Главная страница 1страница 2страница 3

Комитет по народному образованию

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

гимназия №6 г.Солнечногорска

141500 Московская область тел/факс 8-496-2-64-54-06

Солнечногорск, ул. Банковская, д.6 А e-mail: sunschool.6@mail.ru

«Утверждаю»

Директор МОУ гимназия №6

г. Солнечногорска

________________Мадатова Н.А.

« » сентября 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

в 6 «А», «Б» классах

Составитель:

Стрелина Светлана Анатольевна

учитель истории

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе:

  1. Авторской программы под ред. Н. И. Шевченко. «История средних веков». ( Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011). Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков». М.: «Просвещение», 2007 г.

  2. Авторской программы под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Сборник. "История. 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений" Данилов, Косулина – М.: «Просвещение», 2011 г. Программа ориентирована на учебник История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2009 г.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования и представляет собой интегрированный курс. Программа изучения курса рассчитана на 68 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. При изучении курса истории в 6-х классах целесообразней разделить программу на 1 и 2 полугодия и изучать: Историю Средних веков в 1 полугодии, Историю России с древнейших времен по конец XVI века – во 2 полугодии.
Цели и задачи курса:
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

  • умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи,

  • определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между

частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  • различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы при выполнении творческих работ.

  • формировании и развитии общеучебных умений и навыков - умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания

  • составлять план, тезисы конспекта.

  • Уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль ,выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии,словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией.

  • самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование,

определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;



уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;



• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Основное содержание программы

Введение (1 ч)

Живое средневековье. Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье 6-11 века. (5 ч)

Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франкское государство и христианская церковь в VIVIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Западная Европа - Франция и Германия в IXXI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Культура Византии. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Образование славянских государств. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VIXI вв. (2 ч)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.

Культура стран Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Тема 4. Феодальное общество (2 ч)

Рыцарский замок.Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Средневековая деревня. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.



Тема 5. Средневековый город (2 ч)

Формирование средневековых городов.Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

Горожане, их образ жизни. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XIXIII вв. (2 ч)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Крестовые походы.Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 ч)

Объединение Франции.Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Что англичане считают началом своих свобод. Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента..

Столетняя война. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции.

Крестянские восстания в Англии и Франции. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.,Итоги и значение.

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.

Реконкиста и государства на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания Объединение Испании и завершение Реконкисты. Распад кордовского Халифата. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках (2 ч)

Усиление власти князей в Германии.Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. Золотая була. Усиление самостоятельных германсикх городов. Священная Римская империя.

Расцвет Итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Коммуна. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап и императоров италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках (2 ч.)

Гуситское движение в Чехии. Прага – возвышение. Экономический подъем старны. Население. Церковь и власть. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Казнь Гуса. Ян Жижка. Итоги движения гуситов.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Народы балкан накануне завоевания. Свобода болгар от Византии в конце 12 века. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Адрианополь. Милош Обилич.Мехмед2. Переименование Константинополь в Стамбул.



следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по истории в 6 «А», «Б» классах
333.91kb.
Рабочая программа по истории 6 класса
213.96kb.
Рабочая программа по курсу «История нового времени XVI-XVIII вв.»
88.68kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе Пантелеевой Татьяны Александровны
315.42kb.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса Количество часов: 1
671.87kb.
1. Рабочая учебная программа дисциплины
267.93kb.
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новая история 8 класс Учебник
233.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
281.07kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по
356.8kb.
«Теория и практика архивного и музейного дела» специальность 050114 «История» специальность 050115 «опэ» форма обучения дневная, заочная количество кредитов 2 (90 часов)
2559.96kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
Рабочая программа по дисциплине «математика»
686.31kb.