Главная |
страница 1страница 2страница 3
Интеллектуальное научение - научение, предметом отражения и усвоения которого являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности. Интеллектуальные возможности - мыслительные способности; см. Интеллект, Интеллектуальный. Интеллектуальный - духовный, умственый, разумный (противопол. - вещественый, плотской, телесный, чувственный). Интервью - определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные. Интерпретационно-описательный метод - метод, при котором субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Интерпсихический - межличностный, происходящий в психике нескольких субъектов, при взаимодействии психик. Интроверсия - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно "обращенность внутрь". Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного, объективной реальности. Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы "непосредственном" восприятии его феноменов и законов. Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения - как результат "непосредственного усмотрения". Инфантилизм (от лат. infantilis - младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Категория - 1) (науч.) высшее родовое понятие, обозначающее какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предметов или их признаков. 2) разряд однородных предметов или лиц (книжн.) 3) один из разрядов, на которые делятся гражданской властью граждане с точки зрения их прав, обязанностей, повинностей (офиц.). Каузальная гипотеза - включает содержательную интерпретацию взаимосвязи между независимой и зависимой переменными (при определенном уровне дополнительных переменных), формируется как высказывание. Квазиэксперимент - эксперимент с ограниченными формами контроля условий независимой переменной. Кибернетика (от греч. kybernetike - искусство управления) - наука об управлении, связи и переработке информации. Классно-урочная система - организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Когнитивный (от лат. слова cognitio - знание, познание) - познаваемый, соответствующий познанию. Кожно-гальваническая реакция (КГР) - показатель электропроводимости кожи. Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллективизм - (как свойство личности) выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. Коммуникативная активность - см. Коммуникация. Коммуникативные (качества) - способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. Коммуникативные способности - проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия. Коммуникативный - способный, склонный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их, общительный. Коммуникация (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже - при помощи других знаковых систем). Компенсация - развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушений. Конкретное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Консерватизм (франц. conservatism, от лат. conservo - охраняю, сохраняю) - совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития. Контекстное обучение - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К о. разработана в развитие деятельностного подхода к наследованию социального опыта (А.А. Вербицкий). Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности учения, однако остается открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста. Основное противоречие профессионального обучения и состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной - учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в К.о., представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Контент-анализ - метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Контркультура - см. Культура. Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Конформность - (психол.) усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной группы. Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Коррекция - доформирование отсутствующих психических функций, а также устранение отставания, отклонений от развития, нарушений, дефектов (первичных, вторичных и т.д.). Корреляция - соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий; статистическая мера связи, равная ковариации стандартизованных переменных. Коэффициент умственного развития - обозначаемое символом IQ отношение так называемого умственного возраста (УВ) к истинному возрасту (ИВ) (IQ=УВ/ИВ х 100%). Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Критериально-ориентированный тест - тип тестов, предназначенный для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Лабораторный эксперимент - эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние. Латентный период (скрытый период) - 1) в физиологии - время от момента воздействия какого-либо раздражителя на организм до появления ответной реакции; 2) в медицине - период скрытого протекания болезни. Лингвистика - наука о языке. Лингвистический - см. Лингвистика. Личность - 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. Логика (греч. logike) - наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней - классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Все эти теории объединяет стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям; каталогизация осуществляется, как правило, в рамках логических исчислений. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и др. См. также Математическая логика. Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод "продольных срезов") складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам "поперечных срезов"). Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития (см. Развитие психики) и установления генетических связей между его фазами. Лонгитюдный - см. Лонгитюдное исследование. Манипуляция (от лат. manipulatio - пригоршня, горсточка, ручной прием) - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень сноровки и мастерства при его проведении. Материализованная форма действия - см. Материальное действие. Материальное действие - действие с конкретными предметами или материальной моделью объекта, схемой, чертежом и т.п. Межличностное взаимодействие - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностное отношение - см. Межличностное взаимодействие. Менталитет (от позднелат. mentalis - умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Менторский - наставительный тон с сознанием превосходства, свысока. Метаморфоз (от греч. metamorphosis - превращение) - 1) у животных - глубокие преобразования строения организма в ходе превращения личинки во взрослую особь (например, у насекомых, земноводных, некоторых рыб); 2) у растений - преобразования основных органов (корня, стебля, листа, цветка) в процессе развития (например, корнеплоды моркови, свеклы - результат метаморфозы корня, колючки кактуса - видоизмененные листья). Метафизика (от греч. meta ta physika - после физики) - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до нашей эры) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности. Методика - технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика парных сравнений (ПС) - см. Сравнение. Методика ранжирования суждений (РС) - см. Суждение. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский). Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому-нибудь, вызванная этими чувствами. Мимика (от греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре - важный элемент актерского искусства. Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззренческая ориентировка - см. Мировоззрение. Мировоззренческий способ ориентировки - см. Мировоззрение. Мироощущение - отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках. Мнемический - см. Мнемоника, мнемотехника. Мнемоника, мнемотехника - совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов. Модель (франц. modele, от лат. modulus - мера, образец) - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя". Мораль (от лат. moralis - нравственный) - 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой; 2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.). Моральные мотивы - см. Мораль. Морфологические свойства - см. Морфология. Морфология (от греч. morphe - форма и logos - учение) - (биолог.) наука о форме и строении организмов. Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотив достижения - (от франц. motif - побудительная причина) - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Мотив поведения - см. Мотив. Мотив стремления к успеху - см. Мотивация достижения успеха. Мотив учения - направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивационная установка - см. Мотивация. Мотивационный комплекс - см. Мотивация. Мотивационный уровень - см. Мотивация. Мотивация - совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок. Мотивация достижения успеха - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиться успехов и избегать неудач. Мотивация избегания неудачи - см. Мотивация. Мотивация личности - см. Мотивация. Мотивация на успех - см. Мотивация достижения успеха. Мотивация учения - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Моторный - двигательный, приводящий в движение. Мыслительная деятельность - см. Мышление. Мыслительные способности - см. Мышление. Мысль - основная единица, "молекула" мышления; в мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Мышление логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Наглядно-образное мышление - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. Наглядность - 1) свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения. Надежность - устойчивость данных при повторных измерениях переменной, т.е. воспроизводимость результатов измерения переменных. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением. Наука - в целом под наукой понимается сфера деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира - научная картина мира, и способов взаимодействия с миром - научно обоснованная практика. Научение - это процесс и результат приобретения индивидуального опыта; 1) приобретение индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков. Осуществляется чаще путем упражнения, запечатления, ассоциирования, иногда - в сознательной деятельности. Учение отличается от научения выраженными мотивами и целями самого субъекта, возможностью выбора им способов действия; 2) обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Научные знания - систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано на опытных, эмпирических и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития. Нация (от латинского natio - племя, народ) - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера. В современной литературе ряд ученых связывает нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие предлагают рассматривать нацию как общность по принадлежности к определенному государству. Неадекватный - см. Адекватный. Невербальный - см. Вербальный. Невротизм - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Н. не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Н. измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников. Невротик - см. Невротизм. Независимая переменная - экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная, другими словами, функционально контролируемая переменная, представленная на двух или более уровнях (качественных или количественных). Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Нетривиальный - оригинальный, свежий. Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концептами; отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан П. Абеляром). Ноосфера (от греч. noos - разум и сфера) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие "Ноосфера" введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. Нравоучение - поучение, внушение нравственных правил. Нравственное воспитание - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Нравственное развитие - осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Нравственные знания - знания нравственных принципов и норм поведения. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщенность - степень выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных. Образ жизни - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Образовательный процесс - организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Обучаемость - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. Обучение - в широком смысле - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле, - совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний. Обученность - результат прошлого опыта и, с другой стороны, - цель предстоящего обучения. Общая психология - теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия. Общедидактические принципы - см. Принципы обучения. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Объект науки - та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Объект усвоения - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Объснительно-иллюстративное обучение - см. Традиционное обучение. Одаренность - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина "О." указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, диффернциально-психологического и социально-психологического. Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Олигофрения - врожденное слабоумие, недоразвитость психических функций вследствие нарушений внутриутробного развития плода. Олигофрен - см. Олигофрения. Онтогенез (от греч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача детской психологии (см. Возрастная психология). С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым). ООД - см. Ориентировочная основа действий. Операция - законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Операция мышления - см. Мышление. Опыт - общественно-выработанные способы осуществления основных видов деятельности человека - труд, познание (в т.ч. и учение), общение, игра, саморазвитие, а также эталоны межличностных отношений и нравственных ценностей. Ориентировочная основа действий (ООД) - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Осмысление - см. Осмыслить. Осознание - см. Осознать. Осознать - полностью довести до своего сознания, понять. Осознанность (осознанный) - см. Осознать. Осмыслить - открыть смысл, значение чего-либо, понять. Оценка - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действия. Ощущение - простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Пайдеяполис (от греч. paidea - наука о воспитании) - "город образования". Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Пантомимика - внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных (см. Эмоции), проявляющиеся в мимике, пантомимике и "вокальной мимике" - динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. Парадигма (от греч. paradeigma пример, образец) - (филос., социол.) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Патопсихология (от греч. pathos - страдание, болезнь) - отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Пафос (от греческого pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) - в античной эстетике страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос обычно противопоставляется этосу. Педагогика - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развития личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Педагогическая психология - наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Педагогические технологии - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обученяи и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогический процесс - направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Педологический анализ - см. Педология. Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Педоцентризм (от греч. pais, paidos - дитя и лат. centrum - центр) - принцип ряда педагогических систем (Ж.Ж. Руссо, свободного воспитания и др.), требующий организации обучения и воспитания без опоры на учебные планы и программы, а лишь на основе непосредственных побуждений ребенка. Педоцентрическая концепция - см. Педоцентризм. Первая и вторая сигнальная системы (от лат. signum - знак и греч. systema - целое, соединение) - первая и вторая С.с. (1-я С.с., 2-я С.с.) - способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я С.с.), либо представленных в знаковой системе языка (2-я С.с.). Переменная - любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале. Перманентный (франц. permanent, от латинского permaneo - остаюсь, продолжаюсь) - непрерывно продолжающийся, постоянный. Перцептивное действие - действие в плане восприятия. Перцептивно-рефлексивные способности - образуют органический комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивания своего психического состояния, а также осуществления разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося. Перцептивно-рефлексивный - см. Перцептивно-рефлексивные способности. Перцептивный (от лат. perceptio - восприятие) - психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств. Планирование эксперимента - организация проведения эксперимента в соответствии с безупречным образцом. Формальное планирование включает выбор экспериментальной схемы, или плана варьирования условий независимой переменной (НП), и определение величины минимального эффекта ожидаемого результата действия НП. План сбора данных является одновременно планом, в соответствии с которым измеряется ЗП. Побуждение - желание или намерение сделать что-то. Поведение - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Подражание - копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. Позитивизм - (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) - философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел термин). Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины XIX в.). Современная форма позитивизма - неопозитивизм. Познавательный мотив - преобладание у школьника в ходе учения направленности на содержание учебного предмета. Познание - воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Полидисциплинарный - (букв.) многодисциплинарный. Понимание - мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Попустительствовать - не противодействовать чему-нибудь плохому, противозаконному; потворствовать. Постулат - предпосылка, допущение; положение, не отличающееся очевидностью, но все же принимаемое в данной науке за исходное без доказательств. Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Потребность - 1) внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности; 2) (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения Потребностей выступает как целенаправленная деятельность, Потребности являются источником активности личности. Если в Потребностях деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем Потребность, составляющая ее сущность. Воспитание Потребностей является одной из центральных задач формирования личности. Поэтапная интериоризация - см. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Поэтапное формирование умственных действий - см. Теория поэтапного формирования умственных действий. Прагматизм (от греч. pragma, pragmatos - дело, действие) - философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - всего лишь инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практичная полезность. Возник в 70-х гг. XIX в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс и Дж. Дьюи. Предвзятость (предвзятый) - о мысли, суждении: сложившийся заранее и обычно основанный на предубеждении. Предмет науки - та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен. Предметные действия - действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира; они складываются из определенных движений. Представление - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Преподавание - деятельность учителя, направленная на организацию деятельности учения школьников. Привычка - автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Принцип - руководящая идея, основное правило поведения. Принцип дидактики - см. Дидактические принципы. Принцип доступности - содержание и способы взаимодействия в педагогическом процессе должны быть понятными и посильными для учащихся. Принцип научности - требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала т.з. их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок. Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Принцип сознательности - сознательное и активное отношение школьника к педагогическому процессу; развитие самостоятельности и творчества у учащихся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании. Приоритет (от лат. prior - первый, старший) - первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности. Пристрастие - несправедливое предпочтение, отсутствие справедливого, объективного отношения к кому-чему-нибудь. Пристрастность - см. Пристрастие. Причина - явление называется причиной другого явления (процесса, события), если:. первое предшествует второму во времени; первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, первое порождает второе. Причина и Следствие - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие). Причинно-следственная связь - см. Причина и Следствие. Проблема - осознание возможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. Проблемное обучение - 1) один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер; 2) организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Проблемное учение - см. Проблемное обучение. Проблемный метод - см. Проблемное обучение. Программированное обучение - обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Продуктивный - способный производить, производительный, плодотворный. Проприорецептивный - см. Проприорецепторы. Проприорецепторы (от лат. proprius - собственный, receptor - принимающий) - чувственные аппараты (рецепторы) мышц, сухожилий, кожи, суставов, внутреннего уха. Профессиограмма - описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Профессиональное самосознание - одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии; выраженное П.С. , окрашенное положительным эмоциональным отношением к делу, чувство гордости за свою сферу труда. Профориентация - информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Процесс (лат. processus - прохождение, продвижение) - 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения к.-л. результата. Процесс интериоризации - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Процесс мышления - см. Мышление. Процесс сознания - см. Сознание. Психика (от греч. pcychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психическая депривация (от ср.-век. лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов. Психическая деятельность животных - целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность (по отношению к условиям среды) двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере (примат поведения в психическом отражении). Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают эволюционные преобразования Психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных (на уровне перцептивной психики) ориентационный компонент Психической деятельности животных осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях - на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимиально адаптивное ( см. Адаптация) управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и получили развитие два направления Психическую деятельности животных - локомоционное и манипуляционное (по К.Э. Фабри). Психическая деятельность животных изучает зоопсихология (см. Этология; Манипулирование у животных; Интеллект у животных). Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение, исследование) - 1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям З. Фрейда (см. Фрейдизм; Неофрейдизм; Аналитическая психология; Индивидуальная психология и др.); 2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод исследования З. Фрейда. Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos - целебный и prophylaktikos - предохранительный) - области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Психодиагностическая методика - конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Психологическая антропология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Психологические гипотезы - предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках использования тех или иных психологических представлений; соответствующие теоретическим представлениям понятия функционируют в гипотезе в качестве гипотетических конструктов. Психологические тесты - см. Тесты. Психологическое состояние - психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Психология - (от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Психометрический метод (психометрия) - совокупность теоретико-математических моделей и процедурно-методических правил организации сбора и обработки эмпирических данных, позволяющих выразить психические свойства и параметры психических процессов в числовой или квазичисловой (ранговой, категориальной) форме. Психометрия - область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Психотерапия (от греч. psyche - и терапия) - психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Психотехника - 1) направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда; 2) первоначальное обозначение отрасли психологии, занимающейся вопросами трудовой деятельности человека. Термин введен В. Штерном (1903), первая попытка оформления как науки сделана Г. Мюнстербергом (1908). Получила интенсивное развитие в 1-й трети XX в., в т.ч. в СССР. В дальнейшем термин вышел из употребления, проблемы и методы психотехники вошли в сферу психологии труда, инженерной психологии и др. Психотропные средства - (от греч. trуpos - поворот, направление) - химические соединения и природные продукты, обладающие избирательной активностью по отношению к нормальной и нарушенной психической деятельности. Психотропный - см. Психотропные средства. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом - рассматривает соотношение мозга и психики. Развиваемость - потенциальные возможности учащегося в сфере развития. Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Развитие - качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека. Развитие мышления - развитие мыслительных способностей. Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "Раздражитель" является родовым по отношению к понятиям "стимул" и "сигнал". При наличии фиксированной причинно-следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма Раздражитель выступает как стимул, а соответствующее изменение - как реакция. По интенсивности Раздражители меняются от минимальных (достаточных для возникновения ощущения) до максимальных (при которых еще сохраняется ощущение данного качества), выступая как пороговые: нижний и верхний абсолютные пороги. Раздражители могут выступать как адекватные (генетически соотнесенные с соответствующими анализаторами) и неадекватные (не соотнесенные, но вызывающие специфические для данного анализатора ощущения). Так, сетчатка обусловливает возникновение зрительных ощущений как при воздействии светом, так и при механических и электрических воздействиях на глаз. << предыдущая страница следующая страница >> Смотрите также:
Словарь терминов по дисциплине «Педагогическая психология»
881.24kb.
Дианетика и Саентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей
5443.14kb.
Краткий словарь лингвистических терминов и понятий
741.24kb.
Словарь терминов и сокращений
261.37kb.
Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., допол
3488.22kb.
Словарь терминов и понятий I
833.5kb.
Специальная психология как наука: объект, предмет, субъект. Разделы и задачи специальной психологии, связь со смежными науками
17.9kb.
Словарь терминов адсорбция
87.14kb.
1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики
160.93kb.
Ильин илья Петрович. Постмодернизм. Словарь терминов
6156.96kb.
Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном
107.18kb.
Программа для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в аспирантуру по научной специальности 19. 00. 07 педагогическая психология. М.: Му имени С. Ю. Витте, 2012. 17 с
260.78kb.
|