Главная |
страница 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Проект на тему: « От «школы для всех» к «школе для каждого». (Создание условий успешного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья). Разработчики: Мельникова Г.С., директор МОУ лицей № 6 г. Шахты Ростовской области; Мокаев Д.Х., директор МОУ СОШ им. Р.А.Батчаевой с.п.Бабугент Черекского района КБР ; Свечникова Н.М., директор МАОУ гимназия № 8 г. Тихорецка Краснодарского края; Скорикова Г.В., директор МОУ СОШ № 36 г. Шахты Ростовской области; Харламова З.В., директор МОУ лицей № 26 г. Шахты Ростовской области; Чениб И.Б., директор МБОУ СОШ № 10 а. Козет, Тахтамукайского района РА. Ростов-на-Дону 2011 год.
Основную миссию «Школы для всех» мы видим в обеспечении равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. В основе проекта « От «Школы для всех» к «Школе для каждого» лежат три принципа, отраженные в высказывании А.Г. Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: -дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов; -интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях; -инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции. Вместе с тем в последнее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования. 2. Содержание проекта. Актуальность темы проекта. Основная задача в направлении развития инклюзивного образования сформулирована Дмитрием Анатольевичем Медведевым: "Мы просто обязаны, - подчеркнул президент, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества". Эту же задачу ставит перед нами национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. В Ростовской области проживает более 14 тысяч детей с особыми образовательными потребностями.Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей. Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться. Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме. Мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские. При сформировавшейся и развитой системе специального образования в нашей стране, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью. Таким образом, на сегодняшний день остаются нерешенными проблемы в организации инклюзивного образования: -на федеральном уровне при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (в образовательном учреждении общего типа); -при организации инклюзивного образования необходим комплексный подход, включающий как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении; -развитие сетевого взаимодействия с учреждениями здравоохранения, дополнительного и профессионального образования с целью удовлетворения образовательных запросов с учетом индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления здоровья и развития творческих способностей участников образовательного процесса.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:
Проектное решение. Основываясь на анализе имеющихся проблем, была создана система, обеспечивающая оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности. Система обеспечивает реализацию принципов доступности, непрерывности и вариативности образования детей с ОВЗ от дошкольного до профессионального. Создаваемая модель организации образовательного процесса предусматривает в первую очередь работу по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды (приобретение и монтаж пандусов и подъемников, оборудование санитарной комнаты, предметных кабинетов, столовой, кабинет ЛФК). Инклюзивное образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология предполагает использование «педагогики отношений», а не «педагогику требований», природосообразный учебный процесс, отличающийся от уроков и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. В рамках использования технологий инклюзивного образования необходима разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока, разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов, организация работы междисциплинарной команды специалистов, создание системы воспитания толерантного самосознания у обучающихся. Представленная модель допускает существование дистанционного обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от них ресурсами и источниками информации. В современных школах имеется достаточная база (мультимедийное оборудование, сеть, выход в Интернет) для использования дистанционных форм для эффективного внедрен6ия технологий инклюзивного обучения, позволяющим учащимся с особыми образовательными потребностями работать в своем собственном режиме, по индивидуальной программе, не будучи привязанными к определенному рабочему месту. -разработка нормативно-правовой базы; -подбор и переподготовка кадров; -создание безбарьерной среды; - разработка программ. - развитие инклюзивного образования; -создание условий, обеспечивающих эффективность и качество организации образовательного процесса; - обеспечение детей с ОВЗ современными техническими средствами обучения; -реализация дистанционного обучения; -использование ресурсов сетевого взаимодействия. 3. Обобщающий: -анализ достигнутых результатов; -коррекция модели; -обобщение и распространение опыта по организации инклюзивного образования. Ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Требования к организации образовательного пространства. Школьное оборудование для детей-инвалидов - необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками. Вход в школу. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться. Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля. Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату. Школьная столовая. В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Школьный туалет. В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте. Спортивный зал. Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком. Школьная библиотека. В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м. В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м. Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом. Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Территория школы. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета. Идентифицированные риски проекта:
Ожидаемые результаты: В ходе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Критерии эффективности. -охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности; -комфортность пребывания обучающихся в школе и удовлетворенность качеством образовательных услуг учеников и их родителей; -устойчивость и воспроизводимость базовых знаний; -соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям реализации государственного стандарта образования и индивидуальным познавательным потребностям обучающихся; -понижение уровня тревожности, удовлетворенность качеством развивающей функции образовательного процесса; -удовлетворенность качеством психолого-педагогического сопровождения; -толерантность обучающихся, удовлетворенность социализацией со стороны обучающихся и их родителей; -востребованность услуг школы.
Заключение. Реализация проекта будет осуществляться посредством широкомасштабного осуществления опытно-экспериментальной и инновационной деятельности на научной основе, по следующим основным направлениям: -разработка и апробация целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития личности; - разработка новой модели организационной и методической системы ОУ, ориентированной на совершенствование профессионально - методической компетентности современного педагога в области инклюзивного образования; -внедрение новых технологий и методов обучения, соответствующих индивидуальным образовательным запросам детей с ОВЗ; -организация учебного процесса, основанного на широком применении актуальных педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества и эффективности образовательного процесса; -разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего эффективную реализацию включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения, являющегося одним из основных условий успешности работы модели «От «школы для всех» к «школе для каждого» Приложение № 3. План действий по реализации проекта.
Смотрите также:
«От «школы для всех»
249.36kb.
С 16 по 25 апреля в классных коллективах школы прошли мероприятия, приуроченные к этой трагичной для всех даты
79.44kb.
Современное традиционное обучение (ТО)
394.88kb.
Только у нас! Газета школы №89
41.6kb.
Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании бизнес-школы это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых
61.25kb.
Сценарий торжественного приема в кадеты
62.13kb.
Б. И. Джинджолия восточная философия xix–xx веков
544.14kb.
Урок для тренировки всех мышечных групп, возможно использование различного аква-оборудования. Урок рекомендован для всех уровней подготовленности
27.33kb.
Ульяновский региональный сегмент сети для науки и высшей школы
25.7kb.
«Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, прежде всего предметов естественнонаучного цикла, в частности физики…»
278.87kb.
Николай Рерих
2944.44kb.
«Художественная литература Кузенкова Любовь Николаевна самое сокровенное и самое Первая квалификационная категория действенное средство общения»
13.91kb.
|