УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_________ (Гарифуллин А.Х.)
План работы библиотеки
МАОУ «СОШ№4» на 2012/2013 учебный год
Настоящий план работы составлен на основе статей следующих документов: Закона « Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положении о библиотеке ГОУ»
Миссия библиотеки.
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6. Совершенствование представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
3. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ГОУ, другими библиотеками, медиатеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации
Общие сведения о библиотеке
2011/2012 учебный год
количество учащихся -762 из них читателей - 741
количество учителей - 52 из них читателей - 50
другие работники и родители 35
Итого: 819 читателей
книговыдача 25064 экз.
число посещений 11674
показатель обращаемости фонда - 0,48 указывает на перенасыщение в фонде библиотеки документов, не имеющих спроса. Необходимо освободить фонд от устаревшей и непрофильной литературы, излишней экземплярности на основе изучения его состава и использования. Возросший показатель читаемости позволяет сделать вывод о достаточной пропаганде фонда в прошедшем году.
Формирование фонда библиотеки
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
|
Работа с фондом учебной литературы
|
|
|
Подведение итогов движения фонда
|
Сентябрь-октябрь
|
|
Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2012/2013 учебный год.
|
Сентябрь-октябрь
|
|
Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы
|
Сентябрь-октябрь
|
|
Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам.
|
Май-июнь
Август-сентябрь
|
|
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования)
|
В течение года
|
|
Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2013/2014 учебный год
Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации
Согласование и утверждение бланка-заказа на 2013/2014 год администрацией школы, его передача районному методисту
|
Ноябрь
|
|
Подготовка перечня учебников, планируемых в новом учебном году, но не заказанных по бланку заказов (внебюджет)
|
В течение года
|
|
Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа
Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание, оформление картотеки.
|
В течение года
|
|
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников)
|
Декабрь,
Апрель
|
|
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
|
Октябрь-декабрь
|
|
Изучение и анализ использования учебного фонда
|
В течение года
|
|
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы
|
В течение года
|
|
Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию
|
В течение года
|
|
Ведение журнала выдачи учебников
|
Август- сентябрь
|
|
|
|
|
Работа с фондом художественной литературы
|
В течение года
|
|
Изучение состава фонда и анализ его использования
|
Декабрь
|
|
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
|
Постоянно в течение года
|
|
Учет библиотечного фонда
|
По графику инвентаризации
материального отдела
|
|
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации
|
По мере комплектования МЦ
|
|
Создание и ведение электронной книги учета поступающей литературы
|
Постоянно
|
|
Подведение итогов инвентаризации.
Списание недостающих изданий, оформление акта замены-утери. Оформление акта о проверке библиотечного фонда в материальном отделе бухгалтерии.
|
Октябрь-ноябрь
|
|
Покупка мебели для читального зала библиотеки.
Ремонт помещения библиотеки. Замена шкафов на стеллажи
|
в течение года
|
|
Выдача документов пользователям библиотеки
|
Постоянно
|
|
Работа с фондом:
оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления
соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год
обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации
|
Постоянно в течение года
|
|
Работа по сохранности фонда:
организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке
организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД
составление списков должников 2 раза в уч. г.
обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
Раз в месяц устраивать санитарный день
Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий
|
Постоянно в течение года
1 раз в месяц
Декабрь, май
Постоянно в течение года
1 раз в месяц
Постоянно в течение года
|
|
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу
|
Октябрь-декабрь
|
|
Обеспечение работы читального зала
|
В течение года
|
|
Комплектование фонда периодики
Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы
Оформление подписки на 1 полугодие 2013года
Контроль доставки
|
октябрь
|
|
Оформление подписки на 2 полугодие 2013 года
Контроль доставки
|
апрель
|
|
Справочно-библиографическая работа
Содержание работ
|
Срок исполнения
|
|
Вести тетрадь учёта библиографических справок
|
Постоянно
|
|
Создание и ведение электронного каталога нетрадиционных носителей информации
|
Октябрь-декабрь
|
|
Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий
См. темы занятий в разделе «Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся»
|
В течение года
|
|
Составлять рекомендательные списки литературы, к классным часам, юбилейным датам и праздникам.
|
По заявкам
|
|
Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности
|
В течение года
|
|
создание сайта библиотеки
|
ноябрь
|
|
Работа с читателями
Содержание работ
|
Срок исполнения
|
|
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.
|
Постоянно
|
|
Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся
|
Постоянно
|
|
Рекомендательные беседы при выдаче книг
|
Постоянно
|
|
Беседы о прочитанном
|
Постоянно
|
|
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку.
|
По мере поступления
|
|
Провести анкетирование учащихся начальной и средней школы по теме «Читаю – значит расту…»
|
Январь-февраль
|
|
Изучение и анализ читательских формуляров
|
В течение года
|
|
Работа с родительским комитетом школы
|
|
|
Методическая помощь в проведении родительских собраний.
Вывешивание рекламной информации для родителей на сайт библиотеки
|
1раз в месяц
|
|
Выступление на родительских собраниях. Пропаганда книг на родительских собраниях.
Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда библиотеки в рамках акции родителей «Подарим библиотеке книжку»
|
По плану школы
|
|
Провести анкетирование родителей на родительских собраниях по теме «Хорошее время читать!»
|
Май-июнь
|
|
Работа с педагогическим коллективом
|
|
|
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
|
На педсоветах
|
|
Консультационно-информационная работа с МО учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
|
Апрель
|
|
Оказание методической помощи к Уроку
|
Август
|
|
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет
|
По требованию МО и педагогов
|
|
Работа с учащимися
|
|
|
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки
|
Постоянно
|
|
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям)
|
1 раз в четверть
|
|
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику.
|
Постоянно
|
|
Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя.
|
Постоянно
|
|
Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек
|
В течение года
|
|
Провести школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и средней школы . «Папа, мама, я – читающая семья!»
|
Октябрь-март
День открытых дверей
|
|
Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся
Темы:
|
|
|
Организовать экскурсию в школьную библиотеку учащихся 1-х классов на тему «Туган тел». Встреча с писателями города.
|
в октябре
|
|
Знакомство с библиотекой, конкурс литературных загадок.
Запись в библиотеку учащихся 1-х классов
|
Ноябрь
|
|
Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги – 2-е классы
|
Ноябрь-декабрь
|
|
«Говорящие обложки» - самостоятельный выбор книги в школьной библиотеке. Художники-иллюстраторы детских книг – 2-е и 3-е классы
|
Декабрь
|
|
Первое знакомство с каталогом: шифр, каталожная карточка, отделы каталога и разделители – 3-и классы
|
Март
|
|
Твои первые энциклопедии, словари, справочники: обзор.
Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, указатели – 3-4 классы
|
Март
|
|
История книги. Древнейшие библиотеки – 3,4,5 классы. Мультимедийная презентация с викториной.
|
|
|
Массовая работа
Выставочная деятельность.
Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения.
Вызвать интерес к предмету через литературу.
Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе.
Плановые ежегодные выставки:
«Знакомьтесь – детские журналы »
плановая выставка «Учимся успешному чтению!» с рекомендательными списками литературы с 1 – 4 классы
Календарь знаменательных дат
Организовать в библиотеке выставку, посвященную мировой классике в целях пропаганды классических произведений для подростков (в рамках Программы Чтения)
Сентябрь (08.09.)
Выставки в помощь учебному процессу:
Выставки учебных изданий по предметным неделям
По предметным неделям.
Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей:
8 октября - 120 лет со дня рождения Марины Цветаевой (1892-1941), русской поэтессы
3 ноября - 125 лет со дня рождения Самуила Маршака (1887-1964), русского поэта, переводчика, классика детской литературы
14 ноября - 105 лет со дня рождения Астрид Линдгрен (1907-2002), известной шведской писательницы, автора 87 книг
30 ноября - 345 лет со дня рождения Джонатана Свифта (1667-1745), английского писателя-сатирика
22 декабря - 75 лет со дня рождения Эдуарда Успенского, русского писателя, автора повестей и рассказов для детей
Книги-юбиляры 2012 года
825 лет поэме «Слово о полку Игореве» (1187)
460 лет со дня выхода в свет романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1552)
315 лет книге Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни» (1697)
190 лет стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (1822)
180 лет повести А. Пушкина «Дубровский» (1832)
180 лет повести Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832)
175 лет стихотворению М. Лермонтова «Бородино» (1837)
175 лет роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837)
170 лет роману Н. Гоголя «Мертвые души» (первый том) (1842), повести Н.В. Гоголя «Шинель» (1842)
165 лет роману Ш. Бронте «Джен Эйр» (1847)
160 лет роману И. Тургенева «Записки охотника» (1852)
155 лет роману Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857)
150 лет комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (1862).
150 лет роману Виктора Гюго «Отверженные» (1862)
145 лет «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1867)
135 лет роману Л. Толстого «Анна Каренина» (1877)
115 лет пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» (1897)
110 лет пьесе М. Горького «На дне» (1902)
100 лет первой книге стихов Анны Ахматовой «Вечер» (1912)
60 лет повести Э. Хемингуэя «Старик и море» (1952)
Ежемесячные выставки к юбилейным датам татарских писателей
16 ноября Язучы, ТАССРның, РСФСРның атказанган мәдәният хезмәткәре Кояш Закир кызы Тимбикованың тууына 75 ел (1937–2004)
– 75 лет со дня роҗдения писательницы, заслуженного работника культуры ТАССР, РСФСР Кояш Закировны Тимбиковой (1937–2004)
|
|
|
15 декабря Язучы, педагог, җәмәгать эшлеклесе Хөсни Кәримнең (Хөснетдин Минһаҗетдин улы Кәримовның) тууына 125 ел (1887–1965)
– 125 лет со дня рождения писателя, педагога, общественного деятеля Хусни Карима (Хуснутдина Мингазетдиновича Каримова) (1887–1965)
|
|
|
Кол Галинең «Кыйссаи Йосыф» әсәре иҗат ителүгә 780 ел (1232). («Татар энциклопедия сүзлеге»ндә 1236 ел күрсәтелгән)
780 лет со времени создания произведения «Кыйсса-и Йосыф» Кул Гали (1232). (В «Татарском энциклопедическом словаре» указан 1236 год)
|
|
|
Воспитание здорового образа жизни
|
|
|
Создание папки материалов на тему «Искусство быть здоровым»
|
В течение года
|
|
Нравственное воспитание
|
|
|
Провести в 3-5классах обзор детских журналов
|
Март - Декабрь
|
|
Экологическое воспитание
Создание тематической картотеки «Наша планета в экологической опасности»
|
В течение года
|
|
Провести экологическую игру среди учащихся начальной школы
|
Март-Апрель
|
|
Эстетическое воспитание:
|
|
|
Организовать для начальной школы конкурс загадок по сказкам писателей-юбиляров (по календарю знаменательных дат)
|
|
|
Подготовить и провести викторину с мультимедийной презентацией посвященную году истории 8-9классах
|
|
|
Патриотическое воспитание:
|
|
|
Организовать выставку к дню Победы с беседой и конкурсом рисунков учащихся средней школы
|
Апрель
|
|
Организовать викторину для 3-4 классов по истории Великой Отечественной войны и провести обзор книг военно-патриотической тематики
|
Апрель
|
|
Набережные Челны в годы ВОВ. Мультимедиа презентация «Героические страницы моего города», «Герои Советского Союза – мои земляки»
|
Май
|
|
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам
День Знаний (помощь в подготовке праздника
|
Сентябрь
|
|
День Учителя (помощь в подготовке праздника)
|
Октябрь
|
|
Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев
|
Декабрь
|
|
Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам)
|
Конец декабря
|
|
День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов)
|
Февраль
|
|
Международный женский день. Подбор стихов, песен, сценариев
|
Март
|
|
9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для встречи ветеранов
|
Май
|
|
Повышение квалификации
Содержание работ
|
Срок выполнения
|
|
Участие в городских совещаниях, проводимых управлением образования
|
1-2 раза в месяц
|
|
Принять участие в городском конкурсе
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие с библиотеками района
Содержание работ
|
Срок выполнения
|
|
Сотрудничество по обслуживанию школьников библиотекой-филиалом
|
В течение года
|
|
Экскурсии
|
В течение года
|
|
Тематические беседы
|
В течение года
|
|
Библиографическая помощь
|
В течение года
|
|
Ведущий библиотекарь Власова М.Д