Главная страница 1страница 2

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Новосибирский государственный

университет

Гуманитарный факультет

кафедра археологии и этнографии

Основы этнологии

Учебно-методический комплекс

Д

Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы.



Основы этнологии. Учебно-методический комплекс / Сост.: док-р ист. наук, доц. Октябрьская И.В. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.–

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, выполнению практических заданий, банк обучающих и контролирующих материалов. Предназначен для исторического отделения гуманитарного факультета.

Рекомендовано учебно-методическим советом гуманитарного факультета.

Рецензент: канд. ист. наук О.А. Митько (НГУ)


©И.В. Октябрьская, 2011

© Новосибирский государственный университет, 2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ»
Программа курса (дисциплины) «Основы этнологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «общепрофессиональных дисциплин» по направлению «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

Автор Октябрьская И.В. – док-р ист. наук, доцент НГУ


Факультет гуманитарный

Кафедра археологии и этнографии


1. Цели освоения дисциплины (курса)

Цель курса «Основы этнологии» - формирование у будущих специалистов исчерпывающего знания современных теоретико-методологических основах науки о народах мира, навыков самостоятельной исследовательской и экспертной работы, соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии. Курс ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов, чья практическая деятельность направлена на обеспечение социальной стабильности и межнационального согласия в современном полиэтничном сообществе России.



Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

  • формирование представления об основных школах и направлениях, изучающих явления этноса и этнической культуры;

  • освоение основных понятий, концепций, теорий, описывающих этническое и культурное многообразие современного мира;

  • формирование навыков владения инструментарием современных этнографических и этнологических исследований;

  • формированию авторской теоретико-методологической позиции, определяющей содержание самостоятельной исследовательской и экспертной работы и соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии.


2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы этнологии» относится к базовой части профессиональной подготовки и является обязательной для всех профилей обучения по направлению «История», поскольку формирует теоретические концептуальные знания гуманитарного цикла.

Изучение «Основ этнологии» определяют требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональных дисциплин (ОПД)» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «520800 – История». Курс концептуально и методически связан с дисциплинами «История первобытного общества», «Религиоведение», «Отечественная история» и др.

Результатом освоения курса «Основы этнологии» как части базовой программы гуманитарного цикла по направлению «История» являются теоретические и практические навыки выпускника в области научно-исследовательской, педагогической, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Основы этнологии» студент должен овладеть следующими компетенциями:



     а) общекультурными (ОК):

  • владение культурой мышления; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность генерировать новые идеи (креативность) (ОК-2);

  • способность к адаптации к изменению научно-производственного профиля и социокультурных условий своей деятельности при критической оценке накопленного опыта (ОК-3);

  • способность эффективно пользоваться русским и иностранным языками, как средством научного общения; (ОК-4);

  • способность к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, к управлению коллективом и оценке качества результатов деятельности (ОК-5);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности (ОК-6);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-7);



     б) профессиональными (ПК)

общепрофессиональными:

  • знание основных положений и концепций в области теории и истории этнологии, представление о современном состоянии и перспективах развития мировой и российской этнологии; способность использовать эти знания в научно-исследовательской, педагогической культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа этнографических источников с использованием широкого спектра современных методов и информационных технологий (ПК-2);

  • способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации по специальности на русском и иностранном языках (ПК-4);

  • способность применять современные методы и методики этнологического исследования (ПК-5);

  • способность к междисциплинарному взаимодействию и сотрудничеству в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

  • способность к инновационной деятельности - к постановке и решению оригинальных научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-7);

  • способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской  деятельности:

  • способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания «Основ этнологии» (ПК-9);

  • способность к анализу и обобщению результатов научного исследования с использованием знания «Основ этнологии» на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-10);

  • способность использовать в исследованиях разнообразные тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы по проблематике курса (ПК-11);

  • способность к подготовке и проведению собственных полевых экспедиционных исследований, лабораторных работ, научных семинаров, конференций, к подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-11);

    в педагогической деятельности:

    • способность к проведению учебных занятий по истории и культуре стран и народов мира в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования (ПК-12);

    • умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий на основе существующих методик (ПК-13);

    • готовность к распространению и популяризации этнологических знаний в образовательном и воспитательном процессах (ПК-14)

    • способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-15)


в культурно-просветительской деятельности:

  • способность к историко-культурной и историко-краеведческой деятельности (в рамках НПЦ, музеев и т.п.), включая навыки организации выставок (ПК-16);

  • навыки пропаганды этнологических знаний в культурно-образовательных процессах (ПК-17)

    в экспертно-аналитической деятельности:

    • способность к составлению заключений в области охраны исторического и этно-культурного наследия (ПК-18);

    • навыки проведения аналитической экспертизы (ПК-19)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать историю формирования и основные методологические направления мировой этнологии, а также основные понятия и концепции, применяемые при анализе различных сфер существования мирового полиэтнического сообщества и использовать их в самостоятельной исследовательской и экспертной деятельности;

уметь выявлять и анализировать проблемные аспекты, связанные с формированием и развитием этнических сообществ современного мира и в своей практической деятельности обеспечивать стабильность его существования на основе принципов толерантности и взаимодействия;

владеть основами преподавательской и популяризаторской деятельности, связанной с утверждением принципов толерантности и поликультурности в российском сообществе.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 78 часа.




п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)













лекции

к/работы

коллоквиум

сам. раб. студента







Календарный модуль 1.

2

1-17

31

3

2

42







Дисциплинарный модуль 1.

2

1-3



















Тема 1. Этнография и этнология: предметная область, социальные задачи, смежные дисциплины, источники и методы исследований

2

1

2
















Тема 1 (сам.раб.) Эволюционное течение в этнологии

2

1










2







Тема 2. Основные тенденции в развитии мировой этнологии

2

2

2
















Тема 2. (сам.раб.) Диффузионизм в этнологии

Тема 3. История российской этнографии и этнологии



2

2


2

3


1.75







2







Тема 3. (сам.раб.) Социологическая школа

2

3










2







Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

2

3




0,25







Контрольная работа № 1





Дисциплинарный модуль 2.

2

4-6



















Тема 4. Теория этноса. История и современное состояние

2

4

2
















Тема 4. (сам.раб.) Фрейдизм в этнологии

2

4










2







Тема 5. Теория этничности

2

5

2
















Тема 5. (сам.раб.) Функциональное направление в этнологии

2

5










2







Тема 6. Теория этногенеза и этнической истории

2

6

1.75
















Тема 6. (сам.раб.) Историческая школа Боаса

2

6



















Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

2

6




0,25







Контрольная работа № 2





История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

2

6







2




Коллоквиум





История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

2

6










4

Реферат




Дисциплинарный модуль 3.

2

7-12



















Тема 7. Этнос и территория

2

7

2
















Тема 7. (сам.раб.) Исследования культуры и личности в этнологии

2

7










2







Тема 8. Этнос сквозь призму демографии

2

8

2
















Тема 8. (сам.раб.) Неоэволюционизм

2

8










2







Тема 9. Этнос и язык

2

9

2
















Тема 9. (сам.раб.) Структурализм в этнологии

2

9










2







Тема 10. Этнос и культура

2

10

2
















Тема 10. (сам.раб.) Российский эволюционизм конца ХIХ - начала ХХ вв.

2

10










2







Тема 11. Этническая психология

2

11

2
















Тема 11. (сам.раб.) Структурно-семиотические исследования в российской этнологии ХХ в.

2

11










2







Тема 12. Этническое самосознание и этническая идентичность

2

12

2
















Тема 12 (сам.раб.) Российская школа этнопсихологии

2

12










2







Дисциплинарный модуль 3. Признаки этноса и факторы актуализации этничности

2

12

1.75

0,25







Контрольная работа № 3




Дисциплинарный модуль 4.

2

13-17



















Тема 13. Типология этносов

2

13

2
















Тема 13 (сам.раб.) Нация и национальная идея в российских общественных и гуманитарных нуках ХХ в. Развитие теории

2

13










2







Тема  14. Этнос и политика

2

14

2
















Тема 14 (сам.раб.) Эволюционизм и исторический материализм как основа формирования советской теории этноса

2

14










2







Тема 15. Этнические процессы новейшего времени

2

15

2
















Тема 15 (сам.раб.) Социологические методы в российской этнологии

2

15










2







Тема 16 Современные проблемы мировой и российской этнологии

2

16

1.75
















Тема 16 (сам.раб.) Российский конструктивизм. Основные положения и концепты

2

16










2







Дисциплинарный модуль 4. Этнос в современном мире

2

16




0,25







Контрольная работа № 4.




Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17




2






Итоговая контрольная




Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17










6

Научно-практическая работа




Итоговый контроль

«Основы этнологии»

2

17













Выставление рейтинговой оценки по календарному модулю. Возможность добора баллов.

5. Образовательные технологии
В соответствие с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «Основы этнологии» предусматривает широкое использование интерактивных, диалоговых форм проведения лекций. Курс построен на мультимедийных презентациях с использование видео и аудио материала. Большое место в курсе уделяется внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся с целью формирования и развития профессиональных навыков и творческого исследовательского мышления.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочными средствами являются контрольные работы в форме тестирования по 4 модулям.

Образец: Контрольная работа № 1 (тестирование)

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

1.Назовите основные сочинения Э. Тэйлора

2. К какому направлению/школе в этнологии принадлежал Фритц Гребнер

3. Теоретические основы функционализма были сформулированы: Д. Леббоком, Ю. Липпертом, Ш. Летурно, Р.Турнвальдом, Б. Малиновским, А. Редклифф-Брауном. (вычеркнуть несоответствия)

4. Направление структурной антропологии было создано:

а) К.Леви-Стросом

б) Л.Леви-Брюлем

в) Р.Якобсоном

5. Какая идея/концепция определяет возникновение тотемистических представлений согласно З. Фрейду

6. К какому направлению/школе в этнологии принадлежала Рут Бенедикт(1887-1948)

7. Кто является автором концепции « благородного дикаря»

8. Схема классификации «антропологических» наук, включающая этнологию, была принята во Франции в …

9. Исторический манифест материализма «Происхождение семьи, частной собственности и государства» был написан Ф. Энгельсом в результате знакомства с книгой…

10. Теорию географического детерминизма сформулировал французский просветитель 18 века …

11. В завершенном виде концепция диффузионизма была представлена работами ряда европейских исследователей, среди них: Эрик Норденшельд, Кай Биркет Смит, Кларк Уислер, Графтон Элиот Смит, Уильям Риверс, Генрих Шурц, Оскар Пешель, Адольф Бастиан. (вычеркнуть несоответствия)

12. Для определения военной угрозы со стороны кочевников королем Франции Людовиком 9 был послан в ставку великого хана…

а) минорит Гильом Рубрук

б) францисканец Плано Карпини

в) генуэзец Марко Поло

13. Теорию «понимающей социологии» создал:

а) М.Планк

б) М.Мосс

в) М.Вебер

14. Термин «этнология» был предложен…

а) Жан-Жаком Ампером

б) Жан-Жаком Руссо

в) Иоганном Зоммером

15. Направление неоэволюционизма было представлено творчеством …. (назвать имена)

16. Школа исторической этнологии представлена творчеством: М. Мооса, А. Кребера, Ф. Боаса, М. Мид, А. Кардинера, М. Херсковиц , Ф. Гребнера, Э. Тейлора, (вычеркнуть несоответствия)

17. Первое Этнологическое общество было открыто в Париже в … году

18. Назовите выдающихся представителей эволюционного направления в этнологии….

19. Когда и кем была написана первая сводная работа о народах России «Лексикон Российский».

20. Кто и когда задал вопрос: «Откуда есть и пошла русская земля?»

21. П.Я.  Чаадаев, А. И. Герцен, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев принадлежали к направлению…

22. Кто был автором записок « О размножении и сохранении российского народа»

23. В составе «Великой Северной экспедиции» Степан Крашенинников занимался описанием:

а) Чукотки

б) Камчатки

в) Индигирки

24. Что это – «Портфели Миллера»

25. Чем второе издание 1799 г. сочинения Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» отличалось от первого издания 1776-1780 гг.

26. Чем знаменит Григорий Новицкий

27. Кто поставил задачу - «Знать свое отечество во всех его пределах»; «знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру, содержание и в чем состоят богатства их»

28. Когда было создано Русское императорское географическое общество

29. К какому направлению в этнографии принадлежал Николай Николаевич Миклухо- Маклай (1846-1888)

30. В 1888 г. была опубликована лекция В. Соловьева на тему: «….» (указать название лекции)



Вопросы к коллоквиуму

по теме «История мировой этнологии. Основные направления и концепции»

1.Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции

2. Дискуссии об объекте и предмете этнологии и этнографии в европейской науке XIX - начале ХХ вв.

3. Основные источники этнографии и этнологии. Принципы типологизации.

4. Классификация методов этнографии и этнологии.

5. Этнографические знания в античном мире Теории и обобщения.

6.Этнографические знания европейцев средневековья и роль великих географических открытий в расширении этнографического кругозора.

7. Предпосылки возникновения этнологии в европейской гуманитарной науке ХVIII в. Оформление этнологии как науки.

8. Основные черты эволюционизма. Этнография в трудах Л.Г.Моргана и исторический материализм.

9. Диффузиоизм в германоязычных странах – Ф. Рацель, Л.Фробениус, Гребнер, В. Шмидт и др. Структурно-типологический метод диффузионизма.

10. Социологическая наука и этнология в конце ХIХ – начале ХХ вв.

11. Функциональное направление в этнологии. Функционализм как особая форма исследования культуры – постановка задач и способы их решения.

12. «Историческая школа» Ф.Боаса. Культурный релятивизм в американской этнологической науке.

13. «Неоэволюционизм» в этнологической науке США. Линейная и многолинейная эволюция: сходства и различия.

14. Структурализм К.Леви-Стросса. Соотношение этнография, этнология и культурная антропология по К. Леви-Строссу.

15. Конструктивизм в отечественной этнографии. Труды В.А. Тишкова.

16. Современные тенденции в развитие мировой этнологии.
Реферат

по теме «История мировой этнологии. Основные направления и концепции» (темы на выбор)
1.Российский эволюционизм конца ХIХ- начала ХХ вв.

2. Российский структурализм начала ХХ в.

3.Теория этноса в советской этнографии. История возникновения, сущность и идейно-политический контекст.

4. Структурно-функциональный подход в типологических концепциях советской этнографии. Теории культурно-хозяйственных типов и историко-этнографических областей.

5. Теория нации в советской и постсоветской гуманитарной науке.

6. Российская версия конструктивизма конца ХХ в.

7. Полипарадигмальный подход к оценке этноса в российской этносоциологии конца ХХ в.

8. Информационная теория этноса и структурно-функционльный подход к изучению этнической культуры в советской редакции культурной антропологи.

9. Предпосылки формирования и сущность соцально-биологической трактовки этноса.

10. Структурно-семиотические исследования в советской/ российской этнологии конца ХХ начала ХХI вв. Основные направления и результаты.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие. М., 1999

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ века. М., 2004.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

Народы и религии мира: энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985
б) дополнительная литература:

Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989

Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М., 1994.*

Козлов В.Н. Этническая экология: Становление дисциплины и история проблем. М., 1994.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999

Крадин Н. Н. Политическая антропология: Уч. пос. М. 2001

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988

Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000

Кушнер П.А. Этнические территории и этнические границы. М., 1951

Лурье С.В. Историческая этнология. М.1998

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983

Народы мира: историко-этнографический справочник/ Под ред. Ю.В. Бромлея. М., 1988.

Народы России: энциклопедия. М., 1994

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. - М.: Высшая школа, 2000

Садохин А.П. Этнология. Словарь-справочник. М. 2002

Садохин А.П. Этнология: Учебное пособие. М., 2004

Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М„ 1986.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины, школы и направления, методы. М., 1988.

Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура. М., 1989.

Свод этнографических понятий и терминов: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.

Свод этнографических понятий и терминов: Религиозные верования. М., 1993

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. - М., 1974.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПБ., 1999.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998

Чистобаев А.И. Этнологи, опередившие время. СПб., 2002

Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн. 1: Избранное. Владивосток, 2001.

Этничность, национальные движения, социальная практика. СПб., 1995.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985

Этнознаковые функции культуры. М., 1991

Этнография (Учебник) / Под редакцией Ю.В.Бромлея и Г.Е. Маркова. М.. 1982.

Этнология: учебник для высших учебных заведений / Под. ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994

Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982

Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. 1996


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ: http://ethnography.omskreg.ru/


Российский этнографический музей: http://www.ethnomuseum.ru/

Этнография народов России: http://www.ethnology.ru/

Сайт В.А. Тишкова (академик Ран, директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая): http://www.valerytishkov.ru/

Центр межнационального образования «Этносфера»: http://www.etnosfera.ru/


Демоскоп Weekly :http://demoscope.ru/weekly/2011/0469/index.php


Антропология и смежные науки: http://www.etnograf.ru/

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Кунсткамера. http://www.kunstkamera.ru/

Влекущий колесницу. Сайт к юбилею член-корреспондента РАН Сергея Арутюнова: http://www.gusaba.ru/cntnt/okompanii/curricullu.html
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимо компьютерное и мультимедийное оснащение.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Курс «Основы этнологии» структурируется по календарным и дисциплинарным модулям.

Модуль – это часть рабочей программы дисциплины, имеющая логическую завершенность и несущая определенную функциональную нагрузку.

Состав модуля дисциплины определяется с учетом:

- требований к содержанию изучаемой дисциплины согласно действующих ГОС ВПО;



  • разумного сочетания аудиторной нагрузки и самостоятельной работы;

  • установления необходимой последовательности изучения дисциплины.

В объем дисциплины включаются часы на выполнение аудиторной работы, самостоятельной работы студентов и подготовку к контролю знаний.

Структуру курса определяет единство информационного и проблемного принципов. В ходе лекционных занятий излагаются наиболее значимые теоретические положения, описывающие различные аспекты существования мирового полиэтничного сообщество, в том числе, основные положения современной теории этноса и этничности.

При проведении научно-практических семинаров и при подготовке тематического реферата обучающиеся овладевают принципами сбора и систематизации этнографических источников и теоретическими основами их интерпретации, которые сложились в рамках основных этнологических учений и школ.

На освоение дисциплины отводится 78 часа, в том числе лекционных часов – 32, на самостоятельную работу студентов – 46 часа.

Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности. В лекционном курсе рассматриваются теоретические темы, самостоятельные занятия посвящены освоению научно-методических разработок различных школ и направлений мировой этнологии.

Для успешного освоения курса студенты должны посещать лекционные занятия. Организация самостоятельной работы студентов опирается на работу с литературой, доступ к которой обеспечен современной библиотечной системой, включая электронные каталоги и библиотеки, в том числе базу данных JStor - онлайн-системы для хранения электронных версий академических журналов.

Подготовка реферата и научно-практической работы определяется стандартными требованиями написания обучающих квалификационных работ по гуманитарным специальностям. Реферат включает методологический блок, предполагающий обоснование темы, характеристику литературы и теоретический блок, представляющий концептуальное изложение проблемы. Научно-практическая работа включает методологический блок, предполагающий обоснование темы, характеристику источников и литературы, теоретический блок, представляющий концептуальное изложение проблемы и практический блок, где излагаются результаты, полученные в ходе самостоятельной работы по сбору источников (анкеты, интервью, пресса)и их анализу в соответствие с теоретическими положениями по проблеме, освоенными автором.

Оценка знаний обучающихся осуществляется по модульно-рейтинговой системе – по 4 дисциплинарным модулям.

Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Рейтинговая система оценки успеваемости обеспечивает объективный и комплексный подход при оценивании знаний, позволяет усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого студента, что способствует повышению качества обучения.

Текущий контроль знаний по темам лекций осуществляется в виде: письменных тестов-контрольных (4 контрольные по 5 баллов), коллоквиума (10 балл.) и реферата по заданной в программе теме с использованием литературы из основного вспомогательного списка (15 балл.) Итоговый семинар проводится по схеме тестирования (30 балл.). Для аттестации обучающийся должен предоставить и научно-практическую работу (25 балл.)

В течение дисциплинарного модуля преподаватель проставляет баллы за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. После окончания дисциплинарного модуля в журнале оценки знаний студентов преподаватель выставляет суммарные баллы за текущую работу и промежуточный контроль. Дисциплинарный модуль считается изученным, если студент набрал количество баллов согласно установленному диапазону.

Студент, не изучивший дисциплинарный модуль, допускается к изучению следующего дисциплинарного модуля. Если студент не изучил дисциплинарный модуль по уважительной причине, то ему предоставляется возможность добора баллов. Если студент не изучил дисциплинарный модуль без уважительной причины, то ему предоставляется возможность добора баллов только с разрешения преподавателя. Студент обязан отчитаться по задолженностям за дисциплинарные модули (по отдельным темам дисциплины) во время текущих консультаций или дополнительных занятий по добору баллов до итогового контроля.

Итоговый рейтинг курса составляет 100 баллов. Для получения экзаменационной оценки сумма баллов за дисциплинарные модули должна составлять от 60 до 75 баллов для оценки «удовлетворительно», 75-85 баллов для оценки «хорошо», 85-100 баллов для оценки «отлично».

Максимальный рейтинг по дисциплине – 100 баллов, соответствует 100% освоения обучающимся всех видов работ на высоком качественном уровне.

Если студент желает повысить рейтинговую оценку по дисциплине, то он обязан заявить об этом преподавателю на итоговом контроле. Дополнительная проверка знаний осуществляется преподавателем в течение недели после итогового контроля с использованием перечня экзаменационных билетов по курсу. Полученные баллы учитываются при определении рейтинговой оценки. Если студент во время дополнительной проверки знаний не смог повысить рейтинговую оценку, то ему сохраняется количество баллов, набранных ранее в течение календарного модуля.

Для получения зачета по дисциплине сумма баллов студента по дисциплине за весь срок обучения должна быть 60 и более баллов при условии изучения всех дисциплинарных модулей.

Студенту, не набравшему минимального количества рейтинговых баллов до итогового контроля, т.е. получившему «неудовлетворительно», предоставляется возможность добора баллов по дисциплинарным модулям в течение двух недель после окончания изучения дисциплины с использованием перечня экзаменационных билетов по курсу и списка обязательной и дополнительной литературы.

Если в течение двух недель студент не набрал необходимого количества баллов для получения положительной оценки, то назначается комиссия по приему академических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой, срок ликвидации академических задолженностей –июнь текущего учебного года. Результаты ликвидации академических задолженностей также оцениваются в рейтинговых баллах по принятой шкале.


Распределение рейтинговых баллов

по дисциплине «Основы этнологии»


Дисциплинарный модуль

Промежуточный контроль

Всего

Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)

5

5

Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

5

30

Коллоквиум. История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

10

Реферат История мировой этнологии. Основные направления и концепции.

15

Дисциплинарный модуль 3. Признаки этноса и факторы актуализации этничности

5

5

Дисциплинарный модуль 4. Этнос в современном мире

5

5

Итоговая контрольная




30

Итоговая научно-практическая работа




25

Итоговый рейтинг




100


Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки


Общее количество

набранных баллов



Академическая

оценка


менее 60

2 (неудовлетворительно)

60-75

3 (удовлетворительно)

75-85

4 (хорошо)

85-100

5 (отлично)


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Календарный модуль 1.
Дисциплинарный модуль 1. История мировой этнологии (основные направления и концепции)
Тема 1. Этнография и этнология: предметная область, социальные задачи, смежные дисциплины, источники и методы исследования (2 часа).

Этнография и этнология: единство описания и аналитики. Эволюция представлений о предмете этнологии и этнографии. Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Уровни исследования — источниковый, систематический, аналитический. Технологии формирования этнографического источника. Полевые исследования в современной этнологии/этнографии: задачи и методы. Методы обработки этнографического материала: дескриптивный метод — монографическое и тематическое описание; типологический метод - функциональные, конструктивные и стилистические типологии. Статистические источники и методы. Этническое картографирование - способы картографирования признаков, атрибутирующих этнос (антропологические особенности, территориальное размещение, язык, конфессия, материальная и духовная культура). Аналитический уровень: метод историзма, сравнительно-исторический метод; метод пережитков. Сферы применения сравнительно-исторического метода в этнографии/этнологии. Исследовательские процедуры в системном подходе — элементный и структурный анализ. Функциональный аспект системного подхода. Генетический и прогностический аспекты системного анализа. Избирательность методов в зависимости от предмета этнографического/этнологического исследования. Прикладная и неотложная этнология. Этнология и субдисциплины.



Тема 2. Основные тенденции в развитии мировой этнологии (2 часа).

Древнейшие образцы описаний народов мира. Мифология «Чужого». Этнографический кругозор античных авторов; прообраз целостного описания этноса. От стратегий описания к первым обобщениям. Попытки объяснения сходств и различий народов. Политические и экономические аспекты формирования всемирного свода этнографических знаний ХII – ХIV вв. Космографии. Расширение этнографических знаний в эпоху великих географических открытий конца XV – середины XVII в.

Историко-эволюционные идеи просветителей ХVIII вв. Создание первых периодизаций развития человечества. Родиноведение эпохи создания национальных государств Европы. Роль открытий в естественных и гуманитарных науках в развитие представлений о расовом, языковом и культурном многообразии мира. Теории расизма, географического детерминизма, концепции «золотого века» и «благородного дикаря». Дифференциация сфер научного знания на рубеже ХVIII – ХIХ вв. Выделение этнологии/этнографии как самостоятельной науки. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, функционализм, американская школа исторической этнологии, этнопсихологическое направление, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм. Национальные школы в этнологии ХХ в.

Тема 3. История российской этнографии и этнологии (2 часа)

История этнографии в контексте политической истории Российского государства. Истоки зарождения отечественной этнографической науки. Формирование знаний о народах России в XVIII в. Начало изучения Сибири. Обобщающие труды по этнографии народов России ХVIII – ХIХ вв.. Практика кругосветных и трансконтинентальных путешествий. Стратегии освоения внутренних колоний и их научное обеспечение. Открытие этнографического отделения ИРГО. Азиатский вектор российской этнографии ХIХ вв.. Основные направления - официальная, миссионерская, демократическая, «ссыльная», земская этнография и проч.. Отечественное славяноведения. Русская национальная идея – ее возникновение и формы академического и публицистического освоения. Роль ИРГО в изучении России и зарубежных стран в ХIХ – начале ХХ в. Российский эволюционизм. Прикладная этнография. Политические идеи и теоретические искания в российской и советской этнографии XX в. Появление теоретических концепций этноса и их развитие. Мировая и российская этнология – перекличка идей и методов. Советская этнография/этнолгия – ведущие исследовательские центры. Основные направления развития постсоветской этнографии/этнологии.


Дисциплинарный модуль 2. Теория и методология изучения этноса и этничности

Тема 4. Теория этноса. История и современное состояние (2 часа)

Появление и распространение терминов «этнический», «этнологический» в мировой гуманитарной науке - трансформация смыслового поля. Предпосылки возникновения теории этноса в России – труды В.И. Ламанского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева. Концепция культурно-исторических типов. Социально-политический контекст возникновения теории этноса С. М. Широкогорова начала ХХ в.. Оценка концепции этноса в отечественной этнографии/этнологии (П.И.Кушнер, М.О.Косвен, В.К.Никольский, С.П.Толстов). Вклад Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, В.И. Козлова, Р.Ф. Итса, Н.Н. Чебоксарова, С.А.Арутюнова в развитие теории этноса. Осмысление этноса как историко-социального явления. Новая историческая общность – советский народ и теория этноса 1970-х гг. Этнос как культурно-информационное (М.В.Крюков, Ю.И.Семенов, С.А.Арутюнов) или биосферное образование (Л.Н.Гумилев). Компонентный анализ этноса (В.В. Пименов) Степень объективности и универсальности признаков этноса. Проблема реальности этноса в академической дискуссии 1990-х гг. Творчество В.А. Тишкова. Конструктивизм в отечественной этнологии 1990-х гг. и его критика. Парадигмы современных исследований этноса: плюрализм подходов и критерии истинности.




следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «основы этнологии»
634.89kb.
Рабочая программа по курсу «История нового времени XVI-XVIII вв.»
88.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1 класса
115.27kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по
356.8kb.
По курсу «Правовые основы журналистики»
29.76kb.
Рабочая программа курса «Основы андрагогики»
186.74kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
Рабочая программа по дисциплине «математика»
686.31kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы физики» Укрупненная группа 010000 «Физико-математические науки»
629.31kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «теория языка» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» по циклу опд. В3
265.97kb.
Рабочая программа курса «окружающий мир»
488.33kb.