Главная страница 1

Практическая работа № 6

Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»

Цель работы: совершенствовать умение решать качественные задачи экспериментального характера на конкретном материале, объяснять проводимые химические реакции в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно-восстановительных реакциях.

Оборудование: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, хлорид калия, нитрат аммония, сульфат аммония, оксид меди, растворы азотной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия, нитрата серебра, фосфорной кислоты, хлорида бария, дистиллированная вода.
Экспериментальная задача I. Уровень I

Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:

OH-+ H+ → HOH



3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.

  3. ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!

  4. Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.

  5. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!

  6. В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия NaNO3 и воду HOH.

  7. Убеждаемся в характере среды, для чего опускаем в раствор универсальную индикаторную бумажку.

  8. Наблюдаем цвет, соответствующий нейтральной среде раствора.

  9. Делаем вывод: при взаимодействии катиона водорода H+ и гидроксид-иона OH-образуется вода HOH, что соответствует первому краткому ионному уравнению:

HO- + H+ → HOH.

  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра AgNO3.

  3. Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты H3PO4.

  4. Наблюдаем выпадение осадка фосфата серебра Ag3PO4 желтого цвета в результате реакции обмена.

  5. Делаем вывод: при взаимодействии катионов серебра Ag+ и фосфат-ионов PO43-образуется нерастворимая в воде соль фосфата серебра Ag3PO4.

  6. Приводим рабочее место в порядок.

Тема: Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.







  1. ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!







  1. Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.







  1. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!







  1. В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия NaNO3 и воду HOH.







  1. Убеждаемся в характере среды, для чего опускаем в раствор универсальную индикаторную бумажку.







  1. Наблюдаем цвет, соответствующий нейтральной среде раствора.







  1. Делаем вывод: при взаимодействии катиона водорода H+ и гидроксид-иона OH-образуется вода HOH, что соответствует первому краткому ионному уравнению HO- + H+ → HOH.







  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра AgNO3.







  1. Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты H3PO4.







  1. Наблюдаем выпадение осадка фосфата серебра Ag3PO4 желтого цвета в результате реакции обмена.







  1. Делаем вывод: при взаимодействии катионов серебра Ag+ и фосфат-ионов PO43- образуется нерастворимая в воде соль фосфата серебра Ag3PO4.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача I. Уровень II



Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:

HO- + H+ → HOH

3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты.

  3. Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.

  4. В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия и воду.

  5. Убеждаемся в нейтральности среды, для чего опускаем в раствор универсальную индикаторную бумажку.

  6. Наблюдаем цвет, соответствующий нейтральной среде раствора.

  7. Делаем вывод: при взаимодействии катиона водорода и гидроксид-иона образуется вода HOH, что соответствует первому краткому ионному уравнению HO- + H+ → HOH.

  8. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  9. Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра.

  10. Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты.

  11. Наблюдаем выпадение осадка фосфата серебра желтого цвета в результате реакции обмена.

  12. Делаем вывод: при взаимодействии катионов серебра и фосфат-ионов образуется нерастворимая в воде соль фосфата серебра.

  13. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача I. Уровень III



Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:

HO- + H+ → HOH

3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора азотной кислоты.

  3. Приливаем 2-3 мл раствора гидроксида натрия.

  4. В результате реакции обмена получаем растворимую в воде соль нитрат натрия и воду.

  5. Убеждаемся в нейтральности среды.

  6. Делаем вывод из наблюдений.

  7. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  8. Наливаем в нее 2-3 мл раствора растворимой соли серебра, к примеру, нитрата серебра.

  9. Приливаем 2-3 мл раствора фосфорной кислоты.

  10. Делаем вывод из наблюдений.

Экспериментальная задача I. Уровень IV



Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:

HO- + H+ → HOH

3 Ag+ + PO43- → Ag3PO4.
Экспериментальная задача II. Уровень I

Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) Cu(NO3)2 двумя способами.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди CuSO4.

  3. Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.

  4. Наблюдаем выпадение осадка белого цвета сульфата бария BaSO4 в результате реакции обмена.

  5. В пробирке остается раствор зеленого цвета нитрата меди Cu(NO3)2.

  6. Делаем вывод: соль нитрат меди можно получить реакцией обмена сульфата меди и хлорида бария.

  7. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  8. Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди CuO (II).

  9. Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.

  10. ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!

  11. Наблюдаем образование раствора Cu(NO3)2 зеленого цвета.

  12. Делаем вывод: нитрат меди можно получить реакцией обмена оксида меди (II) и раствора азотной кислоты.

  13. Приводим рабочее место в порядок.

Тема: Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди CuSO4.







  1. Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2.







  1. Наблюдаем выпадение осадка белого цвета сульфата бария BaSO4 в результате реакции обмена.







  1. В пробирке остается раствор зеленого цвета нитрата меди Cu(NO3)2.







  1. Делаем вывод: соль нитрат меди можно получить реакцией обмена сульфата меди и хлорида бария.







  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.







  1. Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди CuO (II).







  1. Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты HNO3.







  1. ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!







  1. Наблюдаем образование раствора Cu(NO3)2 зеленого цвета.







  1. Делаем вывод: нитрат меди можно получить реакцией обмена оксида меди (II) и раствора азотной кислоты.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача II. Уровень II



Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) двумя способами.


  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди.

  3. Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария.

  4. Наблюдаем выпадение осадка сульфата бария BaSO4.

  5. В пробирке остается раствор зеленого цвета нитрата меди.

  6. Делаем вывод: соль нитрат меди можно получить реакцией обмена сульфата меди и хлорида бария.

  7. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  8. Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди (II).

  9. Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты.

  10. Следим за изменениями.

  11. Делаем вывод: нитрат меди можно получить реакцией обмена оксида меди (II) и раствора азотной кислоты.

  12. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача II. Уровень III



Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) двумя способами.


  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 2-3 мл раствора сульфата меди.

  3. Добавляем к нему 2-3 мл раствора хлорида бария.

  4. Делаем вывод из наблюдений.

  5. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  6. Насыпаем в нее с помощью ложечки оксид меди (II).

  7. Добавляем в пробирку 2-3 мл раствора азотной кислоты.

  8. Следим за изменениями.

  9. Делаем вывод.

Экспериментальная задача II. Уровень IV



Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди (II) двумя способами.
Экспериментальная задача III. Уровень I

В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.


  1. В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.

  2. Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.

  3. В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора – в ней находится хлорид калия KCl, образованный сильной кислотой и сильным основанием.

  4. В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде вследствие реакции гидролиза аммиачной селитры NH4NO3 и сульфата аммония (NH4)2SO4 по катиону NH4+.

  5. В обе пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2 – качественный реактив на содержание сульфат-ионов SO42-в растворе.

  6. В пробирке с сульфатом аммония (NH4)2SO4 выпадает осадок белого цвета BaSO4.

  7. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор




  1. В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.







  1. Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.







  1. В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора – в ней находится хлорид калия KCl, образованный сильной кислотой и сильным основанием.







  1. В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде вследствие реакции гидролиза аммиачной селитры NH4NO3 и сульфата аммония (NH4)2SO4 по катиону NH4+.







  1. В обе пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2- качественный реактив на содержание сульфат-ионов SO42-в растворе.







  1. В пробирке с сульфатом аммония (NH4)2SO4 выпадает осадок белого цвета BaSO4.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача III. Уровень II



В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.


  1. В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.

  2. Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.

  3. В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора – в ней находится хлорид калия.

  4. В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде вследствие реакции гидролиза аммиачной селитры и сульфата аммония по катиону NH4+.

  5. В обе пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида бария – качественный реактив на содержание сульфат-ионов в растворе.

  6. В пробирке с сульфатом аммония выпадает осадок белого цвета сульфата бария.

  7. Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача III. Уровень III



В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.


  1. В пробирки с веществами добавляем по 4-5 мл воды.

  2. Во все три пробирки с образцами опускаем универсальную индикаторную бумажку.

  3. В одной из пробирок цвет индикатора соответствует нейтральной среде раствора.

  4. В двух других пробирках цвет бумажки соответствует кислотной среде.

  5. В последние пробирки добавляем 2-3 мл раствора хлорида.

  6. Делаем вывод из наблюдений.

Экспериментальная задача III. Уровень IV



В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы следующих минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.
Отчетные задания

По результатам практической работы заполните таблицу:



Номер опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

1










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде


2










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде


3










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

Вариант 1



  1. Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).

  2. Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?

  3. Какие умения вы формировали, находясь в роли исполнителя?

  4. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

Вариант 2



  1. Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).

  2. Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?

  3. Какие умения вы формировали, находясь в роли комментатора?

  4. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

Вариант 3



  1. Оцените свою деятельность в роли контролера (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).

  2. Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?

  3. Какие умения вы формировали, находясь в роли контролера?

  4. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.



Смотрите также:
Практическая работа №6 Экспериментальное решение задач по теме «Подгруппа азота»
143.93kb.
Практическая работа «Решение задач и упражнений по молекулярной биологии»
49.54kb.
Методическое пособие по английскому языку Проектный материал по теме: «Национальные особенности британской кухни»
53.69kb.
Практическая работа «Интернет: работа с поисковыми системами»
20.97kb.
Урок по теме: «Мода. Молодёжные стили» в 8 классе.
19.59kb.
Образовательная программа «Экономика и право. Решение практических задач по экономике»
65.81kb.
Практическая работа, форма ее выполнения Оценка I раздел
483.47kb.
«Решение экономических задач на проценты»
287.42kb.
Разработали: Агапова М. Н.–учитель информатики и Сураева И. А –учитель математики
61.91kb.
Задание Решение в электронных таблицах задач линейной алгебры
86.46kb.
Контрольна робота І методичні рекомендації з дисципліни "логіка" Для студентів заочної форми навчання
643.72kb.
Кабинет 21, 2006-2011 Скорость передачи информации. Решение задач
13.29kb.