Главная страница 1

Министерство образования и науки РФ

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»


Рабочая программа

учебной дисциплины

Легкая атлетика

с методикой преподавания

специальность 050720 Физическая культура

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)



2011 г.

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине

"Легкая атлетика с методикой преподавания"

по специальности 050720 "Физическая культура"

повышенный уровень среднего профессионального образования
Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050720 "Физическая культура" повышенный уровень среднего профессионального образования.

При прохождении курса студенты знакомятся с историей, теорией и методикой преподавания этого вида спорта, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, приобретают знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания и спорта. Составляют конспекты урока и проводят их.

Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» входит в перечень базовых физкультурно-спортивных видов деятельности. Она обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих учителей физической культуры школьных образовательных учреждений.

Программа состоит:

- пояснительной записки, в которой указаны цели и задачи дисциплины, что должен знать и уметь студент:

- содержание учебной дисциплины и календарно- тематического плана;

- дана тематика примерных курсовых и ВКР;

- имеются нормативы и оценка физической подготовленности студентов

2 – 4 курсов;

- указана литература (основная и дополнительная).

Курс дисциплины “Легкая атлетика с методикой преподавания” рассчитан на 152 часа.

Предлагаемая программа дает необходимый объем теоретических знаний и практических умений для овладения предметом.



Рецензент: Н.В. Кожемяко

руководитель отделения физического воспитания СПК имени А.С. Пушкина

преподаватель высшей категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050720 Физическая культура (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является очной формой обучения.

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Легкая атлетика с методикой преподавания». - М: Издательский отдел ИПР СПО,2003.-20с.

ОДОБРЕНА Учебно-методическим советом по группе специальностей 0300 Образование. Составлена в соответствии с государст­венными требованиями к минимуму со­держания и уровню подготовки выпуск­ников по специальности 050720 Физическая культура (повышенный уровень) среднего профессионального образования.



Учебная дисциплина «Легкая атлетика с методикой преподавания» входит в перечень базовых физкультурно-спортивных видов деятельности. Она обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих учителей физической культуры школьных образовательных учреждений.

При прохождении курса студенты знакомятся с историей, теорией и методикой преподавания этого вида спорта, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, приобретают знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания и спорта.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • историю и закономерности развития легкой атлетики;

  • теорию и методику преподавания видов легкой атлетики в объеме пройденной программы;

  • теорию и методику спортивной тренировки в легкой атлетике;

  • правила соревнований по легкой атлетике;

  • содержание программного материала по легкой атлетике в школе;

уметь:

  • подбирать и составлять легкоатлетические упражнения;

  • составлять конспект урока по легкой атлетике;

  • выполнять специально-беговые, специально-прыжковые упражнения, упражнения для метателей, технику бега на короткие дистанции (60, 100, 200 м), эстафетный бег, прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги», «ножницы», метание гранаты, копья, диска, толкание ядра со скачка, барьерный бег;

  • самостоятельно проводить урок в учебной группе.

На практических занятиях студенты осваивают технику и методику обучения видам легкой атлетики, изучают комплексы различных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств, занимаются судейской практикой.

Экзамен проводиться в 8 семестре.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Макс. нагр на студента

всего




практика

самост. раб.

Введение.

Раздел 1. Основы техники л/атлетических видов.

Тема 1.1. Основы техники ходьбы и бега.

Тема 1.2. Основы техники метаний и прыжков.

Тема 1.3. Организация проведения и правила соревнований по л/атлетике.

Раздел 2. Основы методики обучения технике легкоатлетических видов.

Тема 2.1. Методика обучения технике легкоатлетических видов.

Тема 2.2. Основы техники легкоатлетических видов и упражнений, методика преподавания.

Тема 2.3. Урок легкой атлетики в школе.

Раздел 3. Спортивная тренировка в л/атлетике.

Тема 3.1. Тренировка как многосторонний процесс подготовки легкоатлетов.

Тема 3.2. Основы техники л/атлетических видов и упражнений.

Раздел 4. Спортивный отбор и прогнозирование результатов в л/атлетике.

Тема 4.1. Виды и факторы отбора.

Тема 4.2. Планирование и контроль за организацией образовательного процесса в л/атлетике.

2

56

12

13

31

63

28

14

21

28

14

14

25

13

12

2

51

11

11

29

57

26

12

19

22

11

11

20

10

10

2

51

11

11

29

57

26

12

19

22

11

11

20

10

10

5

1

2

2

6

2

2

2

6

3

3

5

3

2

Всего:

174

152

152

22

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:



знать:

  • основные понятия;

  • происхождение и развитие видов легкой атлетики;

  • основные этапы в развитии легкой атлетики в России и за рубежом;

  • связь легкой атлетики с другими видами спорта;

  • место легкой атлетики в системе физического воспитания личности;

  • содержание, задачи, основные требования курса легкой атлетики.

Место и роль учебной дисциплины «Легкая атлетика» в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры.

Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Связь дисциплины «Легкая атлетика» с другими дисциплинами.

История, этапы развития легкой атлетики в мире и Российской Федерации.


Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ
Студент должен:

знать:

  • классификацию видов легкой атлетики;

  • основы техники ходьбы и бега;

  • организацию и проведение соревнований по легкой атлетике;

  • правила соревнований по легкой атлетике;

  • основы техники прыжков;

  • основы техники метаний;

уметь:

  • подавать отдельные строевые команды;

  • проводить отдельные общеразвивающие и специальные упражнения;

  • проводить подготовительную часть занятий по легкой атлетике.


Тема 1.1. Основы техники ходьбы и бега
Легкоатлетические упражнения в системе физического воспитания личности. Овладение технологией обучения двигательным действиям.

Структура движений в ходьбе и беге (цикличность, периоды, фазы, моменты). Механизм отталкивания в ходьбе, беге, стартовая сила.

Скорость передвижения, взаимосвязь длины и частоты шагов. Сходства и различия движений в ходьбе и беге. Особенности ходьбы и бега на различные дистанции и по различному покрытию.
Практические занятия

Обучение технике легкоатлетических упражнений и методика их преподавания: специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения для спринтеров, спортивная ходьба.

Бег на короткие, средние дистанции, кросс, эстафетный бег (с перекладыванием палочки).
Тема 1.2. Основы техники метаний и прыжков
Виды прыжков и их эволюция. Фазы прыжков. Главная задача прыжков и частные задачи фаз, их сходства и отличия в разных видах.

Перемещение предметов в пространстве и эволюция техники метаний. Факторы, определяющие дальность полета снаряда (начальная скорость вылета, угол вылета, аэродинамические свойства, высота выпуска снаряда). Главная и частная задачи фаз метаний. Сходства и различия в технике метаний.
Практические занятия

Прыжки с места: в длину, высоту, тройной. Прыжок в высоту способом «перешагивание». Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча и гранаты. Толкание ядра с места и со скачка. Упражнения для метателей.
Тема 1.3. Организация, проведение и правила соревнований

по легкой атлетике
Классификация соревнований. Календарь и положение о соревновании. Документация соревнований (заявки, протоколы, карточки участников, отчет о соревновании). Организация и проведение соревнований в школе, лагерях отдыха. Обязанности главной судейской коллегии (главного судьи, главного секретаря, их помощников и заместителей). Работа судейской коллегии на соревнованиях (беговая бригада, бригады для проведения прыжков и метаний и т.п.).

Общие и частные правила соревнований в спортивной ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Особенности правил соревнований в многоборье.



Раздел 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ
Студент должен:

знать:

  • методику обучения технике спортивной ходьбы и бега;

  • методику обучения технике легкоатлетических прыжков;

  • методику обучения технике легкоатлетических метаний;

уметь:

  • проводить подготовительную часть занятия;

  • проводить основную и заключительную части занятия;

  • подбирать специальные упражнения для развития физических качеств бегунов на различные дистанции, прыгунов, метателей;

  • организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике.


Тема 2.1. Методика обучения технике легкоатлетических видов
Методы обучения. Наглядные пособия. Место и время объяснения и показа в процессе обучения. Особенности использования показа и объяснения на занятиях с детьми разного возраста. Роль физической подготовленности в освоении техники легкоатлетических упражнений. Формы, методы и средства воспитания физических качеств. Подводящие и специальные упражнения при обучении. Автоматизация движений в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Современные представления о создании двигательного навыка. Определение ошибок и их устранение.

Типовая схема обучения технике легкоатлетических упражнений: этапы, задачи, средства и методы их решений. Последовательность концентрации внимания занимающихся на основных упражнениях (исходные положения, позы, направление, амплитуда движений). Последовательность изучения легкоатлетических видов. Применение упражнений из других видов спорта для обучения технике легкоатлетических упражнений. Сходство и различие в постановке задач и подборке средств при изучении техники различных видов легкой атлетики. Роль преподавателя при обучении. Меры предупреждения травм при обучении.
Практические занятия

Общеподготовительные упражнения: строевые упражнения в движении.

Выполнение упражнений на внимание и координацию движений.

Выполнение упражнений с элементами акробатики.

Выполнение элементов подвижных игр (в зале и на местности). Специальные упражнения для бегунов, прыгунов и метателей.

Выполнение упражнений для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучести, ловкости, гибкости).
Тема 2.2. Основы техники легкоатлетических видов и упражнений,

методика преподавания
Методика преподавания техники легкоатлетических видов и упражнений.
Практические занятия

Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег с преодолением препятствий. Барьерный бег. Эстафетный бег без перекладывания палочки.

Прыжки в высоту способом «фосбери-флоп». Прыжки в длину способом «ножницы».

Толкание ядра со скачка. Метание гранаты, копья, диска.
Тема 2.3. Урок легкой атлетики в школе


Содержание, организация и методы проведения учебных занятий по легкой атлетике. Формы организации занятий легкой атлетикой в школе. Типовая структура и разновидности урока и тренировочных занятий с учащимися в зависимости от условий (места, климатических условий, наличия инвентаря и оборудования). Планирование образовательной деятельности.

Особенности организации занятий легкой атлетикой. Особенности программ. Дозировка упражнений при различной направленности учащихся. Меры предупреждения травматизма на уроках легкой атлетики. Особенности занятий с детьми различного возраста и пола.

Раздел 3. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Студент должен:

знать:

  • основы спортивной тренировки в легкой атлетике;

  • особенности применения разных видов подготовки в различных периодах тренировочного процесса;

  • средства и методы подготовки ходоков, бегунов на короткие, средние и длинные дистанции, барьеристов, прыгунов и метателей;

  • планирование тренировочного процесса, его структуру и разновидности составных элементов;

  • место и роль врачебного и педагогического контроля в управлении тренировочным процессом и соревновательной деятельностью легкоатлетов;


уметь:

  • проводить урок по легкой атлетике в рамках средней школы и методическое занятие по обучению технике одного из видов легкой атлетики.


Тема 3.1. Тренировка как многосторонний процесс

подготовки легкоатлетов
Цели и задачи тренировки. Физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и интегральная часть подготовки, ее разновидности и содержание. Повышение уровня подготовленности по легкой атлетике.

Особенности изменения тренированности в процессе педагогической тренировки. Дозирование нагрузки.

Планирование тренировочного процесса (многолетнее, годичное, по периодам, макро-, мезо-, микроциклы). Разновидности направленности тренировочных занятий.

Врачебный и педагогический контроль. Утомление и тренировка. Подготовка к тренировочной и соревновательной деятельности.

Профилактика травматизма.
Тема 3.2. Основы техники легкоатлетических видов и упражнений
Основы техники выполнения общеподготовительных упражнений.

Основы техники легкоатлетических видов. Ознакомление с особенностями многоборной подготовки.

Практические занятия

Общеподготовительные упражнения: строевые упражнения в различных вариантах, упражнения на внимание и координацию движений, общеразвивающие упражнения заданной направленности; подвижные и спортивные игры применительно к специализации легкоатлета (бегуна, прыгуна, метателя), упражнения для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, прыгучести, ловкости).
Практические занятия

Совершенствование техники легкоатлетических видов: бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный бег, прыжки в высоту и длину индивидуально выбранным способом, толкание ядра, метание гранаты, копья, диска.

Раздел 4. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Студент должен:

знать:

  • виды спортивного отбора и прогнозирования;

  • общие и специальные тесты, возможности их применения и оценки эффективности;

  • виды оценки и уровня подготовленности легкоатлетов различной специализации и возраста;

уметь:

  • проводить легкоатлетические тесты в средней школе, на педагогической практике.


Тема 4.1. Виды и факторы отбора
Правила, организация и проведение спортивных соревнований по легкой атлетике. Программа и реализация спортивного отбора. Прогноз спортивного результата как одна из основ планирования тренировочного процесса. Значение анализа достижений, планов тренировочных занятий и дневника спортсмена для оптимального прогноза спортивного результата.

Тема 4.2. Планирование и контроль за организацией

образовательного процесса в легкой атлетике
Контроль за организацией образовательного процесса и физическим развитием учащихся. Тестирование как одно из средств управления тренировочным процессом. Виды и разновидности тестирования, связь друг с другом и их влияние на информативность и эффективность оценки уровня подготовленности легкоатлета. Методика тестирования и оценка уровня подготовленности в легкой атлетике. Применение методик тестирования для оценки уровня подготовленности легкоатлетов различной специализации (ходоков, бегунов на короткие, средние и длинные дистанции, прыгунов, метателей, многоборцев).
Практические занятия

Проведение тестирования для оценки уровня подготовленности легкоатлетов различной специализации. Проведение легкоатлетических тестов в средней школе, на педагогической практике и сбор экспериментального материала для курсовой и дипломной работы.

Оформление и анализ результатов тестирования на педагогической практике.




ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Значение подвижных игр и игровых заданий на занятиях легкой атлетикой в начальной школе.

Значение, организация и проведение соревнований по легкой атлетике в общеобразовательной школе.

Методика развития основных физических качеств (по выбору студента: быстрота, ловкость, выносливость) на уроках легкой атлетики в начальной, средней, старшей школе.

Организация и методы проведения уроков по легкой атлетике в начальной, средней, старшей школе (по выбору студента).

Основы техники легкоатлетических видов (по выбору студента).

Планирование учебной работы по легкой атлетике в различных классах (по выбору студента).

Нормативы и оценка

физической подготовленности студентов 2 курса

Вид деятельности

Нормативы физической подготовленности

Единицы измерения

женщины

мужчины

3

4

5

3

4

5

Бег 50 м


с

8.3

8.0

7.8

7.2

7.0

6.8

Бег 100 м


с

15.4

15.1

14.8

13.4

13.1

12.9

Бег 300 м


с

57.0

55.0

53.0

47.0

45.0

43.0

Бег 500 м


мин

2.00,0

1.55,0

1.50,0

--

--

--

Бег 1000 м


мин

--

--

--

3.25,0

3.15,0

3.05,0

Кросс 1000 м


мин

4.20,0

4.00,0

3.45,0

--

--

--

Кросс 2000 м


мин

--

--

--

8.00,0

7.30,0

7.00,0

Прыжок в высоту с/р способом «перешагивание»

см

105

110

115

130

135

140

Прыжок в длину с/р способом «согнув ноги»

см

350

380

420

460

490

520

Метание мяча (150 г)

м

35

43

50

50

58

65

Толкание ядра со скачка


см

680

730

780

750

820

900

Нормативы

физической подготовленности студентов 3 курса


Виды деятельности

Нормативы физической подготовленности

Единица измерения

женщины

мужчины

3

4

5

3

4

5

Бег 50 м


с

8,1

7,8

7,6

7,0

6,8

6,6

Бег 100 м


с

15,3

15,0

14,6

13,3

13,0

12,8

Бег 300 м


с

55,0

53,0

50,0

45,0

43,0

41,5

Бег 800 м


мин

3.15,0

3.05,0

2.55,0

--

--

--

Бег 1500 м


мин

--

--

--

5.05,0

4.50,0

4.40,0

Кросс 2000 м


мин

9.30,0

8.30,0

8.00,0

--

--

--

Кросс 3000 м


мин

--

--

--

12.00,0

11.00,0

10.30,0

Прыжок в высоту с разбега способом «фосбери»

см

115

120

125

140

145

150

Прыжок в длину с разбега способом «ножницы»


см

370

390

430

480

500

530

Тройной прыжок с разбега


см

800

900

1000

1000

1100

1200

Толкание ядра


м

710

750

800

770

820

920

Метание гранаты


м

21

26

30

40

45

50

Метание диска


м

20

22

25

25

27

30


Нормативы и оценка

физической подготовленности для студентов 4 курса


Виды деятельности

Единицы измерения

Нормативы физической подготовленности

женщины

мужчины

3

4

5

3

4

5

Бег 100 м


с

15,6

15,0

14,6

13,6

13,0

12,7

Бег 800 м


мин

3.10,0

2.55,0

2.40,0

--

--

--

Бег 1500 м


мин

--

--

--

5.15,0

5.00,0

4.40,0

Толкание ядра


см

680

720

770

760

820

900

Метание гранаты


м

23

25

27

40

43

47

Прыжок

в длину


см

370

390

410

470

490

510

Прыжок

в высоту


см

115

120

125

135

140

145


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

Книга тренера по легкой атлетике. – 3-е изд., перераб. /Под ред. Хоменкова Л.С. – М.: ФиС, 1987.

Крир В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М.: Просвещение, 1987.

Легкая атлетика. Правила соревнований. – М.: Терра-Спорт, 2002.

Легкая атлетика:критерии отбора. – М.: Терра-Спорт, 2000.

Ломан В. Бег, прыжки, метания. – М.: ФиС, 1985.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. Основы легкой атлетики / Сост. Байко А.Ф. – М.: ФиС, 1976.

Станчев Стефан. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей. – М.: ФиС, 1981.

Дополнительная

Журналы «Легкая атлетика», «Теория и практика физической культуры»,

«Физкультура в школе».

Программа по физическому воспитанию учащихся 1 11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – М.: Просвещение, 1993.



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины Легкая атлетика с методикой преподавания
285.33kb.
Программа учебной дисциплины «магниторазведка» Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки»
169kb.
Рабочая программа дисциплины «Политология»
210.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
236.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
147.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык (английский) в сфере юриспруденции
516.41kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
281.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
480.54kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
308.31kb.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная практика рассмотрения трудовых споров
283.33kb.
Программа учебной дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона»
525.95kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.