Главная страница 1

Перечень вопросов

для подготовки к экзамену

по дисциплине:

Обеспечение навигационной

безопасности плавания”


(5 курс)



  1. Классификация аварийности: кораблекрушение, авария, аварийное происшествие.

  2. Первичные формы учета при оформлении аварийных случаев (формы 1 ÷ 6).

  3. Основные причины посадок судов на мель и касаний грунта.

  4. Обстоятельства гибели т/х “Михаил Лермонтов” 15.11.1986 г.

  5. Объективные причины посадок на мель и касаний грунта.

  6. Действия судоводителя при посадке судна на мель.

  7. Основные причины столкновений судов в условиях нормальной видимости.

  8. Основные причины столкновений судов в условиях ограниченной видимости.

  9. Обстоятельства гибели лайнера “Адмирал Нахимов” 31.08.1986 г.

  10. Действия судоводителей при столкновении судов.

  11. Основные причины навалов судов.

  12. Четыре основных группы документов по обеспечению безопасности мореплавания.

  13. Характерные примеры разумной осторожности и предусмотрительности

(Пр.2 МППСС - 72).

  1. Что подразумевает термин: “Наблюдение с помощью всех имеющихся средств”.

(Пр.5 МППСС - 72)

  1. Что подразумевает Пр. 6 МППСС – 72 под безопасной скоростью?

  2. Общая характеристика узкости (Пр.9 МППСС - 72).

  3. Особенности плавания судна по системам разделения движения (Пр.10 МППСС - 72)

  4. Взаимные обязанности судов (Пр.18 МППСС - 72).

  5. Плавание судов при ограниченной видимости (Пр.19 МППСС - 72).

  6. Действия судоводителей при ситуации обгона (Пр.13 МППСС - 72).

  7. Действия судоводителей при ситуации сближения судов, идущих прямо друг на друга (Пр.14 МППСС - 72).

  8. Действия судоводителей при ситуации пересечения курсов (Пр.15 МППСС - 72).

  9. Действия судна, уступающего дорогу (Пр.16 МППСС - 72).

  10. Действия судна, которому уступают дорогу (Пр.17 МППСС - 72).

  11. Момент начала маневра расхождения при различных условиях.

  12. Величины изменения скорости и курса при маневре по уклонению от опасного сближения.

  13. Организация приема-сдачи ходовой вахты вахтенными помощниками капитана.

  14. Обстановка на ходовом мостике (“Организация мостика”).

  15. Система дублирования основных функций вахтенных.

  16. Обязанности вахтенного помощника в организации наблюдения.

  17. Периодичность радиолокационного наблюдения. Выбор шкал. Просмотр теневых секторов.

  18. Критерий безопасной скорости судна.

  19. Условия, при которых можно продолжать следовать прежней скоростью в зоне звукового контакта.

  20. Общие рекомендации по предотвращению навигационных аварий

  21. Навигационная информация: ее определение и содержание.

  22. Классификация навигационной информации (по виду измерений, своему составу, степени полноты, относительной точности, характеру измерения).

  23. Непосредственные источники погрешностей измерения.

  24. Абсолютная и относительная погрешности измерения.

  25. Случайные погрешности.

  26. Систематические погрешности.

  27. Закон распределения случайных погрешностей.

  28. Закон нормального распределения случайных погрешностей.

  29. Основные свойства случайных погрешностей, подчиненных нормальному закону распределения.

  30. Средняя квадратическая погрешность навигационного элемента (Н.Э.) или навигационного параметра (Н.П.).

  31. Расчет СКП измерения Н.П. по “отклонениям” измеренной величины от ее среднего арифметического значения.

  32. Расчет СКП измерения Н.П. по “размаху” измерений. Коэффициент “размаха”.

  33. Предельная погрешность измерения Н.П. погрешность с заданной вероятностью.

  34. Значения СКП основных навигационных элементов из опыта плавания.

  35. Навигационный параметр: его определение и примеры для основных способов определения места судна.

  36. Изолиния навигационного параметра: ее определение и вид для пеленга, дистанции, горизонтального угла, высоты светила.

  37. Навигационная изолиния визуального пеленга на ориентир и расстояния между судном и ориентиром: их вид и формульное выражение.

  38. Навигационная изолиния горизонтального угла между двумя ориентирами: ее вид и формульное выражение.

  39. Навигационная изолиния разности расстояний между двумя ориентирами: ее вид и формульное выражение.

  40. Навигационная изолиния радиопеленга, взятого с радиомаятника на судно: ее вид и формульное выражение.

  41. Навигационная изолиния радиопеленга, взятого с судна на радиомаяк: ее вид и формульное выражение.

  42. Навигационная изолиния высоты светила: ее вид и формульное выражение.

  43. Градиент навигационного параметра: его определение, общая формула.

  44. Градиент расстояния до ориентира: его модуль и направление.

  45. Градиент пеленга, взятого с судна на ориентир: его модуль и направление.

  46. Линия положения: ее определение и два основных свойства.

  47. СКП линии положения (mлп): общая формула и ее анализ.

  48. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места, полученного по двум линиям положения: правила построения, общая формула.

  49. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места, полученного по двум линиям положения для 0 = 90°.

  50. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места, полученного по двум линиям положения при равноточных наблюдениях.

  51. Радиальная (круговая) предельная погрешность обсервованного места судна.

  52. Радиальная (круговая) погрешность обсервованного места судна с заданной вероятностью.

  53. Значения СКП основных элементов счисления из опыта плавания.

  54. Вероятнейшая погрешность счисления.

  55. Коэффициент точности счисления (Кс).

  56. Радиальная (круговая) СКП счисления (для интервалов счисления t ≤ 2 часа).

  57. Радиальная (круговая) СКП счисления (для интервалов счисления t > 2 часов).

  58. Методика расчета “Кс” по невязкам в счислении (для t ≤ 2 часа).

  59. Методика расчета “Кс” по невязкам в счислении (для t > 2 часов).

  60. Методика расчета среднего весового значения “Кс” для района плавания.

  61. Радиальная (круговая) СКП счислимого места судна.

  62. Радиальная (круговая) предельная погрешность счислимого места судна.

  63. Вероятнейшее место судна из двух обсервованных мест без учета счислимого места.

  64. Вероятнейшее место судна из двух обсервованных мест с учетом счислимого места.

  65. Радиальная (круговая) СКП вероятнейшего места судна.

  66. Исключение фигуры погрешностей методом биссектрис.

  67. Приближенные формулы для расчета радиальной (круговой) СКП обсервованного места, полученного по 3-м и 4-м линиям положения.

  68. Отыскание вероятного места в фигуре погрешностей центрографическим методом с оценкой его точности.

  69. Расчет периодичности определения места судна для обеспечения заданной точности плавания (при t ≤ 2 часа).

  70. Расчет периодичности определения места судна для обеспечения заданной точности плавания (при t > 2 часов).

  71. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания.

  72. Расчетная глубина моря в данной точке на заданное время.

  73. Динамическая осадка судна.

  74. Изменение осадки судна за счет изменения плотности воды.

  75. Изменение осадки судна за счет крена судна.

  76. Изменение осадки судна на волнении.

  77. Изменение осадки судна на мелководье.

  78. Минимальная безопасная глубина.

  79. Навигационный и общий расчетный запас глубины под килем.

  80. Проходная осадка судна.

  81. Опасная (ограждающая) изобата.

  82. Геометрическая полоса движения судна при отсутствии возмущающих факторов и при их наличии.

  83. Боковое смещение судна с линии заданного пути (Уб).

  84. Наибольшее маневренное смещение судна с линии заданного пути.

  85. Ширина полосы движения судна при неизвестной и известной стороне уклонения судна от линии заданного пути.

  86. Требуемая ширина фарватера при одностороннем и двустороннем движении.

  87. Задачи, решаемые навигационными методами контроля за местом и курсом судна.

  88. Главные характеристики навигационного метода контроля за местом и курсом судна.

  89. Штурманские методы контроля за местом и курсом судна: их краткая характеристика.

  90. Условия, при которых обсервация считается надежной.

  91. Недостатки штурманских методов контроля за местом и курсом судна.

  92. Лоцманские методы контроля за местом и курсом судна.

  93. Ведущая, ограждающая и контрольная изолиния (линии положения).

  94. Достоинства и недостатки лоцманских методов контроля за местом и курсом судна.

  95. Задачи навигационного обеспечения безопасности плавания при подготовке штурманской части к рейсу.

  96. Задачи навигационного обеспечения безопасности плавания при проработке маршрута перехода.

  97. Задачи навигационного обеспечения безопасности плавания на переходе.

  98. Когда место судна определяется обязательно?

  99. Требования ИМО и МАМС к точности судовождения.

  100. Что должна обеспечить штурманская работа на переходе по маршруту?

  101. Частные критерии оптимального (наивыгоднейшего) пути судна.

  102. Общая характеристика оптимального (наивыгоднейшего) пути судна.

  103. Общая характеристика лоскодромии.

  104. Общая характеристика ортодромии – дуги большого круга.

  105. Общая характеристика составного плавания судна при океанских переходах.

  106. Общая характеристика стандартного климатического пути судна.

  107. Физическая сущность явления приливов и отливов.

  108. Классификация приливов по своей периодичности и характеру изменения уровня воды.

  109. Основные элементы прилива.

  110. Тропические, фазовые и параллактические неравенства приливов.

  111. Таблицы приливов и задачи, решаемые с их помощью.

  112. График прилива и правила его построения.

  113. Предвычисление приливов по гармоническим постоянным.

  114. Сведения о приливо-отливных явлениях, помещаемых на картах.

  115. Атласы приливо-отливных явлений.

  116. Особенности выбора и счисления пути судна в морях с приливами.

  117. Общая характеристика “стесненных вод”.

  118. Основные особенности условий плавания в стесненных водах.

  119. Выбор безопасной скорости судна при плавании в стесненных водах.

  120. Навигационные особенности плавания в стесненных условиях.

  121. Специальные меры, обеспечивающие безопасность плавания в стесненных водах.

  122. Особенности навигационной подготовки к плаванию в стесненных условиях.

  123. Меры предосторожности при плавании через опасные участки в стесненных водах.

  124. Обязанности судоводителя при плавании в стесненных водах.

  125. Особенности плавания судна по системам разделения движения.

  126. Действия судоводителя при получении предупреждения поста УДС о выходе судна из полосы одностороннего движения.

  127. Расчет поворота судна для постоянного угла перекладки руля (стесненные воды).

  128. Расчет поворота судна для постоянной угловой скорости поворота (стесненные воды).

  129. Что предусматривает четкая организация службы на мостике при плавании в стесненных водах?

  130. Действия судоводителя при плавании: в стесненных водах по створам.

  131. Навигационное обеспечение постановки судна на якорь.

  132. Что должно быть учтено при выборе места якорной стоянки?

  133. Транспортный поток судов, его основные характеристики.

  134. Классификация судопотоков по продолжительности действия, составу судов, значению, структуре, взаимному расположению и организации движения.

  135. Методы управления потоком судов.

  136. Радиолокационный контроль за движением судов.

  137. Радиолокационная проводка судов.

  138. Регулирование движения судов.

  139. Лоцманская проводка судов.

  140. Цели установления путей движения судов.

  141. Что включает в себя система установления путей движения судов?

  142. Основные элементы системы разделения движения судов.

  143. Секторное разделение движения судов.

  144. Требования к установленным путям движения судов.

  145. Требования к судам, использующим системы разделения движения (СРД).

  146. Мероприятия, выполняемые судоводителем при первых признаках ухудшения МЕТЕО видимости.

  147. Навигационные особенности ледового плавания.

  148. Действия судоводителя при входе в зону вероятной встречи со льдом.

  149. Меры предосторожности при плавании судна в зонах вероятной встречи со льдом.

  150. Особенности контроля за местом и курсом судна при плавании во льдах.

  151. Расчет исходной точки поиска судна, терпящего бедствие.

  152. Расчет вероятного района поиска судна, терпящего бедствие.

  153. Схемы маневрирования при поиске объекта спасания для одного поискового судна.

  154. Схемы маневрирования при поиске объекта спасания для двух поисковых судов.

  155. Схемы маневрирования при поиске объекта спасания для трех поисковых судов.

  156. Зоны вероятного и достоверного обнаружения объекта поиска.

Кафедра “Судовождения”




Смотрите также:
“Обеспечение навигационной безопасности плавания”
88.29kb.
1. Характеристики навигационной безопасности условий плавания на мелководье
46.37kb.
Из истории развития плавания
1337.96kb.
Материально-техническое обеспечение
43.75kb.
Приоритетные задачи развития государства на современном этапе: социальное государство, стимулирование экономики, обеспечение безопасности, прав и свобод граждан
118.25kb.
Постановление От 13 декабря 2006 г. N 33 об утверждении санитарных правил сп 6 2154-06 "обеспечение радиационной безопасности при комплексной утилизации атомных подводных лодок"
697.4kb.
Инструкция по безопасности. Всегда следуйте данной инструкции для вашей безопасности и безопасности других
48.63kb.
Свободное программное обеспечение (спо) это программное обеспечение, распространяемое на условиях так называемых открытых или свободных лицензий
665.16kb.
Фолии: Технология конструкционных материалов
38.5kb.
О концепции методической системы обучения информационной безопасности в вузе
32.58kb.
Glossary of Information Security Terms Глоссарий терминов по информационной безопасности
289.18kb.
С. Г. Палий Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете физики
52.61kb.