Главная страница 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Учет возрастных особенностей юношеского возраста в семейных отношениях»
Цель: познакомить родителей с индивидуально – психологическими особенностями и возрастными изменениями детей 15 – 17 лет; помочь выявить основные проблемы и трудности в воспитании, обсудить причины их возникновения.
Ход собрания:

Мотивационный этап

Мы очень рады, что сегодня здесь собрались люди, за плечами, которых огромный жизненный опыт, и не важно, каким он был, положительным или отрицательным, общая цель нашей встречи - это любовь и забота к нашим детям, внимание к их формирующейся личности. Мы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни.

Сегодня мы поговорим о самых уязвимых точках подросткового возраста, о трудностях, с которыми сталкиваются дети в период взросления.

Легко ли быть родителем? Многие вопросы и сложности возникают, оказывается, оттого, что мы не всегда знаем особенностей данного возраста.

Мы предлагаем открыть нашу встречу сценкой (перед вами учащиеся класса. Действующие лица: автор, отец, три сына)



Сценка

Автор:

За горами, за лесами, за широкими морями


Скажем к слову, например,
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына.
Старший был почти мужчина.
Был подростком средний брат,
Младший — был акселерат...
Выходят братья.
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.
В долгом времени аль вскоре
Приключилось им горе,
Вдруг старик наш заспешил —
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали отродясь не видали,
Коль совру: то я — не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает,
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж запевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-метал среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:

Отец:

Постой, дружок!


Для чего тебе, Данило,
Эта мускульная сила?
Всюду штанги, всюду гири –
Нету ходу по квартире,
Прекрати свои занятья.
На тебя же смотрят братья,

Автор:

И пока отец в сенях


Перед старшим распинался,
Средний к двери пробирался.
Да на грех впотьмах запнулся:
Бах с крыльца — и растянулся.
И отец ему тогда:

Отец:

Стой, Гаврило, подь сюда!


Кой же черт мне угодил
И я рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе ж в 15 лет .
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку.

Автор:

Рокер голову повесил.


В это время бодр и весел,
Весь в заклепках и цепях,
Младший сын возник в дверях...

Отец:

Что я вижу, свет-Ванюша!


Измотал мою ты душу-
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.

Автор:

А они лишь отвечали:



Данило:

Мы один совет слыхали:


Перестать да прекратить.
Что ты можешь предложить:
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться?

Автор:

Тут старик наморщил лоб.


Долго он в затылке скреб,
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ...

Психолог: В чем проблемность ситуации? (Обсуждение, ответы «отцов» и «детей»)

Психолог (обобщает): Отец не принимает как ценность увлечения детей музыкой, тяжелой атлетикой, техникой… Дети упрекают отца в том, что они с детских лет слышали: «перестать» и «прекратить», то есть отец никогда не пытался их понять. Проблема в отсутствии взаимопонимания «отцов» и «детей». «И эта проблема вечная», - так считает ученица 11 класса. Предлагаю заслушать фрагмент из ее сочинения.

«Сколько себя помню, у меня всегда возникали конфликты с родителями. Вроде бы и не вредная, а все равно маленькие ссоры имели место быть. Ну почему взрослые нас не понимают? Наверное, сказывается разница в возрасте, воспитание. Я хочу положить эту вещь так, мама — по-другому, я хочу пойти прогуляться, а маме нужно пообщаться, я не хочу делать уроки (по каким-то своим личным причинам) – мама ругает за безделье. Со стороны старших всегда возникают какие-то препятствия, запреты на пути к действиям, к проявлению энтузиазма. «Мне на дискотеку надо бежать, к друзьям», – говоришь ты маме, а она этого не понимает: там, по её мнению, вечный разврат, алкоголь и наркотики.

А ребенку бы танцы до упаду, да внимание со стороны противоположного пола. Ведь попадет туда он обязательно, обманом даже, но все уговоры повлекут за собой скандал. Зачем всё это нужно?

Родители хотят самоутвердиться в глазах своего чада, дать ему достойное воспитание, а ребенок вряд ли это поймет. Тут ещё переходный возраст навалился, гормоны бушуют, на лице прыщи. Везде – проблемы.

Старшее поколение постоянно критикует нашу молодежь: «Вот вы такие, сякие, ничего не умеете, лентяи. Вот мы в ваши годы...» Нет, чтобы поддержать, сказать ласковые слова, помочь. Лучше давить на психику, «забивать» своим авторитетом, а потом думать: «Что я такого сделал? Почему мой ребенок плохо учится? Почему ведет сибаритский образ жизни? Почему он стал наркоманом?» Потому что стержень ломается, ржавеет, и любимые люди становятся злейшими врагами. А нужно учиться уступать друг другу, учиться прощать. Ведь мы же люди, мы умеем говорить, значит нужно говорить вслух; часто из-за недомолвок возникает недопонимание.

Бесспорно, слушать советы старших нужно, у них большой жизненный опыт, но за тебя-то они жить не будут, у каждого своя голова на плечах. И сколько ни тверди, что нужно учиться на чужих ошибках, в итоге научишься, когда сам ошибешься. Со временем все пройдет: и печаль, и грусть; ты вырастешь, поймешь, что дороже мамы и папы никого нет. Вспомнишь, какой ты был проказник, сколько нервов им потрепал, а будет поздно, ничего уже нельзя изменить.

Поэтому думай о своих поступках (иногда не очень хороших), думай о близких тебе людях, заботься о них. Жизнь пролетит, как одна секунда, появятся свои дети, начнут устраивать тебе разные «приятности», а ты обзывать их максималистами и бездельниками. Вот тогда ты вспомнишь свою молодость и все свои проблемы, а, может, и не вспомнишь, доказывая своим детям, что ты идеальный, безгрешный и вообще — сам Бог. Кто знает, что будет там, в далеком будущем, но ты-то живешь сейчас, значит, по возможности, должен не совершать глупых ошибок в настоящем. И вообще, измени себя, свое поведение – и весь мир вокруг тебя изменится. Даже родители не будут казаться тебе жуткими консерваторами и «отстойными челами», а наоборот, самыми классными и добрейшими людьми».

Итак, вечная проблема – это непонимание двух поколений. Недопонимание между «отцами» и «детьми» было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Вспомните, в каких литературных произведениях этот конфликт проявляется особенно ярко?

Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся?

Обсуждение. Примерные ответы «детей»: «Родителям некогда понять проблемы детей, они сразу начинают «воспитывать», приказывать…» Примерные ответы «отцов»: «Дети не хотят понять, что родители устали на работе, что у них много проблем, и не догадываются помочь им, успокоить их…»

За каждым отрицательным поступком ребенка или увлечением стоит положительное намерение, поэтому для того, чтобы разобраться с каждым «плохим» поступком, необходимо, прежде всего, понять для чего ребенок это делает.

А Может быть в каждом негативном качестве необходимо найти положительное намерение:

Жестокость, агрессия - умение постоять за себя;

Ложь - умение хранить тайну, нежелание обидеть;

Упрямство – настойчивость, умение сказать нет, достичь цели.

Несдержанность – энергичность, умение выплеснуть энергию;

Лень - накопление энергии, отдых, отказ от завышенных потребностей;

Трусость – желание выглядеть достойно;

Грубость – освобождение от отрицательной энергии, разрядка;

Прогулы – умение находить время на более интересное занятие;

Обида – способность находить отдых от окружающих;

Клептомания – способность найти прежде, чем кто-то потерял;

Страх – способность избегать угрожающих ситуаций, объектов;

Основной этап. Мини – информация.

Психологическая характеристика юношеского возраста.

Если обратиться к отечественной теории психологии развития, то можно выделить следующее.

Взросление описывается как процесс смены стабильных и критических периодов; медленного, плавного, эволюционного течения развития и бурного, стремительного, революционного. Важно рассматривать возрастной кризис не как нечто негативное, мешающее спокойной жизни, а как необходимую движущую силу развития, проявляющуюся в несоответствии между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Еще Л.С. Выготский отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Основной критерий развития – центральное новообразование переходного возраста – социальное сознание, перенесенное во внутренний план. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание.

Социальная ситуация развития – исходный материал для всех динамических изменений. Л.И. Божович в ее структуре выделяет как внешние социальные условия – выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Центральное новообразование личности – рождение жизненной перспективы, а основная потребность – потребность в самоопределении.

Под ведущей деятельностью понимается реализация задач развития на определенном возрастном этапе. Д.Б. Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек «ищет себя» в избранной им профессиональной сфере. Причем, если в ранней юности наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то в более поздние сроки происходит развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений).

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, охватывает период с 13.5 по 18 лет. Следующий период – молодость – длится с 19 по 28 лет. В этих рамках располагается кризис юности, который может проходить в период с 17 по 21 год.

Кризис юности описывается как своеобразный «кризис рождения», знаменующий переход на иную, качественно новую ступень развития субъективности – переход от персонализации к индивидуализации, от осознания своего «я» – к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие – 18 лет.

Кроме того, мы отметили, что кризис юности – это еще и переход от юности к молодости; от утверждения и реализации самобытности своего «я» в среде сверстников – к становлению событийности (со-бытийности!) в самостоятельной жизни, рождению жизненной перспективы; от стадии освоения в социуме – к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь.

Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного «я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы… Понять свою самость – это прежде всего усмотреть ее идеальную, самоценную, очевидно осмысленную необходимость бытия. Таким образом, мы приходим к выводу об актуальной потребности молодежи в нравственном самоопределении, ориентации в системе жизненных целей и ценностей.

 Можно выделить следующие задачи развития в юношеском возрасте:

     1) Принятие своей внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и в повседневной жизни, а также понимать и учитывать свои телесные потребности.

     2) Усвоение мужской или женской роли: индивидуальный выбор структуры полового поведения и образа своей роли.

     3) Установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

     4) Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

     5) Подготовка к профессиональной карьере: обучение, направленное на овладение профессией.

     6) Подготовку к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей.

     7) Формирование социально ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоению политической и общественной ответственности гражданина.

     8) Построение системы ценностей, этических ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной структуры ценностей как руководства к деятельности.

Проблемы типичные для данного возрастного этапа, это, прежде всего, потребность стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни.

     1) Психофизиологические проблемы:  незавершенность физического развития по всем параметрам;  ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров;  неустойчивость эмоциональной сферы;  особенности высшей нервной деятельности;  высокий уровень ситуативной тревожности.

     2) Индивидуально-личностные проблемы:  задержка развития абстрактного мышления;  отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;  маленький объем оперативной памяти, неразвитость основных компонентов внимания;  нереалистичность воображения в сравнении с реальностью;  высокий уровень личностной тревожности;  чрезмерное преобладание первой или второй сигнальной системы;  несформированность волевой сферы.

     3) Личностные проблемы:  недостаточный уровень самостоятельности;  неадекватность самооценки и уровня притязаний;  несформированность мировоззрения, нравственных принципов;  отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений;  остаточный подростковый негативизм;  неудовлетворенность собой.

     4) Проблемы межличностных взаимоотношений (общение в семье; с друзьями, сверстниками; со взрослыми, руководством):  несформированность навыков общения;  неадекватное понимание отношений любви, дружбы;  деформированное понятие о справедливости, эгоизм;  критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;  неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета, уважения к ним;  неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;  демонстративность, оригинальничание;  юношеский максимализм.

     5) проблемы социальной адаптации:  смысл жизни, жизненные планы;  политическая активность, интерес к общественной жизни страны;  отношение к труду и реальные возможности в овладении профессией;  профессиональные интересы, мотивы выбора профессии;  совпадение учебных и профессиональных интересов;  чувство долга и стремление к социальному одобрению. 

Очевидно, что для осуществления возрастных задач и решения возникающих проблем необходимо опираться на стороны личности, сенситивные к воздействию таким образом, чтобы оно послужило движущей силой развития. Не стоит забывать, что любой возрастной кризис – это не только острое состояние неудовлетворенности, но и поисковая активность, направленная на выход из этого состояния. Задача помогающего взрослого – по меньшей мере, не мешать этим проявлениям самостоятельности, а по большому счету – предоставить как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути. Самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда человек становится игрушкой ролевых ожиданий социума или пассивным усвоителем социальных норм, конвенциональных чувств, мыслей, способов жизни того, что может стать как основой складывающейся личности, так и рамками, ограничивающими ее развитие.

Практическая часть

Психолог: Наши родители - любящие, заботливые, умные, трудолюбивые… Наши «дети» - умные, веселые, целеустремленные, модные… А мне кажется, вы недостаточно хорошо знаете друг друга. Не согласны? Проверим.

«Отцы» и «дети» работают по вопроснику «знаем ли мы друг друга». Каждый индивидуально. До 5 мин. Затем учитель приглашает озвучить ответы, попарно отвечают ребенок и родитель из одной семьи.




Знаем ли мы друг друга?

Вопросник для детей

1. Назови любимое воспитательное выражение твоих родителей ____________

_____________________________________

2. Любимый цвет мамы ________________

3. Любимый актер мамы _______________

4. Любимый певец мамы _______________

5. Любимое блюдо мамы _______________

6. Любимый вид спорта мамы ___________

7. Знаешь ли ты друзей родителей? ______

_____________________________________

8. Что твои родители ценят в людях? _____

_____________________________________




Знаем ли мы друг друга?

Вопросник для родителей

1. С какими ласковыми словами обращается

к вам ваш ребенок? _____________________

___________________________________­­­­­­___

2. Любимый цвет дочери (сына) ___________

3. Любимый актер дочери (сына) __________

4. Любимый певец дочери (сына) __________

5. Любимое блюдо дочери (сына) _________

6. Любимый вид спорта дочери (сына)______

_______________________________________

7. Знаете ли вы друзей своих детей? _______

_______________________________________

8. Что ваши дети ценят в людях больше всего? ________________________________


Психолог тактично подводит итог.

Психолог: Но даже если вы хорошо знаете, друг друга, в семье иногда все же случаются ссоры и конфликты. Как их избежать, что не нужно, а что нужно делать в этих ситуациях.

Уважаемые родители, дорогие ребята, давайте постараемся вместе разобраться в проблемных ситуациях, а для этого мы предлагаем обсудить в группах ситуационные задачи.



Ситуация 1

Ваш ребенок категорически отказывается встречать Новый год в кругу семьи, нарушая традицию. Как вы поступите?

Вы хотите встречать Новый год с друзьями, но при этом Вы нарушите традицию семьи. Как Вы поступите?

Ситуация 2

У Вашего ребенка появилась так называемая «компания», в которой за бессодержательным времяпровождением он проводит все время, и мнение друзей становится важнее мнения родителей. Что Вы предпримите?

У Вас появилась так называемая «компания», в которой за бессодержательным времяпровождением Вы проводите все время, и мнение друзей становится важнее мнения родителей. Это возможно?  

Ситуация 3

У Вашего ребенка должны быть карманные деньги? Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями, на что он их тратит? Каким образом?

 У Вас должны быть карманные деньги? Какова сумма? Должны ли Вы отчитываться перед родителями, на что он их тратите? Каким образом?



Ситуация 4

У каждого ребенка в доме должны быть свои обязанности в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток?

У Вас в доме должны быть свои обязанности в соответствии с Вашим возрастом. Что именно должны Вы делать?

Ситуация 5

Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок (троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы предпримете?

Вы солгали родителям по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок (троек) гораздо больше, чем ожидалось. Почему Вы так поступили?

Ситуация 6

Должна ли быть у ребенка своя зона дома?

Должна ли быть у Вас своя зона дома?

Мы выслушали оппонентов разных сторон.

Уважаемые папы и мамы!


Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

  2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей:

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

  3. Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

  4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

  5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

  6. Не забывайте слова И.В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

Упражнение «Панель»

Просим выйти и поучаствовать 6 родителей.

Каждый по очереди должен ответить на четыре вопроса.


  1. Почему хорошо быть родителем?

  2. Что трудного в том, чтобы быть родителем?

  3. Чтобы Вы не хотели услышать в свой адрес, как родитель?

  4. Какое качество Вам в себе нравится, как в родителе?

В заключение давайте попробуем составить правила для бесконфликтного поведения

Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.

Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений.

Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Выражайте неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит, есть причины.

Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Психолог: Я уверена, что в ваших семьях отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимопонимании, любви и уважении

Психолог подводит итог: Действительно, «у каждого времени свои песни», «каждое время рождает свою романтику». «Отцам» и «детям» нужно приложить немало усилий, чтобы научиться понимать и уважать друг друга.

Наша встреча подходит к концу, но я хочу предложить вам недописанный тезис.

Закончите эти предложения:


Детям

Закончи:

1. Я люблю, когда дома ________________

____________________________________

2. Мне нравится, когда родители _____________________________________

_____________________________________

3. Я не люблю, когда мама _____________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________

4. Я любил бы вас больше, если бы вы ___

_____________________________________

_____________________________________

5. Самое главное в семье _______________

_____________________________________


Родителям


Закончите:

1. Я люблю, когда дома __________________

_______________________________________

2. Мне нравится, когда сын (дочь) _________

_______________________________________

3. Я не люблю, когда сын (дочь) __________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________
4. Я любил бы своих детей еще больше ____

_______________________________________

_______________________________________

5. Самое главное в семье _________________

_______________________________________



Психолог: Пусть то, о чем вы сейчас услышали, поможет вам укрепить ваши взаимоотношения в семье.

Родители, помните: «Мудрое русское слово питомец однокоренное со словом питать. Питается ребенок не только хлебом насущным, но и духовной пищей».



А детям я бы хотела предложить слова М.Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».







Смотрите также:
Родительское собрание «Учет возрастных особенностей юношеского возраста в семейных отношениях» Цель
158.34kb.
Урок для родителей «Путешествие по Австралии»
57.76kb.
Гемодинамические показатели здоровых лиц юношеского возраста с различным типом вегетативной реактивности
36.4kb.
Урок дискуссия. Тема: «Добро и Зло»
104.03kb.
Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей
10.77kb.
«Исследование и учёт теплопотерь при строительстве жилья»
28.5kb.
Урока: «Соседи восточных славян»
92.71kb.
Рустамова М. С., Муминова Ш. Т., Истамова Г. Д., Атаджанов Т. В
72.52kb.
"динамо" из санкт-петербурга завтра проведет сразу два контрольных матча 6
170.07kb.
Лабораторная работа №3 туннельный эффект в вырожденном p-n переходе
196.97kb.
Конспект разработали: Воспитатели старшей группы гбдоу №70 Хурцидзе О. В., Ревякова Ю. В. Санкт-Петербург 2012
67.33kb.
Упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста
19.79kb.