Главная |
страница 1
Родникова И. Святое Евангелие для «волгинской» церкви. (О деятельности Симона Тодорского ). Среди предметов обширного собрания художественного серебра Псковского музея привлекает внимание оклад Евангелия московской печати 1753 года. На пластинке-среднике нижней доски гравирована надпись: «Помяни Господи преосвященного архиепископа Симона. Построено сие Евангелие из собственной келейной его преосвященства суммы в волгинскую церковь весу 2 фунта 55 золотников 1754 году». ДРАГОЦЕННЫЙ ОКЛАД В первичной карточке научного описания, сделанного в 1951 году известным специалистом в области русского среброделия М. М. Постниковой-Лосевой, указывается на русское происхождение оклада, а упомянутое в надписи имя архиепископа не связано с Псковом. Произведения драгоценной церковной утвари, так же как и иконы, составляют важную часть православного храма: они всегда почитались и относились к священным предметам. Создание драгоценной утвари издревле было неотъемлемой частью храмоздательской деятельности князей: русскими книжниками Х1-Х1П веков прославлялись «Православные князи и княгыни их иконы украшены, священныя сосуды..., еуангелиа утварьна...» Евангелие, находящееся в алтаре храма в центре престола, уподоблялось Иисусу Христу, «чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповедуется», поэтому книга заключалась в драгоценный оклад, различные части которого украшались лицевыми изображениями, раскрывающими символику святыни. Золото и серебро были образом божественных энергий, а сама красота убора служила «чувственной святыней, которая есть изображение святынь мысленных и путь, ведущий к ним». Наше Евангелие напечатано в середине XVIII века, и декор его оклада созвучен типу окладов того времени. Лицевую сторону, переплетенную в досках, оклеенных лиловым шелком, украшают пять серебряных чеканных дробниц; средник овальный, с изображением «Распятия», обрамленный венком, перевитым лентой, и растительным орнаментом, симметричные завитки которого вплетены в каркас из двух совмещенных прямоугольников, образующих крестовидную форму. В навершии средника - императорская корона. На четырех наугольниках изображены сидящие и пишущие Евангелисты и их символы, также заключенные в круглые венки с перевязью на фоне вьющихся стеблей с цветами: наверху - Матфей с ангелом, Марк со львом, внизу - Иоанн с орлом и Лука с тельцом. Нижняя доска украшена чеканными наугольниками с травным узором вокруг сердцевидных клейм и средником в виде ромба с фигурно вырезанными краями и прямоугольным клеймом, в котором начертана вкладная надпись. Инвентарные пометки на книге говорят о том, что до Отечественной войны она находилась в музее, поэтому поиски, связанные с расшифровкой надписи, логично начать с местных материалов. Если происхождение Евангелия связать с Псковом, то и упомянутого в надписи «преосвященного архиепископа», в чью память оно «построено», следует, наверно, искать здесь же. А это может быть только знаменитый своей ученостью лингвист, филолог-ориенталист, епископ Псковский и Нарвский Симон Тодорский (1701-1754). АРХИЕПИСКОП СИМОН Его жизнь была связана с Псковской епархией: здесь он занимал архиепископскую кафедру в течение девяти лет, с 1745 по 1754 год. Учился в Киевской академии (1718-1727) и недюжинными способностями заинтересовал Феофана Прокоповича, сподвижника Петра 1, эрудита и «ревнителя всякого просвещения» - с одной стороны, и инициатора реформы русской церкви в духе протестантской схоластики - с другой. Именно Прокопович способствовал тому, что Симон смог продолжить образование заграницей, в Германии, где в то время процветали богословские и словесные науки. Симон отправляется в Галльский университет, а затем заканчивает образование в Иене и возвращается в Киевскую академию уже преподавателем. Он владел, кроме немецкого, еврейским, греческим, латинским и рядом восточных языков (сирийским, халдейским, арийским), что сделало его впоследствии основателем библейской экзегетики (толкования Святого Писания) и священной филологии в России. Он мечтал о тихой жизни, о занятиях переводами, но в 1742 году срочно был призван ко двору, что коренным образом изменило его судьбу: Симон становится законоучителем наследника Петра III и его будущей супруги Екатерины, а также придворным проповедником, через год - членом Священного Синода и архимандритом Костромского и Ипатьевского монастыря, чуть позже - епископом Костромским и Галицким. В это время, правда, ненадолго были востребованы творческие возможности филолога-полиглота: его привлекли в числе других ученых для «свидетельствования» (исправления) новопечатаемой Библии. Но вскоре Синод отозвал Тодорского для исполнения прямых обязанностей при дворе, и желанная работа делалась урывками. Эта Библия, называемая еще Елизаветинской, вышла в свет в конце 1751 года в Москве, при жизни епископа, затем ее издания повторялись, и одно из них (громадный том, украшенный прекрасными гравюрами и заставками), к редактированию которого был причастен Симон, можно сейчас увидеть в библиотеке древлехранилища Псковского музея. Не прошло и пяти месяцев после посвящения Тодорского в епископа Костромского, как последовал указ Синода о перемещении его на Псковскую кафедру (кстати, с 1718 по 1725 год ее занимал столь чтимый им Феофан), во время пребывания на которой в 1748 году он был возведен в сан архиепископа. Он оставался в столице, а епархиальными делами распоряжался заочно. Заботами Симона в Пскове было усовершенствовано преподавание в семинарии. А в 1748 году после пожара отстроено и новое ее здание (часть сохранилась до наших дней). В 1752 году построена церковь на Псковском подворье в Петербурге, сильно обветшавшем современи его устроителя - Феофана Прокоповича, благоустроены некоторые псковские храмы, о чем свидетельствует документ: «Сей же преосвященный обновил и украсил исстари запустевшие в Довмантовой стене приписные к архиерейскому дому церкви Димитриевскую, Воскресенскую, Софийскую и Георгиевскую...» и далее текст, представляющий для нас особый интерес: «Тщанием и рачением Симона вновь была сделана и освящена им под Троицкой соборной церковью церковь Святой благоверной княгини Ольги». А во вкладной надписи говорится о «построении» Евангелия в «волгинскую» церковь. Припомнив одно широко распространенное общерусское языковое явление (сравните: вотчина, восемь, Вольга), можно утверждать, что речь идет об «Ольгинской» церкви. Ее поиски неизбежно приводят к Ольгинскому приделу Троицкого собора, поскольку никаких других храмов, посвященных Святой княгине Ольге, к этому времени в епархии не было. Позже, в почти чудом сохранившейся музейной инвентарной книге за 1937 год (все документы музея пропали в годы войны), нашлась запись о поступлении Евангелия в музей именно из Троицкого собора. Теперь становится очевидным, почему Евангелие в память архиепископа Симона было «построено» именно в Ольгинскую церковь - почтилась память ее строителя. Придел существовал до 1770 года, когда сильный пожар его уничтожил. Впоследствии на этом месте упоминается усыпальница псковских архиереев. Ольгинский придел был возобновлен лишь в середине XIX века в Благовещенском соборе. В 1750 году с разрешения императрицы он отправляется в отпуск в свою епархию и более не возвращается в Петербург из-за болезни. В Пскове Симон .смог заняться любимым делом: выписывает из-за границы книги, пополняя свою богатейшую библиотеку (около 800 томов) из редких книг и рукописей, собирается издать дневник своих странствий... 28 февраля 1754 года в Синоде слушается донесение Псковской Консистории о кончине архиепископа Симона. В тот же день сообщается, что «в келий, в подголовке, который имелся быть за печатью его Преосвященства, обнайдено червонцев иностранных и российских одинаких шесть сот, да двойных червонцев иностранных же десять монет, рублевых полтинных и полуполтинных сто девяносто пять рублей... Пожитки и книги убраны в едину комору». По указанию Синода из найденных «келейных» денег (то есть не личных, а предназначенных для содержания архиерейского дома и штата) 300 червонцев роздано при погребении. А часть оставшихся, по-видимому, и была использована на покупку Евангелия, на оплату работ по изготовлению оклада, что и отмечено вкладной надписью. Симон Тодорский был погребен 12 марта. В Пскове его помнили долго, благоговейно преклонялись перед его гробницей, веря в чудодейственную силу мощей преосвященного. И в надгробной надписи проявили искреннюю убежденность в его святости. Остался последний вопрос: где был исполнен оклад? Хотя оклад не лишен известной доли привлекательности - композиционной стройности и орнаментальной изобретательности, качество работы выдает мастера средней руки, скорей всего, провинциального: низкому, ровному рельефу не хватает свободы рисунка, четкости, тщательности проработки деталей, игры светотени, свойственной изделиям столичных мастеров. Принимая во внимание происхождение памятника, а также провинциальный оттенок исполнения оклада, можно указать Псков местом его создания. Этому не противоречит и отсутствие на окладе пробирного клейма, поскольку к середине XVIII века только в Москве и Петербурге пробирное дело было налаженным, а провинциальные города к тому времени не везде имели «пробовальные палатки», а ремесленников с трудом собирали в цехи. Вопрос о цехах в Пскове в XVIII веке сегодня остается открытым. Мы лишь констатируем факт отсутствия клейменных серебряных изделий псковской работы до середины XVIII века, когда впервые встречается имя пробирного мастера Дмитрия Серебреникова (1754 -1768 годы). Отсутствие пробирного клейма на окладе и упомянутая архаичность его убора заставляют искать мастера среди «архиерейских и монастырских людей», которые могли иметь льготу на «неклеймение» изделий по специальному указу. Очевидная скромность убранства оклада обусловлена сравнительно скудной суммой из «келейных» денег, и поэтому пришлось воспользоваться услугами «домашних», а значит, и более дешевых мастеров. В Пскове в то время работали Феодосии Парфеньев и Григорий Савельев из «архиерейского дома бобылей». Ровно через год после смерти Симона, 22 февраля 1755 года в архиерейском доме случился пожар, от которого погорели «архиерейские келлии с домовыми приборами и оставшиеся от преосвященного Симона книги на различных диалектах». Евангелие, находясь, видимо, в Ольгинском приделе, сохранилось. Дожила до наших дней и часть уникальной библиотеки архиепископа, которая была еще при его жизни или, скорее, после смерти передана в семинарию. Книги с каллиграфически изысканными пометками, сделанными рукой Тодорского, хранятся сейчас в Псковском музее. Симон Тодорский. Сканировано: edapskov Смотрите также:
Родникова И. Святое Евангелие для «волгинской» церкви. О деятельности
69.85kb.
Концепция деятельности православного общественного объединения ученых
181.71kb.
Нашей церкви – 1 год! Четвертого июня свою первую годовщину отпраздновала церковь «Краеугольный камень»
14.58kb.
"Уж лучше недруг, что умен " сказал по поводу неких деревенских глупцов Учитель, совершавший святое паломничество в Магадху
23.85kb.
История Грузинской Церкви в IV-XI веках
24.69kb.
История русской церкви
4140.8kb.
Документ 195. После пятидесятницы
386.68kb.
В «Янтарной часовни» рядом с Храмом Александра Невского
38.12kb.
Алтарь. Алтарный прируб восточная часть церкви, в плане прямоугольная или пятигранная, «круглая». Внутри алтарь отделен от помещения собственно церкви иконостасом
96kb.
Самоанализ деятельности гоувпо "игхту" в соответствии с критериями Конкурса на звание «вуз здорового образа жизни»
346kb.
В представленном проекте необходимость пересмотров, переводов богослужебных текстов обосновывается подобными изменениями на протяжении всей истории Русской Православной Церкви
23.93kb.
Священный синод русской православной церкви отдел по делам молодежи московского патриархата об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви
468.53kb.
|