Главная страница 1

С.Ташболотова

Некоторые аспекты взаимовлияния хозяйств переселенцев и коренного населения во второй половине XIX– начале XX веков
Прежде чем приступить к характеристике коренных изменений, произошедших в крае, необходимо в первую очередь, подчеркнуть, что они изменили не только различные сферы хозяйственной, культурной жизни, но оказали влияние также на мировоззрение и в целом образ жизни коренного населения. Завоевание Туркестана, водворение в нем русского управления и мирное развитие края, продолжающиеся в течение нескольких десятков лет под владычеством России, не могли не способствовать некоторому сближению русских с туземцами и распространению среди них русской культуры. Продолжительное общение русских и туземцев, несмотря на резкую разницу в их языке, вере и мировоззрении, должно было оказать заметное влияние на местное население и внести в его обиход много нового, проникшего в Среднюю Азию с русской культурой.

Известно, что в последней четверти XIX – начале XX вв. ведущей отраслью хозяйства коренного населения Кыргызстана по-прежнему являлось кочевое скотоводство. Это было обусловлено следующими причинами. Во-первых, его развитию благоприятствовали соответствующие ему природно-климатические условия края: умеренный климат, богатые альпийские пастбища, горные урочища, а также сравнительно небольшая плотность населения.

Во-вторых, сохранение и развитие скотоводства было обусловлено и интересами Российской империи, преследовавшей цели держать кыргызов, другие кочевые народы Туркестана, на положении поставщиков животноводческого сырья для промышленных предприятий России.

В-третьих, для кыргызов, живших в горных и особенно высокогорных

Ташболотова С. – старший преподаватель Ошского государственного университета (ОшГу)

областях, ведение экстенсивного подвижного скотоводства было выгодно,так как оно основывалось на подножном корме и было связано с меньшими затратами труда.

В-четвертых, устойчивость форм ведения кочевого и полукочевого хозяйства, вплоть до Великой октябрьской революции, объясняется также и низким уровнем развития производительных сил, когда существовавшие в то время орудия производства не давали возможности заготавливать корм на зиму и жители были вынуждены использовать для круглогодичного содержания скота горные пастбища. Кроме этого живучесть кочевого скотоводческого хозяйства обуславливалось также и тем, что большая часть производимой скотоводческой продукции потреблялась самими кочевни ками-скотоводами.

Сохранение скотоводческого образа жизни соответствовало интересам родоправителей, которые стремились таким образом сохранить свою власть над сородичами.

Наконец, по нашему мнению, при тогдашнем уровне производительных сил, орудий труда, знаний и умений кочевых кыргызов, направленности их мировоззрения, считавших, что скот – главное мерило достатка, веса человека в обществе, вероятнее всего переход к новым формам хозяйствования был скорее всего невозможным. Для этого нужен был толчок извне, положительный пример людей другого образа жизни, который толкнул бы их на освоение других форм жизнедеятельности. Такой толчок был дан, как известно, русскими переселенцами. Но все же и в начале XIX века, в частности, на севере Кыргызстана позиции скотоводства в общем объеме хозяйственной деятельности кыргызов были велики.

Несколько ниже был удельный вес подвижного скотоводства в хозяйстве кыргызов, проживавших в равнинной части Ферганской области. Так, в Ошском, Маргеланском (Скобелевском) и Кокандском уездах полукочевники-скотоводы составляли 64,7% всего населения. Скотоводство давало им 62% дохода. Больше половины кыргызов Андижанского уезда также занимались полукочевым скотоводством. Несмотря на сравнительную развитость там земледельческого хозяйства, только 25% кыргызского населения этого уезда вели оседлый образ жизни1.

Кыргызские кочевники старались улучшить экстерьер, выносливость, жирномолочность и мясные качества животных. Так, известный специалист по коневодству в дореволюционном Туркестане В.Пьянковский, впервые организовавший конный завод в Кыргызстане, давал высокую оценку лошадям. Он указывал, что кыргызы Семиречья с незапамятных времен занимаясь коневодством, очень давно поняли, что важно не только количество, но и качество разводимых лошадей. «Киргизкая лошадь, от природы здоровая и выносливая, до сих пор не знает, что такое рахит, рорерь-хрупкое копыто, разного рода курбы, жабки и прочие пороки, присущие, к сожалению, некоторым видам культурных пород». Старший специалист по животноводству департамента земледелия, Л.Ф. Безвуглый писал, что скоту киргизов, в особенности, загородных волостей, должен быть признан по происхождению наиболее древним, составляющим как бы основу всего скота в уезде. Киргизские лошади подвижны, спокойны, крепки и выносливы и очень удобны для верховой езды. Выносливость их и приспособленность к лазанию по горам поразительны».2

Высокой оценки Л.Ф.Безвуглового заслужили также курдючные, грубошерстные, с большим процентом выхода мяса и кыргызские овцы. Он писал: « Мясо местной овцы вкусное, компактное, никогда не бывает салистым и без всякого запаха... Мы полагаем, что с проведением Семиреченской железной дороги здешняя курдючная порода овец, как мясная, займет выдающееся положение на рынках наших столиц».3

Русские крестьяне, переселившиеся в Кыргызстан, пригоняли с собой свои породы скота. Так, в 1907 году в Кыргызстан прибыли скотоводы из Ставропольской губернии и с Дона, которые пригнали с собой крупный рогатый скот красной калмыцкой породы и мериносовых овец, или другой пример: житель с. Михайловка (Таласская долина) Г.Левский примерно в 1910 году пригнал с Дона 600 мериносовых овец с целью создания крупного тонкорунного овцеводческого хозяйства. Он занимался воспроизводством этого стада в течение 4-5 лет и довел его численность до 3000 овец4.

Так началось смешение местных пород скота со скотом, пригнанным из России. Это была первая попытка улучшить местные породы скота. В основном же улучшение кыргызского скота производилось, хотя и примитивно, самими кочевниками путем подбора и отбора подходящих животных.

Однако с началом переселенческого движения русских крестьян в хозяйственной жизни кыргызов начинают происходить заметные сдвиги. Возникновение в крае русских поселков, общение с новоселами фактически привело к изменению образа жизни значительной части коренного населения. Так, все большая их часть начинает заниматься земледелием. Известно, что этим видом хозяйствования кыргызы занимались еще с давних времен, но до присоединения к России в экономической жизни коренного населения оно не имело существенного значения. Исключение составляли лишь единичные кыргызские кыштаки на юге.

Но уже во второй половине XIX в. – начале XX в. земледелие, в основном в результате влияния переселенческих хозяйств, а также проникновения в край товарно-денежных отношений, сравнительно быстро шло на подъем и стало играть более заметную роль в экономической жизни края. Но уровень его развития в различных районах был неодинаковым. У одной части кыргызского населения земледелие стало основным занятием и уже отделилось от скотоводства, у другой – находилось в стадии превращения в самостоятельную отрасль хозяйства, у третьей – продолжало носить подсобный характер. Так, в долинах и предгорьях Кыргызстана земледелие заняло ведущее место и серьезно конкурировало со скотоводством, постепенно его вытесняя. Но в горных и особенно высокогорных районах главной отраслью хозяйства все же было скотоводство, а земледелие носило здесь подсобный характер.

Необходимо отметить, что в начале земледелием занимались преимущественно беднейшие кыргызы, но по мере проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство Кыргызстана и разрушения натурального хозяйства роль земледелия и потребность в его продуктах стала повышаться. Теперь и более состоятельные люди, наряду с занятием животноводством, стали уделять внимание земледелию.

Так, характеризуя состояние хозяйства кочевников, военный губернатор Семиреченской области в своем отчете за 1904 год писал, что «кочевники начинают более серьезно относиться к земледельческим культурам и заметно стремятся отстаивать свое право на предоставление в их пользование и удобные для сего земли расширением площади посевов, устройством зимовок, разведением садов и т.п.». А в «Записках...» Георгия Гинса отмечалось, что «новая жизнь, новые владения заметно отражаются и на киргизах. Они все более привязываются к земледелию и все более изменяют свои привычки. Они учатся продавать продукты своего труда и покупать то, что раньше делали сами »5.

Дореволюционные источники указывают, что с приходом русских переселенцев «размеры земледелия у киргизов заметно увеличиваются».6 Это объяснялось такими причинами, как, во-первых, прекращением постоянных враждебных столкновений между родами, сопровождавшихся нападениями, уничтожением посевов и угоном скота, а во-вторых, тем, что скотоводство, ввиду малоскотности многих несостоятельных кочевников-кыргызов, не могло обеспечить их продуктами питания в достаточном количестве. В этих условиях положительный пример русских земледельцев, обеспечивавших себя продуктами питания, несомненно, убеждал бедных кыргызов в возможности заниматься земледелием.

Кыргызы выращивали в основном яровую и озимую пшеницу, ячмень, овес, просо, пшено и некоторые другие сельскохозяйственные культуры. Выращиванием зерновых занимались преимущественно жители, населявшие долины и предгорья. В некоторых долинах края, особенно в приферганских, коренное население выращивало и кукурузу7.

Под влиянием переселенцев многие кыргызы стали переходить на возделывание новых видов земледельческих культур. При этом необходимо указать на один немаловажный факт. В научной литературе, освещающей вопросы влияния русских переселенцев на изменение хозяйственной деятельности местного населения, однозначно указывается на одностороннее прогрессивное влияние русского примера в крае. Однако, анализ многих дореволюционных источников позволяет подвергнуть сомнению данный факт. Например, в трудах А.Иванова встречаются такие мысли: «к сожалению, надо отметить, что русские переселенцы в земледелии не могут служить примером для туземцев, потому, что культура оседлого среднеазиатца несравненно выше, чем на родине у переселенцев, коим приходится с самого прихода в край забывать старое, а заимствовать новое – орошение, садоводство, виноградничество, хлопок, рис, шелководство,баштаны. Искусственное лесоразведение, сеяние кормовых трав – всего этого они не видели у себя дома. Кроме того, у себя на родине: тесная и грязная изба, корова, проданная за недоимки, дети без молока, сами часто без хлеба, задолженность кулаку и кабатчику… С приходом туда –просторное, дешевое. Скоро строящееся в теплом климате помещение, роскошная природа, обилие плодов земных, при небольшом труде, и вокруг масса трезвого мусульманского населения, относительно зажиточного. В торговом и промышленном отношении туземцы уже берут иногда верх над нами, вытесняя наших торговцев и ремесленников. На туземном базаре в Ташкенте можно найти то же, что и в русских лавках, начиная от мебели по европейским рисункам до вышитых дамских юбок, но все дешевле»8.

Данный факт подтверждается также и материалами инженера путей сообщения В.А.Васильева: « Существует мнение, что русские принесли с собой в Семиречье умение обрабатывать неполивные «богарные» земли. Но, как показали исследования статистической партии Переселенческого управления, культура богарных земель существовала у киргиз задолго до прихода в край русских. Что действительно принесли с собой русские – это лучшие орудия обработки земли – железный плуг, железную борону, косилку, жнейку, молотилку, веялку. Ничего подобного местное население ранее не имело. Русские же, в свою очередь, заимствовали у туземцев травосеяние и именно посевы многолетней туркестанской люцерны »9.

Таким образом, на наш взгляд, необходимо говорить не об одностороннем влиянии русских переселенцев на формы хозяйственной деятельности кыргызов, а о взаимовлиянии. Русские переселенцы также учились у кыргызов ведению земледельческих работ, проводимых местным населением еще до прихода русских, особенностям орошения полей, применению технологических приемов, которые знали и использовали местные земледельцы.

Но, в свою очередь, опыт земледелия русских переселенцев, возделывание новых, ранее неизвестных сельскохозяйственных культур, также перенимался и использовался кыргызами.

Так, русские крестьяне обрабатывали землю плугами, для уборки сена пользовались косами, они возделывали лучшие сорта полевых культур (пшеницу кубанку, голый гималайский ячмень и др.) От русских переселенцев кыргызы усвоили, кроме пшеницы, культуру ржи, бахчевых и огородных растений. До прихода русских в кыргызском земледелии преобладало просо, а пшеница только начинала прививаться, но уже в последнее десятилетие XIX века посевы пшеницы стали преобладать.

Под влиянием переселенцев кыргызы стали использовать в земледелии более совершенные орудия труда. Если до присоединения к России они вспахивали землю при помощи буурсуна, то в конце XIX века он стал постепенно заменяться русским плугом. Уже к 1913 году у кыргызов Пржевальского уезда насчитывалось плугов 3114, борон с железными зубьями – 2469, с деревянными – 873210. В плуг впрягали большей частью лошадей, реже – волов.

У русских кыргызы переняли такие и более совершенные жатвенные орудия – русский серп и косу с граблями. Для сохранения снопов до молотьбы кыргызы усвоили русский способ укладки снопов крестом или кольцом.

Таким образом, переход от примитивного способа возделывания земель к более совершенному был осуществлен в результате применения кыргызами орудий, заимствованных у русских. «Железные плуги, даже двухлемешные, а также веялки, сенокосилки и жатки, вообще получили среди киргизов широкое распространение»11. Кроме этого, заимствованные у русских системы посевов, приемы очистки посевов от сорняков и др. также не могли не сказаться положительным образом на прогрессе кыргызского земледелия. С другой стороны и русские крестьяне, попав в новые для них условия, учились у кыргызов методам искусственного полива полей, выращиванию местных видов земледельческих культур.

Немало нового появилось и в развитии садоводства. На севере Кыргызстана в кыргызском хозяйстве садоводства почти не существовало. Это объяснялось кочевым образом жизни кыргызов. Так, П.П.Семенов-Тян-Шанский, путешествуя по берегам Иссык-Куля, видел единственный садик у манапа племени Бугу – Боромбая. «Это единственный опыт садоводства на Иссык-Куле, сделанный кочевым племенем, был бы в высшей степени интересен, если бы он привел к положительным результатам», – писал он. Он отмечал, что в саду Боромбая росли яблони, абрикосы, персики и виноград, хотя виноград не мог вызревать вследствие умеренности климата Иссык-Кульской котловины12. Между тем садоводству в этом районе благоприятствовали климатические условия и плодородные почвы.

На юге же, как свидетельствуют дореволюционные источники, садоводство было развито и до присоединения к России. Но с переселением русских крестьян садоводство стало распространяться в их селениях, что не могло не оказать влияния и на кыргызское хозяйство. В кыргызском хозяйстве сады разводились в основном в хозяйствах состоятельных людей.

На севере же Кыргызстана садоводство в основном начало развиваться в русских селениях. Чтобы разводить сады, переселенцы либо использовали молодые побеги дикорастущих деревьев, либо привозили их из других мест. Так, в 1870 году через перевал Сан-Таш лекарь Игнатовский привез из Верного несколько корней фруктовых деревьев и удачно их начал выращивать. Климатические и почвенные условия оказались вполне подходящими для культурного садоводства.

Примеру Игнатовского последовали и другие русские переселенцы, тем более, что этому способствовали, кроме местных условий, и действия местной администрации: во-первых, до 1887г. саженцы яблонь, груш, слив из Верненского казенного склада отпускались бесплатно, а во-вторых, администрация Семиреченской области (лично генерал Колпаковский) поощряла развитие садоводства, одаривая крестьян, разводивших сады, разными подарками и даже денежными вознаграждениями13.

Кроме этого в Пишпеке ученым садоводом Фетисовым был основан питомник фруктовых и декоративных деревьев, который полностью обеспечивал потребности населения Пишпекского и Иссык-Кульского уезда. Фетисов, выполняя задуманный им план распространения садоводства и озеленения двух вышеуказанных уездов, лично побывал в селах Иссык-Кульского уезда и давал советы, как правильно выращивать фруктовые деревья.

По примеру переселенцев садоводством стали заниматься и кыргызы. Например, Тилекматов из Пржевальского уезда в начале XX века имел более 10 га, а старший сын Шабдана Жантаева – 18 га фруктового сада. Они разводили сады и держали наемных работников с целью получения прибылей. Но все же в количественном отношении таких садоводов, особенно на севере Кыргызстана, из местного населения было немного. Так, в 1913г. в Пишпекском уезде 7537 и в Пржевальском уезде – 2203 кыргызских хозяйств имели фруктовые и другие насаждения14.

Состояние садоводства в кыргызских хозяйствах Северного Кыргызстана в 1913 году:


Насаждения

Количество деревьев в уездах, в корнях

Пржевальский

Пишпекский

Яблоня

13097

34264

Груша

571

2877

Урюк

19777

53662

Слива

1215

7471

Карагач

12059

135573

Тополь

98811

1284864

Тал.ива

1340590

8771730

Прочие

15996

54365

Из данных этой таблицы следует, что в кыргызских хозяйствах декоративных насаждений все же было больше, чем фруктовых. Это объясняется тем, что тополь, карагач, тал, ива широко использовались кыргызами в домашнем ремесле, в производстве для изготовления частей юрт, седел, посуды и т.д.



Таким образом, как свидетельствует источники, в результате переселенческого движения в хозяйственной жизни кыргызов произошли глубокие изменения. Это отразилось и в улучшении пород разводимого скота, появлении его новых видов, привезенных переселенцами, и т.д.

Другой особенностью исследуемого периода является расширение масштабов земледелия, которое объяснялось такими причинами, как, во-первых, прекращение межродовых враждебных столкновений, сопровождавшихся нападениями, а во-вторых, тем, что в виду обеднения части кыргызов, в частности, вследствие изъятия кыргызских земель для переселенцев, они были вынуждены перейти к земледелию, чтобы прокормить свои семьи. Немаловажное значение при этом имел также и положительный пример русских земледельцев, обеспечивавших себя продуктами питания, который, несомненно, убеждал бедных кыргызов в возможности заниматься земледелием.


ПРИМЕЧАНИЯ:



1 Усенбаев К. Общественно-экономические отношения киргизов (вторая половина XIX– XXвв.). – Фрунзе, 1980. – С .60


2 Джунушев К. Развитие товарно-денежных отношений в дореволюционной Киргизии., – Фрунзе, 1965. – С.11.

3Там же. – С.11–12.

4Там же. – С. 23.

5Айтмамбетов Д. Культура киргизского народа во второй половине XIX – и начале XX века. – Фрунзе, 1967. – С. 27.

6Обзор Семиреченской области за 1881 год. – Верный, 1882. – С. 4.

7Усенбаев К. У. Указ. работа. – С. 67.

8Иванов А. Одна из наших окраин//Русский вестник. – 1889. – Т. 205. – С. 179.

9Васильев В. А. Семиреченская область как колония и роль в ней Чуйской долине. – Петроград, 1915. – С. 75.

10Айтбаев М. Т. Указ. работа. – С. 37.

11Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенный по высочайшему сенатором гофмейстером графом К. К. Паленом. Переселенческое дело в Туркестане. – СПб, 1910. – С. 339.

12Айтбаев М. Т. Указ. работа. – С. 69.

13Пален К. К. Переселенческое дело в Туркестане. – СПб, 1910. – С. 150.

14Джунушев К. Указ. работа. – С. 57.






Смотрите также:
С. Ташболотова Некоторые аспекты взаимовлияния хозяйств переселенцев и коренного населения во второй половине xix– начале XX веков
130.62kb.
Контрольная работа по дисциплине: Отечественная история Тема: Внешняя политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX начале XX вв
123.04kb.
Мусаев ислам Лечаевич Торгово-экономические и культурные связи народов Чечни и Дагестана во второй половине xix– начале XX в
318.09kb.
Россия во второй половине XIX в
46.41kb.
Война в мировоззрении русского населения и «человека с ружьем» второй половины XIX – начала XX вв.
381.6kb.
2013 г. I. Чудотворный обруч в часовне Иоанна-Предтечи
62.39kb.
Организационные и методологические положения по обследованию бюджетов домашних хозяйств выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств
152.29kb.
Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989
50.32kb.
"Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии"
139.49kb.
"Российское государство и право в конце XIX начале XX вв."
18.55kb.
Духовная культура русского населения Сибири
459.19kb.
Енисейской губернии рубежа XIX-XX веков
36.44kb.