Главная |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Знание национальной и мировой истории—современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории. Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5—9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра. Программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5—9 классов. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативно— го построения курсов истории. Программа ориентирована на учителей истории, которые преподают курсы всеобщей истории в основной школе. — информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории; — организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»; — социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в делом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире: — овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; — развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обшении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Цель изучения курса История Древнего мира: — освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. — формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; — овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира» — воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов; — формирование способности к самовыражению, само- реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей древнего мира; — развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; — формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ древней Греции, древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. Цель изучения курса «История Средних веков»: — освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности. а также их места в истории мировой цивилизации. Общие задачи изучения предмета История Средних веков следующие: — формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран; — овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов); — овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—ХV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества: — воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки; — развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса: — формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиям, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности. Цель изучения курса «История Нового времени»: — усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей. Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 и 8 классах следующие: —формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни; - овладение знания ми об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны; — воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время; воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения; — развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию. самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени; — формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности. деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания. Рабочая программа по всеобщей истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее. — усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей; — воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. — формирование у девятиклассников морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в ХХ — начале ХХI в.: — овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием места и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для неё; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, язык и культуру; — воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов; — воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процвеТания нации и Отечества, сохранения мира; — развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности• — формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира. Изучение курса всеобщей истории в 5—9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося. Посредством программы реализуются три основные функции истории: — познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества; — практическо- политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма; — мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений. Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия — человек, личность в истории. Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5—9 классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития. Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождён ные географической средой обитания, историческими особенностями. Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное Значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, Страны в переломные Моменты их истории. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по Всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются: — деятельностный подход, Ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника; — компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы; — дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному; — личностно- ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения; — проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как Ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения. Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах: — принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их Последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок; — принцип объективности основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно; —принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе; — принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития. Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программ ы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК). Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании. дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества, В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностными и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся: — научиться пользоваться информацией; — научиться общаться; — научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации и младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом. В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждении Российской Федерации в целом выделяет ‘96 ч на изучение всеобщей истории в 5—9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История древнего мира» в 5 классе — 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), в б классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 7 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 8 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 9 классе —32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю). Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5—9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Истории России с древнейших времён» с 6 по 11 класс. В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам, курсу (1 ч); повторению всего изученного за курс «История древнего мира» — 2 ч. Однако с учётом реализации творческих, авторских подходов учителя, использования им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо расширить предлагаемый в «Тематическом планировании» вариант распределения часов, например, за счёт объединения двух параграфов, либо углубить изучение отдельной темы. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, Личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека: — осмысление социально-нравстВенно0 опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность —способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: — овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории собственной страны; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия суццностi4 и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; — умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны в человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории: — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. З. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды: осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памяти иков. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысла значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. б. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне- школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). — способность выделять главное в тексте и второстепенное, — способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.; — способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями — способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин— формации в соответствии с целью; — способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации: — способность организовывать свою деятельность и соот- носить её с целью группы, коллектива; — способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; — способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; — способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде. Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся. В написании данной рабочей программы принимали участие: А. А. Вигасин, Г И. Годер («История Древнего мира. 5 класс»); Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков. б класс»); А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина («Новая история. 7 класс», «Новая история. 8 класс» ); А. О. Сороко- Цюпа, О. Ю. Стрелова –« Новейшая история зарубежных стран. ХХ — начало ХХI в. 9 класс»). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ следующая страница >> Смотрите также:
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса Количество часов: 1
671.87kb.
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новая история 8 класс Учебник
233.92kb.
Рабочая программа по всеобщей истории (новая история 1500-1800гг.) 7 класс
299.19kb.
Программа По всеобщей истории
1044.11kb.
Вопросы по всеобщей истории для государственного полидисциплинарного экзамена по истории для специальностей 032600 История
960.07kb.
Кафедра всеобщей истории и регионоведения
418.54kb.
Александр анатольевич проблема нового мирового порядка в отношениях великобритании и россии
659.32kb.
Из всеобщей истории искусств. Искусство Древней Индии Н. Виноградова, О. Прокофьев
1560.51kb.
Рабочая программа по истории 6 класса
213.96kb.
1. Рабочая учебная программа дисциплины
267.93kb.
Учебная программа по дисциплине " история отечества " Специальности
177.63kb.
В то время, как в Северном полушарии приступили к выращиванию кукурузы, Матье Сальдумбид, руководитель экономического и профсоюзного отдела Всеобщей Ассоциации производителей кукурузы, проводит анализ рынка
58.22kb.
|