Шрифт – это набор символов алфавита, характеризующихся одинаковыми:
характером рисунка
формой (прямой, наклонный, курсив)
насыщенностью (светлый, полужирный, жирный)
размером в пунктах.
Шрифт предназначен для восприятия информации людьми и устройствами.
Например, полужирный шрифт Garamond размером 18 пунктов.
Различают шрифты
с засечками - Times New Roman
рубленые - Verdana
декоративные - Monotype Corsiva
каллиграфические - Mistral
В информатике различают
матричные
векторные шрифты.
Матричный шрифт
Матричный шрифт - шрифт, основанный на представлении символов (алфавита) в виде растровых изображений стандартного размера. Матричные шрифты ограничены максимальным размером.
Векторный шрифт
Векторный шрифт - шрифт, основанный на представлении символов (алфавита) в виде множеством кривых. Векторные шрифты создаются путем масштабирования исходного контура шрифта и могут иметь произвольные размеры.
Встроенный шрифт
Встроенный шрифт - шрифт для принтера, хранящийся в постоянной памяти принтера. Встроенный шрифт готов к немедленному использованию.
Загружаемый шрифт
Загружаемый шрифт - шрифт для принтера, загружаемый через оперативную память компьютера. Загрузочные шрифты подразделяются на:
- матричные шрифты
- шрифты TrueType, основанные на математическом описании каждого символа и вычислении конкретной конфигурации при каждом исполнении.
Размер шрифта по-другому называется Кегль.
Кегль - условный размер шрифта – это расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями,
то есть расстояние от нижней части самой низкой части строчной буквы р или у до верхнего края самой высокой заглавной буквы Р или У.
Измеряется в пунктах:
1 пункт = дюйма ≈ ≈0,035 см ≈ 0.35 мм.
На следующей иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры:
Существуют специфические наименования для отдельных кеглей,
«унаследованные из прошлого»:
бриллиант (3 пункта)
диамант (4 пункта)
перл (5 пунктов)
нонпарель (6 пунктов)
миньон (7 пунктов)
петит (8 пунктов)
боргес (9 пунктов)
корпус (10 пунктов)
цицеро (12 пунктов)
миттель (14 пунктов)
терция (16 пунктов)
текст (20 пунктов).
ГРУППЫ ШРИФТОВ
Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания:
нормальное (plain)
курсивное (italic)
жирное (bold)
жирное курсивное (bold italic).
Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.
Гарнитура шрифта - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.
Шрифты создаются художниками в соответствии:
- с образным замыслом;
- с требованиями единства стиля и графической композиции;
- с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.
В одной и той же гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием и насыщенностью.
Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:
Times Plain
Times Italic Times Bold Times Bold Italic
Конечно, это далеко не все возможные начертания, однако эти начертания обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Кроме них можно назвать такие широко распространенные начертания, как: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed). Существует и множество других, для которых иногда даже нет общепринятого наименования.
ПРОПОРЦИИ ШРИФТА
В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть сжатым (condenced), нормальным (normal) и широким (expanded). Реализация сжатого шрифта некоторой гарнитуры как отдельной разновидности в DTP-системах скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве сжатые шрифты получаются средствами самой DTP-системы - путем пропорциональной деформации. Причем такая деформация может представлять собой не обязательно сжатие - строятся и растянутые начертания.
ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ ЭФФЕКТЫ
Одной из интересных возможностей оформления любых шрифтов является построение контурных литер (Outline-эффект). В DTP-системах реализована также возможность создания теневого (Shadow) эффекта для любых шрифтов.
Эти и многие другие эффекты реализуются компьютером путем модификации стандартных шрифтов по определенным алгоритмам.
Среди других, часто используемых оформительских операций, можно назвать следующие: подчеркивание и двойное подчеркивание, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и разнообразные их комбинации.
ЕМКОСТЬ И НАСЫЩЕННОСТЬ ШРИФТА
Каждый шрифт имеет свой общий тон или насыщенность - чисто визульный параметр, который характеризует, как будет выглядеть конкретный шрифт на странице. Он может быть светлым или темным. Насыщенность меняется в зависимости от вида шрифта и начертания, равномерности расположения текста.
Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков.
Классификация шрифтов
ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
В зависимости от области применения различают текстовые шрифты, выделительные, титульные и акцидентные (декоративные). Кроме этого, можно выделить группу шрифтов, предназначенных для набора специальных знаков.
ИСТОРИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Гуманистическая антиква
Гуманистическая антиква появилась в XV веке в Италии как альтернатива готическому письму, которое, по мнению мастеров Возрождения, имело слишком много недостатков. Своей целью они поставили разработку такого метода письма, который мог бы легко воспроизводиться и был бы простным, лаконичным и легкочитаемым. Гуманистическая антиква по начертанию ближе всего приближается к наиболее старым (римским капитальным) шрифтам. Разработкой антиквы в разное время занимались такие мастера, как Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и др. Наиболее заметным представителем этой группы является шрифт Гарамонд (Garamond).
Переходная антиква
Относящаяся к стилю барокко, переходная антиква отличается большей изящностью, немного большим контрастом штрихов и более сложной формой засечек. Примером современного шрифта этой группы можно считать Палатино (Palatino).
Новая антиква
Эта группа шрифтов сформировалась в эпоху классицизма. Шрифты, основанные на рисунке новой антиквы, имеют очень высокий контраст и длинные тонкие засечки, которые соединяются со штрихами под прямым углом или с легким скруглением. Наиболее характерным примером можно назвать шрифт Бодони (Bodoni).
Брусковые шрифты
В этих шрифтах отсутствует видимый контраст между штрихами. Засечки имеют форму бруска, толщина которого совпадает с толщиной основных штрихов, и соединяются со штрихами под прямым углом. Наиболее распространенным шрифтом этой группы можно назвать Курьер (Courier).
Кларедон
Это вариант брускового шрифта, который можно выделить в отдельную группу. Шрифты этой группы имеют небольшой контраст штрихов и более тонкие брусковые засечки, плавно соединяющиеся со штрихами. В качестве примера таких штрихов можно назвать Century Schoolbook.
Рубленые шрифты
Возникшие в XX веке шрифты типа гротеск (позже - рубленые шрифты) получили очень широкое распространение. Лаконичность (они не имеют контраста и засечек) вместе с большой художественной выразительностью обеспечивают широкое применение рубленых шрифтов. Наиболее распространенными можно назвать Гельветику (Helvetica), Футуру (Futura).
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОГРАФСКИХ ШРИФТОВ ПО ГОСТу
Группа рубленных шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рубленная, Древняя, Плакатная, Букварная.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
КЛАССИФИКАЦИЯ MS WINDOWS
Roman
Определяет шрифты с засечками, например Таймс или Бодони
Swiss
Определяет рубленные шрифты, имеющие переменную толщину штрихов, например Гельветика или Футура
Modern
Определяет шрифты, имеющие постоянную толщину штрихов, и все моноширные шрифты, например Курьер
Script
Определяет шрифты, имитирующие рукописные, например Декор
Decorative
Определяет декоративные шрифты, например готические
Dont know
Определяет общий тип шрифтов, используется в том случае, когда информация о шрифте недоступна
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ IBM CLASSIFICATION
Примечание: Приводится без ссылки на подклассы. ИК - историческая классификация.
Oldstyle Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII вв., с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (гуманистическая антиква по ИК).
Transitional Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XVIII-XIX вв., с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (переходная антиква по ИК).
Modern Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX в., с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (новая антиква по ИК).
Clarendon Serifs
Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs, со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (группа кларендон).
Slab Serifs
Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (группа брусковых шрифтов).
Freeform Serifs
Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации.
Sans Serifs
Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (рубленные шрифты).
Ornamentals
Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков.
Scripts
Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.
Symbolic
Не зависящие от дизайна шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.
No classification
Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка.