Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс. «Россия-Родина моя» - 4 ч. Знать: название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса, жанры народных песен. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.
Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2.Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4.«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«День, полный событий» - 5ч.
Знать: смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок6.Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы.Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Урок7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Урок 8.Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9.«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. «В музыкальном театре» - 4ч.
Знать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Урок 10 - 11.Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 12.Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Знать: названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
Урок 14.Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16.«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
«В концертном зале» - 6ч.
Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, фортепианная сюита, симфоническая сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).
Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.
Урок 17.Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18.Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 19.Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. «В музыкальном театре» - 2ч.
Знать: названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.
Урок 23.Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24.Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Знать: народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26.Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27.Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Знать: и понимать народные музыкальные традиции родного края.
Уметь: исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Знать: и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Урок 30.Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31.Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 32.В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33.Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010., стр. 21-26 и 40-45.
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.
фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Сказочные интерактивные лекции-концерты по музыке - http://piccolosolo.ru/
2.Музыкальные сказки, стихи - http://tales-game.net/muzika.html
3. История музыки детям, сказки, рассказы, стихи о музыке, музыкальная азбука, великие композиторы, пианисты, вокалисты и др. - http://www.muz-urok.ru/muz.htm
4. Веселые уроки музыки -http://muzicforchildren.blogspot.com/2010/01/blog-post_23.html
5.Погружение в классику -http://intoclassics.net/news/2011-07-17-24246
6.Музыка с мамой (огромный нотный архив, теория и прочее)
http://identitylinks.narod.ru/mus/chm.htm
7. Музыкальные русские мультфильмы (Румультик) - http://rumultik.ru/tag/music/
8. Мультфильмы к урокам музыки и многое интересное - Прошколу.ru-http://www.proshkolu.ru/user/Valychka-K/folder/211898/
9. Единая коллекция образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Песенные сборники.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Примерный музыкальный материал.
Раздел 1. Россия — Родина моя (4 ч)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
Вокализ. С. Рахманинов.
Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.
Песня о России.В. Локтев, слова О. Высоте кой.
Колыбельная, обраб. А. Лядова;
У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;
Амы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Родные местаЮ. Антонов, слова М. Пляцковского.
Раздел 2. День, полный событий (5 ч)
В деревне. М. Мусоргский.
Осенняя песнь. (Октябрь). Из цикла «Времена года» П. Чайковский.
Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.
Зимняя дорогаВ. Шебалин, стихи А. Пушкина.
Зимняя дорогаЦ. Кюи, стихи А. Пушкина.
Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.
Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин».
П. Чайковский.
Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Бо рис Годунов». М. Мусоргский.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Раздел 3- О России петь — что стремиться в храм(4 ч)
Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская)1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев
Гимн Кириллу и Мефодию.П. Пипков, слова С. Михайловский.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Не шум шумит, русская народная песня.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
Аисты, узбекская народная песня.
Колыбельная, английская народная песня.
Колыбельная, неаполитанская народная песня.
Санта Лючия, итальянская народная песня.
Вишня, японская народная песня, и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
Светит месяц, русская народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
Интродукция, танцы изIIдействия, сцена и хор из Щ действия, сцена изIVдействия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 6. В концертном зале (6ч)
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.
Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор.Ф. Шопен.
Желание.Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.
Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Арагонская хота. М. Глинка.
(Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский,
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть,так надобно уменье... (5 ч)
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии№ 7и№20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
Ф.Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
Пастушка, французская народная песня
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№у
рока
Дата
план
Дата факт
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Умения и виды деятельности
Контрольно-оценочная деятельность
ИКТ средства
обучения
специальные
общеучебные
«Россия-Родина моя» - 4ч.
1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов
«Ты, река ль, моя реченька»,русская народная песня
«Песня о России» В.Локтев
«Вокализ» С.Рахманинов.
Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса
- демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.
- организация самостоятельной работы;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде;
- воспринимать информацию;
- оценивать и
осмыслять результаты своей деятельности;
- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
- умение отвечать на вопросы;
- работать с рисунками;
-составлять рассказ по рисунку;
- определять общие свойств и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- владение умениями совместной деятельности:
- согласование и координация
деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- импровизировать на заданные тексты.
входной
устный опрос
Видео-презентация песни «Родные места» , диск
2
Как сложили песню. Звучащие картины. Комбинированный урок.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».
«Ты, река ль, моя – реченька»
Знать жанры народных песен.
Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.
текущий
устный опрос
Видео-презентация «Русские народные песни»
3
«Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Комбинированный урок.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры.
«Ты, река ль, моя – реченька»
«Солдатушки, бравы ребятушки»
«Милый мой хоровод»
«А мы просо сеяли»
Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
тематический
устный опрос
Диск Ненцы» Модуль -Жанры народных песен.
4
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты
Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка
Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Итого
вый
Фрон-
тальный опрос
Видео фрагменты из опер
День, полный событий. – 5 ч.
5
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
«Осенняя песня» П.Чайковский;
«Пастораль» Г.Свиридов;
«Осень» Г.Свиридов.
Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- импровизировать на заданные тексты;
- выделять главную мысль.
текущий
индивидуальный
6
Зимнее утро, зимний вечер.
Комбинированный
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.
Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.
текущий
групповая
Видео-презентация «У камелька»
7
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Комбинированный
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Выразительность и изобразительность в музыке.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков
Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов;
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
текущий
устный опрос
Фрагмент из фильма «сказка о царе Салтане»
8
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Комбинированный
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.
Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
«Девицы, красавицы».
«Уж как по мосту, мосточку»,
«Детский альбом» П.Чайковского.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский
Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.
Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.
- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.
- Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
- Самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
- Оценивать и
осмыслять резуль-таты своей деятельности;
текущий
устный опрос
Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом»
9
«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.
Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
тематический
тест
«В музыкальном театре» - 4ч.
10
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Комбинированный урок
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.
Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:
интродукция
танцы из 2 действия
хор из 3 действия
Знать названия изученных жанров опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;
- формирование монологической речи учащихся;
-умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;
- выделять их признаки и свойства;
- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- замечать изменения, происходящие с объектом;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- импровизировать на заданные тексты.
текущий
устный опрос
групповая
Видео-фрагменты из оперы
11
Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.
опера «Иван Сусанин». М.Глинка.
сцена из 4 действия
Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
текущий
устный опрос
Видео-фрагменты из оперы
12
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Песня Марфы («Исходила младешенька»);
Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
текущий
устный опрос
Видео-фрагменты из оперы
13
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Комбинированный урок.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
«Танец с саблями».
Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.
Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.
тематический
устный опрос
групповая
Видео-фрагменты из оперы
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
14
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Комбинированный урок.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
Аисты, узбекская народная песня.
Колыбельная, английская народная песня.
Колыбельная, неаполитанская народная песня.
Санта Лючия, итальянская народная песня.
Вишня, японская народная песня, и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
(на выбор учителя)
Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
- работать с рисунками,;
- составлять рассказ по рисунку;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация).
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;
- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;
- оценивание своих учебных достижений.
текущий
самостоятельная
работа
диск «Русские народные инструменты»
15
Оркестр русских народных инструментов.
Комбинированный урок.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Светит месяц, русская народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование).
тематический
устный опрос
диск «Русские народные инструменты»
16
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
Знать названия музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.
итоговый
тест;
индивидуальный.
«В концертном зале» - 6ч.
17
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
(Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский
Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.
- уметь переносить знания,;
- умения в новую ситуацию для решения проблем;
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;
- выполнять творческие задания в творческой тетради;
- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация);
- формирование монологической речи учащихся;
- умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;
- выделять их признаки и свойства.
тематический
устный опрос
ЦОР «Музыкальные инструменты»
18
Старый замок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.
Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).
Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
текущий
устный опрос
Презентация «Музыкальные картинки»
19
Счастье в сирени живет…
Урок обобщения и систематизации знаний.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Знать названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.
Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
текущий
устный опрос
Видео-презентация «Сирень»
20
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы…
Комбинированный урок.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.
Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.
Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).
Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.
текущий
устный опрос
21
Патетическая соната. Годы странствий.
Комбинированный урок.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.
Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Арагонская хота. М. Глинка.
Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.
тематический
устный опрос
22
Царит гармония оркестра.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра
Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.
текущий
устный опрос
Модуль: «Симфонический орскестр» Презентация.
«В музыкальном театре» - 2ч.
23
Театр музыкальной комедии.
Комбинированный урок.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.
- работать с учебным текстом;
- делать простые выводы;
- участие в диалоге;
- поиск необходимой информации в словарях;
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства.
тематический
устный опрос
групповая
Фрагмент из оперетты «Летучая мышь» .Презентация.
24
Балет «Петрушка»
Комбинированный урок.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.
Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский
Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
текущий
устный опрос
Фрагменты из балета «Петрушка»
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
25
Святые земли Русской. Илья Муромец
Урок обобщения и систематизации знаний.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
Не шум шумит, русская народная песня.
Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- работать с учебным текстом;
- делать простые выводы;
-участие в диалоге;
- формирование учебного сотруд-ничества;
- поиск необходимой информации в словарях;
- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;
тематический
устный опрос
26
Кирилл и Мефодий. Урок изучения и закрепления новых знаний
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.
Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
текущий
устный опрос
27
Праздников праздник, торжество из торжеств.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
«Христос воскресе! (тропарь)
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.
Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
текущий
устный опрос
28
Родной обычай старины. Светлый праздник.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
«Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;
тематический
устный опрос
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
29
Народные праздники. Троица.
Комбинированный урок.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Троицкие песни.
Знать и понимать народные музыкальные традиции родного края.
Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.
- импровизировать на заданные тексты.
текущий
устный опрос
Видео рассказ о праздике Троица.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
30
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
Развитие музыкального образа.
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
Ф.Шопен.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
Пастушка, французская народная песня
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;
- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
устно описывать объект наблюдения,
владение способами контроля и оценки деятельности;
- подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- устно описывать объект наблюдения;
- владение способами контроля и оценки деятельности;
- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
текущий
устный опрос
Видео фрагмент из фильма о Шопене.
31
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Урок закрепления знаний.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей.
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.
Знать и понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»;
названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).
Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
тематический
устный опрос
32
В каждой интонации спрятан человек.
Комбинированный урок.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Песня Сольвейг;
Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
текущий
устный опрос
Видео-презентация «Песня Сольвейг»
33
Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
тематический
Фронтальный опрос
Фрагменты из балета «Шахерезада»
34
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.