Главная страница 1

Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


О преподавании физики

в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

в 2012-2013 учебном году
Методическое письмо
Школьный курс физики  основной компонент естественнонаучного образования школьников. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

В 2012/2013 учебном году при организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться перечисленными ниже нормативными документами:



  • Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями)

(минобрнауки.рф/документы/884). (//www.edu.ru)

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14)

(http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/), (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html).

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14)

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.

  • Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

(http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m241.html).

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

(http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/t7-2.html).

  • Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» (с изменениями)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html). Следует обратить внимание на изменение структуры федеральных перечней на 2012/2013 учебный год. В подразделе федерального перечня «Основное общее образование» появился подраздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования». Структура и содержание УМК, попавших в этот раздел, подверглись изменениям с целью достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.


Об использовании базисного учебного плана 2004 года
Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VIIIX классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов на 3 года) из них 61 лабораторная работа. На старшей ступени обучения на базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов на 2 года) из них 16 лабораторных работ; на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов на 2 года) их них 22 лабораторные работы и 40 часов - физический практикум.

Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при организации обучения в универсальных классах.

В классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно - спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю. Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, созданы учебники, соответствующие требованиям стандарта, опубликована примерная программа (см. «Естествознание в школе», №3, 2004; Информационный бюллетень: Официальные документы в образовании, №26, сентябрь, 2004).

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике, школа может увеличить число часов на изучение физики путём предоставления возможности выбора элективных предметов по физике.
О рабочих программах по физике
Основным документом для учителя является рабочая программа, которая составляется непосредственно самим учителем с учетом специфики класса, школы, контингента обучающихся, количества часов, отводимых на изучение предмета на данном этапе обучения.

В качестве основы для составления рабочей программы должна использоваться примерная программа общего образования для данной ступени обучения.

Возможно использование авторских программ, но только при условии, что выбранная программа соответствует БУП и стандарту 2004 года. Авторские программы опубликованы в следующих сборниках:


  • Рабочие программы. Физика 7-9 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012.

  • Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

  • Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  • Физика. Естествознание. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.


Примерная структура рабочей программы включает следующие компоненты:
- титульный лист;

- пояснительная записка;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- учебно-тематический план;

- содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины;

- формы и средства контроля;

- перечень учебно-методических средств обучения;

- списки литературы (включая электронные ресурсы) для учителя и учащихся;

- календарно-тематическое планирование.

О составлении календарно-тематического

планирования с учетом подготовки к ЕГЭ и ГИА

В связи с тем, что многие выпускники школы выбирают ЕГЭ по физике, учителю рекомендуется осуществлять систематическую подготовку школьников для выполнения различного уровня тестовых заданий теоретического и практического характера, образцы которых приведены в различных сборниках учебно-тренировочных материалов для подготовки учащихся к экзамену. В содержании учебного материала, изучаемого на уроках в 10 -11 классах необходимо особо обращать внимание учащихся на соответствие изучаемых вопросов кодификатору ЕГЭ по физике.

Рекомендуется при проведении контрольных работ использовать материалы, опубликованные на официальном информационном портале www.ege.edu.ru. На уроках физики и при выполнении домашних заданий по каждой теме, изучаемой в 10 или 11 классах, полезно использовать открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, размещённый на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru), и материалы пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ:

- А. А Фадеева. ЕГЭ 2013 Физика. Тренировочные задания.- М.: Эксмо, 2012

- А. А Фадеева. ЕГЭ 2013 Физика. Тематические тренировочные задания.- М.: Эксмо, 2012

- Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов. ЕГЭ 2013. Физика. Сборник заданий. - М.: Эксмо, 2012.

- Н.И Зорин. Физика, Решение задач. Сдаем без проблем.- М.: - Эксмо, 2012

- Вадим Муранов. Физика. Теория, тренинги, решения. - М.: Учительская газета, 2012

Е.А. Вишнякова, В.И. Зинковский, М.В. Семенов, А.А. Якута, Физика. Диагностические работы в формате ЕГЭ.- М.: МЦНМО, 2102

- ЕГЭ: 2012: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2012.

- Н.И. Зорин. ГИА-2013. Физика. Тренировочные задания. 9 класс. – М.: Эксмо, 2012

- ГИА – 2012: экзамен в новой форме. 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю.Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.



Об организации практической работы учащихся по физике
В учебном процессе по физике могут использоваться следующие формы практической деятельности: фронтальный эксперимент, эксперимент, проводимый учащимися, практическая работа, лабораторная работа.

Фронтальный эксперимент проводится на учительском столе с целью наглядной демонстрации изучаемого процесса или явления с использованием специального демонстрационного оборудования.

Ученический эксперимент проводится на специально оборудованных ученических столах с целью формирования и закрепления у учащихся практических умений с использованием лабораторного ученического оборудования по комплекту на каждого ученика или пару учащихся, с обязательным инструктажем по технике безопасности. По времени такая форма работы занимает лишь некоторую часть урока, а отметка за нее может выставляться с целью поощрения наиболее активных учащихся по усмотрению учителя.

Практическая работа, как правило, не требует специального оборудования и может проводиться учащимися как в классе под руководством учителя, так и дома самостоятельно, при условии безопасности используемых материалов. На проведение практической работы на уроке рекомендуется отводить не более 30 минут. Оценивать практические работы учитель может выборочно и по своему усмотрению.

Лабораторная работа должна проводиться в кабинете физики на специально оборудованных столах и с использованием лабораторного оборудования. При этом не допускается использование неисправного или нестандартного оборудования. При проведении инструктажа перед выполнением лабораторных работ обязательно делается запись в журнале. Время проведения лабораторной работы составляет 45 минут, однако в некоторых случаях оно может быть увеличено до 90 минут. Отметка за лабораторную работу выставляются обязательно всем учащимся в клетку журнала с датой фактического выполнения работы.
Об оснащении кабинета физики оборудованием, необходимым для реализации общеобразовательных программ на базовом и профильном уровнях по предметам инвариантной части учебного плана.
В соответствии с Законом об образовании (2008 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к: …2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе … материально-техническим и иным условиям». Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и его развития в Стандарте общего образования второго поколения (Материалы РАО. www.standart.edu.ru). Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.

Требования содержат 3 раздела.

В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.

Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.

Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.

В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.

Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование.

Практика показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем недостаточна. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка программ обновления материально-технической базы. Рекомендуется использовать сайт: http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54697



О преподавании физики на второй ступени общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предполагает изучение физики на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни, обуславливая тем самым достижение результатов изучения школьного курса «Физика», приведенных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» основной школы.

Таким образом, для составления рабочих программ и организации учебного процесса по физике для классов второй ступени общего образования учителю предлагаются следующие рекомендации:



  • при обучении физике реализовывать феноменологический подход, который заключается в «разворачивании» перед учащимися всего спектра природных явлений и процессов. Основной задачей при этом становится формирование у учащихся представлений о многообразии природных явлений, физических величинах как качественных и количественных характеристиках этих явлений, способах описания явлений и процессов с помощью физических законов, о наблюдениях и эксперименте как главных источниках физических знаний, способах представления и интерпретации информации. Для решения данной задачи необходимо организовывать на уроках самостоятельную поисковую деятельность учащихся, результатами которой должны быть: выявление физических зависимостей, закономерностей, «открытие» физических законов, разрешение проблемных ситуаций. Для такой организации занятий необходимо отказаться от традиционного математического вывода формул и свести к минимуму объяснение материала учителем.

  • Одним из требований стандарта по физике является формирование практических умений и в частности - решение физических задач. Для достижения этого требования необходимо сократить количество расчетных задач с числовыми данными, так как вычисления времязатратны и малополезны для развития физического мышления учащихся, вместо них лучше решать задачи в общем виде, ответом которых является рабочая формула. Это должно способствовать формированию понимания универсальности физических законов. Качественные задачи с этой точки зрения, лучше формулировать как проблемные вопросы или ситуации. Данный подход должен способствовать более глубокому пониманию физики. Так же следует обратить внимание на использование заданий с различной формой представления информации: текстовые, графические, с использованием рисунков, диаграмм и т. д., что будет способствовать лучшей подготовке учащихся к итоговой аттестации.

  • В состав контрольных и проверочных работ необходимо включать задания, проверяющие не только знания и умения по предмету, но и надпредметные умения. Как правило, это задания межпредметного характера и задания на проверку сформированности мыслительных действий, таких как анализ, синтез, сравнение и др.

Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.

Информация об учебно-методических комплектах по физике для 7-9 классов, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях области представлена ниже.
Изучение физики в основной школе может быть реализовано в области на основе использования следующих учебников:


№ п/п

Авторы, название учебника

Уровень обучения

Класс

Издательство

1

Пёрышкин А.В. Физика.
Пёрышкин А.В. Физика.
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.

Базовый

2 ч


7
8
9

Дрофа
Дрофа
Дрофа

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


2

Грачев А. В. Физика
Грачев А. В. Физика
Грачев А.В. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

ВЕНТАНА-ГРАФ
ВЕНТАНА-ГРАФ
ВЕНТАНА-ГРАФ

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


3

Генденштейн Л. Э. Физика
Генденштейн Л. Э. Физика
Генденштейн Л. Э. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Мнемозина
Мнемозина
Мнемозина

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


4

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Физика
Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика
Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Мнемозина
Мнемозина
Мнемозина

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


5

Пинский А.А. Физика
Пинский А.А. Физика
Пинский А.А. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Просвещение
Просвещение
Просвещение

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


6

Громов С В., Родина Н.А. Физика
Громов СВ., Родина Н.А. Физика
Громов СВ., Родина Н.А. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Просвещение
Просвещение
Просвещение

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


7

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Дрофа
Дрофа
Дрофа

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


8

Разумовский В. Г, Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

Разумовский В.Г. Орлов В.А., Никифоров Г.Г.

и др. Физика



Базовый

2 ч


7
8
9

ВЛАДОС
ВЛАДОС
ВЛАДОС

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


9

Фадеева А. А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика
Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика
Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Просвещение
Просвещение
Просвещение

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч



10

Гуревич А.Е. Физика
Гуревич А.Е. Физика
Гуревич А.Е. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Дрофа
Дрофа
Дрофа

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


11

Степанова Г. Н. Физика
Степанова Г. Н. Физика
Степанова Г. Н. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Русское слово
Русское слово
Русское слово

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


12

Изергин Э. Т. Физика
Изергин Э. Т. Физика
Изергин Э. Т. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Русское слово
Русское слово
Русское слово

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


13

Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев

Ю. А.. Физика

Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев

Ю. А.. Физика

Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев

Ю. А.. Физика




Базовый

2 ч


7
8
9

Просвещение
Просвещение
Просвещение

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


14

Кабардин О. Ф. Физика
Кабардин О. Ф. Физика
Кабардин О. Ф. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Просвещение
Просвещение
Просвещение

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


15

Минькова Р. Д., Иванов А. И. Физика
Минькова Р. Д., Иванов А. И. Физика
Минькова Р. Д., Иванов А. И. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

Астрель
Астрель
Астрель

Базовый

2 ч


Базовый

2 ч


16

Хижнякова, Л. С., Синявина А. А. Физика
Хижнякова, Л. С., Синявина А. А. Физика
Хижнякова, Л. С., Синявина А. А. Физика

Базовый

2 ч


7
8
9

ВЕНТАНА-ГРАФ
ВЕНТАНА-ГРАФ
ВЕНТАНА-ГРАФ


Базовый

2 ч


Базовый

2 ч




Линия А.В. Пёрышкина :

- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг.

- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг

- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг.

Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике:

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.drofa.ru.

Линия А. В. Грачева:

- Грачев А. В. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

- Грачев А. В. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, Е. А. Вишнякова - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

- Грачев А.В. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, П. Ю. Боков.- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

• Грачев А. В. Физика. Программы: 7-9 классы, 10-11 классы/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2007.

В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.vgf.ru.


Линия Генденштейна Л. Э.

- Генденштейн Л. Э. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2012 гг.

- Генденштейн Л. Э. Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2012 гг.

- Генденштейн Л. Э. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2012 гг.

• Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С. А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru.


Линия Н.М. Шахмаева:

- Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2008-2012 гг

- Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2008-2012 гг

- Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008-2012 гг.

Этим учебникам соответствует программа (автор В.А. Коровин), опубликованная на стр. 53 – 61 в сборнике:

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. и др. имеются в пособии:

• Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 7 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дика, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 8 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 9 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru.


Линия Пинского А. А.

- Пинский А.А. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2012 гг.

- Пинский А.А., Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, И. В. Гребнев и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2012гг.

- Пинский А.А., Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2012 гг.


Линия С. В. Громова:

- Громов С В., Родина Н.А. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2012 гг.

- Громов СВ., Родина Н.А. Физика-8-: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2012 гг.

- Громов СВ., Родина Н.А. Физика-9-: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2012 гг.


• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

• Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 7 класс/ В. А. Волков, С. Е. Полянский – М.: ВАКО, 2005-2009 гг.

• Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 8 класс/ С. Е. Полянский – М.: ВАКО, 2005-2009 гг.

• Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 9 класс/ В. А. Волков – М.: ВАКО, 2005-2009 гг.


Линия Пурышевой Н. С.

- Пурышева Н.С. Физика 7: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С Пурышева, Н.Е.. Важеевская – М.: Дрофа, 2008-2012 гг.

- Пурышева Н.С. Физика 8: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг

- Пурышева Н.С. Физика 9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С Пурышева, Н.Е.. Важеевская, В.М Чаругин – М.: Дрофа, 2008-2012 гг.


• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
Линия Разумовского В. Г., Орлова В. А.

- Разумовский В.Г. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2012 гг.

- Разумовский В.Г. Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2012 гг.

- Разумовский В.Г. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Г.Г. Никифоров и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2012 гг.


• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
Линия Фадеевой А. А.

- Фадеева А. А. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева, А. В. Засов, Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2012 гг.

- Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева, А. В. Засов, Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2012 гг.

- Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева., А. В. Засов., Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2012 гг.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Линия Гуревича А. Е.

- Гуревич А.Е. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2012 гг

- Гуревич А.Е. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2012 гг

- Гуревич А.Е. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2012 гг


Линия Степановой Г. Н.

- Степанова, Г. Н. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011-2012 гг

- Степанова, Г. Н. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011-2012 гг

- Степанова, Г. Н. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011-2012 гг


Линия Изергина Э. Т.

- Изергин, Э. Т. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011-2012 гг

- Изергин, Э. Т. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011-2012 гг

- Изергин, Э. Т. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011-2012 гг




Линия Белага В.В., Ломаченкова И. А.

- Белага, В. В. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев - М.: Просвещение, 2011-2012 гг

- Белага, В. В. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев - М.: Просвещение, 2011-2012 гг

- Белага, В. В. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев - М.: Просвещение, 2011-2012 гг


Линия Кабардина О. Ф.

- Кабардин, О. Ф. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2011-2012 г

- Кабардин, О. Ф. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2011-2012 г

- Кабардин, О. Ф. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2011-2012 г



Линия Миньковой Р. Д., Иванова А. И.

- Минькова, Р. Д. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Минькова, А. И. Иванов - М.: Астрель, 2011-2012 г

- Минькова, Р. Д. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Минькова, А. И. Иванов - М.: Астрель, 2011-2012 г

- Минькова, Р. Д. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Минькова, А. И. Иванов - М.: Астрель, 2011-2012 г


Линия Хижняковой Л. С., Синявиной А. А.

- Хижнякова, Л. С. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина - М.: Вентана-Граф, 2011-2012 г

- Хижнякова, Л. С. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина - М.: Вентана-Граф, 2011-2012 г

- Хижнякова, Л. С. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина - М.: Вентана-Граф, 2011-2012 г


При изучении физики в основной школе рекомендуется использовать:

• Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. (см. www.prosv.ru).


В 2012 году вышел сборник рабочих программ к УМК А. В. Перышкина, ЕМ. Гутник, УМК Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, УМК А.Е. Гуревича. Данные линии соответствуют Федеральному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников. Полное название этого сборника:



Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.: Дрофа, 2012. – 398, [2] с.
О преподавании физики на третьей ступени общего образования
На старшей ступени общего образования изучение физики должно ориентироваться на изучение основ физических теорий в соответствии с результатами обучения физике, приведенных в разделе стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников» старшей ступени общего образования на базовом и профильном уровнях.

В стандарте базового уровня акцент делается на изучение физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных физических взглядов, на формирование у них представлений о единой физической картине Мира.

В стандарте профильного уровня основной целью является овладение курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Обязательный минимум содержания образовательных программ государственного стандарта включает два компонента: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть усвоены (знаниевый компонент), и перечень видов деятельности, которыми должен овладеть ученик (деятельностный компонент).

Для учащихся, изучающих физику на базовом уровне, с одной стороны, обучение должно носить более описательный, практикоориентированный характер, что позволит им, используя приобретенные знания и умения, в повседневной жизни грамотно и безопасно пользоваться бытовыми техническими устройствами, транспортными средствами, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности и принимать активное участие в решении глобальных экологических проблем, в сохранении окружающей среды. С другой стороны, в процессе изучения физики у учащихся должно формироваться научное мировоззрение, развиваться логическое мышление, интеллектуальные способности, познавательный интерес. Таким образом, для решения этой задачи в процессе изучения физики основное внимание следует уделять освоению методов научного познания окружающего мира, убежденности в его познаваемости и формированию такого ключевого понятия как единая физическая картина Мира, что достигается с помощью внутрипредметных и межпредметных связей на основе фундаментальных законов физики.

Изучение физики на профильном уровне подразумевает, что эти учащиеся планируют дальнейшее обучение по специальностям физико-математического или физико-технического профиля, поэтому для них изучение предмета должно носить научный характер, что достигается не просто увеличением объема знаний, а, в первую очередь, обеспечением условий для освоения учащимися физических методов познания природы, понимания смысла физических величин и их зависимостей, физических законов, умения решать физические задачи, объяснять явления природы с научной точки зрения, устанавливать причинно- следственные связи.

Для изучения физики в 10 – 11 классах на базовом (2 часа в неделю) и профильном (5 часов в неделю) уровнях в 2012 – 2013 учебном году рекомендуется использовать учебники:


№ п/п

Авторы,

название учебника



уровень обучения

Класс

Издательство

1


Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

( Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А). Физика.



базовый

2 ч


10

Просвещение

профильный

5 ч


Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.

( Под ред. Николаева В.И., Парфентьевой Н.А). Физика.



базовый

2 ч


11

Просвещение

профильный

5 ч

2

Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др. под ред. Мякишева Г.Я. Механика



профильный

5 ч

10

Дрофа


Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Молекулярная физика. Термодинамика

профильный

5 ч


10

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Электродинамика

профильный

5 ч


10-11

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Колебания и волны

профильный

5 ч


11

Дрофа

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Оптика. Квантовая физика

профильный

5 ч


11

Дрофа

3

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика

базовый

2 ч


10

Илекса

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика

базовый

2 ч


11

Илекса

4

Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Физика

базовый

2 ч


10

Мнемозина

Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Физика

базовый

2 ч


11

Мнемозина

5

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика.

базовый

2 ч


10

Мнемозина

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика.

базовый

2 ч


11

Мнемозина

6

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика.

профильный

5 ч


10

Мнемозина

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика.

профильный

5 ч


11

Мнемозина

7

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др.

Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика.



профильный

5 ч


10

Просвещение

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика.

профильный

5 ч


11

Просвещение

8

Степанова Г .Н Физика


профильный

5 ч


10

Русское слово

Степанова Г .Н Физика


профильный

5 ч


11

Русское слово

9

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика

базовый

2 ч


10


Дрофа

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика

базовый

2 ч


11


Дрофа

10

Касьянов В.А. Физика

профильный

5 ч


10

Дрофа

Касьянов В.А. Физика

профильный

5 ч


11

Дрофа




11

Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика


базовый

2 ч


10

Просвещение

профильный

5 ч


Громов С.В., Шаронова Н.В., Левитан ЕЛ. Физика


базовый

2 ч


11

Просвещение

профильный

5 ч


12

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Майер В.В. и др. /Под ред. Разумовского В.Г., Орлова В.А. Физика


базовый

2 ч


10

ВЛАДОС

профильный

5 ч


Разумовский В.Г., Орлов В.А., Майер В.В. и др. /Под ред. Разумовского В.Г., Орлова В.А. Физика


базовый

2 ч


11

ВЛАДОС

профильный

5 ч


13

Чижов Г .А, Ханнанов Н. К. Физика

профильный

5 ч


10

Дрофа

Чижов Г .А, Ханнанов Н. К. Физика

профильный

5 ч


11

Дрофа

14

Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика


базовый

2 ч


10

Просвещение

Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика


базовый

2 ч


11

Просвещение

15

Под ред. Богданова К.Ю. Физика


базовый

2 ч


10

Просвещение

Под ред. Богданова К.Ю. Физика


базовый

2 ч


11

Просвещение

16

Грачев А.В., Погожев В.А., Салецкий А.М. Физика.

базовый



10

Вентана-Граф

профильный

5 ч


Грачев А.В., Погожев В.А., Салецкий А.М. Физика.

базовый



11

Вентана-Граф

профильный

5 ч




Линия Мякишева Г.Я.

Обеспечена программой (авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова) и учебно-тематическим планированием:

● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2009.

● Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.

В книге содержится поурочное планирование к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. для 10 класса и Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Чаругина В.М. для 11 класса. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов по темам курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 и 5 ч в неделю

( www.prosv.ru).
Линия Тихомировой С.А.

Учебники отличаются интересным и доступным изложением курса физики на базовом и профильном (разные учебники!) уровне, содержание соответствует образовательному стандарту, в каждом параграфе изложение материала сопровождается цветными рисунками, чего нет в других учебниках физики, выпускаемых другими издательствами. Имеется программа на 2(3) часа в неделю (базовый) и 5 ч в неделю (профильный) и учебно-тематическое планирование для 10 и 11 классов, выпущенная издательством «Мнемозина» в 2008 году. Материалы учебников позволят ученикам, желающим сдавать ЕГЭ по физике, на достаточно хорошем уровне подготовиться к итоговой аттестации (www. mnemozina. ru).



Линия учебников под ред. Пинского А. А., Кабардина О. Ф.

Учебники содержат последовательное изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, имеется программа, методическое пособие для учителя, дидактический материал по проведению физического практикума, чего нет для учебников других авторов, и сборник задач, позволяющий на высоком уровне готовить учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и к подготовке к ЕГЭ. Учебники этой линии уже не один год используются в образовательных учреждениях.

Линия обеспечена программой и поурочным планированием:

● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2009.

В учебном процессе рекомендуется использовать следующие пособия:

● Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Н.А. Парфентьева. – М.: Просвещение, 2007.

● Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2012гг.
Линия Генденштейна Л. Э. обеспечена задачником, мультимедийным приложением и программой.

Об элективных курсах
Концепция преподавания физики в старших классах на базовом и профильном уровнях определяет методические требования к реализации того или иного элективного курса. Элективный курс физики повышенного уровня должен иметь тематическое и временное согласование с основным курсом. Выбор такого элективного курса позволяет изучать выбранный предмет на углубленном уровне. В настоящее время имеется достаточное количество разработанных элективных курсов по физике, которые учитель может использовать в учебном процессе:
- Программы элективных курсов. Физика. 9 – 11 классы. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006.

- Физика. 8 – 9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Физика. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Учебное пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

- Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

- Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

- Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

- Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

- http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_fizika.asp
О подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам
Количество часов на изучение физики (2 часа на базовом уровне) не позволяет сельским школьникам составить конкуренцию учащимся городских лицеев и гимназий, где на изучение физики выделяются дополнительные часы (помимо 5 ч на профильном уровне). В целом по области не наблюдается существенного увеличения классов с углубленным изучением физики. Как правило, на олимпиадах успешно выступают учащиеся тех общеобразовательных учреждений, в которых сложилась своя система работы с одарёнными детьми.

При подготовке школьников к участию в олимпиадах учителю следует руководствоваться «Программой заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике», которая содержится в сборнике «Методический справочник учителя физики / Составители Демидова М.Ю., Коровин В.А. – М.: Мнемозина, 2003». Задачи олимпиадного уровня в основном посильны для хорошо подготовленных учеников, занимающихся по программе углубленного изучения предмета, а также школьникам, проявляющим повышенный интерес к изучению физики. Результаты призёров областных олимпиад это подтверждают. Победителями и призёрами становятся, как правило, учащиеся тех учебных заведений, которые выделяют дополнительные часы на проведение элективных курсов и индивидуальных занятий по физике. Хорошие результаты на олимпиадах имеют школьники, которые под руководством учителя дополнительно занимаются в заочных физико-математических школах при ведущих вузах страны (МГУ, МФТИ, МЭИ и др.), участвуют в ежегодных открытых олимпиадах и конкурсах (таких, например, как «Авангард», «Шаг в будущее»), а также в дистанционных соревнованиях по Интернету.



Рекомендуемая литература:
- Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.

- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

- Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.

- И. Л. Касаткина. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Изд-е 2-е исправленное и переработанное / Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 - 832 с.

- И. Л. Касаткина. Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра. Изд-е 3-е исправленное и переработанное / Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 832 с.

- Резницкий Э.Л. Физика. Задачник-репетитор. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – Ч. 1 / Э.Л. Резницкий. - М.: Просвещение, 2012.- 352с

- Ч. 2 / Э.Л. Резницкий. – М.: Просвещение, 2012.- 318с

- Ч. 3 / Э.Л. Резницкий. – М.: Просвещение, 2012.- 224с
О методической поддержке учителей физики
В 2012-2013 учебном году на базе КРИПКиПРО проводятся следующие семинары для учителей физики:

Проблемно-ориентированные семинары


№ п/п

Тема

Дата и время

проведения



Место

проведения



Ответственный

в КРИПКиПРО



1

Особенности аттестации учителя физики на первую и высшую квалификационные категории (критерии и показатели)

04.10.2012 г.

11.00 ч


КРИПКиПРО

Урванцева Л.Д


2

ЕГЭ по физике: итоги и перспективы

10.04.2013 г.

11.00 ч


КРИПКиПРО

Урванцева Л.Д.


Постоянно действующий семинар

«Школьное физическое образование в условиях перехода на ФГОС»


№ п/п

Категория

Тема

Дата и время

проведения



Место проведения

Ответственный

в КРИПКиПРО



1

Руководители методических объединений, учителя физики

Подготовка учителей физики к внедрению ФГОС второго поколения в основной школе

28.02.2013 г.

11.00 ч


Организационный координационный отдел управления образования Прокопьевского района

Урванцева Л.Д.

Веб-семинар для педагогических работников


№ п/п

Категория

Тема

Дата и время

проведения



Ответственный

в КРИПКиПРО



1

Руководители методических объединений, учителя физики

Примерная программа развития универсальных учебных действий

24.01.2013 г.

11.00 ч


Урванцева Л.Д.


Составители:

Методист по физике

кафедры естественнонаучных и

математических дисциплин КРИПКиПРО



Л.Д.Урванцева

учитель физики МБОУ « Лицей № 62»



Баникевич Н. Г




Смотрите также:
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году Методическое письмо
344.16kb.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2011-2012 учебном году
285.34kb.
Русский язык
521.59kb.
Анализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год в 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области»
3754.36kb.
«Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»
528.94kb.
Премия Менегетти 2013 за исследования в области экономики, медицины, физики и философии
170.57kb.
Государственная символика Кемеровской области Слайд №1 Кузбасс встречает свой юбилей Слайд №2 Описание герба Кемеровской области
123.68kb.
Отчет о работе мо учителей начальных классов в 2010-2011 учебном году
398.64kb.
Профилактика зависимого поведения. Компьютерная и интернет зависимости Совместно с психологом наркодиспансера №6 г. Москвы, Кайдашевой Н. Н
32.79kb.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году география 10 класс Время выполнения: 60 минут
28.77kb.
Методическое обеспечение для гр. Усз-10 на 5 семестр 2012-2013 уч года
527.77kb.
Кемеровская область
439.27kb.