Главная страница 1

ИСТОРИЯ

И ФИЛОСОФИЯ

НАУКИ
ПРОГРАММА

кандидатского экзамена

для аспирантов и соискателей

всех специальностей

Москва

2008

Министерство образования

Федеральное агентство

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова



ИСТОРИЯ

И ФИЛОСОФИЯ

НАУКИ

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена для аспирантов

и соискателей всех специальностей

Москва

Редакционно-издательский центр

2008

Авторы-составители:

СВ. Девятова, д-р философ, н., проф.;

В.И. Купцов, д-р философ, н., проф.


Под редакцией А.В. Миронова, д-ра социол. н., проф.

© Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова, 2008.



ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ АСПИРАНТОВ
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Предмет истории и философии науки

2

2

Современные представления о космосе

4

3

Эволюция Земли и жизни на Земле

4

4

Антропосоциогенез

2

5

Доисторическое развитие человечества

4

6

Неолитическая революция и первые цивилизации

2

7

Древняя Греция

4

8

Наука как феномен культуры

8

9

Древний Рим

4

10

Мусульманское Возрождение

4

11

Средние века

2

12

Наука и философия науки XV–XVIII вв.

Общая характеристика времени

Развитие науки

Философия и методология науки



12

2

6



4

13

Наука и философия науки в XIX в.

XIX век в мировой истории

Развитие науки

Философия и методология науки



12

2

6



4

14

XX столетие – век научных революций

Общая характеристика XX века

Контуры современной картины мира

Особенности процесса развития науки

Концепции науки и ее развития

Наука и общество



36

4

8



6

6

12



Итого:

100


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет истории и философии науки
Наука как предмет научного исследования. Особенности философских проблем науки. Онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические проблемы науки. Органическая связь философии науки с её историей. Дескриптивная и нормативная методология науки. Общее и специфическое в методологии различных наук. Особенности наук о природе, об обществе и человеке. Специфика технических наук и методологии проектирования. Развитие наших представлений о мире, методах и средствах его познания и преобразования. Значение изучения истории и философии науки для повышения качества образования в стране, создания адекватного отношения в обществе к науке, формирования у человека современного мировоззрения.
Тема 2. Современные представления о космосе
Концепция «Большого взрыва». Метагалактика и её строение. Возникновение и эволюция Метагалактики. Возможное будущее Метагалактики. Возникновение и эволюция Солнечной системы. Основные этапы истории Земли. Будущее Солнечной системы.
Тема 3. Эволюции Земли и жизни на Земле
Строение Земли. Концепция глобальной тектоники литосферных плит. Геохронологическая шкала.

Характерные черты живого. Уровни организации живого. Организм, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Понятия биосферы, антропосферы, ноосферы. Возникновение жизни на Земле. Основные этапы её развития. Современные концепции происхождения жизни. Место живого и разумной жизни в современной картине мира. Антропный принцип в космологии и его истолкование.


Тема 4. Антропосоциогенез
Антропосоциогенез. Основные факторы и этапы антропосоциогенеза. Роль труда в становлении человека. Виды древних людей и их основные характеристики. Что отличает современного человека от кроманьонца?
Тема 5. Доисторическое развитие человечества
Становление языка, форм мышления, эстетического и религиозного отношения к миру. Человек как единство биологического и социального начал. Многообразие форм искусства. Типология религий. Мифологическое отображение мира. Характерные черты мифа. Особенности современных мифов. Статус мифологического восприятия мира в прошлом и настоящем. Возникновение рода и семьи. Роль семьи в современном обществе.
Тема 6. Неолитическая революция и первые цивилизации
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Формы присваивающего и производящего типов хозяйства. Последствия неолитической революции.

Первые цивилизации. Что знали и умели люди первых цивилизаций. Особенности знаний о мире людей первых цивилизаций. Причины возникновения государственной формы организации жизни людей.


Тема 7. Древняя Греция
Вклад Древней Греции в историю человечества. Развитие простого товарного производства с использованием денег. Многообразие форм государственного устройства. Возникновение идеи демократии. Демократический идеал и его воплощение в истории человечества. Особенности развития античного искусства. Спорт как феномен культуры Древней Греции.

Почему наука возникла в Древней Греции? Возникновение математики, логики, астрономии, биологии, географии, медицины, истории. Особенности научного познания в Древней Греции.

«Начала» Евклида и их роль в развитии представлений о научности. Аксиоматический способ построения знания. Его воплощение в геометрии Евклидом. Истолкование аксиоматического метода Д. Гильбертом. Пифагорейские идеи о значимости количественных отношений в реальности. Открытие греками иррациональности. Первый кризис в математике и его преодоление.

Значение для развития науки античных представлений о вечности движения, о пространстве, времени как необходимых формах реальности и их бесконечности, о причинной обусловленности всего в мире и закономерном характере осуществляющихся в нём процессов. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира в Древней Греции. Идея атомистического устройства мира и её значение для науки и практики. Другие важнейшие достижения древних греков в науке.


Тема 8. Наука как феномен культуры
Наука как специфический род деятельности. Характерные черты любого рода деятельности. Наука как система знаний о мире, как процесс познания, как социальный институт. Классификация наук. Цель науки. Характеристика научного знания. Знания научные и ненаучные. Причинное и телеологическое описание и объяснение реальности. Характеристика научной рациональности. Факты, законы и принципы. Виды научных законов.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь. Виды научных теорий и различные способы их представлений. Функции научных теорий – описание, объяснение и предсказание. Интерпретация научных теорий.

Методы и средства науки. Их специфика в различных науках. Наблюдение и эксперимент – важнейшие методы эмпирического познания. Сопоставление процедур наблюдения и эксперимента, границ их применения и познавательных возможностей. Специфика мысленного эксперимента. Математический эксперимент. Моделирование как метод научного познания. Способы обработки эмпирических знаний и виды их представления. Интерпретация результатов эмпирических научных исследований. Роль гипотезы в научном познании. Типология научных открытий. Природа научного открытия. Язык науки. Математика как язык науки. Роль приборов в научном исследовании. Типология приборов. Научные установки и устройства.

Объект и предмет науки. Субъект науки. Социальная организация науки. Характеристика результатов научного познания, развития науки. Факторы, влияющие на развитие науки. Взаимоотношение науки и общества.


Тема 9. Древний Рим
Древний Рим в мировой истории. Особенности развития науки в Древнем Риме. Возникновение юриспруденции. «Кодекс Юстиниана». Развитие истории. Отношение в Древнем Риме к математике и наукам о природе.
Тема 10. Мусульманское Возрождение
Феномен мусульманского Возрождения. Возникновение первых университетов. Какие науки развивались мусульманами? Характерные черты научного познания этого периода. Выдающиеся учёные мусульманского Возрождения и их важнейшие достижения. Влияние науки Востока на Европейскую культуру.
Тема 11. Средние века
Особенности социально-экономического и культурного развития Европы средних веков. Особенности развития образования. Алхимия и астрология как феномены культуры. Их возникновение и дальнейшая судьба. Отношение современной науки к алхимии и астрологии. Особенности схоластического стиля мышления. Естествознание в средние века. Особенности исторического мышления в этот период. Р. Бэкон о значении математики и опыта в познании реальности. Теория познания У. Оккама. «Бритва Оккама».
Тема 12. Наука и философия науки в XV-XVIII вв.
Эпоха Возрождения. Характеристика эпохи Возрождения. Развитие светских сфер жизни. Гуманистическая ориентация культуры. Возрождение античных ценностей. Символ эпохи Возрождения. Великие достижения культуры эпохи Возрождения. Развитие образования.

Развитие в Европе городов, ремесленничества, строительства, мореплавания, торговли. Разрушение феодальных отношений. Становление рыночной экономики.

Великие географические открытия. Их социально-экономические и политические последствия. Реанимирование рабства.

Реформация. Её воздействие на исторический процесс. Контрреформация и её последствия.

Эпоха Просвещения. Её идеология. Важнейший памятник культуры этой эпохи. Влияние эпохи Просвещения на развитие образования и науки.

Первые буржуазные революции. «Декларация независимости» (1776) США. «Декларация прав человека и гражданина» (1789) Франции.


Развитие науки в XV-XVIII вв.
Становление системы математических символов. Истолкование алгебры как науки о решении уравнений. Создание аналитической геометрии, теории вероятностей, дифференциального и интегрального исчислений. Проблема обоснования понятий числа, бесконечно малой величины, вероятности. Истолкование И. Кантом геометрии и арифметики как априорных форм восприятия реальности.

Особенности геоцентрической системы мира Коперника. Модель мироздания Т. Браге. Коперниканская революция в науке. Развитие идей Коперника Дж. Бруно. Начало развития галактической астрономии.

Появление эксперимента как важнейшего метода познания природы. Становление физики и химии как экспериментальных наук. Роль Г. Галилея в развитии науки. Формулирование принципа относительности и принципа инерции. Особенности механики Ньютона. Влияние Ньютона на развитие науки. Небесная механика как образец научной теории. Изучение тепловых процессов. Теория «теплорода». Начало изучения электрических и магнитных явлений.

Построение И. Кантом и П. Лапласом теории происхождения Солнечной системы – первое вхождение в науку идей эволюции. Идеи развития в работах по эмбриологии К. Вольфа. Представление о длительной истории Земли в работах Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. Лейбница, Н. Стено, Р. Гука. Концепция лапласовского детерминизма.

Введение Р. Бойлем понятия «химический элемент». Программа аналитической химии. Роль А. Лавуазье в развитии химии. Опровержение теории «флогистона».

Влияние великих географических открытий на развитие географии. Создание первого глобуса в Европе (М. Бехайм, Германия, 1492). Фламандский учёный Г. Меркатор – «король картографов». «Всеобщая география» Б. Варениуса – первая попытка трактовки географии как науки о поверхности земного шара, рассматриваемого в целом и по регионам.

Возникновение геологии. Формулирование принципа актуализма. Формулирование принципа напластований для определения геохронологической шкалы (Н. Стено). Оценка возраста Земли.

Развитие экспериментальной биологии. Применение в биологии микроскопа и первые достижения на этом пути. Развитие анатомии и физиологии животных и растений. Систематика живого К. Линнея – важное теоретическое обобщение в биологии. Преформистский и эпигенетический подходы в трактовке онтогенеза. Проблема происхождения живого.

Создание экономической науки. Меркантилисты и физиократы. Становление классической политэкономии. А. Смит – родоначальник теории рыночной экономики, либерализма в экономической науке. Работа Мальтуса о народонаселении и отношение к ней в прошлом и настоящем.

Особенности развития исторической науки. Методологические ориентиры исторической науки. Освобождение истории от провиденциализма. Идея закономерности исторического процесса и введение представлений о прогрессе в истории человечества. Трактовка роли географической среды в развитии народов.

Развитие науки о праве. Правовые идеи Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. «Категорический императив» И. Канта. Его понимание сущности человека и его прав. Возникновение педагогической науки: Я.А. Каменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

Французская энциклопедия как символ эпохи Просвещения. Идеи просвещения в трудах Г. Лейбница, И. Канта, Ш. де Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха.


Философия и методология науки
Обоснование необходимости в научном познании использования математики и опыта Леонардо да Винчи. Трактовка науки Г. Галилеем. Индуктивная модель познания Ф. Бэкона. Дедуктивная модель получения знаний Р. Декарта. Построение моделей научного познания Ф. Бэконом и Р. Декартом как выражение стремления построить логику открытия. Представление о формах знания Г. Лейбница. Истолкование И. Кантом пространства и времени как априорных форм чувственности. Трактовка Д. Юмом принципа причинности в науке.

Наука и общество. Создание академий в европейских странах. Развитие образования. Запрещение учения Н. Коперника. Сожжение Дж. Бруно на костре. Преследования Г. Галилея. Судьба французской энциклопедии.


Тема 13. Наука и философия науки в XIX в.
XIX век в мировой истории
Промышленная революция и ликвидация крепостного права в Европе. Интеграционные процессы. Первые экономические кризисы. Борьба стран за независимость. Политические движения и политические партии в XIX веке. Деление мира на развитые и слаборазвитые страны.

Эволюция искусства. Мировые стили в истории искусства.

Развитие образования в XIX веке.
Развитие науки
Возникновение палеонтологии, археологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, антропологии. Появление истории науки как особой отрасли научного познания. Формирование технических наук.

Развитие представлений о числе и геометрии в истории математики. Изменение представлений о предмете алгебры. Создание Г. Кантором теории множеств и проблема обоснования математики. Эволюция представлений о бесконечности.

Открытие «на кончике пера» планеты Нептун. Эмпирическое доказательство вращения Земли вокруг Солнца и её вращения вокруг собственной оси. Установление химического единства мира.

Открытие закона сохранения и превращения энергии. Создание термодинамики. Проблема «тепловой смерти Вселенной». Обоснование несостоятельности теории теплорода. Создание молекулярно-кинетической теории газов. Формирование представлений о динамических и статистических закономерностях. Проблема соотношения динамических и статистических закономерностей. Введение в науку понятия «поле» и построение теории поля. Феноменологическая трактовка научного знания. Вхождение в физику идей атомизма. Проблема реальности атомов. Первые шаги по экспериментальному изучению атома.

Становление системы современных обозначений химических соединений и символической записи химических реакций. Введение в химию понятия атома. Развитие теории химического строения вещества. Периодическая система химических элементов Менделеева и её значение для развития химии. Обоснование единства природы органических и неорганических соединений. Изучение химических процессов.

Идеи развития в геологии. Критика теории катастроф. Реализация принципа актуализма в геологии. Создание геохронологии. Гипотеза контракции.

Появление клеточной теории живого. Возникновение генетики. Теория эволюции Ж. Ламарка. Сущность теории естественного отбора Ч. Дарвина. Объяснение природы целесообразности в мире жизни. Становление антропологии. Факторы антропосоциогенеза. Значение теории эволюции Дарвина для развития науки.

Особенности развития исторической науки. Написание обобщающих трудов по национальным историям. Оформление в самостоятельные области исторической науки знаний о первобытном обществе, истории искусств, истории различных наук. Резкое раздвижение временных и пространственных границ исторических исследований. Разработка методов исторической критики. Историзм в науке XIX в.

Классическая политэкономия в XIX в. Экономические идеи утопического социализма. Историческая школа в экономике. Марксистская теория экономических отношений. Маржиналистская революция в экономической науке. Формирование неоклассического направления.

Правовые идеи Г. Гегеля. Историческая школа в праве. Либерализм. Идеи анархизма. Марксизм о правовых отношениях. Учение Ч. Ломброзо о преступлениях и их истоках. Ф. Ницше о правах и свободах людей. Социал-дарвинизм и право.

Становление психологии как науки. Психология индивидуального сознания и психология народов. Начало применения в психологии экспериментальных методов. Первые применения тестирования и анкетирования. Метод проб и ошибок. Научное изучение одарённости, памяти, эмоций, гипноза. Зарождение детской психологии. Изучение психики животных.

О. Конт – основоположник социологии. Статика и динамика общества. Эволюционный подход. Возникновение социальной статистики. Социал-дарвинизм в социологии. Расово-антропологическое направление. Географическое направление. Марксизм как социологическая теория. Возникновение эмпирической социологии.

Превращение языкознания в самостоятельную науку. Формирование сравнительно-исторического направления. Разработка методов сопоставления различных языков и реконструкции их исчезнувших форм. Основные достижения сравнительно-исторического языкознания. Истолкование природы языка.

Взгляды на образование И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.


Философия и методология науки
Формирование классической естественнонаучной картины мира. Отношение учёных к классической естественнонаучной картине мира. Влияние развития естествознания на науки о человеке и обществе.

Натурфилософское истолкование науки. Позитивистское понимание науки и его обоснование О. Контом, Дж. С. Миллем, Э. Махом, П. Дюгемом. Неокантианское деление наук на номографические и идеографические. Марксизм о научном познании и воздействия науки на жизнь людей. Ф. Ницше о человеке, обществе, истории.


Тема 14. XX столетие – век научных революций
Общая характеристика XX века
XX столетие – век невиданных темпов и масштабов развития всех сфер жизни общества, век мощных интеграционных процессов. Огромные масштабы социальных преобразований, борьбы за демократию и социальную справедливость. Быстрое развитие экономики, резкое возрастание валового объёма производства и производительности труда, рост мировой торговли, опережающий рост производства. XX столетие – век научно-технического прогресса, век образования. Масштабы деструктивных процессов современности. Глобальные проблемы как выражение острейших противоречий в развитии общества. XX столетие в контексте мировой истории.

Особенности развития науки в XX столетии. XX столетие – век научных революций. Возникновение кибернетики, информатики, семиотики, политологии, культурологии, экологии. Интегративные процессы в науке. «Большая наука». Влияние науки на жизнь современного общества, на все сферы деятельности людей.


Контуры современной картины мира
Проблема обоснования математики и основные направления её решения: логицизм, формализм, интуиционизм. Теоремы Гёделя и их значение для понимания природы математического знания. Возникновение всеволновой астрономии. Теория «Большого взрыва» и формирование глобальной эволюционной картины мира. Влияние на становление современной картины мира частной и общей теорий относительности А. Эйнштейна, квантовой механики, достижений в физике элементарных частиц, вероятностно-статистического анализа больших систем, изучения открытых систем. Концепция «дрейфа континентов» А. Вегенера и теория глобальной тектоники литосферных плит. Современные представления об особенностях живого, его происхождении, факторах его эволюции. Структурные уровни реальности. Системное, историческое и синергетическое мышление в XX столетии. Структурализм и его проявления в науке. Место неопределённости и случайности в современной картине мира. Роль Ф. де Соссюра в развитии лингвистики. Концепция истории как науки в школе «Анналов». Истолкование происхождения человека, истории человечества и основных проблем его современного развития. Кейнсианская революция в экономической науке. Основные тенденции в развитии экономической науки нашего времени. Учение о бессознательном З. Фрейда. Современные представления о человеке, его природных и социальных измерениях, о правах человека и их реализации.
Особенности процесса развития науки
Соотношение эмпирического и теоретического в истории науки. Кумуляция и революции в развитии науки. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие наук как фактор их развития. Редукционизм: возможности и границы. Роль средств науки в её развитии. Математика – язык современной науки. Компьютерные технологии и математизация современной науки. Феномен кризиса в науке и пути его преодоления. Проблема соизмеримости старого и нового знаний. Изменение картины мира в истории человечества. Принцип соответствия как основа истолкования истории и философии науки. Изменение форм организации науки и характера её воздействия на общество. Интернализм и экстернализм в истолковании развития науки. Этические проблемы современной науки. Роль философии в развитии науки.
Концепции науки и её развития
Логический позитивизм и экзистенциализм о науке и философии. Сциентизм и антисциентизм в культуре XX столетия. От логики открытия к логике подтверждения. Гипотетико-дедуктивная модель научного познания логического позитивизма. Фальсификационизм К. Поппера. Его учение о трёх мирах. Теория развития науки Т. Куна. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. П. Фейерабенд о месте науки в обществе. Проблема понимания в методологии современной науки. Концепция исторического процесса О. Шпенглера.
Наука и общество
Статус науки в современном обществе. Приоритетные научные программы нашего времени. Воздействие науки на технику, экономику, искусство, религию, здравоохранение, образование, политику в истории человечества. Феномен информационного общества. Влияние нанотехнологий и биотехнологий на жизнь людей.

Противоречия научно-технического прогресса. Наука и глобальные проблемы современности. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре. Концепция ноосферы. Противоречивый характер влияния общества на развитие науки.

Наука и власть. Проблема государственного регулирования научных исследований. Наука и идеология. Феномен секретности в науке. Особенности отношения к науке в фашистской Германии. Наука в СССР. Её место в жизни современной России.

Отображение влияния науки на жизнь общества в концепциях X. Ортеги-и-Гассста, Э. Фромма, А. Швейцера, К. Ясперса. Концепция открытого общества в работах К. Поппера и Дж. Сороса. Наука и будущее человечества.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Возникновение и развитие науки


  1. Особенности донаучных знаний о мире?

  2. Когда возникли математика, основные науки о природе, человеке и обществ технические науки?

  3. Вклад Древней Греции в развитие науки.

  4. «Начала» Евклида и их значения для развития представлений о науке.

  5. Мусульманское Возрождение и развитие науки на Востоке.

  6. Феномен астрологии и алхимии в мировой истории.

  7. Коперниканская революция в науке.

  8. Значение Г. Галилея в развитии науки.

  9. Роль И. Ньютона в развитии науки.

  10. Особенности развития исторической науки в средние века и в новое время.

  11. Великие географические открытия и их влияние на развитие человечества.

  12. Развитие представлений о числе.

  13. Развитие представлений о геометрии.

  14. Создание Г. Кантором теории множеств и проблема обоснования математики.

  15. Роль А. Смита в развитии экономической науки.

  16. 16.Становление идей атомизма в науке.

  17. Вхождение в науку идей эволюционизма.

  18. Роль Ч. Дарвина в развитии науки.

  19. Роль Д.И. Менделеева в развитии химии.

  20. Влияние К. Максвелла на развитие представлений о мире.

  21. Современное истолкование периодической системы химических элементов.

  22. Особенности классической естественнонаучной картины мира.

  23. Особенности современной картины мира.

  24. Развитие представлений о строении материи и физических полях.

  25. Эволюция представлений об элементарных частицах.

  26. Роль А. Эйнштейна в становлении современной картины мира.

  27. Становление и развитие концепции «Большого взрыва».

  28. Основные этапы в эволюции Земли.

  29. Развитие жизни на Земле.

  30. Современные представления об антропосоциогенезе.

  31. Роль Ф. де Соссюра в развитии лингвистики.

  32. Основные этапы развития демократии в истории человечества.

  33. Позитивные и негативные воздействия общества на развитие науки.

  34. Влияние науки на развитие общества.

  35. Технические достижения XX века.

  36. Какие страны имеют сегодня атомное и водородное оружие?

Философия и методология науки


  1. Что такое наука? Классификация наук.

  2. Методы и средства науки.

  3. Теория и её функции, способы построения теорий.

  4. Объект и предмет науки.

  5. Субъект науки.

  6. Продукт науки.

  7. Научная картина мира и стиль научного мышления.

  8. Содержание понятия «Большая наука».

  9. Принцип соответствия.

  10. Революции в науке.

  11. Феномен одновременности научных открытий и его истолкование.

  12. Натурфилософский стиль мышления и его характерные проявления.

  13. Представление о науке и процессе научного познания Р. Бэкона.

  14. Попытки построения логики открытия Ф. Бэконом и Р. Декартом.

  15. Позитивистское понимание науки и философии.

  16. Концепция науки О.Конта.

  17. Истолкование науки Э.Махом.

  18. Исторический процесс в концепции К. Маркса.

  19. Истолкование истории О. Шпенглером.

  20. Неокантианское деление наук на идеографические и номографические.

  21. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

  22. Концепция развития науки Т. Куна.

  23. Теория «трёх миров» К. Поппера.

  24. От логики открытия к логике подтверждения. Гипотетико-дедуктивная модель научного познания.

  25. Верификационизм и фальсификационизм в истолковании науки.

  26. Герменевтическое измерение в истолковании науки.

  27. Соотношение эмпирического и теоретического знаний в развитии науки.

  28. Взаимодействие наук как фактор их развития.

  29. Роль средств науки в её развитии.

  30. Интернализм и экстернализм в истолковании развития науки.

  31. Неокантианское истолкование науки.

  32. П. Фейерабенд о месте науки в обществе и его концепция «методологического анархизма».

  33. В.И. Вернадский о ноосфере, науке и будущем человечества.

  34. Роль науки в истории человечества и его будущем в концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер и др.).

  35. Наука и кризисные процессы в современной западной цивилизации (К. Ясперс, А. Швейцер, А. Печчеи, Дж. Сорос, С. Хантингтон, Дж. Стиглиц).

  36. Наука и будущее человечества.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  4. .Девятова С.В. Современное христианство и наука М., 1994.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  6. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

  7. Печчеи А. Человеческие качества. М, 1980.

  8. Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.

  9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3, 4. СПб., 1996, 1997.

  10. Свиридова И.Е., Сиротенко Н.Г. Малая энциклопедия открытий. М., Харьков, 2001.

  11. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.

  12. Стёпин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  14. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова, М., 1996.

  15. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.

  16. Фром Э. Иметь или быть? М., 1986.

  17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.



Смотрите также:
Программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей всех специальностей
207.3kb.
Программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по специальности 25. 00. 01 Общая и региональная геология Мурманск
115.18kb.
Программа и вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 05 – «Романские языки»
166.15kb.
Программа по курсу/дисциплине Органическая химия для специальности 02. 00. 03 органическая химия
264.71kb.
Контрольные вопросы для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру по философии для нефилософских специальностей
24.5kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности
79.33kb.
Дополнительная программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по специальности
111.51kb.
Б. И. Джинджолия восточная философия xix–xx веков
544.14kb.
Программа кандидатского экзамена по общему курсу специальности
214.36kb.
Программа для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в аспирантуру по научной специальности 19. 00. 07 педагогическая психология. М.: Му имени С. Ю. Витте, 2012. 17 с
260.78kb.
Вопросы по всеобщей истории для государственного полидисциплинарного экзамена по истории для специальностей 032600 История
960.07kb.
Программа кандидатского экзамена научная специальность
180.91kb.