Главная |
страница 1
Министерство образования и науки РФ Департамент общего и профессионального образования Брянской области ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» Рабочая программа учебной дисциплины Легкая атлетика с методикой преподавания специальность 050720 Физическая культура среднего профессионального образования (повышенный уровень) 2011 г. РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу по дисциплине "Легкая атлетика с методикой преподавания" по специальности 050720 "Физическая культура" повышенный уровень среднего профессионального образования Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050720 "Физическая культура" повышенный уровень среднего профессионального образования. При прохождении курса студенты знакомятся с историей, теорией и методикой преподавания этого вида спорта, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, приобретают знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания и спорта. Составляют конспекты урока и проводят их. Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» входит в перечень базовых физкультурно-спортивных видов деятельности. Она обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих учителей физической культуры школьных образовательных учреждений. Программа состоит: - пояснительной записки, в которой указаны цели и задачи дисциплины, что должен знать и уметь студент: - содержание учебной дисциплины и календарно- тематического плана; - дана тематика примерных курсовых и ВКР; - имеются нормативы и оценка физической подготовленности студентов 2 – 4 курсов; - указана литература (основная и дополнительная). Курс дисциплины “Легкая атлетика с методикой преподавания” рассчитан на 152 часа. Предлагаемая программа дает необходимый объем теоретических знаний и практических умений для овладения предметом. Рецензент: Н.В. Кожемяко руководитель отделения физического воспитания СПК имени А.С. Пушкина преподаватель высшей категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050720 Физическая культура (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является очной формой обучения. Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания». - М: Издательский отдел ИПР СПО,2003.-20с. ОДОБРЕНА Учебно-методическим советом по группе специальностей 0300 Образование. Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050720 Физическая культура (повышенный уровень) среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» входит в перечень базовых физкультурно-спортивных видов деятельности. Она обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих учителей физической культуры школьных образовательных учреждений. При прохождении курса студенты знакомятся с историей, теорией и методикой преподавания этого вида спорта, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, приобретают знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания и спорта. В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
На практических занятиях студенты осваивают технику и методику обучения видам легкой атлетики, изучают комплексы различных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, занимаются судейской практикой. Экзамен проводиться в 8 семестре. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Студент должен: знать:
Место и роль учебной дисциплины «Легкая атлетика» в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Связь дисциплины «Легкая атлетика» с другими дисциплинами. История, этапы развития легкой атлетики в мире и Российской Федерации. Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ Студент должен: знать:
уметь:
Тема 1.1. Основы техники ходьбы и бега Легкоатлетические упражнения в системе физического воспитания личности. Овладение технологией обучения двигательным действиям. Структура движений в ходьбе и беге (цикличность, периоды, фазы, моменты). Механизм отталкивания в ходьбе, беге, стартовая сила. Скорость передвижения, взаимосвязь длины и частоты шагов. Сходства и различия движений в ходьбе и беге. Особенности ходьбы и бега на различные дистанции и по различному покрытию. Практические занятия Обучение технике легкоатлетических упражнений и методика их преподавания: специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения для спринтеров, спортивная ходьба. Бег на короткие, средние дистанции, кросс, эстафетный бег (с перекладыванием палочки). Общие и частные правила соревнований в спортивной ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Особенности правил соревнований в многоборье. Раздел 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ Студент должен: знать:
уметь:
Тема 2.1. Методика обучения технике легкоатлетических видов Методы обучения. Наглядные пособия. Место и время объяснения и показа в процессе обучения. Особенности использования показа и объяснения на занятиях с детьми разного возраста. Роль физической подготовленности в освоении техники легкоатлетических упражнений. Формы, методы и средства воспитания физических качеств. Подводящие и специальные упражнения при обучении. Автоматизация движений в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Современные представления о создании двигательного навыка. Определение ошибок и их устранение. Типовая схема обучения технике легкоатлетических упражнений: этапы, задачи, средства и методы их решений. Последовательность концентрации внимания занимающихся на основных упражнениях (исходные положения, позы, направление, амплитуда движений). Последовательность изучения легкоатлетических видов. Применение упражнений из других видов спорта для обучения технике легкоатлетических упражнений. Сходство и различие в постановке задач и подборке средств при изучении техники различных видов легкой атлетики. Роль преподавателя при обучении. Меры предупреждения травм при обучении. Практические занятия Общеподготовительные упражнения: строевые упражнения в движении. Выполнение упражнений на внимание и координацию движений. Выполнение упражнений с элементами акробатики. Выполнение элементов подвижных игр (в зале и на местности). Специальные упражнения для бегунов, прыгунов и метателей. Выполнение упражнений для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ловкости, гибкости). Тема 2.2. Основы техники легкоатлетических видов и упражнений, методика преподавания Методика преподавания техники легкоатлетических видов и упражнений. Практические занятия Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег с преодолением препятствий. Барьерный бег. Эстафетный бег без перекладывания палочки. Прыжки в высоту способом «фосбери-флоп». Прыжки в длину способом «ножницы». Толкание ядра со скачка. Метание гранаты, копья, диска. Тема 2.3. Урок легкой атлетики в школеСодержание, организация и методы проведения учебных занятий по легкой атлетике. Формы организации занятий легкой атлетикой в школе. Типовая структура и разновидности урока и тренировочных занятий с учащимися в зависимости от условий (места, климатических условий, наличия инвентаря и оборудования). Планирование образовательной деятельности. Особенности организации занятий легкой атлетикой. Особенности программ. Дозировка упражнений при различной направленности учащихся. Меры предупреждения травматизма на уроках легкой атлетики. Особенности занятий с детьми различного возраста и пола. Раздел 3. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ Студент должен: знать:
уметь:
Тема 3.1. Тренировка как многосторонний процесс подготовки легкоатлетов Цели и задачи тренировки. Физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и интегральная часть подготовки, ее разновидности и содержание. Повышение уровня подготовленности по легкой атлетике. Особенности изменения тренированности в процессе педагогической тренировки. Дозирование нагрузки. Планирование тренировочного процесса (многолетнее, годичное, по периодам, макро-, мезо-, микроциклы). Разновидности направленности тренировочных занятий. Врачебный и педагогический контроль. Утомление и тренировка. Подготовка к тренировочной и соревновательной деятельности. Профилактика травматизма. Тема 3.2. Основы техники легкоатлетических видов и упражнений Основы техники выполнения общеподготовительных упражнений. Основы техники легкоатлетических видов. Ознакомление с особенностями многоборной подготовки. Практические занятия Общеподготовительные упражнения: строевые упражнения в различных вариантах, упражнения на внимание и координацию движений, общеразвивающие упражнения заданной направленности; подвижные и спортивные игры применительно к специализации легкоатлета (бегуна, прыгуна, метателя), упражнения для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, прыгучести, ловкости). Практические занятия Совершенствование техники легкоатлетических видов: бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный бег, прыжки в высоту и длину индивидуально выбранным способом, толкание ядра, метание гранаты, копья, диска. Раздел 4. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ Студент должен: знать:
уметь:
Тема 4.1. Виды и факторы отбора Правила, организация и проведение спортивных соревнований по легкой атлетике. Программа и реализация спортивного отбора. Прогноз спортивного результата как одна из основ планирования тренировочного процесса. Значение анализа достижений, планов тренировочных занятий и дневника спортсмена для оптимального прогноза спортивного результата. Тема 4.2. Планирование и контроль за организацией образовательного процесса в легкой атлетике Контроль за организацией образовательного процесса и физическим развитием учащихся. Тестирование как одно из средств управления тренировочным процессом. Виды и разновидности тестирования, связь друг с другом и их влияние на информативность и эффективность оценки уровня подготовленности легкоатлета. Методика тестирования и оценка уровня подготовленности в легкой атлетике. Применение методик тестирования для оценки уровня подготовленности легкоатлетов различной специализации (ходоков, бегунов на короткие, средние и длинные дистанции, прыгунов, метателей, многоборцев). Практические занятия Проведение тестирования для оценки уровня подготовленности легкоатлетов различной специализации. Проведение легкоатлетических тестов в средней школе, на педагогической практике и сбор экспериментального материала для курсовой и дипломной работы. Оформление и анализ результатов тестирования на педагогической практике. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Значение подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе. Значение, организация и проведение соревнований по легкой атлетике в общеобразовательной школе. Методика развития основных физических качеств (по выбору студента: быстрота, ловкость, выносливость) на уроках легкой атлетики в начальной, средней, старшей школе. Организация и методы проведения уроков по легкой атлетике в начальной, средней, старшей школе (по выбору студента). Основы техники легкоатлетических видов (по выбору студента). Планирование учебной работы по легкой атлетике в различных классах (по выбору студента). Нормативы и оценка физической подготовленности студентов 2 курса
Нормативыфизической подготовленности студентов 3 курса
Нормативы и оценка физической подготовленности для студентов 4 курса
ЛИТЕРАТУРА Основная Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М.: Физкультура и спорт, 1986. Книга тренера по легкой атлетике. – 3-е изд., перераб. /Под ред. Хоменкова Л.С. – М.: ФиС, 1987. Крир В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М.: Просвещение, 1987. Легкая атлетика. Правила соревнований. – М.: Терра-Спорт, 2002. Легкая атлетика:критерии отбора. – М.: Терра-Спорт, 2000. Ломан В. Бег, прыжки, метания. – М.: ФиС, 1985. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. Основы легкой атлетики / Сост. Байко А.Ф. – М.: ФиС, 1976. Станчев Стефан. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей. – М.: ФиС, 1981. Дополнительная Журналы «Легкая атлетика», «Теория и практика физической культуры», «Физкультура в школе». Программа по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – М.: Просвещение, 1993. Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины Легкая атлетика с методикой преподавания
285.33kb.
Программа учебной дисциплины «магниторазведка» Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»
169kb.
Рабочая программа дисциплины «Политология»
210.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
236.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
147.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык (английский) в сфере юриспруденции
516.41kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
281.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
480.54kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
308.31kb.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная практика рассмотрения трудовых споров
283.33kb.
Программа учебной дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона»
525.95kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.
|