Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2015. - 640 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет)
Учебник соответствует вузовской программе курса «Общая и социальная психология», отвечает современным дидактическим и методическим требованиям. В нем раскрываются система общепсихологических и социально-психологических понятий; сущность психики, психического образа; классификация психических явлений, закономерности познавательных процессов и психических состояний; психология личности, ее поведенческие особенности в социальной среде.
Специальные части посвящены социальной психологии и историческому развитию психологии. Книга содержит словарь психологических терминов. Учебник ориентирован на проблемы правовой регуляции и юридической деятельности, обеспечение общепсихологической подготовки при изучении юридической психологии.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами психологии.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
|
Раздел I. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. Общее понятие о психике человека. Развитие психики в эволюционном и историческом процессах. Психика и мозг — нейрофизиологические основы психики человека
|
|
Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии
|
1
|
§ 1. Предмет, задачи и принципы психологии
|
1
|
§ 2. Методы психологии
|
5
|
Глава 2. Понятие о психике человека.
|
|
Классификация психических явлений
|
8
|
§ 1. Понятие о психике человека
|
8
|
§ 2. Классификация психических явлений
|
12
|
Глава 3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма развития психики
|
16
|
§ 1. Развитие психики в процессе эволюции
|
16
|
§ 2. Антропопсихогенез — возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
|
23
|
§ 3. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
|
37
|
§ 4. Текущая организация сознания — внимание
|
42
|
Глава 4. Психика и мозг.
|
|
Нейрофизиологические основы психики человека
|
48
|
§ 1. Строение и функциональная организация нервной системы человека
|
48
|
§ 2. Принципы и законы высшей нервной деятельности
|
58
|
§ 3. Типологические особенности высшей нервной деятельности
|
66
|
§ 4. Психофизиологическая проблема — соотношение психического и физиологического
|
70
|
Раздел II. Психические процессы
|
|
I. Познавательные процессы
|
71
|
Глава 1. Ощущение
|
71
|
§ 1. Общее понятие об ощущениях
|
71
|
§ 2. Нейрофизиологические основы ощущений
|
72
|
§ 3. Классификация ощущений
|
75
|
§ 4. Общие психофизиологические закономерности ощущений
|
75
|
§ 5. Особенности отдельных видов ощущений
|
80
|
Глава 2. Восприятие
|
99
|
§ 1. Общее понятие о восприятии
|
99
|
§ 2. Нейрофизиологические основы восприятия
|
101
|
§ 3. Классификация восприятия
|
105
|
§4. Общие закономерности восприятия
|
105
|
§ 5. Особенности восприятия пространства и времени
|
123
|
§ 6. Индивидуальные различия в восприятии
|
132
|
§7. Восприятие человека человеком
|
133
|
§ 8. Восприятие человеком окружающей его предметной среды
|
136
|
Глава 3. Мышление
|
142
|
§ 1. Понятие о мышлении
|
142
|
§ 2. Классификация явлений мышления
|
144
|
§ 3. Закономерности мышления
|
150
|
§ 4. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач
|
152
|
§ 5. Творческое мышление
|
177
|
§ 6. Интеллект человека
|
180
|
Глава 4. Воображение
|
186
|
§ 1. Понятие о воображении
|
186
|
§ 2. Нейрофизиологические основы воображения
|
187
|
§ 3. Виды воображения
|
187
|
Глава 5. Память
|
192
|
§ 1. Понятие памяти
|
192
|
§ 2. Нейрофизиологические основы памяти
|
194
|
§ 3. Классификация явлений памяти
|
197
|
§ 4. Закономерности памяти
|
201
|
§ 5. Нарушения памяти
|
208
|
II. Эмоционально-волевая регуляция поведения
|
215
|
Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения
|
215
|
§ 1. Понятие об эмоциях
|
215
|
§ 2. Эмоциональные качества личности
|
218
|
§ 3. Физиологические основы эмоций и чувств
|
220
|
§ 4. Свойства и виды эмоций
|
224
|
§ 5. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
|
227
|
§ 6. Высшие эмоции — чувства
|
235
|
§ 7. Общие закономерности эмоций и чувств
|
240
|
Глава 7. Волевая регуляция поведения
|
246
|
§ 1. Понятие о воле
|
246
|
§ 2. Нейрофизиологические основы воли
|
249
|
§ 3. Структура волевой регуляции деятельности
|
249
|
§ 4. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий
|
252
|
§ 5. Сложные волевые действия
|
258
|
§ 6. Волевые качества личности
|
273
|
Раздел III. Психические состояния
|
|
Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
|
276
|
§ 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний
|
276
|
§ 2. Общефункциональные состояния психической активности
|
277
|
§ 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
|
279
|
§ 4. Кризисные состояния личности
|
292
|
§ 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
|
295
|
§ 6. Реактивные состояния
|
297
|
§ 7. Невротические состояния — неврозы
|
299
|
§ 8. Психопатия
|
301
|
§ 9. Умственная отсталость
|
304
|
§ 10. Агрессивное состояние
|
306
|
§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение)
|
307
|
Раздел IV. Психология личности
|
|
Глава 1. Личность и структура ее психических свойств
|
313
|
§ 1. Понятие личности. Личность и общество
|
313
|
§ 2. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности
|
316
|
§ 3. Социализация личности
|
320
|
§ 4. Структура психических свойств личности
|
327
|
Глава 2. Темперамент
|
330
|
§ 1. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов
|
330
|
§ 2. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции
|
334
|
Глава 3. Направленность личности
|
340
|
§ 1. Понятие направленности личности
|
340
|
§ 2. Потребности личности
|
341
|
§ 3. Мотивация поведения личности
|
345
|
Глава 4. Способности
|
351
|
§ 1. Понятие способности. Виды способностей
|
351
|
§ 2. Способности и задатки. Развитие способностей
|
352
|
Глава 5. Характер
|
355
|
§ 1. Понятие о характере
|
355
|
§ 2. Классификация черт характера
|
360
|
§ 3. Типы характера
|
368
|
§ 4. Акцентуации характера
|
372
|
§ 5. Полоролевые различия характера
|
375
|
§ 6. Национально-психологические особенности характера
|
378
|
§ 7. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека
|
380
|
Глава 6. Диагностика психических свойств личности
|
384
|
ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
|
Раздел V. Сущность и основные понятия социальной психологии
|
|
Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии
|
397
|
Глава 2. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения
|
404
|
§ 1. Понятие социальной общности, общества и социума
|
404
|
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
|
407
|
§ 3. Социально организованные общности. Их классификация
|
410
|
Глава 3. Социально-психологическая организация социальных групп
|
412
|
§ 1. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп
|
412
|
§ 2. Классификация малых социальных групп
|
413
|
§ 3. Социально-психологическая организация малой социальной группы
|
416
|
Глава 4. Психология общения и межличностных отношений
|
427
|
§ 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения
|
427
|
§ 2. Паралингвистические средства общения
|
429
|
§ 3. Психология межличностных отношений
|
433
|
§ 4. Формы межличностного психического взаимодействия
|
443
|
§ 5. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
|
445
|
§ 6. Психология конфликта
|
447
|
§ 7. Психология делового общения
|
452
|
§ 8. Психология маркетинга
|
467
|
§ 9. Психология менеджмента
|
483
|
Глава 5. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления
|
505
|
§ 1. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
|
505
|
§ 2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей
|
508
|
§ 3. Психология массовой коммуникации
|
510
|
§ 4. Психология социального управления
|
515
|
§ 5. Гражданское общество и психология гражданского самосознания
|
521
|
§ 6. Право как фактор социальной регуляции
|
523
|
Раздел VI. Историческое развитие психологии
|
|
Глава 1. Античные и древневосточные психологические воззрения
|
529
|
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья
|
532
|
Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения
|
534
|
Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII—XVIII вв
|
535
|
Глава 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX в
|
540
|
Глава 6. Зарубежные психологические школы XX в
|
549
|
Глава 7. Развитие нейрофизиологии и психологии в России в дореволюционный период
|
563
|
Глава 8. Развитие психологии в России в послереволюционный период
|
568
|
Терминологический словарь
|
578
|
Литература
|
607
|