Главная |
страница 1
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «6M020400 – КУЛЬТУРОЛОГИЯ» АЛМАТЫ 2012 Программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «6M020400-Культурология». Программа составлена доктором, филос.н., профессором Габитовым Т.Х. Программа рассмотрена на заседании кафедры Религиоведения и культурологии Протокол № _______от_________________2012 г. Зав.кафедрой__________________ А.Д. Курманалиева Одобрена на заседании методбюро факультета Философии и политологии Протокол №______от__________________2012 г. Председатель методбюро___________ Н.А. Саитова Утверждена на заседании Ученого совета Протокол №______ от ________________ 2012г. Председатель Ученого совета, декан факультета ____________________ А.Р. Масалимова Ученый секретарь ____________________ З.Н. Исмагамбетова Цель вступительных экзаменов: определить уровень знаний, умений, навыков и компетенций, который достигнут поступающим по завершении обучения на бакалавриате, а также возможности в усвоении конкретных дисциплин и в целом магистрской программы. Программа предполагает знание студентами фундаментальных основ базовых культурологических дисциплин, изучаемых в рамках учебного плана, а также умение применять эти знания и основные методы культурологического анализа при решении культурологических задач. Основные задачи экзамена – определить наличие у поступающих интереса и навыков анализа в отношении текстов культуры, наличие у их необходимых при этом знаний и интеллектуальных инструментариев; ответы рассматриваются через призму фундаментальных категорий и понятий философии культуры, входящих в фонд классического философствования и служивших средством тематизации проблем культуры; знание концепций культуры, логики и результатов рефлексии зарубежных мыслителей над проблематикой культуры должен активизировать интерес будущих магистров не только к конкретно-историческим аспектам культурного развития, но и к методологии познания культуры в целом. Форма вступительного экзамена – комбинированный письменно-устный экзамен. Экзаменующиеся записывают свои ответы на вопросы экзаменационного билета на листах ответов, отвечают экзаменационной комиссии устно. В случае апелляции основанием для рассмотрения являются письменные записи в листе ответов. 2. Требования к уровню подготовки лиц, поступающих в магистратуру Поступающий должен быть специалистом, способным концептуализировать проблемы культуры в комплексе их философско-теоретического обоснования, ознакомлен со спецификой культурологического знания; снабжен методологическим инструментарием культурологии; он должен определить приоритетные ориентиры культурологии и ее современные стратегии, должен знать основные проблемы становления культуры и творчества в мировой и казахской цивилизации, главных подходов в понимании традиционных, новых и новейших феноменов культуры, исходя из классических текстов и духовно-исторических контекстов их формирования и способов выражения, он должен уделять внимание изложению эмпирико-натуралистических, рационалистических подходов к творчеству и культуре, а также – неклассических, альтернативных подходов в понимании культурных феноменов – «философии жизни», феноменолого-экзистенциалистического понимания и интерпретаций культуры в русле постмодернистского философствования. 3. Пререквизиты образовательной программы Пререквизитами являются: Философия и теория культуры -2 кредита (БД), История казахской культуры - 3 кредита (БД), Культурная антропология – 3 кредита (ПД). Изучение культурологии в магистратуре связано со знакомством и знанием материала смежных дисциплин: теории и истории культуры, культурной герменевтики, экологии культуры, семиологии, структурной лингвистики и др. 4. Перечень тем вступительного экзамена 4.1. Темы «Философии и теории культуры» - 2 кредита (БД) 1. Становление проблем культуры в античной философии Рационалистический подход к проблемам творчества в западной философии. Проблема творчества в философии Платона: «теория воспоминания» и проблема «перевода» души в творческий режим бытия; эйдосы как формы организации предельно понятного чувственного многообразия. Аристотель об условиях творческой деятельности: учение об уме как непрерывной актуальности; учение о времени («теперь») и творчество; ум как «форма форм», «мышление мышления», вечный двигатель и Демиург как самотворчество; творчество как состояние ума, причастное истинному бытию. 2. Картезианское понимание творчества: проблема чистого «я» в философии Декарта. Естественный свет разума как условие творческого познания мира; «теория врожденных идей» и картезианская максима «Мыслю – существую – могу». 3. Лейбниц о творчестве Проблемы натурального и виртуального интеллекта; познание «возрожденных идей» как знание природы духа и открытие истинного бытия; Лейбниц и искусство барокко (Ж. Делез. Складка. Лейбниц и барокко). 4. Понимание творчества и культуры в философии И. Канта Творчество как преодоление антитезы эмпирического и разумного (феноменального и ноуменального) начал человеческой природы; отношение свободы и природной необходимости, свободы и творчества; человек как «свободная причинность»; противоречия кантовского трансцендентализма в понимании культуры. 5. Философия культуры и ее методологические обоснования Формирование культурфилософии как самостоятельного раздела философского знания. Базисные принципы классической философии как предтеча философии культуры. Философия культуры и историко-культурный подход к ее изучению. Философия как феномен культуры. 6. Формирование современного понимания феномена культуры Определения философии культуры как философской дисциплины, исследующей идею культуры, ее цели, принципы и предпосылки. Конституирование философии культуры в оппозиции универсалий «природа» и «культура». 7. Модус «природа и культура» в антропологической интерпретации культуры Оппозиция природа/культура – метафизическая универсалия. Культура как победа над природой: тождество «культурного» и «социального». Природопреобразующая функция культуры. Дилемма «природа-культура» в европейской философской традиции: натурализм, природоцентризм, концепция «естественного человека» (Аристотель, Леонардо, Руссо). 8. Субстанциализация духовных и социальных оснований культуры (немецкий идеализм и марксистская философия).
Проблема бытия культуры. Онтологический статус культуры. Культурное пространство и культурное время. Предметное бытие культуры. 10. Культура как специфический способ освоения реальности Когнитивная функция культуры. Культурфилософская рефлексия и авторефлексия. Культурфилософские антиномии: культура трагическая и сократическая; дионисийское и аполлоновское начала в основании западного типа культуры (Шеллинг). 11. Культура в противопоставлении жизни (Ницше, Бергсон) Рационализм и иррационализм в трактовке культуры. «Переживание» и рефлексия. Проблема символа как центральная в решении вопроса о существе взаимоотношений культуры и реальности. Культурный универсализм и культурный релятивизм. 12. Понятие культурного стиля Культура классическая и неклассическая. Культурный фундаментализм. Моно- и полистилизм. Категории культурного моно- и полистилизма. Иерархия и рассеивание. Идеологизация и «культурная открытость». Канонизация и деканонизация. Телеологизм и ателеология. Функционализм и контекстуальность. 13. Неклассические теории творчества и культуры А. Шопенгауэр как теоретик культуры: противоречие «понимающего» и «исчисляющего» мышления как проблема культуры; спонтанность (выход за пределы разума и воли) созерцающего мышления – условие творчества и культуры; созерцание как интуиция; культура и творчество как интуитивное постижение непостижимого, уникального; антиевропоцентризм в понимании культуры и творчества, восточные мотивы в понимании последних; культура и цивилизация. 14. Проблема культуры в творчестве Ф. Ницше Противоречия новоевропейской культуры и пути ее преодоления; классическая культура как продукт «технически истолкованного» разума; разрыв традиционной культурной формы и выхода в истинную стихию бытия – главное условие творчества и самотворчества; «дионисийские страдания» Ф. Ницше; проблемы выражения творчества в тексте культуры (от филологии к философии и от последних к музыке и поэзии); жизнь и судьба как «культурный текст», сам себя уничтожающий, возрождающий в стихии становления. Ницше в оценке постмодернизма (М. Фуко о Ницше). 15. Философия жизни В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др. и феноменолого-экзистенциалистическое направление (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др.) в понимании проблем культуры, творчества в контексте современной цивилизации: критика рассудочно-рациональных оснований научного и технического творчества как фундамента современной индустриальной цивилизации; проблема «жизненного мира» – априорной смысловой предпосылки творческого освоения мира; «жизненный мир» как ценностно-смысловой горизонт человеческой деятельности, выражение непосредственного единства человека и природы. 16. Сартр о проблеме «бытия» и «ничто» «Творческая эволюция» и проблемы основания творчества (А. Бергсон). 17. Постметафизика как культурфилософия Осмысление культуры в русле творчества представителей философии жизни. Культурологический вектор философии Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Бергсон, Р. Гвардини. Методология теории О. Шпенглера. «Мир как история» – историзм теории О. Шпенглера. Теория локальности и антиисторизм. Псевдоморфоз культуры. Игровая концепция культуры И. Хейзинга. Игра и ее природная сущность. Философия как игра. 18. Культурфилософские аспекты психоанализа Психоаналитическая философия. Психология и философия человека. Психическая реальность. Онтология бессознательного. Психоаналитическая теория познания. Психоанализ и основные философские направления XX столетия. Психоанализ как герменевтика культуры. Техника толкования сновидений. Символический язык бессознательного. Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры. Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Психоаналитическое понимание культуры. Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры. Патология культурных сообществ. Психоаналитическое понимание возникновения искусства. Воображение и мифическая форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных желаний в символы. 19. Философско-лингвистические концепции культуры Смена представлений о языке в эпистемах различных эпох. В. фон Гумбольдт: языкознание как сравнительная антропология. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сэпира – Б. Уорфа. Языковые универсалии и национальные особенности. Язык как деятельность. Индивидуальное и национальное в языке. Нелинейная логика развития и открытия в области внутренней формы языка. Текст, знак и символ, метонимия и метафора. Культура текста. Герменевтика текста и внутренняя реконструкция языка. 4. 2. Темы «Культурной антропологии» 20. Предметная область культурной антропологии Антропология как научное познание фундаментальных проблем существования человека в природной и искусственной среде. Варианты систематизации антропологических дисциплин. Составляющие антропологические дисциплины: палеонтология как предыстория человека, этнология как наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социология, рассматривающая отношения людей между собой, социальная география, изучающая воздействие климата и ландшафта на человека и его культуру, демография, представляющая статистические данные о составе и распределении человеческих популяций, экология человека. Расширительное понимание антропологии: включение гуманитарных и социальных дисциплин. Англоязычная трактовка понятия антропологии как науки о человеке и его культуре. 21. Систематизация антропологического знания Биологическая (естественнонаучная) антропология как наука о древнейших формах человека и их эволюции, учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела. Социальная антропология как наука о социальном поведении человека, о взаимодействии человека и культуры на различных стадиях развития общества. Философская антропология как наука о структуре человеческого бытия. Теологическая антропология как представление о взаимодействии человека с миром божественным. Психологическая антропология как научное знание о деятельности, знании и чувствовании индивида в условиях различного культурного окружения. Когнитивная антропология как наука о когнитивных категориях в разных культурах. «Метаантропология» как наука о культуре (Д. Бидни). 22. Социальная антропология: проблемы и практические аспекты Антропология современного общества. Узнаваемость феноменов изучаемой культуры и способы её антропологического постижения. Проблема инобытия культуры как центральная проблема социальной антропологии. Общая теория культуры. Теория социальной организации. Теория этноса и этничности. Антропология повседневности; антропология семьи и родства. Экологическая антропология искусства. Антропология образования и воспитания. Социальная инженерия как сфера применения антропологического знания. 23. Психологическая антропология: проблемы и практические аспекты Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Этническое сознание и самосознание. Этническая картина мира. Психология межэтнических отношений. Развитие и трансформация этнической идентичности. Исследования «национального характера»; взаимосвязь культурного и психологического. Культурная обусловленность восприятия, памяти, мотивации. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Этнические стереотипы; урегулирование этнических конфликтов. 24.Экономическая антропология: проблемы и практические аспекты Формы антропологических решений в экономике. Общества потребления и нормы потребления в разных обществах. Культурная теория товара. Потребление и социальная идентичность. Механизмы иррационального поведения. Виртуализация потребления. Понятие дарообмена; системы церемониального обмена. Торговые меньшинства и этническое предпринимательство. Модели экономической интеграции и глобализация. 25. Эволюционистское направление в культурантропологии Эволюционизм как теоретическая модель необратимых культурных изменений (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган). Понятие «адаптация» как ключевой теоретический концепт этого научного направления. Обоснование культуры как объекта научного описания и как закономерного процесса. Методологическая база эволюционизма: реконструкция эволюции, сравнительный метод, систематизация детерминантов социокультурной эволюции. 26.Неоэволюционизм 50-х гг. ХХ века Установление соответствий между биологией и культурной эволюцией. Исследования Л. Уайта и их роль в возрождении эволюционизма. Три типа эволюционистских концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции как наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем. Выявление глобальных изменений, носящих форму развития в концепции универсальной эволюции (Л. Уайт). Возможность множества равноценных путей социокультурного развития, не ориентированной на установление всеобщих законов эволюции в теории многолинейной эволюции (Дж. Стюард). Экологическая антропология или культурная география (А. Вайда, Р. Раппопорт) о связи человеческих популяций и отдельных сообществ с природным окружением. 27. Историческая культурантропология и ее принцип Немецкая культурно-историческая школа и ее методологические ориентиры (баденская школа неокантианства, В. Дильтей). Принцип непрерывности Ратцеля. Теория культурных кругов (Фробениус, Ф. Гребнер). Ф. Боас – основатель американской исторической этнологии (К. Уисслер, Р. Лоуи, Л. Уайт, Рут Бенедикт, А. Кребер). Признание понятия «культура» основным в этнологических исследованиях. Особенность методологических посылок и методики исследований в исторической культурантропологии (диффузионизм). Поиск отличия и особенность каждой культуры как результат ее собственного развития. Понимание культурной динамики и аккультурации. Преодоление ограниченности традиции исторической школы Боаса в концепциях его учеников. Общие культурные формы, конфигурации культурного роста – «паттерны» А. Кребера. Влияние психоаналитической теории на психологический подход к типологии культуры в концепции Р. Бенедикт. 28. От функционализма к структурализму О. Редклифф-Браун. Влияние Э. Дюркгейма. Выбор андаманцев как объекта исследования. Неприятие психологизма. Не культурная, а социальная антропология. Структура как система отношений между компонентами, обеспечивающая постоянство жизнедеятельности. Различение исторического и функционального объяснения. Сравнительный метод. Недоверие к археологии. Социологическое объяснение религии, ритуалов и мифологии. Попытки сформулировать «социальные законы». Структуралистское объяснение территориально далеких фольклорно-мифологических параллелей. 29. Британская социальная антропология Эдвард Эванс-Причард: лидер Оксфордской школы. Исследования в Судане, открытие конического клана. Общество может быть удовлетворительно объяснено без знания его прошлого. Мейер Фортес — теоретик акефальных африканских обществ. Реймонд Ферт (исследователь полинезийцев Тикопии), его интерес к истории возникновения социальных структур. Открытие культурной динамики. Эдмунд Лич: общество есть собрание не вещей, а переменных. Культурная динамика как норма. Лич о власти, культурной обусловленности представлений о времени. Макс Глакман: антропология конфликта. 30. Центральноевропейская школа Романтизм, диффузионизм с элементами эволюционизма, эндемичный расизм. Учение Гердера о национальном духе и немецкие фольклористы и античники (Маннхардт, Гримм, Кун). «Метеорологическая» и «аграрная» интерпретации в мифологии (влияние на Фрэзера и на русскую этнографию). «Антропогеография» Фридриха Ратцеля. География расселения. «Этнографические предметы» и «этнографическое родство». Разделение миграции и культурного воздействия. Идеи географического детерминизма. Негативное мнение Дюркгейма о немецкой науке вообще и о Ратцеле в частности. Открытие Генрихом Шурцем мужских союзов и возрастных классов. 31. Фрейдизм как культурантропологическая теория Психоанализ Зигмунда Фрейда и представление о расслоении психики. Объяснение явлений культуры психопатологическими факторами из сферы индивидуальной и семейной жизни. Эдипов комплекс. Определяющее значение детского периода в формировании психики. Культура как система запретов. «Тотем и табу». Ученики Фрейда. Отто Ранк об архетипе матери. «Коллективное бессознательное» Карла Юнга. Теория архетипов. Альфред Адлер («социальный интерес», сознательное важнее бессознательного). Фрейдизм (Геза Рохейм, Алан Дандес) и пансексуализм (Херардо Рейхель-Долматов) в этнографии. 32. Социометрия американской культурантропологии Культурная экология Джулиана Стьюарда. Полемика с Уайтом. «Справочник по индейцам Южной Америки». Открытие вождества при отсутствии самого термина. Многолинейная эволюция. Бетти Меггерс: ученица Уайта на диффузионистских позициях (спор об истоках амазонской культуры и объяснение Джеймсом Фордом культурного единства Нуклеарной Америки). Маршал Салинз и Элман Сервис. Разработка концепции вождества. 33. Интерпретативная культурантропология Интерпретация как базовая процедура в этнометодологии («Исследования в этнометодологии» Г. Гарфинкеля). Культура как знаковая система и текст. Герменевтические принципы анализа культуры. Интерпретативная теория культуры К. Гирца, в основу которой положено «насыщенное описание культуры», т.е. поиск значений семиотических знаков культуры. Виктор Тэрнер: ритуал и его символика. Наследие Ван Геннепа. Лиминальность. Коммунитас и структура как чередующиеся стадии существования общества. Экзистенциальная, нормативная и идеологическая коммунитас. Гадание. Цветовая классификация. Теории кризисных культов (Энтони Уоллес и Уэстон Ла Барр). 34. Постмодернистская культурантропология Семиотическая ветвь антропологии «(интерпретативная антропология К. Гирца) как почва постмодернистской культурантропологии. Критика (деконструкция) традиционной этнологии, ее основных положений и методологии постмодернистской культурантропологией. Диалогичность как принцип культурантропологических исследований в модусе «чужой» и «свой». Отношение дискурса и власти в методологии нового подхода в этнологии. Основные аспекты постмодернистской культурной модели. «Полифоничность» самого объекта исследования: полифония культуры. Тема «изобретения традиции» и ее постмодернистская трактовка. Постмодернистская ситуация в традиционной культуре. Понятия традиционной и посттрадиционной культуры. Современные аспекты проблемы: традиционное и модернизированное в культуре. 4.3.Темы «Истории культуры казахов» 35. Влияние других культур на культурологический феномен Казахстана Общность происхождения тюркских культур, единство культурно-исторического процесса развития. Характерные этнические признаки. Этническая структура казахского общества. Значение культурно-исторического наследия. Его роль в формировании духовного облика человека. Диалог культур Востока и Запада. 36. Кочевничество, номадизм Особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Своеобразие социально-экономических, исторических, географических условий жизни и быта народа, кочевой образ жизни, политическая раздробленность, территориальная разобщенность, отсутствие широких торговых связей с другими народами. 37. Казахская культура как форма кочевой культуры Своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине не уступала оседлым культурам. Философское отношение к миру было для казахов нормой жизни. Изучение духовного наследия казахского этноса должно дать полную картину духовной сферы народного творчества, где проявляется синкретизм мышления, прослеживается неразрывная связь космоса и человека. 38. Культура номад Евразии Общность происхождения тюркских культур, единство культурно-исторического процесса развития. Характерные этнические признаки. Этническая структура казахского общества. Значение культурно-исторического наследия. Его роль в формировании духовного облика человека. Диалог культур Востока и Запада. 39. Раннее тюркское государство Тюркский каганат. Система отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия. Китай был данником каганата. Ядро Западно-Тюркского каганата (603 – 704 годы) - «десять племен», самоназвание Он Ок эли – государство десяти стрел, занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. 40. Присоединение Казахстана к России и развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: писарей, переводчиков. 41. Выдающиеся представители казахской культуры Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев. 42. Казахский эпос, фольклор Приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни. 43. Место казахской культуры в мировой цивилизации Концепции истории культуры Казахстана и критика евроцентризма. Номадизм как архетип казахской культуры. Мир культуры древнейших скотоводческих племен на территории Казахстана. 44. Тюркская цивилизация Основные верования, стиль жизни и искусство древних саков. «Звериный стиль» саков и проявления его в казахском орнаменте. Анахарсис – скифский философ. Культурные связи сакских племен с соседними цивилизациями. Великое переселение кочевых народов с Востока. Уйсуни, канглы, аланы и гунны как носители прототюркской культуры. Письменность, материальная и духовная культура прототюрков. Великий Шелковый путь и прототюрки. 45. Значение тюркской культуры в мировой цивилизации Первые государственные образования тюрков. Древние города и поселения на территории Казахстана. 46. Архитектура и искусство «Орхоно-Енисейские» памятники и их значение в становлении письменности тюркских народов. Религия и верования тюрков. Космогония и мифология тюркских народов. 47. Социокультурная обстановка в Республике Казахстан Развал Советского Союза и демонтаж тоталитарной культуры. обострение межнациональных отношений и коллизий этнокультуры. Рынок и культура. 48. Вестернизация казахской культуры Духовная ситуация времени и задач культурного возрождения. Эрзац-культура и антикультура. Социокультурные процессы в религии, искусстве, образовании. 49. Программа культурного возрождения Республики Казахстан Основные направления культурного строительства. Национально-культурные центры в РК и их роль в упрочении межнационального согласия. Перспективы развития казахской культуры в XXI веке. 50. Казахская культура как форма кочевой культуры Своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине не уступала оседлым культурам. Философское отношение к миру было для казахов нормой жизни. Изучение духовного наследия казахского этноса должно дать полную картину духовной сферы народного творчества, где проявляется синкретизм мышления, прослеживается неразрывная связь космоса и человека. . 5. Список рекомендуемой литературы: Основная:
Дополнительная:
Смотрите также:
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M021000 Иностранная филология»
97.95kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности
196.14kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M011300- биология
196.37kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в докторантуру phd по специальности
100.13kb.
Программа и вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 05 – «Романские языки»
166.15kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру нияу мифи по специальности 010900 Прикладные математика и физика
66.25kb.
Программа вступтельных испытаний для поступающих в 2012 году в магистратуру по направлению 031300. 68 «Журналистика» процедура экзамена комплексный экзамен для поступающих в магистратуру по направлению 031300. 68 «Журналистика»
377.7kb.
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 02. 00
32.29kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 1-49 80 03
334.8kb.
Программа «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности»
116.09kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности
22.83kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 08 «Социология управления»
153.19kb.
|