Главная |
страница 1
Синектика - метафорическое учебное исследование М. Кларин, кандидат педагогических, наук, руководитель Российско-Американского центра непрерывного образования Синектика (Synectics) - такое название получил метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Она применяется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Разработанная в конце пятидесятых-шестидесятых годов американских психологом У. Гордоном на основе известного метола групповой генерации идей. получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма», синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений. Первоначально она создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления, но позднее на основе «промышленного» образца в США стали проводиться эксперименты по разработке ее «учебного» варианта - в начальной, средней и высшей школе. Основные моменты Организация учебной работы в синектике включает следующие основные моменты. 1. Первоначальная постановка проблемы, которая в теоретическом отношении может быть весьма сложной. 2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Для соответствующего доклада-сообщения обычно необходимо выступление эксперта, компетентного лица, такую роль может выполнить учитель или кто-либо из учащихся, обладающий необходимой подготовкой. При необходимости в класс приглашают специалиста, привлекают различные источники информации. На -пой ступени сбор фактов имеет подчиненное значение и направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы. 3. Поиск способов решения проблемы. Учащиеся предлагают различные варианты. Учитель и эксперт при этом подробно комментируют эти предложения, поясняют, почему они не подходят, - хотя в принципе, случайное решение проблемы путем удачных догадок возможно уже и па этой ступени. 4. Переформулирование проблемы. Каждый учащийся самостоятельно делает это в соответствии со своим себе 1 венным пониманием, собственными словами, чем самым как бы приближая проблему к себе. 5. Совместный выбор одного из переформулированных вариантов проблемы. Первоначальный вариант временно обкладывается. 6. Выдвижение образных аналогий. Этот этап является ключевым для синектики. Учитель побуждает группу к поиску ярких, образных. «метафорических» аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений. Наряду с прямыми аналогиями, прямым сопоставлением предметов и явлений учащиеся ищут «личностные» и «символические» аналогии, играющие ведущую роль в групповом творческом процессе. «Личностные» аналогии основаны на идентификации, отождествлении учащегося с данным объектом, явлением. Например, при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, учитель может обратиться к ученику с вопросом: «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?» «Символическая» аналогия сводится к краткой, из двух-трех слов, фразе, выражающей в образной форме суть проблемы. Такие фразы, наподобие броского заголовка, представляют собой сочетания контрастных понятий. Так, например, физическая проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как «горящий лед», а суть биологической проблемы, связанной с получением пастеровского антитоксина, - как «безопасная атака». В ходе поиска привлекаются также так называемые «фантастические» аналогии, которые могут строиться на воображаемом изменении законов природы, создании особого гипотетического мира, в котором «возможно все, что угодно». Так, к примеру, в проблеме, где требуется найти способ подачи волы на вершину горы, в качестве одной из «фантастических» аналогий может выступать гипотетический мир, в котором «изменен» закон гравитации и вода течет вверх. 7. «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы. Наряду с учителем в руководстве «подгонкой», как правило, участвует и эксперт. Если намеченные подходы оказались непродуктивными, группа возвращается к поиску новых аналогий. Если подход к проблеме (или готовое решение) приемлем, то он переносится с переформулированного учащимися ограниченного варианта проблемы к ее первоначальной постановке. На лом завершающем лапе группа определяет, решена ли поставленная проблема или же следует избран, новый подход (а. возможно, и отложить решение на некоторое время). От известного - к неизвестному, от неизвестного - к известному В основе синектики лежит ряд представлении о природе творческом деятельности и возможностях ее целенаправленного построения в учебном процессе: использование внешне выраженных, четко очерченных этапов и процедур творческой деятельности: ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска; их осознанное и упорядоченное использование индивидом и группой, последующий рационально-логический анализ и отбор найденных решений, аналитическое осмысление полученных результатов. В качестве «решателя» выступает, в основном, не столько каждый из учащихся порознь, сколько вся группа. Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная: обсуждение и отбор эмоционально-образных, «метафорических» аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Модель используется в двух основных вариантах: 1) выработка, создание новых представлении (от известного - к неизвестному) и 2) овладение новыми представлениями (от неизвестного - к известному). Приведем пример второго варианта синектики на материале творческого ознакомления школьников с понятием «демократия». Высокая степень упорядоченности, выстроенности синектики позволила в данном случае применить эту модель в рамках программированного пособия. Вначале учащемуся предлагается прочитать краткий текст, дающий определение демократии как формы правления, основанной на уважении прав каждого индивидуума, защита которых гарантируется законом. Право голоса служит залогом соблюдения всех важнейших прав человека, поскольку дает возможность народу (избирателям) воздействовать на законодательство. Образование играет ключевую роль в жизни демократического общества, поскольку право голоса предполагает понимание каждым насущных общественных проблем. Недостаточно просвещенное общество может посредством избирательной системы лишиться своих свобод и оказаться в руках стремящейся к власти корыстной политической группировки. Таким образом, демократическое общество основано на безусловном уважении прав отдельной личности, которое находит воплощение в уважении права собственности, распространяющегося на владение средствами производства. благодаря которым члены общества имеют возможность стремиться к получению доходов и прибылей в конкурентной системе свободного предпринимательства.
Далее учащийся получает задание перечислить сопоставления, связи между описательными признаками демократии и человеческого организма (вариант выполнения такого задания - табл.1). Далее учащийся выполняет задание - пишет небольшое сочинение-комментарий к составленному им перечню аналогий, в котором обязательно отмечает границы их применимости - к чему они подходят, а к чему нет. В данном случае это описание выглядит приблизительно так: «Каждая клетка организма индивидуальна. Невооруженному глазу это незаметно, но это можно было бы увидеть под микроскопом. Мышцы и мускулы похожи на образование, потому что их можно научить и натренировать выполнять различные действия - ходить, играть, вязать и т.д. (за исключением таких автоматических процессов, как моргание или пищеварение - может быть, и здесь возможно обучение, о котором мы еще не знаем). Мозг похож на закон. Когда я делаю что-нибудь неправильно, рассудок поправляет меня, а он сосредоточен в мозге. В целом организм устроен демократически, так как он зависит от здоровья всех клеток. Когда организм болен, он теряет свободу и оказывается в зависимости от болезни, стремящейся к захвату власти. Когда болезнь охватывает все клетки, организм умирает». «Что не подходит. В условиях демократии люди контролируют правительство посредством избирательного права, и они в состоянии изменить плохие законы. Стареющий организм невозможно исправить... в конце концов, он умрет». До данного момента пособие полностью руководит учащимся. Идея аналогии предъявлена в готовом виде, и ученику остается лишь разработать ее, но далее уже идет задание для самостоятельной разработки. «Составь свою собственную аналогию для понятия «демократия». Чтобы твой пример не был похож на предыдущий, выбери аналогию среди неодушевленных объектов. Если аналогия не подходит, поищи другую. Надо помнить, что абсолютно полных аналогий не существует, они всегда представляют собой способ осмысления. Для упрощения работы воспользуйся табличной формой записи, при этом можно добавлять новые и новые составляющие понятия». Результатом самостоятельной работы ученика может стать, например, такая таблица (табл.2)
В заключительной части программированного упражнения инструкция гласит: «Теперь опиши свою аналогию как можно лучше и подробнее. Вначале запиши основные мысли, и только затем обрати внимание на грамматическую форму. Не нужно, чтобы грамматика мешала тебе излагать свои мысли. Грамматически правильное изложение облегчает восприятие для твоего читателя, поэтому займись им во вторую очередь. Постарайся не растягивать свой текст - важно не количество, а качество. Не забудь отметить, что не срабатывает в твоей аналогии». Приведем пример ответа. «Каждая составная часть автомобиля похожа на отдельного человека в демократическом обществе. Все находятся в хорошей форме, все свободны и машина хорошо работает. Конструкция каждой части составляет ее образование. Бог дал людям право быть свободными, и он же дал двигателю машины право работать: сгорание паров топлива в двигателе - это Божий дар. Если демократией пренебрегают, это означает отсутствие свободы. Если в машине кончается бензин, кончается и свобода». Еще одна дополнительная часть задания направлена на то, чтобы учащиеся полнее осознали ограниченную применимость аналогий, не отождествляли их с реальностью. Заключительная часть инструкции гласит: «Заполни эти строчки описанием того, что в твоей аналогии не подходит». Приведем пример этой части ответа: «В условиях демократии никто не должен пренебрегать интересами страны. В случае с машиной владелец может пренебречь ею, забыть ее заправить. И еще я попытался найти «прибыль», которую приносит автомашина, но не смог. В случае с машиной конкуренция это просто гонка, это не похоже на конкуренцию в условиях демократии. Кроме того, в демократическом обществе действует так много законов, обеспечивающих свободы, а в случае с автомобилем я смог найти только один закон - физический закон, по которому работает двигатель». Приведенный пример иллюстрирует лишь одну из ключевых черт синектики - использование прямой аналогии. * * * Из описания данной модели и приведенных примеров видно, что синектика, направленная на углубленное осмысление изучаемого материала, обладает высоким потенциалом развития творческих возможностей учащихся. © Журнал «Директор школы», №2, 1995 Смотрите также:
Такое название получил метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников
90.66kb.
1. Понятие о мышлении. Обобщенность и опосредованность мышления Предметом исследования психологии является мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности
112.2kb.
Рассказова а. Л. Социометрический метод исследования малой группы москва-2009 ббк рассказова А. Л
379.86kb.
Технические комплексы
74.36kb.
Название он такое получил по имени одной из главных его составляющих базы данных. Программа «Базы данных» обладает большими возможностями для систематизации и отображения данных
129.79kb.
1. Предмет метод принципы тгп
504.16kb.
Ранее был разработан оригинальный подход к моделированию мышления, основанный на теории нейронных моделирующих полей и динамической логике
139.59kb.
Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы
43.51kb.
Власть как объект социологического исследования
141.66kb.
Формирование кадрового потенциала для исследовательской, производственной, творческой и административной деятельности
70.34kb.
Экологическая игра
149.05kb.
Ярославль- город с давней и богатой историей. Основанный в одиннадцатом веке Ярославом Мудрым, он был вторым по размеру городом Руси, одним из центров торговли того периода
22.59kb.
|