какая из данных форм может быть использована для анализа образования Древнерусского государства – Киевской Руси? Какой комплекс объективных и субъективных факторов, на Ваш взгляд, обусловил образование Древнерусского государства? Можно ли на примере образования Киевской Руси говорить о какой-либо одной форме возникновения государства? Задачи.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ ПЕРИОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XII – XIV ВВ. Задачи семинара: Изучение текста Псковской Судной грамоты как юридического источника; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Псковской феодальной республики; выявление эволюции юридического языка и юридической техники древнерусских судебников (сравнительная характеристика Русской Правды и Псковской Судной грамоты); повторение учебного материала, усвоенного на лекциях. План семинара:
а) развитие гражданского права (вещное, обязательственное, наследственное право); б) развитие уголовного права (понятие и виды преступлений, виды и цель наказаний); в) процессуальное право (органы правосудия, форма и содержание процесса). Раскрывая первый и второй вопросы, следует указать что период раздробленности – закономерный результат генезиса феодального строя и выделить особенности этого процесса на Руси, развитие княжеской власти и институтов права в крупнейших в этот период княжествах: Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском. Раскрывая третий вопрос, следует указать, что причины образования республиканского строя в Новгороде и Пскове необходимо искать в особенностях их общественно-экономического развития, в истории их политических отношений с Киевским государством. Характеризуя государственную систему высших органов власти и управления Новгородской и Псковской феодальных республик полезно проследить падение роли вече по мере феодализации, усиление роли осподы, четко определить место князя в ряду высших органов власти республики. Основное внимание следует уделить четвертому вопросу. Начать его рассмотрение следует с происхождения Псковской и Новгородских судных грамот. Необходимо проследить отражение в них основных норм, научиться сравнивать нормы ПСГ с НСГ с соответствующими нормами Русской Правды, объяснить появление во Пскове более высокого уровня правового регулирования. Заполните таблицу:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА В XIV – СЕРЕДИНЕ XVI ВВ. Задачи семинара: Изучение текста Судебника 1497 года (т. н. Великокняжеского) как первого крупного общерусского закона; реконструкция основных правовых норм и институтов материального и процессуального права Судебника; их оценка по сравнению с изученными ранее текстами Русской Правды и Псковской Судной грамоты; выявление эволюции юридического языка и юридической техники общерусского Судебника; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование). План семинара:
Методические указания При раскрытии первого вопроса следует остановиться на предпосылках образования централизованного государства, роли Москвы в объединении русских княжеств в единое государство, его общественном строе (феодалы, городское население), разрядах крестьян, развитии процесса закрепощения, положении холопов и кабальных людей. Далее необходимо рассмотреть государственный строй: усиление власти Великого князя, функции высших органов власти и управления Боярской думы, дворцово - вотчинной системы управления и самоуправления, системы кормлений и военного устройства. Рассматривая второй вопрос, необходимо выяснить причины кодификации русского права в конце XV века. Нужно доказать, что кодификация, создание Судебника 1497 г. были необходимым следствием процесса объединения всех русских земель в централизованное государство, следствием и его непременным условием. Упоминая об источниках Судебника, следует рассказать о предшествующих ему памятниках русского права. Анализ последующих вопросов следует начинать с описания основных институтов права по Судебнику: характеристики его статей, определявших правовое отношение классов в Русском централизованном государстве, особенно феодально-зависимого крестьянства. Исследуя 4-й и 5-й вопросы необходимо найти общее и особенное в Судебнике с предыдущим правовым законодательством и тем самым показать процесс его развития. Сделайте правильный выбор: Местничество – это: а) закрепление за представителями одного рода определенной должности (места); б) занятие человеком определенной должности (места) по занятости; в) право занятия определенной должности (места) по наследству. Поясните, когда появилось местничество на Руси? Как Вы думаете, какие причины привели к возникновению и сохранению в течение длительного времени системы местничества? Внимательно изучив ст. 9 Судебника 1497 г., поясните все понятия и термины, которые используются в нем: «А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью» Почему этот законодательный акт регламентирует именно такие нормы? О каких основных изменениях в уголовном праве в этот период по сравнению с периодом Киевской Руси на основании данного извлечения из законодательного акта можно говорить? 1.В начале XVI в. на суд наместника были доставлены 2 преступника. Первый был уличен в краже дороносицы из церкви, а второй - в краже холста из купеческой лавки. Какое решение должен вынести суд в отношении каждого преступника? 2.Житель города Коломны Иван Машков нанялся в работники к купцу Щелканову на хозяйский харч и 3 руб. сроком на год. По истечении 6 месяцев Машков решил уйти и потребовал половину годового жалования. Получив отказ, он подал на Щелканова в суд. Какое решение должен вынести суд по данному иску? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ (СЕР. XVI – XVIII ВВ.) Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текста Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года как юридического источника; реконструкция основных институтов материального и процессуального права середины XVII в.; определение источников Соборного Уложения; усвоение особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в середине XVII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки Соборного Уложения как кодекса феодального права; проведение рубежного контроля (тестирование). План семинара:
Методические указания Отвечая на первый вопрос, необходимо определить внутриэкономические, внутриполитические и внешнеполитические причины, обусловившие создание сословно-представительной монархии в России, рассмотреть появление сословно-представительной формы правления как итог централизации государства. Для более полного и точного определения сущности сословно-представительной монархии, содержания ее основных функций надо показать ее социальную базу, сложные взаимоотношения между классами и сословиями. Следует рассказать о компетенции центральных органов власти, найти место каждого из них в механизме власти в сословно-представительной монархии. Изучая второй вопрос, нужно охарактеризовать систему приказов, обратив внимание на усиление и их организации и деятельности бюрократических методов управления. В центре проблем местного управления должна стоять судебная и земская реформа середины XVI века. Здесь надо обосновать необходимость отказа от системы кормлений и замены ее органами губного и земского управления, раскрыть черты их сходства и различия, их сущность как учреждений сословного представительства. При подготовке третьего вопроса студент должен уяснить причину появления Соборного Уложения 1649, сравнить его с предыдущими сборниками законов, выделив общее и особенное в общих чертах. Анализируя четвертый вопрос, необходимо познакомиться с соответствующими статьями Соборного Уложения, чтобы составить характеристику правового положения различных групп населения, особо выделив произошедшие изменения в этом положении. Ответы на 5-7 пункты плана требует тщательного изучения Соборного Уложения 1649г. Характеризуя изменения в формах феодального землевладения, порядка владения, отчуждения, наследования, необходимо произошедшие изменения обосновать с обязательной ссылкой на соответствующие статьи нормативного акта. Это касается также вещного права, семейно-наследственного права, права государственного. При ответе на восьмой вопрос следует исходить из того, что уголовного права России XVII в. проходило в условиях разного обострения классовой борьбы, поэтому уголовное законодательство принимало все более карательный характер. Этот процесс нашел свое воплощение в Соборном Уложении. Дальнейшее развитие получило понятие «преступление». Дать классификацию преступлений со СУ 1649г. Затем опираясь на нормы Соборного Уложения, следует проанализировать наиболее важные виды преступлений. Готовя 9-й и 10-й вопросы, следует найти в Соборном Уложении статьи, подтверждающие, что при том, что несмотря на ответственность за уголовное всех членов феодального общества, в этом нормативном сборнике сохранен основной принцип феодального права – права привилегий. Особенно четко это появилось в степени наказаний за уголовные преступления. Важно выделить новые цели наказания, которые не были узаконены прежде. Далее нужно найти ответ на вопрос кому по Уложению 1649г. в политическом и уголовном судопроизводстве принадлежала активная роль, выделить новые стадии розыскного процесса и с чем это связано. При анализе системы доказательств важно подчеркнуть, что решающей доказательной силой в розыскном процессе обладало признание вины подсудимого и с этим связано узаконение пыток. Далее надо проанализировать другие виды доказательств – поличное, вещественные доказательства, повальный обыск и т.д. Ситуационное задание № 5 Сделайте правильный выбор и обоснуйте его: сословный строй в России – это результат: а) политики государства по закреплению в законодательном порядке правового положения человека; б) исторического развития экономических отношений в обществе; в) стихийного формирования сословий, положение которых было закреплено законом и передавалось по наследству. Как Вы думаете, отличался ли процесс формирования сословий в России от аналогичного процесса в странах Западной Европы? Если «да» – то почему? Сделайте подборку статей из II и III глав Соборного Уложения 1649 г., регламентирующих правовой статус Царя. Систематизируйте их и изложите в краткой форме, сформулировав основные положения, которые определяют правовой статус Царя. Прокомментируйте каждое из положений, пояснив, какое значение имела данная норма права для формирования сословно-представительной монархии в России. Как Вы думаете, в чем заключается сходство и отличие монарха в периоды Древнерусского государства, Русского централизованного государства и Сословно-представительной монархии? Задачи
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2 семестр ТЕМА 5-6. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА Задачи семинара: Изучение экономических, социальных и политических предпосылок возникновения абсолютной монархии в России, его характерные особенности; правовое положение основных разрядов российского населения; развитие и реформирование органов центрального и местного управления; наиболее важных фрагментов текстов Артикула Воинского и Краткого изображения процессов и судебных тяжб как юридических источников; реконструкция основных институтов материального и процессуального права первой четверти XVIII в.; выявление терминологических достижений, особенностей юридического языка, юридической техники и приемов систематизации правового материала в первой четверти XVIII в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; обоснование оценки данных памятников как первых отраслевых кодексов в истории российского законодательства. 5а. План семинара: 1. Особенности российского абсолютизма. Статус и власть императора. 2. Состав и правовое положение населения (шляхетство, духовенство, городское население, крестьяне). 3. Источники и особенности права первой четверти XVIII в. 4. Изменения в регулировании имущественных отношений. Развитие права собственности, обязательственные отношения наследование. 5. Воинский устав и воинские артикулы. Общая характеристика. 6. Изменения в уголовном праве по воинским артикулам. Развитие норм общего характера. Понятие преступления. Формирование системы преступлений и наказаний. 7. Суд и процесс в первой половине XVIII в.: укрепление розыскных начал в судебном процессе по Указу 1697 г. и Краткому изображению процессов или судебных тяжеб. Указ «О форме суда»: основные принципы и значение. 5б. План семинара: 1. Принципы правовой системы в Наказе Екатерины II 1766 г. 2. Местное управление. Учреждение для управления губерний Все-российской империи 1775 г. 3. Дворянское самоуправление. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г. 4. Городское самоуправление. Грамота на права и выгоды городов Российской империи 1785 г. 5. Сословный характер судебной системы и судопроизводства. Методические указания Начиная подготовку, следует дать общую характеристику становления и развития абсолютизма в России: показать причины его возникновения, хронологические рамки и основные этапы, назвать закономерности и особенности российского абсолютизма, сравнить его с абсолютизмом стран Западной Европы. Далее надо подчеркнуть, что при абсолютизме сохраняется сословность социальной структуры как характерная черта феодализма. Однако борьба феодально-крепостнической системы с тенденциями буржуазного развития значительно усложняла классово сословные отношения, постепенно разрушала сословную замкнутость позднефеодального общества в России. На основе самостоятельного анализа Указа 1714г. о единонаследии, Табели о рангах 1722г., жалованных грамот Екатерины II (см.5 вопрос, его можно осветить в начале семинара, чтобы сохранить логику характеристики изменений в структуре российского общества в XVIII веке), других правовых актов, что даст возможность глубже понять существо процесса юридического оформления консолидации различных слоев господствующего класса и усиления эксплуатации крестьян как светскими и духовными феодалами, так и самим государством. Затем необходимо проследить направление эволюции общественного строя, связанное с разложением феодализма и развитием буржуазных отношений: деформация старых классов и сословий, появление социальных слоев и групп, углубляющейся дифференциации крестьянства, начало формирования новых классов – буржуазии и пролетариата. Как на это реагировало законодательство и какое отражение нашли эти процессы в предпринятом реформировании центрального и местного управления (это уже первый вопрос, а также 4-й и 5-й). При этом необходимо проанализировать порядок формирования, компетенцию, структуру высших органов власти, рассмотреть организацию и деятельность созданных в изучаемый период органов гласного и негласного надзора за государственным аппаратом. Следует раскрыть реформы местного управления, обращая внимание на раскрытие дворянского характера преобразований. Рассказывая о реформе армии (второй вопрос), надо раскрыть ее содержание, приведшее к новому порядку формирования армии. Созданию разветвленной системы полицейских органов и судов, всеохватывающей налоговой системы должно быть уделено особое внимание. Ссылкой на соответствующие статьи Воинского артикула и др. документов показать классовый, феодальный характер, объяснить, почему из кодекса военно-уголовного и уголовно-процессуального права он стал кодексом общегражданским, служил утверждению и укреплению абсолютизма. Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение: «Сей Указ не на прошедшие времена, но сего 1714 года действие своё имеет. И хотя в прошедшие два месяца такие разделы где и сделаны, то оны переделить по сему Указу. А тем, которые до сего года, быть так, как учинены, только дается воля отцам и матерям, ежели хотя за несколько лет детей своих разделили, а ныне хотят по сему Указу переделить, и то да будет в их воле». Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа? Раскройте его основные положения. Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа? Ситуационное задание № 7 Сделайте правильный выбор и поясните его: «Система, при которой каждая социальная группа имела право на существование постольку, поскольку несла определенные обязательства перед государством – это: а) крепостное право; б) абсолютная монархия; в) сословный строй». Когда и в каких законодательных актах были закреплены данные правовые институты? По мнению ряда исследователей, феодальное право – это возведенная в закон воля класса феодалов или народа (свободных граждан), поддерживаемая и охраняемая государством. Его основные характеристики: а) закрепление частной собственности на орудия труда и средства производства; б) личная зависимость крестьян от феодала и прикрепление их к земле феодальной собственности; в) «кулачное право» (право сильного, богатого); г) «партикулярное право» (не представляло из себя единой системы); д) значительное влияние канонического права; е) сословное право (право – привилегия); ж) крайняя жестокость при наказании правонарушений; з) источниками служили обычаи, религиозные нормы, преобразованные нормы рабовладельческого права. Как Вы думаете, какие признаки феодального права получили наиболее яркое осуществление в правовой системе России XVIII века? В чем своеобразие российской правовой системы XVIII в.? Конкретизируйте каждое из сформулированных положений нормами российского права XVIII века. В каких законодательных актах эти нормы были регламентированы? Задачи
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. Задачи семинара Изучение наиболее важных фрагментов текста первого гражданского уголовного кодекса в истории российского законодательства; реконструкция основных институтов Общей части уголовного материального права и их оценка; выявление особенностей терминологии, юридического языка, юридической техники и приемов систематизации уголовно-правового материала во второй четверти XIX в.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; 1. История систематизации российского законодательства. 2. М. М. Сперанский и «План государственных преобразований». Роль Сперанского в развитии права. 3. Полное собрание законов Российской империи, общая характеристика. 4. Свод законов Российской империи. Принципы построения, структура, характеристика основных разделов: а) основные государственные законы; б) законы о состояниях; в) законы гражданские; г) законы уголовные.
Методические указания При ответе на первый вопрос необходимо остановиться на анализе общего кризиса феодально-крепостнического строя, обострении классовой борьбы и революционной ситуации 1859 – 1861 г.г., на предпосылках Великих реформ 60-70-х г.г. XIX в., на их общей характеристике. Далее целесообразно проанализировать причины отмены крепостного права в России, подготовку и проведение крестьянской реформы 1861 г., ее содержание, и сущность и значение. Характеристику 2-го, 3-го, 4-го вопросов выстраивать необходимо с привлечением соответствующих реформе нормативных актах (см. хрестоматию). Сделайте правильный выбор. Волостной сход имел права: а) избирать волостного старшину без согласования с губернатором; б) решать хозяйственные вопросы без согласования с помещиком; в) избирать волостной суд; г) определять размер земельного надела, передаваемого в пользование крестьянину. А какие полномочия входили в компетенцию волостного схода? Каков был порядок формирования схода и порядок его деятельности?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 9. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г. Задачи семинара: Изучение наиболее важных фрагментов текстов судебных уставов 1864 года; реконструкция основных институтов судебной системы, созданной реформой 1864 года; изучение и оценка института мировой юстиции; выявление новых принципов и институтов гражданского и уголовного судопроизводства по судебным уставам 1864 года; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля (тестирование). План семинара:
Методические указания Освещение первого вопроса следует начать с освещения основных черт судоустройства и судопроизводства в России накануне реформ, а затем перейти к анализу причин подготовки Судебной реформы, определить принципы, положенные в ее основу, сказать о взаимодействии судебной, крестьянской и других реформ, проведенных в России в 60-е г.г. XIX в. Затем надо охарактеризовать систему судов мировой и окружной юстиции, основные изменения в каждой из этих систем, порядок их формирования, компетенцию. Далее необходимо на основе «Устава уголовного судопроизводства» обосновать подсудность по гражданским и уголовным делам. Рассматривая четвертый пункт плана, следует специально выделить вопрос о суде присяжных заседателей, непременно связав это с современным состоянием данной реформы судов. Далее необходимо рассказать об организации прокуратуры и адвокатуры, о функциях этих органов.
Ситуационное задание № 10 Сделайте правильный выбор. Мировые судьи имели право рассматривать только те дела, по которым были возможны следующие решения (приговоры): а) выговор; б) денежный штраф; в) арест до 3-х месяцев; г) тюремное заключение до 1 года; д) административная ссылка. Каков был порядок назначения (избрания) мировых судей? Как Вы думаете, почему институт мировых судей вновь приобрел актуальность в наше время? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 10. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – начала XX века План семинара:
- Общее понятие преступления и проступка (ст. 4, 96 и др.). - Состав преступления (ст. 5, 8, 13, 142, 174 и др.); - Система преступлений. Критерии систематизации и виды преступлений. - Система наказаний. - Наказания уголовные и исправительные (гл. II отд. 1). - Социальный критерий наказания (ст. 19 и др.). - Возмещение ущерба, причиненного преступлением (гл. IIотд. 2). - Обстоятельства, исключающие ответственность (ст. 98–109). 2. Развитие уголовного права во второй половине XIX века. 3. Уголовное право 1903 года. а/ общая характеристика Уложения 1903 года; б/характеристика преступного деяния; в/ системы и виды преступлений; г/ система и виды наказаний. Методические указания Причины разработки «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»(1845 г.). роль правовых норм Соборного Уложения 1649 года и Воинского Артикула 1716 года как источников права до принятия «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» в 1845 г. Дайте характеристику Уложения о наказаниях 1845 г. как Кодекса феодально-крепостнического государства. В чем проявились черты буржуазного права? Характеристика уголовно-правовых понятий и категорий общей части уголовного права. Преступления и проступок. Отличия. Система и виды преступлений. В чем проявилось усложнение системы и видов наказаний. Деление наказание на уголовные и исправительные. Их характеристика. Понятие крайней необходимости и необходимой обороны. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Соучастие, покушение. Виды доказательств. Формальная система оценки доказательств (собственное признание, пытка – отмена её в 1801 году и фактическое применение). Предварительное следствие: генеральное и специальное (как отличительный признак инквизиционного процесса). Дайте характеристику источников уголовного права во второй половине XIX века. Покажите какое влияние на содержание уголовного права оказали Великие реформы Александра II. Как изменилось «Уложение 1845 года»? Целью занятия является изучение содержания наиболее важных либерально-демократических реформ второй половины XIX века, которые стали важным шагом на пути превращения феодального общества и монархии и буржуазные. План семинара:
Методические рекомендации. Покажите влияние отмены крепостного права на расширение сферы применения гражданского права. Дайте характеристику субъектов и объектов гражданско-правовых отношений. Проанализируйте влияние развития промышленности и торговли на их правовое регулирование. Последствия изменений в социальной структуре Российской империи на развитие гражданского права во второй половине XIX века. Дальнейшее развитие вещного права в российском законодательстве в условиях развития буржуазных отношений. Разберитесь в понятиях «собственность» и «владение». Каковы способы приобретения и прекращения права собственности по закону. Развитие уголовного права во второй половине XIX века. Чиншевое право, его особенности. Особенности земельных правоотношений. Движимое и недвижимое имущество. 1. Летом 1878 г. жителю г. Вятки Кружилину было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. Кружилин подал жалобу губернатору на действие городской управы. В ней он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, в Вятке проживает с декабря 1877 г. и с марта 1878 г. владеет на праве собственности двумя доходными домами. Какое решение должен принять губернатор на основании Городового положения от 16 июня 1870 г.? 2. Владелец солеварен в Усольском уезде назначил своего управляющего поверенным на выборах в уездное земское собрание. Однако по требованию уездного предводителя дворянства управляющий был вычеркнут из списка избирателей. Свое требование он обосновал тем, что владелец солеварен не проживает в Усольском уезде и, следовательно, не имеет права выставлять вместо себя уполномоченного. Правомерны ли действия предводителя дворянства? 3. Земским собранием Сарапульского уезда Казанской губернии в числе мировых судей был избран чиновник уездной оценочной комиссии Поляков. Однако губернатор запретил ему выполнение обязанностей мирового судьи на том основании, что последний не имеет высшего образования. Правомерны ли действия губернатора, если остальным требованиям Поляков отвечает? Какой порядок разрешения разногласий между губернатором и земским собранием предусмотрен законом (Учреждение судебных установлений)? 4. В 1875 г. крестьяне села Березовка Осинского уезда подали в суд иск на скотовладельца Мендубаева. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подверглись потраве. Общий ущерб по оценке уездной земской управы составил 500 рублей. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 70 рублей. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян? 5. Участковый мировой судья г. Саратова принял к своему производству уголовное дело о хищении 275 рублей из средств губернского крестьянского присутствия. Это преступление было совершено делопроизводителем данного присутствия. Правомерно ли поступил мировой судья? 6. В 1896 г. крестьяне с. Воробьи Кунгурского уезда обратились к пермскому губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранного старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника? 7. В местности, объявленной на положении усиленной охраны, губернатор запретил проведение любых общественных собраний. Руководствуясь данным решением, полицмейстер одного из уездных городов разогнал собрание общества трезвости. Председатель и члены правления этого общества были оштрафованы на 25 рублей каждый. Лектор, прибывший из Москвы по приглашению общества, в принудительном порядке был выслан за пределы губернии. Правомерны ли действия полицмейстера, если собрание проводилось с разрешения городского головы? 8. В 1872 г. в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению приказчика Попова в убийстве своей любовницы. Мнение присяжных разделилось поровну. Какой вердикт- должен быть вынесен в этом случае? Какое решение должен принять судья, если присяжные заседатели вынесут оправдательный вердикт, а судья убежден в правоте стороны обвинения? Какое решение должен принять судья, если присяжные вынесут обвинительный вердикт, а судья будет уверен в невиновности подсудимого? ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ В 1905 – 1907г. (4 ЧАСА) (подготовить к деловой игре) Задачи семинара: Изучение законодательства по истории Государственной Думы Российской империи; изучение порядка формирования и работы Государственной Думы; изучение законотворческой деятельности Государственной Думы. План семинара:
а/ Создание Государственной Думы. Её статус; б/ Реформа Государственного Совета. Его компетенция; в/ Реформа Совета Министров.
Методические указания Изучение первого вопроса следует начать с характеристики правового и фактического положения дворянства (поместного и беспоместного), буржуазии (9мелкой, средней и крупной), рабочего класса (квалифицированного и неквалифицированного), крестьянства (всех слоев до и после аграрной реформы П.А.Столыпина).В заключении второго вопроса необходимо сделать вывод о том, что фактическое и правовое положение разных социальных групп населения не совпадало, так как Россия вступила в стадию бурного индустриального роста, а правовая регламентация общественного строя оставалась по сути феодальной. В этой связи необходимо охарактеризовать события 9 января 1905 г. и последующие за ними, и как результат – выход, в свет Манифеста 17 октября 1905 г. При рассмотрении второго и третьего вопросов следует обратить внимание на характеристику основных государственных законов в редакции 1906 г.; реформу государственного Совета и новое положение о Совете министров, по которому исполнительная власть становилась автономной от главы государства (двуглавой). Основное внимание следует уделить анализу опыта российского парламентаризма. Изучение Государственной Думы должно быть исключительно в историко-правовом аспекте. Следует иметь в виду, что причины учреждения Государственной Думы неразрывно связаны с характером демократической революции 1905-1907 г.г. в России, с реальной угрозой существованию царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую царизм широко использовал для борьбы с революцией. Правильное представление о порядке формирования Государственной Думы можно составить лишь при тщательном анализе избирательных законов в Думу. Изучить их рекомендуется по следующему плану:
Следует выявить антидемократическую сущность этих законов, показать нарастание реакционных положений в Законе от 3 июля 1907 г., по сравнению с законом от 11 декабря 1905 г.; сравнить классовый и партийный состав Думы четырех созывов. При описании компетенции Государственной Думы надо показать, как царизм постоянно ограничивал ее, стремясь полностью подчинить своему влиянию. Изучая четвертый вопрос следует осветить роль Государственной Думы в эволюции самодержавия, далее подробно рассмотреть такое сложное явление, как третьеиюньская монархия в России, так как Дума была его ограничной составной частью.
Ситуационное задание № 11 Манифест 17 октября 1905 г. («Манифест об усовершенствовании государственного порядка» или «Манифест свобод») сводился к трем обещаниям: а) даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций; б) не откладывая выборы в Думу, обеспечить участие в них трех слоев населения, которые согласно указу от 6 августа 1905 г., были лишены права голоса; новый законодательный орган должен был впоследствии разработать принцип всеобщих выборов; в) ввести за непременное правило, чтобы ни один закон не мог войти в силу без согласия Думы, дабы избранники народа смогли на деле участвовать в контроле за законностью действий государя. Поясните, какие законодательные акты были приняты для осуществления данных обещаний? Насколько полно они, на Ваш взгляд, отражали содержание Манифеста 17 октября 1905 г.? Как Вы думаете, какие обещания и почему Николай II не осуществил? В оценке характера государственного строя России в думский период существуют различные точки зрения. Среди них такие: А. «Россия осталась абсолютной монархией. Государственная дума – это безвластное учреждение в системе государственных органов». Б. «Россия думского периода – это полицейское государство». В. «Россия – это парламентарная монархия со специфической ролью русского самодержавия». Приведите аргументы «за» и «против» каждой из данных оценок. Как Вы думаете, какая из точек зрения более правомерна. Почему? Как бы вы оценили характер государственного строя России в этот период? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
следующая страница >> Смотрите также:
Литература исаев. И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. М.: Юрист, 1996
638.33kb.
Литература по курсу История государства и права зарубежных стран Аннерс Э. История европейского права. М., 1994
148.25kb.
История государства и права России
1095.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
5377.6kb.
Программа по дисциплине «теория государства и права» Методологические основы научного понимания государства и права
203.25kb.
Казаков О. Ю. курс 1 семестр Основная литература
47.95kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» в 2012-2013 уч
38.15kb.
Реформа органов исполнения наказания в россии в конце XIX начале XX века
315.07kb.
Курс лекций. М., Ооо "Новая правовая культура"
7517.55kb.
История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986. Гл. 11-12. Сергеев В. С. История древней Греции. Изд. 3-е. М., 1963. Гл. 10-11. Дополнительная литература
286.73kb.
Аффект в праве
286.31kb.
Программа курса «теория государства и права»
131.26kb.
|