Главная страница 1



Черноуцан Е.М. 1
«ПОЛЮСА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ» КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО КУРСА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ2
В последние годы во многих развитых странах важнейшим элементом промышленной и инновационной политики государства становится кластерная стратегия. Именно кластерный подход начинает играть ключевую роль в определении будущих направлений трансформации национальной промышленности и национальной инновационной системы. Каждая страна имеет свою специфику реализации кластерной стратегии. Особый интерес представляет опыт Франции, которая с 2005 г. берёт курс на развитие в стране инновационно-технологических кластеров или полюсов конкурентоспособности (les poles de competitivite).

Отметим что, кластерный подход как метод территориальной организации промышленного производства применяется во Франции достаточно давно, с середины XX века. Это и специализированные промышленные кластеры, возникающие спонтанно или по инициативе государства в ряде районов страны (с 50-х гг.), и развитие практически во всех регионах (с конца 90-х гг.) локальных производственных систем (Systemes productifs locaux – SP), и технопарки (с конца 70-х гг.)3.

Как и прежние кластерные формы полюса конкурентоспособности создаются с целью мобилизации национальных усилий в период серьёзных социально-экономических проблем (кризисов, структурной перестройки промышленности, резкого сокращения рабочих мест в экономике и т.д.), сокращения издержек на основе совместных усилий4, активизации использования различных ресурсов (природных, производственных, научно-технологических и др.) и развития частно-государственного партнёрства. Более того, многие из них возникают на основе промышленных кластеров, локальных производственных систем или технопарков. Тем не менее, полюса конкурентоспособности - это принципиально новый этап развития кластерной стратегии государства (см. вставку 1). Эти полюса, по оценкам французского правительства, должны стать новым и мощным стимулом к сотрудничеству между предприятиями, научными центрами, учреждениями высшей школы на основе организованных территориальных сетей, общей стратегии развития и совместных инновационных проектов.


Вставка 1.

Важнейшие особенности полюсов конкурентоспособности (ПК):

1. ПК рассматриваются как ключевой инструмент новой государственной промышленной и инновационной политики в деле достижения высокого уровня конкурентоспособности Франции на мировых рынках высокотехнологичной продукции;

2. ПК - инструмент реализации научно-технологической стратегии государства. Государство направляет действие полюсов согласно намеченным научно-технологическим приоритетам;

3. в развитии полюсов конкурентоспособности ведущую роль играет государство. Государство определяет ключевые направления развития кластеров, утверждает совместные проекты, выделяет финансирование, официально регистрирует географическую зону кластера1;

4. для ПК характерна концентрация усилий на развитии новых технологий, ориентация на освоение новых, перспективных рынков высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь получают официальный статус полюса в стратегически важных для Франции секторах;

5. ПК - открытые системы. Они включают в свой состав всех желающих работать по данной теме. Позволяют совместно работать даже тем участникам, которые плохо или совсем не знают друг друга;

6. ПК нацелены на развитие сотрудничества между предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями, учреждениями высшей школы и профессионального образования2;

7. стержень сотрудничества в рамках полюса – научно-технологические и инновационные проекты. По сути, полюс конкурентоспособности – это кластер, ориентированный главным образом на НИОКР и инновации;

8. ПК имеют институциональное оформление и официальный титул «полюс конкурентоспособности», который даёт, в частности, право на государственное финансирование проектов. Большинство полюсов конкурентоспособности подчиняются режиму ассоциаций;

9. финансирование участников полюса конкурентоспособности3 в основном осуществляется государством;

10. ПК - главная движущая сила, определяющая инновационную стратегию различных регионов страны.



1. Полюса конкурентоспособности - ключевой инструмент новой промышленной, инновационной и региональной политики Франции

С конца 90-хх гг. ХХ века Франция столкнулась с настоятельной необходимостью перестройки государственного курса промышленной политики в связи с серьёзными структурными проблемами национальной экономики. Назовём основные из них: недостаточный уровень развития инновационного потенциала промышленности1, слабые конкурентные позиции ряда ключевых отраслей высоких технологий на мировом рынке, угроза переноса производственных мощностей в другие страны, значительные региональные диспропорции в промышленном и научно-технологическом развитии2, резкое снижение интереса молодёжи к инженерным специальностям и дефицит высококвалифицированных инженерных кадров.

В 2004 г. президент Ж.Ширак объявляет как важнейший государственный приоритет активизацию промышленной политики. Главная цель этой политики - вывод Франции на передовые позиции в мире в новых высокотехнологичных областях XXI века. Основные инструменты реализации этой политики – мобилизация промышленного и научно-технологического потенциала страны, стимулирование процесса нововведений (от создания до реализации) как в национальном, так и в региональном масштабе. Особое внимание при этом уделяется развитию различных форм партнёрства между частными и государственными структурами, в частности взаимодействию между сферами науки, образования и частного бизнеса. Отметим, что во Франции частно-государственное партнёрство является одним из слабых звеньев национальной системы нововведений.

Важнейшими принципами новой промышленной стратегии государства становятся: курс на развитие широкомасштабного инновационного процесса, затрагивающего всю территорию страны, и стимулирование взаимодействия основных участников этого процесса (предприятий, научных лабораторий, высшей школы). Для решения этой двойной задачи в стране с 2004 г. создаются специальные региональные кластеры так называемые полюса конкурентоспособности (poles de competitivite), которые становятся ключевым инструментом новой промышленной, инновационной и региональной политики страны (см. Вставка 2). Именно от них правительство Франции ожидает усиление конкурентных преимуществ национальной промышленности, создание условий для появления и развития новых высокотехнологичных отраслей, формирование институциональных механизмов и среды для развития инновационной экономики. Инновационно-технологические кластеры, или полюса конкурентоспособности, начинают рассматриваться как базовый организационный уровень национальной системы нововведений. Создание инновационно-технологических кластеров, расположенных на конкретной территории, становится стержнем промышленной политики Франции.

Кроме того, полюса конкурентоспособности становятся важнейшим инструментом региональной политики в области мобилизации факторов конкурентоспособности каждой конкретной территории, а также создания благоприятных условий для развития научно-технологического и промышленного потенциала территорий.


Вставка 2. Полюс конкурентоспособности

Полюс конкурентоспособности - это объединение на определенной территории предприятий (от крупных до малых), государственных и частных научно-исследовательских лабораторий и образовательных учреждений вокруг совместных проектов с сильной инновационной составляющей и общей стратегией развития. Данное партнёрство тесно связано с рынком, привязано к определенному научно-технологическому направлению и нацелено на поиск той критической массы, которая ведёт к конкурентоспособности и международной значимости1.

Основные задачи, поставленные перед полюсами конкурентоспособности:

- Развитие конкурентоспособности экономики Франции на основе усиления процесса нововведений с особым вниманием к нововведениям прорывного характера;

- Создание на территориях Франции благоприятных условий для развития промышленной деятельности с сильной технологической составляющей;

- Усиление притягательности территории Франции;

- Стимулирование занятости и экономического роста. Борьба с процессом перемещения промышленного потенциала в другие страны.

Для получения статуса полюса конкурентоспособности заявка на полюс должна удовлетворять 4 основным критериям:

- Стратегия развития, увязанная с планом экономического развития территории полюса;

- Международная значимость в промышленном или технологическом плане;

- Партнёрство между участниками полюса;

- Способность к совместным действиям в области НИОКР и создание посредством этого новых благ с высокой добавленной стоимостью.

Идея полюсов конкурентоспособности зародилась во Франции еще в 2002 г.

В 2004 г. правительство начало реализацию этой идеи на практике, осенью 2004 г. было объявлено о первом приёме заявок на создание полюсов. Для рассмотрения заявок и координации работы полюсов был создан специальный межведомственный орган, состоящий из заинтересованных министров и возглавляемый премьер-министром, так называемый Межминистерский комитет по обустройству и конкурентоспособности территории (CIACT – Comite interministriel d’amenagement et de competitivite des territories). Именно этот комитет определяет сегодня основные направления государственной политики в области обустройства территории.

Инициатива государства была с энтузиазмом подхвачена в стране. Из 105 заявок на создание полюса конкурентоспособности, поданных в 2005 г., было отобрано 67, причём 6 полюсов получили статус мирового и 10 стали кандидатами на его обретение. В 2007 г. были созданы еще 4 полюса. Примечательно, что при выборе заявок равное внимание было уделено как областям, которые традиционно являются основой французской конкурентоспособности (аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, сельское хозяйство и др.), так и тем новейшим направлениям (нанотехнологии, науки о жизни, медицина, информационные технологии и др.), где Франция должна укрепить свои конкурентные преимущества. Тем не менее, важнейшая цель полюсов конкурентоспособности – дать толчок к развитию в стране новейших направлений науки и технологий, а также стимулирование партнёрства между научно-исследовательскими лабораториями, промышленными предприятиями, сферой образования в области инноваций. Именно полюса конкурентоспособности становятся базовым элементом новой промышленной и инновационной политики, принятой правительством Франции осенью 2009 г.

Для поддержки развития полюсов конкурентоспособности государство создаёт целый арсенал специальных финансовых механизмов и выделяет весьма солидные денежные средства. Общая сумма ассигнований на эти цели за период 2006-2008 гг. составила 1,5 млрд. евро. Эта финансовая помощь осуществлялась в 3 основных формах1:

1. Кредиты на льготных условиях на закупку оборудования (половина, которых приходится на Министерство промышленности, экономики и финансов). Общая сумма этих кредитов - 400 млн. евро;

2. Финансирование из специализированных государственных фондов - Национального агентства по научным исследованиям (ANR - Agence Nationale de Recherche), Агентства по промышленным инновациям (AII - Agence d’Innovation Industrielle)1, Единого межминистерского фонда (Fonds unique interministriel FUI)2, группы OSEO и др. По этой линии было выделено 800 млн. евро;

3. Снижение налоговой и социальной нагрузки. Общая сумма этих льгот составляла 300 млн. евро. Пока в отношении полюсов конкурентоспособности используются достаточно традиционные налоговые рычаги воздействия (освобождение от налога на прибыли, от ежегодного налога на совокупную сумму доходов, от профессионального и поземельного налога), стимулирующий эффект которых на сегодняшний день весьма незначителен.

Необходимо также отметить такие недостатки в механизме финансирования как концентрация государственного финансирования на ограниченном числе полюсов конкурентоспособности (больше половины средств забирают 10 полюсов, это в основном полюса мирового значения) и сложность системы финансирования, в связи с ростом числа источников финансирования.

Последний мировой финансовый кризис 2008 г. еще раз наглядно показал уязвимость экономической модели, оторванной от реального сектора экономики, хрупкость промышленных предприятий «без заводов» (так называемых Интернет-пузырей)3. Несмотря на значительный дефицит государственного бюджета 4 президент страны Н. Саркози отказывается от проведения политики жёсткой экономии государственных финансов и начинает новую широкомасштабную программу действий в области инновационного развития национальной промышленности.

Важнейшее условие успеха этой программы – выработка нового социального компромисса, основанного на единодушном признании всеми участниками социально-экономической жизни страны (от органов государственной власти до рядовых граждан) острой необходимости для Франции создания мощной конкурентоспособной промышленности, которая должна стать локомотивом экономического развития и процветания страны. С этой целью правительство Франции проводит (с 3 сентября 2009 по 4 марта 2010 г.) беспрецедентную по своим масштабам акцию по мобилизации национальных усилий для определения нового курса промышленной политики в рамках общенационального форума «Генеральные штаты промышленности» (Les Etats Generaux de lindustrie - EGI)1. По сути, эта инициатива правительства представляет дальнейшее развитие новых методов принятия государственных решений, которые рассматриваются как важнейший элемент новой модели экономики, основанной на устойчивом развитии.

А именно, коренным образом меняется сама логика принятия важных государственных решений. На первом плане не директивное решение высших органов власти, а принятие решений на основе переговоров, в которых активно участвуют все участники социально-экономической жизни страны: органы государственной власти, крупные компании, научные организации, вузы, а также отдельные ученые, предприниматели, журналисты и просто рядовые граждане. Отметим, что с 2007 г. Франция начала активно внедрять эти методы управления в области экологии и энергетики, в рамках так называемой практики «Grenelle de l'environnement» («Гренель по окружающей среде»)2.

На основе широкого обсуждения в рамках Генеральных штатов промышленности 4 марта 2010 г. правительство принимает программу действий по развитию национальной промышленности до 2015 г., в которой была намечена следующая стратегическая цель: увеличение объёма национального промышленного производства к концу 2015 г. на 25%.

Ключевыми рычагами действия для достижения данной цели становится развитие следующих направлений:

- инновационное развитие промышленности, которое приобретает приоритетное и стратегическое значение для экономики Франции и станет мощным стимулом для развития новых рынков;

- усиление конкурентоспособности французских предприятий, что является главным фактором для завоевания мирового рынка. Важнейшими условиями реализации данного направления: значительный рост инвестиций в промышленность и расширение гаммы продуктов, произведённых во Франции;

- развитие сферы НИОКР, особенно тех направлений, которые тесно связаны с промышленными отраслями, обеспечивающих экономический рост.

Основной путь реализации этой политики – мобилизация промышленного и научно-технологического потенциала страны, стимулирование процесса нововведений (от создания до реализации) как в национальном, так и в региональном масштабе. Особое внимание при этом уделяется развитию различных форм партнёрства между частными и государственными структурами, в частности взаимодействию между сферами науки, образования и частного бизнеса. Особая ставка делается на развитие полюсов конкурентоспособности.



Инновационным развитием согласно планам правительства Франции будет охвачена практически вся промышленность страны, но особую стратегическую роль будут играть следующие сектора: цифровые технологии, эко-промышленность, энергетика, транспорт, химия и новые материалы, фармацевтическая промышленность, технологии в области здравоохранения, продукция высокой моды, агропищевая промышленность. Ключевую роль в реализации этих планов будут играть полюса конкурентоспособности. Среди 71 полюсов конкурентоспособности основная часть связана с новейшими высокотехнологичными отраслями. Полюса конкурентоспособности становятся во Франции важнейшим инструментом реализации государственной научно-технологической стратегии. Из 71 полюса на сегодняшний день 17 получили международное признание, из них 7 являются уже признанными лидерами в своих секторах на уровне планеты, а 10 – на пути к мировому лидерству (см. табл.1, 2). Для большей части 54 полюсов национального значения развитие экспортной деятельности является важнейшим приоритетом.
Таблица 1. Полюса конкурентоспособности – мировые лидеры

Название полюса

Сектор деятельности

Aerospace Valley

самолётостроение

Finance Innovation

финансы, страхование

Lyonbiopole

вирусология

Medicen Paris Région

здравоохранение, инфекционные болезни, онкология

Minalogic

нанотехнологии

SCS : Solutions Communicantes Sécurisées

материалы и программное обеспечение для телекоммуникаций

System@tic Paris Région

программное обеспечение


Таблица 2. Полюса конкурентоспособности на пути к мировому лидерству

Название полюса

Сектор деятельности

Alsace Biovalley Innovations thérapeutiques

биотехнология, здравоохранение, фармацевтика

Axelera

химия, окружающая среда

Cap Digital Paris Région

телекоммуникационные и информационные технологии

Images et réseaux

электроника и телекоммуникации

i-Trans

железнодорожный транспорт

Industries et Agro-Ressources

биоэнергетика, биоматериалы, пищевые компоненты

Innovations Thérapeutiques

медицина

MOV'EO

автомобилестроение

Pôle Mer Bretagne

технологии в области морепродуктов

Pôle Mer PACA

технологии в области морепродуктов

Végépolys

биотехнологии растений


2. Полюса конкурентоспособности - важнейший элемент антикризисной программы правительства Франции

Во Франции, как и в других развитых странах, именно в период кризисных явлений (экономический спад, финансовый кризис, острая необходимость структурной перестройки промышленности, сокращение рабочих мест и пр.) начинают активно создаваться новые институциональные структуры, способствующие мобилизации национальных ресурсов (природных, производственных, интеллектуальных и пр.) для решения тех или иных стратегических задач государства. Именно кризис региональной экономики стал во Франции толчком к развитию технопарков, которые в начале своего пути рассматривались правительством в основном как инструмент политики по экономическому развитию регионов (содействие экономическому и промышленному роста региона, создание в нём новых рабочих мест и др.).

Создание полюсов конкурентоспособности в 2004 г. также диктовалось острой необходимостью структурной перестройки национальной промышленности на основе новых высокотехнологичных отраслей. В государственных инициативах по преодолению финансового кризиса 2008 г. полюса конкурентоспособности занимают исключительно важное место. Например, в новой национальной инвестиционной программе государственного займа («Emprunt national»), принятой правительством Франции в конце 2009 г., все пять стратегических направлений, заявленных в «Еmрrunt national», непосредственно касаются полюсов конкурентоспособности, которые через эту инвестиционную программу получают мощную финансовую поддержку1. Эти направления, по мнению Н.Саркози, «требуют значительных средств, которые Франция не может обеспечить в строгих рамках ежегодного бюджета страны»2. Программа «Еmрrunt national» связана не только с преодолением нынешнего кризиса, но и направлена на то, чтобы подготовить Францию к вызовам будущего, а именно на строительство новой модели экономики, основанной на устойчивом развитии, экономике знаний и конкурентоспособной промышленности. Это её главное отличие от прежних программ государственного займа. «Сегодня, как заявил Н.Саркози, мы должны подготовить Францию к вызовам будущего, чтобы наша страна в полной мере могла воспользоваться восстановлением роста (после кризиса), чтобы она стала сильнее, конкурентоспособнее, чтобы было больше рабочих мест»3. В рамках этой внебюджетной инвестиционной программы правительство выделяет 35 млрд. евро, что соответствует 1,8% от объёма ВВП Франции, намеченного на 2010 г.4. Структура распределения ассигнований, выделенных по инвестиционной программе «Emprunt national» в 2010 г была следующая: высшее образование и профессиональная подготовка – 31%; научные исследования - 23%; инновационное развитие промышленности-19%; устойчивое развитие - 14%;цифровые технологии - 13%5.

Кроме того, необходимо учитывать, что современный экономический кризис имеет двойной характер: финансовый и экологический. Причём, по оценкам специалистов потенциальные экономические последствия экологического кризиса очень серьёзные.

Мировой экономический кризис 2008 г. заставил почти 20 стран ОЭСР принять в начале 2009 г. планы возрождения национальной экономики. Совокупный объём выделенных финансовых средств в рамках этих планов составил 2800 млрд. долл., из которых 15 % связаны с так называемыми «зелёными инвестициями» (430 млрд. долл.). Причём 85% из этих «зелёных инвестиций» приходятся на те четыре страны, которые сделали ставку на рост «зелёной экономики»1 как путь выхода из современного кризиса: Китай, США, Франция, Южная Корея. Из 430 млрд. долл., выделенных странами на «зелёные инвестиции» в рамках планов возрождения национальной экономики, большая часть принадлежит Китаю (221 млрд. долл.) и США (112 млрд. долл.), на Южную Корею приходится 25 млрд. долл., на Францию – 14,5 млрд. евро. (расходы в рамках планов «Grenelle de l'environnement» не учитываются2). Однако, по доле «зелёных инвестиций» в общих ассигнованиях, выделяемых в рамках национальных планов возрождения экономики, лидирует Южная Корея – 80,5%, затем идут Китай – 37, 8%, Франция – 35%. и США – 15%3. По мнению экспертов, именно «зелёная экономика» должна стать важнейшей основой новой модели экономического развития и ключевым фактором конкурентоспособности для многих стран в предстоящее десятилетие, именно она должна принести значительное количество новых рабочих мест4.

В последние годы проблемы «зелёной экономики» приобретают во Франции статус первоочерёдных стратегических задач государства, на них выделяются значительные средства, они становятся основой многих государственных, частных программ и проектов. Устойчивое развитие становится также важнейшим элементом стратегии почти всех крупных промышленных предприятий Франции. Среди инструментов государственной политики по развитию и внедрению «зелёных технологий» особое место принадлежит полюсам конкурентоспособности. Именно в рамках этих структур появляются, зреют и осваиваются рынком многие новейшие технологии, связанные с «зелёной экономикой». В частности, полюса активно включены в развитие эко-технологий таких направлений как возобновляемые источники энергии, возобновляемые источники сырья, технологии в области защиты окружающей среды, эффективность продуктов, услуг и процессов. К 2009 г. 25 полюсов осуществляли проекты в области эко-технологий в рамках своей основной деятельности. Весной 2010 г. правительство Франции среди поданных заявок на присвоение официального титула «полюс конкурентоспособности», основное внимание уделяло кандидатам, тесно связанным с эко-технологиями. Было создано 6 новых официально признанных специализированных полюсов конкурентоспособности в области эко-технологий: (DREAM, ENERGIVIE, TEAM, AVENIA, EAU, Gestion des eaux continentals).



3. Эффективность полюсов конкурентоспособности

Политическая инициатива французского правительства по развитию полюсов конкурентоспособности оказалась весьма успешна. По оценкам специалистов, в результате первого этапа этой политики (2005-2008 гг.) в стране действует 71 полюс, большинство из которых показали себя как эффективный инструмент по мобилизации национальных усилий в области развития сферы НИОКР и внедрения нововведений, а также по активизации инновационной деятельности предприятий и развитию партнёрства между сферой НИОКР, высшей школой и бизнесом. Кроме того, среди важных положительных последствий данной политики необходимо отметить усиление роли нововведений в политике экономического развития различных регионов страны, а также активизацию инновационной активности малых и средних предприятий1. В 2007 г. около 23000 учёных и инженеров работали по проектам, утвержденным в рамках полюсов конкурентоспособности (11000 чел. из сферы НИОКР, 12000 чел. из сферы предприятий). Во время первого этапа политики было утверждено 1400 проектов на общую сумму 5 млрд. евро (из которых 1,7 млрд. евро финансировалось государством, 3,3 млрд. евро – промышленниками). По оценкам, генерального директора OSEO Ф. Друина, большая часть проектов не увидела бы свет без полюсов конкурентоспособности2. Успех первого этапа данной политики дал толчок для принятия достаточно амбициозных целей на следующий, второй этап (2009-2011 гг.). На реализацию второго этапа государство также выделяет 1,5 млрд. евро. Стержнем нового этапа политики по-прежнему остаётся курс на развитие инноваций. Активизируется политика по стратегическому управлению полюсов. В частности, для этого вводится такой рычаг воздействия как «контракты на достижение результатов» («contrats de performance»), в основе которых лежат стратегические дорожные карты . Отныне, желательно, чтобы полюса конкурентоспособности были оснащены стратегией развития на 3-5 лет, которая должна иметь форму документа, называемого «стратегической дорожной картой»3. Кроме того, в целях усиления ответственности участников полюсов государство вводит механизм специальных многолетних контрактов (“contrats de performance”), которые будут подписываться между руководством полюсов, государством и местными органами власти. Эти контракты будут содержать программу действий полюсов «стратегическую дорожную карту», а также сроки её реализации и финансовую поддержку государства.



По прогнозам экспертов1, к 2025 г. конкурентоспособность экономики Франции будет основываться на интенсивном сотрудничестве между участниками национальной инновационной системы, а также на достижении необходимой критической массы для получения оптимальных эффектов. Это предполагает структурную перестройку национальной инновационной системы вокруг ограниченного числа инновационных кластеров международного значения, престиж которых позволит привлекать таланты, знания и инвестиции со всего мира. Основными участниками этих кластеров будут научные центры, учреждения высшей школы, крупные предприятия, пользующие международным признанием. Активное участие будут принимать также малые и средние компании, особенно новые инновационные предприятия. Деятельность этих кластеров будет в основном сконцентрирована в нескольких ключевых стратегических направлениях (телекоммуникационные системы, биотехнология, здравоохранение, окружающая среда, транспорт, экономика и финансы, мультимедиа, самолётостроение и космос, энергетика, безопасность). Государство будет продолжать активно участвовать в возникновении инновационных кластеров, однако их территориальное размещение будет задаваться не государственным декретом, а логикой их развития.

1 Черноуцан Елена Михайловна - к.э.н, с.н.с. ИМЭМО РАН. Профессиональные интересы: национальные инновационные системы, экономика и НИС Франции. echernoutsan@yandex.ru.

2 Статья написана в рамках проекта РГНФ №09-02-00260а/И «Глобальная трансформация инновационных систем».

3 В 2009 г. во Франции функционировало 70 локальных производственных систем и 50 технопарков.

4 Сокращение издержек осуществляется через единую инфраструктуру, общую маркетинговую, рекламную и экспортную политику, передачу знаний и технологий, совместные исследования и инновационную деятельность, проведение взаимной экспертизы, обучение персонала и т. д.

1 В рамках традиционных промышленных кластеров сотрудничество развивается прежде всего на основе частной инициативы.

2 В локальных производственных системах (Systemes productifs locaux – SPL) партнёрство развивается в основном между предприятиями.

3 Например, технопарки во Франции прямо не финансируют предприятия, а способствуют организации отношений с соответствующими финансовыми институтами.

1 Относительно низкий уровень ассигнований промышленных предприятий в НИОКР, отставание от основных конкурентов в области патентования, а также в производстве и применении новых технологий, недостаточно благоприятный предпринимательский климат для создания новых предприятий, слабый уровень развития сотрудничества между предприятиями и научно-исследовательскими лабораториями.

2 Район Иль-де-Франс забирает почти 40% государственных средств на НИОКР.

1 Данное определение полюса конкурентоспособности является официальным. Именно так определяет его в своих документах Межминистерское управление по обустройству и конкурентоспособности территории (DIACT), заменившее в 2004 г. DATAR.

1 Industries .P., 2005. – Septembre, N107. - P.10; Le Courrier de Russie 2006. Juil. - P.3.

1 В 2008 г. Агентство по промышленным инновациям (AII - Agence d’Innovation Industrielle), созданное в 2005 г. для поддержки крупных национальных программ в области промышленных инноваций, сливается с группой OSEO в рамках акционерного общества OSEO Innovation.

2 Единый межминистерский фонд (Fonds unique interministriel FUI), созданный в 2005 г. специально для финансирования совместных проектов, осуществляемых в рамках полюсов конкурентоспособности. С сентября 2009 г. функция управления этим фондом была передана группе OSEO.

3 Отметим, что до конца 70-х гг. стержнем экономического развития Франции был промышленный сектор. Далее промышленность постепенно теряет статус главного национального приоритета, уступая первое место таким секторам как услуги и финансы. Сегодня вклад этого сектора в ВВП уменьшился по сравнению с 1950 г. более чем в два раза. Сегодня во Франции на промышленный сектор приходится 16% национальной добавленной стоимости (тогда как средний показатель по странам зоны евро - 22%, в Германии этот показатель – 30%) и 13% самодеятельного населения страны.

4 По оценкам специалистов дефицит государственного бюджета Франции составлял в 2009 г. более 7 % от ВВП.

1 В рамках Генеральных штатов промышленности приняли участие более 5000 человек. В ходе активных дискуссий было выработано 1000 конкретных предложений в области нового промышленного курса страны.

2 Именно на основе широкого обсуждения энергетических и экологических проблем в рамках «Grenelle de l'environnement» в 2009 г. были приняты во Франции важнейшие законодательные программы в области окружающей среды и энергетики (Grenelle I, Grenelle II) и намечены основные приоритеты в этих областях до 2020 г.

1 Стратегические направления, с которыми связывается будущее Франции: высшее образование, профессиональная подготовка кадров, научные исследования, конкурентоспособная промышленность, развитие инновационного малого и среднего бизнеса, устойчивое развитие, цифровые технологии.

2 www.economie.gouv.fr.

3 www.trust.ua/news

4 Подписка на государственный заём не будет распространяться на частных лиц. А именно: 22 млрд. евро государство рассчитывает занять на финансовом рынке, а 13 млрд. евро должны вернуть банки, которые получили государственную помощь во время кризиса. По мнению специалистов, этот государственный заём послужит мощным рычагом для привлечения частных инвестиций в эти области деятельности. В итоге, сумма общих инвестиций по этой программе может составить 60 млрд. евро (Un emprunt national pour preparer la France de demain/ www.economie.gouv.fr ).

5 Dossier de presse Presidence de la Republique, 14 decembre 2009 См. www.competitivite.gouv.fr.

1 «Зелёная экономика» включает в себя ряд областей экономической деятельности, прямо или косвенно связанных с защитой окружающей среды, управлением редкими ресурсами, возобновляемыми источниками энергии, борьбой с климатическими изменениями.

2 Например, на программы «Grenelle de l'environnement» на период 2009-2011 гг. в рамках государственного бюджета Франции на 2009 г. было выделено 19,7 млрд. евро (Ист.: www.developpement-durable.gouv.fr)

3 Les relances vertes dans le monde/Etudes et documents. Commissariat general au developpement durable. - P., 2009. - Octobre, N 11. - P. 8, 20.

4 Согласно имеющимся оценкам инвестиции в «зелёную экономику» могут создать во Франции 280 тыс. новых рабочих мест (2008-2020 гг.).

1 Среди предприятий, вовлеченных в полюса конкурентоспособности 85% это - малые и средние. Всего в 2008 г. участвовало в полюсах 6800 предприятий, в которых было занято более 810 тыс. человек, из них более 30% - учёные и инженеры. Ист.:www.competitivite.gouv.fr.

2 CPCI-edition 2009. Fiches-Investissement, R&D et innovation. - P., 2009. - P.110; Senat. Rapport d’information. N 40. Session 2009-2010. - P.16.

3 В частности, данная «стратегическая дорожная карта» должна уточнить приоритетные области развития для полюсов, а также технологические цели, рыночные ориентиры и перспективы развития полюсов.

1 France 2025. Groupe “Creation, recherche et innovation”. - P., 2009. - P. 23.






Смотрите также:
«полюса конкурентоспособности» как ключевой инструмент реализации нового курса государственной промышленной и инновационной политики франции
222.35kb.
II. Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий
253.14kb.
Владимирская область закон о научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во владимирской области
78.82kb.
В последнее время все большую известность приобретает новый инструмент психотерапевтической работы метафорические ассоциативные карты, или, как их еще называют, терапевтические карты
47.27kb.
Реферат Роль Ришелье в истории Франции студентка 2 курса Факультета романских языков
236.45kb.
Программа курса введение в книгу
503.61kb.
На протяжении последних 20 лет основным вопросом реформы государственного сектора в странах-членах оэср было создание регуляторной (нормативно-правовой) политики
618.75kb.
«Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов», прошедшего в Государственной Думе
144.4kb.
Ставропольского края
64.62kb.
Формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ
584.48kb.
В туркменистане забота о детях, подрастающем поколении является одним из приоритетных направлений государственной политики
220.89kb.
Экологические итоги экономического форума Отсутствие в России четкой государственной экологической политики в отношении Арктики не влияет на уверенность участников Мурманского арктического форума в экологически безопасном освоении ее
40.08kb.