Главная страница 1

Тема: Развитие животных с превращением и без превращения. (Слайд 1)

Цели урока: а) образовательные: дать обучающимся представление об индивидуальном развитии; добиться усвоения знаний о развитии животных с превращением и без превращения; сформировать понятие о метаморфозе, показать приспособительную роль его в жизни животного.

Б) развивающие: способствовать развитию у обучающихся логического мышления и творческих способностей через проблемные вопросы, сравнение, развивать умение работать с текстом учебника

в) воспитательные: формировать научное мировоззрение и познавательный интерес

Оборудование: мультимедиа, таблицы с изображением половой системы разных групп животных


  1. Актуализация: (Слайд 2)

1. Что такое размножение?

2. Какие способы размножения вам известны?


  1. Мотивация: (Слайд 3)

Для чего нужно изучать развитие организмов? Где можно применять эти знания?
Изучая особенности развития разных групп животных можно управлять их развитием, использовать эти знания для борьбы с вредителями. Изучение личинок и взрослых особей позволяет ученым узнать многие тайны природы и лучше разобраться в эволюции разных видов.


  1. Изучение новой темы: (Слайды 4,5)


Что такое развитие?

Необратимый, направленный процесс количественных и качественных изменений организмов с момента рождения до его смерти



Развитие

Прямое Непрямое

С метаморфозом Без метаморфоза
яйцо яйцо

личинка личинка

куколка имаго

имаго


    1. Чем отличаются личинки животных, развивающихся с превращением и без превращения?

(Слайд 6)
У животных, развивающихся без превращения личинки очень похожи на взрослых животных того же вида, отличаются лишь размерами. А у животных с превращением личинки абсолютно не похожи на взрослых не только внешне, но и покровами, строением органов питания, способами дыхания, передвижения, поведением, могут обитать в других средах обитания.


    1. Изучите жизненный цикл свиного цепня. (Слайды 7,8,9)


Ответьте на вопросы:


  1. Как можно заразиться свиным цепнем? (употребляя плохо проваренную свинину)

  2. Какие приспособления имеются у личинки (6 крючьев) и у червя (4 присоски и венчик с крючьями) для прикрепления?

3. Кто является постоянным (человек), а кто промежуточным хозяином (свинья)?

3. Развитие кольчатых червей (Слайд 10)


Большинство полихет – раздельнополые животные. Пиявки - гермафродиты, развитие прямое. Оплодотворение наружное. У полихет личинка – трохофора, которая активно плавает с помощью ресничек. Бесполое размножение осуществляется путем почкования и фрагментации

4. Изучите развитие моллюсков и ответьте на вопросы:

(Слайды 11,12,13)
1. Определите тип развития моллюсков. Развитие прямое или с превращением, личинка у низших — трохофора, у большинства остальных — личинка велигер. У двустворчатых – глохидии
2. Какое значение имеют моллюски?

Взрослые – фильтраторы воды.
3. Личинки моллюсков – паразиты. Какое значение имеет временный паразитизм?

Временный паразитизм выгоден для обеспечения питания и расселения медлительных моллюсков на далекие расстояния

5. Тип Членистоногие. Ответьте на вопросы:

(Слайд 14,15,16,17,18)
1. Вспомните, какой тип развития характерен для насекомых? (Непрямое развитие с полным и неполным метаморфозом)

2. Как называется личинка бабочек? (Гусеница)


6. Развитие позвоночных:

Земноводных (Слайд 19) Как называется личинка земноводных?

Пресмыкающихся (Слайд 20)

7. Ответьте на вопросы:
У каких животных развитие без превращения? (Слайд 21)

Ответ: у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих



Закрепление.
Дифференцированное задание.
I группа. Тест.


      1. Личинка бабочки называется: а) финна б) велигер в) головастик д) гусеница

      2. При развитии с неполным метаморфозом отсутствует стадия: а) яйца б) личинки в) куколки г) имаго

      3. Постоянным хозяином свиного цепня является: а) человек б) свинья в) корова г) овца

      4. Как называется личинка лягушки? а) финна б) велигер в) головастик д) гусеница

      5. Промежуточным хозяином свиного цепня является: а) человек б) свинья в) корова г) овца

II группа.


Установите соответствие между типом развития и названиями животных.


Название животных

Тип развития

А. клопы

Б. бабочки

В. пчела

Г. муха


Д. стрекоза

Е. богомол




1. Развитие с полным метаморфозом

2. Развитие с неполным метаморфозом



Ответ: А Б В Г Д Е




2

1

1

1

2

2

III группа

Ответьте на вопросы.


  1. В чем основные отличия развития с метаморфозом и без него? (без метаморфоза: личинки и взрослые похожи, 3 стадии; с метаморфозом: личинки не похожи строением органов питания, способами дыхания, поведением, способами передвижения, 4 стадии, появляется куколка)

  2. Какое научное значение имеет изучение личинок и взрослых особей разных видов?

(Ответ: их изучение позволяет ученым узнать многие тайны природы и лучше разобраться в эволюции разных видов)


3. В чем преимущество и недостаток метаморфоза? (Преимущество: личинки и взрослые особи питаются разной пищей, обитают в разных средах обитания, поэтому снижается пищевая конкуренция между личинками и взрослыми особями данного вида и способствует расселению животных. Недостаток: не всегда смогут найти промежуточного или постоянного хозяина)
Применение знаний в незнакомой ситуации.

Что изображено на рисунке? Что обозначено цифрами 1-4? (Слайды 25,26.)
Развитие майского жука. 1 – яйца, 2 – личинка, 3- куколка, 4 – имаго.

Определите тип развития майского жука. Непрямое развитие с полным метаморфозом.
Рефлексия:

На столе лежат разноцветные кружочки. Если вам урок понятен и сможете другим объяснять, выберите – красный кружочек, если вам тема ясна, но не можете объяснять другим, то – зеленый кружочек, если тему не поняли, то – желтый кружочек



Д/З. § 47. термины



Смотрите также:
Развитие животных с превращением и без превращения
51kb.
Зоопсихология и сравнительная психология
149.62kb.
«В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
44.27kb.
Развитие кораблестроения
23.19kb.
Радиоактивность, радиоактивный распад явление произвольного превращения атомного ядра в другое ядро или ядра. Радиоактивный распад сопровождается испусканием одной или нескольких частиц
99.07kb.
Предположим, что некоторая макросистема может находиться в различных состояниях, характеризуемых вектором с неотрицательными целочисленными компонентами
124.37kb.
Изучен цитологический состав костного мозга различных видов животных и установлены его количественные и качественные характеристики
28.78kb.
Ульяновский региональный сегмент сети для науки и высшей школы
25.7kb.
Альтруизм как врождённое свойство Г. В. Правоторов в рамках агрессивного поведения животных и человека, как мы убедились, «вмонтированы»
52.12kb.
Реферат по истории химии: «Развитие металлургии в XIV xviii вв.»
106.82kb.
Дефектная ведомость
62.41kb.
Доклад Рабочей группы по праву на развитие
264.72kb.