Главная   страница 1страница 2страница 3 ... страница 26страница 27

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка


Дисциплина «История отечественного государства и права» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. В ГОС ВПО специальности 030501 Юриспруденция содержатся следующие требования к обязательному минимуму содержания дисциплины:

Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX- начало XVI вв.); сословно-представительная монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации.

История государства и права, как и теория государства и права, являются фундаментальными юридическими дисциплинами. Все отраслевые юридические науки (гражданское, уголовное право и т.д.) опираются, наслаиваются на тот фундамент, который дает история и теория государства и права. Поэтому названные предметы преподаются на первом курсе юридических факультетов. В свою очередь это обстоятельство обусловливает специфику их изучения и преподавания.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующим им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств. А история государства и права России изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Размежевание между науками – историей государства и права России и историей государства и права зарубежных стран – идет по следующему обоснованию. Если история государства и права России изучает возникновение и развитие государства народов России с древнейших времен и до наших дней, то история государства и права зарубежных стран исследует становление и эволюцию государства и права за пределами российских границ.

2. Цели и задачи изучения дисциплины


Основной целью курса «История отечественного государства и права» является изучение и развитие государства народов России, его правовых систем с древнейших времен и до наших дней. Изучение развития государственно-правовых явлений должно проходить в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи изучения данной учебной дисциплины:

1. Выявить основные тенденции и особенности в возникновении и развитии российской государственности и национального законодательства. История нашей Родины содержит все типы государства и права – от рабовладельческого до социалистического. Однако не каждый народ прошел эти ступени. Рабовладельческие государства существовали только в Причерноморье, Закавказье и Средней Азии. Восточные славяне, прибалтийские народы, казахи и другие миновали рабовладельческую формацию, и сразу пришли к феодализму. Поэтому важно выявить специфические черты государственности и права у каждого народа, которые затем нашли свое продолжение в развитии российского государства;

2. Изучение настоящей дисциплины должно вестись с учетом изучаемого по другим дисциплинам. История отечественного государства и права стыкуется с историей государства и права зарубежных стран. В связи с этим целесообразно проводить сравнительный анализ государственных институтов и правовых систем России с другими государствами на предмет выявления условий возникновения, самобытности, условий их стабильности. Сравнительный метод должен помочь студентам осознать, что российское государство развивалось в общем русле мировой цивилизации.

3. Одной из главных задач в изучении дисциплины является овладение студентами умением и навыками анализа исторических фактов, сопоставления их, формирования личной точки зрения на сложные проблемы истории отечественного государства и права. Кроме учебников и учебно-методических пособий, студентам необходимо обращаться к монографической литературе, которая должна им помочь в углубленном самостоятельном изучении сложных вопросов и в аргументации своего мнения. Даже для студентов первого курса полностью игнорировать различия в суждениях иногда просто невозможно. Так, при изучении проблемы становления древнерусской государственности или об Октябрьской революции 1917 г., студент вряд ли сумеет избежать хотя бы краткого упоминания о несовпадающих оценках этих событий.

4. Другой важной задачей науки истории отечественного государства и права является критика реакционной, антинаучной историографии, начиная с разнообразия норманнской теории происхождения древнерусского государства и заканчивая наказом несостоятельности последних концепций, клевещущих на современное российское государство и право. Западные, американские историки написали немало трудов о нашей стране, причем зачастую с позиций огульной враждебности. В некоторых трудах имеет хождение концепция восточного деспотизма, который якобы присущ русскому народу в отличие от народов Западной Европы. В связи с этим при изучении курса уделяется значительное внимание критике предвзятым, односторонним и попросту фальсифицированным суждениям, встречающимся не только в зарубежной, но и в отечественной литературе.

5. В ходе изучения учебного курса необходимо исходить из того, что история общества есть история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций, а способ производства является главной определяющей силой общественного развития. Формационное знание истории человечества имеет как критическое, так и позитивное мнение. Крупное формационное деление исторического процесса предполагает более дробную периодизацию. Прежде всего, это касается периодизации для советской истории государства и права. Подобная периодизация принята за основу и в настоящем учебном пособии.

6. Изучение истории отечественного государства и права предполагает возможность использования исторического опыта для современной практики. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Именно изучение истории государства и права России дает возможность всесторонне оценить современное российское государство и право, прогнозировать их развитие.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
5377.6kb.
Литература исаев. И. А. История государства и права России. Полный курс лекций. М.: Юрист, 1996
638.33kb.
Программа по дисциплине «теория государства и права» Методологические основы научного понимания государства и права
203.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» в 2012-2013 уч
38.15kb.
История государства и права России
1095.44kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург
3050.02kb.
Литература по курсу История государства и права зарубежных стран Аннерс Э. История европейского права. М., 1994
148.25kb.
Учебно-методический комплекс по История мировой культуры
414.47kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск бгу 2007
1894.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебные экспертизы в юридической деятельности специальности 030501 «Юриспруденция»
291.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этнология» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»
91.49kb.