Главная страница 1

Тема: "Поволжье; ЭГП и население"


Цели:

  1. Продолжить формирование знаний о районах России на примере Поволжья. Показать районообразующую роль Волги.

  2. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.

  3. Сформировать представление о населении Поволжья.

Оборудование: карта “Экономика Поволжья”, контурная настенная карта России, атласы и контурные карты, дидактический материал (приложения №1,2,3), проектор.

(на доске план урока:

1. Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Приодные ресурсы.
5. Население.)

Ход урока

Презентация

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала.

1) . ЭГП района.

А) Название района связано с рекой - величайшей реки Русской равнины , самой длинной реки Европы – Волги.

- Состав Поволжского экономического района: один ученик работает на настенной контурной карте, учитель на проекторе показывает субъекты , входящие в состав района, все- на к/к отмечают границы ПЭР

- Что такое ЭГП района?

Приложение №1.

(ЭГП - отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие.

План характеристики ЭГП района.

1. Положение в стране (окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории.

2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.

3. Положение по отношению к другим государствам.

4. Транспортные связи

5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.

6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства территории.)

Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории Поволжья на проекторе, затем учащиеся заполняют таблицу:

Приложение №2

“Заполните пропуски:

1. Стержень района –_______________,связующее звено субъектов федерации , образующих экономический район.

2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500 км.).

3. Находится между двумя индустриальными ядрами: ___________________________________ и Уралом.

4. Граничит с ________________________________ районом,

Северо-Кавказским районом, Уральским районом, __________________________________ районом, ____________________районом

(Пензенская область.)

5. Имеет внешние границы с _____________________________, но граница “прозрачная”-_________________________________________, ________________________________________________, рынок сбыта; наркотики.

6. Транспортное положение:

А) ___________________________________________________;

Б) транзитные_____________________________________________________, ____________________проводы и газопроводы;

В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога;

Г) По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, ____________________________________________________________________

Сделайте вывод : ________________________________________________________

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны особенности природы после их обсуждения заполняют таблицу и делают выводы.)



Приложение №3

Природные условия.

Природные условия

Характеристика природных условий

1. Рельеф

 

2. Климат

 

3. Природные зоны

 

Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.

В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации показаны основные виды ресурсов , после обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод)

Работа с Приложением №4.

Ресурсы ПЭР

Заполните таблицу:



Ресурсы

Местонахождение

Отрасли специализации

(эта часть таблицы заполняется на втором уроке , посвященном хозяйству Поволжья)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: ресурсы есть , но их недостаточно.

Г) Население. (презентация и работа с приложением №5) :



Приложение №5.

Население.

1.Назовите коренные народы Поволжья:___________________________


____________________________________________________________.

2.Какие государства существовали на территории Поволжья?__________


_____________________________________________________________

3.Какое значение имел выход к Волге ,для формирующегося Русского государства ?

а) _____________________________________________________;

б) _____________________________________________________;

в) ______________________________________________________.

4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ веке?_____________


_____________________________________________________________________.

5. Когда в Поволжье появились немцы? ___________________________________.



6. Найдите соответствие :

народ

религия

а) русские

А) ислам

б) калмыки

Б) православие

в) татары

В) буддизм

7. Заполните таблицу:

Численность населения Поволжья

 

Плотность населения

 

% урбанизации

 

Города -миллионеры

 

8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод.

Регион

Численность населения 2002 год (по данным переписи населения)

Численность населения 2005 год

Татарстан

3 779 265

3 768 500

Пензенская

1 452 941

1 408 000

Самарская

3 239 737

3 195 100

Саратовская

2 668 310

2 608 300

Ульяновская

1 382 811

1 329 000

Астраханская

1 005 276

992 100

Волгоградская

2 699 223

2 718 157

Калмыкия

292 410

314 300

 

Название региона

рождаемость

смертность

Естественный прирост (естественная убыль)

Миграционный прирост

 

Татарстан

10,2%

13,8 %

 

2,1%

 

Пензенская

8,6%

17,3%

 

-0,8%

 

Самарская

9,7%

16,8%

 

4,5%

 

Саратовская

8,2%

16,3%

 

-0,2%

 

Ульяновская

8,7%

16,4%

 

0,5 %

 

Астраханская

8,6%

15,3%

 

4,2%

 

Волгоградская

8,4%

17,5%

 

5,7%

 

Калмыкия

13,5%

11,9%

 

-0,9%

 

Посчитайте естественный прирост, сделайте столбчатую диаграмму, сделайте вывод._______________________________________________________________________
______________________________________________________________

Вывод: население многонационально, территория одна из самых освоенных и густозаселенных, но много проблем.

IIІ. Заключение.

1. Сколько субъектов РФ. входят в состав ПЭР?

2. Имеет ли преимущества в ЭГП ПЭР по сравнению с ЭГП Ленинградской области?

3. Основные черты природно-ресурсного потенциала ПЭР. (благоприятные природные условия для ведения хозяйства; много ресурсов, но запасы их истощаются)



4. Почему население ПЭР не сокращается так стремительно , при отрицательном естественном приросте?

ІV. Д/З : в к/к отметить минеральные ресурсы ПЭР, проработать записи в тетради.



Смотрите также:
Тема: "Поволжье; эгп и население"
65.08kb.
Население нашей страны ежегодно потребляет большое количество грибов. Несмотря на это, пищевые отравления грибами случаются относительно редко
26.65kb.
Урок географии по теме Япония (10 класс) Чередова Ольга Максимовна
109.23kb.
Великобритания Площадь около 244,1 тыс кв км. Население около 58,97 млн чел. Столица Лондон, население ок. 2, 9 млн чел. Официальный язык английский Денежная единица английский фунт стерлингов. Самая высокая точка г
19.81kb.
Итак, долгожданный 3-й слёт кпе состоялся. В период с 15 по 25 июля совсем рядом от г
48.2kb.
Благодатное (до 1926 года слобода Амвросиевка) село, центр сельского совета, расположено на реке Крынке (притоке Миуса), в 10 км от районного центра и железнодорожной станции Амвросиевка. Население 3226 человек
283.39kb.
Номинация Население Социокультурные особенности межэтнического взаимодействия
209.32kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
Памятка туристам по Черногории
34.15kb.
5 тема теоретико-методологические основы культурологии 7 Лекция 1 Культурология в системе социально-гуманитарного знания 7
3201.62kb.
1. Формирование территорий европейских государств. Население Европы в 19 в
88.52kb.
Рабочий лист тема занятия Задание №1
17.45kb.