Главная |
страница 1
МЕТОД «ОТ ПРОЛОГА К ЭПИЛОГУ»(заметки к урокам по изучению романов русской литературы XIX века) И.Г.Полякова, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального образовательного учреждения «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей» Неумение читать художественную литературу и потеря интереса к ней обусловлены прежде всего тем, что чтение в школе практикуется как процесс воспроизведения учащимися смыслов, «заложенных» в произведении автором. А чтобы воспитать читателя активного, надо понимать чтение как разворачивающийся диалог смыслового мира автора со смысловой сферой читателя. Для этого нужно применять и разрабатывать более активные приёмы, формирующие у лицеистов способность к полноценному восприятию литературного произведения. Контакт смыслового мира автора и смысловой сферы читателя происходит тогда, когда раскрыты и обозначены функции элементов художественного текста (сюжет, герой, характер, события). Осмысление сопровождается выдвижением гипотез, концептуальных схем планов – так называемого арсенала умственных, диалоговых средств, позволяющих постичь суть художественного произведения, ведь текст – это сложно построенный смысл, «все его элементы суть элементы смысловые» (Лотман Ю.). Исходя из этих положений, выделяем основные приемы, опробуем их на уроке: 1.Обозначаем элементы художественного текста и устанавливаем связи между ними – это и есть условие проникновения в его смысл (анализ частей и деталей). 2.Мы разрабатываем модель чтения, облегчающий доступ к смыслам произведения – это выявление бинарных оппозиций – оттолкнувшись от противопоставления элементов. Находим их взаимосвязь. Соединяем в смысловые «узлы», которые и являются главной мыслью эпизода, сцены, части романа. Например, первая часть обобщающего урока по роману « Отцы и дети» посвящена выявлению бинарных оппозиций в ходе диалога учащихся с авторской сферой; герой-нигилист симпатичен учащимися, они защищают рационализм и материализм нигилистического мировоззрения, пока не усматривая глубину, подтекст всей системы образов, которая дана для того, чтобы изобразить сложность жизни, её таинственность, радикальное упрощение жизни Базаровым («дважды два четыре, а остальное всё- пустяки») и авторскую позицию («жизнь ничтожна перед вечностью и жизнь бесконечна») - не случайно, ведь сорок три раза в романе повторяется слово «жизнь», которое и завершает роман, оно оказывается в сильной позиции только в финале, где утверждается авторская позиция – роман не только о нигилисте, но и о жизни, о вечности. Это первый «узел смыслов»: дух и материализм; рационализм и идеализм; прогресс и цивилизация. Далее (смотри приложение №1), разбирая основные мотивы и причину смены их с трагического на элегический, с сатирического на пародийный, мы развязываем узел смыслов, используя синхронное чтение эпизодов, сцен. Выявляется главное в авторском сознании; жизнь всех примирит, любовь усложнит простое мироощущение самоуверенного материалиста, жизнь отрицает отрицание Базарова, сложность жизни независима от воли и желания человека – она таинственна. Третья бинарная сцена говорит о извечных противоречиях человеческой жизни. Зачем? Максимализм и житейская умудренность; бескомпромиссность и умение прощать; дерзание и философическая созерцательность. Что лучше? Автор строит роман на столкновении этих двух правд (бинарных оппозиций) и по принципу античной трагедии (обе стороны правды, а столкновение их- трагедия). Философская мысль распутана в ходе диалога автора с героями, читателя с автором. А политическая мысль либерала середины века выявлена по схеме «Из России» и «В Россию». России полезно быть рациональной, но не бездуховной. Диалог на этом не заканчивается, намечаются проекции, роман читается как интертекстуальный (см. проекции). А с опытом интертекстуального прочтения классического текста я знакомлю учащихся гуманитарного отделения уже в 9 классе (на примере рассказа Л.Улицкой «Пиковая дама» и повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»). Понятие историко-литературного процесса дано не только теоретически, но и аналитически, лабораторно (об этом в следующих «Заметках…»).К моменту изучения русского классического романа учащиеся уже имеют опыт интертекстуального чтения (ремининсценции, деконструкция классического текста, как современный литературный приём, инскрипция (вписывание), проекция мотивов). Проекция мотивов романа «Отцы и дети» на произведения 19-20 веков:
Для того, чтобы понять авторский роман, авторскую позицию, вести диалог с ним, осмыслить значимость его художественной идеи, я всегда знакомлю учащихся с эстетическими принципами автора (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого), даю их в тезисном порядке под запись. Вот пример: Эстетические принципы И. С. Тургенева (по Д. Мережковскому). 1. Это коренной русский человек, связанный с народом «плотью и кровью», «сердцем и духом», умеет преклоняться перед каждым прекрасным и могучим явлением человеческого духа. 2. Западная культура и русская самобытность превращается в его душе в гармонию, в тройное сочетание. Он открыл Западу всю прелесть русского духа. 3. Коренной русский человек – западник, эстетик, яростный противник рабства. 4. Художественная ориентация на бессознательский характер художественного творчества – иррационализм. 5. Сердце поэта , несмотря на все доводы разума, неутомимо жаждой чудесного и божественного. 6. Разум писателя проникал в страшную сущность мира. Никто из поэтов с таким ужасом и возмущением не думал о смерти. 7. Описание природы как поэтическое заклинание. Импрессионист. 8. На описаниях женских образов и природы Тургенев отдыхал от пошлости (хотя таких идеальных девушек нигде на земле не бывало). 9. Тургенев продолжил дело Пушкина – раздвигал пределы нашего русского понимания красоты, открыл новые стороны русского языка. 10. Гений меры, гений культуры. Семинарские занятия по роману - это всегда проникновение в смысл художества через множество моделей, параллелей, схем, я их называю кейс-проектами. Кейс (Case study)- метод анализа ситуации, метод организации учебного процесса, метод мотивации и стимулирования учебного процесса, метод лабораторно-практического эксперимента, метод классификации и описания. Вот пример: Первый проект построен на сравнении, аналоги, сопоставлении с классической притчей о Блудном Сыне – осмысление идеи произведения, схема идеи, моделирование идеи. Второй проект на ключевом слове романа «жизнь» (объяснение сознания героя через повторяющийся мотив – 43 раза это слово употреблено в романе применительно к каждому герою – системный анализ, дешифровка, метод описания. Третий проект – на анализе эпилога, его композиционных частей, основных мотивов – это уже обобщение, синтез. I.Кейс – проект «Блудный сын…» Библейские мотивы в романе. I. Притча о блудном сыне = сравнение с жизнью Базарова. - Как притчу о блудном сыне соотнести с сюжетом романа? Лейтмотивы? - Есть ли прямое упоминание об этой притче в романе? - Что изображается в притче? - Как нигилист Базаров подтверждает свой отход от религиозного мировоззрения к атеистическому? Аргументировать текстом. - Что происходит с блудным сыном? (пошел в «дальнюю сторону») - О какой «дальней стороне» идет речь в романе «Отцы и дети»? - Каковы принципы вульгарных материалистов? Учение Фогта ( индивидуальное сообщение - 5-6 принципов) - Объяснение: блудный сын в «дальней стороне» «расточил имение своё». - Соотнесите с репликой Базарова «в теперешнее время полезнее всего отрицание» с целью отрицания + «сперва надо место расчистить». - Но удастся ли молодому поколению на расчищенном месте создать что-то взамен? Удастся ли наложить друг на друга линии ценностей? Есть ли это в Евангельской Притче? - Нищета блудного сына описана так: «он ел рожки, которые ели свиньи» Как нужно понимать иносказательный смысл этого отрывка в контексте романа? (рационализм, прагматизм, приоритет материального над духовным). Приведите аргументы из текста – утверждение и принципы Базарова? - Кто есть человек по учению христианства? - Кто есть человек по учению материалистов? -Подтверждение этого зоологическими и растительными метафорами в высказываниях Базарова о сущности человека. -А как размышляет Базаров – нигилист о индивидуальной, неповторимой личности, о нравственности? Как он это объясняет? - Сделайте вывод о « великом голоде в дальней стороне» Базарова. Какой рецепт спасения предлагает автор? II. Кейс- проект «Жизнь…» II часть 1.О чём роман И.С.Тургенева? Сколько раз в романе встречается слово «жизнь»? 2. Когда слово «жизнь» оказывается в сильной позиции? 3. Составьте схему: -Николай Петрович: цитата про жизнь - Мать: цитата про жизнь - Одинцова: цитата про жизнь -Отец Николая Петровича: цитата про жизнь -Павел Петрович Кирсанов: цитата про жизнь и т.д. 4. Смирится ли главный герой романа Е.Базаров со сложностью жизни, с таинственностью её? 5. Что Базаров считает в жизни лишним, что противостоит его нигилизму? 6. К чему приводит Базарова отрицание сложности жизни? 7. Как меняется Базаров с появлением Одинцовой в романе? 8. Что обнажает автор в герое романа? 9. Становится ли Базаров ближе читателю со страниц любви? 10. 26 глава, конец. Почему Базаров злится? Возмущается? Бунтует? «Что за безобразие! Что за пустяки?» 11. Как эти чувства в нем живут, проявляются, выражаются? Почему признание Базарова испугало Одинцову? 12. Верит ли уже читатель фразе Базарова : «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть»? 13. Оцените романтическую фразу в сцене смерти: « Ведь я вас не поцеловал тогда, дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». 14. Романтизм- можно ли отнести это чувство к важным ценностям жизни? Или это только удел восторженных душ? Какой взгляд Тургенева на это? Аргументируйте текстом: «Вы красивая…»? 15. Какой авторитет в романе является сильным оппонентом Базарову? 16. Роман с конца. Как вы объясните такой творческий подход Тургеневу к своему произведению? Почему, похоронив героя, потом дает ему жизнь? 17. Можно ли соотнести эту мысль с рассказом из «Записки охотника», «Хорь и Калиныч»? Каким Тургенев видит путь развития России? 18. Современна ли тургеневская мысль сегодня? 19. Почему же тогда Базаров сомневается в том, что он нужен России? 20. Как считает Тургенев? 21. «Если читатель не полюбит Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью,- писал Тургенев,- если он его не полюбит, повторяю, - я виноват и не достиг своей цели». Полюбили ли вы Базарова?
Д/з Сочинение: - размышление - рассуждение - этюд - эссе на тему: Философский смысл финала романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Контрольная работа по тексту романа «Отцы и дети» Узнай героя по цитате:
Глава XI. II абзац. Добавь слово: Глава XV. «Сконфузился», «покраснел»- любовь «день моего ангела настал- 22 июня» - суеверие.
Ответы:
Как видите, складывается целая система, метод изучения самого крупного жанра в русской литературе – романа, этот метод я называю методом «От пролога к эпилогу», он обеспечивает научный, литературоведческий подход к изучению классического романа, что, собственно, и требуется на уроках литературы в гуманитарном классе Метод- от пролога к эпилогу: I. Этические взгляды писателя - дневник Л.Н.Толстого. - статья З.Фрейда по Достоевскому Ф.М. - статья А.Шопенгауэра по Л.Н.Толстому, А.А.Фету. II. Изучение авторского сознания через жанр, сюжет, систему образов, проникновение в смысл через множество деталей, моделей, схем, параллелей, аналогий. III.Дешифровка первых глав, сцен, частей, томов через художественную деталь, символы, вписывание (инскрипции), выявление бинарных узлов в произведении (анализ), а потом синтез – художественная форма и авторское сознание! IV. Устные выступления, обобщения, письменные пробы – как элемент закрепления. V. И работа над эпилогом: анализ художественных изобразительных средств, композиции эпилога, работа над словом в эпилоге: от ключевого слова к философской мысли автора – зачем написан роман? VI. Обязателен эксперимент с заинтересованными учащимися, изучение постмодернистской литературы (современной), исследование приема интертекстуальности. Проба – открытый урок по рассказу Людмилы Улицкой «Пиковая Дама» VI.Самая главная наглядность на уроке- текст! - Беру не числом произведений, не обзорами, а конкретным изучением одного романа, одной драмы, одной поэмы – умением читать и вычитывать из произведения главное, самую его суть. - Доказываю через читательский труд, что в художестве есть знание, что через образы можно коснуться самого духа Истины. - Задача: научить интерпретировать художественный текст и откликаться на него собственным текстом, научить понимать законы, по которым он создаётся, научить хорошему вкусу – СТИЛЮ. Применяю активные приемы, формирующие у лицеистов способность к полноценному восприятию литературного произведения.
От пролога к эпилогу– основной метод преподавания литературы: а) обозначаю, элементы художественного текста, устанавливаю связи между ними – это главное условие проникновения в его смысл. б) разрабатываю модель чтения, облегчающий доступ к смыслам произведения –это выявление бинарных (2-х правд) оппозиций-, оттолкнувшись от противопоставления элементов, нахожу их взаимосвязь, соединяю в смысловые «узлы», которые и являются главной мыслью эпизода, сцены, части романа. в) на обобщающих уроках использую прием диалога учащихся с авторской сферой, с авторским сознанием, распутываю философскую мысль, намечаю проекции, строя схемы, параллели, аналогии. г) учащиеся диалогизируют, спорят, членят роман на плоскости, выбирая главное, моделируют своё видение. д) изучают текст во множестве и в целом через: 1. схему; 2. гипотезы; 3. диалоги (прорабатываем); 4. обобщение: вертикальное и горизонтальное (система героев, композиция; изобразительные средства, приемы, стиль); ж) эпилог; з) читаем тексты как интертекстуальные, с элементами языческой и библейской символики, ремининсценций, инскрипций (вписывания), деконструкций литературного образа, классического текста. Смотрите также:
Метод «от пролога к эпилогу»
135.9kb.
Технические условия на метод определения диметилбензиламина в воздухе
326.01kb.
1. Предмет метод принципы тгп
504.16kb.
Вместо пролога. Своя рука владыка "Делай что должен, и будь что будет"
5814.17kb.
Рассказова а. Л. Социометрический метод исследования малой группы москва-2009 ббк рассказова А. Л
379.86kb.
Европейский опцион, американский опцион, модель Блэка-Шоулза, метод Монте-Карло, метод наименьших квадратов, антитетические величины, контрольные величины
215.96kb.
Технические условия на метод определения акролеина в воздухе
323.69kb.
Реферат. По предмету: «Маркетинг». На тему: «Маркетинг, как метод принятия управленческих решений на предприятии. Методы принятия решений»
279.33kb.
Предмет, метод и актуальные вопросы истории экономики
668.43kb.
Квантовый интеферометр
55.32kb.
1. Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Принципы трудового права. Источники (формы) трудового права
204.14kb.
Метод работы с "зелёной точкой" Порядок выполнения
37.77kb.
|