Главная страница 1

Психические особенности детей.
Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда находятся в хорошем настроении. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь их живая, быстрая, интонационно выразительная; движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.



Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень незначительный (3 — 5 дней). Навыки у таких детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.

У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания очень быстро меняются. При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов могут привести к отсутствию настойчивости и усидчивости. В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники обычно называют их хитрыми.

Наблюдения же показывают, что подвижным уравновешенным детям бывает свойственна завышенная самооценка, которая часто формируется в семье.
Возбудимые, неуравновешенные дети

Такие дети очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны. В присутствии незнакомых людей они могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду привыкают быстро (510 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками. Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, возбудимые дети внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.



Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам характера, как упрямство, вспыльчивость.

Медлительные дети

Такие дети внешне малоэмоциональны. Они спокойны, уравновешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут испытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительности имеют близких друзей, расставание с которыми долго переживают. Перед сном ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.

Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание детей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устойчивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в его деятельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требующую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, постоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными способами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявляют высокую активность, способны преодолевать препятствия.

На медлительных детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодушием, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитательных воздействиях у них могут развиться пассивность, узость интересов, слабость чувств.
Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. Настроение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (изменившийся тон голоса) они очень остро реагируют. Сильное воздействие взрослого вызывает у них или состояние запредельного торможения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внешних обстоятельств. В привычной обстановке они долго, неторопливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке проявляют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к мелочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.

Навыки, привычные формы поведения у таких детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних обстоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает правильно и тщательно. В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих возможностей. К детскому саду привыкают долго.



У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких качеств характера, как доброта и отзывчивость.

При неправильных воспитательных воздействиях высокая впечатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, излишнюю склонность к внутренним переживаниям незначительных событий.



Смотрите также:
Психические особенности детей
41.11kb.
I возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
2850.8kb.
Юрий Анатольевич Александровский. Пограничные психические расстройства
8065.38kb.
«Лесная зона» Учитель: Бочарова Т. В. Тема: Обобщающий урок
35.62kb.
Памятка классному руководителю Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
141.49kb.
Пьянство и алкоголизм как социальное зло
82.54kb.
По всему миру живут около ста миллионов детей, которые не имеют возможности ходить в школу. Большое количество детей, которые стали сиротами, потеряв обоих или одного из родителей
20.99kb.
Особенности и проблемы развития банковской системы России
59.86kb.
Курсовая работа особенности романа О. Хаксли «О дивный новый мир» как антиутопии
301.05kb.
Приобщение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к наследию мировой, российской и национальной культуры, посредством знакомства с шедеврами из музейного собрания и произведениями художников Чувашии
24.44kb.
Сценарий развлечений по творчеству с. Я
120.42kb.
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
81.39kb.