Главная страница 1

МАЖЕЙКЯЙ
Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы

Первое упоминание о Мажейкяй - самом северном населенном пункте Жемайтии - встречается в Литовской хронике в 1372 году. К концу XVI века это селение стало частью поместья Тиркшляй, которое после третьего раздела Польши в 1795 году оказалось на территории Российской империи. Звонкое название Мажейкяй получили лишь потому, что на этом месте среди болот и дремучих лесов испокон веков жили несколько родственных крестьянских семей с прозвищем Мажейки.

В середине XIX века Россия вела оживленную торговлю зерном с европейскими странами. Для более удобного подвоза товаров к порту Лиепая на Балтийском море царские власти решили в 1863 году начать строительство железной дороги, участок которой должен был пролегать и по Жемайтии. Согласно первоначальному проекту, рельсы следовало прокладывать через бойкое торговое местечко Векшняй. Инженер, руководивший строительством, популярно объяснил векшняйским купцам, что стальной путь через их населенный пункт значительно расширит их предпринимательские возможности и потребовал у них взятку. Торговцы платить инженеру мзду отказались. В отместку путеец одним росчерком пера передвинул на плане первоначальную траекторию железнодорожной ветки на 12 километров севернее от Векшняй, и его карандаш на карте уперся в хутор Мажейкяй. Так нежданно-негаданно Богом забытое место получило предначертание стать важным пунктом на карте железнодорожных путей Российской империи, а впоследствии и Литвы.

В 1871 году прокладка железной дороги к Балтийскому побережью была завершена, и станция Мажейкяй приобрела высокий статус узловой, что открывало для вчерашних неграмотных местных хуторян широкие перспективы трудиться под руководством квалифицированных специалистов с гарантированным государством твердым жалованием. Постепенно здешние старожилы растворились среди вновь прибывшего населения, большую часть которого составляли русские специалисты - строители, обслуживающий персонал станции, чиновники, получившие соответствующее образование в России. В 90-е годы XIX века в Мажейкяй обосновалось уже около трех с половиной сотен вновь прибывших православных, не мысливших жизни без храма Божьего. До возведения церкви местные верующие ездили на богомолье в Тяльшяйский храм, где служил священник Софроний Зосимович. Земельный участок под православную церковь в Мажейкяй государство выделило в 1888 году. На ее возведение приход собирал пожертвования в течение нескольких лет, но перспектива строительства прояснилась только тогда, когда в общую копилку поступил крупный взнос в пять тысяч рублей от купца И.Крючкова из Кронштадта. Видимо, такой шаг благотворителя подействовал и на власти, потому что сразу же после этого восемь тысяч рублей перевел на храм и виленский генерал-губернатор.

...Мажейкяйскую деревянную церковь, на каменном фундаменте, с крытой жестью колокольней освятили 25 ноября 1894 года в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Причтовых угодий у храма не было, но в церковной ограде из казенных лесных дач общине оставили примерно гектар земли под устройство двухгодичной церковно-приходской школы. Вскоре рядом с церковью вырос деревянный дом, где и разместилась школа. В Мажейкяй это было первое подобного рода учебное заведение. В школе преподавали: Закон Божий, церковный и гражданский алфавиты, арифметику. Причем двери ее были открыты для всех желающих, независимо от их вероисповедания. Правда, перед началом уроков все дети вместе со священником пели православную молитву.

Основную часть общины по-прежнему составляли железнодорожные рабочие и служащие, поэтому не удивительно, что церковным старостой с 1898 года был избран их представитель - заместитель начальника станции Мажейкяй Н.Ф.Мальцев, а спустя несколько лет другой служащий, занимавший должность старшего станционного телеграфиста. Свято-Духовский приход приписали к Векшняйской церкви, где настоятельствовал священник Феодор Шипица.

Русские люди, обосновавшиеся в Мажейкяй, считали себя патриотами империи. Их верноподданические чувства проявились весьма своеобразно: они неоднократно обращались к властям с просьбой переименовать поселок Мажейкяй в Муравьеве - в честь виленского генерал-губернатора М.Муравьева. История сохранила имя автора этой идеи, местного помещика Н.Постникова. «Народная инициатива» была поддержана, и 1 мая 1901 года по случаю присвоения поселку нового имени состоялись торжества, на них съехалось множество высших чинов губернии и духовных лиц. Муравьевым местечко именовалось до 1918 года, то есть до поры, когда этот жемайтийский уголок стал частью независимого Литовского государства.

Мажейкяйский (Муравьевский) приход стал самостоятельным в 1905 году, когда его главой назначили священника Александра Баталина. Свято-Духовскую церковь отремонтировали и окрасили снаружи в синий цвет. Поселок бурно развивался, в 1909 г. в нем появилась государственная русская начальная школа. Тогда же состоятельная благодетельница, прихожанка местной церкви Маркевич основала Муравьевскую Торговую школу, которая впоследствии превратилась в учебное заведение с более высоким статусом и была переименована в Коммерческую школу. В 1915 году в ней обучалось 150 будущих коммерсантов.

Священник Александр Баталии возглавлял Свято-Духовскую общину до эвакуации в Россию в ходе Первой Мировой войны. Немцы, войдя в Мажейкяй, устроили в пустующем храме конюшню. После ухода оккупантов это здание оказалось как бы бесхозным. В помещениях бывшей церковно-приходской школы, что рядом с ним, новые власти Литвы сначала разместили комендатуру, а затем 16 августа 1923 года по распоряжению начальника Мажейкяйского железнодорожного узла дом этот перешел в ведение уездного управления, которое намеревалось устроить в нем литовскую прогимназию. Через год учебное заведение уже работало, и педсовет прогимназии предложил использовать здание самой Свято-Духовской церкви под физико-биологический кабинет и склад учебников.

В то время православные богослужения в Мажейкяй изредка совершал векшняйский настоятель игумен Геннадий (Романюк), благо Векшняй располагались всего в 12 километрах. На общую молитву прихожане собирались в латышской протестантской кирхе или в частных домах. Даже когда в 1923 и в 1926 годах Мажейкяй посещал владыка Елевферий, архиерейские службы совершались в специально арендованных для этого помещениях.

В 1925 году начались судебные разбирательства между Литовским Епархиальным Советом и руководством мажейкяйской прогимназии. В результате Тяльшяйская окружная строительная комиссия в 1927 году постановила переоборудовать здание мажейкяйской православной церкви в гимназический костел, что и было сделано. Для учащихся вплоть до 1940 года, то есть до установления в Литве Советской власти, оно стало не только местом, где совершались католические мессы, но и клубом для молодежных вечеров с танцами. Компенсацию от государства в размере 5 тысяч литов православные получили только за землю, на которой располагались указанные постройки. В новом ходатайстве Епархиального Совета, направленном в канцелярию президента Литвы Антанаса Сметоны, главный акцент делался на ущемлении религиозных прав литовских граждан, православных верующих. Властями было принято решение выделить православной общине безвозмездно участок земли в Мажейкяй на улице Республикос для строительства новой церкви. В 1929 году был создан Строительный комитет по возведению храма.

...После Первой Мировой войны в Мажейкяй вернулись из беженства около 200 православных. Преимущественно это были люди социально активные, образованные, владевшие востребованными в Жемайтии специальностями. Многие русские жители города в межвоенное время поддерживали православную общину доходами от своих трудов. Ведь они содержали швейные мастерские и кондитерские цеха, возглавляли конторы, заводы и фабрики. Сохранилась ведомость частных пожертвований в фонд строительства новой церкви. В этом списке привлекает внимание большой взнос на сумму 3780 литов, сделанный мирянином Зыряновым.

Некоторые из членов Строительного комитета получили впоследствии широкую известность в республике. О жизни одного из них, доктора Владислава Бурбы, рассказывают материалы местного историко-краеведческого музея. Его предки были высланы из Литвы после Польского восстания 1863 года. В начале XX века семья жила в Астрахани. Закончив там гимназию, Владислав Бурба поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 1911 он принял участие в антигосударственной смуте и был исключен из университета. Семья решила, что образование ему лучше будет продолжать в Кракове (по происхождению Бурбы были поляками). Но через год, после амнистии, объявленной царскими властями, Владислав Бурба вернулся в Казань, где в 1916 году и закончил полный курс медицины. Затем дипломированный медик попал на фронт, где в рядах русской армии служил фельдшером военно-полевого госпиталя, позже - врачом в кавалерийском полку кубанских казаков. В 1920 году его семья вернулась в Литву, на родину прародителей. Крещенные в православии, Владислав Бурба и его жена Екатерина, акушер-гинеколог, очень скоро стали в Мажейкяй наиболее инициативными христианами-делателями в местной общине. Усилиями таких, как Бурба, энергичных и авторитетных членов Строительного комитета, со временем и возникла в Мажейкяй новая православная церковь.

Будучи единственным в Жемайтии хирургом высочайшего уровня, Владислав Бурба постоянно вызывался для проведения сложных операций в Шяуляй, Клайпеду, другие населенные пункты. Во многом его стараниями в 1938 году в Мажейкяй была построена новая больница с хорошо оснащенным хирургическим отделением. В.Бурба был не только практикующим врачом, но и прекрасным педагогом. У него учились, проходили практику многие из тех, кто впоследствии стали ведущими хирургами Литвы. Во время Второй Мировой войны в мажейкяйской больнице Бурбе довелось оперировать военнопленных Красной армии, и некоторым из тех, кто выздоравливал, доктор помогал бежать с оккупированной территории. При отступлении немцы прихватили из больницы все сколько-нибудь ценное оборудование, и хирургу пришлось не только оперировать, но и заниматься восстановлением лечебницы. В советское время Бурбе предлагали стать главным врачом больницы, для чего ему необходимо было вступить в коммунистическую партию, но он, как истинно верующий, отказался от сделки с совестью. В 1953 году хирург В.Бурба впервые в Литве провел успешную операцию на сердце. До конца жизни он исполнял врачебный долг, как и его жена Екатерина, возглавлявшая в той же больнице акушерско-гинекологическое отделение.

...В 1929 году проект нового храма в Мажейкяй был заказан архитектору Владимиру Копылову, тяльшяйскому жителю православного вероисповедания, получившему высшее образование в Праге. Мажейкяйские верующие лишились внутреннего убранства отнятой у них Свято-Духовской церкви, поэтому перед прихожанами стояла задача, как достойно украсить будущий храм. И в этом случае решающую роль сыграла предприимчивость прихожан. Строительному комитету стало известно, что в действовавшей в царское время, а ныне закрытой, православной церкви Алитусского военного гарнизона, сохранились иконы и предметы церковной утвари. Комитет уполномочил прихожанку Анастасию Семеновну Коженецкую согласовать с Министерством охраны края Литвы вопросы передачи этой собственности мажейкяйской общине. Не раз и не два Анастасия Семеновна ездила хлопотать о нуждах прихода и в столичный Каунас, и в Алитус, прежде чем иконостас, иконы, аналой и другие церковные принадлежности бывшего военного храма прибыли, наконец, в Мажейкяй.

Небольшая, деревянная, в форме корабля, мажейкяйская церковь была построена на новом месте в 1931 году. Символично, что снаружи ее здание было выкрашено в голубой цвет той же тональности, что и Свято-Духовский храм, которого православные верующие, к сожалению, лишились. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первым ее настоятелем стал священник Александр Дружиловский, но через год его перевели в Шяуляй, и до 1935 года Успенский приход воглавлял о.Николай Савицкий. Затем общину окормлял двухклирный причт Векшняйской церкви - настоятель О.Александр Чернай и второй священник Виктор Курилович, поочередно совершавшие богослужения в Мажейкяй. Приход в 1937 году насчитывал 379 человек. В тридцатые годы XX века русские Жемайтии жили как бы одной большой семьей. Мажейкяйские верующие ездили в Векшняй на престольный праздник преподобного Сергия Радонежского. На торжества прибывали батюшки из других приходов, а богослужения нередко возглавлял митрополит Елевферий, пел, как правило, объединенный хор прихожан из Тяльшяй, Мажейкяй, Векшняй. 23 августа 1936 года состоялся концерт такого хора в Мажейкяй, им руководил регент каунасского кафедрального Благовещенского собора И.Ф.Петров. Исполнялись духовные произведения П.Чайковского, А.Бортнянского, русские народные песни.

В июле 1938 года православные жемайтийцы широко отмечали 950-летие крещения Руси. По этому случаю из Векшняй в Мажейкяй проследовал Крестный ход. А затем в Успенской церкви состоялось торжественное богослужение, которое совершил О.Александр Чернай. Этот священник окормлял мажейкяйскую общину и в годы Второй Мировой войны, до осени 1943 года, когда митрополитом Сергием (Воскресенским) на Успенский приход был назначен протоиерей Петр Чесноков, прибывший в эти места в числе беженцев из оккупированных областей Российской Федерации. После освобождения Литвы о.Петр уехал на родину, и в Мажейкяй поочередно (два раза в месяц) служили Векшняйский и Тяльшяйский священники. В 1947 году мажейкяйская община прошла государственную регистрацию. В 1958 году здание Успенской церкви было капитально отремонтировано.

Затухание приходской жизни в Мажейкяй стало заметным в начале 60-х годов XX века. Успенский храм оставался приписным, служили в нем редко, нерегулярно. К концу восьмидесятых годов богослужения вовсе прекратились. Возрождение Успенской общины можно отнести к началу 90-х годов XX века. В 1990 году в Мажейкяй, на свой первый в духовной практике приход, прибыл молодой священник Анатолий Стальбовский. Здесь, как и в Свято-Сергиевской церкви в Векшняй, до этого два года не служили. Новому настоятелю предстояло заново налаживать жизнь в обеих общинах. Первое, что в Мажейкяй начинающему пастырю бросилось в глаза, это то, с какой любовью прихожане, правда немногочисленные, относятся к своему храму. В церкви все было вычищено до блеска: значит, порядок все же поддерживался - люди верили, что без духовного окормления Господь их не оставит. В клиросном хоре было несколько женщин почтенного возраста, хоть они и не владели нотной грамотой, но пели стройно и истово. Это как раз тот случай, когда певчих с полным правом можно назвать «народным хором».

Но очевидным представлялось и то, что без привлечения к церкви новых людей, без омоложения прихода перспективы у него не будет. В 1990 году предмет «Основы религии» еще не был введен в учебную программу общеобразовательных школ Литвы. Но тогда, в первые годы независимости Республики, при повышенном интересе вчерашних атеистов к религии, в двери школ уже стали стучаться проповедники разных мастей. Появился в мажейкяйской русской школе и православный священник - Анатолий Стальбовский, познакомился с ее директором Ниной Григорьевной Скибицкой. Разговор зашел о возможности для батюшки пообщаться с учащимися. Директор не возражала, но пояснила, что у них уже работают баптисты, их наставник проводит беседы со школьниками. О.Анатолий в тот день предложил: «Пусть баптисты... Но православному пастырю тоже есть что сказать людям». И директор разрешила ему проводить с молодежью факультативные занятия.

Первым делом православный священник освятил все помещения школы. А вскоре все разрешилось чудесным образом. Баптисты свои встречи с учениками называли «собраниями», на которых использовали современную технику: магнитофон, видеоприставку к телевизору. Однажды их наставник собрал ребят, поставил какую-то кассету для просмотра и ненадолго вышел из класса. Но, видно, когда брал кассету, он прихватил не ту. Запущенная пленка оказалась порнографией. Вышел большой конфуз, и с того дня путь в школу баптистам был, конечно, заказан. Так сам Господь все управил...

О.Анатолий и матушка священника Анна стали заниматься с ребятами на уроках. Вечерами православный пастырь проводил беседы с учителями. Не потому ли школьные педагоги, в том числе и директор школы Нина Григорьевна Скибицкая, сделались со временем активными прихожанами Успенской церкви? Покрещенная в детстве донская казачка, Нина Скибицкая, волею обстоятельств была, как многие, на долгое время от церкви отлучена, но семена веры, заложенные в ее душе в семье с колыбели, все-таки дали всходы. Трудолюбивая и смиренная прихожанка православного храма, Нина Григорьевна, обладая хорошим голосом, поет в церковном хоре. Кроме того, выполняет и ответственную общественную миссию, являясь директором мажейкяйского Русского Культурного Центра. При Центре действуют фольклорные ансамбли «Русичи» и «Сударушка».

28 августа 2005 г., Мажейкяй. Крестный ход в день престольного праздника церкви, посвященной Успению Пресвятой Богородицы. Фото Регины-Марии Барткене.

Часто сценической площадкой для художественных коллективов служит как раз школьный актовый зал. Здесь устраиваются и большие детские праздники на православные Рождество и Пасху. Пришли в церковь и дети, в том числе обе дочери Н.Скибицкой. А двое мальчиков-школьников стали алтарниками. Один из них читает Часы в Успенском храме. Учитель рисования и основ религии Андрей Викторович Севастьянихин, студент Московского ПСТБИ, на протяжении нескольких лет был регентом церковного хора. Он также привлек детей в храм. А в Рождественский сочельник прямо на улице колядовали, славили Христа, как их предки в старину.

В 1991 году митрополит Хризостом назначил о.Анатолия Стальбовского настоятелем каунасского Благовещенского собора, но еще три последующих года этот пастырь одновременно окормлял и мажейкяйский приход. В 1994 году Успенская община перешла в ведение тяльшяйского настоятеля иеромонаха Нестора (Шмидта). При нем верующие округи стали возрождать традиции межвоенного времени, когда соседствующие приходы жили общими интересами. Только теперь центр религиозной жизни этого уголка Жемайтии, в отличие от давних лет, переместился из Колайняй и Векшняй в Мажейкяй и Тяльшяй. Мажейкяйский хор поет на службах в Векшняй. Юные прихожане-школьники из города нефтяников помогли привести в порядок алтарь векшняйского храма. А на престольные праздники церквей в Векшняй и Мажейкяй (в день преподобного Сергия Радонежского и в праздник Успения Пресвятой Богородицы) стали привозить ребят из действовавшего летом в Паланге православного лагеря, организуемого Православным братством Литвы. Возродился в Мажейкяй Крестный ход «на Иордань» в праздник Крещения Господня. В сочельник после вечерней службы в Успенской церкви богомольцы с хоругвями, с пением тропарей выступают к реке Венте. Затем верующие погружаются в полынью, получая по вере своей помощь для исцеления духовного и телесного. На Крещение освящается и вода в колодце перед церковью.

Прижилась в городе, в русской школе «Яунисте», и новая традиция. Ежегодно 1 сентября совершается молебен по случаю начала учебного года. В этот день священник и певчие ходят по классам, кропят, поют молитвы. В школе «Яунисте» около двухсот учеников, пятая их часть - это дети из малообеспеченных семей. Им старается помогать вся школа, кто чем может. На Рождество, на Пасху здесь собирают продукты, вещи, чтобы как-то поддержать нуждающихся. Посильную помощь школа во главе со своим директором Н.Скибицкой старается оказать и местным Домам престарелых и сирот.

При настоятеле иеромонахе Несторе (Шмидте) Успенский храм существенно преобразился: изменилась форма крыши здания, обновлены водосточные трубы, церковь заново покрашена снаружи, а внутри надстроены хоры. К церкви, считавшейся ранее летней, провели трехфазную электролинию, оборудовали электрическое отопление. Вокруг храмового здания также произошли видимые перемены: появилась новая ограда, рядом с церковью построены гараж и хозяйственный складик. Огромные тополя, закрывавшие храм, спилили, в церковном доме достроили веранду и заново оборудовали две комнаты. Активную помощь в благоукрашении храма и его территории оказали прихожане - предприниматели: Сергей Мамедов, Сергей Турушев, Олег Лаптев и, конечно же, многолетний староста церкви Адам Наварич.



В отремонтированном церковном доме у богомольцев появилась возможность собираться на беседы после службы. А для детей в воскресные и праздничные дни обычно устраиваются чаепития. Несколько последних лет здесь проходят занятия воскресной школы, их проводит директор мажейкяйской общеобразовательной школы Нина Скибицкая. Самая активная часть прихожан Успенской церкви, как это было и в межвоенное время, - люди образованные, интеллигентные: педагоги, предприниматели, специалисты нефтеперерабатывающего завода, а также их дети. Мажейкяй до сего дня остались одним из немногих районных центров республики, где еще действует средняя школа с русским языком обучения. Здесь остается благодатной и та питательная почва, что дает силу росткам православия в крае.



Смотрите также:
Первое упоминание о Мажейкяй самом северном населенном пункте Жемайтии встречается в Литовской хронике в 1372 году
144.66kb.
Город Пермь стоит на реке Каме. Наша Кама одна из крупнейших рек России. Длина её одна тысяча восемьсот пять километров. А начинается Кама не в Пермском крае, а у наших соседей в Удмуртии, в самом северном её районе
85.73kb.
Эдгар Петерс. Фрактальный анализ финансовых рынков Фракталы занимает меня всё больше и больше.  Первое упоминание о них я встретил в книгах Насима Талеба Одураченные случайностью и Черный лебедь
258.99kb.
В новомосковске храм ис­полняет желания, а в соборе на Северном — свой зоопарк
38.2kb.
[Введите содержимое боковой полосы. Боковая полоса представляет собой независимое дополнение к основному документу. Обычно она выровнена по левому или правому краю страницы либо расположена в самом верху или в самом низу
209.58kb.
Информационно-пропагандистские материалы структур центров фзож
1121.57kb.
Межгосударственный стандарт вибрация определение параметров вибрационной характеристики самоходных машин средства наземного обслуживания авиационной техники
293.83kb.
Муравьев Андрей Николаевич "История философии"
86.09kb.
Производства пилопродукции
557.44kb.
Приложение 1
15.2kb.
Имя иеговы в книге есфирь
73.5kb.
Ms word 2007 обработка больших текстовых документов
18.92kb.