Главная |
страница 1
Журнал "Наш Бухгалтер" Дополнительные материалы для подписчиков Информация по сегментам (ПБУ 12/2000) Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т. д.). Сфера применения ПБУ 12/2000 Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н, которые, в свою очередь, были разработаны на основе МСФО 14 «Сегментная отчетность». Анализ п. 1 ПБУ 12/2008 позволяет утверждать, что формировать информацию по сегментам должны только те организации, которые представляют сводную информацию. Причем сводную отчетность они составляют по двум причинам. Во-первых, из-за того что у организации есть зависимые и дочерние общества. Во-вторых, из-за того что организация, согласно учредительным документам, должна составлять сводную отчетность (это относится к юридическим лицам, созданным на добровольных началах: ассоциациям, союзам и прочим юридическим объединениям). Однако, по мнению многих комментаторов, формировать сегментарную отчетность также должны не только организации, которые составляют сводную отчетность. Это необходимо делать в двух следующих случаях: - организация производит товары или услуги, отличные друг от друга по производственному процессу, технологии, виду продукции. Как правило, такие группы различаются по видам и степени риска для организации, а также приносят разную прибыль; - организация осуществляет свою деятельность в различных географических районах, регионах, несущих отличные друг от друга риски для организации и приносящие разную норму прибыли. Такой вывод делается на основании п. 4 ПБУ 12/2000, согласно которому применение данного стандарта должно обеспечить заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность и перспективы развития организации, и п.5, в котором содержатся определения видов информации по сегментам. Настоящее Положение может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства (п. 3 ПБУ 12/2000). В соответствии с п. 5 ПБУ 12/2000 сегменты подразделяются на два вида: операционные и географические. Операционный сегмент - это часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Географический сегмент - это часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Сегмент (операционный или географический), информация о котором подлежит обязательному раскрытию в годовой бухгалтерской отчетности, называется отчетным сегментом. При этом информация по отчетному сегменту должна быть представлена в разрезе следующих показателей: - выручка (доходы); - расходы; - финансовый результат; - активы; - обязательства. Порядок выделения информации по отчетным сегментам Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (далее - отчетные сегменты), устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры. При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их (п. 6 ПБУ 12/2000). При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000): - назначению товаров, работ, услуг; - процессу производства товаров, выполнения работ; - оказанию услуг; - потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; - методам продажи товаров и распространения работ, услуг; - системам управления деятельностью организации (если применимо). При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из (п. 8 ПБУ 12/2000): - сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации; - наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах; - сходства деятельности; - рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе; - общности правил валютного контроля; - валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе. Географический сегмент подразделяется на два вида: по местам расположения активов или ведения деятельности организации (например, у организации есть несколько филиалов, расположенных в разных регионах РФ) и по местам расположения рынков сбыта или потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг (например, организация имеет постоянных покупателей в разных областях РФ или в разных странах). Пунктом 9 Положения установлено, что сегмент считается отчетным, если одновременно соблюдаются два требования: 1) значительная величина выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям (не менее 50%); 2) выполняется одно из следующих условий: - выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов; - финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении); - активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов. Кроме того, если на отчетные сегменты, выделенные в результате применения требований 1) и 2), приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности этим требованиям (п. 10 ПБУ 12/2000). Следовательно, для выделения дополнительных отчетных сегментов следует рассмотреть сегменты с более низкими показателями. При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен обязательно выделяться и в отчетном периоде (безотносительно каких-либо условий) (п. 11 ПБУ 12/2000). Выделение отчетных сегментов можно продемонстрировать на следующей схеме: Информация по сегменту 1 Информация по сегменту 2 Информация по сегменту 3 Информация по прочей деятельности ---------------------------------- Итого по организации Таким образом, на отчетные сегменты (1 + 2 + 3) должно приходиться не менее 75% всей выручки организации и 25% - на прочую деятельность. Для каждого из выделенных сегментов определяется один из трех способов его представления: самостоятельный сегмент; сегмент, объединенный с другими сегментами; сегмент в составе прочей статьи. Установленная Положением процедура выделения отчетных сегментов содержит еще одно требование: применять нужно не общепринятый 5%-й порог существенности, а 10%-й, поскольку именно такой порог установлен п. 35 МСФО 14. Что отразить в учетной политике 1.Применение (неприменение) ПБУ 12/2000 (п. 3 ПБУ 12/2000). 2.Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 12/2000). 3. Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами (п. 13 ПБУ 12/2000). 4. Порядок выделения первичной и вторичной информации по отчетным сегментам (п. 16 ПБУ 12/2000). Способ представления и состав информации по отчетным сегментам При раскрытии информации по отчетным сегментам выделяется первичная и вторичная информация. Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности (п. 16 ПБУ 12/2000). В п.п. 17-20 ПБУ 12/2000 раскрываются принципы деления информации на первичную и вторичную. Если риски и прибыли определяются главным образом различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим. Примером может служить ситуация, когда разброс в уровнях рентабельности продаж (в сравнении с общим уровнем по организации в целом) наблюдается в большей степени по видам продукции, чем по географическим регионам. Наоборот, если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в географических регионах, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной - по операционным. Если же риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим. В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту (п. 21 ПБУ 12/2000): - общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; - финансовый результат (прибыль или убыток); - общая балансовая величина активов; - общая величина обязательств; - общая величина капитальных вложений в ОС и НМА; - общая величина амортизационных отчислений по ОС и НМА. - выручка от продажи внешним покупателям; - балансовая величина активов; - величина капитальных вложений в ОС и НМА. В п.п. 22 - 23 ПБУ 12/2000 приведены перечни показателей вторичной информации. Для географических сегментов: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов по местам их расположения; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов. Для операционных сегментов: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов. Информация по сегментам раскрывается в пояснительной записке к годовому отчету. Хобачева И.В., аудитор Смотрите также:
Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в пбу 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном Приказом Минфина России от 27. 01
80.98kb.
1. 2 Настоящий Порядок разработан с целью обеспечения контроля за сохранностью и целевым использованием бланков строгой отчетности
172.81kb.
Ошибки, допускаемые при подготовке и представлении технических планов зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства
219.29kb.
Государственный образовательный
345.64kb.
«утверждено»
1212.89kb.
Прикладная физика, 2000, №3, с
208.86kb.
А аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился
152.35kb.
Следующие после космоса. В россии нашлась национальная идея – народная война с педофилами Кажется, нам, жителям России 2000-х, можно ликовать. «О чем так долго говорили большевики…!»
51.8kb.
«Особенности формирования правового сознания в современной России»
74.73kb.
А. А. Монисов 8 июня 2000 года Дата введения 2000 год определение общей токсичности почв по интенсивности биолюминесценции бактерий методические рекомендации
275.62kb.
3 утвержден и введен в действие приказом мчс россии от 25 марта 2009 г
1874.35kb.
Программа определяет понятие практики, порядок ее организации и руководства, раскрывает содержание и структуру программы практики, требования к отчетной документации
812.52kb.
|