Практическая работа № 6
Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»
Цель работы: совершенствовать умение решать качественные задачи экспериментального характера на конкретном материале, объяснять проводимые химические реакции в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных реакциях.
Оборудование: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, хлорид калия, нитрат аммония, сульфат аммония, оксид меди, растворы азотной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия, нитрата серебра, фосфорной кислоты, хлорида бария, дистиллированная вода.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:
OH-+ H+ → HOH
3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия NaNO3 и воду HOH.
Убеждаемся в характере среды, для чего опускаем в раствор универсальную индикаторную бумажку.
Наблюдаем цвет, соответствующий нейтральной среде раствора.
Делаем вывод: при взаимодействии катиона водорода H+ и гидроксид-иона OH-образуется вода HOH, что соответствует первому краткому ионному уравнению:
HO
- + H
+ → HOH.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра AgNO3.
Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты H3PO4.
Наблюдаем выпадение осадка фосфата серебра Ag3PO4 желтого цвета в результате реакции обмена.
Делаем вывод: при взаимодействии катионов серебра Ag+ и фосфат-ионов PO43-образуется нерастворимая в воде соль фосфата серебра Ag3PO4.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
|
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.
|
|
|
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
|
|
|
Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.
|
|
|
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
|
В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия NaNO3 и воду HOH.
|
|
|
Убеждаемся в характере среды, для чего опускаем в раствор универсальную индикаторную бумажку.
|
|
|
Наблюдаем цвет, соответствующий нейтральной среде раствора.
|
|
|
Делаем вывод: при взаимодействии катиона водорода H+ и гидроксид-иона OH-образуется вода HOH, что соответствует первому краткому ионному уравнению HO- + H+ → HOH.
|
|
|
Берем вторую сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра AgNO3.
|
|
|
Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты H3PO4.
|
|
|
Наблюдаем выпадение осадка фосфата серебра Ag3PO4 желтого цвета в результате реакции обмена.
|
|
|
Делаем вывод: при взаимодействии катионов серебра Ag+ и фосфат-ионов PO43- образуется нерастворимая в воде соль фосфата серебра Ag3PO4.
|
|
|
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:
HO- + H+ → HOH
3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты.
Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.
В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия и воду.
Убеждаемся в нейтральности среды, для чего опускаем в раствор универсальную индикаторную бумажку.
Наблюдаем цвет, соответствующий нейтральной среде раствора.
Делаем вывод: при взаимодействии катиона водорода и гидроксид-иона образуется вода HOH, что соответствует первому краткому ионному уравнению HO- + H+ → HOH.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра.
Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты.
Наблюдаем выпадение осадка фосфата серебра желтого цвета в результате реакции обмена.
Делаем вывод: при взаимодействии катионов серебра и фосфат-ионов образуется нерастворимая в воде соль фосфата серебра.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:
HO- + H+ → HOH
3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты.
Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.
В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия и воду.
Убеждаемся в нейтральности среды.
Делаем вывод из наблюдений.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра.
Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты.
Делаем вывод из наблюдений.
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:
HO- + H+ → HOH
3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) Cu(NO3)2 двумя способами.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди CuSO4.
Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета сульфата бария BaSO4 в результате реакции обмена.
В пробирке остается раствор зеленого цвета нитрата меди Cu(NO3)2.
Делаем вывод: соль нитрат меди можно получить реакцией обмена сульфата меди и хлорида бария.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди CuO (II).
Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
Наблюдаем образование раствора Cu(NO3)2 зеленого цвета.
Делаем вывод: нитрат меди можно получить реакцией обмена оксида меди (II) и раствора азотной кислоты.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
|
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
|
Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди CuSO4.
|
|
|
Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.
|
|
|
Наблюдаем выпадение осадка белого цвета сульфата бария BaSO4 в результате реакции обмена.
|
|
|
В пробирке остается раствор зеленого цвета нитрата меди Cu(NO3)2.
|
|
|
Делаем вывод: соль нитрат меди можно получить реакцией обмена сульфата меди и хлорида бария.
|
|
|
Берем вторую сухую чистую пробирку.
|
|
|
Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди CuO (II).
|
|
|
Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.
|
|
|
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
|
|
|
Наблюдаем образование раствора Cu(NO3)2 зеленого цвета.
|
|
|
Делаем вывод: нитрат меди можно получить реакцией обмена оксида меди (II) и раствора азотной кислоты.
|
|
|
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) двумя способами.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди.
Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария.
Наблюдаем выпадение осадка сульфата бария BaSO4.
В пробирке остается раствор зеленого цвета нитрата меди.
Делаем вывод: соль нитрат меди можно получить реакцией обмена сульфата меди и хлорида бария.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди (II).
Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты.
Следим за изменениями.
Делаем вывод: нитрат меди можно получить реакцией обмена оксида меди (II) и раствора азотной кислоты.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) двумя способами.
Берем сухую чистую пробирку.
Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди.
Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария.
Делаем вывод из наблюдений.
Берем вторую сухую чистую пробирку.
Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди (II).
Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты.
Следим за изменениями.
Делаем вывод.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) двумя способами.
Экспериментальная задача III. Уровень I
В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.
В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.
Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.
В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора – в ней находится хлорид калия KCl, образованный сильной кислотой и сильным основанием.
В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде вследствие реакции гидролиза аммиачной селитры NH4NO3 и сульфата аммония (NH4)2SO4 по катиону NH4+.
В обе пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2 – качественный реактив на содержание сульфат-ионов SO42-в растворе.
В пробирке с сульфатом аммония (NH4)2SO4 выпадает осадок белого цвета BaSO4.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
|
В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.
|
|
|
Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.
|
|
|
В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора – в ней находится хлорид калия KCl, образованный сильной кислотой и сильным основанием.
|
|
|
В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде вследствие реакции гидролиза аммиачной селитры NH4NO3 и сульфата аммония (NH4)2SO4 по катиону NH4+.
|
|
|
В обе пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2- качественный реактив на содержание сульфат-ионов SO42-в растворе.
|
|
|
В пробирке с сульфатом аммония (NH4)2SO4 выпадает осадок белого цвета BaSO4.
|
|
|
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.
В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.
Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.
В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора – в ней находится хлорид калия.
В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде вследствие реакции гидролиза аммиачной селитры и сульфата аммония по катиону NH4+.
В обе пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида бария – качественный реактив на содержание сульфат-ионов в растворе.
В пробирке с сульфатом аммония выпадает осадок белого цвета сульфата бария.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача III. Уровень III
В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.
В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.
Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.
В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора.
В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде.
В последние пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида.
Делаем вывод из наблюдений.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.
Отчетные задания
По результатам практической работы заполните таблицу:
Номер опыта
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
1
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
2
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
3
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
Вариант 1
Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли исполнителя?
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли комментатора?
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли контролера?
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.