Главная страница 1

Родникова И. Святое Евангелие для «волгинской» церкви.

(О деятельности Симона Тодорского ).
Среди предметов обширного собрания художественного серебра Псковского музея привлекает внимание оклад Евангелия московской печати 1753 года. На пластинке-среднике нижней доски гравирована надпись: «Помяни Господи преосвященного архиепископа Симона. Построено сие Евангелие из собственной келейной его преосвященства суммы в волгинскую церковь весу 2 фунта 55 золотников 1754 году».
ДРАГОЦЕННЫЙ ОКЛАД
В первичной карточке науч­ного описания, сделанного в 1951 году известным специалис­том в области

русского среброделия М. М. Постниковой-Лосе­вой, указывается на русское происхождение оклада, а упомя­нутое в надписи имя архиепис­копа не связано с Псковом.

Произведения драгоценной церковной утвари, так же как и иконы, составляют важную часть православного храма: они всегда почитались и относились к священным предметам. Созда­ние драгоценной утвари издрев­ле было неотъемлемой частью храмоздательской деятельности князей: русскими книжниками Х1-Х1П веков прославлялись «Православные князи и княгыни их иконы украшены, священныя сосуды..., еуангелиа утварьна...»

Евангелие, находящееся в ал­таре храма в центре престола, уподоблялось Иисусу Христу, «чтобы на него все взирали, особенно когда оно проповеду­ется», поэтому книга заключа­лась в драгоценный оклад, раз­личные части которого украша­лись лицевыми изображениями, раскрывающими символику святыни. Золото и серебро были образом божественных энергий, а сама красота убора служила «чувственной святыней, которая есть изображение святынь мыс­ленных и путь, ведущий к ним».

Наше Евангелие напечатано в середине XVIII века, и декор его оклада созвучен типу окладов того времени. Лицевую сторо­ну, переплетенную в досках, ок­леенных лиловым шелком, укра­шают пять серебряных чекан­ных дробниц; средник оваль­ный, с изображением «Распя­тия», обрамленный венком, пе­ревитым лентой, и раститель­ным орнаментом, симметрич­ные завитки которого вплетены в каркас из двух совмещенных прямоугольников, образующих крестовидную форму. В навершии средника - императорская корона. На четырех наугольни­ках изображены сидящие и пи­шущие Евангелисты и их симво­лы, также заключенные в круг­лые венки с перевязью на фоне вьющихся стеблей с цветами: на­верху - Матфей с ангелом, Марк со львом, внизу - Иоанн с орлом и Лука с тельцом. Ниж­няя доска украшена чеканными наугольниками с травным узо­ром вокруг сердцевидных клейм и средником в виде ромба с фи­гурно вырезанными краями и прямоугольным клеймом, в ко­тором начертана вкладная над­пись.

Инвентарные пометки на кни­ге говорят о том, что до Отече­ственной войны она находилась в музее, поэтому поиски, свя­занные с расшифровкой надпи­си, логично начать с местных материалов. Если происхожде­ние Евангелия связать с Пско­вом, то и упомянутого в надпи­си «преосвященного архиепис­копа», в чью память оно «пост­роено», следует, наверно, искать здесь же. А это может быть только знаменитый своей уче­ностью лингвист, филолог-ори­енталист, епископ Псковский и Нарвский Симон Тодорский (1701-1754).


АРХИЕПИСКОП СИМОН
Его жизнь была связана с Псковской епархией: здесь он за­нимал архиепископскую кафед­ру в течение девяти лет, с 1745 по 1754 год. Учился в Киевской академии (1718-1727) и недю­жинными способностями заин­тересовал Феофана Прокоповича, сподвижника Петра 1, эруди­та и «ревнителя всякого просве­щения» - с одной стороны, и инициатора реформы русской церкви в духе протестантской схоластики - с другой. Именно Прокопович способствовал тому, что Симон смог продол­жить образование заграницей, в Германии, где в то время про­цветали богословские и словес­ные науки. Симон отправляется в Галльский университет, а за­тем заканчивает образование в Иене и возвращается в Киевс­кую академию уже преподавате­лем. Он владел, кроме немецко­го, еврейским, греческим, ла­тинским и рядом восточных языков (сирийским, халдейским, арийским), что сделало его впоследствии основателем биб­лейской экзегетики (толкования Святого Писания) и священной филологии в России.

Он мечтал о тихой жизни, о за­нятиях переводами, но в 1742 году срочно был призван ко дво­ру, что коренным образом из­менило его судьбу: Симон ста­новится законоучителем наслед­ника Петра III и его будущей супруги Екатерины, а также придворным проповедником, через год - членом Священного Синода и архимандритом Кост­ромского и Ипатьевского мона­стыря, чуть позже - епископом Костромским и Галицким.

В это время, правда, ненадол­го были востребованы творчес­кие возможности филолога-по­лиглота: его привлекли в числе других ученых для «свидетельствования» (исправления) ново­печатаемой Библии. Но вскоре Синод отозвал Тодорского для исполнения прямых обязаннос­тей при дворе, и желанная рабо­та делалась урывками. Эта Биб­лия, называемая еще Елизаве­тинской, вышла в свет в конце 1751 года в Москве, при жизни епископа, затем ее издания по­вторялись, и одно из них (гро­мадный том, украшенный пре­красными гравюрами и застав­ками), к редактированию кото­рого был причастен Симон, можно сейчас увидеть в биб­лиотеке древлехранилища Псковского музея.

Не прошло и пяти месяцев после посвящения Тодорского в епископа Костромского, как пос­ледовал указ Синода о переме­щении его на Псковскую кафед­ру (кстати, с 1718 по 1725 год ее занимал столь чтимый им Фео­фан), во время пребывания на которой в 1748 году он был воз­веден в сан архиепископа. Он ос­тавался в столице, а епархиаль­ными делами распоряжался за­очно. Заботами Симона в Пско­ве было усовершенствовано преподавание в семинарии. А в 1748 году после пожара отстрое­но и новое ее здание (часть со­хранилась до наших дней). В 1752 году построена церковь на Псковском подворье в Петер­бурге, сильно обветшавшем современи его устроителя - Фео­фана Прокоповича, благоустро­ены некоторые псковские хра­мы, о чем свидетельствует доку­мент: «Сей же преосвященный обновил и украсил исстари за­пустевшие в Довмантовой стене приписные к архиерейскому дому церкви Димитриевскую, Воскресенскую, Софийскую и Георгиевскую...» и далее текст, представляющий для нас осо­бый интерес: «Тщанием и раче­нием Симона вновь была сдела­на и освящена им под Троицкой соборной церковью церковь Святой благоверной княгини Ольги».

А во вкладной надписи гово­рится о «построении» Евангелия в «волгинскую» церковь. При­помнив одно широко распрост­раненное общерусское языко­вое явление (сравните: вотчина, восемь, Вольга), можно утверж­дать, что речь идет об «Ольгинской» церкви. Ее поиски неиз­бежно приводят к Ольгинскому приделу Троицкого собора, по­скольку никаких других храмов,

посвященных Святой княгине Ольге, к этому времени в епар­хии не было. Позже, в почти чу­дом сохранившейся музейной инвентарной книге за 1937 год (все документы музея пропали в годы войны), нашлась запись о поступлении Евангелия в музей именно из Троицкого собора.

Теперь становится очевид­ным, почему Евангелие в па­мять архиепископа Симона было «построено» именно в Ольгинскую церковь - почтилась память ее строителя. При­дел существовал до 1770 года, когда сильный пожар его унич­тожил. Впоследствии на этом месте упоминается усыпальни­ца псковских архиереев. Ольгинский придел был возобновлен лишь в середине XIX века в Бла­говещенском соборе.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МАСТЕР
О чем еще поведала надпись? Вернемся к событиям после­дних лет жизни Симона.

В 1750 году с разрешения им­ператрицы он отправляется в от­пуск в свою епархию и более не возвращается в Петербург из-за болезни. В Пскове Симон .смог заняться любимым делом: вы­писывает из-за границы книги, пополняя свою богатейшую библиотеку (около 800 томов) из редких книг и рукописей, соби­рается издать дневник своих странствий...

28 февраля 1754 года в Синоде слушается донесение Псковской Консистории о кончине архи­епископа Симона. В тот же день сообщается, что «в келий, в под­головке, который имелся быть за печатью его Преосвященства, обнайдено червонцев иностран­ных и российских одинаких шесть сот, да двойных червонцев иностранных же десять монет, рублевых полтинных и полуполтинных сто девяносто пять руб­лей... Пожитки и книги убраны в едину комору».

По указанию Синода из най­денных «келейных» денег (то есть не личных, а предназначен­ных для содержания архиерейс­кого дома и штата) 300 червонцев роздано при погребении. А часть оставшихся, по-видимому, и была использована на покупку Евангелия, на оплату работ по изготовлению оклада, что и от­мечено вкладной надписью.

Симон Тодорский был погре­бен 12 марта. В Пскове его по­мнили долго, благоговейно пре­клонялись перед его гробницей, веря в чудодейственную силу мощей преосвященного. И в надгробной надписи проявили искреннюю убежденность в его святости.

Остался последний вопрос: где был исполнен оклад? Хотя оклад не лишен известной доли при­влекательности - композицион­ной стройности и орнаменталь­ной изобретательности, качество работы выдает мастера средней руки, скорей всего, провинци­ального: низкому, ровному ре­льефу не хватает свободы ри­сунка, четкости, тщательности проработки деталей, игры свето­тени, свойственной изделиям столичных мастеров.

Принимая во внимание происхождение памятника, а также провинциальный оттенок испол­нения оклада, можно указать Псков местом его создания.

Этому не противоречит и от­сутствие на окладе пробирного клейма, поскольку к середине XVIII века только в Москве и Пе­тербурге пробирное дело было налаженным, а провинциальные города к тому времени не везде имели «пробовальные палатки», а ремесленников с трудом соби­рали в цехи. Вопрос о цехах в Пскове в XVIII веке сегодня ос­тается открытым. Мы лишь кон­статируем факт отсутствия клей­менных серебряных изделий псковской работы до середины XVIII века, когда впервые встре­чается имя пробирного мастера Дмитрия Серебреникова (1754 -1768 годы). Отсутствие пробир­ного клейма на окладе и упомя­нутая архаичность его убора за­ставляют искать мастера среди «архиерейских и монастырских людей», которые могли иметь льготу на «неклеймение» изде­лий по специальному указу. Очевидная скромность убран­ства оклада обусловлена срав­нительно скудной суммой из «келейных» денег, и поэтому пришлось воспользоваться ус­лугами «домашних», а значит, и более дешевых мастеров. В Пскове в то время работали Фе­одосии Парфеньев и Григорий Савельев из «архиерейского дома бобылей».



Ровно через год после смерти Симона, 22 февраля 1755 года в архиерейском доме случился пожар, от которого погорели «архиерейские келлии с домо­выми приборами и оставшиеся от преосвященного Симона книги на различных диалектах». Евангелие, находясь, видимо, в Ольгинском приделе, сохрани­лось. Дожила до наших дней и часть уникальной библиотеки архиепископа, которая была еще при его жизни или, скорее, пос­ле смерти передана в семина­рию. Книги с каллиграфически изысканными пометками, сде­ланными рукой Тодорского, хра­нятся сейчас в Псковском музее.

Симон Тодорский.


Сканировано: edapskov



Смотрите также:
Родникова И. Святое Евангелие для «волгинской» церкви. О деятельности
69.85kb.
Концепция деятельности православного общественного объединения ученых
181.71kb.
Нашей церкви – 1 год! Четвертого июня свою первую годовщину отпраздновала церковь «Краеугольный камень»
14.58kb.
"Уж лучше недруг, что умен " сказал по поводу неких деревенских глупцов Учитель, совершавший святое паломничество в Магадху
23.85kb.
История Грузинской Церкви в IV-XI веках
24.69kb.
История русской церкви
4140.8kb.
Документ 195. После пятидесятницы
386.68kb.
В «Янтарной часовни» рядом с Храмом Александра Невского
38.12kb.
Алтарь. Алтарный прируб восточная часть церкви, в плане прямоугольная или пятигран­ная, «круглая». Внутри алтарь отделен от поме­щения собственно церкви иконостасом
96kb.
Самоанализ деятельности гоувпо "игхту" в соответствии с критериями Конкурса на звание «вуз здорового образа жизни»
346kb.
В представленном проекте необходимость пересмотров, переводов богослужебных текстов обосновывается подобными изменениями на протяжении всей истории Русской Православной Церкви
23.93kb.
Священный синод русской православной церкви отдел по делам молодежи московского патриархата об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви
468.53kb.