Главная страница 1

Лубский А.В. Сравнительная политология: научная дисциплина или когнитивное «знахарство» (вместо предисловия) // Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России. Материалы всероссийской научной конференции. Ростов н/Д. 2001.
Конференция, материалам которой посвящен настоящий сборник, была проведена на базе кафедры политологии Ростовского государственного университета. Ее непосредственным организатором выступил доктор философских наук, профессор Коновалов В.Н., один из ведущих специалистов на Юге России в области сравнительной политологии и международных отношений.

Тематика конференции была посвящена преподаванию сравнительной политологии и мировой политики в вузах России. Однако дискуссия на конференции, о чем свидетельствуют представленные в сборнике выступления, шла в основной вокруг проблем сравнительной политологии. Из 21 выступления лишь 3 были посвящены проблемам мировой политики (Коновалова В.Н. и Коноваловой Н.Ф., Амелько А., Беспалова С.В.)

Остальные выступления были посвящены в той или иной степени проблемам сравнительной политологии. Непосредственно их касались Коновалов В.Н., Коротец И.Д., Менджерицкий Г.А., Поцелуев С.П., Басенко Н.А., Мартиросян С.А., Лубский А.В., Шевелев В.Н., Амелько Е.А., Некрасова Е.А.

В российском научном этосе в последнее время весьма актуальными стали проблемы сравнительной политологии. Это объясняется как самим процессом развития политической науки в России, так и востребованностью сравнительно–политологического знания со стороны российской элиты, обеспокоенной судьбами России в транзитивную эпоху.

Надо отметить, что сравнительная политология – весьма молодое профессиональное занятие. У ее истоков стоял Э. Фримен, который в 1873 г. опубликовал работу под названием «Сравнительная политика». Однако превращение сравнительной политологии в научную дисциплину произошло гораздо позже, лишь в 50–х гг. ХХ в. Ее родиной является США. Конституирующим манифестом сравнительной политологии можно считать коллективную статью «Сравнительный анализ политических систем. Предварительная декларация», написанную под руководством Д. Ланера в 1952 г., и статью Г. Алмонда «Сравнительные политические системы» (1956), получившую широкий резонанс в среде американских ученых.

Сравнительная политология на Западе в настоящее время играет очень значительную роль. Так, авторы фундаментальной работы «Новые направления политической науки» (Oxford, 1996) среди наиболее важных ее направлений выделяют: институционализм, поведенческую революцию, сравнительную политологию, международные отношения, политическое управление, политическую экономию, методологию исследований.

В разработке методологических оснований новой научной дисциплины большое значение имели работы Р. Меррита «Системный подход к сравнительной политики» (1970) и Р. Чилкота «Теория сравнительной политики: в поисках парадигмы» (1981).

В настоящее время в сравнительной политологии на Западе наибольшую роль, по мнению Д.И. Аптера, автора главы «Сравнительная политология: вчера и сегодня» в книге «Новые направления политической науки» играют институционализм, девелопментализм (политический и экономический) и неоинституционализм.

В формирующемся российском политологическом сообществе к сравнительной политологии не обнаруживается такого большого научного интереса, как на Западе. Так, по данным Е.Б. Шестопал на 1996 г. среди преподавателей политологии в высших учебных заведениях наибольший интерес вызывали: история политических учений, история международных отношений, методология, психология политики, социология политики и лишь потом сравнительная политология, теория политики, философия политики.

В методологическом плане для многих современных российских исследователей сравнительная политология является скорее не наукой, а философией и искусством, т.е. знанием о том, как «должно быть», а не о том, «что есть».

Что касается преподавания сравнительной политологии в высших учебных заведениях России, то это произошло совсем недавно и лишь на факультетах или отделениях политологии. В общих курсах политологии для непрофессионалов, судя по многочисленным учебным программам и учебным пособиям, сравнительным политическим сюжетам внимания практически не уделяется.

Современные сравнительно-политологические исследования ведутся в спатильном (пространственном) или темпоральном (временном) ракурсах. При этом некоторые политологические сравнения страдают логической некорректностью, ученые постоянно сталкиваются с целым рядом методологических трудностей, исследования грешат своеобразным «аксиологическим экстремизмом».

Например, автору этих строк удалось столкнуться в одном из многочисленных наставлений по политологии с таким логическим заданием: студенту предлагалось ответить на вопрос, сравнить диктатуру Суллы в Риме и фашизм. Поразмыслив над этой задачей пришлось сделать логическое умозаключение, что ее невозможно выполнить, так как она имеет великое множество решений.

Что означает политологическое сравнение с логической точки зрения? Каков алгоритм этого сравнения? Преподаватель политологии должен думать прежде всего об этом, если он хочет развивать логическое мышление студентов. Нельзя сравнивать несравнимые политические явления. Можно сравнивать, если преподаватель считает, что это надо, политический режим Суллы и политический режим в фашистской германии, политические реформы В. Путина и Б. Ельцина, политическую культуру в России и политическую культуру в США.

При этом студент должен овладеть определенным алгоритмом решения подобных логических задач. С точки зрения логических операций он вначале должен сформулировать понятие того, что надо сравнивать, т. е. дать определение политического режима, политической реформы, политической культуры. Затем выявить, исходя из данного определения, основные параметры сравнения с последующим выявлением общего и различий в сравниваемых политических явлениях.

Что означает политологическое сравнение с методологической точки зрения? Прежде всего ученый, проводящий сравнительные исследования, должен определить методологический ракурс рассмотрения определенного класса политических явлений: системный, структурно–функциональный, символико–интеракционистский и т.п. Затем не меняя этого ракурса изучать отдельные подклассы этих явлений с целью выявления того общего, что присуще всему классу политических явлений, и специфического, которым обладают отдельные его подклассы. Эти исследовательские процедуры позволяют в конечном счете типологизировать политические явления.

Надо отметить одну специфическую черту сравнительной политологии: она постоянно искушает исследователя или преподавателя высказываться по поводу того, что правильно, а что неправильно в том или ином классе политических явлений, какой тип этих явлений более предпочтительным.

Этот аксиологический искус ведет к тому, что политическая наука превращается в когнитивное «знахарство», претендующее на роль социального лекаря. Но проблема заключается в том, что научные предписания зачастую расходятся с политическим выбором самих людей, и это ведет к когнитивным приключениям самой сравнительной политологии.

Если, например, сравнительная политология отдает предпочтение западным политическим реалиям, то это приводит к парадоксу: их модель по–настоящему применима только к Западу, причем к новейшему демократическому Западу. Кроме того, вся современная политическая наука основана именно на этой модели, что выражается в соответствующем понятийном аппарате, методологии исследования. Поэтому вполне уместным звучит вопрос, поставленный А.С. Панариным: если наука описывает и объясняет только региональные процессы, касающиеся западного меньшинства человечества, то можно ли ее действительно считать наукой?

Правда, в рамках методологии «однолинейного прогрессизма», с позиций «европоцентристского» высокомерия этот парадокс решается достаточно просто: Запад – это наиболее продвинутое общество на единой для всего человечества линии прогресса, и поэтому западные политические реалии является не только образцом для подражания остальных «варваров», но и предопределяет их политический выбор.

В русле такой методологии сравнительная политология всегда будет выполнять функцию когнитивного «знахарства», т.е. выдавать советы о том, как лечить те или иные политические недуги, не соответствующие западным образцам.

Кроме того, сравнительная политология должна интерпретировать политические реалии не сиюминутно, а масштабно. Интересные соображения на этот счет высказал А.С. Панарин: «Когда говорят о благополучном демократическом Западе, соблюдающим права человека и дающем гарантии от политического деспотизма и насилия, имеют ввиду ситуацию, характерную для избранных стран, взятых в избранный (весьма короткий) промежуток времени. Это может быть убедительным для поколения, живущего сегодняшним днем, но куда менее убедительно для тех, кто умеет мыслить в масштабах долгосрочного исторического времени. Религиозные войны, унесшие более 2/3 жителей стран–участниц, кровавые завоевательные походы против других стран, сопровождающиеся почти поголовным истреблением туземного населения, наконец, войны ХХ века – это все инициировали не экзотические тираны Востока – это затеял западный «фаустовский» человек, одержимый, как оказалось, весьма опасными политическими страстями.

Думается, что современная политическая система на Западе как раз представляет собой рафинированную методику и технику укрощения политических страстей и обезвреживания их негативных последствий. Однако и здесь следует задуматься над тем, какую цену платит за это современный человек, чем окупается социально–политический консенсус на Западе, и окажутся ли данные стратегии эффективными в долговременном плане» (Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и Западе. М., 1999. С.7–8).

В связи с этим можно предположить, что будущего у сравнительной политологии, находящейся на позициях европоцентристского видения мира, нет. Такое будущее у нее есть в рамках постмодернистстой парадигмы политического мышления. Для этого мышления характерно представление о неустранимом многообразии политической реальности и политических языков, о политическом выборе как мобилизации прошлых эпох и иных культур.



Большое будущее у сравнительной политологии как учебной дисциплины. Преподаватель высшей школы – это архитектор образовательного когнитивного пространства, в котором большую роль играют не только эмпирические или теоретические, но и аксиологические знания. Преподаватель всегда ценностно ангажирован, он прямо демонстрирует свои аксиологические пристрастия. В этом плане сравнительная политология, содержащая в силу своей специфики мощную ценностную доминанту, обладает большими возможностями и сама превращается в образовательную ценность. Вероятно, политология, которая читается в высших учебных заведениях и должна мыслиться именно как сравнительная политология.



Смотрите также:
Лубский А. В. Сравнительная политология: научная дисциплина или когнитивное «знахарство» (вместо предисловия) // Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России. Материалы всероссийской научной конференции
68.19kb.
Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011
109.77kb.
Резолюция всероссийской научно-практической конференции «транспорт россии на рубеже веков»
40.3kb.
Земство и мировой суд в России: законодательство и практика второй половины XIX века
781.74kb.
В статье рассматривается вопрос поддержки, проводимой государством социальной политики, крупными корпорациями
111kb.
Образование, безусловно, надо рассматривать как континуум. Континуум это "дление", французское "duree", "беспрерывность"
61.86kb.
Почему и насколько пути Украины и России разошлись в 1991 2008 гг.? Материалы российско-украинской конференции историков
1125.18kb.
Программа итогового комплексного (государственного) экзамена по направлению 520900 (030200. 62) «политология»
315.89kb.
Расписание работы Конференции: 2 марта
40.07kb.
Программа международной научной конференции, посвященной 175-летию учреждения кафедр истории и литературы
243.15kb.
Вместо предисловия
283.52kb.
Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные Примечания
153.98kb.