Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5







А. В. КОЗЛОВ



Ле низ дат • 1986

75.717.5 К59

Составитель А. М. Кондратов

„ _4202000000—215

М171(03)-8б" 86

© Лениэдаг, 1986

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ

Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, кулачным боем, лыжным спор­том и бегом, потому что оно тесно связано с трудом, бытом и военной деятельностью людей. Оно начало развиваться в глубокой древности и высшего развития достигло в тех районах земли, где имелось большое количество морей, рек, озер. Известно, что лучшими пловцами среди первобытных народов были жители Южной и Центральной Европы, Ав­стралии, Южной Америки, островов Тихого океана. О рас­пространении плавания среди мужчин, главным образом среди воинов, а также и среди женщин, свидетельствуют рисунки на стенах храмов, вазах, ювелирных изделиях древних Вавилона, Египта, Ассирии. На рисунках изобра­жены люди, выполняющие движения, похожие на движе­ния плавания саженками, брассом и дельфином.

Наибольшего развития плавание достигло.во втором и первом тысячелетиях до нашей эры в Древней Греции и Риме. Характерно, что там считали недостаточно культур­ным человека, который не умел ни плавать, ни читать. Пла­вание входило в программы ежегодных древнегреческих празднеств в Гермионе и Истмийских игр. Начиная с 1330 года до нашей эры на Коринфском перешейке в честь бога морей Посейдона раз в два года проводились соревнова­ния по плаванию. Лучшими пловцами Греции считались жители островов Делос, Левкал и города Анфедона. При палестрах (местах для занятий гимнастикой) сооружались искусственные бассейны для плавания.

Несмотря на широкое распространение плавания в Древней Греции, оно все же не имело там определенного места в системе физического воспитания, а служило лишь средством развлечения, гигиены и военного дела.

В Римской империи плавание было широко распростра­нено среди различных слоев населения. Оно использовалось как средство военной подготовки взрослых людей, как сред­ство закаливания и врачевания, как прикладной и гигие-

3


нический навык. Из литературных источников известно, что плавание входило в программы массовых зрелищ в виде пантомим, хороводов в воде, водного балета, в которых участвовали юноши и девушки. В Римской империи плава­ние включалось в систему физического воспитания детей. Есть сведения, что обучением римлян занимались рабы или вольноотпущенные.

В Римской империи строились открытые и закрытые плавательные купальни. Они сооружались при термах (го­рячих банях). Известно, что при термах Каракаллы разме­ры купальни составляли 56x23 м, а при Диоклетианских термах—100X50 м. Археологические раскопки показыва­ют, что при термах строились залы для философских бесед, помещения для отдыха. Интерьер этих сооружений отли­чался богатым убранством. Термы посещались семьями, в них назначались деловые встречи, и они являлись как бы общественными клубами.

В эпоху раннего средневековья, после падения Рим­ской империи (476 г.), культура Западной Европы пришла в упадок. Под гнетом духовенства, проповедовавшего бод­рость духа и немощность плоти, физические упражнения запрещались. Занимающихся плаванием в школах били розгами. Только в романских и германских странах Запад­ной Европы, и то далеко не повсеместно, плавание входи­ло в систему физического воспитания военного дворянства и лишь на первой ступени воспитания юношей, то есть до достижения ими 14:летнего возраста.

Подчиняясь религиозным канонам средневековья, за­прещающим открывать тело и-совершать «омовение», чело­вечество дорого платило за это. Эпидемии тифа, холеры, чумы, оспы периодически захлестывали Западную Европу, унося тысячи жизней. Несколько позднее гуманисты Руссо, Рабле и другие просветители эпохи раннего Возрождения пропагандировали плавание как полезный и жизненно не­обходимый навык.

Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искус­ными пловцами. В эпической литературе, в летописных преданиях указывается, что отличительным качеством сла­вянских воинов было умение смело действовать в воде, плавать, нырять. По словам византийского военачальника Маврикия (VI в. и. э.), «славяне способны переправляться через реки потому, что они больше и лучше, чем осталь­ные люди, умеют держаться на воде. Славяне, со свойст-

венной им смекалкой, с целью обмануть противника ло­жатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длин­ные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды. Это они мо­гут выдержать долгое время так, что совершенно нельзя догадаться об их присутствии».

С успехом использовали плавание восточные славяне в походах князя Олега в 967 году на Византию и в сраже­ниях с половцами на берегах Каяла в период царствования князя Игоря Святославича (1151—1202 гг.). В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин описывает оса­ду города Брянска Лжедмитрием II (1608 г.): «Русские во­ины бросились вплавь через реку на помощь осажденным, они плыли, разгребая лед, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью».

Широкое распространение плавания среди славянского населения нашло свое отражение в религиозных обрядах «купания», «омовения», ныряния за крестом в прорубь в крещенский праздник 6 января.

Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от рус­ских моряков требовалось полное освоение «вольного мо­ря», в том числе умение отлично плавать и долго держать­ся на воде. Начиная с 1688 года в учения войск начали включать форсирование водных преград. С 1719 года обу­чение плаванию было введено в программу учебных дис­циплин сначала в Морской академии, а затем и в- других военных училищах. Особенно большое внимание плаванию как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки. В историю войн России вошел подвиг офицера Павла Концова, который в 1770 году совершил проплыв с гибнувшего фрегата. Почти 28 километров до берега он преодолел за 12 часов.

Чрезвычайно большое значение купанию как фактору укрепления здоровья придавал В. И. Ленин. В 1897 году, находясь в ссылке, в одном из писем М. А. и М. И. Улья­новым он пишет: «В гигиеническом отношении я устроился здесь вряд ли хуже, чем вы в Шпице: тоже купаюсь (иногда по два раза в день) з Енисее, гуляю, охочусь».

Бонч-Бруевич, будучи на отдыхе с Владимиром Ильичей в июне 1917 года в Финляндии, вспоминает:

«Нередко, по большей части с Марией Ильиничной, а иногда и со всей нашей компанией, он ходил гулять к боль­шому озеру, на берегу которого любил подолгу просижн-




4

5

вать. Несколько раз я ходил с ним купаться, и так как Владимир Ильич был замечательный пловец, то мне быва­ло жутко смотреть на него: уплывет далеко-далеко и там где-то ляжет и качается на волнах... Я знал и предупреж­дал его, что в озере есть холодные течения, что оно вулка­нического происхождения и потому крайне глубокое, что в нем есть водоворот, омуты, что, наконец, в нем тонет много людей и что поэтому надо быть осторожным и не заплывать далеко... Куда там!

  • Тонут, говорите... — переспросит бывало Владимир Ильич, аккуратно раздеваясь.

  • Да, тонут, вот еще недавно...

  • Ну, мы не потонем... Холодные течения, говорите,— это неприятно... Ну, ничего, мы на солнышке погреемся... Глубоко?

  • Чего уж глубже!..

  • Надо попробовать достать дно... <...>

Играет с водой и двигается, и ныряет, точно он всю жизнь только и делал, что плавал и был на воде. Вдруг опять его нет! Ждешь, ждешь... Нет и нет! И опять плывет еще дальше, голова чуть виднеется... потом сразу "пере­вернулся и зачесал саженками, да какими! Сильными, ог­ромными... <...>

Меня встречают и спрашивают:

— Кто это с вами вчера купался?.. Ну и пловец!.. <...>
По нашим местам понеслась молва о прекрасном плов­
це— офицере Балтийского флота, и я, к ужасу своему, за­
метил на другой день, что в часы купания гуляющих на
берегу озера стало больше» К

Развитие спортивного плавания в России относится ко второй половине XIX века. Первые соревнования были про­ведены в Петербурге в саперных бригадах воинских частей. К соревнованиям допускались пловцы, способные выпол­нять ряд сложных спортивных и прикладных нормативов. В 90-х годах XIX века Петербург становится центром спор­тивного плавания среди гражданского населения, России. Там создаются кружки «любителей плавания». В 1908 году по инициативе доктора В. Н. Пескова в России начала ра­ботать первая школа плавания. В дачной местности, в по­селке Шувалово вблизи Петербурга, был сооружен 25-мет­ровый бассейн с вышкой для прыжков в воду и трибунами для зрителей. Школа готовила спортсменов и специалистов

« Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания о Ленине, Изд. 2-е. М., Наука, 1969, с. 99—101,

по обучению и подготовке пловцов к соревнованиям. К 1914 году здесь уже занималось около 500 человек.

В эти же годы по инициативе любителей плавания были созданы общества в Москве, Риге, Киеве, Баку, Таллине, Харькове и других городах России.

В 1912 году команда русских пловцов приняла участие в Олимпийских играх в Стокгольме. Выступление их ока­залось неудачным, они заняли последнее место. Низкий уровень спортивных результатов объясняется тем, что, не­смотря на большую популярность плавания в стране, ши­роким слоям населения недоступно было участие в люби­тельских обществах.

В первые годы Советской власти, отбивая натиск бе­логвардейцев и иностранных интервентов, Советское прави­тельство принимает решение о введении всевобуча, где бы­ло учтено огромное военно-прикладное значение плавания. Всевобуч многое сделал для развития плавания в стране. Создание в дальнейшем Московского, Ленинградского ин­ститутов физической культуры и спортивных обществ спо­собствовало развитию плавания в крупных городах. Од­ним из главных центров спортивного плавания в стране продолжал оставаться Петроград, в котором сохранились опытные кадры — выпускники шуваловской школы.

С переходом страны на мирные условия развития этим видом спорта начинают заниматься почти во всех круп­ных городах. Однако уровень подготовки пловцов Москвы и Ленинграда до 30-х годов оставался недосягаемым для других городов Советского государства. Причинами этого было отсутствие зимних плавательных бассейнов, недоста­ток квалифицированных преподавательских кадров, низкое качество специальной литературы.

С введением комплекса ГТО в 1931 году плавание стало не только более доступным, но и обязательным для физ­культурников, вовлеченных в подготовку к сдаче норм. Плаванием начали заниматься все без исключения: дети, молодежь, взрослое население. Это не замедлило сказаться на росте спортивных результатов. Перед началом Великой Отечественной войны советские пловцы С. Бойченко и Л. Мешков в способе баттерфляй превышали мировые до­стижения, а в десятке сильнейших кролистов-спринтеров мира были два советских пловца — В. Ушаков и Л. Меш­ков.

После Великой Отечественной войны, с увеличением се­ти плавательных бассейнов и ростом массовости, спортив­ное плавание стало неуклонно развиваться,



6

ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

Под техникой движения в любом виде спорта понима­ются наиболее рациональные двигательные действия, спо­собствующие достижению максимального спортивного ре­зультата. В плавании только в соревнованиях вольным сти­лем техника движений не ограничена правилами. При пла­вании на спине, брассом или дельфином максимальная ско­рость может быть достигнута лишь при заданных формах движений.

Техника любого способа плавания тесно связана с гид­ромеханическими свойствами воды. Она также зависит от развитости таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, способность ощущать давление воды при гребковых движениях. Например, траектория движения ки­сти во время гребка у юного пловца заметно отличается от опытного спортсмена с развитой силой.

В отличие от плотных сред вода обладает текучестью. Ее молекулы легко перемещаются относительно друг друга при воздействии внешних условий. Смещения отдельных молекул обусловлены силами трения, возникающими меж­ду ними. Как известно, это явление называется вязкостью жидкости. При повышении температуры вязкость жидкости уменьшается. Вязкость воды увеличивается, если в ней ра­створены какие-либо вещества. Так, в морской воде, вклю­чающей в себя неорганические элементы, вязкость заметно выше, чем в пресной воде. Поэтому при плавании в мор­ской воде пловец способен делать более сильный гребок, чем в пресной.

Любое тело, погруженное в воду, испытывает гидроста­тическое давление. Силы гидростатического давления воды направлены перпендикулярно к любой части тела и повыша­ются с увеличением глубины погружения. При погружении в воду на 1 м давление воды возрастает на 0,1 кг/см2. Со­гласно закону Архимеда на тело, погруженное в воду, дей­ствует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости. Объем жидкости, вы-

8

тесненной телом, имеет центр тяжести, который называется центром давления или центром выталкивающих сил.

Если вес тела больше веса вытесненной им воды, то тело имеет отрицательную плавучесть и погружается на дно. Если же вес вытесненной телом воды больше веса те­ла, то тело плавает по поверхности и в этом случае имеет положительную плавучесть. Если же вес вытесненной телом воды равен весу тела, то оно может находиться в неподвиж­ном положении на любой глубине. Такая плавучесть на­зывается нулевой или нейтральной. Практически нулевой плавучести не бывает, так как нет абсолютного равенства между весом тела и весом вытесненной им воды.

Плавучесть любого тела зависит от его удельного веса и удельного веса воды. Разные ткани человеческого тела имеют и различный удельный вес. Наибольший удельный вес, равный 1,7—1,9 г/см3, имеет костная ткань. Несколько меньше удельный вес мышечной ткани—1,04—1,08 г/смь. Наиболее легкая в теле человека — жировая ткань. Ее удельный вес равен 0,92—0,94 г/см3. В суммарном выраже­нии все ткани человеческого тела имеют удельный вес, рав­ный или несколько больший 1 г/см3. Удельный вес челове­ческого тела зависит от глубины вдоха. При полном вдохе, по усредненным данным, он может быть равным 0,98 г/см3.

Тело, погруженное в воду, находится в неподвижном по­ложении только в том случае, если выталкивающая сила равна силе тяжести и центры выталкивающих сил и сил тяжести находятся на одной вертикали. У человека центр тяжести и центр выталкивающих сил в большинстве слу­чаев не совпадают. Это связано с тем, что разные части те­ла имеют разный удельный вес. Ноги, состоящие в основ­ном из более тяжелых костной и мышечной тканей, имеют больший удельный вес, чем туловище и руки. Центр тя­жести тела человека при положении рук вдоль тела распо­лагается в поясничной части, а центр выталкивающих сил воды на 8—10 сгл смещен в сторону головы. В случае, ког­да между этими разнонаправленными силами имеется ка­кое-либо расстояние, возникает момент вращения и ноги погружаются вниз. Вращение будет продолжаться до тех пор, пока сила тяжести и выталкивающая сила не зай­мут место на одной вертикали.

Месторасположение центров может меняться в зависи­мости от позы человека. Если человек лежит на поверх­ности с вытянутыми за головой руками, то центр тяжести и центр выталкивающих сил, перемещаясь, могут выйти на одну вертикаль. Тело человека в этом случае будет на­ходиться в устойчивом положении. Люди, имеющие средне-



9

или слаборазвитую костную и мышечную ткань ног, спо­собны в таком положении без движения лежать на поверх­ности воды.

Известно, что любое тело при движении в жидкости сообщает ускорение прилегающим к нему ее слоям, инер­ция которых создает лобовое или общее сопротивление. Величина этого сопротивления зависит от скорости тела, его формы и условий его обтекания струями жидкости. На­ибольшее лобовое сопротивление возникает при движении тела с плоской поверхностью, расположенной перпендику­лярно движению. При движении пластины ребром сопро­тивление будет значительно меньше, так как уменьшится масса жидкости, движущаяся перед телом. Лобовое сопро­тивление можно уменьшить, улучшив условия обтекания. Наиболее обтекаемо тело каплевидной формы. Лобовое со­противление включает в себя сопротивление трения, вихре­вое (турбулентное) и волновое сопротивление.

Сила сопротивления движению тела в воде равна сум­ме всех видов сопротивления, и оно равно потере телом кинетической энергии на единицу пути движения. Точный теоретический расчет общего сопротивления является чрез­вычайно сложным и громоздким, а количество различных переменных величин и математических уравнений^ очень велико. Например, опытным путем с достаточной для прак­тических целей точностью определено, что общее сопротив­ление тел на скорости 5—6 м/с пропорционально квадрату их скорости движения.

Приблизительная формула сопротивления человеческо­го тела жидкости имеет следующий вид:



где Сх — коэффициент лобового сопротивления, зависящий от формы тела, качества поверхности и количества высту­пающих частей подводной части тела; Р — плотность сре­ды, в которой движется тело; v — скорость движения тела; S — миделевое сечение. Для тел, имеющих так называемую в гидромеханике неправильную форму, S определяется как площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную движению. Из-за сложности определения Сх и S формула общего сопротивления для расчетов не применяется, но она показывает влияние ее составляющих на величину сопро­тивления воды.

Спортивное плавание относится к циклическим видам спорта. Цикл движений пловца рассматривается относи-

тельно одной или обеих рук. Так, если в кроле на груди на­чалом цикла считать начало гребка правой руки, то он бу­дет включать гребок и подготовительное движение этой руки и закончится моментом окончания входа ее в воду. За это время другая рука так же совершает полный цикл движения, но из другого исходного положения, а ноги, в зависимости от способа согласования, два, четыре или шесть ударных движений.

В цикле движений скорость тела пловца меняет свои значения. Она уменьшается при выполнении подготовитель­ных движений и возрастает в наиболее эффективной части гребковых движений. В связи с этим у пловцов имеют ме­сто положительные и отрицательные ускорения. Разница между максимальными и минимальными значениями ско­рости в цикле движений в разных способах плавания раз­лична. Наибольшие различия наблюдаются в способе брасс, наименьшие — в кроле на груди.

Любое тело, находящееся в воде, испытывает действие движущих сил и сил гидродинамического сопротивления. При горизонтальном расположении тела равнодействую­щая движущих сил и равнодействующая сил гидродинами­ческого сопротивления располагаются на одной горизон­тальной линии. При плавании спортивными способами по­ложение тела по отношению к горизонтали меняется. Угол между осью тела и поверхностью воды называется углом атаки. Он является положительным, если голова и плечи находятся выше ног, и отрицательным, если голова и плечи ниже ног. В первом случае появляется дополнительная подъемная гидродинамическая сила, во втором — топящая. Топящая гидродинамическая сила всегда отрицательно ска­зывается на скорости плавания.

Сила тяги возникает в результате выполнения гребко­вых движений конечностями. Перемещаясь в воде, конеч­ности встречают сопротивление воды. Оно зависит от ско­рости перемещения их гребущих поверхностей, коэффици­ента обтекания их жидкостью, миделевого сечения и скоро­сти движения. Чем больше эти показатели, тем выше сила сопротивления: Величина силы тяги рук пловца может до­стигать 25—30 кг, ног (например, в кроле на груди) — 10—15 кг. В первой части гребкового движения гребковая сила может быть расчленена на две составляющие — подъ­емную силу и силу тяги, в последней части гребка состав­ляющими будут топящая и сила тяги. Определение вели­чины и направления составляющих гребковой силы произ­водится графически по кинограммам, по правилу паралле­лограмма разложения сил.



10

И

Технику работы рук и ног делят на отдельные элемен­ты. Это помогает лучше анализировать отдельные части движений, выявлять недостатки технической подготовлен­ности и эффективнее решать задачи совершенствования двигательного навыка. В движениях рук различают гребко-вые, или рабочие, и подготовительные движения. В каждом способе гребок условно делится на три части. Первая на­зывается захватом или наплывом — в зависимости от того, как она выполняется. В этой части рука подготавливается к гребку и начинает развивать давление на воду. Вторая часть, разгоняющая тело, называется подтягиванием, и третья, заключительная,— отталкиванием. В любом способе плавания активные движения выполняет и туловище. В зависимости от способа оно может поворачиваться вокруг продольной или поперечной оси.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Приступать к обучению необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет4 навы­ком плавания. Подготовленность определяется непосредст­венно в воде. В группу наименее подготовленных включа­ются те люди, которые не умеют передвигаться по поверх­ности воды и боятся воды. По внешним признакам чувст­во водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой под воду, открывать под водой гла­за, в постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передви­жению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии Ю—15 м, в четвертую группу включаются люди, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше

25 м.

Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются мужчины и женщины, девочки и мальчики. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту сущест­венно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6—7 лет, 8—10 лет, 11 — 14 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше про-



водить индивидуальные занятия. При групповой форме ор­ганизации обучения детей дошкольного возраста могут ус­пешно решаться отдельные, частные задачи, например обу­чение упрощенным движениям ногами в кроле на спине, руками в кроле на груди и дельфине.

Начинать обучение людей, которых можно отнести к первой, второй и третьей группам подготовленности, реко­мендуется с так называемых подготовительных упражне­ний по освоению с водой. Эти упражнения знакомят зани­мающихся со свойствами воды, прививают навыки погру­жения, всплывания, лежания на воде, скольжения и дыха­ния в воду.

Упражнениями по ознакомлению со свойствами воды будут движения под водой прямыми или согнутыми в лок­тях руками наружу и вовнутрь, вниз и вверх. Движения ру­ками надо выполнять ладонью вперед или ребром ладони. Возникающее при этом разное сопротивление воды созда­ет у занимающегося представление, что при определенном положении кисти о воду можно опираться, от нее можно отталкиваться.

В группу упражнений по освоению с водой рекомендует­ся включать приседания до касания подбородком воды, вы­прыгивания толчком ото дна, ходьбу по дну бассейна с подгребающими движениями рук, помогающими удержи­вать тело в вертикальном положении.

Ознакомив занимающихся со свойствами воды оказы­вать сопротивление движению, приступают к изучению дви­жений на погружение тела под воду. Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью. Поэтому ведущему занятие нельзя спешить. Человек должен, в первую очередь, поверить в то, что при погружении головы'вода не попадет в нос, уши, не проник­нет в рот, что для этого необходимо лишь держать голову вертикально и выполнять погружение медленно, равномер­но опускаясь под воду и также поднимаясь вверх.

При обучении погружению необходимо придерживать­ся следующих правил.

При погружении под воду тело должно сохранять вер­тикальное положение, при этом голову нельзя наклонять лицом вниз. Это правило особенно важно соблюдать при обучении в морской воде, когда опускание грудью вниз приводит лишь к отрыву ног ото дна.

Обучение погружению надо проводить без плаватель­ных очков. При опускании под воду глаза должны быть приоткрыты. Если занимающийся будет широко открывать глаза, то под верхнее веко могут попадать ресницы и вызы-




12

13

вать при этом боль. Кроме того, при широко открытых гла­зах в соприкосновение с водой входит значительная по­верхность роговицы глаза, что иногда вызывает ее раздра­жение, а при длительном контакте — появление тумана в глазах, быстро проходящего после окончания занятия.

В начале изучения погружения нельзя допускать, что­бы занимающийся зажимал в воде нос рукой, а после вы­хода из воды вытирал лицо руками и тер глаза. Волосы должны быть убраны под шапочку. Они особенно мешают в то время, когда пловец поднимает голову из воды. Вода, стекающая с них, нередко при последующем вдохе попа­дает в нос или в рот. Неприбранные волосы, особенно ес­ли они длинные, заставляют выполнять лишние движения руками, чтобы снять их с лица. В последующих упражне­ниях, когда руки будут заняты плавательными движения­ми, волосы станут заметно задерживать освоение двига­тельного навыка.

Если занимающийся выполняет погружение в резиновой шапочке, то необходимо следить за тем, чтобы шапочка не закрывала уши. При закрытых ушах вода тонкими струями просачивается под резину и проникает в наружный слухо­вой проход, вызывая неприятные ощущения похолодания, щекотания и потерю остроты слуха. Иногда при этом сер­ное вещество наружного слухового прохода набухае*т и по­теря остроты, слуха сохраняется некоторое время после окончания занятий.

В случае, если у занимающегося имеется боязнь погру­жения, осваивать его надо по частям. Вначале необходимо научить погружаться до подбородка, затем до носа, бро­вей, и только после этого можно давать задание на полное погружение.

Упражнение на погружение можно считать изученным, лишь когда занимающийся выполняет его без напряжения. Показатель этого — расслабленные мышцы лица, способ­ность приоткрывать глаза в воде и видеть под водой пред­меты или их контуры, возможность задержаться под водой хотя бы на несколько секунд.

После изучения погружения следует переходить к обу­чению выдохам в воду. Среди специалистов по плаванию существует единодушное мнение, что освоение дыхания в воду является наиболее важным элементом процесса обу­чения технике спортивных способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит каче­ство выполнения движений ног, движений рук и их согла­сования в любом способе плавания. В различных учебни­ках и методических пособиях рекомендуется осваивать ды-

хание после изучения таких подготовительных упражнений, как всплывание, лежание и скольжение. Автор этих строк, опираясь на свой опыт, предлагает начинать изучение ды­хания сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с упражнениями на всплывание, лежание и сколь­жение.

Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода. Вода, попадая в дыхательные пути, вызывает рефлекторный спазм голо­совой щели с кратковременной непроизвольной задержкой дыхания. Проникновение воды в нос, если ее температура ниже 20°, вызывает болевые ощущения в районе лобных пазух и гайморовых полостей. Неправильные приемы обу­чения дыханию с сопутствующими неприятными ощущени­ями приводят к отказу от выполнения упражнений и часто являются причиной прекращения занятий плаванием. Для того чтобы избежать этих ошибок, необходимо придержи­ваться определенных правил.

Изучение дыхания следует начинать с самых простых упражнений. Вначале, опустившись в воду до линии рта, надо выполнять выдох на воду, как дуют на блюдце с го­рячим чаем. Губы при этом немного вытянуты вперед, на­пряжены, и щель между ними такого размера, который обеспечивает необходимую скорость воздушного потока, способного препятствовать попаданию воды в рот.

При погружении головы до линии носа и выполнении выдоха через рот необходимо стремиться к тому, чтобы вы­дох всегда был равномерным, глубоким и непрерывным. За­канчиваться он должен после того, когда рот окажется на поверхности воды.



Рис. 1


При погружении головы до линии бровей или при пол­ном погружении головы выдох в воде необходимо начинать через рот, а заканчивать его через нос (рис. 1, а). При этом очень важно, чтобы окончание выдоха приходилось в тот момент, когда нос появляется над поверхностью воды.


14

15


Последующие упражнения на дыхание следует выпол­нять с наклоном головы лицом вниз при вертикальном по­ложении туловища (рис. 1, б). Такой вариант дыхания бу­дет применяться в дальнейшем при изучении движений ног в кроле на груди, брассе и дельфине, а также при изуче­нии движений рук в способах брасс и дельфин. Выдох при положении головы лицом вниз осваивается несколько слож­нее, так как вода легче попадает в полость носа. Поэтому, в отличие-от предыдущего упражнения, занимающемуся не­обходимо научиться регулировать направление потока вы­дыхаемого воздуха, увеличивая его, при необходимости, в сторону носоглотки. Следует заметить, что не все занима­ющиеся могут успешно справляться с этой задачей. Педаго­гу необходимо специально обращать внимание на этот эле­мент действий.

Наиболее сложным для выполнения является вариант выдоха в воду с приподнятым вверх лицом (рис. 1, в). Та­кое положение головы свойственно для плавания и для сколь­жения под водой на спине. При выдохе в воду с лицом, приподнятым вверх, вода беспрепятственно заливает носо­вую полость. Поэтому при таком положении головы выдох необходимо делать только через нос. Научиться выдыхать через нос с приподнятым лицом непросто, для этого требу­ется умение создать достаточно сильный поток воздуха, что­бы не допустить попадания в него воды. Выдохи с припод­нятым лицом рекомендуется делать при небольшом погру­жении в воду, так как при глубоком погружении длитель­ность упражнения увеличивается и воздуха в легких может оказаться недостаточно для создания воздушного потока, препятствующего проникновению воды.

Методические рекомендации к упражнениям, применя­емым для изучения выдохов в воду, можно свести к двум основным правилам: выдох в воде должен быть непрерыв­ным; он должен заканчиваться над водой через нос. При соблюдении этих правил обучение дыханию проходит бы­стро и, что самое главное, навык дыхания является устой­чивым. Это создает благоприятную основу для изучения спортивных способов плавания.

Следующими подготовительными упражнениями явля­ется всплывание. Как только обучающийся убедится, что он безо всяких усилий может подниматься к поверхности воды, у него исчезает страх и появляется уверенность, что можно научиться плавать по поверхности воды. Наиболее распространенным упражнением на всплывание является «поплавок», или, как его еще называют, «бочонок». Сделав предварительно глубокий вдох, занимающийся приседает

на дно и плотно группируется, прижимая колени и подбо­родок к груди. В таком положении, не выдыхая воздух, необходимо остаться некоторое время. Тело при полном вдохе приобретает положительную плавучесть и стремится вверх, к поверхности воды. Достигнув поверхности, оно пос­ле нескольких покачиваний занимает неподвижное поло­жение.

Несмотря на кажущуюся легкость, это упражнение уда­ется освоить не сразу из-за покачивающего движения тела головой вниз-вверх. Преждевременное выпрямление из положения группировки возникает в тот момент, когда го­лова опускается вниз. Чтобы помочь занимающемуся, пре­подаватель или партнер по обучению в момент окончания всплывания должен остановить покачивание. Надо иметь в виду, что у некоторых людей при полном вдохе тело не при­обретает положительной плавучести и не всплывает. Есте­ственно,, это упражнение им выполнять не следует.

.После изучения всплывания можно переходить к выпол­нению лежания в воде. Упражнение на лежание тоже уст­раняет чувство водобоязни. Оно выполняется из исходного положения стоя на дне руки вверху. Вначале изучается ле­жание на спине, затем — на груди. Из указанного исходно­го положения занимающийся, прогибаясь, ложится на спи­ну, а затем, сгибая ноги в тазобедренных и коленных су-става£, поднимает их до уровня воды и выпрямляет. Ус­тойчивое положение при лежании считается достигнутым «©гда? когда туловище лежит на поверхности воды и ноги щмю^ружаются вниз. Легко выполняют это упражнение де­ти", Женщины и люди пожилого возраста.

Лежание на груди выполняется после всплывания из положения «поплавок». Когда спина занимающегося пока­жется из воды, ему необходимо медленно выпрямить ноги и руки вдоль поверхности воды. При этом голова должна находиться в воде.

Лежание на спине и на груди необходимо выполнять на максимальном выдохе, так как при этом тело приобретает наибольшую положительную плавучесть, что создает бла­гоприятные условия для появления устойчивого положения. Если при лежании ноги погружаются вниз, то ими надо вы­полнять медленные движения в стороны. Очень важно, что­бы таз занимающегося был у самой поверхности воды. Если не удается лечь на воду в вытянутом положении, ве­дущему занятие или партнеру надо помочь, поднимая по­ясницу лежащего ладонью руки.

Скольжение — последнее упражнение из группы подго­товительных упражнений по освоению с водой. Скольже-




16

2 ЗвК № 426

17

ние создает у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, под­держивающего тело у поверхности.



Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее про­стым упражнением является скольжение толчком ото дна с предварительно наклоненным туловищем с вытянутыми вверх руками (рис. 2, а). Такое же движение выполняется

а б

Рис. 2


и на спине, но из положения прогнувшись (рис. 2, б). При скольжении на груди необходимо, чтобы голова была меж­ду рук или ниже рук, а на спине — между рук или выше рук. Ноги после толчка ото дна должны быть прямыми, носки вытянутыми. При таком положении тело испытывает наименьшее встречное сопротивление воды и на большее расстояние продвигается вперед. При скольжении действие подъемных сил препятствует опусканию ног вниз, и у за­нимающегося создается представление о возможности пе­редвижения в горизонтальном положении.

Подготовительные упражнения на освоение с водой по своему характеру статичны и при недостаточной темпера­туре воды или воздуха должны чередоваться с динамич­ными. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми нога­ми сидя на бортике, лежа в воде на груди или на спине. Такие движения напоминают упражнения для изучения тех­ники ног кролем, но они не несут задачи обучения, а глав­ным образом преследуют цель повышения эмоционально­сти занятий и согревания.

После того как будут проделаны подготовительные уп­ражнения по освоению с водой, надо перейти к изучению спортивных способов плавания. Но прежде чем изучать движения какого-либо способа, необходимо определить за­дачи, которые должны решаться в процессе обучения. Та­ких задач может быть несколько. При обучении детей младшего школьного возраста перед педагогом стоят, по крайней мере, две задачи, Вначале надо научить их пере-

18

двигаться по поверхности воды, а затем в процессе обуче­ния выявить талантливых ребят для рекомендации в дет­скую спортивную школу. Таких детей в первую очередь обучают так называемым базовым способам плавания: кро­лем на спине и кролем на груди.



При обучении детей среднего и старшего школьного воз­раста, включая обучение взрослых вплоть до 40—45 лет, главной задачей будет являться подготовка к сдаче норм комплекса ГТО. Основным способом плавания при подго­товке к сдаче норм комплекса ГТО является кроль на груди.

Обучать людей, профессия которых связана с работой на плавательных средствах, следует таким прикладным способам плавания, как брасс, способ на боку, брасс на спине. С помощью этих способов легче переправляться вплавь в одежде, транспортировать в одежде какие-либо предметы, плыть на дальние расстояния.

Людей, возрастная группа которых не требует выпол­нения временных нормативов, следует обучать таким спо­собам, структура движений которых сходна с двигатель­ным навыком, которым они уже владеют.

КРОЛЬ НА ГРУДИ

Кроль на груди — самый быстрый способ передвижения человека в воде. При хорошо освоенных движениях кро­лем можно переплывать большие расстояния и не ощущать усталости в мышцах. Ритмичное дыхание создает благо­приятные условия для достаточного насыщения крови кис­лородом.

Кроль на груди как спортивный способ плавания сфор­мировался в начале нашего века. В 1898 году в австралий­ском городе Бранте Алек Викхем на соревнованиях про­плыл стоярдовую дистанцию с высокой для того времени скоростью. Его *руки выполняли попеременные гребки и проносились над водой, согнутые в локтях. Ноги работали вертикально, тело лежало на воде плоско, с высоко подня­той головой. Один из известных тогда тренеров по плава­нию Джордж Фармер воскликнул: «Смотрите на этого пол­зущего ребенка!» По-английски «ползти» звучит «кроул». Считается, что с этих пор и появилось название этого спо­соба.

Стиль Алека Викхема начал быстро распространяться в Австралии. В 1902 году австралиец Дик Кэвилл уже де­монстрировал кроль в Европе. Однако стиль Кэвилла имел

19


отличительную особенность: он делал по воде два удара ногами при сильном разгибании коленей. Каждый удар со­гласовывался с началом гребка противоположной руки. Стиль Кэвилла стал называться в Европе австралийским кролем.

На Олимпийских играх в 1904 году американец Чарлз Даниэльз выиграл дистанцию 40 ярдов, применив австра­лийский кроль, но с-малой амплитудой движений ног. За­метный вклад в развитие кроля внес американец, уроже­нец Гавайских островов Д. Ю. Каханомоку. В Стокгольме в 1912 году он победил на стоярдовой дистанции с высоким для того времени результатом — 1.03,4 с. Особенностью сти­ля Каханомоку была работа ног, отличавшаяся мягкими, быстрыми движениями, с небольшими сгибаниями в колен­ных суставах. Такая работа ног обеспечивала равномер­ное продвижение тела вперед.

Применяя этот же стиль, Дюк Каханомоку одержал по­беду на стоярдовой дистанции и на Олимпиаде 1920 года. На этой же Олимпиаде австралиец Н. Росс, победитель на дистанциях 400 и 1500 ярдов, продемонстрировал новый вариант австралийского кроля. Его голова, опущенная в воду в момент выполнения вдоха, поворачивалась вместе с туловищем, ноги выполняли ножницеобразные движения. Он первым применил многоударный вариант согласования движений рук и ног, при котором на два гребка руками выполнялось шесть ударов ногами.

В 1922 году американец Джони Вейсмюллер показал технику кроля, близкую современной. Этот. выдающийся пловец преодолевал дистанцию 100 м с феноменальным ре­зультатом для того времени — 57,4 с. Он был победителем Олимпийских игр 1924 и 1928 годов, установив мировые ре­корды на дистанциях от 100 до 800 м. Джони Вейсмюллер был известен и как киноактер, снимавшийся в 30-х годах в многосерийном фильме «Тарзан». Его атлетическое тело­сложение, отличная физическая подготовка позволили со­здать образ юноши, способного ловко передвигаться по вет­вям деревьев и, что самое удивительное, плавать быстрее нильских крокодилов. «Натуральные съемки с крокодила­ми,— говорил Вейсмюллер в одном из своих интервью,— были самыми опасными, так как никто точно не знал мак­симальной скорости их передвижения в воде». Долго не сходил с экранов мирового кино фильм «Тарзан». Он сы­грал большую роль в популяризации спортивного плава­ния среди населения планеты. Трагично сложилась судьба известного пловца. Вынужденный эмигрировать в Мексику, он скончался там в нищете и бедности.

Благодаря высокой скорости передвижения кроль на груди стал наиболее распространенным способом плавания. В соревнованиях вольным стилем кролем плавают дистан­ции 100, 200, 400, 800 и 1500 м. Кроме того, этим способом плавают в эстафетах 4x100 и 4X200 м. Он входит в комп­лексное плавание на 200 и 400 м и в комбинированную эстафету 4x100 м. Кролем плавают сверхдлинные дистан­ции и при сдаче норм комплекса ГТО.

В современном кроле тело находится у поверхности во­ды, причем плечи располагаются несколько выше, чем таз. При таком положении туловища появляется так называ­емый угол атаки, способствующий возникновению подъем-них сил, уменьшающий миделевое сечение пловца, его гид­родинамическое сопротивление. Угол атаки определяется как угол между продольной осью тела и горизонталью. В кроле на груди он может быть равным 3—5°. На спринтер­ских дистанциях угол больше, чем на длинных дистанциях. Положение головы в кроле естественное, она располагает­ся в плоскости туловища. Туловище при выполнении греб-ковых движений не только движется вперед. Грудная часть его совершает повороты вокруг продольной оси на 23—25° в одну и в другую сторону. Повороты грудной части туло­вища создают благоприятные биомеханические условия для выполнения гребка руками.

Работа ног при этом способе плавания, несмотря на ка­жущуюся простоту, является сложной кинематической це­пью последовательно связанных между собой движений бедра, голени и стопы. Доказательством этого могут слу­жить примеры, когда люди, освоившие технику движений ногами, способны передвигаться легко, свободно и практи­чески не уставая. И наоборот, неправильные движения вы­зывают быстрое утомление мышц бедра, голени при малом или отсутствующем движении тела вперед.

Движения ног в кроле на груди совершаются попе­ременно в вертикальной плоскости (рис. 3). Когда одна но­га делает удар, другая начинает подготовительное движе­ние. Ударное движение (его еще называют гребковым) про­изводится вниз, а подготовительное — вверх.

Анализ кинематики движения ног'надо начинать из ис­ходного положения, когда закончился удар. В этом поло­жении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и на­ходятся под определенным углом к туловищу пловца.

Подготовительное движение состоит из двух фаз. В пер­вой фазе движение совершается прямой ногой по достиже­нию ею горизонтального положения. В этот момент мыш­цы бедра расслаблены и работают главным образом яго-





следующая страница >>
Смотрите также:
Из истории развития плавания
1337.96kb.
Вопросы по всеобщей истории для государственного полидисциплинарного экзамена по истории для специальностей 032600 История
960.07kb.
8. Наиболее выдающимся экономистом эпохи буржуазной революции в Англии был Уильям Петти (1623 1687). Наиболее известными являют­ся "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Политическая арифметика"
312.26kb.
Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века
190.99kb.
“Обеспечение навигационной безопасности плавания”
88.29kb.
Дунайской Комиссии на период с 29 мая 2009 г до 74-й сессии
141.47kb.
Программа международной научной конференции, посвященной 175-летию учреждения кафедр истории и литературы
243.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
308.31kb.
Малайзия, Сингапур, Бруней в Новое время
149.93kb.
О проекте «Матрица программ развития», разработанном Аналитической службой Аппарата Российского Союза ректоров «Матрица программ развития»
145.94kb.
Иванова Лилия Фатыховна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культурологии и архивоведения
128.86kb.
1. Характеристики навигационной безопасности условий плавания на мелководье
46.37kb.