Главная страница 1



1 Оценка результатов учебной деятельности

по учебным предметам

Русский языкв школах с русским языком обучения



и “Белорусский языкв школах с белорусским языком обучения
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку проводится в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Русский язык» («Белорусский язык»). Контролю и оценке подлежат:

уровень усвоения теоретического материала;

уровень сформированности учебно-языковых умений и навыков;

орфографическая и пунктуационная грамотность;

уровень коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков учащихся.
Устный опрос
Устный опрос является одним из методов проверки знаний учащихся по русскому (белорусскому) языку. Единицами контроля при устном опросе являются: связное изложение учащимися языковой теории (правило); языковой разбор (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический); развёрнутый ответ на вопросы по изучаемому материалу; комментирование выполнения практических заданий.

Критериями устного ответа являются:

1) знание теоретического материала и умение подтверждать его примерами (собственными или из учебника);

2) умение применять знания теоретического материала при выполнении практических заданий;

3) правильность речи (соблюдение языковых норм – произносительных, грамматических); логичность, последовательность, точность.

Оценка устного ответа





Баллы

Показатели оценки

1

1. Пытается ответить, но правило не формулирует даже фрагментарно; не может привести примеры.

2. Не может выполнить практические задания.

3. Речь несвязная, невыразительная, изобилует многочисленными недочётами


2

1. Воспроизводит учебный материал только с помощью вопросов учителя; не может привести примеры.

2. При выполнении практических заданий не обосновывает свои суждения.

3. Речь непоследовательная, невыразительная, допускаются многочисленные недочёты


3

1. Неполно излагает учебный материал, при формулировке правил, определении понятий допускает многочисленные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя; затрудняется в приведении примеров.

2. При выполнении практических заданий не может обосновать свои суждения.

3. Речь не всегда последовательная, маловыразительная, допускаются многочисленные речевые недочёты


4

1. Знает и воспроизводит учебный материал, но при формулировке правил, определении понятий допускает 4 ошибки; затрудняется в приведении примеров.

2. При выполнении практических заданий не обосновывает свои суждения.

3. Речь не всегда последовательная и выразительная, допускаются многочисленные речевые недочёты


5

1. Знает, понимает и воспроизводит учебный материал, но допускает 3 ошибки при формулировке правил, определении понятий; приводит примеры только из учебника.

2. При выполнении практических заданий в основном обосновывает свои суждения.

3. Речь преимущественно последовательная, связная, выразительная, но допускаются речевые недочёты


6

1. Знает, понимает и воспроизводит учебный материал, но допускает 2 ошибки при формулировке правил, определении понятий; приводит примеры преимущественно из учебника.

2. При выполнении практических заданий в основном правильно применяет правило.

3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются отдельные речевые недочёты, которые не исправляются при указании на них


7

1. Полно и осознанно воспроизводит учебный материал, но допускает 1 ошибку при формулировке правил, определении понятий; приводит собственные примеры.

2. При выполнении практических заданий правильно обосновывает свои суждения.

3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются отдельные речевые недочёты, которые исправляются при указании на них


8

1. Полно и аргументированно воспроизводит учебный материал, но допускает 1 2 недочёта в изложении правила, определении понятий; приводит собственные примеры.

2. При выполнении практических заданий осознанно применяет правило.

3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются единичные речевые недочёты, которые исправляются при указании на них


9

1. Полно, правильно, аргументированно излагает учебный материал, приводит собственные примеры.

2. При выполнении практических заданий осознанно применяет правило.

3. Речь правильная, последовательная, выразительная, но допускаются единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляются


10

1. Полно, правильно и аргументированно излагает учебный материал, приводит собственные примеры;

2. В применении правил демонстрирует высокую степень осознанности.

3. Речь правильная, последовательная, выразительная




Орфографическая и пунктуационная грамотность
Оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ следует различать грубые, негрубые, повторяющиеся, однотипные ошибки.

Грубые ошибки – это:

  • ошибки на изученные орфографические и пунктуационные правила (машина, овечка, лесник, сказка, лестница, читаешь, рожь, побелка, не читал, кататься и др.);

  • ошибки в изученных словарных словах (берёза, класс). Несколько ошибок в одном словарном слове, считаются за одну ошибку (молоко).

Грубые ошибки исправляются, выносятся на поля и обозначаются: ⁄ – орфографическая ошибка, √ – пунктуационная ошибка.

Грубые ошибки на неизученные правила исправляются, но на поля не выносятся и не учитываются.



Негрубые ошибки – это:

  • графические ошибки и описки (замена одной буквы другой – сполб вместо столб; перестановка букв – тертрадь вместо тетрадь; повторение одной и той же буквы в слове – доом вместо дом; повторение одного и того же слога – бежажать вместо бежать; пропуск буквы в слове – мшина вместо машина);

  • ошибки в переносе слова;

  • отражение на письме вместо букв е, ё, ю, я их звукового значения (йаблоня вместо яблоня, пойут вместо поют);

  • постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений; после обращения;

  • пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;

  • отсутствие красной строки;

  • ошибки (касается только IV класса) на правописание безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов, изучение которых в 4 классе вынесено на практический уровень. В остальных классах начальной школы ошибки на перечисленные правила исправляются, но не учитываются.

Негрубые ошибки исправляются, выносятся на поля и обозначаются: H – негрубая ошибка. Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. Пол-ошибки при нечётном количестве негрубых ошибок округляется в меньшую сторону, т.е. в пользу ученика (3 негрубые ошибки – 1 грубая ошибка).

Повторяющиеся ошибки – это ошибки в одном и том же слове или формах этого же слова (ученик – с учениками – ученики; река – за рекой – в реке; ходить – ходил – ходят). Повторяющиеся ошибки, независимо от их количества, считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом допущенном слове, но на поля выносятся только один раз – в первом слове с ошибкой.

Однотипные ошибки – это ошибки в разных словах на одно и тоже правило (земля, землянка, бежать, бегун – на правописание безударных гласных в корне слова; вьюга, крылья – на правописание слов с разделительным ь). Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.

Примечание.

Написание белорусской буквы і вместо русской и (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.

Отметка за работу, которая написана неаккуратно, небрежно, с большим количеством исправлений, снижается на 1 балл.
Письменные классные и домашние работы
При оценивании письменных классных и домашних работ в количественный показатель ошибок включаются суммарно все орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка письменных классных и домашних работ


Баллы

Количество ошибок

1

более 7 ошибок

2

7 ошибок

3

6 ошибок

4

5 ошибок

5

4 ошибки

6

3 ошибки

7

2 ошибки

8

1 ошибка

9

1 негрубая

10

без ошибок и исправлений


Письменные контрольные работы
Контрольными письменными работами являются: списывание, диктант, диктант с грамматическим заданием, словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест.

Объёмы и количество всех видов контрольных работ по классам регламентируются Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.



Контрольное списывание применяется в I II классах и оценивается не в баллах, а содержательно.

Контрольный диктант – способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные), близкие по тематике и понятные по лексике учащимся начальных классов. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила (примерно 50 % от общего количества всех слов диктанта). В диктант включаются простые по структуре предложения, состоящие из 2 8 слов. Слова с неизученными орфограммами выписываются на доске (допускается не более 3 таких слов).

Контрольный диктант с грамматическим заданием. При выполнении контрольного диктанта с грамматическим заданием объём текста диктанта сокращается на 10 слов.

Оценка контрольного диктанта





Баллы
Количество ошибок

1

Ошибок более, чем на 2 балла

2

1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 4/5, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2

3

0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/1, 5/2

4

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0

5

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1

6

0/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1

7

0/3, 1/2, 2/0, 2/1

8

1 2 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1

9

0/0, 0/1, 1 негрубая

10

0/0

Примечание. В числителе указано количество орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных.

Грамматическое задание. Для выполнения предлагаются 3 грамматических задания. В качестве грамматических заданий рекомендуется использовать различного вида разборы: фонетический, на морфемный состав слова, по частям речи, синтаксический, лексический (подбор синонимов, антонимов) и т.п.

Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при выставлении отметки за диктант.

За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки – одна за диктант и одна за грамматическое задание. Обе отметки выставляются в одну графу журнала: 8/7.
Оценка грамматического задания


Баллы

Объём

1

Выполнены все задания, допущены 8 ошибок, или

Выполнены 2 задания, допущены 5 ошибок, или

Выполнено 1 задание, допущены 2ошибки


2

Выполнены все задания, допущены 7 ошибок, или

Выполнены 2 задания, допущены 4 ошибки, или

Выполнено 1 задание, допущена 1 ошибка


3

Выполнены все задания, допущены 6 ошибок, или

Выполнены 2 задания, допущены 3 ошибки, или

Выполнено 1 задание без ошибок


4

Выполнены все задания, допущены 5 ошибок, или

Выполнены 2 задания, допущены 2 ошибки



5

Выполнены все задания, допущены 4 ошибки, или

Выполнены 2 задания, допущена 1 ошибка



6

Выполнены все задания, допущены 3 ошибки, или

Выполнены 2 задания без ошибок



7

Выполнены все задания, допущены 2 ошибки

8

Выполнены все задания, допущена 1 ошибка

9

Выполнены все задания без ошибок, допущены 1–2 исправления

10

Выполнены все задания без ошибок



Контрольный словарный диктант проводится с целью проверки усвоения правописания изученных слов с непроверяемыми орфограммами.


Оценка словарного диктанта


Баллы

Количество ошибок

1

8 и более ошибок

2

7 ошибок

3

6 ошибок

4

5 ошибок

5

4 ошибки

6

3 ошибки

7

2 ошибки

8

1 ошибка

9

1 негрубая

10

Без ошибок и исправлений


Контрольная работа по теме (тематический контроль) – способ проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной грамматической теме. Она может проводиться в форме тематической контрольной работы или тематического теста.

Тематическая контрольная работа в зависимости от сложности и объёма грамматического материала может содержать различное количество заданий (но не более 6 заданий), которые должны в полной мере охватывать основное содержание конкретной изученной темы.



Тематический тест должен включать 5 или 10 заданий по изученной грамматической теме.
Оценка тематической контрольной работы

и тематического теста


Баллы

Степень выполнения заданий

1

Правильно выполнено менее, чем на 2 балла

2

Правильно выполнено не менее 20 % заданий

3

Правильно выполнено не менее 30 % заданий

4

Правильно выполнено не менее 40 % заданий

5

Правильно выполнено не менее 50 % заданий

6

Правильно выполнено не менее 60 % заданий

7

Правильно выполнено не менее 70 % заданий

8

Правильно выполнено не менее 80 % заданий

9

Правильно выполнено не менее 90 % заданий

10

Правильно выполнены все задания



Оценка коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков
Уровень владения коммуникативно-речевыми знаниями, умениями и навыками проявляется в учебной деятельности учащихся по воспроизведению авторских текстов и созданию собственных высказываний на определённую тему, по серии картинок. Результатом данного вида учебной деятельности являются различного вида изложения и сочинения.
Оценивание изложений и сочинений
Изложения и сочинения носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержания и грамотности.

Содержание изложений и сочинений оценивается с учётом следующих критериев:

  • соответствие теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • логичность и последовательность изложения фактического материала;

  • наличие или отсутствие речевых недочётов.

Содержательными (текстовыми) ошибками считаются:

  • несоответствие содержания текста обозначенной в заголовке теме;

  • нераскрытие основной мысли;

  • нарушение логичности, последовательности развития мысли в тексте;

  • наличие речевых недочётов.

Речевые недочёты это ошибки, связанные с нарушением требований качества речи, её точности, чистоты, богатства, уместности.

К речевым недочётам относятся:



  • лексические ошибки: необоснованное повторение одного и того же слова (Котёнок сидел на дереве. Котёнок жалобно мяукал. Котёнок не мог спуститься вниз.); необоснованное употребление рядом однокоренных слов (В лесу лесник нашёл редкий цветок.); употребление слова в неточном значении (Длительная дорога утомила нас   вместо длинная дорога; услышать обидчивые слова   вместо обидные слова); употребление диалектных слов и просторечий (транвай   вместо трамвай; лаболатория   вместо лаборатория); нарушение общепринятой сочетаемости слов (покласть на стол   вместо положить на стол);

  • грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки: неправильное образование и употребление форм склонения, спряжения (нет чулков   вместо нет чулок; к ей пришла подруга   вместо к ней пришла; давай побегим на речку   вместо побежим на речку; новое платье красивше старого   вместо красивее старого; злой собака   вместо злая собака); ошибки в словообразовании (куст розы вымерзнул   вместо вымерз); нарушение границ предложений (Во дворе дети играли в снежки. И весело смеялись).

Ошибки содержательного характера и речевые недочёты подчёркиваются волнистой линией и обозначаются на полях условными знаками: С – ошибка содержательного характера; Р – речевой недочёт. Каждый речевой недочёт считается за пол-ошибки. Пол-ошибки при нечётном количество недочётов округляется в сторону уменьшения, т.е. в пользу ученика (3 недочёта   1 ошибка).

Количество содержательных ошибок и речевых недочётов учитывается суммарно при выставлении отметки за содержание изложения или сочинения.



Грамотность написания изложений и сочинений оценивается с учётом наличия или отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. Все орфографические и пунктуационные ошибки исправляются. На поля выносятся только ошибки на изученные правила: ⁄ – орфографическая ошибка, √ – пунктуационная ошибка.

Количество орфографических и пунктуационных ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за грамотность.



За изложения и сочинения выставляются две отметки: 9/8 (9 – за содержание, 8 – за грамотность).

Оценка изложения и сочинения


Содержание

Ошибки

Баллы

Грамотность

1. Текст не завершён. Тема и основная мысль не раскрыты.

2. Много ошибок в логичности, последовательности и связности изложения фактического материала.

3. Имеются речевые недочёты


Ошибок более, чем на 2 балла

1

Ошибок более, чем на 2 балла

1. Текст написан, но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты лишь частично.

2. Допущены ошибки в логичности, последовательности и связности изложения фактического материала.

3. Имеются речевые недочёты


3/3

3/4


3/5

2

8/0, 8/1, 7/2, 7/3, 6/4, 5/5, 4/6, 3/7

1. Тема раскрыта частично. Основная мысль не прослеживается.

2. Есть ошибки в логичности, последовательности и связности изложения фактического материала.

3. Имеются речевые недочёты


3/0,

3/1,


3/2

3

7/0, 7/1, 6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6, 2/7

1. Тема и основная мысль раскрыты частично.

2. Допущены ошибки в логичности, последовательности и связности изложения материала.

3. Имеются речевые недочёты


2/3,

2/4,


2/5

4

6/0, 6/1, 5/2, 5/3, 4/4, 3/5, 2/6

1. Тема и основная мысль в целом раскрыты.

2. Есть перестановки, пропуски, небольшие нарушения в логичности, последовательности изложения фактического материала.

3. Допущены ошибки содержательного характера и речевые недочёты


2/0,

2/1,


2/2

5

5/0, 5/1, 4/2, 4/3, ¾, 2/5, 1/6

1.Тема и основная мысль в целом раскрыты.

2.Соблюдена в целом логичность, последовательность, связность в изложении фактов, но допущена ошибка в содержании.

3. Имеются речевые недочёты


1/2,

1/3,


1/4

6

4/0, 4/1, 3/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6

1.Тема и основная мысль раскрыты.

2.Материал изложен логично, последовательно, связно, но допущена незначительная ошибка в содержании.

3. Имеются речевые недочёты


0/4,

1/0, 1/1


7

3/0, 3/1, 2/2, 2/3, 0/5, 1/4

1.Тема и основная мысль раскрыты полностью.

2.Материал изложен логично, последовательно, связно.

3.Допущены речевые недочёты


0/3

8

2/0, 2/1, 1/2, 1/3, 0/4

1. Тема и основная мысль раскрыты полностью.

2. Материал изложен логично, последовательно, связно.

3. Допущены единичные недочёты


0/1, 0/2

9

1/0, 1/1, 0/1, 0/2, 0/3

1. Тема и основная мысль раскрыты полностью.

2. Материал изложен логично, последовательно, связно.

3. Речевые недочёты отсутствуют


0/0

10

0/0, 1 негрубая

Примечание.

Ошибки содержательного характера вынесены в числитель, речевые недочёты – в знаменатель.



Орфографические ошибки вынесены в числитель, пунктуационные – в знаменатель.






Смотрите также:
Оценка устного ответа
212.38kb.
Утверждено: Общим собранием членов нп «Кадастр-оценка»
323.62kb.
Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста
1355.05kb.
Оценка профессиональной деятельности учителя Н. Стихина
113.73kb.
” 200 г. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Москва – 2009г. Раздел 1 краткая географическая и социально-экономическая характеристика, оценка возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций
241.65kb.
I. тексты для перевода с листа с немецкого языка на русский
532.9kb.
Оценка состояния финансирования образования в России в исследованиях международных проектов оесд, Всемирного банка, Tacis «Управление образованием» 175
2661.07kb.
8 класс тестовый раунд в каждом из предложенных вопросов выберите один правильный вариант ответа. Ответы запишите в бланки ответов
40.2kb.
Тезисы в настоящей разработке представлены страницы устного журнала под названием «Новая Земля земля тревоги нашей»
795.16kb.
1. Попробуй правильно выбрать подходящий вариант ответа о традициях замечательных и любимых английских и американских праздниках Рождестве и Новом Годе
33.81kb.
Прочитайте текст и выберите вариант ответа, соответствующий содержанию прочитанных фрагментов (a-f)
54.73kb.
Максимальная стоимость оказания услуг по лоту №3-ок «Оценка земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также расчет платы за сервитут»
54.08kb.