Главная |
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
УДК ББК С В.Н. Шапалов Этнополитика: рабочая учебная программа для студентов направления 032000 «Зарубежное регионоведение» очной и заочной форм обучения [Текст]. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2011. с. Рабочая учебная программа по дисциплине «Этнополитика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению 032000 «Зарубежное регионоведение». Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины. Одобрено на заседании кафедры маркетинга и регионоведения (протокол №9 от 20.04.2011г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол №9 от 18.05.2011 г.) Рецензенты: Т.И. Бакулина, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории факультета истории и политических наук ТюмГУ И.А. Грошева, к.с.н., доцент, зав кафедрой философии, истории и социологии «ТГАМЭУП» Автор-составитель: к. пед. н., доцент В.Н.Шапалов © «ТГАМЭУП», 2011 © В.Н. Шапалов, 2011 1. Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Этнополитика» является формирование у студентов теоретических знаний по этническим проблемам современности, выявление этнических факторов социального развития, использованию этих знаний в управленческой деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата«Этнополитика» как учебная дисциплина является одной из дисциплин базовой части профессионального цикла. Для изучения дисциплины необходимы знания по теории управления, экономике, социологии. В ходе изучения курса студенты должны: Знать: сущность, принципы, цели и задачи этнополитики в Российской Федерации. Уметь: логически анализировать общие закономерности и специфические черты этнической политики и на этой основе прогнозировать пути решения межэтнических и межконфессиональных проблем и конфликтов в Российской Федерации Владеть: современными методами получения, обработки и анализа социально-экономической, политической и нормативной информации на всех стадиях процесса принятия управленческих решений в сфере межэтнических отношений 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныобщекультурные компетенции (ОК): уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7); обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12); уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13); творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15); выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации (ПК-6); владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7); В результате освоения дисциплины бакалавры должны: Знать: Внешние и внутренние факторы этнополитического развития в многомерном (геополитическом, экономическом, социокультурном, конфессиональном, этническом и т.д.) пространстве современной России. Уметь: использовать полученные знания при изучении других дисциплин, а также в организаторской и управленческой деятельности в органах государственной власти Владеть методами разработки и реализации целевых программ по этнополитике. 4. Структура и содержание дисциплины «Этнополитика»Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 часа, в т.ч. очная форма обучения Лекции – 18 час. Семинарские (практические) занятия – 36 час. Самостоятельная работа – 90 час., в т.ч. 36 час. – экзамен. заочная форма обучения Лекции – 8 час. Семинарские (практические) занятия – 8 час. Самостоятельная работа – 128 час. Структура дисциплины очная форма обучения
заочная форма обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет и методология изучения курса «Этнополитика» Предмет, задачи и общая логика курса «Этнополитики». Категория «этнополитика» (подходы к определению понятия» Соотношений понятий «национальная политика» и «этническая политика» (этнополитика). Факторы, способствующие выделению этнополитики как важнейшей составной части внутренней политики государства. Сущность и особенности этнополитики как особого вида политического управления. Роль этнополитики в развитии общества и государства. Предпосылки становления и основные этапы развития государственной этнополитики. Взаимодействие этнополитики как важнейшей части внутренней политики государства и внешней политики. Федеральный и региональный уровни этнополитики Этническая политика как фактор государственного строительства. Содержание и основные принципы современной этнополитики. Основные элементы этнической политики в современных условиях. Основные цели и управленческие задачи этнонациональной политики в современных условиях. Категории и понятия этнополитики. Содержание и структура политических и неполитических механизмов реализации государственной этнополитики и их взаимосвязь. Исторические модели этнонациональной политики: результаты и перспективы. Три основные концепции национально- гражданской интеграции Концепция культурной ассимиляции. Ограниченность всех разновидностей ассимиляционной концепции. Мультикультуризм как идея и практика демократических стран поощрения культурного многообразия, как форма государственной национальной политики в полиэтнических и поликультурных странах. Новые подходы к культурному развитию и национально-гражданской интеграции в различных регионах планеты на рубеже веков: основные достижение и новые проблемы. Концепт «культурной свободы» и его базовые идеи. Расизм и геноцид как формы этнополитики, основанные на принципах исключения из правового поля государства части его граждан по расовым или этническим основаниям. Фашизм как разновидность расизма. Тема 3.Этнос и этничность.«Этнос» и «этничность»: проблемы взаимосвязи. Основные условия формирования этноса. Соотношение социального и природного в этносе. Роль географической среды в формировании и развитии этносов. Этнические территории. Раса и этнос. Экономическая база этноса. Язык как этнический определитель. Культура этноса как условие его устойчивости. Культурные традиции, обычаи, обряды как проявление своеобразия этноса. Структура этноса: горизонтальная, вертикальная. Примордиализм, инструментализм, конструктивизм как основные подходы к пониманию этнического феномена. Функции этноса по отношению к личности: защитная, стабилизирующая, индивидуализирующая и интегрирующая. Психология этноса и ее структура: динамические и статические компоненты; эгоцентристский, группоцентристский, универсально - гуманистический уровни. Этничность и этническое самосознание. Структура этнического самосознания. Этническая психология и национальный менталитет.. Этнические стереотипы и этнические образы. Характер межэтнических взаимоотношений как основной фактор состояния этничности в полиэтническом государстве. Сущность этнической стратификации. Основные факторы этнической стратификации: территориальный, социально-экономический, правовой, языковый и культурный. Концепция доминантной группы как основа этнической стратификации. Сущность доминантной группы. Четыре фактора взаимоотношений между доминантными и подчиненными группами. Проблемы интеграционного и конфликтного развития межэтнических отношений Научные дискуссии вокруг понятия «нация». Понятие нации в истории и современности. Психологическая и историко-экономическая концепция нации. Сущность, факторы становления и развития, основные черты нации. Две трактовки нации в современный период: нация – согражданство и этнонация. Особенности формирования нации в различных исторических условиях. Сущность нациостроительства. Право наций на самоопределение: история и современность. Идея национального самоопределения как программное требование национально-освободительных движений. Развитие принципа национального самоопределения в ХХ. Принцип президента США Т. Вильсона «одна нация – одно государство». Волна самоопределения народов после Первой мировой войны. Внешняя и внутренняя стороны права наций на самоопределение, их взаимосвязь. Соотношение принципов территориальной целостности и самоопределения народов. Международные и федеральные правовые акты о правах человека и праве народа на самоопределение Тема 5. Стратегии реализации этнополитики в современном мире Государство как этнополитический институт (унитарное государство, империя, федерация, автономия). Этническая составляющая в государственном строительстве. Сущность и основные черты национального государство, моноэтнического и полиэтнического государства. Этнократическое государство. Конституционный национализмом. Сущность и основные черты этнической демократии, демократии согласия, либеральной демократии. Использование международного опыта в сфере развития межэтнических отношений как важный фактор формирования конструктивной этнополитики в РФ. Тема 6. Россия: многонациональное сообщество Границы этнической территории восточных славян. Соотношение этнической территории восточнославянских племен с политическим пространством Древнерусского государства. Процесс первоначального формирования русского народа в IX - XII веках. "Свои" и "чужие" поганые (язычники). Этноконтактная среда славян - земледельцев, финно-угорских племен - охотников и тюркских племен - скотоводов. Теория Л.Н.Гумилева о "комплиментарном" характере расширения первоначальной территории восточных славян. Этнополитическая специфика колонизации Сибири и Дальнего Востока в период Московского царства. Сибирские крепости как среда межэтнического взаимодействия русских и сибирских аборигенов. Этноконфессиональный фактор "покорения" Сибири. Основные социально-политические различия протекания этнических процессов в период Московского царства и Российской империи. Противоречия в национальной политике на добровольно присоединившихся и завоеванных территориях (Восточная Украина и Белоруссия, Прибалтика, Финляндия, Молдавия, Грузия и Армения). Специфика "польского вопроса" и политика мировых держав при разделах Польши. Первая кавказская война и ее геополитические последствия. Принципы и правовые основания национальной политики Российской империи. Силовой и просветительский подходы к интеграции народов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока в состав Российского государства. Положение национальных меньшинств и малочисленных народов в Российской империи. Историческая роль русского этноса в социально-экономическом и культурном развитии народов Северного Кавказа Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. Дискриминация по этническому признаку в Российской империи. Этноконфессиональный фактор национальной политики и особенности этнической стратификации в имперский период. Межэтнические отношения в канун Первой мировой войны и Февральской революции. Формирование национальных движений. Национальные движения в годы Гражданской войны. Общее и специфическое в территориальном устройстве Российской империи и других мировых империй (Британская и Австро-Венгерская империи). "Национальная окраина" и колония. Тема 7. Национальная политика КПСС. Этнополитические взгляды лидеров РКПб (В.И.Ленин, И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий) в дореволюционный период. Работа В.И.Ленина "О национальной гордости великороссов". Декларация прав народов России 1917 года: ее достоинства и недостатки. Национальная политика в годы гражданской войны. Полемика вокруг вопроса о "культурной автономии" (1920-21 гг.) Трансформация идеи "мировой революции" в идею "великой державы". Формирование СССР и первая советская конституция. Сохранение однонаправленной оси «центр – периферия» при создании Советского Союза. Недостатки этнополитической структуры СССР как "многоэтажной" федерации (союзные и автономные республики, автономные области, национальные округа). Решение "национальной проблемы" в текстах советских конституций. Демократические декларации и тоталитарная практика как отличительные особенности советского федерализма. Государственные институты, методы реализации и контроля за исполнением национальной политики в СССР в 1920-1940-е годы. Депортации народов периода сталинизма и проблема репрессированных народов. "Половинчатость" политической реабилитации депортированных народов в период правления Н.С.Хрущева. Концепция "советского народа" как надэтнической гражданской общности и стирания различий между народами СССР. Ее отличие от идеи "плавильного котла" при формировании американского народа. Распад СССР как процесс, его динамика. Условность межреспубликанских границ на фоне институционализации этничности и смешанного проживания народов СССР. Специфика РСФСР в ряду других союзных республик. Общий этнополитический фон в начале процесса перестройки (середина 80-х - начало 90-х гг.). Пересмотр теоретических положений о новой исторической общности в СССР, о взаимоотношении между марксистским интернационализмом и западным космополитизмом, о национализме и др. Основные ошибки национальной политики этого периода и повышение уровня этнополитической конфликтогенности (алма-атинские события 1986 г., сумгаитский погром, зарождение силовой стадии развития карабахского, абхазского и чеченского конфликта). Национальные движения как политическая оппозиция советской власти. Формирование национальных движений в период перестройки. "Культурно-языковой" конфликт как первичный мотив оформления национального движения в союзных республиках. Три основных типа национальных движений в период распада СССР. Три этапа их функциональной и содержательной динамики. Специфика национальных движений Прибалтики, Украины, Кавказа и Средней Азии: цели, задачи и методы борьбы. Процесс суверенизации бывших автономий в условиях демократизации и гласности. Этнополитические последствия распада СССР. Этнические территории народов СССР и границы постсоветских государств. Этнический фактор в обеспечении устойчивого развития на постсоветском пространстве. Тема 8. Предпосылки становления и основные положения государственной этнополитики Российской Федерации. Факторы, обусловившие обострение национальных проблем в современной России после распада СССР: этнический и конфессиональный состав населения, исторические наслоения и проблемы переходного периода. Анализ основных тенденций в области национальных отношений, сложившихся в постсоветской России в начале 1990-х годов. Учет последствий развала Советского Союза в этнонациональной политике. Объективная необходимость разработки новой этнонациональной политики в условиях переходного перехода, ее основные черты и принципы. Основополагающие принципы и нормы международного права в сфере межнациональных отношений и этнополитики. Международные соглашения против дискриминации по этническому и расовому признакам, несоблюдения прав человека и меньшинств в современном мире. Общая характеристика законодательной базы государственной национальной политики Российской Федерации. Этнополитический потенциал Федеративного договора 1992г. Основы государственной национальной политики по Конституции 1993 года. Конституция РФ о России как федеративном многонациональном государстве. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 г. как система современных взглядов, принципов, приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений. Переход от политики к праву как сущность основного принципа этнонациональной политики Российской Федерации. Общая характеристика нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере языка, культуры, образования и СМИ. Основные принципы, направления и компоненты этнонациональной политики в Российской Федерации. Экономические, политические и социальные цели и их взаимосвязь государственной этнонациональной политики Российской Федерации. Совершенствование механизмов выработки и реализации государственной национальной политики. Роль и значение этнонациональной политики в создании условий для гражданской интеграции российского общества. Тема 9. Актуальные проблемы национального развития и этнополитики в России в начале ХХI вв. Объективные и субъективные причины системного кризиса этнонациональной политики РФ в конце ХХ – начале ХХI в. Внешнеполитические и внутриполитические факторы, определяющие необходимость обновления и корректировки основных положений действующей «Концепция национальной политики» 1996 г. Зарождение в сфере национальных отношений новых вопросов и нерешенных задач, связанных с естественными проблемами социально-экономического и внутриполитического развития страны: изменение и неуправляемый рост внутренних и внешних миграционных потоков; трансформация этнических конфликтов; усугубляющийся дисбаланс социального -экономического развития регионов и др. Авторитарно-бюрократическая политика и ее влияние на этнокультурную дезинтеграцию общества. Проблема состояние разделенной русской нации в масштабе СНГ и пути ее решения. Многонациональный народ Российской Федерации, как российская политическая нация. Актуальность проблемы формирования гражданского понимания нации в современной России. Основные приоритеты и цели демократической этнополитики в регионах на современном этапе развития России. Объективная необходимость и особенности нациестроительства в России. Оснолвные этапы гражданского нациестроительства России. Субъекты, институты, методы, формы и средства нациестроительства в России. Российская нация как политическая идентичность граждан и народов единого федеративного государства Содержание начального этапа нациестроительства в конце ХХ века – воссоединение российских земель и народа, осознанно выбравшего «новый вектор в развитии своей тысячелетней истории». Опора на русский культурный базис как культурно-цивилизационное основание общероссийской гражданской идентичности. Важнейшая составляющая нациестроительства – наличие целенаправленного воспитания гражданского общероссийского патриотизма на федеральном и региональном уровнях Обустройство различных народов и территорий в едином государстве – коренная задача государственного строительства в России на всех этапах ее исторического развития. Проблема национально-государственного устройства России после распада СССР. Конституция РФ и правовой статус субъектов Российской Федерации. Основные принципы российского федерализма. Российская Федерация как форма государственного устройства для всех этнонациональных общностей страны, проживающих на ее территории. Формы правления и модели обустройства народов в российском федеративном государстве. Конфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве: сочетание борьбы за общегосударственные интересы и отстаивание регионального интереса. Различия правового и реального статуса национальных и территориальных субъектов РФ. Понятия «титульные народы», коренные народы». Идея "неравной федерации" и ее практическое осуществление. Попытки преодоления неравного статуса субъектов в РФ конца 90-х гг. Специфика статуса русских как титульного народа России. Статус титульных народов и национальных меньшинств в национальных субъектах РФ. Конституции национальных республик РФ и их соотношение с федеральной конституцией. Специфика национальных отношений и уровень этнической конфликтогенности в отдельных республиках России. Особый статус Татарстана. Разработка статуса Чеченской республики в составе Российской Федерации. Проблема "экономического национализма". Перспективы формирования надэтнической общероссийской идентичности и солидарности. Причины сохранения однонаправленной оси «центр – периферия» в современной России: традиция или закономерность? Реформирование федеративных отношений и новые подходы к решению этнонациональных и этнокультурных проблем. Позиции современных политических партий и движений в государственном устройстве современной России. Сущность и основные компоненты федералистской культуры. Состояние институционального подкрепления российского федерализма. Этнонациональное и этнополитическое бытие личности как субъективный фактор развития этнонациональных отношений. Полиэтническое сообщество как среда обитания, формирования и деятельности жителя России. Права и свободы человека в системе этнонациональных и этнополитических отношений. Правовое закрепление равноправия граждан различных национальностей в полиэтническом государстве. Национально-языковые отношения в республиках и других субъектах Федерации. Закон РФ «О национально-культурной автономии». Понятие, система, принципы и правовой статус НКА. НКА как важнейший фактор и возможность социального и политического участие представителей различных национальностей в общественной и государственной жизни региона, страны. Взаимодействие национально-культурных объединений граждан и органов власти на местах. Развитие национально-культурных автономий как одно из приоритетных направлений национальной политики России. Тема 13. Принципы и подходы государственной этнополитики к коренным малочисленным народам Место коренных малочисленных народов в государственной национальной политике Российской Федерации. Политико-правовые основы развития малочисленных народов. Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Практическая этнополитика в отношении малочисленных народов: сущность и основные направления. Механизмы решения вопросов развития малочисленных народов. Самоуправленческие традиции развития малочисленных народов: история и современные тенденции. Новые приоритеты этнополитики в отношении к малочисленным народам. Роль Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Ассамблеи народов России в защите прав и интересов коренных малочисленных народов. Национальная политика и экологическая политика (законодательное обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и охрана природы). Сравнительная характеристика положения аборигенных народов США, Канады и России. Религиозный ренессанс конца ХХ в. в мире и России. Религиозный фундаментализм как идеология политической мобилизации. Классификация этносов России по конфессиональному признаку. Два основных статуса конфессий в государстве. Отличие государственных религий от негосударственных. Основные положения закона «О свободе совести и религиозных объединений» 1997 г. Причины усиления политизации религии в России. Формы и методы влияния конфессий на государство и проводимую им политику. Последствия усиления этноконфессионализма в современной России. Понятие и структурные элементы этнического конфликта: источник, повод, стороны, позиции субъектов, средства, характер. Особенности этнических конфликтов в условиях современного политического процесса Прогнозирование межэтнических конфликтов. Теоретические подходы к объяснению этнонациональных конфликтов: социологический, политологический, социально-психологический, групповой легитимности и др. Историческая память как решающий фактор в межэтнических спорах. Различные подходы к типологии этнических конфликтов: по степени интенсивности, по временным характеристикам, по характеру, масштабам, остроте, сфере развития и др. Основные стратегии управления конфликтами: предупреждение, урегулирование, разрешение, вытеснение конфликта. Технология управления этнополитическим конфликтом: разрешение конфликта с помощью односторонних действий (шагов); благодаря совместным действиям с партнером, т.е. путем переговоров и посреднических процедур. Технология урегулирования конфликтов на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Постконфликтное строительство: комплексная программа преодоления последствий и выстраивание стабильных этнонациональных отношений. Тема 16. Этнополитические конфликты в Российской Федерации «Историко-генетические» факторы обострения межэтнических отношений в постсоветской России. Последствия реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов». Зоны межнациональной напряженности и типы внутрироссийских этнополитических конфликтов. Этнополитический экстремизм. Этнический сепаратизм и право государства на защиту территориальной целостности. Блокирование и мирное разрешение политических и этнических конфликтов как фактор политической стабильности в России. Роль демократических процедур и институтов гражданского общества в создании конституционно-правового механизма разрешения межэтнических конфликтов. Вооруженные силы и межэтнические конфликты. Кавказ как регион столкновения цивилизаций (С,Ханнигтон). История присоединения Кавказа к России. Особенности горского менталитета. Общая характеристика межэтнической ситуации на Северном Кавказе. Особенности этнополитического положения российского Северного Кавказа. Статусные притязания и межэтнические распри (на примере кабардино-балкарского и осетино-ингушского конфликтов). Динамика социально-экономического развития республик Северного Кавказа. Демографический фактор этнической напряженности на Северном Кавказе Понятие политического сознания и его соотношение с понятиями "менталитет" и "национальное самосознание". Ценностный "разлом" последнего десятилетия и проблема "кризисного" сознания в период системной трансформации. Соотношение этнонациональных, советских и либеральных символов в политическом сознании россиян. Содержательная и функциональная динамика политического сознания русских в ХХ веке. Национализм, его трактовка в отечественной и мировой литературе. Национализм как конкретно-историческая форма проявления этноцентризма. Национализм как политика и политическое движение. Русский национализм, его социально-политическая динамика. Общественное мнение по отношению к иммигрантам и вынужденным переселенцам. Взаимосвязь между миграционными процессами и ростом национализма, ксенофобии и шовинизма в современном российском обществе. Демократизация и национализм. Пути реализации демократических принципов в полиэтнических государствах. Тема 18. Неполитические механизмы реализации этнополитики Распределение потенциала общества и власти в сфере этнонациональных отношений. Роль институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной этнонациональной политики. Этническая и социальная неприязнь как отсутствие доверия между группами. Социальное доверие – условие создания гражданских ассоциаций, формирования отношений толерантности. Место, роль и значение системы образования и просвещения в преодолении предрассудков и стереотипов в сфере этнонациональных отношений, в формировании межкультурного диалога и воспитания культуры толерантности. Роль СМИ в целенаправленном формировании гуманистических ценностей, идей ненасилия, развития наднациональных структур, к невосприимчивости идей национализма следующая страница >> Смотрите также:
Рабочая учебная программа для студентов направления 032000 «Зарубежное регионоведение»
1364.64kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «теория языка» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» по циклу опд. В3
265.97kb.
Российская федерация
262.67kb.
Российская федерация
202.22kb.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 География (по направлениям) 1-31 02 01-01 Гидрометеорология 2012 г
114.06kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
216.16kb.
Рабочая программа учебная дисциплина «Основные направления современной психотерапии»
147.6kb.
Программа дисциплины Экономическая теория для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
420.18kb.
Рабочая программа по дисциплине «математика»
686.31kb.
Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем направление подготовки
1060.08kb.
Программа дисциплины «Россия в Западной правовой традиции» для направления/ специальности 03. 0200. 68 «Политология», подготовки магистра
194.66kb.
Программа дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
207.66kb.
|