Главная страница 1страница 2



На правах рукописи


МАТУСЕВИЧ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

(культурология)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва 2011


Работа выполнена на кафедре культурологии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Кузнецова Татьяна Федоровна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Федотова Валентина Гавриловна

кандидат культурологии, доцент



Данчевская Оксана Евгеньевна

Ведущая организация: НОУ ВПО

«Московский гуманитарный университет»


Защита состоится «20» июня 2011 г. в ____часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.14 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке MПГУ по адресу: 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «_____» мая 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета О.И.Горяинова

I.Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования обусловлена как научной, так и социальной ситуацией, сложившейся на современном этапе развития культуры под влиянием необходимости переосмысления идей и их воплощения в различных условиях. Вызовы современности характеризуются культурным плюрализмом, предельной мобильностью и ростом числа межкультурных контактов. В этом отношении культурное разнообразие признано общим достоянием человечества, фактором развития интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной жизни. В связи с этим разрабатываются нормативно-правовые документы, затрагивающие проблемы развития как локального, так и глобального культурного сообщества. Очевидно, что появляется необходимость не только подготовки общества к новым культурным условиям, но и разработки проблем, связанных с переосмыслением и оценкой тех или иных явлений.

В диссертационной работе осуществляется попытка систематизировать, обобщить и развить опыт работы зарубежных исследователей по проблемам культурного плюрализма и культурной идентификации. Предлагаемая стратегия методологического анализа культурно разнообразных контекстов и процесса культурной идентификации обладает эвристическим потенциалом в современных гуманитарных науках в целом и в современной культурологии, в частности. С одной стороны, современные гуманитарные исследования представляют собой относительно устойчивое знание о культурном разнообразии, механизмах его формирования и принципах становления. С другой, проблемный статус идентификации как процесса в современной гуманитаристике обосновывает всеобщность оснований различных методологий, с целью выявления возможностей взаимодополнения их теорий и эмпирических следствий. Актуальность данного исследования также определяется тем, что системный анализ идентификации способен повлиять на переосмысление и оценку тех или иных явлений кросс-культурного взаимодействия, послужить основой для понимания любых культурных феноменов и дискурсивных практик.



Объектом исследования является культурная идентификация как процесс.

Предмет исследования составляют теоретические и методологические аспекты процессуальности идентичности в современных гуманитарных исследованиях США и Западной Европы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XX века, времени формирования в американской и западной гуманитаристике идейных установок и подходов, по настоящее время.

Целью исследования является экспликация культурной идентификации как процесса, выявление его потенциала для анализа проблематики современных гуманитарных исследований. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • уточнение содержания понятий «идентичность», «культурное различие», «межкультурное взаимодействие» и выявление их роли в современных исследованиях;

  • обоснование процессуальности идентичности как совмещения идентичностей разного порядка в современных гуманитарных исследованиях;

  • выявление теоретических и методологических аспектов процесса культурной идентификации в современных гуманитарных исследованиях;

  • выявление условий и возможностей построения теоретических моделей культурной идентификации (националистические версии, постмодернизм и постколониализм, феминизм и постфеминизм) для характеристики состояния и тенденций развития современного культурологического знания.

Гипотеза исследования. Исследование проблематики культурного разнообразия в современных гуманитарных теориях имеет принципиальное значение для понимания природы проблем культурной идентичности и процессуальности культурной идентификации. Изменения в социальных реалиях, появление новых методологических подходов в социальных и философских исследованиях (прежде всего, западных) требуют переосмысления традиционных эссенциалистских подходов к проблемам культуры, личностной и культурной репрезентации, представлений о глобальной смене эволюционной модели европоцентризма на «открытую» межкультурному диалогу плюралистическую перспективу.

Состояние научной разработки темы исследования. В ходе работы над диссертацией, автором были определены те направления и подходы в современных гуманитарных исследованиях, которые позволяют адекватно изучать проблематику культурной идентификации в современном мире: национализм, постмодернизм, постколониализм, феминизм, постфеминизм. В связи с междисциплинарным характером исследуемой проблемы, к настоящему времени сложилось несколько вариантов анализа и интерпретации идентичности: конвенциональный, основанный на признании фактической идентичности; кластерный, в основе которого лежит идея невозможности совмещения идентичностей; этнический, с определенной идеологической установкой; социокультурный, рассматривающий идентичность как инструмент для самоопределения и др. Говоря о степени разработанности проблем, затрагиваемых в диссертации, стоит отметить, что многие из них вызывали немалый научный интерес среди современных исследователей. Проблемы контекста культурного разнообразия анализируются в этнопсихологии преимущественно с точки зрения этнического сознания, в социологии представления развиваются под влиянием роли социальных институтов, в кросс-культурной психологии проводится анализ процессов аккультурации и культурной адаптации. В других смежных науках были осуществлены отдельные философско-культурологические обобщения и проведены прикладные исследования. Однако, в то же время целостная культурологическая экспликация проблем идентификации отсутствовала. Необходимость современной интерпретации накопленного материала послужила толчком для создания новых гипотез и нетрадиционных подходов.

Источниковую базу настоящего исследования составили книги, статьи, интервью, законодательные акты и правовые документы, а также отдельные автобиографические материалы. Важно отметить, что в американской и европейской гуманитаристике отправной точкой для комплексного анализа процессов идентификации можно считать конец 70-80 гг. ХХ в., когда развивающиеся со второй половины ХХ в. направления гуманитарных науках расширяют и углубляют данную проблематику. Концептуально, среди всей совокупности подходов, связанных со специфическими представлениями о культурной эволюции западной цивилизации конца ХХ в. и переопределяющих отношение к процессам культурной идентификации, выделяются следующие:

  1. Национализм, идеология которого основана на том, что нация и национальное государство являются наиболее адекватными и приемлемыми единицами социальной, политической и культурной организации. 1960-1970-е гг. ХХ в. отчетливо показали возросшие требования к интеграции социальной и культурной жизни национальных государств. К примеру, политика таких гражданских обществ как Канада и Австралия, с учетом развития многочисленных этносов и культур была переориентирована на мультикультурную. Подобным образом, начиная с 1980-х ХХ в. этнические государства постепенно трансформируются в гражданские (примеры подобных трансформаций отчетливо показаны А.Аллахаром, Х.Бхабхой, У.Кимликой, А.Маргалит, Ч.Тэйлором). При этом основой процесса «перехода» служит не только поиск собственной идентичности, а возможность ее выбора. Совпадение гражданского национализма с национальностью впервые было предложено крупнейшим исследователем Э.Геллнером в 1983 г., что определило на рубеже ХХ и ХХI вв. национализм как очевидную и повсеместную идеологию единства, несмотря на то, что Э.Геллнер не рассматривал национализм в качестве таковой. Идеи Э.Геллнера о нации как создаваемой общности на основе со-принадлежности созвучны с последующим пониманием ее «воображаемости» и социокультурной ангажированности у Б.Андерсона. Происходящее «окультуривание» процесса идентификации обретает жизненный смысл в порядке необходимости принадлежности группе и последующей ее репрезентации.

  2. Постмодернизм, методологически связанный с постструктурализмом. Ряд теоретических подходов в современных гуманитарных науках, обозначенных в 70-80-х гг. ХХ в., характеризуется пересмотром господствующей ранее унификации и целесообразности, возрастанием возможностей многовариантности прогресса и утверждением плюралистической парадигмы. В дискурсе постмодерна проблема культурной идентификации стала обсуждаться в 1980-х гг.. Рецепции отдельных идей постструктурализма и деконструктивизма (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Лакан, Ж.Ф.Лиотар, М.Фуко, В.Беньямин, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, Ч.Дженкс, Ю.Кристева) определили своеобразие использования постмодернизма в попытке найти пространство свободы без принуждения и границ. Однако методологически, выход за рамки пространства текста большинству постструктуралистов не удается. По этой причине в настоящем исследовании важна лишь тенденция перехода постмодерна к поиску реальности и возможности репрезентации субъекта не в качестве иллюзии или симулякра, а действующего социального актора.

  3. Постколониализм, хронологический рубеж которого отмечается 70-ми гг. ХХ в.. Восприятие «постколониальной» проблематики не только на геополитическом, но, прежде всего, на культурном уровне, позволило сформировать к концу XX в. целую междисциплинарную область исследований – «postcolonial studies». Позиции отдельных исследователей (Аппиа Квэйм Э., Б.Ашкрофт, Г.Гриффитс и Х.Тиффин, Х.Бхабха, Д.Чакрабарти, С.Дюринг, П.Гилрой, Л.Хатчен, В.Миньоло, Б.Мур-Гилберт, С.Нието, С.Рушди, Э.Саид, С.Слемон, Г.Спивак, С.Сулери, Р.Янг, М.Саруп) довольно оппозиционны и разрозненны, однако рамки постколониальной теории удерживают их на уровне единства критики жесткого доминирования и субординации, что позволяет актуализировать возможности личностного выбора и процессов культурной идентификации. В этой связи важным становится именно состояние, которое основано на незавершенности процесса идентификации. Стоить отметить, что выбранная стратегия сравнения постмодернизма и постколониализма в работе позволяет проследить реальное становление идентичности от попытки соответствия вымышленному образу. При этом актуальные для постколониализма обстоятельства протекания идентификации определяют поле для последующего самоотождествления в выбранной культуре.

  4. Феминизм. С учетом хронологии, в работе используются женские движения второго этапа, начиная с 70-х гг. ХХ в., основной пафос которых состоял в приверженности постулату «равенство в различии» (Дж.Батлер, Р.Брайдотти, С.Кокберн, Н.Юваль-Дейвис, П.Ален, Б.Хукс, А.Рич, С.Сулери). Эпицентром «женского возрождения» в 70-80-х гг. стали США, в основе которых лежала борьба за равенство против дискриминации. Показательно то, что десятилетие 1975-1985 стало по признанию ООН «десятилетием женщин». В современной феминистской теории принято выделять гомогенную и гетерогенную модели гендерного угнетения. В первой половине ХХ в. работала гомогенная модель, которая подчеркивала общие черты женщин, выводила их идентичность на уровень объединения по био-признаку. Гетерогенная модель американского феминизма трансформирует феминисткую теорию 1960-х гг. ХХ века в рамках мультикультурной и глобальной тенденций, позволяя обнаружить силовые отношения первого и третьего мира, культурные измерения «патриархата» и приоритетности проблем самоидентификации.

Все основные исследования по указанной проблематике, таким образом, вписываются в единые хронологические рамки, с обязательным концептуальным допущением более широкого ареала источников, выходящего за рамки настоящей работы. Детальный анализ литературы, проведенный в первой главе, позволяет заключить, что остаются неразрешенными ряд вопросов, касающихся определения методологического статуса идеала культурной идентификации как процесса. Кроме этого, слабо изучены взаимосвязи процессов идентификации в культурно гетерогенном контексте. В связи с этим диссертационное исследование направлено на устранение данного пробела.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологические основы исследования представлены использованием в диссертации следующих методов: метод компаративного анализа; диалектический метод; метод системного анализа. Метод компаративного анализа обнаруживает в диссертационном исследовании набор основных параметров, которые задают возможности сравнения и сопоставления современных гуманитарных теорий. В этом отношении компаративный метод определяет три основных вопроса: онтологический, эпистемологический и методологический. Каждый их этих вопросов определяется в любой из глав. Онтологический вопрос касается «формы и природы» исследуемой реальности, ее познание и особые характеристики. Определение мультипликативной личности при этом формируется на основании соотношения индивидуальной и коллективной природы человека, в которой процесс идентификации связан с фактом существования среди различных культур. Эпистемологический вопрос затрагивает проблему природы отношений между наличествующим знанием и перспективным знанием относительно объекта и предмета исследования. Методологический вопрос касается выбора типа исследовательских методологий в целях проверки научных гипотез. Преимущество использования метода компаративного анализа в том, что он позволяет обнаружить то, как могут быть изучены тематические поля и проблемы культуры, дополнены и преобразованы. Применение диалектического метода позволило проследить эволюцию процесса идентификации как содержательно, так и концептуально. Основные требования метода заключались в том, чтобы рассматривать изучаемые явления с точки зрения трансформации их развития, а также ряда причин, их вызывающих. В основу диалектического метода заложен принцип перспективности, который в настоящей работе формулируется следующим образом. Во-первых, признание того, что культурное разнообразие и культурное различие существуют позволяет утверждать наличие потенциальной аудитории, для которой совмещение разных идентичностей возможно и актуально. Во-вторых, автор диссертации учитывает факт конструируемой людьми желаемой реальности, то есть сложившиеся в сознании ценностные установки, нормы и некоторые стереотипы. Таким образом, идентичность оказывается всегда открыта последующим трансформациям. Поэтому общие требования диалектического метода в применении к исследованию идентичности означают, что она может рассматриваться и изучаться, прежде всего, в концептуальном и исторически обусловленном контексте культурного разнообразия. Системный метод позволил комплексно подойти к моделированию процессов культурной идентификации в рамках современных гуманитарных исследований. В результате применения системного метода можно обнаружить действенность следующих принципов:

- Децентрализации, т.е. последовательного и равноправного культурного развития на основе взаимного уважения и признания;

- Дополнительности, суть которой заключается в том, что каждая из культур не только уникальна по себе, но и рассматривается во взаимосвязи с другими культурами, признавая их ценность и уникальность;

- Дифференциации или диверсификации, при которой развитие отдельных элементов культуры или субкультур в рамках отдельно взятой культуры учитывает рамки объективных особенностей развития;

- Превентивности, предусматривающий возможность контроля (в частности со стороны официальных структур) над процессами социокультурного развития, с целью предупреждения этнонациональных или межкультурных конфликтов;

- Гибкости и пластичности, которые заключаются в анализе характера социокультурных трансформаций и принятии решений наиболее эффективных для возможности личностного самовыражения;

- Открытости. С позиции данного принципа, системный метод позволяет оценить проблематику идентификации в рамках современных гуманитарных исследований, выявить преимущества и недостатки данного процесса.

Выбор данного комплекса научных методов (компаративный метод, диалектический метод, метод системного анализа) дополняется аксиологическим и семиотическим методами из-за сложности и динамичности изучаемого феномена. Совокупность данных методов выявляет в исследовании аксиологическую составляющую, подчеркивая значимость интегративного анализа культуры, основанного на объединении различных теоретических трактовок, методологических установок и практических интересов.



Научная новизна диссертационного исследования и результатов, полученных лично автором, определяется тем, что в работе осуществлена целостная экспликация идентификации как процесса, определены позитивные и негативные стороны его протекания выявлены теоретические и методологические аспекты культурной идентификации в рамках современных гуманитарных исследований. Это позволило получить конкретные результаты:

− на основе анализа современных трансформаций содержания понятий «идентичность», «идентификация», «культурное разнообразие» и «межкультурное взаимодействие», уточнен и обоснован единый категориальный аппарат для изучения идентичности и идентификации в проблемном поле современных гуманитарных исследований;



  • обосновано, что идентичность носит процессуальный характер в контексте культурного разнообразия, трансформируясь в идентификацию. Это позволяет рассматривать культурное разнообразие в качестве фактора культурной динамики, обеспечивая его эмпирическое и теоретическое освоение в системе гуманитарных исследований. Теоретически, процессуальность идентичности демонстрирует возможности преодоления логоцентричности современной западной интеллектуальной традиции путем выработки новых концептуальных схем и предметов исследования. Эмпирически, идентификация как процесс позволяет выявить те нормативно-ценностные установки, которые позволили подтвердить возможность совмещения нескольких идентичностей без ущерба какой-либо одной;

  • установлено, что идентификация как процесс обладает методологическим статусом идеала в современных гуманитарных исследованиях, эвристичность которого заключается в распознавании объектов предметного мира гуманитарных теорий и эффективного оперирования с ними. В настоящей работе на примере раскрытия сущностных свойств фактической идентичности и многоуровнего процесса идентификации, специфика которого проявляется в поликультурной ситуации, определены позитивные и негативные стороны его протекания;

  • раскрыты новые теоретические и прикладные условия и возможности моделирования процессов культурной идентификации в рамках современных гуманитарных исследований: критика монологичности идентичности в национализме; проблема взаимодействия постмодернизма и постколониализма в постколониальной критике; «политики идентичности» в рамках феминистских и постфеминистских исследований. Обосновано отсутствие четкого моделирования процессов культурной идентификации из-за невозможности стагнации социокультурных и исторических процессов.

Осуществленное в работе исследование раскрывает новые возможности методологического анализа общегуманитарного знания, по-новому трактует отношения между современными и классическими теориями и концепциями, аргументирует преимущества систематизирующего характера их обоснования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы диссертации рассчитаны на практическое применение в деятельности институтов государственного регулирования национальных отношений: внедрение образовательных стандартов, социальной работе в инокультурной среде, продвижение инициатив по гражданскому образованию, улучшение межкультурных взаимоотношений между этническим большинством и меньшинством, формирование новой гражданской культуры. Полученные результаты могут быть использованы в научной и методической работе: исследование возможностей синтеза различных предметных областей гуманитарного знания и методов исследования культуры в теоретической и исторической культурологии, культурной и социальной антропологии (культурная история, «пограничные исследования», межкультурная коммуникация и др.), лекционных курсах по культурологии, социальной философии, философии культуры, социологии культуры, этнологии, политологии и др., что позволит студентам в рамках учебного процесса получить возможность яснее формулировать теоретико-методологические особенности собственных исследовательских установок.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Содержание понятий «идентичность», «культурное различие», «межкультурное взаимодействие» в современной культурологии определяются особым видением процессов выбора способов и форм личностной и коллективной принадлежности, культурной гетеротопии и механизмов взаимодействия культур. Содержание понятия «идентичность» раскрывается на основе принципа трансформации стабильной культурной идентичности в перманентный процесс культурной идентификации. Обнаружение культурологической размерности понятия «идентичность» взаимосвязано с экспликацией понятий «культурное различие» и «культурное разнообразие», что позволяет актуализировать его предметность в рамках таких подходов как национализм, постмодернизм, постколониализм, феминизм и постфеминизм. В проблемном поле культурологии содержание понятий «идентичность», «культурное различие» и «культурная идентификация» не только утоняется, но и обосновывается прикладной значимостью кросс-культурного диалога, вариантами плюралистического со-развития, выявляя необходимость критического методологического анализа предшествующего знания о культуре, с целью изучения предпосылок формирования культурного разнообразия, его смыслов и границ, а также особенностей протекания процесса идентификации в культурно гетерогенных контекстах.

  2. Методологические основания процесса культурной идентификации предопределяются, прежде всего, наличием специфических идеалов и норм современного гуманитарного познания. Эволюционные стратегии культурно гетерогенных пространств отражают многовекторную проблему процессуальности культурной идентичности, которая в современной культурологии определяется как идеал, создавая смысл принадлежности не только на личностном, но и на социальном уровне. При этом процесс культурной идентификации задает рамки культурной полицентричности, которая основана на следующих принципах: критического отношения к эссенциализму, в котором приоритет универсалистских ценностей определяет форму культурной гегемонии и «политики идентичностей»; противостояния партикуляризма и универсализма; соглашения и консенсуса, определяющих рассмотрение физических и культурных границ не в конкретном, а предельно символическом смысле. Определение ценностно-нормативных установок данного процесса осуществляет регулирующую функцию при конструировании новых идентичностей, с особым акцентом на методологической опции «открытого» (полилогического) типа взаимодействия культур. Основные варианты развития идентичности можно определить как классический (основанный на принципах универсализма и культурной гомогенности) и современный (акцент ставится на процессах изменения, которые не лишают отдельно взятую культурную традицию мобильности и самоценности, а личностная форма самовыражения приобретает особое место и значение).

  3. Рамки современных исследовательских подходов позволяют сформировать модели культурной идентификации с точки зрения националистического, постмодернистского, постколониального, феминистского и постфеминистского подходов. Согласно националистическому подходу сущность идентичности определяется в терминах стабильности и монологичности развития, фиксации опыта и единообразия культурных кодов. В постмодернистском и постколониальном подходах культурная идентичность рассматривается как неустойчивая, множественная, исторически обусловленная, полиморфная категория. В соответствии с феминистской и постфеминистской проекциями, идентичность характеризуется как «рассеченная» и «текучая», обладающая потенциальностью саморазвития и принадлежащая скорее будущему, чем настоящему. Жизненная позиция личности является необходимым условием взаимовлияния личностной и коллективной форм идентичности в каждой из моделей. Детализация процессуальности идентичности позволяет актуализировать новые сценарии развития культурной идентификации (культурная ассимиляция, метиссаж и культурная гибридизация). При этом совмещение различных методологий выступает в качестве одного из наиболее адекватных средств для исследования социокультурной динамики мультипликативных идентичностей, способных к самоорганизации и модификации.

  4. Потенциал современных гуманитарных исследований основан на теоретическом синтезе различных концепций и направлений современной интеллектуальной мысли: национализма, постмодернизма, постколониализма феминизма и постфеминизма. Поэтапный механизм анализа развития культурной идентификации в современном гуманитарном знании позволяет споецировать методы и приемы актуальных методологий на проблемы культурной гетерогенности и адаптировать их к конкретным прикладным проблемам окружающей действительности. При этом критическая составляющая включает в себя:

  • вычленение и интерпретацию различных методологических концепций и подходов, разработанных представителями современных культурологических исследований;

  • выявление свойственных для каждой из методологий культурных инвариантов (существенных для конкретной исследовательской ситуации) и определения правил, их обеспечивающих;

  • раскрытие возможности выяснить общность различных методологий, с одной стороны, а с другой – найти оптимальную модель, соответствующую предметной области культурной гетерогенности и культурной идентификации как процесса в современных гуманитарных исследованиях;

  • использование синтеза методологий с целью выработки новых перспектив, не игнорируя возможности совмещения или адаптации существующих старых.

Такой подход, не отрицая культурного различия, обнаруживает свою эвристичность, дополняя объяснительный потенциал трансформации культурной идентичности в культурную идентификацию методологическим.

Апробация результатов исследования была проведена автором в выступлениях на республиканских и международных конференциях и симпозиумах с опубликованием результатов: Трэцяя Рэспублiканская навуковая канферэнцыя студэнтау Рэспублiкi Беларусь «НДРС-97» (Мiнск, 14-16 мая 1997); XXVIITH RSACS International conference, Society of American Culture Studies (Moscow, 30 november-7 december 2001); Международная научно-практическая конференция «Феномен коммуникации в социально-гуманитарном знании и образовании» 2001, 2002 (Минск, 12 июня 2002, 3-5 мая 2001); Международный научно-образовательный форум «Европа-2002» (Минск, 4 июня 2002); Круглый стол «Диалог культур и перспективы социокультурной глобализации в современном обществе» (Минск, 2002); Международная научная конференция «Дни науки 2002», «Дни науки 2003» (Киев, апрель 2002, 2003); Международная конференция «Дни Петербургской Философии-2003» (Санкт–Петербург, 13-15 ноября 2003); Великие преобразователи естествознания: Блез Паскаль. XIX Международные чтения (Минск, 26-27 ноября 2003); Международный научный форум (Санкт-Петербург, 12-16 апреля 2005); IV Российский философский конгресс (24-28 мая 2005); Международная научная конференция «воображая пограничье: итоги (2003-2005) (Минск, 31 октября-1 ноября 2005); I Российский культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 25-29 августа 2006); Международная научная конференция «Украина-Бєларусь: политические, экономические и культурные аспекты взаимоотношений» (Черновцы, 2007); Международная научно-практическая конференция «Пограничье как научный концепт: эвристические перспективы (2006-2007)» (Вильнюс, 15-18 ноября 2007), Міжнародна наукова конференція «Iмплементація західних освітніх стандартів в пострадянських країнах» (Київ, 21-22 квітня 2008); Международная научная конференция «Composite nations & multiple memories in the East-European Borderland (Belarus, Moldova, and Ukraine)» (4-5 апреля 2009, Кишинев); Международная научно−практическая конференция «Коммуникативная революция? Медиа и социальные трансформации в Восточной Европе» (21-22 мая 2009, Вильнюс); Международная научная конференция «Lithuanian euro-integration, national identity and collective historical memory» (20-21 ноября 2009, Вильнюс), круглый стол «Социальные нормы и социальная этика в Восточной Европе» (23 января 2010, Минск)


следующая страница >>
Смотрите также:
Матусевич елена владимировна культурная идентификация как процесс: теоретические и методологические аспекты современных исследований
407.2kb.
На правах рукописи Мердешева Елена Владимировна
313.07kb.
Теоретические и методологические основы экономического анализа движения природных ресурсов
637.43kb.
Арсеньева ирина Владимировна эпидемиологические и клинико-лабораторные аспекты сибирского клещевого тифа в алтайском крае
349.32kb.
Номинация «Поэзия» Гран-при Михайлов Николай
220.32kb.
Заключается в том, чтобы дать обучающимся представление о современной парадигме инновационного менеджмента, как системного обновления бизнеса на всех уровнях: от стратегичского до процессного и продуктовгого
59.21kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «методологические основы психологии»
136.82kb.
2. Понятие национальных интересов государства
62.43kb.
Проблематика, связанная с выявлением социокультурных и гносеогенных условий возникновения иммортологических практик, является составной частью различного рода исследований, посвященных идеям смерти и бессмертия
119.76kb.
К ю. н., ведущий консультант Правового управления Государственной Думы налоговый процесс некоторые аспекты юридической техники
174.03kb.
Мы рады пригласить Вас к участию в публичных консультациях, проводимых Европейской Комиссией (Генеральной дирекцией образования и культуры) по вопросу о продолжении программы «Культурная столица Европы» после 2019 года
195.56kb.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений использования научно-технических достижений в правоохранительной деятельности является идентификация личности методами днк-анализа
61.51kb.