Главная страница 1

МЕТОД «ОТ ПРОЛОГА К ЭПИЛОГУ»


(заметки к урокам по изучению романов русской литературы XIX века)

+полякова и

И.Г.Полякова, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

муниципального образовательного учреждения

«Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»

Неумение читать художественную литературу и потеря интереса к ней обусловлены прежде всего тем, что чтение в школе практикуется как процесс воспроизведения учащимися смыслов, «заложенных» в произведении автором. А чтобы воспитать читателя активного, надо понимать чтение как разворачивающийся диалог смыслового мира автора со смысловой сферой читателя. Для этого нужно применять и разрабатывать более активные приёмы, формирующие у лицеистов способность к полноценному восприятию литературного произведения. Контакт смыслового мира автора и смысловой сферы читателя происходит тогда, когда раскрыты и обозначены функции элементов художественного текста (сюжет, герой, характер, события). Осмысление сопровождается выдвижением гипотез, концептуальных схем планов – так называемого арсенала умственных, диалоговых средств, позволяющих постичь суть художественного произведения, ведь текст – это сложно построенный смысл, «все его элементы суть элементы смысловые» (Лотман Ю.). Исходя из этих положений, выделяем основные приемы, опробуем их на уроке:

1.Обозначаем элементы художественного текста и устанавливаем связи между ними – это и есть условие проникновения в его смысл (анализ частей и деталей).

2.Мы разрабатываем модель чтения, облегчающий доступ к смыслам произведения – это выявление бинарных оппозиций – оттолкнувшись от противопоставления элементов. Находим их взаимосвязь. Соединяем в смысловые «узлы», которые и являются главной мыслью эпизода, сцены, части романа. Например, первая часть обобщающего урока по роману « Отцы и дети» посвящена выявлению бинарных оппозиций в ходе диалога учащихся с авторской сферой; герой-нигилист симпатичен учащимися, они защищают рационализм и материализм нигилистического мировоззрения, пока не усматривая глубину, подтекст всей системы образов, которая дана для того, чтобы изобразить сложность жизни, её таинственность, радикальное упрощение жизни Базаровым («дважды два четыре, а остальное всё- пустяки») и авторскую позицию («жизнь ничтожна перед вечностью и жизнь бесконечна») - не случайно, ведь сорок три раза в романе повторяется слово «жизнь», которое и завершает роман, оно оказывается в сильной позиции только в финале, где утверждается авторская позиция – роман не только о нигилисте, но и о жизни, о вечности. Это первый «узел смыслов»: дух и материализм; рационализм и идеализм; прогресс и цивилизация.

Вторая бинарность выявляется в эпилоге: на слове «примирение» и «Россия» строится схема: кто более нужен России, чей путь ложный, чей истинный – этот узел смыслов приводит читателя к главной авторской идее – все герои примирились с русской жизнью – кто доживётся до любви, кто повторит поместный путь отцов, кто полюбит беззаветно, кто примирится с наличием души и романтизма в жизни человека, а кто продолжит позировать, играть в «русского» в высших слоях общества и развлекать туземцев, есть даже герои – дурачки-литераторы, готовящиеся быть великими – бинарные оппозиции обозначены на схеме: «Из России» и «В Россию».

Далее (смотри приложение №1), разбирая основные мотивы и причину смены их с трагического на элегический, с сатирического на пародийный, мы развязываем узел смыслов, используя синхронное чтение эпизодов, сцен. Выявляется главное в авторском сознании; жизнь всех примирит, любовь усложнит простое мироощущение самоуверенного материалиста, жизнь отрицает отрицание Базарова, сложность жизни независима от воли и желания человека – она таинственна.



Третья бинарная сцена говорит о извечных противоречиях человеческой жизни. Зачем? Максимализм и житейская умудренность; бескомпромиссность и умение прощать; дерзание и философическая созерцательность. Что лучше? Автор строит роман на столкновении этих двух правд (бинарных оппозиций) и по принципу античной трагедии (обе стороны правды, а столкновение их- трагедия). Философская мысль распутана в ходе диалога автора с героями, читателя с автором. А политическая мысль либерала середины века выявлена по схеме «Из России» и «В Россию». России полезно быть рациональной, но не бездуховной. Диалог на этом не заканчивается, намечаются проекции, роман читается как интертекстуальный (см. проекции).

А с опытом интертекстуального прочтения классического текста я знакомлю учащихся гуманитарного отделения уже в 9 классе (на примере рассказа Л.Улицкой «Пиковая дама» и повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»). Понятие историко-литературного процесса дано не только теоретически, но и аналитически, лабораторно (об этом в следующих «Заметках…»).К моменту изучения русского классического романа учащиеся уже имеют опыт интертекстуального чтения (ремининсценции, деконструкция классического текста, как современный литературный приём, инскрипция (вписывание), проекция мотивов).



Проекция мотивов романа «Отцы и дети» на произведения 19-20 веков:

  1. «Мы с тобой те же лягушки» - Евгений Базаров, глава 3 → М.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»; Евгений Замятин «Мы»- роман-антиутопия (тема вульгарного материализма и отрицание духовной составляющей в человеке - претворение этой материалистической идеи в жизнь).

  2. «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной берёзой…»- Евгений Базаров, глава 19 → М.Шолохов «Тихий Дон»- роман-эпопея (история разрушения семьи и личности в эпоху социальных и исторических катаклизмов (экспериментов)- «ботаники» 20 века («лес рубят, щепки летят»- «щепки»- судьбы людей- вульгарный, трагический исход эксперимента)

  3. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю своё мнение о себе…» - Евгений Базаров, глава 21 → Ф, М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория сверхгероя Родиона Раскольникова.

  4. «Дуньте на умирающую лампадку, и пусть она погаснет…»- Евгений Базаров , 21 глава → Л. Н. Толстой «Война и мир», роман-эпопея. Андрей Болконский: «Я умираю счастливым». (философский мотив- жизнь таинственна и прекрасна, сложность жизни независима от воли и желаний человека.)

Для того, чтобы понять авторский роман, авторскую позицию, вести диалог с ним, осмыслить значимость его художественной идеи, я всегда знакомлю учащихся с эстетическими принципами автора (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого), даю их в тезисном порядке под запись. Вот пример:

Эстетические принципы И. С. Тургенева (по Д. Мережковскому).

1. Это коренной русский человек, связанный с народом «плотью и кровью», «сердцем и духом», умеет преклоняться перед каждым прекрасным и могучим явлением человеческого духа.

2. Западная культура и русская самобытность превращается в его душе в гармонию, в тройное сочетание. Он открыл Западу всю прелесть русского духа.

3. Коренной русский человек – западник, эстетик, яростный противник рабства.

4. Художественная ориентация на бессознательский характер художественного творчества – иррационализм.

5. Сердце поэта , несмотря на все доводы разума, неутомимо жаждой чудесного и божественного.

6. Разум писателя проникал в страшную сущность мира. Никто из поэтов с таким ужасом и возмущением не думал о смерти.

7. Описание природы как поэтическое заклинание. Импрессионист.

8. На описаниях женских образов и природы Тургенев отдыхал от пошлости (хотя таких идеальных девушек нигде на земле не бывало).

9. Тургенев продолжил дело Пушкина – раздвигал пределы нашего русского понимания красоты, открыл новые стороны русского языка.

10. Гений меры, гений культуры.

Семинарские занятия по роману - это всегда проникновение в смысл художества через множество моделей, параллелей, схем, я их называю кейс-проектами.



Кейс (Case study)- метод анализа ситуации, метод организации учебного процесса, метод мотивации и стимулирования учебного процесса, метод лабораторно-практического эксперимента, метод классификации и описания. Вот пример:

Первый проект построен на сравнении, аналоги, сопоставлении с классической притчей о Блудном Сыне – осмысление идеи произведения, схема идеи, моделирование идеи.

Второй проект на ключевом слове романа «жизнь» (объяснение сознания героя через повторяющийся мотив – 43 раза это слово употреблено в романе применительно к каждому герою – системный анализ, дешифровка, метод описания.

Третий проект – на анализе эпилога, его композиционных частей, основных мотивов – это уже обобщение, синтез.

I.Кейс – проект «Блудный сын…» Библейские мотивы в романе.

I. Притча о блудном сыне = сравнение с жизнью Базарова.

- Как притчу о блудном сыне соотнести с сюжетом романа? Лейтмотивы?

- Есть ли прямое упоминание об этой притче в романе?

- Что изображается в притче?

- Как нигилист Базаров подтверждает свой отход от религиозного мировоззрения к атеистическому? Аргументировать текстом.

- Что происходит с блудным сыном? (пошел в «дальнюю сторону»)

- О какой «дальней стороне» идет речь в романе «Отцы и дети»?

- Каковы принципы вульгарных материалистов? Учение Фогта ( индивидуальное сообщение - 5-6 принципов)

- Объяснение: блудный сын в «дальней стороне» «расточил имение своё».

- Соотнесите с репликой Базарова «в теперешнее время полезнее всего отрицание» с целью отрицания + «сперва надо место расчистить».

- Но удастся ли молодому поколению на расчищенном месте создать что-то взамен? Удастся ли наложить друг на друга линии ценностей? Есть ли это в Евангельской Притче?

- Нищета блудного сына описана так: «он ел рожки, которые ели свиньи» Как нужно понимать иносказательный смысл этого отрывка в контексте романа? (рационализм, прагматизм, приоритет материального над духовным). Приведите аргументы из текста – утверждение и принципы Базарова?

- Кто есть человек по учению христианства?

- Кто есть человек по учению материалистов?

-Подтверждение этого зоологическими и растительными метафорами в высказываниях Базарова о сущности человека.

-А как размышляет Базаров – нигилист о индивидуальной, неповторимой личности, о нравственности? Как он это объясняет?

- Сделайте вывод о « великом голоде в дальней стороне» Базарова. Какой рецепт спасения предлагает автор?



II. Кейс- проект «Жизнь…» II часть

1.О чём роман И.С.Тургенева? Сколько раз в романе встречается слово «жизнь»?

2. Когда слово «жизнь» оказывается в сильной позиции?

3. Составьте схему:

-Николай Петрович: цитата про жизнь

- Мать: цитата про жизнь

- Одинцова: цитата про жизнь

-Отец Николая Петровича: цитата про жизнь

-Павел Петрович Кирсанов: цитата про жизнь и т.д.

4. Смирится ли главный герой романа Е.Базаров со сложностью жизни, с таинственностью её?

5. Что Базаров считает в жизни лишним, что противостоит его нигилизму?

6. К чему приводит Базарова отрицание сложности жизни?

7. Как меняется Базаров с появлением Одинцовой в романе?

8. Что обнажает автор в герое романа?

9. Становится ли Базаров ближе читателю со страниц любви?

10. 26 глава, конец. Почему Базаров злится? Возмущается? Бунтует? «Что за безобразие! Что за пустяки?»

11. Как эти чувства в нем живут, проявляются, выражаются? Почему признание Базарова испугало Одинцову?

12. Верит ли уже читатель фразе Базарова : «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть»?

13. Оцените романтическую фразу в сцене смерти: « Ведь я вас не поцеловал тогда, дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

14. Романтизм- можно ли отнести это чувство к важным ценностям жизни? Или это только удел восторженных душ? Какой взгляд Тургенева на это? Аргументируйте текстом: «Вы красивая…»?

15. Какой авторитет в романе является сильным оппонентом Базарову?

16. Роман с конца. Как вы объясните такой творческий подход Тургеневу к своему произведению? Почему, похоронив героя, потом дает ему жизнь?

17. Можно ли соотнести эту мысль с рассказом из «Записки охотника», «Хорь и Калиныч»? Каким Тургенев видит путь развития России?

18. Современна ли тургеневская мысль сегодня?

19. Почему же тогда Базаров сомневается в том, что он нужен России?

20. Как считает Тургенев?

21. «Если читатель не полюбит Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью,- писал Тургенев,- если он его не полюбит, повторяю, - я виноват и не достиг своей цели». Полюбили ли вы Базарова?

III. Кейс- проект «Эпилог»


  1. Выявите части эпилога и основные мотивы.

  2. Каков пейзаж и соответствует ли он мотиву последующего абзаца? Какую художественную задачу решает автор здесь?

  3. Как и почему автор упоминает всех, даже Петра? Каков основной мотив: они, герои, победили «сложность жизни»?

  4. П.П. Кирсанов - цитатный план по образу, выявите мотивы? Какова функция этих мотивов?

  5. Заполните схему по принципу «Из России; в Россию»

схема

  1. Почему сменился трагический мотив на элегический?

  2. Смысл риторических вопросов? Как автор отвечает на них?

  3. Найди ключевые слова в эпилоге и впишите его в схему. Как вы понимаете его в Тургеневском контексте? Что привело героев к примирению? Кто не пришёл к примирению?

  4. Можно ли считать, что эпилог романа – это духовное завещание Тургенева поколениям?

  5. В чем авторская сила в романе?

  6. Какие извечные противоречия отразились в романе?

Д/з Сочинение: - размышление

- рассуждение

- этюд

- эссе на тему: Философский смысл финала романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».



Контрольная работа по тексту романа «Отцы и дети»

Узнай героя по цитате:

  1. Всегда вступается за крестьян: правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон.

  2. «Я уверен, что он, не шутя, воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции.»

  3. «Ты проштудируй анатомию глаза : откуда тут взяться, как ты говоришь , загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.»

  4. «Хозяйственные дрязги наводили на него тоску.»

  5. Изящный кабинет, оружие на персидском ковре , ореховая мебель, темно-зеленый трип, черный дуб, бронзовые статуэтки, великолепный письменный стол- он бросился на диван, с отчаяньем глядел в потолок.

  6. Сколько раз Базаров повторяет в романе: «пойдём смотреть жука, резать лягушек.» Чем заканчиваются диалоги?

  7. «Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько.»

  8. «Русский мужик и бога сломает»

  9. «Русский человек только тем хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.»

  10. «Живодер», «прощелыга», «он со своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте.»

  11. «Вы уважаете себя и сидите сложа руки: какая же от этого польза для общественного блага?»

  12. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы - сколько иностранных и бесполезных слов. Русскому человеку они даром не нужны!»

  13. «Сила…Нам дорога цивилизация, нам дороги её плоды…»

  14. «Раздавят? Туда и дорога. Только бабушка надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.»

  15. «От копеечной свечи Москва сгорела.»

  16. «Прежде были болваны, а теперь нигилисты.»

  17. Глава X. Ворчание. Прочитайте в характере.

Глава XI. II абзац.

Добавь слово: Глава XV. «Сконфузился», «покраснел»- любовь

«день моего ангела настал- 22 июня» - суеверие.


  1. «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березою.»

  2. «При правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр.»

  3. «Вы себя избаловали, потому что вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны.»

  4. «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.»

  5. «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.»

  6. «Я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет...Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет: ну а дальше?»

  7. «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть!»- проворчал ….

Ответы:



  1. Павел Петрович

  2. Базаров о Павле Петровиче Кирсанове

  3. Базаров о любви Павла Петровича

  4. Павел Петрович

  5. Павел Петрович у себя после Фенечки

  6. всегда после разговоров о Павле Петровиче. Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым

  7. Базаров о Николае Петровиче

  8. Базаров о русском народе

  9. Базаров о русском народе

  10. Петр о Базарове

  11. Базаров о Павле Петровиче

  12. Базаров Павлу Петровичу

  13. Базаров Павлу Петровичу

  14. Базаров Павлу Петровичу

  15. Базаров Павлу Петровичу

  16. Павел Петрович о Базарове

  17. Выполни задание

  18. Базаров о людях

  19. Базаров об обществе

  20. Базаров об Одинцовой

  21. Базаров об Одинцовой

  22. Базаров о деятельности

  23. Базаров о русском мужике

  24. Базаров о романтизме



Как видите, складывается целая система, метод изучения самого крупного жанра в русской литературе – романа, этот метод я называю методом «От пролога к эпилогу», он обеспечивает научный, литературоведческий подход к изучению классического романа, что, собственно, и требуется на уроках литературы в гуманитарном классе

Метод- от пролога к эпилогу:

I. Этические взгляды писателя

- дневник Л.Н.Толстого.

- статья З.Фрейда по Достоевскому Ф.М.

- статья А.Шопенгауэра по Л.Н.Толстому, А.А.Фету.



II. Изучение авторского сознания через жанр, сюжет, систему образов, проникновение в смысл через множество деталей, моделей, схем, параллелей, аналогий.

III.Дешифровка первых глав, сцен, частей, томов через художественную деталь, символы, вписывание (инскрипции), выявление бинарных узлов в произведении (анализ), а потом синтез – художественная форма и авторское сознание!

IV. Устные выступления, обобщения, письменные пробы – как элемент закрепления.

V. И работа над эпилогом: анализ художественных изобразительных средств, композиции эпилога, работа над словом в эпилоге: от ключевого слова к философской мысли автора – зачем написан роман?

VI. Обязателен эксперимент с заинтересованными учащимися, изучение постмодернистской литературы (современной), исследование приема интертекстуальности.

Проба – открытый урок по рассказу Людмилы Улицкой «Пиковая Дама»



VI.Самая главная наглядность на уроке- текст!

- Беру не числом произведений, не обзорами, а конкретным изучением одного романа, одной драмы, одной поэмы – умением читать и вычитывать из произведения главное, самую его суть.

- Доказываю через читательский труд, что в художестве есть знание, что через образы можно коснуться самого духа Истины.

- Задача: научить интерпретировать художественный текст и откликаться на него собственным текстом, научить понимать законы, по которым он создаётся, научить хорошему вкусу – СТИЛЮ.

Применяю активные приемы, формирующие у лицеистов способность к полноценному восприятию литературного произведения.


  1. Обозначаю функции элементов художественного текста (сюжет, герой, характер, события)

  2. Реализую контакт смыслового мира автора и смысловой сферы ученика.

  3. Использую диалоговые средства, проекции, гипотезы, схемы, планы - это помогает учащимся осмыслить прочитанный текст.

От пролога к эпилогу– основной метод преподавания литературы:

а) обозначаю, элементы художественного текста, устанавливаю связи между ними – это главное условие проникновения в его смысл.

б) разрабатываю модель чтения, облегчающий доступ к смыслам произведения –это выявление бинарных (2-х правд) оппозиций-, оттолкнувшись от противопоставления элементов, нахожу их взаимосвязь, соединяю в смысловые «узлы», которые и являются главной мыслью эпизода, сцены, части романа.

в) на обобщающих уроках использую прием диалога учащихся с авторской сферой, с авторским сознанием, распутываю философскую мысль, намечаю проекции, строя схемы, параллели, аналогии.

г) учащиеся диалогизируют, спорят, членят роман на плоскости, выбирая главное, моделируют своё видение.

д) изучают текст во множестве и в целом через:

1. схему;

2. гипотезы;

3. диалоги (прорабатываем);

4. обобщение: вертикальное и горизонтальное (система героев, композиция; изобразительные средства, приемы, стиль);



ж) эпилог;

з) читаем тексты как интертекстуальные, с элементами языческой и библейской символики, ремининсценций, инскрипций (вписывания), деконструкций литературного образа, классического текста.



Смотрите также:
Метод «от пролога к эпилогу»
135.9kb.
Технические условия на метод определения диметилбензиламина в воздухе
326.01kb.
1. Предмет метод принципы тгп
504.16kb.
Вместо пролога. Своя рука владыка "Делай что должен, и будь что будет"
5814.17kb.
Рассказова а. Л. Социометрический метод исследования малой группы москва-2009 ббк рассказова А. Л
379.86kb.
Европейский опцион, американский опцион, модель Блэка-Шоулза, метод Монте-Карло, метод наименьших квадратов, антитетические величины, контрольные величины
215.96kb.
Технические условия на метод определения акролеина в воздухе
323.69kb.
Реферат. По предмету: «Маркетинг». На тему: «Маркетинг, как метод принятия управленческих решений на предприятии. Методы принятия решений»
279.33kb.
Предмет, метод и актуальные вопросы истории экономики
668.43kb.
Квантовый интеферометр
55.32kb.
1. Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Принципы трудового права. Источники (формы) трудового права
204.14kb.
Метод работы с "зелёной точкой" Порядок выполнения
37.77kb.