Главная |
страница 1
Новации законодательства в области трудового права Со 2 января текущего года вступили в силу новые Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих и обновленная редакция Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 и № 2 соответственно. Рассмотрим подробнее основные моменты, соблюдение которых позволит субъектам предпринимательской деятельности не допустить совершение правонарушений. Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее – ЕКСД) является техническим нормативным правовым актом, цель которого – создание необходимых условий для рационального распределения трудовых функций между руководителями, специалистами и другими служащими в зависимости от сложности и напряженности труда, уровня их квалификации, обеспечение единства при определении должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований. ЕКСД обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте) (пункт 1 Общих положений ЕКСД). Отнесение должностей служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ, составляющих содержание их труда (организационно-распорядительные, аналитико-конструктивные, исполнительские). Частью первой пункта 4 Общих положений ЕКСД определено, что должность – служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности. Необходимо отметить, что пунктом 4 ранее действовавших Общих положениях ЕКСД, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2007 г. № 135) (далее – Постановление № 32), оговаривались исключительные случаи установления двойных наименований должностей: при наличии составляющих этих наименований в ОКПД и квалификационных характеристик в ЕКСД, а также выполнении служащими в пределах этих трудовых функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации (например, бухгалтер-кассир). В настоящее время при определении служащему трудовой функции по двум или нескольким должностям наименование его должности может устанавливаться: по одной из должностей с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ; как двойное наименование должности. Условием установления двойного наименования должности является наличие составляющих этого наименования (производного наименования) должности в ОКПД (например, заместитель начальника управления – начальник отдела). При этом поручаемые работнику обязанности по каждой из должностей должны быть родственными по содержанию, равными по сложности и уровню квалификации работника. Указанная должность имеет код должности по первому ее наименованию. Согласно частям второй, третьей пункта 5 Общих положений ЕКСД наименование производной должности «ведущий» предусматривается для специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование, при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет функциональное, координационное или методическое руководство подчиненными ему исполнителями либо на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения). Исключение составляют наименования производных должностей, особенности содержания должностных обязанностей которых предусмотрены соответствующими квалификационными характеристиками. Наименование должности с применением производной «ведущий» является самостоятельной должностью, которая не категорируется. Общими положениями ЕКСД четко разделены две категории служащих с применением производной должности «главный». Так, указанная должность может устанавливаться по кодам с соблюдением определенных условий: Согласно пункту 12 Общих положений ЕКСД на должности служащих в порядке исключения могут быть назначены (приняты на работу) лица, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе, другие факторы. Как и прежде специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, нанимателем в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии может быть присвоена квалификационная категория при условии наличия у данного специалиста опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях. Более высокую квалификационную категорию специалисту в порядке исключения наниматель вправе присваивать также с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов. Условия и порядок присвоения квалификационных категорий по оговоренным выше основаниям, а также критерии оценки эффективности труда специалиста определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте (пункт 20). Нововведением Общих положений ЕКСД является указание о том, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования» (часть пятая пункта 9). Кроме того, при приеме служащего на работу (переводе его на другую должность) нанимателем могут устанавливаться дополнительные требования к образованию, а также опыту и стажу работы в зависимости от вида экономической деятельности организации (структурного подразделения), особенностей организации труда, характера трудовой функции и других факторов (часть шестая пункта 9). В отношении новой редакции Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) следует отметить, что ЕТКС обязателен для применения в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и является техническим нормативным правовым актом, цель которого – создание необходимых условий для рационального распределения трудовых функций между рабочими в зависимости от сложности и напряженности труда, уровня их квалификации, обеспечение единства при определении их обязанностей. Наименование профессии рабочего должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС, с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами. В тех случаях, когда рабочий выполняет работу разных профессий, наименование профессии устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ. Ранее действовавшие Общие положения ЕТКС, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, дополнены нормой о том, что присвоение рабочим квалификационных разрядов производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, предусмотренных ЕТКС, с учетом заключений квалификационной комиссии. Присвоение рабочему квалификационного разряда производится с учетом сложности самостоятельно выполняемых работ, имеющихся в организации, результатов прохождения итоговой аттестации при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (пункт 12). А.А.Ризер, заместитель начальника управления правовой и методологической работы РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» Смотрите также:
Новации законодательства в области трудового права
82.52kb.
1. Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Принципы трудового права. Источники (формы) трудового права
204.14kb.
Основы конституционного права
940.03kb.
При рассмотрении проблемы понятия права ни коим образом нельзя оставить в стороне вопрос об определении (дефиниции) права. В определении всегда выражается суть понятия права. Последнее есть сложнейшее явление
50.79kb.
О понятии трудового процессуального правоотношения
88.13kb.
1. Целями трудового законодательства Туркменистана являются установление государственных гарантий трудовых прав граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей
2383.13kb.
Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности е. А. Суханов, В. Ф. Яковлев
179.53kb.
Программа по дисциплине «теория государства и права» Методологические основы научного понимания государства и права
203.25kb.
Тематика рефератов по социологии права
25.43kb.
Литература по дисциплине «соотношение норм международного права и российского уголовно-процессуального законодательства»
59.96kb.
Труд женщин регулируется как общими, так и специальными нормами права. Это связано с необходимостью установления дополнительных гарантий указанной категории работников. В частности, гл
472.13kb.
Программа приватизации разработан в соответствии с требованиями Областного закона от 18 июля 2002 года n 255-зс "О приватизации государственного имущества Ростовской области", бюджетного законодательства
81.61kb.
|