Главная |
страница 1
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году Методическое письмо Школьный курс физики основной компонент естественнонаучного образования школьников. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. В 2012/2013 учебном году при организации учебного процесса по физике в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться перечисленными ниже нормативными документами:
(минобрнауки.рф/документы/884). (//www.edu.ru)
(http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/), (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html).
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.
(http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m241.html).
(http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/t7-2.html).
Об использовании базисного учебного плана 2004 года Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VII–IX классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов на 3 года) из них 61 лабораторная работа. На старшей ступени обучения на базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов на 2 года) из них 16 лабораторных работ; на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов на 2 года) их них 22 лабораторные работы и 40 часов - физический практикум. Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей. Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при организации обучения в универсальных классах. В классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно - спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю. Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, созданы учебники, соответствующие требованиям стандарта, опубликована примерная программа (см. «Естествознание в школе», №3, 2004; Информационный бюллетень: Официальные документы в образовании, №26, сентябрь, 2004). При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике, школа может увеличить число часов на изучение физики путём предоставления возможности выбора элективных предметов по физике. В качестве основы для составления рабочей программы должна использоваться примерная программа общего образования для данной ступени обучения. Возможно использование авторских программ, но только при условии, что выбранная программа соответствует БУП и стандарту 2004 года. Авторские программы опубликованы в следующих сборниках:
Примерная структура рабочей программы включает следующие компоненты: - титульный лист; - пояснительная записка; - требования к уровню подготовки учащихся; - учебно-тематический план; - содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины; - формы и средства контроля; - перечень учебно-методических средств обучения; - списки литературы (включая электронные ресурсы) для учителя и учащихся; - календарно-тематическое планирование. В связи с тем, что многие выпускники школы выбирают ЕГЭ по физике, учителю рекомендуется осуществлять систематическую подготовку школьников для выполнения различного уровня тестовых заданий теоретического и практического характера, образцы которых приведены в различных сборниках учебно-тренировочных материалов для подготовки учащихся к экзамену. В содержании учебного материала, изучаемого на уроках в 10 -11 классах необходимо особо обращать внимание учащихся на соответствие изучаемых вопросов кодификатору ЕГЭ по физике. Рекомендуется при проведении контрольных работ использовать материалы, опубликованные на официальном информационном портале www.ege.edu.ru. На уроках физики и при выполнении домашних заданий по каждой теме, изучаемой в 10 или 11 классах, полезно использовать открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, размещённый на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru), и материалы пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ: - А. А Фадеева. ЕГЭ 2013 Физика. Тренировочные задания.- М.: Эксмо, 2012 - А. А Фадеева. ЕГЭ 2013 Физика. Тематические тренировочные задания.- М.: Эксмо, 2012 - Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов. ЕГЭ 2013. Физика. Сборник заданий. - М.: Эксмо, 2012. - Н.И Зорин. Физика, Решение задач. Сдаем без проблем.- М.: - Эксмо, 2012 - Вадим Муранов. Физика. Теория, тренинги, решения. - М.: Учительская газета, 2012 Е.А. Вишнякова, В.И. Зинковский, М.В. Семенов, А.А. Якута, Физика. Диагностические работы в формате ЕГЭ.- М.: МЦНМО, 2102 - ЕГЭ: 2012: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2012. - Н.И. Зорин. ГИА-2013. Физика. Тренировочные задания. 9 класс. – М.: Эксмо, 2012 - ГИА – 2012: экзамен в новой форме. 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю.Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. Об организации практической работы учащихся по физике В учебном процессе по физике могут использоваться следующие формы практической деятельности: фронтальный эксперимент, эксперимент, проводимый учащимися, практическая работа, лабораторная работа. Фронтальный эксперимент проводится на учительском столе с целью наглядной демонстрации изучаемого процесса или явления с использованием специального демонстрационного оборудования. Ученический эксперимент проводится на специально оборудованных ученических столах с целью формирования и закрепления у учащихся практических умений с использованием лабораторного ученического оборудования по комплекту на каждого ученика или пару учащихся, с обязательным инструктажем по технике безопасности. По времени такая форма работы занимает лишь некоторую часть урока, а отметка за нее может выставляться с целью поощрения наиболее активных учащихся по усмотрению учителя. Практическая работа, как правило, не требует специального оборудования и может проводиться учащимися как в классе под руководством учителя, так и дома самостоятельно, при условии безопасности используемых материалов. На проведение практической работы на уроке рекомендуется отводить не более 30 минут. Оценивать практические работы учитель может выборочно и по своему усмотрению. Лабораторная работа должна проводиться в кабинете физики на специально оборудованных столах и с использованием лабораторного оборудования. При этом не допускается использование неисправного или нестандартного оборудования. При проведении инструктажа перед выполнением лабораторных работ обязательно делается запись в журнале. Время проведения лабораторной работы составляет 45 минут, однако в некоторых случаях оно может быть увеличено до 90 минут. Отметка за лабораторную работу выставляются обязательно всем учащимся в клетку журнала с датой фактического выполнения работы. Требования содержат 3 раздела. В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике. Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума. В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования. Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др. В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.). При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование. Практика показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем недостаточна. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка программ обновления материально-технической базы. Рекомендуется использовать сайт: http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54697 О преподавании физики на второй ступени общего образования Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предполагает изучение физики на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни, обуславливая тем самым достижение результатов изучения школьного курса «Физика», приведенных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» основной школы. Таким образом, для составления рабочих программ и организации учебного процесса по физике для классов второй ступени общего образования учителю предлагаются следующие рекомендации:
Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год. Информация об учебно-методических комплектах по физике для 7-9 классов, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях области представлена ниже.
Линия А.В. Пёрышкина : - Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг. - Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг - Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг. Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике: • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009. В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.drofa.ru. - Грачев А. В. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ - Грачев А. В. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, Е. А. Вишнякова - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ - Грачев А.В. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, П. Ю. Боков.- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ • Грачев А. В. Физика. Программы: 7-9 классы, 10-11 классы/ А. В.Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2007. В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.vgf.ru. Линия Генденштейна Л. Э. - Генденштейн Л. Э. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2012 гг. - Генденштейн Л. Э. Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2012 гг. - Генденштейн Л. Э. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.: Мнемозина, 2009-2012 гг. • Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С. А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007. Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru. Линия Н.М. Шахмаева: - Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2008-2012 гг - Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2008-2012 гг - Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008-2012 гг. Этим учебникам соответствует программа (автор В.А. Коровин), опубликованная на стр. 53 – 61 в сборнике: • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009. Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. и др. имеются в пособии: • Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007. • Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 7 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дика, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010. • Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 8 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010. • Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 9 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010. Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru. Линия Пинского А. А. - Пинский А.А. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2012 гг. - Пинский А.А., Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, И. В. Гребнев и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2012гг. - Пинский А.А., Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев и др. под ред. Пинского А. А., Разумовского В. Г. – М.: Просвещение, 2008-2012 гг. Линия С. В. Громова: - Громов С В., Родина Н.А. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2012 гг. - Громов СВ., Родина Н.А. Физика-8-: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2012 гг. - Громов СВ., Родина Н.А. Физика-9-: учебник для общеобразовательных учреждений/ С В Громов., Н.А Родина – М.: Просвещение, 2009-2012 гг. • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009. • Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 7 класс/ В. А. Волков, С. Е. Полянский – М.: ВАКО, 2005-2009 гг. • Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 8 класс/ С. Е. Полянский – М.: ВАКО, 2005-2009 гг. • Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина и С. В. Громова, Н. А. Родиной, 9 класс/ В. А. Волков – М.: ВАКО, 2005-2009 гг. Линия Пурышевой Н. С. - Пурышева Н.С. Физика 7: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С Пурышева, Н.Е.. Важеевская – М.: Дрофа, 2008-2012 гг. - Пурышева Н.С. Физика 8: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг - Пурышева Н.С. Физика 9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С Пурышева, Н.Е.. Важеевская, В.М Чаругин – М.: Дрофа, 2008-2012 гг. • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009. Линия Разумовского В. Г., Орлова В. А. - Разумовский В.Г. Физика 7: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2012 гг. - Разумовский В.Г. Физика 8: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И Дик и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2012 гг. - Разумовский В.Г. Физика 9: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Г Разумовский, В. А. Орлов, Г.Г. Никифоров и др. – М.: ВЛАДОС, 2009-2012 гг. • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009. Линия Фадеевой А. А. - Фадеева А. А. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева, А. В. Засов, Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2012 гг. - Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева, А. В. Засов, Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2012 гг. - Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А Фадеева., А. В. Засов., Д. Ф. Киселев – М.: Просвещение, 2009-2012 гг. • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009. - Гуревич А.Е. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2012 гг - Гуревич А.Е. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2012 гг - Гуревич А.Е. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Е. Гуревич - М.: Дрофа, 2009-2012 гг Линия Степановой Г. Н. - Степанова, Г. Н. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011-2012 гг - Степанова, Г. Н. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011-2012 гг - Степанова, Г. Н. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Н. Степанова - М.: Русское слово, 2011-2012 гг Линия Изергина Э. Т. - Изергин, Э. Т. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011-2012 гг - Изергин, Э. Т. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011-2012 гг - Изергин, Э. Т. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Э. Т. Изергин - М.: Русское слово, 2011-2012 гг Линия Белага В.В., Ломаченкова И. А. - Белага, В. В. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев - М.: Просвещение, 2011-2012 гг - Белага, В. В. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев - М.: Просвещение, 2011-2012 гг - Белага, В. В. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев - М.: Просвещение, 2011-2012 гг Линия Кабардина О. Ф. - Кабардин, О. Ф. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2011-2012 г - Кабардин, О. Ф. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2011-2012 г - Кабардин, О. Ф. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2011-2012 г Линия Миньковой Р. Д., Иванова А. И. - Минькова, Р. Д. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Минькова, А. И. Иванов - М.: Астрель, 2011-2012 г - Минькова, Р. Д. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Минькова, А. И. Иванов - М.: Астрель, 2011-2012 г - Минькова, Р. Д. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Р. Д. Минькова, А. И. Иванов - М.: Астрель, 2011-2012 г Линия Хижняковой Л. С., Синявиной А. А. - Хижнякова, Л. С. Физика-7: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина - М.: Вентана-Граф, 2011-2012 г - Хижнякова, Л. С. Физика-8: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина - М.: Вентана-Граф, 2011-2012 г - Хижнякова, Л. С. Физика-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина - М.: Вентана-Граф, 2011-2012 г При изучении физики в основной школе рекомендуется использовать: • Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. (см. www.prosv.ru). В 2012 году вышел сборник рабочих программ к УМК А. В. Перышкина, ЕМ. Гутник, УМК Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, УМК А.Е. Гуревича. Данные линии соответствуют Федеральному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников. Полное название этого сборника: Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.: Дрофа, 2012. – 398, [2] с. О преподавании физики на третьей ступени общего образования На старшей ступени общего образования изучение физики должно ориентироваться на изучение основ физических теорий в соответствии с результатами обучения физике, приведенных в разделе стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников» старшей ступени общего образования на базовом и профильном уровнях. В стандарте базового уровня акцент делается на изучение физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных физических взглядов, на формирование у них представлений о единой физической картине Мира. В стандарте профильного уровня основной целью является овладение курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям в высших и средне-специальных учебных заведениях. Обязательный минимум содержания образовательных программ государственного стандарта включает два компонента: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть усвоены (знаниевый компонент), и перечень видов деятельности, которыми должен овладеть ученик (деятельностный компонент). Для учащихся, изучающих физику на базовом уровне, с одной стороны, обучение должно носить более описательный, практикоориентированный характер, что позволит им, используя приобретенные знания и умения, в повседневной жизни грамотно и безопасно пользоваться бытовыми техническими устройствами, транспортными средствами, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности и принимать активное участие в решении глобальных экологических проблем, в сохранении окружающей среды. С другой стороны, в процессе изучения физики у учащихся должно формироваться научное мировоззрение, развиваться логическое мышление, интеллектуальные способности, познавательный интерес. Таким образом, для решения этой задачи в процессе изучения физики основное внимание следует уделять освоению методов научного познания окружающего мира, убежденности в его познаваемости и формированию такого ключевого понятия как единая физическая картина Мира, что достигается с помощью внутрипредметных и межпредметных связей на основе фундаментальных законов физики. Изучение физики на профильном уровне подразумевает, что эти учащиеся планируют дальнейшее обучение по специальностям физико-математического или физико-технического профиля, поэтому для них изучение предмета должно носить научный характер, что достигается не просто увеличением объема знаний, а, в первую очередь, обеспечением условий для освоения учащимися физических методов познания природы, понимания смысла физических величин и их зависимостей, физических законов, умения решать физические задачи, объяснять явления природы с научной точки зрения, устанавливать причинно- следственные связи. Для изучения физики в 10 – 11 классах на базовом (2 часа в неделю) и профильном (5 часов в неделю) уровнях в 2012 – 2013 учебном году рекомендуется использовать учебники:
Линия Мякишева Г.Я. Обеспечена программой (авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова) и учебно-тематическим планированием: ● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2009. ● Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007. В книге содержится поурочное планирование к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. для 10 класса и Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Чаругина В.М. для 11 класса. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов по темам курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 и 5 ч в неделю Учебники отличаются интересным и доступным изложением курса физики на базовом и профильном (разные учебники!) уровне, содержание соответствует образовательному стандарту, в каждом параграфе изложение материала сопровождается цветными рисунками, чего нет в других учебниках физики, выпускаемых другими издательствами. Имеется программа на 2(3) часа в неделю (базовый) и 5 ч в неделю (профильный) и учебно-тематическое планирование для 10 и 11 классов, выпущенная издательством «Мнемозина» в 2008 году. Материалы учебников позволят ученикам, желающим сдавать ЕГЭ по физике, на достаточно хорошем уровне подготовиться к итоговой аттестации (www. mnemozina. ru). Линия учебников под ред. Пинского А. А., Кабардина О. Ф. Учебники содержат последовательное изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, имеется программа, методическое пособие для учителя, дидактический материал по проведению физического практикума, чего нет для учебников других авторов, и сборник задач, позволяющий на высоком уровне готовить учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и к подготовке к ЕГЭ. Учебники этой линии уже не один год используются в образовательных учреждениях. Линия обеспечена программой и поурочным планированием: ● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2009. В учебном процессе рекомендуется использовать следующие пособия: ● Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Н.А. Парфентьева. – М.: Просвещение, 2007. ● Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2012гг. - Физика. 8 – 9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. - Физика. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. - Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2007. - Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Учебное пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. - Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. - Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. - Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. - Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. При подготовке школьников к участию в олимпиадах учителю следует руководствоваться «Программой заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике», которая содержится в сборнике «Методический справочник учителя физики / Составители Демидова М.Ю., Коровин В.А. – М.: Мнемозина, 2003». Задачи олимпиадного уровня в основном посильны для хорошо подготовленных учеников, занимающихся по программе углубленного изучения предмета, а также школьникам, проявляющим повышенный интерес к изучению физики. Результаты призёров областных олимпиад это подтверждают. Победителями и призёрами становятся, как правило, учащиеся тех учебных заведений, которые выделяют дополнительные часы на проведение элективных курсов и индивидуальных занятий по физике. Хорошие результаты на олимпиадах имеют школьники, которые под руководством учителя дополнительно занимаются в заочных физико-математических школах при ведущих вузах страны (МГУ, МФТИ, МЭИ и др.), участвуют в ежегодных открытых олимпиадах и конкурсах (таких, например, как «Авангард», «Шаг в будущее»), а также в дистанционных соревнованиях по Интернету. Рекомендуемая литература: - Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007. - Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007. - Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005. - Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008. - Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. - Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005. - И. Л. Касаткина. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Изд-е 2-е исправленное и переработанное / Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 - 832 с. - И. Л. Касаткина. Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика. Элементы теории относительности. Физика атома и атомного ядра. Изд-е 3-е исправленное и переработанное / Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 832 с. - Резницкий Э.Л. Физика. Задачник-репетитор. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – Ч. 1 / Э.Л. Резницкий. - М.: Просвещение, 2012.- 352с - Ч. 2 / Э.Л. Резницкий. – М.: Просвещение, 2012.- 318с - Ч. 3 / Э.Л. Резницкий. – М.: Просвещение, 2012.- 224с
Постоянно действующий семинар «Школьное физическое образование в условиях перехода на ФГОС»
Веб-семинар для педагогических работников
Составители: Методист по физике кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО Л.Д.Урванцева учитель физики МБОУ « Лицей № 62» Баникевич Н. Г Смотрите также:
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году Методическое письмо
344.16kb.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса по предмету «иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2011-2012 учебном году
285.34kb.
Русский язык
521.59kb.
Анализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год в 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области»
3754.36kb.
«Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»
528.94kb.
Премия Менегетти 2013 за исследования в области экономики, медицины, физики и философии
170.57kb.
Государственная символика Кемеровской области Слайд №1 Кузбасс встречает свой юбилей Слайд №2 Описание герба Кемеровской области
123.68kb.
Отчет о работе мо учителей начальных классов в 2010-2011 учебном году
398.64kb.
Профилактика зависимого поведения. Компьютерная и интернет зависимости Совместно с психологом наркодиспансера №6 г. Москвы, Кайдашевой Н. Н
32.79kb.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году география 10 класс Время выполнения: 60 минут
28.77kb.
Методическое обеспечение для гр. Усз-10 на 5 семестр 2012-2013 уч года
527.77kb.
Кемеровская область
439.27kb.
|