Главная |
страница 1
Перечень вопросов к экзамену по АНТРОПОЛОГИИ Введение в антропологию. Предмет антропологии, основные разделы и методы. История антропологии, ее современное состояние. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, педагогическая и медицинская практика. Положение человека в природе. Человек в системе приматов. Филогенетическое развитие человека. Общая морфофизиологическая и эколого-географическая характеристика приматов. Человек как примат, биологические предпосылки очеловечивания. Морфология. Онтогенез. Периодизация онтогенеза. Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация онтогенеза. Основные этапы постнатального онтогенеза, их морфофункциональная характеристика. Пубертатный период, его морфофункциональная характеристика. Биологический возраст. Морфологические и психологические критерии биологического возраста. Старение организма. Общие размеры и пропорции тела. Рост и развитие. Факторы и основные закономерности роста и развития организма. Генетические, гормональные, средовые факторы, влияющие на рост и развитие человека. Эпохальные изменения темпов роста. Феномен акселерации. Морфофункциональные, психологические и медицинские аспекты акселерации. Основы конституциологии. Виды конституции. Схемы соматотипов. Схема Галанта И.Б. (1927), классификация Кречмера Э., Черноруцкого. Половой диморфизм человека, его генетические, морфологические и физиологические аспекты. Психологические аспекты конституции. Роль нейроэндокринного статуса. Медицинские и экологические аспекты конституции. Аномалии роста и развития. Антропогенез. Стадия протоантропов. Основные этапы эволюции приматов. Третичный период, его основные подразделения. Четвертичный период, его характеристики и подразделения. Время и место выделения человеческой линии. Критерии гоминизации. Состав семейства гоминид. Проблема «грани» между первыми гоминидами и их обезьяньими предками. Стадия архантропов. Палеоантропы. Ранние гоминиды. Австралопитеки Южной и Восточной Африки, австралопитек афарский. Основные варианты архантропов и палеоантропов: их морфологическая и археологическая характеристика. Стадия неоантропов. Происхождение вида: время, место, предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Основные факторы гоминзации. Социогенез. Биологическое развитие современного человека. Популяционная и этническая антропология. Экология человека. Понятие о популяции. Понятие о расах и видовое единство человека. Популяционный полиморфизм, механизмы его проявления и поддержания. Изменчивость. Признаки с непрерывной и дискретной изменчивостью. Возрастная изменчивость признаков. Биологические и социальные термины описания человеческих общностей. Сравнительная характеристика расы и нации. Основные факторы расообразования. Расизм. Научная несостоятельность расизма. Изолирующие механизмы и политипия. Миграции, смешение и генный поток. Основная литература 1. Хомутов А.Е. Антропология: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2003г. 2. Хасанова Г.Б. Антропология: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2004 г. 3. Антропология: учебное пособие /под ред. Тегако Л.И., Кметинского Е./ – М.: Новое знание, 2004 г. 4. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г. 5. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: 1999. Дополнительная литература 1. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция, М., 1990. 2. Морфология человека. /под ред. Никитюка Б.А. и Чтецова В.П./ М., 1990. 3. Проблемы расы и российской физической антропологии. /под ред. Алексеева Т.И., Яблонского Л.Т./. М.: 2002. 4. Марютина Т.М., Ермолаева О.Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. Смотрите также:
Предмет антропологии, основные разделы и методы. История антропологии, ее современное состояние. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения
24.95kb.
Диденко Борис Андреевич. Сумма антропологии
916.59kb.
Взаимодействие человека и животных
772.73kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика и психология: педагогика
4977.41kb.
«Основы нейробиологии»
27.59kb.
Смирнова ирина светозаровна развитие идей педагогической антропологии в россии
367.59kb.
Человек в священном писании
113kb.
1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики
160.93kb.
1. Становление и развитие экологии
1232.09kb.
Материаловедение Предмет, методы и объекты изучения дисциплины «Материаловедение»
24.72kb.
Проблема целостной антропологии в богословии ранней церкви и анализ антропологических понятий «дух» И«душа» с библейской точки рения
1267.65kb.
Также организованы семинарские занятия для проработки текущей литературы
14.46kb.
|