Главная   страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12

Пример № 1


Один из магазинов объявил в своей рекламе о скид­ках на товары в размере 30—50%. Но когда автор этой книги зашел в магазин, то увидел, что скидки были уста­новлены только на половину товарного ассортимента. Другой половины объявленные скидки не коснулись.

Пример № 2


Фирма прокатывала по радио рекламу, гарантирую­щую бесплатный пейджер первым 100 человекам, кото­рые обратятся к ней, услышав эту рекламу. Какой-либо дополнительной информации реклама не содержала. Од­нако если потребитель обращался за бесплатным пейд­жером, то ему говорили, что пейджер он действительно получит бесплатно, но только в том случае, если оплатит абонентскую плату за пользование им на два года впе­ред.

Использовать рекламу с исчезающей приманкой — это все равно, что пилить сук, на котором сидишь. Рекламо­датель иногда может получить временное увеличение про­даж от такой рекламы. Но в долгосрочной перспективе фирма теряет своих потенциальных клиентов. Реклама с исчезающей приманкой оскорбляет доверчивого потреби­теля, и он в следующий раз выберет другую фирму. Кро­ме того, рекламу с исчезающей приманкой можно подве­сти под статус недостоверной рекламы со всеми вытека­ющими из этого последствиями.




  1. ВСЕГДА ЛИ ВИНОВАТА

РЕКЛАМА, ЕСЛИ ДЕЛА У ФИРМЫ


ИДУТ ПЛОХО

Иногда можно слышать от руководителей фирм: «Я трачу такие деньги на рекламу, а отдачи от нее нет».

Если рекламная стратегия и рекламные послания раз­рабатывались профессионалом, то причину неудач надо искать не в рекламе. Автор этой книги по просьбе фир­мы, торгующей в розницу товарами широкого потребле­ния, провел следующий эксперимент. В течение двух ме­сяцев осуществлялась интенсивная рекламная кампания в разных средствах массовой информации. Одновремен­но всем менеджерам, которые работали с покупателями и отвечали по телефону, было вменено в обязанность спрашивать каждого посетившего или позвонившего, откуда он узнал о фирме, а их ответы заносить в специальную таблицу. По истечении эксперимента оказалось, что тор­говый салон фирмы за последний месяц посетило 2865 че­ловек, указавших, что источником их знаний о фирме и предлагаемых ею товарах была реклама. Однако покупку совершили только 28 человек. Таким образом, было уста­новлено, что, во-первых, реклама работает, а во-вторых, причина слабой реализации не в рекламе, а в маркетинговых ошибках фирмы. Дальнейшие исследования пока, что цены на предлагаемые фирмой товары были на 12—15% выше, чем цены на аналогичные товары у конкурентов. Кроме того, у конкурентов был и более широ­кий ассортимент товаров.

Существует множество маркетинговых, политиче­ских, социальных и других причин, которые оказывают (или могут оказывать) отрицательное влияние на сбыт то­варов. К таким причинам относятся:

 неверная ценовая политика;

 ошибочное позиционирование товара;

 товар морально устарел или вышел из моды;

 низкое качество товара;

 неудачный дизайн товара;

 рынок перенасыщен товаром;

 сопротивление потребителей;

 неудобное расположение торгового салона, магази­на;

 неумение менеджеров вести разговор с покупате­лями;

 плохой интерьер торговых помещений;

 изменение политической ситуации;

 изменения в налоговой системе;

 уменьшение уровня доходов потребителей;

 изменение прожиточного минимума;

 изменение демографической ситуации и т.д.

Маркетинговые ошибки, из-за которых самая блестя­щая реклама бессильна, — довольно частое явление в биз­несе. Даже всемирно известные фирмы, имеющие мощ­ный штат опытных маркетологов, не застрахованы от них. Филипп Котлер в книге «Основы маркетинга» приводит пример целого ряда ошибок, совершенных маркетологами корпорации «Дюпон» при выведении на рынок нового материала «корфам». Это привело к тому, что «корфам» стал одной из самых дорогих в истории товарных неудач. Убытки составили 100 миллионов долларов.

Корпорация «Дюпон» одной из первых осознала, что в один прекрасный день натуральная кожа станет дефицит­ной, и поэтому еще в 30-х годах начала поиски замените­ля. В 1955 году ученые фирмы успешно синтезировали материал, получивший название «корфам» и обладающий необходимыми свойствами кожевенного сырья: проница­емостью, прочностью, эластичностью, долговечностью. В 1958 году для производства этого материала с целью оценки его потребителями был построен специальный опытный завод. Новинка встретила восторженный при­ем со стороны потребителей, и в 1959 году «Дюпон» пост­роил более мощный завод, который начал выпуск «корфама» в 1961 году. К этому времени корпорация уже вло­жила в проект 25 миллионов долларов. Было отобрано 17 ведущих предприятий женской обуви и 15 — мужской, ко­торые дали согласие покупать новый материал и исполь­зовать его при изготовлении обуви элегантных фасонов. Сознавая, что «корфам» обладает определенными преиму­ществами перед натуральной кожей (более высокая дол­говечность и простота ухода), «Дюпон» установил на но­винку высокую цену. Материал должен был использовать­ся при изготовлении дорогой обуви, чтобы потребители обрели уверенность в его качестве. На рынок дешевой обуви «Дюпон» намеревался выйти с «корфамом» позднее.

Изделия из «корфама» были впервые представлены на национальной обувной ярмарке 1963 года, и многие роз­ничные торговцы выдали на них заказ. «Дюпон» провел широкую общенациональную рекламу «корфама», а так­же создал материалы для рекламы в местах продажи, что обошлось корпорации только на начальном этапе в 2 миллиона долларов. Кроме того, «Дюпон» сформиро­вал специальную бригаду помощи торговле. Члены бригады должны были посещать обувные магазины и учить продавцов торговать обувью из «корфама».

«Дюпон» был очень доволен полученными результа­тами. В1964 году потребители приобрели 1 млн. пар обуви из «корфама», в 1965 году — 5 млн. пар, в 1966 году — 15 млн. пар. Но в 1967 году сбыт обуви из «корфама» на­чал падать и достиг тревожно низкого уровня. Увеличе­ние расходов на рекламу результатов не дало. Что же про­изошло? Маркетологи «Дюпона» недостаточно глубоко проанализировали потребительский рынок обуви и пове­дение лиц, приобретающих ее, и своевременно не учли ряд существенных нюансов:

1. Обувь из «корфама» рекламировали как изделия очень долговечные и не требующие особого ухода. Но для покупателей дорогой модной обуви оба эти фактора не яв­ляются первичными мотивами при выборе.

2. Покупатели модной обуви больше склонялись к при­обретению кожаной обуви, импортируемой из Италии и ряда других стран1.

3. Потребители модной обуви выбирали прежде всего фасон, а не материал. У них никогда не пробудился дос­таточно острый интерес к «корфаму», чтобы обратиться к продавцу с просьбой показать туфли, сшитые из него.

4. «Корфам» рекламировали как материал, который не растягивается, а значит, обувь из него всегда будет сидеть на ноге так же, как она сидела при первой пример­ке. Однако многие потребители все-таки по привычке покупали слегка жмущую обувь в надежде, что она разно­сится.

5. «Корфам» рекламировали как материал, который — подобно натуральной коже — «дышит». Но многие среди купивших обувь из «корфама» сочли ее необычайно теп­лой.

В 1971 году «Дюпон» признал ситуацию безнадежной и принял решение прекратить производство обувного ма­териала «корфам». Давайте проанализируем, как мог «Дю­пон» избежать этой крупной неудачи.

1. «Корфам» надо было сначала использовать для массового изготовления домашней обуви, которой пользуются практически все слои населения. В этом случае «кор­фам», подкрепленный массированной рекламой добился бы гораздо большего успеха.

2. После завоевания рынка домашней обуви «корфам» следовало бы использовать для изготовления недорогих туфель, ботинок, сапог, предназначенных для низших и средних слоев населения. Долговечность этой обуви (без особого ухода за ней) сразу бы пришлась по душе представителям этих классов.

3. Только после того как «корфам» завоевал бы рынки домашней и дешевой обуви, его можно было предложить изготовителям модной, дорогой обуви, и в первую оче­редь — в странах-законодательницах обувной моды.

Такой порядок вывода «корфама» на рынок позволил бы не только избежать громадных финансовых потерь, но и получить прибыль, постепенно возрастающую год от года. Даже если «корфам» не признали бы потребители дорогой обуви, прибыль от продаж домашней обуви и обу­ви для низших и средних классов была бы столь значи­тельна, что оправдала эту неудачу.


  1. РЕКЛАМНО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СЛУЧАЯХ

СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Сопротивление потребителей товару или всей производственно-коммерческой деятельности фирмы может быть вызвано разными причинами: неэффективными прежними предложениями фирмы, ложными представ­лениями потребителей о вредности товара, политикой конкурентов, включающей в том числе и элементы не­добросовестной конкуренции, например, выпуск недо­брокачественного товара с товарным знаком конкурен­та, распространение лживых слухов о товаре и деятель­ности фирмы, о связи ее руководителей с криминаль­ными структурами и т.д.

Для преодоления сопротивления потребителей необ­ходимо установить его причину и на основании ее разра­ботать рекламную кампанию, которая показывала бы привлекательность товара и полезность деятельности фирмы для потребителей и общества. Одним из примеров преодоления сопротивления потребителей конкретному товару может быть выведение на рынок США автомо­биля «Рено Эллайтенс» — совместного детища фирм «Америкэн моторс» и «Рено». Опрос потенциальных по­требителей показал, что они не собираются приобретать продукцию этих фирм. Исследовав мотивации потреби­телей, рекламные специалисты разработали и осуществили широкую рекламную кампанию, в которой делал­ся упор на то, что использование европейской техноло­гии в Америке делает качественный автомобиль доступ­ным. В результате такой рекламы модель «Рено Эллайтенс» стала наибольшим успехом фирмы «Америкэн моторс» за все годы ее существования.

Если сопротивление потребителей связано с ложным представлением о вредности товара, то необходимо про­вести широкую рекламно-пропагандистскую и разъясни­тельную кампанию, подключив к ней компетентные организации и средства массовой информации, которые убеждали бы потребителей в полезности товара. При­мером этому могут быть действия американского Сове­та по маркетингу картофеля.

Проведенное Советом в общенациональном масштабе исследование показало, что многие американцы воспри­нимают картофель как продукт, способствующий пол­ноте, не слишком питательный и не богатый витаминами и минеральными веществами. Подобное отношение у потребителей сложилось в результате высказываний различных лидеров мнений (редакторов отделов пище­вых продуктов и питания периодических изданий, сто­ронников диетического питания, некоторых врачей и т.д.). На самом деле калорийность картофеля гораздо ниже, чем думали многие американцы. Кроме того, в нем содержится рад ценных витаминов и минеральных веществ. На основании результатов исследования Совет по маркетингу картофеля разработал стратегию, вклю­чающую несколько рекламных кампаний, каждая из ко­торых самостоятельна, но все вместе образуют единое целое.

По свидетельству Ф. Котлера, кампании для потре­бителей включали:

 прокат рекламно-пропагандистских материалов о картофеле по каналам сетевого телевидения;

 создание и распространение «Диетического посо­бия для любителей картошки»;

 размещение статей о полезных свойствах карто­феля в периодических изданиях;

 публикацию рецептов различных блюд из карто­феля в разделах пищевых продуктов и питания пе­риодических изданий.

Кампания для редакторов отделов пищевых продук­тов и питания периодических изданий включала прове­дение семинаров силами экспертов по проблемам раци­онального питания.

Если ваш товар дискредитируют подделки, выпуска­емые недобросовестными конкурентами, то лучше все­го создать собственную торговую сеть или сеть дилеров и постоянно указывать в рекламных посланиях, что ваш товар можно приобрести только у них. При этом противостояние недобросовестным конкурентам окончится по­бедой только в том случае, если ваш товар имеет безупречную репутацию. Конечно, это противостояние закончится полной победой не завтра. Для этого необходим какой-то срок. Но ваша победа неизбежна. Потреби­тель — человек разумный, и его невозможно бесконеч­но обманывать. Он быстро учится на своих прошлых ошибках. Если вы хотите подтолкнуть события и ули­чить конкурента в недобросовестности уже сегодня, то наряду с рассмотренными действиями необходимо ис­пользовать и ряд других активных методов пресечения недобросовестной конкуренции. Например, вы находи­те журналиста и предлагаете ему сделать теле- или ра­диопередачу, написать статью о неблаговидном обмане потребителей вашим конкурентом. Вы предоставляете ему всю известную вам информацию и источники, где он эту информацию может получить независимо от вас. Все факты, изложенные в статье, теле- или радиопере­даче, должны быть получены от покупателей, общества защиты прав потребителей, администрации региона, прокуратуры и других органов и организаций, призван­ных стоять на страже закона и прав потребителей (под­готовленный журналистом материал ни в коем случае не должен выглядеть заказным). Весьма эффективны также публичные акции, на которых сравнивается каче­ство вашего товара и товаров-подделок. Такие акции обя­зательно должны широко освещаться в средствах мас­совой информации.

Значительно сложнее бороться со слухами, распрос­траняемыми конкурентами, например о том, что руко­водство фирмы связано с криминальными структура­ми. Одним из наиболее эффективных методов борьбы с такими слухами является благотворительность и спонсорство, широко освещаемые в средствах массовой ин­формации. Простые заявления о ложности слухов обыч­но не эффективны, так как в подсознании потребителя всегда остается недоверие.


  1. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ И

ВЫБОР СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

РЕКЛАМЫ


Первым шагом в процессе разработки стратегии рек­ламной кампании является постановка конкретных задач рекламы, которые вытекают из выбора целевого рынка, маркетинговой стратегии и позиционирования товара, рек­ламной и маркетинговой стратегии конкурентов, предпоч­тений потребителей и т.д. Вышеперечисленные факторы и подход к формированию всего комплекса маркетинга предопределяют, что именно должна сделать реклама в рамках комплексной маркетинговой стратегии. Перед рек­ламой можно поставить множество конкретных задач в области коммуникации и стимулирования сбыта. В зави­симости от конкретной задачи реклама должна информи­ровать, увещевать или напоминать.

Информативная реклама используется, когда необхо­димо сообщить рынку о появлении новой фирмы и сфор­мировать ее образ, рассказать о новом товаре или о но­вом применении существующего товара, объяснить прин­цип его действия, исправить неправильное представле­ние и рассеять опасения потребителей. Информативная реклама предназначена для стимулирования первичного спроса.

Увещевательная реклама используется для форми­рования предпочтения у потребителей к товару (товарному знаку) и поощрения их переключения на ваш товар (вашу фирму), а также для изменения восприятия ими свойств товара и убеждения безотлагательно совершить покупку. Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть уве­щевательной рекламы смещается в категорию так называемой сравнительной рекламы, которая стремится ут­вердить преимущества одной марки товара за счет срав­нения ее с другими в рамках одного товарного класса.

Напоминающая реклама используется, когда необхо­димо поддержание осведомленности потребителей о то­варе, о том, что он может потребоваться им в ближай­шем будущем и о том, где его можно купить. Напомина­ющая реклама используется также для поддержания ос­ведомленности потребителей о сезонных товарах в пери­од межсезонья. Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости для того, чтобы заставить потребителя помнить о товаре. Цель сегодняшней рекламы «Кока-Колы» и «Пепси-Колы» — постоянно напоминать людям о напитках, а не о том, чтобы проинформировать или убедить.

Сродни напоминающей рекламе так называемая под­крепляющая реклама, задача которой — убедить нынеш­них покупателей в правильности сделанного выбора. В под­крепляющей рекламе часто фигурируют довольные поку­патели, восторгающиеся той или иной особенностью купленного ими товара.

Рекламная стратегия любого товара в разных перио­дах его жизни разная. В период знакомства рынка с товаром она призвана привлечь внимание к товару и пробудить желание у потребителей, как минимум, ознакомиться с ним, а как максимум — купить его. В период, когда товар завоевал свой сектор рынка, рекламная стратегия ориентирована на усиление стимулирования спроса на то­вар, а в период, когда спрос на товар падает, реклама дол­жна обеспечить подъем спроса или удержание его на определенном уровне (если товар морально не устарел или не вышел из моды). Существует также много нестандар­тных ситуаций, для которых специально разрабатывают­ся маркетинговые и рекламные стратегии.

Фирма «Хьюблин инк.» производит самую распро­страненную в США «Смирновскую водку». В 60-х годах фирма «Вольфшмидт» предприняла атаку на позиции «Смирновской водки». Она утверждала, что водка «Вольфшмидт» ничем не отличается по качеству от «Смирнов­ской». Фирма «Хьюблин инк.» сразу почувствовала опас­ность возможного переключения потребителей на товар конкурента и проанализировала несколько традиционных вариантов контрмер. Оказалось, что все они не спасали фирму от сокращения доли рынка. Тогда маркетологи «Хьюблин инк.» разработали новую блистательную стра­тегию. Фирма повысила цены на «Смирновскую водку» на доллар за бутылку, позиционировав ее как элитную, и организовала широкую рекламную кампанию, которая убеждала потребителей, что без «Смирновской» просто не­возможно обойтись в торжественных случаях и при встрече с друзьями. Одновременно «Хьюблин инк.», в качестве конкурента водки «Вольфшмидт», предложила рынку водку новой марки — «Рельска» по той же цене, что и водка «Вольфшмидт». Рекламная кампания водки «Рельска» была организована не менее широко, чем «Смирновской», но если реклама «Смирновской» всячески внедряла в сознание и подсознание потребителей ее элитность, то рек­лама водки «Рельска» убеждала потребителей, что эта водка на каждый день. Эта великолепная рекламная стра­тегия не только завоевывала долю рынка для водки «Рельска», но и переводила водку «Волфшмидт» в рядовую водку, которая поэтому не могла уже конкурировать со «Смирновской». Кроме того «Хьюблин инк.» выпустила одно­временно с водкой «Рельска» еще одну водку, «Попов», по цене ниже водки «Вольфшмидт».

Искусная маркетинговая и рекламная стратегия фир­мы позволила ей не только успешно противостоять кон­куренту, но и увеличить свои общие прибыли. При этом все три марки водки фирмы «Хьюблин инк.» почти не отличались друг от друга ни по вкусу, ни по издержкам производства. Фирма продавала практически один и тот же товар по разным ценам.

Еще одной великолепной маркетинговой и рекламной стратегией является стратегия фирмы «Эконо Лодж», вла­деющей сетью отелей в США. «Эконо Лодж» установила цены на номера в своих отелях на 20% дешевле, чем в отелях «Романдо» и «Холлидей Инна» и на 60% дешевле, чем во всемирно известном «Хилтоне». Для широкой рек­ламной кампании фирма выбрала слоган: «Проведите ночь, но не тратьте состояния». По истечении некоторого времени, когда фирма убедилась, что этот слоган внедрил­ся в подсознание потребителей и они безошибочно свя­зывают его с отелями «Эконо Лодж», фирма свернула свою старую рекламную кампанию и начала новую, в ос­нове которой лежал следующий рекламный текст: «Мы предлагаем хорошую постель, чистые простыни и чашку кофе поутру. Когда вы выключите свет, мы хотим думать, что вы не сможете различить «Эконо Лодж» и «Хил­тон».

Никакого сравнения цен «Эконо Лодж» и «Хилтона». Более того, рекламные специалисты как будто подыгры­вают «Хилтону» как лучшему отелю, на который «Эконо Лодж» хочет равняться. Но... В сознании и подсознании потребителей уже глубоко «засел» слоган «Проведите ночь, но не тратьте состояния», и, конечно, потребители моментально свяжут этот слоган с новой рекламой. К ка­кому же выводу придут потребители? Я потрачу в других отелях огромные деньги, между тем как «Эконо Лодж» предлагает мне хорошие условия проживания и намного дешевле.
23.1 Выбор средств

распространения рекламы


      1. Принятие решения о широте охвата, частоте

по­явления и силе воздействия рекламы, которые

необходимо обеспечить для решения поставлен­ной цели



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Современная реклам а теория и практика
2381.68kb.
1 Пояснительная записка Программа дисциплины "Современная социальная теория" составлена в соответствии с ооп для специальности: 040201 "Социология"
501.45kb.
Экономический факультет
3639.75kb.
Можно считать, что эпоха, когда доминировал тезис "Доменное имя не товар и не услуга" закончилась
77.32kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности
210.22kb.
Национализм и национальные движения: теория и практика
24.77kb.
Звук для продвинутых или теория и практика мультимедиа. Звук
92.85kb.
«Теория и практика архивного и музейного дела» специальность 050114 «История» специальность 050115 «опэ» форма обучения дневная, заочная количество кредитов 2 (90 часов)
2559.96kb.
Пролог: «Messige Митридата» Первая война компания 89-88 гг до н э. «Эфесская вечерня»
2182.72kb.
Продукты и услуги Купить гарант компания и партнеры Стать партнером
21.18kb.
Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес
21.17kb.
Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес
21.17kb.