Главная страница 1



Утверждаю

Директор МОУ Азевская СОШ

___________

/Новокрещенова Л. Ф./

Приказ № ___

от «__»__________200___г.




Согласовано

на МС школы

Протокол №______

от «____»________20___г.

Руководитель МС

Третьякова Г.Н.

_____________


Рассмотрено на МО учителей

------------------------------------------------------------------------------------------------

Приказ № ___

от «__»____________200___г.

Руководитель МО:

_____________________________




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО
_______информатике_______
________11 класс_______
Год разработки 2010

Срок реализации программы 1 год

Программа составлена на основе Программы базового курса «Информатика и ИКТ» (10,11 классы) Семакин И. Г.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Программу составила Нечунаева Светлана Афанасьевна

Пояснительная записка

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 11 классе. Курс ориентирован на учебный план объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ. Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер.: М. Бином. Лаборатория знаний,2009. Курс изучается в объеме 34 часа, 1 час в неделю в 11 классе.

Учебник обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:


  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с естественнонаучным и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса.

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат, (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по ТБ на уроках информатики проводится два раза в год: в начале 1 полугодия (сентябре), и в начале 2 полугодия (январе). Перед каждой практической работой проводится инструктаж по ТБ на рабочем месте. Методические рекомендации к изучению курса

1. Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его освоения (1 урок в неделю) недостаточно, если учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для разрешения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную работу учащихся. По многим темам курса достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания предложить ученикам самостоятельно подробно изучить соответствующие параграфы учебника. В качестве контрольных материалов следует использовать вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно. При наличии у ученика возможности работать на домашнем компьютере, рекомендовать использовать компьютер для выполнения домашнего задания (оформлять тексты в текстовом редакторе, расчеты производить с помощью электронных таблиц).

2. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания. Предлагать их ученикам нужно выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, творческого уровня обученности. Выполнение практических заданий теоретического характера (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций.



3. Обобщая сказанное, отмечу, что в 10-11 классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения в основной школе, должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой возможности), резерв домашнего компьютера.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН ;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 11 класса должны

знать:

  • структуру предметной области информатики;

  • основные задачи теоретической информатики;

  • виды представления информации;

  • способы представления данных в памяти ПК;

  • способы представления графической информации;

  • способы создания анимационных изображений;

  • виды представления звуковой информации4

  • основные виды работы с текстом;

  • что такое гипертекст, гиперссылка;

  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой;

  • что такое электронные таблицы;

  • приемы работы с таблицами;

  • способы представления математических зависимостей;

  • способы работы с графическими редакторами;

  • назначение коммуникационных служб Интернета;

  • назначение информационных служб Интернета;

  • что такое прикладные протоколы;

основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;

  • какие существуют средства для создания web-страниц

  • в чем состоит проектирование web-сайта

  • что значит опубликовать web-сайт

  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц

  • что такое информационные ресурсы общества

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов

  • что относится к информационным услугам

  • в чем состоят основные черты информационного общества

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

  • основные законодательные акты в информационной сфере

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

уметь:

  • представлять числа в двоичной форме;

  • работать с различными кодовыми таблицами;

  • создавать графические изображения;

  • представлять звуковую информацию;

  • работать в текстовом редакторе;

  • автоматически создавать оглавление документа;

  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе;

  • работать с электронными таблицами;

  • работать в среде Adobe Photoshop 6.0;

  • работать с электронной почтой;

  • извлекать данные из файловых архивов;

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

  • создать несложный web-сайт с помощью MS Word;

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.


Содержание учебного материала
Раздел 1. Компьютерные технологии представления информации (8ч.)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации.


Раздел 2. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (10ч.)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Электронные таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными.

Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Раздел 3. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (13 ч.)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.Web-хостинг.



Раздел 4. Основы социальной информатики (4ч.)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.



Календарно-тематическое планирование

Номер урока


Тема урока


Кол-во часов



Дата


УМК



Примеча-ние


По плану

Факти-чески

Компьютерные технологии представления информации (8ч.)

1

Техника безопасности.Дискретное представление информации

1







Презентация «Дискретное и аналоговое представление информации»




2

Способы представления данных в памяти компьютера

1











3

Двоичная арифметика

1







Презентация «Двоичная арифметика»




4

Кодовые таблицы

1












5

Способы представления графической информации

1







Презентация «Представление графической информации»




6

Способы создания анимационных изображений

1







Программа ЛОГО-миры




7

Представление звуковой информации

1







Презентация «Представление звука»




8

Обобщение материала по теме «Компьютерные технологии и представление информации» .Контрольный тест.

1







Тест по теме




Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (10ч.)

9

Текст, как информационный объект

1







Презентация «Тексты в памяти ПК»




10

Основные приемы преобразования текстов

1













11

Гипертекстовое представление информации

1







Презентация «Гипертекст»




12

Электронные таблицы

1






Программа Excel




13

Средства и технологии работы с таблицами

1







карточки




14

Основные способы представления математических зависимостей

1













15

Графические информационные объекты

1







Презентация «Графические объекты»




16

Средства и технологии работы с графикой

1













17

Техника безопасности.Работа в среде Adobe Photoshop 6.0

1







Программа Adobe Photoshop 6.0




18

Обобщение учебного материала по теме. Контрольный тест.

1







Тест по теме




Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (13 ч.)


19

Основные характеристики каналов связи

1













20

Возможности и преимущества сетевых технологий

1







Презентация «Виды компьютерных сетей»




21

Принципы работы в глобальной сети

1













22

Сервисные службы Интернета. Электронная почта.

1







Презентации «Сервисные службы Интернета. Электронная почта»




23

Телеконференции в сети

1












24

WWW и FTP

1






карточки




25

Поисковые информационные системы

1













26

Инструментальные средства создания веб-сайтов

1







Программа «Конструктор школьных сайтов»




27

Основные подходы к созданию сайта

1







карточки




28

Этапы создания сайта

1






презентация




29

Виды навигации

1












30

Основные элементы веб-ресурса

1






Презентация «Веб-ресурсы»




31

Веб-хостинг

1






Презентация «Веб-хостинг»




Основы социальной информатики (4ч.)

32

Информационная культура – основа информационной цивилизации

1







Презентация «Информационная культура»




33

Правовые и культурно-этические нормы

1













34

Обобщение учебного материала за курс 11 класса. Итоговый тест.

1







Итоговый тест





Учебно-методическая литература


  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.



  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Лабораторный практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.



  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.



  1. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 10-11кл.– М.: ВАКО, 2007.




  1. 6.. Единая коллекция ЦОР. http://schoolcollection.edu.ru




  1. 7.Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика». http://webpractice.cm.ru


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц








Смотрите также:
Рабочая учебная программа по информатике 11 класс
232.51kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «теория языка» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» по циклу опд. В3
265.97kb.
Рабочая учебная программа для студентов направления 032000 «Зарубежное регионоведение»
1364.64kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по
356.8kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
1. Рабочая учебная программа дисциплины
267.93kb.
Рабочая программа мазуриной Наталии Владимировны
215.67kb.
Академическая гимназия спбГУ
18.7kb.
Рабочая программа Учебная дисциплина Этология, экология, эволюция (спецкурс)
194.57kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Английский язык»
684.7kb.
Рабочая учебная программа дисциплины
618.29kb.
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10-11 класс
331.56kb.